К

Ка (егип.) — один из элементов, составляющих человеческую сущность. Сначала К. было олицетворением жизненной силы царей и богов, воплощением их могущества, впоследствии обладание К. стали приписывать всем людям, К. является двойником человека, рождающимся вместе с человеком и нераздельно сопутствующим ему как при жизни, так и после смерти, В египетские гробницы ставили статуи, изображающие умершего и считавшиеся посмертным вместилищем его К. К. приписывали способность покидать гробницу и путешествовать в загробный мир. К. изображали в виде человека, положившего на голову поднятые и согнутые в локтях руки.

 

Кабиры, Кавиры (греч.) — низшие божества, дети Гефеста и нимфы Кабиро (дочери Протея), ведавшие плодородием земли, подземным огнем, спасавшие мореплавателей от бурь. Число К. колеблется от двух до семи. По преданию, К. присутствовали при рождении Зевса и входили в окружение великой матери Реи, отождествляясь с куретами или корибантами.

Кадм (греч.) — герой беотийских мифов, легендарный основатель Фив, сын финикийского царя Агенора, брат Европы, Феникса и др. После похищения Европы Зевсом Агенор послал К. и его братьев на поиски сестры. К. обратился к Дельфийскому оракулу, который велел К. прекратить поиски и последовать за коровой, которую он встретит на выходе из святилиша. Там, где корова ляжет, он должен был основать город. Выполняя это повеление, К. прибыл в Беотию, где ему сначала пришлось убить дракона, сына Ареса. К. победил дракона, вырвал у него зубы и засеял ими землю. Из зубов дракона выросли войны-спарты («посеянные»). Они начали сражаться друг с другом, пока в живых не осталось только пятеро. С их помощью К. основал крепость Кадмею, вокруг которой выросли Фивы, а пятеро спартов стали родоначальниками знатнейших фиванских родов. Один из спартов, Эхион, впоследствии женился на дочери К. Агаве. За убийство дракона боги приговорили К. в течение 8 лет нести искупительную службу у Ареса, после чего Арес по воле Зевса выдал за К. свою дочь Гармонию. Боги подарили Гармонии на свадьбу пеп-лос и ожерелье, которые впоследствии оказались источником несчастий для их владельцев. От брака К. и Гармонии родились Помидор (отец Лабдака), Автоноя, Ино, Семема и Агава. В старости К. переселился с женой в Иллирию. Там они превратились в змей и были перенесены в Элизиум.

Кадуцей, кадукёй (рим.) — геральдический жезл, обвитый двумя змеями, атрибут Меркурия (соответствует керикейону Гермеса и Ириды). В древности посох, обвитый изображениями змей, был эмблемой вестников, глашатаев, парламентеров, гарантируя им неприкосновенность.

Каин (библ.) — старший из двоихсыновей Адама и Евы, земледелец. Убил своего младшего брата скотовода Авеля, позавидовав тому, что жертва брата оказалась угоднее Богу, чем его собственная, а затем был вынужден уйти в изгнание, потому что земля, принявшая кровь брата, перестала давать ему урожай. Для того чтобы К. не был убит в изгнании, Бог объявил, что тому, кто убьет К., «отмстится всемеро».

Как, Какус (рим.) — огнедышащий великан, сын Вулкана (вариант: беглый раб, ставший разбойником), который жил в пещере на Авентинском холме. Когда Геракл гнал через Италию коров Гериона, К. похитил у него часть стада и спрятал у себя в пещере. Услышав мычание в пещере, Геракл убил К. и вернул украденных коров.

Кала (др.-инд.) — «время» — божество, олицетворяющее время. К. обычно описывается как состоящий из дней и ночей, месяцев и времен года, поглощающих человеческое существование. В эпосе К. рассматривается как самостоятельное божество, но в то же время —-как ипостась Шивы или Ямы. Представления о К. сближаются с представлениями о боге смерти Мритью, который утверждает, что повинуется воле К.

Калаид, Калаис (греч.) — один из Бореадов, участник похода аргонавтов.

Калачакра (др.-инд.) — «колесо времени» — в ваджраяне — учение о тесной связи Вселенной с человеком, изложенное Буддой Шакьямуни по просьбе Сучандры, царя мифической страны Шамбхалы. Согласно К. все внешние явления и процессы взаимосвязаны с телом и психикой человека, поэтому, изменяя себя, человек изменяет и мир. С К. связано представление о цикличности времени, в котором выделяли 12- и 60-летние циклы.

Кали (индуист.) — «черная» — одна из ипостасей Деви, жены Шивы, олицетворяющая губительный аспект его шакти — божественной энергии. По одному из мифов, К. появилась на свет из ставшего черным от гнева лица Дурги, другой грозной ипостаси Деви, поэтому она черного цвета. К. одета в шкуру пантеры, на ее шее ожерелье из черепов, из ее рта свисает длинный язык, окрашенный кровью ее жертв. У нее четыре руки, в двух она держит отрубленные головы, а в двух других — меч и жертвенный нож. В конце кальпы К. окутывает мир тьмой и зовется Каларатри («ночь времени»).

Калидонская охота (греч.) — миф, объединивший сказания о героях различных районов Греции. Царь Калидона (город в южной Этолии) Ойней собрал обильный урожай и принес жертвы всем богам, но забыл богиню-охотницу Артемиду. Разгневанная богиня наслала на Калидон огромного свирепого вепря, который опустошал поля и убивал жителей. Ойней пригласил для охоты на вепря самых знаменитых и доблестных героев Эллады, пообещав шкуру зверя тому, кто убьет чудовище. Охотников возглавил его сын Мелеагр. На охоту прибыли герои из многих районов Греции — сыновья Фестия из Плеврона, дядья Мелеагра по материнской линии, Амфитрион и его сын Ификл из Фив, Тесей из Афин, Адмет, Пирифой, Пелей, Ясон из Фессалии, братья Диоскуры из Спарты, Идас и Линией из Мессении, Амфиарай из Аргоса и единственная женщина — охотница Аталанта из Аркадии. Сначала называли около двадцати участников К. о., затем местные рассказчики стали включать в перечень героев из своих областей, поэтому в поздних вариантах мифа упоминается более пятидесяти участников. Включены были Лаэрт (отец Одиссея), Теламон, Нестор, Левкипп, Мопс и др. Во время охоты собаки выгнали вепря из лесу, и зверь бросился на охотников. Многие погибли от его клыков, а кое-кто и от ран, случайно нанесенных друг другу во время охоты. Первой вепря ранила Аталанта, выстрелив в него из лука, затем зверя добил Мелеагр. Шкура вепря была присуждена ему, но Мелеагр уступил ее Аталанте. Это послужило причиной ссоры между Мелеагром и братьями его матери из Плев-рона. Когда те попытались отнять у охотницы награду, Мелеагр встал на защиту Аталанты и убил одного из своих дядей. Его мать Алфея, узнав об этом, погубила сына, спалив полено, от которого зависела его жизнь. (Вариант: Мелеагр перебил всех сыновей Фестия, но сам погиб в сражении.) После его смерти Алфея и жена Мелеагра покончили с собой.

