М

Ма — каппадокийская богиня плодородия, игравшая роль, сходную с Кибелой. Ее почитали также на Крите, где она считалась матерью или женой Зевса. Во время войны М. почиталась как богиня смерти и была особенно популярна в армии. Культ М. носил оргиастический характер и отличался своей дикостью. В дни празднеств в честь М. ее жрецы и почитатели бичевали себя и наносили друг другу раны обоюдоострыми топорами.

Маат (егип.) — «страусовое перо» — богиня истины и порядка, дочь Ра, жена Тота. Большую роль играла в загробном суде Осириса, где на одну чашу весов клали сердце умершего, а на другую — статуэтку М. Равновесие означало, что умерший оправдан, в противном случае его пожирало чудовище Амт (лев с головой крокодила). М. изображали женщиной, сидящей на земле, с прижатыми к туловищу коленями. Символ М, — страусовое перо, прикрепленное к ее голове. Эмблемой судей была статуэтка М., носимая на груди.

Ма-ван (кит.) — «князь лошадей» — бог — покровитель лошадей. М.-в. почитали военные всадники и хозяева, державшие лошадей. Его изображали в виде царя, окруженного военачальниками, или в виде коня, сопровождаемого драконом, фениксом и журавлем.

Мавки, навки (вост.-слав.) — злые духи, русалки, в которых превращаются умершие до крещения дети.

Майтрея, Майтрейя (будд.) — «связанный с дружбой» — бод-хисатва и будда грядущего мирового порядка. Считается, что М. родится, когда длительность жизни людей достигнет 84 000 лет и весь мир будет находиться под управлением одного справедливого буддийского правителя, а сейчас он ожидает воплощения в небе тушита (место, где бодхисаттвы проводят время перед тем, как стать буддами).

Майя (греч.) — «матушка», «кормилица» — старшая из плеяд, нимфа гор, дочь Атланта и Плейоны, мать Гермеса. М. была воспитательницей Аркада, сына Зевса и нимфы Каллисто. Вместе с сестрами была превращена в созвездие Плеяд. Римляне отождествляли ее с богиней Майей — супругой Вулкана и матерью Меркурия, покровительницей плодородной земли, от имени которой появилось название месяца мая.

Майя (др.-инд.) — 1. В ведийской мифологии — иллюзия, способность перевоплощения и кажущаяся смена облика. Применительно к богам означает положительную магическую силу, чудесную метаморфозу, а применительно к демонам, асурам — обман, подмена.
2. В вишнуизме — иллюзорность бытия и Вселенной, воплощенной в Вишну, действительность, воспринимаемая как греза божества.
3. Зодчий асур, один из дайтьев, сын Випрачити и Дити, построивший для асур город-крепость Трипуру.

Майяуэль (ацтек.) — первоначально одна из богинь плодородия, затем богиня агавы и опьяняющего напитка октли, изготавливаемого из агавы. М. изображали в виде женщины с 400 грудями.

Макара (др.-инд.) — мифическое животное огромных размеров, внешний вид которого составлен из частей различных животных, преимущественно водных. М. имеет тело рыбы или рептилии, голову крокодила, слона или рыбы, хвост в виде рыбьего плавника и две или четыре лапы. Для богов Варуны и Сомы, а также для богини Ганги М. является ваханой (ездовым животным).

Макария (греч.) — единственная дочь Геракла от Деяниры. Ради победы своих братьев Гераклидов над Эврисфеем М. покончила с собой, так как оракул предсказал, что победа будет возможна, если кто-нибудь из детей Геракла принесет себя в жертву. В память о М. был назван источник неподалеку от Афин.

Макуильшочитль (ацтек.) — сын богини Тласольтеотль, бог весенней растительности, любви, цветов, веселья. Считался покровителем художников, певцов, музыкантов, такчей и игроков в мяч. М. изображали в виде юноши, сидящего среди цветов и бабочек, со скипетром в руках, увенчанным сердцем.

Малаика (мусульм.) — ангелы. М. во всем подчиняются Аллаху, служат для связи аллаха с пророками, людьми. Когда был создан Адам, все М. по приказу Аллаха пали перед ним ниц, кроме Иблиса, который за это был изгнан с небес и превратился в дьявола. М. сла-ваят Аллаха, защищают небо от джиннов и шайтанов, записывают все людские поступки, допрашивают умерших и наказывают неверных.

