Конформизм

"конформизм (от позднелат. conformis подобный, сообразный), приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления." Это простое определение из словаря. На деле же конформизм является сложнейшим многоуровневым явлением. Что мы можем сказать о нем? Лично для меня больший интерес представляет финалистичный подход - какие цели в будущем преследует конформистские поведение и психология? Какие задачи оно выполняет в настоящем? Что касается поиска причин, точнее мифологии "причинности", то в данном случае этим методом сложно чего-то добиться. И я в этом вопросе, в основном, согласен со взглядами, например, Зойи Луиджи ("Созидание души"). Если все же немного пофантазировать насчет причин, то напрашивается "детская" схема, связанная со стравхом перед родителями, или архетипическая. Последняя может указывать на страх быть отвергнутым социумом, а человек без социума не только не выживет, у него даже не сформируется психика ("дети-маугли"). Но все это, на мой взгляд, практически ничего не объясняет, но, скорее, упрощает, если не сказать, - примитивизирует. Более того, того подобные схемы "объяснений" по большой части закрывают реальность и даже нередко "удачно" вписываются в ту самую модель конформистского поведения (мышления). Можно попробовать этимологический экскурс. conformis. Навереное, это отсылает нас к монотеизму. Но только ли? Но какие же цели и задачи у конформизма? Нелишне будет задаться и таким вопросом - а что, в конечном счете, происходит с тем, что некритично усваивается, чему следуют?
Мне бы хотелось явление конформизма перевести в плоскость сновидения. Вопрос звучит следующим образом, - обладают ли (можно ли выявить признаки) конформизмом сновидения? Если взять за парадигму гипотезу Юнга о том, что сновидения всегда занимают противоположную позицию сознательной установке, и целью их является выравнивание, уравновешивание крайностей, приведение этих противоположностей к «общему знаменателю», то такой сновиденческий аттитьюд можно назвать архетипическим конформизмом, (через идентификацию противоположностей к приведению к сообразности). Сновидение изъясняется, по сути, на языке Маугли. В ландшафтах сновидения все образы представленные им относятся к нам (по сути, это всё – мы). В сновидении, находясь в веренице, толпе образов мы одиноки, и окружающее нас представлено нашими вымыслами о нем. Сновидение, представляя множество, приводит это множество, СООБРАЗУЕТ с нашим экзистенциальным одиночеством. В этом я вижу его конформность.
А если взять гипотезу Хиллмана? :) Подземный мир... Какой там к черту конформизм? Здесь уже, вероятно, мы имеем дело с чем-то выходящим за рамки дихотомии конформизм-нонконформизм :)
Леша, учиитывая твои деконтруктивистские позиции, я теперь лишь робко могу предположить юнгианские гипотезы, зная наперед, что логос деконструктивизма и "это" расчленит :)
Спасибо, Володя, спасибо... ;) мой нарциссизм не ослабеет :) Надо бы только не забывать о самодеконструкции. Особо это касается логоса. О сновидениях. Ну а кошмары, яркие, вызывающе непонятны сны? Тоже конформизм?
Трикстер: «Надо бы только не забывать о самодеконструкции. Особо это касается логоса». Надо, надо, но не волнуйся, Леша, я тебе периодически буду напоминать ;) Трикстер: "Ну а кошмары, яркие, вызывающе непонятны сны? Тоже конформизм?" Если следовать этимологии слова конформизм «сообразный», «сообразный» и прибавить к этому цель, то выходит и в кошмарах есть целесообразность. :) Как я писал, «сновиденческий аттитьюд можно назвать архетипическим конформизмом, (через идентификацию противоположностей к приведению к сообразности). Кошмар и есть та самая противоположность успокоенческой, подслеповатой, обесценивающей позиции сознания. Кошмар имеет целесообразность во встряхивании, взбалтывании болота, стагнации в которое попало сознание. Должен ли критически относится сновидец к кошмарным образам? Сознание должно принять информационную тревогу, эмоцию, заложенную в этом проявлении психического, ее целесообразность, не обесценивая ее.
Не поводу того, что ты написал, Володя... Вспомнил, я уже в другой теме давал ссылку на описание "метода Артмемидора" (толкование снов). Это в одном из томов "Истории сексуальности" Фуко. Метод Артемидора был явно призван помочь более эффективной реализации приспособленческой жизненной стратегии и адресован, главным образом, мужчинам На примере этого метода, Фуко показывает зависимость (ее варианты) методов того, что мы теперь называем самопознанием, от определенных культурно-исторических условий, от эпистемы. Лично я в "методе Артемидора" вижу воплощение одной из возможных тенденций....
Ну, Леша, ты опять меня "грузанул", вот теперь в методе Артемидора нужно будет разбираться ;) Не подскажешь ссылочку, чтобы сразу на этот метод выйти. :) Интересно, по какому методу, и в каком историческом контексте толковал сновидения фараона Иосиф ;)
"В сновидении, находясь в веренице, толпе образов мы одиноки, и окружающее нас представлено нашими вымыслами о нем." И,чтобы быть неодинокими, люди вывели повторяющиеся мотивы и определили их значение в сонниках. Вот вам и конформистская сознательная установка - не лезть в дебри бессознательного, снять "информационную тревогу" за счет присоединения к безликому большинству.

Вот тут с самого начала ГЛАВА I  СНЫ ОБ УДОВОЛЬСТВИЯХ

Леша, только добрался до статьи, читаю, интересно...
а трикстер плохого не посоветует ;)
Все что угодно, только не Ильин :)
да ладно тебе...это ты еще не вошел во вкус ;) А если немного серьезнее, то уж конечно Мишеля Фуко гораздо интереснее читать. Ильина-то можно почитать лишь ради лучшей ориентировки в этих новых и весьма сложных авторах.
Не, я лучше Хайдеггера почитаю.. это легче ;)
ты поделился бы хоть знаниями... ;) открыл бы тему, скажем, "Юнг и Хайдеггер"...
Ишь, чего захотел, знаний самому мало Foot in mouth