Калипсо (греч.) — «та, что скрывает» — нимфа о-ва Огигия, дочь Атланта (вариант: Океана). К. семь лет держала в плену Одиссея, но по приказу Зевса была вынуждена отпустить его. От Одиссея К. имела сыновей Латина, Навсифоя, Навсиноя, Авсона.

Каллиопа (греч.) — «прекрасноголосая» — дочь Зевса и Мнемо-сины, старшая из девяти муз. Первоначально, судя по ее имени, К. была богиней песнопений, в классическую же эпоху она считалась музой эпической поэзии и науки. Ее атрибутами были навощенные дощечки и стиль (бронзовая палочка для писания на воске) или свиток и грифель.

Каллироя (греч.) — «прекраснотекущая» — 1. Одна из океанид, дочь Океана и Тефиды, супруга Хрисаора, которому она родила трехголового великана Гериона. 2. Речная нимфа, дочь Ахелоя, супруга Алк-меона, мать Акарнана и Амфотера. После гибели мужа от руки Фегея К. стала возлюбленной Зевса и упросила его сделать ее малолетних детей сразу взрослыми. Когда ее желание было исполнено, дети К. отомстили за отца и убили Фегея с женой и детьми. 3. Калидонская девушка, отвергшая любовь Кореса, жреца Диониса. По просьбе оскорбленного жреца Дионис поразил жителей Калидона безумием. Калидонцы обратились за помощью к оракулу и получили приказ принести К. в жертву Дионису. Когда Корее увидел прекрасную К., обреченную на гибель, он заколол себя вместо любимой. Увидев это, К. воспылала к нему любовью и покончила с собой возле источника, получившего ее имя. 4. Нимфа, дочь речного бога Скамандра, мать Ганимеда.

Каллисто, Каллиста (греч.) — аркадская нимфа, дочь Ликаона, спутница Артемиды. Обольщенная Зевсом, К. родила сына Аркада. Разгневавшись за это на К., Артемида превратила ее в медведицу (вариант: это сделал Зевс, чтобы скрыть ее от Геры). Артемида убила медведицу (вариант: К. хотел убить на охоте ее сын Аркад), и Зевс превратил ее в созвездие Большой Медведицы.

Калхант, Калхас (греч.) — легендарный прорицатель из Микен, внук Аполлона, получивший от него дар предсказывать будущее, участник похода греков на Трою. В Авлиде К. увидел змею, проглотившую птицу и ее восемь птенцов, и предсказал, что Троя будет взята на десятый год. Он же сказал, что попутный ветер будет послан грекам только тогда, когда в жертву оскорбленной Артемиде принесут Ифигению. По совету К. греки разыскали Филоктета — обладателя лука Геракла, без которого нельзя было взять Трою — и построили деревянного Троянского коня. Во время осады Трои К. объяснил распространение в греческом лагере эпидемии тем, что ахейцы оскорбили Хриса, жреца Аполлона. К. было предсказано, что он умрет, когда встретит более искусного прорицателя, и он умер, когда встретил Мопса.

Кальпа (индуист.) — «порядок», «закон» — сутки Брахмы, или 24 000 «божественных» лет, соответствующих 8 640 000 000 «человеческих» лет (1000 календарных лет приравнивается одному дню богов). Первая половина К. — это время существования материального мира, или день Брахмы, в конце которого происходит уничтожение мира и наступает ночь Брахмы. По той же хронологии Брахма живет 100 К., а затем происходит великое уничтожение и спустя еще 100 К. начинается новый цикл. Считается, что нынешний Брахма находится на 51-м году своей жизни.

Кама (др.-инд.) — «чувственное влечение», «любовная страсть» — бог любви, «саморожденный», сын Дхармы, вышедший из сердца Брахмана. В эпических мифах К. — сын Лакшми, супруг Рати и При-ти. По одному из мифов, К. нарушил аскезу Шивы, желая возбудить в нем любовь к Парвати. Разгневанный Шива испепелил К., но затем склонился к мольбам его супруги Рати и воскресил его. К. изображали юношей, сидящим на попугае (или на колеснице) и держащим в руках лук из сахарного тростника с тетивой из пчел и пятью стрелами из цветов, насылающими любовную страсть.

Камены, касмены (рим.) — нимфы ручья, протекавшего неподалеку от римского храма Весты. Позднее К. были отождествлены с музами, покровительницами искусств.

Камилла (рим.) — дочь царя вольсков Метаба. Изгнанный из своей страны Метаб бежал с маленькой К. Когда река преградила беглецам путь, царь привязал К. к копью и, дав обет посвятить девочку Диане, перебросил копье на другой берег. К. выросла смелой охотницей и воительницей. В войне против Энея она сражалась на стороне Турна и погибла от руки одного из соратников Энея.

Каннон, Кандзэон-босацу (яп.) — богиня-заступница, обратиться к которой за помощью может любой человек. К. способна принимать любые воплощения: к старику она приходит стариком, к женщине — женщиной и т. п. К. представляют тысячерукой, причем каждой из своих рук она спасает грешника, и одиннадцатиликой. Десять меньших ликов К. расположены в виде тиары поверх главного, из них три ее сострадательных лика устремлены на добродетельных существ, три гневных — на недобродетельных, три клыкастых лика побуждают стать на путь Будды, а один смеющийся лик олицетворяет достигнутое понимание тщеты мирской суеты.

Канса (индуист.) — царь Матхуры, враг Кришны, зачатый от демона, который обманом овладел его матерью, женой матхурского царя Уграсены. Повзрослев, К. сверг Уграсену и начал царствовать сам, творя много зла и запретив поклонение богам. Земля взмолилась к богам о помощи, и Вишну воплотился на ней в виде братьев Кришны и Баларамы, которые убили К.

Капансй (греч.) — аргосский царь, сын Гиппоноя, участник похода семерых против Фив. Во время штурма Фив К. похвалился, что этот город не удержит и сам Зевс. За это Зевс поразил К. молнией, когда тот взбирался по лестнице на стену Фив. Жена К. Эвадна бросилась в погребальный костер, чтобы не разлучаться с мужем.