Ман (кит.) — огромный страшный змей, царь над всеми змеями. Позже М. стал называться один из видов драконов — дракон с четырьмя когтями. М. изображали на парадных халатах высших сановников и придворных (император же надевал халат с вытканными драконами-лун с пятью когтями). За особые заслуги сановнику могли пожаловать право носить халат, на котором выткан М. с пятью когтями. В таких случаях изображение дракона называли Ман-учжуа («пятикоготный М.»).

Манала, Туонела (фин.) — загробный мир, его хозяева и река, отделяющая землю мертвых от земли живых. М. — загробный мир — это сумрачный и холодный двор, расположенный под землей на северной окраине мира. М.-река протекает в глубоком ущелье, ее воды — быстрый поток мечей и копий, через нее ведет мост-нитка, на другом берегу умершего поджидает чудовищный страж с железными зубами и тремя псами.

Мананнан (кельт.) — владыка потустороннего мира на острове блаженных. Часто описывался как всадник, скачущий по морю или едущий по нему на колеснице.

Манаса (индуист.) — от «мысль», «разум» — богиня, дочь Шивы, рожденная его мыслью, сестра змея Шеши. Считается, что она способна излечивать змеиные укусы.

Манат (араб.) — «судьба», «рок» — дочь Аллаха и Аллат, богиня судьбы и возмездия, владычица подземного царства, покровительница погребений.

Мангус (монг.) — многоголовое змееподобное чудовище, живущее в труднодоступных местах (горах, пустынях, ущельях и т. п.), также злой персонаж сказочного фольклора — людоед или вампир, живущий в горной пещере, демон, великан, наносящий вред людям.

Мандала (будд.) — «круг», «диск» — ритуальный рисунок, символически изображающий соотношение некоторых характеристик Вселенной с системой высших сакральных ценностей. Наиболее распространенная схема М. представляет собой внешний круг со вписанным квадратом, в который вписан внутренний круг с периферией, разделенной на восемь сегментов, соответствующих сторонам света. Внешнее кольцо М. разделено на двенадцать сегментов, выражающих двенадцать соотнесенных друг с другом причин (нидан). В центре М. помещено изображение божества или другой объект почитания (атрибут или символ божества). Стороны и углы квадрата отображают основные направления Вселенной, в них нередко помещаются локапалы, махараджи сторон света или цхъяни-будды. Внутренний восьмилепестковый круг символизирует женское начало, внутри которого часто изображают знак мужского начала — ваджру. Ритуал над М. призывает божество опуститься в ее центр и совершить акт, приносящий плодородие, изобилие, успех. Изображения М. производятся в большом количестве на различных материалах (бумага, холст, камень, дерево, металл, глина и т. п.) и помещаются в священных местах и на священных предметах.

Мандара (индуист.) — «твердая» — священная гора, на которой живут различные боги и полубоги (якши, гандхарвы, киннары и др.). Согласно «Махабхарате» М. поднимается над землей на 11 тысяч йод-жан (1 йоджана составляет около 4 км) и на столько же опускается под землю. В мифе о пахтанье Мирового океана боги решили использовать М. как мутовку, но не могли вырвать ее из земли, пока это наконец не сделал змей Шеша по просьбе Брахмы. Во время разрушения крепости Трипуры Шива использовал М. как ось для своей колесницы и как дугу для лука.

Манджушри (будд.) — «красивое сияние» — один из трех главных бодхисаттв в ваджраяне, олицетворение мудрости. М. изображают красивым индийским царевичем с пылающим мечом в правой руке и с книгой «Праджняпарамиты» в левой.

Мандрагора — пасленовое растение с наркотическими свойствами, корень которого похож на человеческую фигуру. По виду этой фигуры различали мужские и женские формы корня. Согласно поверьям М. нужно было выкапывать в полночь. Считалось, что при выкапывании она издает ужасный стон, и тот, кто его услышит, должен умереть. Чтобы этого не случилось, при выкапывании корня рядом сажали на привязи собаку, которая должна была погибнуть от этого стона. М. приписывали целебные и магические свойства, ее корень использовали как любовный амулет и для обеспечения зачатия, в колдовстве и в алхимии. Ее нередко связывали с нечистой силой, с дурным колдовством, но в то же время считали, что М. делает человека неуязвимым, помогает найти сокровища, предсказывает будущее и т. п. В старых травниках М. изображалась в виде человеческой фигурки с пучком листьев на голове, иногда с собакой на привязи или умирающей собакой.

