Интервью с Ольгой Горневой.

Беседовала - Елена Чудина.

Горнева Ольга - член Ассоциации Танцевально-Двигательной Терапии, ведущая программ по танцевально-двигательной терапии, в своей работе также использует методы терапии творческим выражением (expressive art therapy) и процессуальной терапии.

     Е.Ч.: Ольга, я, прежде всего, хочу у тебя спросить, в чем ты видишь отличие танцевально-двигательного терапевта от других психотерапевтов?

     О.Г.: Не простой вопрос, потому что с движением и телом работают психотерапевты и других направлений. Я думаю, что отличие в танце. Танце-двигательный терапевт часто просит клиента выразить что-то в танце, например, свое состояние. Танец – это законченная фраза, имеющая начало и конец. Это не просто одно движение. Это завершенная двигательная форма - фраза, выраженная всем телом.

     Е.Ч.: Как я понимаю, ты различаешь танец и движение. В чем это различие?

     О.Г.: Например, если человек испытывает гнев, то гнев можно выразить движением руки, которая кого-то бьет, толкает и т.п. А можно попросить человека станцевать танец своего гнева. Человек на какое-то время становится этим гневом, это переживание будет отличным от первого. На мой взгляд, оно более полное и интегрирующее.

     Е.Ч.: Это целостное воплощение эмоции?

     О.Г.: Да. Человек на время становится гневом. В процессе такого танца рождается образ, с которым дальше можно работать. Но уже просто рождение образа из эмоционального состояния, которое испытывает человек, имеет терапевтический эффект.

     Е.Ч.:  Рождение образа – это уже терапия?

     О.Г.: Через образ сознание энергию собирает, организует, структурирует. Это не то, что давлеет над человеком. Это продукт деятельности (в данном случае танца) самого человека, это часть его самого и за эту часть уже берется ответственность.

     Е.Ч.: Ольга, говоря о танце-двигательной терапии, видишь ли ты ее как профессию с глобальными, мировыми целями или как очень конкретную профессию, которая работает с определенным контингентом людей?

     О.Г.: Я думаю, что это конкретная профессия, которая имеет и глобальные цели. Ты затронула философский, мировоззренческий вопрос. Я думаю, что современный человек должен мыслить глобально и чувствовать себя в мировом канале. Чтобы человек не делал, он должен понимать, что он что-то меняет в ту или иную сторону во всей структуре человеческого сообщества. Для меня работа – это возможность что-то внести в эту структуру. Я абсолютно убеждена, что главное для человека добраться до своей целостности, до того, что Юнг называет самостью. Это место, где живет и раскрывается истинная любовь.

     Е.Ч.: Добраться до любви?

     О.Г.: Да. До целостной любви, когда ты любишь и понимаешь себя, свои теневые стороны. А потом принимаешь мир в его многообразии и находишь в нем свое место, свою дорогу. Это о целостности, о единстве, зависимости людей друг от друга.

     Е.Ч.: Сейчас речь идет о некой философской позиции. На чьи взгляды ты опираешься в своей работе?

     О.Г.: Это, во-первых, все учителя, которые у нас были за время обучения танцевально-двигательной терапии. Большое влияние на мою профессиональную позицию оказала и оказывает Ирина Бирюкова. Мой новый интерес – это процессуальная терапия. Меня устраивает во всех отношениях та мировоззренческая основа, которая заложена в это направление. Это: теория общего поля, ответственность за себя и за мир, в котором ты живешь, доверие потоку жизни.

     Говоря о целостности человека, я хочу подчеркнуть важность ассимиляции каждым человеком собственной тени, так как когда мы работаем со своей тенью, то автоматически работаем и с коллективной тенью. Таким образом, мы, по словам Юнга, освобождаем Бога. Это экология внутреннего психологического пространства человека и внешнего мира.

     Е.Ч.: Теперь давай поговорим о танце-двигательной терапии как о конкретной профессии. Ты работаешь с женщинами. Женщина приходит к тебе каждую неделю на клиентскую группу. Что она получит от этих занятий через полгода?

     О.Г.: Она «разберется с собой», частично осознает причины своих внутренних конфликтов и как следствие – внешних, то есть начнет понимать основные паттерны своего реагирования и поведения.

     Е.Ч.: Женщина лишь начнет понимать?

     О.Г.: Да, я считаю, что, во-первых, это объективно зависит от скорости психологического процесса конкретного человека и от его готовности переносить боль и страдание. Я как терапевт считаю себя ответственной за создание безопасной атмосферы и за помощь в нахождении ресурса для глубинной работы. Женщины становятся более уверенными в себе, в своем праве Быть, быть в теле, быть в жизни. Женщины обнаруживают в себе удивительные ресурсы, очень глубинные, которые связывают женщину с ее природной частью и являются этой частью. Осознание женщиной себя очень расширяется. Получается расширяющаяся спираль осознания: ресурс дает возможность работать над личностной проблемой, проработка освобождает энергию для более глубокой ресурсной работы, а это в свою очередь позволяет глубже заглянуть в проблему и так шаг за шагом. Удивительная красота!

     Е.Ч.: Обязательно ли прорабатывать болевые моменты?

     О.Г.: Возможность роста скрыта в ране. Речь идет о терапевтической группе, поэтому женщины уже приходят с каким-то насущным вопросом, какой-то проблемой в своей жизни. Другой вопрос, обязательна ли сильная боль. Я думаю, что нет. Бывает по-разному. Не надо торопиться и погружать человека прямо в травму, надо работать аккуратно с периферии. Боли не надо бояться, ее надо понимать. Болевой сигнал будь-то в психике или в теле – это информация от нас для нас, надо эту информацию суметь «прочитать». По-моему опыту каждая сессия – это труд, труд души, проходящий трансформацию. Это труд, который позволяет наладить контакт со своими глубинными корнями, радоваться себе и жизни.

     Е.Ч.: С какими запросами приходят женщины?

     О.Г.: Проблемы в отношениях. Возрастной кризис. Например, кризис середины жизни (40-50 лет), уже выросли дети, и женщина остается один на один с собой, со своим мужчиной, с близкими. Возраст, который требует коренного пересмотра жизненных позиций. Женщины обращаются в период развода, а также при сложных отношениях с собственными детьми. Жалобы на хроническую усталость, потерю интереса к жизни, ощущение нехватки энергии, неспособность что-либо делать.

     Е.Ч.: В чем, на твой взгляд, причина нехватки энергии?

     О.Г.: Думаю, что я не одинока в своей любви к книге Пинколы Эстес «Бегущая с волками». Я разделяю ее точку зрения, что потеря контакта с нашей природной дикой частью порождает это множество симптоматики. Наша природная часть знает закон цикличности: в цикле есть не только движение, но и покой, восстановление сил; не только рождение, но и смерть; не только подъемы, но и спады. Когда женщина начинает понимать, когда ей надо отдыхать, когда работать, когда говорить «Да», а когда «Нет», когда окружать себя людьми, а когда побыть в одиночестве и т.п., то есть женщина узнает, понимает, уважает и ценит свой ритм, тогда не возникает этой изможденности.