Карачун, корочун (слав.) — 1. Праздник зимнего солнцеворота. 2. Злой дух, сокращающий жизнь, а также внезапная преждевременная смерть.

Карлики — мифологические существа, отличающиеся очень малым ростом и, как правило, представляющие собой целый народ. В различных мифологиях К. живут в пещерах, в лесу, в воде, являясь хозяевами своего местообитания. В европейских мифах К. обычно связаны с горами, с горными промыслами, кузнечным ремеслом, подземными сокровищами, которые они охраняют. Часто они выступают искусными мастерами, куют редкостные предметы, оружие, доспехи, драгоценные украшения для богов и героев. Боги и люди в мифах оказываются умнее К. и нередко обманывают и губят их. К. часто изображают старыми, с длинной седой бородой, иногда — боящимися света, который превращает их в камень.

Кармента (рим.) — римская богиня, помогавшая при деторождении и предсказывавшая судьбу новорожденного. Ее помощницы, Антеворта и Постворта, получили свои имена от названий двух положений ребенка при родах. К. отождествляли с аркадской нимфой Никостратой, матерью Эвандра (вариант: женой Эвандра).

Карна (рим.) — «плоть», «тело» — древнеримская богиня подземного мира (вариант: нимфа-охотница, завлекавшая юношей в темные пещеры, а затем скрывавшаяся. Ей не удалось обмануть Януса, так как он мог видеть одновременно и впереди себя, и сзади). К. считалась также защитницей детей и покровительницей человеческого тела.

Карна (др.-инд.) — внебрачный сын матери пандавов Кунти и бога солнца Сурьи. К. родился с естественным панцирем на теле и чудесными серьгами в ушах (атрибуты Сурьи), делавшими его неуязвимым. Чтобы скрыть рождение ребенка, Кунти бросила К. в реку, где его нашел возничий Агхиратха и вместе со своей женой Радхой воспитал как собственного сына. Выросши, К. принял участие в сва-ямваре (выборе жениха невестой) Драупади, но был отвергнут ею и осмеян пандавами за низкое происхождение. Дурьодхана, напротив, приблизил его к себе, и К. стал одним из наиболее верных и могущественных его союзников. Чтобы лишить К. неуязвимости, Индра переоделся брахманом и выпросил у К. панцирь и серьги. Во время битвы на Курукшетре К. после ранения Бхишмы и гибели Дроны возглавил войска кауравов и победил в поединках четверых пандавов (Юдхиштхиру, Бхиму, Накулу и Сахадеву), но пощадил их, потому что ранее дал это обещание Кунти. Когда колесница К. увязла в земле, Арджуна воспользовался этим и поразил его стрелой. Только после смерти К. пандавы узнали, что он — их старший брат, и воздали почести его жене и детям.

Кассандра (греч.) — дочь троянского царя Приама и Гекубы. Влюбленный в К. Аполлон наделил ее даром пророчества, но, когда К. отвергла его любовь, он сделал так, что ее пророчествам никто не верил. К. умоляла Париса отказаться от бракосочетания с Еленой, она предсказывала гибель Трои и опасность от оставленного греками деревянного коня, но ее никто не слушал. При падении Трои К. искала спасения у статуи Афины, но была схвачена и изнасилована Аяксом Малым. При разделе добычи К. досталась Агамемнону и вместе с ним погибла в Микенах от руки Клитемнестры.

Кассиопея (греч.) — эфиопская царица, супруга Кефея, мать Андромеды. К. похвалялась своей красотой перед нереидами, за что Посейдон наслал на Эфиопию чудовище, в жертву которому должны были принести дочь К. Андромеду, которую спас Персей, а К. боги превратили в созвездие, названное ее именем.

Касталия(греч.) — нимфа, дочь речного бога Ахелоя. Спасаясь от преследования Аполлона, К. превратилась в источник у горы Парнас — Кастальский ключ, в водах которого очищались паломники, направлявшиеся в Дельфы. Кастальский ключ был посвящен Аполлону и музам.

Кастор (греч.) — один из братьев Диоскуров.

Катрей (греч.) — критский царь, сын Миноса и Пасифаи, отец Аэроны, Алфемена и др. К. было предсказано, что он будет убит одним из своих детей, и они уехали с Крита. Алфемен бежал на о-в Родос, но, когда К. в старости отправился за сыном, чтобы передать ему царство, пастухи приняли его корабль за пиратский и напали на него. Алфемен пришел на помощь пастухам и убил своего отца дротиком. Узнав об ошибке, он взмолился богам и был поглощен разверзшейся землей.

Кауравы (др.-инд.) — «потомки Куру» — персонажи «Махабхараты», сто сыновей царя Дхритараштры и его жены Гандхари, двоюродные братья и противники братьев пандавов. Все они во главе со старшим К. Дурьодханой погибли в битве на Курукшетре.

Кашьяпа (индуист.) — «черепаха» — 1. Один из семи великих риши, сын Брахмы (или эманация Маричи, духа Брахмы — Праджапати), божественный мудрец, которому приписывалось участие в сотворении мира. Женами К. считаются 8 (варианты: 10 или 12) дочерей Дакши. От Дити К. имел сыновей дайтьев, от Дану — данавов, от Адити — адитьев, васу, рудр и Ашвинов: Остальные его жены произвели на свет гандхарвов, апсар, нагое, ракшасов, животных и других существ. Внук К. от сына Вивасвата — Ману — стал прародителем людей. 2. Один из наиболее выдающихся учеников Будды Шакьямуни. Считается первым индийским патриархом дзен-буддизма, потому что только он постиг смысл бессловесной передачи дхармы от учителя к ученику — когда однажды Шакьямуни взял цветок, показал ученикам и улыбнулся, только К. понял, что этим хотел сказать учитель.

Квасир (сканд.) — «квас» — маленький мудрый человечек, сделанный из слюны богов-асов после окончания войны с ванами. Первоначально К. олицетворял одноименный хмельной напиток. По легенде, из крови К., убитого карликами-цвергами, был сделан «мед поэзии».

Квирин (рим.) — древнеримский бог, почитавшийся племенем сабинян на горе Квиринале. Впоследствии К. был отождествлен с Марсом и почитался как «мирный Марс». К. также отождествляли с Ромулом (иногда с Янусом). От имени К. произошло название римских граждан — квириты.