Мани (сканд.) — месяц, брат Соль (солнца), сын Мундильфари, управляющий ходом звезд. Согласно прорицанию будет проглочен волком перед концом мира (Рагнарёк).

Мания (греч.) — богиня безумия, насылающая помутнение рассудка на преступников и нарушителей традиций.

Манто (греч.) — дочь прорицателя Тиресия, тоже обладавшая пророческими способностями, мать прорицателя Мопса. После смерти отца и взятия Фив эпигонами была отправлена ими в Дельфы, где получила указание оракула переселиться в Малую Азию и основать там город Кларос. Имя М. греки сближали со словом «мантика» («ясновидение»).

Ману (др.-инд.) — «человек» (от «мыслить») — первопредок, прародитель людей, сын Вивасвата, брат Ямы. М. при этом рассматривается как первый человек, живший на земле, а Яма — как первый умерший человек, ставший царем умерших. В пуранах и эпосе говорится о 14 М. — семи бывших и семи будущих. От каждого из них ведет начало человечество, а период существования каждого человечества называется манвантарой («период М.»). Прародителем современного человечества является М. Вайвасвата, сын Вивасвата и Саранью в ее божественном облике. С ним связана легенда о потопе, согласно которой М. однажды совершал ритуальное омовение и к нему в руки попала маленькая рыба. Рыба попросила М. вырастить ее, пообещав, что она спасет его от грядущего потопа. Когда она выросла, М. отпустил ее в море и по ее совету сделал большой корабль. Во время потопа рыба отбуксировала корабль к горе, на которой М. принес жертву богам, и из этой жертвы возникла девушка Ила, ставшая женой М. и прародительницей человеческого рода.

Маны (рим.) — первоначально божества загробного мира, затем обожествленные души умерших, покровительствовавшие своему роду. В честь М. устраивали дни поминовения, на которых за столом собиралась вся родня, причем считалось, что здесь же присутствуют и умершие родственники. В эти дни на могилы умерших приносили угощение и украшали их цветами. В отличие от лемуров М. считались добрыми богами, культ которых впоследствии слился с культом ларов и гениев.

Мара (будд.) — «уничтожающий» — бог, олицетворяющий зло и все, что ведет живые существа к смерти. М. создает препятствия бодхисатвам, стремящимся к просветлению. Ему подчинено огромное количество злых божеств, каждое из которых олицетворяет отрицательные эмоции человека. Дочери М. являются воплощением сексуальных страстей. В народной мифологии М. считается реально существующим божеством, в философском буддизме он рассматривается как отражение человеческой психики. Искушение Будды Шакьямуни М. является темой многих буддийских легенд.

Мара, маруха, мора (слав.) — злой дух, первоначально — воплощение смерти, мора, позднее так стали называть любых вредоносных духов. М. приписывалась способность к оборотничеству. Мара — имя чучела, сжигаемого на костре в ночь на Ивана Купалу.

Мара (европ.) — злой дух, воплощение ночного кошмара. Считалось, что М. садится ночью на грудь спящего и вызывает удушье.

Мардук (аккад.) — главный бог пантеона вавилонских богов и города Вавилона, отец и судья богов, покровитель магии и цели-тельства, воды и растительности, сын бога Эйя и богини Дамкины. Когда богиня Тиамат собралась отомстить богам за убийство мужа, все боги испугались, и только М. согласился сразиться с ее войсками, но потребовал за это, чтобы его ввели в совет и сделали верховным богом. Он продемонстрировал богам свое могущество, заставив появляться и исчезать звезду, и боги избрали его своим главой и благословили на битву. М. вооружился луком, дубинкой и сетью, создал четыре небесных ветра и семь бурь против одиннадцати чудовищ войска Тиамат и вступил в сражение. Он вогнал злой ветер в раскрытую пасть Тиамат, чтобы она не могла закрыть рот, и поразил ее стрелой, а затем расправился с ее свитой, отняв при этом у Кингу таблицы судеб, обеспечивающие их обладателю мировое господство. Затем М. рассек тело Тиамат на две части и создал из нижней половины землею, а из верхней — небо. Он выделил владения богам Ану, Энлилю и Эйя, определил пути небесным светилам, разделил богов на небесных и подземных. Под его руководством боги создали человека. В благодарность боги построили для М. небесный Вавилон с храмом Эсагила и провозгласили пятьдесят его имен, передающих ему власть всех главных богов аккадского пантеона. Символ М. — секира, его зверь — дракон Мушхуш.

Марена, Марана, Маржена, Маржана (слав.) — богиня, связанная с сезонными изменениями природы, а также с ритуалами
вызывания дождя. М. называлось соломенное чучело, воплощавшее зиму и смерть, которое сжигали на костре, чтобы обеспечить урожай.

Маричи (др.-инд.) — «мерцающий огонек», «луч света» — первый из десяти мудрецов Праджапати, один из семи риши, вождь марутов. М. — старший сын Брахмы (варианты: Сваямбху, Мана Хайраньягарбха), отец Кашьяпы. Его именем называется одна из звезд созвездия Большой Медведицы.

Мария, Мариам (библ.) — земная мать Иисуса Христа, еврейка, родившая его «от духа святого» без нарушения своей девственности. М. была из рода царя Давида, ее родителями были праведники Иоаким и Анна, дожившие до пожилого возраста бездетными. С трех лет М. воспитывалась при иерусалимском храме, а к 12 годам дала обет вечного девства. По традициям того времени совершеннолетняя девственница не могла оставаться в храме — ей подыскивали супруга, который заботился бы о ней и уважал бы ее обет. В супруги для М. по чудесному знамению был выбран Иосиф Обручник, в доме которого она работала для храма. Когда М. пряла нить для храмовой завесы, к ней явился архангел Гавриил и объявил ей о предстоящем рождении мессии, зачатого чудесным образом. Узнав о беременности, Иосиф хотел отказаться от своей жены, но к нему во сне явился ангел и сообщил ему о чуде. М. родила сына в Вифлееме, в хлеву, потому что в гостиницах не было места. Спасая младенца от царя Ирода, М. с мужем бежали в Египет и оставались там до смерти Ирода, а затем вернулись в Назарет. Во время распятия Иисуса Христа М. присутствовала на Голгофе, и Христос поручил заботу о ней своему любимому ученику Иоанну Богослову. Перед смертью к М. снова явился архангел Гавриил и объявил о взятии ее на небо. В христианстве М. считается защитницей, всепрощающей матерь», к которой может обратиться за помощью самый безнадежный грешник.

Мария Магдалина (библ.) — женщина из Галилеи, последовательница Иисуса Христа, одна из мироносиц. Согласно Евангелию была исцелена Иисусом от одержимости семью бесами. После этого М. М. последовала за Иисусом, служила ему в странствиях, а затем присутствовала на Голгофе во время его распятия и была свидетельницей его погребения. Вместе с другими мироносицами она пошла к гробнице Иисуса и увидела там ангела, возвестившего, что Иисус воскрес. Когда М. М. узнала учителя, тот поручил ей известить апостолов о его воскресении. После вознесения Христа она проповедовала его учение в Галлии (Франции), а затем удалилась в пустыню, где жила в строжайшей аскезе.

Марйам (мусульм.) — мать Исы. Основные события жизни М. заимствованы из христианской религии. М. была завещана Аллаху и отдана под присмотр Захарии, получившего право на опекунство по жребию.

Марпесса (греч.) — дочь Эвена, возлюбленная Аполлона, которую похитил Идас и увез на крылатой колеснице, подаренной ему Посейдоном. Отец М. не смог догнать беглецов и в отчаянии бросился в реку, которая стала называться Эвеном. Аполлон настиг Идаса, и тот осмелился вступить в схватку с богом. Зевс остановил сражающихся и предложил М. самой выбрать себе мужа. Опасаясь, что Аполлон бросит ее, когда она состарится, М. выбрала Идаса. От него она родила Клеопатру, жену Мелеагра.