Квисины (кор.) — в корейской мифологии и народных поверьях — различные демоны и духи. К. условно разделяются на духов стихий, животных, людей, домашних духов, духов болезней, святых и будд, злых духов. Считается, что К. умерших людей ощущают и воспринимают мир точно так же, как живые люди, что они принимают участие во всех людских делах. Для защиты от К. применяют различные надписи, обереги и амулеты. Знахари постоянно используют обращения к К. в заговорах для изгнания болезней. К. селятся в заброшенных строениях, в развалинах крепостей и монастырей, в пещерах, в болотах, в заросших прудах и т. п.

Кебхут (егип.) — богиня прохладной чистой воды, дочь Анубиса, покровительница 10-го нома и города Летополиса. Воплощалась в образе змеи и отождествлялась с богиней-змеей Уто. К. была связана с культом мертвых, считалось, что она совершает возлияния умершим и помогает им подняться на небо.

Кеик, Кеикс (греч.) — 1. Друг и сподвижник Геракла., царь фессалийского города Трахины, у которого Геракл нашел приют и очистился от нечаянного убийства Эвнома. 2. Сын Геспера (Эосфора), супруг Алкионы. К. и Алкиона так любили друг друга, что, когда К, не вернулся из морского путешествия, Алкиона бросилась в волны. Боги превратили К. в чайку, а Алкиону — в зимородка (вариант: К. и Алкиона были превращены в птиц за то, что слишком гордились своим супружеским счастьем и называли себя Зевсом и Герой).

Кей — см. Кой.
Кекрбп, Кекропс (греч.) — афинский царь, получеловек-полузмея, отец Эрисихтона, Аглавры, Герсы, Пандросы. Легенда считает К. первым царем Аттики, назвавшим страну Кекропией. К. изображали могучим мужчиной со змеиным хвостом вместо ног. При нем произошел спор между Афиной и Посейдоном за обладание этой страной: Посейдон создал для Аттики источник воды, а Афина вырастила оливковое дерево, и ее дар был признан более ценным. По одному из мифов, К. был судьей в споре, по другому — зрителем, но его свидетельство решило спор в пользу богини. На тесную связь культа К. с Афиной указывает также то, что имена дочерей К. были эпитетами богини. Дочери К. — Аглавраи Пандроса —считались богинями росы и защитницами от засухи.

Келей (греч.) — элевсинский царь, супруг Метаниры, отец Трип-толема и Демофонта. В его доме нашла приют богиня Деметра, разыскивавшая свою дочь Персефону. Деметра стала нянькой Демофонта и пыталась сделать его бессмертным, натирая его амброзией и кладя на ночь в пылающую печь. Метанира, увидев сына в печи, испугалась и стала умолять Деметру не делать этого. Тогда Деметра открылась К. и Метанире и велела построить храм в ее честь, а затем осталась жить в нем.

Келено (греч.) — 1. Дочь Атланта и Плейоны, возлюбленная Посейдона, родившая ему сына Лика. 2. Одна из гарпий.

Кеней (греч.) — неуязвимый великан-лапиф, участник калидонской охоты. Во время битвы с лапифами кентавры вдавили К. в землю огромными камнями и стволами деревьев, так как иначе было невозможно убить его. Позже возник миф о том, что К. первоначально был девушкой Кенидой. Спасаясь от домогательств Посейдона, Кенида взмолилась богам, и те превратили ее в мужчину с неуязвимым телом. Понадеявшись на свою неуязвимость, К. перестал чтить богов и за это был наказан смертью в битве с кентаврами.

Кентавры (греч.) — мифические существа с человеческим телом до пояса и с конским туловищем ниже пояса, произошедшие от Иксиона и Нефелы. К. приписывали буйный нрав, невоздержанность и пристрастие к вину. Первоначально К. жили на горах Эта и Пелион в Фессалии, но затем они оскорбили царя лапифов Пирифоя и были частично истреблены, частично изгнаны оттуда. Из Фессалии К. переселились на север к Пинду, на границу Эпира. Как и сатиры, они считались спутниками Диониса. Наиболее известными среди К. были Хирон и Фол, олицетворявшие мудрость и доброжелательность, а также Эвритион и Несс, пытавшиеся похитить женщин у героев Пирифоя и Геракла. Все К. смертны, кроме Хирона, но тот отказался от бессмертия в обмен на освобождение Прометея, так как сильно страдал от незаживающей раны, случайно нанесенной Гераклом. Вначале античные скульпторы изображали К., присоединяя к фигуре человека заднюю часть туловища лошади, позже они добавляли верхнюю часть человеческой фигуры к туловищу и груди лошади.

Кербер, Цербер (греч.) — страж Аида, свирепый трехглавый пес с туловищем, усеянным головами змей, и со змеиным хвостом, сын Тифона и Ехидны. К. пропускал в Аид всех, но никого не выпускал оттуда. В ряде мифов рассказывается, как герои справлялись с К. при посещении Аида: Орфей сумел усмирить К. звуками музыки, чтобы выйти из преисподней вместе с женой Эвридикой; Геракл связал К. и доставил его Эврисфею (двенадцатый подвиг героя), который испугался страшного пса и велел вернуть его в Аид; Эней проник в Аид при помощи Кумской сивиллы, бросившей К. лепешку со снотворной травой (чтобы умилостивить К., греки клали в гроб медовую лепешку, которую умерший должен был отдать адскому псу). Из ядовитой слюны К. вырос цветок аконит, который Медея клала в свое колдовское зелье.

Керинейская лань (греч.) — мифическая быстроногая лань с золотыми рогами и медными копытами, посвященная Артемиде и получившая название от горы Керинеи в Аркадии, где она обитала. Геракл, получивший от Эврисфея приказ поймать эту лань, преследовал ее целый год и настиг, ранив стрелой в ногу (четвертый подвиг Геракла). Геракл принес К. л. к Эврисфею, после чего она была возвращена Артемиде.

Керкион (греч.) — элевсинский силач, сын Посейдона и нимфы Аргиопы. К. встречал путников на дороге между Элевсином и Мега-рой, заставлял их бороться с ним и убивал. Наконец К. повстречался Тесей, который убил его.

Керы (греч.) — «порча», «гибель» —демонические существа, приносящие несчастья и смерть, дочери Никты. Иногда К. сближали с эриниями.

Кето (греч.) — титанида, дочь Понта и Геи, сестра и супруга Форкия, мать граий, горгон и дракона Ладона.

Кефал, Цефйл (греч.) — прекрасный охотник, потомок Девка-лиона (вариант: сын Гермеса), муж Прокриды, дочери афинского царя Эрехфея, возлюбленный богини зари Эос. Богиня унесла К. к себе, но тот все время просил ее отпустить его к жене, и тогда Эос предложила К. проверить верность его супруги. Она изменила его внешность, вручила ему богатые подарки и отнесла его домой, где он под видом чужеземца подарками склонил Прокриду к измене. Когда К. уличил супругу, пристыженная Прокрида сбежала на о-в Крит, где стала спутницей Артемиды и получила от богини (вариант: Миноса) копье, бьющее без промаха, и собаку, обладавшую волшебной быстротой бега. Затем она неузнанной явилась к мужу и склонила его к измене, пообещав ему подарить копье и собаку. После того как она уличила К. в неверности, супруги помирились. Позже Прокрида приревновала К. и стала тайно следить за ним на охоте. К. подумал, что в кустах шевелится дичь, и убил свою жену копьем. За это невольное убийство К. был изгнан из Аттики.

Кефей, Цефей (греч.) — 1. Эфиопский царь, сын Бела, муж Кассиопеи, отец Андромеды. После спасения Андромеды Персеем К. был превращен в созвездие. 2. Царь Аркадии, отец двадцати сыновей. Геракл просил его участвовать в походе против Лакедемона, но К. опасался вторжения неприятеля и дал согласие только после того, как Геракл отдал его дочери кувшин с локоном горгоны, обладавшим свойством отпугивать врагов. В этом походе К. и все его сыновья погибли.

Кецалькоатль (ацтек.) — «змея, покрытая зелеными перьями» — один из трех главных богов, сын Мишкоатля и Чиамат, творец мира, создатель человека и культуры, бог утренней звезды, покровитель жрецов и науки. Имел множество ипостасей, из которых наболее важные: Эекатль (бог ветра), Тлауискальпантекутли (бог планеты Венера), Шолотль (бог близнецов и чудовищ) и др. По легенде, К. превратившись в муравья, проник в муравейник и вынес оттуда зерна маиса, а затем передал их людям. К. также научил людей находить и обрабатывать драгоценные камни, строить, создавать украшения из перьев, следить за движением звезд и вычислять даты по календарю. К. изображали в виде бородатого человека в маске и с огромными губами или в виде покрытой перьями змеи.

Кибела (греч.) — фригийская богиня, Великая Мать, мать богов и всего живущего на земле, возрождающая умершую природу и дарующая плодородие, владычица гор и лесов, появляющаяся на золотой колеснице, запряженной львами и пантерами. По одному из мифов, К. полюбила прекрасного юношу — пастуха Аттиса. Когда Аттис разлюбил К. и захотел жениться на смертной, богиня явилась на свадьбу и наслала безумие на всех присутствующих. Обезумевший Аттис бежал в горы, оскопил себя и умер. В его честь К. учредила оргиастический праздник, на котором ее служители в религиозном экстазе наносили друг другу кровавые раны и увечья. Культ К. был широко распространен в Малой Азии и впоследствии слился с культом греческой богини Реи.

Кидиппа (греч.) — см. Аконтий.

Кий (вост.-слав.) — славянский герой, вместе с младшими братьями Щеком и Хоривом — основатель Киева. Каждый из трех братьев основал поселение на одном из трех киевских холмов.

Кикимора, Шишимора (вост.-слав.) — злой дух, маленькая женщина-невидимка, живущая в темных и сырых местах. Пугает по ночам маленьких детей, путает пряжу, сама любит прясть или плести кружева (звуки прядения К. в доме предвещают беду). Может вредить домашним животным (курам).

КИКЛОПЫ, ЦИКЛОПЫ (греч.) -— «круглоглазые» — 1. Трое мифических великанов с одним глазом посреди лба — Бронт («гром»), Стероп («молния») и Apr («перун»), сыновья Урана и Геи. Опасаясь их силы, Уран заковал их в цепи и заточил под землю. Зевс освободил К., и они вручили ему громы, молнии и перуны, а затем стали подручными Гефеста, помогая ему ковать молнии для громовержца. (По одному из мифов, К. были перебиты Аполлоном за то, что они выковали Зевсу молнию, убившую Асклепия.) 2. У Гомера — племя могучих одноглазых великанов-скотоводов, живущих в пещерах, не знающих земледелия, законов и ремесел. Одиссей во время странствий попал в земли К., где вместе со своими спутниками был захвачен в плен киклопом Полифемом, сыном Посейдона. Чтобы спастись от Полифема, Одиссей ослепил его и этим навлек на себя гнев Посейдона.

Кикн (греч.) — «лебедь» — 1. Сын Аполлона, красавец-охотник, отличавшийся надменностью и дурным нравом. Когда от К. отвернулись все друзья, он вместе с матерью бросился в озеро, и Аполлон превратил обоих в лебедей. 2. Сын Посейдона, отец Тенеса и Гемитеи, супруг Филономы, которая пыталась соблазнить своего пасынка Тенеса, сына К. от первой жены. Отвергнутая Тенесом, мачеха оклеветала его и его сестру. Разгневанный К. приказал заключить их обоих в ящик и бросить в море. Ящик прибило к острову, и Тенес стал царем этого острова. Узнав, что Филонома обманула его, К. приказал закопать ее живой в землю, а сам отправился на поиски сына. Позже К. с сыном приняли участие в Троянской войне на стороне троянцев, где оба пали от руки Ахилла. После смерти К. был превращен в лебедя. 3. Сын Ареса и Пелопии, вызвавший Геракла на единоборство. Когда Арес стал помогать своему сыну, Зевс метнул между борющимися перун и прекратил состязание, после чего Арес превратил сына в лебедя. 4. Царь лигуров, друг Фаэтона, так оплакивавший его смерть, что Аполлон превратил его в лебедя. 5. Один из женихов Пенелопы, убитых Одиссеем.

Киллена (греч.) — океанида, супруга Пеласга, мать аркадского царя Ликаона. По имени К. названа гора в Аркадии, на которой родился Гермес.

Кингу (аккад.) — одно из чудовищ, созданных богиней Тиамат, чтобы отомстить за убийство ее мужа Апсу. Она сделала К. своим мужем, вручила ему таблицы судеб и отправила сражаться с Мардуком, но тот отнял у К. таблицы судеб и убил его. Затем он смешал кровь К. с глиной и вместе с богом Эйей создал из этой смеси людей.

Кинир, Кинирас (греч.) — кипрский царь, сын Аполлона (вариант: царя Сандака). К. обучил жителей о-ва Кипра музыке, танцам и многим полезным ремеслам, а также учредил в городе Пафос культ Афродиты Пафосской и стал родоначальником потомственной жреческой династии Кинирадов при этом культе. (Вариант: К. был уроженцем финикийского города Библа, перенесшим на Кипр финикийскую культуру.) Известен миф о любовной связи К. с его дочерью Миррой (Смирной), от которой родился Адонис. Когда предосудительная связь получила огласку, К. покончил с собой, а Мирра была превращена в мирровое дерево.

Кипарис (греч.) — прекрасный юноша, сын Телефа, любимец Аполлона (вариант: Зефира). Когда К. случайно убил своего любимого оленя и стал чахнуть от горя, Аполлон превратил его в кипарис, считавшийся деревом траура.

Кирена (греч.) — фессалийская нимфа, дочь царя лапифов Гипсея, правнучка Океана. В К. влюбился Аполлон и унес ее в Ливию,
где она родила Аристея. К. считалась основательницей одноименного города в Ливии.

Кирка, Цирцея (греч.) — колдунья с о-ва Эя, дочь Гелиоса и Персеиды (Персы), сестра Ээта и жены Миноса Пасифаи, тетка Медеи. К. очистила аргонавтов от убийства Апсирта, но изгнала их из своих владений. Спутников Одиссея К. превратила в свиней, а его самого год удерживала на о-ве. По наставлению К. Одиссей отправился в Аид узнать о своей дальнейшей судьбе у умершего прорицателя Тиресия. От Одиссея К. родила сына Телегона, который впоследствии нечаянно убил отца. Из ревности К. превратила прекрасную девушку Скиллу в морское чудовище.

Киферон (греч.) — царь города Платеи (Беотия), живший возле горы, получившей его имя. К. посоветовал Зевсу, как помириться с постоянно ревновавшей его Герой. Зевс положил на свою колесницу статую девушки, закутанную в покрывала. Когда ревнивая Гера сорвала покровы со статуи и убедилась, что ее ревность не имеет оснований, она забыла все подозрения и помирилась с мужем. Миф объясняет прозвища богов — Зевс Киферонский Й Гера Киферонская. Знаменитая своими пещерами гора Киферон считалась местом обитания эриний и ягшф-прорицательниц.

Клеопатра (греч.) — 1. Жена Мелеагра. 2. Жена Финея, дочь бога ветров Борея.

Климена (греч.) — 1. Океанида, жена Иапета, мать Прометея, Эпиметея, Атланта и Менетия. По другой версии — жена Прометея, мать Девкалиона (вариант: жена Феба, мать Фаэтона). 2. Служанка Елены, сопровождавшая ее в Трою. После гибели Трои досталась Ака-манту. 3. Жена Гелиоса, мать Фаэтона и Гелиад.

Клио (греч.) — одна из девяти муз, дочь Зевса и Мнемосины. Первоначально была музой героической-песни, позднее стала считаться музой истории. Ее изображали со свитком и грифельной палочкой в руках.

Клитемнестра (греч.) — дочь Тиндарея и Леды, жена Агамемнона, мать Хрисофемиды, Ифигении (вариант: Ифианассы), Лаодики (вариант: Электры) и Ореста. Однажды отец К. забыл принести жертву Афродите, и разгневанная богиня предсказала, что его дочери будут многомужними. К. вышла замуж за Тантала, но Агамемнон принудил ее стать его женой, убив ее мужа и новорожденного сына. Враждебность К. к Агамемнону, возникшая вследствие этого поступка, вспыхнула с новой силой, когда он принес Ифигению в жертву Артемиде. Пока он находился под Троей, К. вступила в связь с Эгисфом и с его помощью убила Агамемнона, когда тот вернулся. Орест, сын К. и Агамемнона, отомстил К. за смерть отца, убив ее и Эгисфа.

Клития (греч.) — 1. Дочь Океана и титаниды Тефиды. Влюбившись в Гелиоса, но не встретив взаимности, К. впала в безумие, перестала есть и пить и не могла оторвать взгляд от возлюбленного, поворачивая голову вслед за двигавшимся по небосклону солнцем. К. приросла к земле и превратилась в гелиотроп — цветок, который постоянно поворачивает венчик вслед за солнцем. 2. Наложница беотийского царя Аминтора, из-за которой тот стал пренебрегать своей женой. Сын Аминтора Феникс по просьбе матери соблазнил К. Ревнивый отец проклял Феникса, призвав на сына эриний и пожелав, чтобы у того никогда не было сыновей.

Коатликуэ — «она в платье из змей», Коатлантонан — «наша змеиная мать» (ацтек.) — богиня земли и смерти, мать бога солнца Уицилопочтли. К. была благочестивой вдовой и жила со своими сыновьями Сенцон Уицнауа («400 южан-звезд») и дочерью Койольшауки (богиней луны). Каждый день К. поднималась на гору Коатепек («змеиная гора»), чтобы принести жертву. Однажды, когда она находилась на вершине горы, к ней упал шар из перьев. К. спрятала шар за пояс, и он мгновенно исчез. Вскоре К. забеременела. Ее дети пришли в ярость, и дочь посоветовала братьям убить опозорившую себя мать. Когда братья приблизились к К., у нее родился Уицилопочтли, напал на них и обратил в бегство, а дочери Койольшауки отрезал голову.

Кой, Кей (греч.) — титан, сын Урана и Геи, брат и муж титаниды Фебы, отец Лето, дед Аполлона, Артемиды и Гекаты. Участвовал в титаномахии и вместе с братьями был сборшен Зевсом в Тартар.

Кокит, Коцит (греч.) — «река плача» — река в Аиде, вода которой отличалась ледяным холодом.

Коляда, Коледа (слав.) — мифологическое существо, олицетворяющее смену года. К. изображал сноп, принесенный в дом на Рождество, или кукла «колед». К. упоминалась в величальных рождественских песнях, которые исполняла молодежь, ходившая в рождественский праздник от дома к дому, выпрашивая при этом подарки (обряд колядования). Участники колядования нередко наряжались в коров, коз, медведей и других животных, воплощавших плодородие.

Конкордия (рим.) — «согласие» — римское персонифицированное и обожествленное понятие, олицетворявшее согласие граждан государства. К. изображали зрелой женщиной, державшей в левой руке рог изобилия, а в правой — оливковую ветвь (иногда — чашу). Она имела святилища в разных частях римского мира.

Конс (рим.) — древнеримский бог земледелия, страж запасов зерна в подземных хранилищах. К. был посвящен подземный алтарь, находившийся посреди большого цирка в Риме и открывавшийся только дважды в год (21 августа и 15 декабря) в праздник консуалий. В этот день устраивали конные ристалища и состязания пастухов, а лошадей, мулов, ослов освобождали от работы и украшали цветами. По преданию, во время консуалий были похищены приглашенные Ромулом сабинянки. По созвучию имени со словом «совет» (консилиум) К. считался также богом добрых советов.

Кора (греч.) — «девушка» — одно из имен богини Персефоны.

Кореб (греч.) — 1. Аргосский юноша, убивший чудовище, насланное на Аргос Аполлоном, разгневавшимся из-за убийства своей возлюбленной Псамафы. В наказание за это К. был осужден Аполлоном скитаться по стране и носить дельфийский треножник, пока тот сам не выпадет из рук. Треножник выпал на горе Герании, где К. основал город Мегары. 2. Фригиец, предложивший помощь троянцам в обмен за руку Кассандры. Погиб при взятии Трои греками.

Корибанты (греч.) — спутники и служители Великой матери богов Реи-Кибелы (по одному из мифов, дети Аполлона и музы Талии).

Коронйда (греч.) — 1. Дочь лапифа Флегия, мать Асклепия, изменившая Аполлону со смертным Исхисом, будучи беременной от бога. Аполлон поразил К. стрелой, а младенца Асклепия вынул из ее чрева и отдал на воспитание кентавру Хирону. 2. Дочь фокидского царя Ко-ронея, которую Афина превратила в ворону, чтобы спасти ее от преследований Посейдона.

Коцит — см. Кокит.

Кощей Бессмертный (слав.) — злой чародей, смерть которого находится в отдаленном месте и укрыта в нескольких вложенных друг в друга волшебных предметах (на море — остров, на острове — дуб, на дубе — сундук5, в сундуке — заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо, в яйце — игла, а на конце иглы — смерть К. Б.). Убить К. Б. можно, только добыв его смерть.

Креонт (греч.) — 1. Фиванский царь, отец Мегары, жены Геракла. 2. Коринфский царь, приютивший изгнанных из Иолка Медею и Ясона, отец Главки (вариант: Креусы), на которой хотел жениться Ясон, бросив Медею. Погиб вместе с дочерью, пытаясь сорвать с нее отравленный пеплос, подарок Медеи. 3. Брат фиванской царицы Иокасты, воцарившийся в Фивах после гибели сыновей Эдипа. К. издал распоряжение о том, чтобы один из них — Этеокл — был похоронен с почестями, а второй — Полиник — был оставлен без погребения. Их сестра Антигона пренебрегла запретом и похоронила Полиника, за что К. велел замуровать ее заживо в пещере. Под влиянием гневной речи прорицателя Тиресия К. изменил решение, но опоздал — Антигона повесилась, а ее жених Гемон, сын К., закололся на глазах отца. Узнав о гибели Гемона, покончила с собой и жена К., потерявшая до этого другого сына Менекея.

Креуса (греч.) — 1. Дочь афинского царя Эрехфея, жена Ксуфа, мать Иона и Ахея. По одному из мифов, отцом Иона был бог Аполлон, а Ксуф только усыновил ребенка своей жены. 2. Дочь Приама и Гекубы, супруга Энея, мать Аскания. В день падения Трои К. таинственно исчезла, что сделало возможным вторую женитьбу Энея. Призрак К. предсказал Энею долгие странствия в поисках новой родины. 3. Дочь коринфского царя Креонта, невеста Ясона, убитая из ревности Медеей (вариант: ее звали Главкой).

Кримхильда (герм.) — жена Зигфрида в немецком варианте «Песни о Нибелунгах» (см. Гудрун). После убийства Зигфрида ее братьями Гунтером и Хагеном К. жила только мыслью о мести. Ради этого она вышла замуж за правителя гуннов Этцеля и долго вынашивала план расправы с братьями. К. пригласила бургундов в гости к гуннам и спровоцировала ссору между ними. Сражение гуннов и бургундов, во время которого К. пожертвовала собственным сыном, завершилось поимкой Гунтера и Хагена, которых она собственноручно убила. Впоследствии Хильдебранд, дружинник Дитриха Бернского, зарубил ее мечом.

Критский бык (греч.) — волшебный бык, которого критский царь Минос должен был принести в жертву Посейдону. Когда Минос вместо этого быка принес в жертву другого, Посейдон наслал на К. б. бешенство, и тот стал опустошать Крит. Геракл поймал К. б. и привел в Микены к царю Эврисфею, где бык был отпущен на волю. По аттическим легендам, К. б. прибежал на Марафонское поле, где его поймал Тесей.

Кришна (др.-инд.) — «черный», «темно-синий» — сын Васудевы и Деваки, аватара (вариант: полное проявление) бога Вишну. Рождение К. было вызвано жалобами жителей города Матхура на дурное правление царя Кансы — чтобы избавить от него землю, Вишну решил воплотиться в человеческом облике. Кансе предсказали, что он погибнет от руки восьмого сына своей двоюродной сестры Деваки, поэтому он убивал всех ее сыновей. В живых остались только ее седьмой сын Баларама и восьмой сын К., спасенный чудесным образом и подкинутый в семью пастуха Нанды. В детстве и юности К. был пастухом и обзавелся волшебной свирелью, заслышав которую, пастушки бросали домашние дела и мужей, чтобы потанцевать под звуки ее музыки. В это же время он совершил подвиги, убивая демонов и спасая свое село и односельчан от пожара и непогоды. Повзрослев, К. убил Кансу, восстановил справедливую власть в Матхуре и защитил город от демонов, мстящих за Кансу. Он переселил жителей Матхуры (ядавов) в Двараку, новый город, воздвигшийся по его слову за одну ночь. Далее К. совершил новые подвиги и взял себе сначала восемь, а затем еще 16 100 жен. Обладая чудесной способностью пребывать одновременно со всеми женами, он произвел от них многочисленное потомство. В «Махабхарате» К. принял сторону пандавов и всячески помогал им. После битвы на Курукшетре Вишну, воплощенный в К., решил завершить земные дела и вернуться в божественные сферы, поэтому К. сначала уничтожил город ядавов Двараку, а затем погиб от руки охотника, принявшего его за оленя. К. часто изображают в виде синекожего юноши, играющего на свирели.

Кронос, Крон (греч.) — сын Урана и Геи, младший из титанов, оскопивший и низвергший своего отца. Отняв у отца власть, К. стал супругом своей сестры титаниды Реи, от брака с которой родились Гестия, Деметра, Гера, Аид, Посейдон и Зевс. От нимфы Филиры у К. был сын — мудрый кентавр Хирон. Гея предсказала К., что он, подобно своему отцу, будет низвергнут одним из своих детей, поэтому К. проглатывал всех своих новорожденных детей. Но Рея спасла своего младшего сына Зевса, отдав вместо него К. завернутый в пеленки камень. Впоследствии Зевс опоил отца волшебным питьем и заставил его изрыгнуть всех проглоченных детей. Под предводительством Зевса дети К. объявили войну титанам, длившуюся десять лет. Вместе с другими побежденными титанами К. был низвергнут в Тартар. Позже он примирился с Зевсом и стал править на «островах блаженных». По созвучию имени К. с греческим названием времени (хронос) его стали считать также богом времени. В древнеримской мифологии К. был отождествлен с Сатурном. В античном искусстве К. изображали старцем с серпом в руке и покрывалом на голове.

Ксуф, Ксут (греч.) — сын Эллина и нимфы Орсеиды, брат Дора и Эола. Прибыв в Афины, К. женился на дочери царя Эрехфея Креусе, от которой родились сыновья Ион и Ахей (вариант: Ион — сын Аполлона). По их именам были названы ионийцы и ахейцы.
Кубера, Кувера (индуист.) — бог богатства, повелительницей, киннаров и гухъяков, внук великого риши Пуластьи, сын мудреца Вишраваса. В награду за подвижничество Брахма приравнял К. к остальным богам и сделал его стражем скрытых в земле сокровищ и локапалой (хранителем) севера, а также подарил ему колесницу Вималу, способную летать по воздуху. Согласно «Рамаяне» К. владел о-вом Ланка, пока не был изгнан оттуда своим сводным братом Раваной. К. переселился в Гималаи, в столицу Алаку, построенную божественным строителем Вишвакарманом. К. принадлежит заповедный сад Чайтраратха, расположенный на отрогах горы Меру, его слуга Манибхадра является покровителем торговли, его жена Риддхи олицетворяет процветание. Близким другом и покровителем К. является Шива. У К. большой шарообразный живот, три ноги, один глаз. Второй глаз К. потерял вследствие проклятия богини Умы за то, что подглядывал за ней, когда она оставалась наедине с Шивой.

Куй (др.-кит.) — чудовище в виде одноногого безрогого пепельно-синего быка (вариант: дракона). К. мог свободно ходить по морю, при этом сразу же поднимался сильный ветер и начинался ливень. Глаза К. излучают блеск, подобный свету солнца и луны, у него одна задняя нога, лицо человека, туловище обезьяны, он умеет говорить.

Кукулькан (майя) — «змей, покрытый перьями кецаля» — бог ветра, податель дождей, бог планеты Венера, считавшийся основателем нескольких царских династий и крупных городов. К. изображали в виде змея с человеческой головой.

Кунти (др.-инд.) — дочь правителя ядавов Шуры, сестра Васуде-вы и супруга Панду. В девичестве К. получила от брахмана Дурвасаса заклинание, с помощью которого могла иметь сына от любого из богов. До замужества К. вызвала Сурью и родила от него Карну. Выйдя замуж за Панду, который из-за проклятия не мог иметь детей, К. родила от богов Дхармы, Ваю и Индры соответственно Юдхиштхиру, Бхиму и Арджуну. Затем по просьбе Панду она передала заклинание его второй жене Мадри, и та родила от братьев Ашвинов близнецов Н акулу и Сахадеву.

Куньлунь (др.-кит.) — священная гора, находящаяся на западной окраине китайских земель. Считалось, что К. имеет высоту 11 тыс. ли 14 бу 1 чи и 6 цуней (более 7 тыс. км) и что с К. берет начало река Хуанхэ. К. считали нижней столицей небесного правителя Шан-ди (верховного владыки), там находились висячие сады, нефритовый источник с прозрачной водой, нефритовый пруд. Дух Лу-у, управитель К., имел лицо человека, туловище и лапы тигра, девять хвостов. На К. находились людоед тулоу, похожий на четы-рехрогого барана, птица циньюань, похожая на пчелу величиной с утку и несущая смерть животным и растениям, птица чунь (перепел), заведовавшая утварью Шан-ди, дерево шатан с плодами в виде сливы без косточек, съев которые, человек получал способность не тонуть, трава, снимающая усталость. По поздним мифам, там же росло дерево бессмертия, дающее чудесные персики один раз в тысячу лет. К. считалась также местом обитания Си-ван-му («Владычицы Запада») и бессмертных, ее также рассматривали как место соединения неба и земли, где поочередно прятались солнце и луна. На самой вершине К. жил девятиголовый зверь кайминшоу, открывающий рассвет.

Купала (слав.) — главный персонаж праздника летнего солнцестояния (в ночь на Ивана Купалу — с 23 на 24 июня по старому стилю). К. называли куклу или чучело, которое во время праздника топили в воде или сжигали (в ночь накануне). Смысл всей разнообразной обрядности состоял в изгнании, символическом уничтожении нечистой силы. На празднике К. разжигали костры и прыгали через них, причем считалось, что от высоты прыжка зависит высота хлебов. В основе связываемого с К. мифа лежит кровосмесительная связь брата с сестрой, символизируемая двухцветным цветком иван-да-марья. Когда брат решил убить сестру-соблазнительницу, она попросила посадить цветы на ее могиле. По народным поверьям, сила целебных трав бывает наибольшей в ночь на К. Широко распространено предание о цветке папоротника, который цветет в ночь на К. и с помощью которого можно найти клад.

Купидон (рим.) — от «вожделение» — древнеримский бог любви, сын Венеры, соответствующий греческому Эросу.

Куреты (греч.) — мифические спутники богини Реи-Кибелы и младенца Зевса на о-ве Крите. Когда Рея укрыла на Крите новорожденного Зевса, К. заглушали его плач ударами копий о щиты, криками и звуками тимпанов. Согласно другой версии К. воспитали младенца Диониса (их часто сближали с другими демоническими существами — кабирами и тельхинами). К. считались детьми Геи (Земли) или Афины и Гелиоса. В период поздней античности К. входили в окружение Афины, считавшейся их вождем. К.
обучили людей постройке домов, пчеловодству и другим занятиям.

Курукшетра (др.-инд.) — «поле Куру» — равнина между городами Амбала и Дели, на которой, по преданию, произошла Махабхарата, по которой назван одноименный эпос, — великая битва потомков Бхараты (пандавов и кауравов), длившаяся 18 дней. К. считается священной, «Махабхарата» называет ее «небесами на земле», куда раз в месяц приходят боги и святые риши во главе с Брахмой, и утверждает, что жители К. попадают после смерти не в подземный мир к богу Яме, а прямо на небо.

Кусинада-химе (яп.) — «чудесная дева из Инада» — жена бога Сусаноо. В мифе о единоборстве Сусаноо со змеем родители К.-х. должны были отдать ее змею, но Сусаноо превратил ее в гребень и спрятал в свою прическу.