Марс (рим.) — древнеримский бог, вместе с Юпитером и Кви-рином первоначально входивший в триаду главных богов римского пантеона и считавшийся божеством плодородия, богом дикой природы, родоначальником и хранителем Рима (как отец Ромула). Ему был посвящен первый месяц римского года — март. Его священными животными были дятел, волк, конь и бык. После отождествления с Аресом М. стал богом войны, и ему посвятили место военных смотров в Риме — Марсово поле, находившееся вне городских стен. На этом поле был сооружен храм М., так как вооруженным войскам запрещалось входить в город. Главной святыней храма М. были копье и щит, якобы упавшие с неба. Этот щит (анкил) считался залогом непобедимости Рима, и чтобы враги не смогли его выкрасть, по приказу царя Нумы было сделано еще одиннадцать точно таких же щитов. Самопроизвольное движение щитов считалось предзнаменованием страшных бед. М. часто изображали на монетах, наряду с Гонором и Виртус он был наиболее почитаемым богом в армии. По окончании военных действий в честь М. устраивали конные бега и приносили ему в жертву коня из победившей квадриги. Женой М. считалась Нерио или Нериене, первоначально «Доблесть М.». В честь М. названа была планета Марс, красный цвет которой напоминает кровь.

Марсий (греч.) — бог одноименного притока реки Меандр в Малой Азии, фригийский силен, сын Эагра, один из спутников Диониса. Согласно легенде М. нашел выброшенную Афиной флейту, научился на ней играть и вызвал на состязание самого Аполлона. Победив М., бог содрал с него кожу и повесил на дереве в городе Келенах (Фригия) у истоков реки Меандр. Кровь М. превратилась в реку, названную его именем. По преданию, от звука флейты кожа М. начинала шевелиться, но оставалась недвижимой, если на флейте играли песни в честь Аполлона. (По другому мифу, судивший их соревнование Мидас признал М. победителем. Аполлон убил М., а Мидаса наградил ослиными ушами.)

Мартанда (др.-инд.) — один из сыновей Адити, бог солнца, чаще называемый Вивасватом. По некоторым преданиям, у Адити кроме семи сыновей адитьев родился восьмой сын без рук и без ног, подобный шару. Богиня сначала выбросила его, но затем пожалела и взяла обратно. Старшие братья отрезали у М. все лишнее, и он стал солнцем.

Маруты (индуист.) — божества бури, грома и молнии, сыновья бога Рудры и богини Пришни («пестрая»). По другим мифам, они — сыновья Адити, родившиеся из молнии или даже возникшие сами из себя. Все они — братья и одинаковы, как близнецы, среди них нет младших и старших. По именам известны семеро М. (Ваювега, Ваюбала, Ваюга, Ваюмандала, Ваюджвала, Ваюретас и Ваючакра — названия разных видов ветра), но есть и упоминания, что их трижды семь или трижды шестьдесят. М. изображают в виде прекрасных юношей в сверкающем одеянии, вооруженных золотыми топорами, копьями-молниями, луками и стрелами. М. ездят на колесницах, запряженных антилопами или лошадьми, они дики и полны гнева. Когда они мчатся по миру, небо грохочет, земля дрожит от страха, раскалываются горы, гнутся деревья и сотрясаются крепости. М. проливают дождь, вызывают ветры, туманы, обрушивают на землю громы и молнии, заставляют течь водные потоки, громко поют. У них просят дождя, богатств, скота, славы, лечебных средств, освобождения и пощады от убийства. М. часто сопровождают Индру, особенно на битву, но не принимают непосредственного участия в убийстве демонов, хотя и помогают Индре. Они искусны в колдовстве и могут творить чудеса.

Матута, Матер Матута (рим.) —древнеримская богиня женщин, покровительница деторождения. В ее честь в июне справляли праздник — матралий, на который женщины являлись, держа на руках детей своих сестер. Рабыни в храм не допускались, но во время праздника в храм приводили, а затем с побоями изгоняли оттуда рабыню. Позднее М. была отождествлена с греческой богиней Ино-Левкофеей, а этот обряд проводили в память о том, что Ино воспитывала сына своей сестры Семелы Диониса и пострадала от рабыни, наложницы своего мужа. Сын Ино Меликерт был отождествлен с сыном М. Портуном — богом гаваней.

Мафдет (егип.) — богиня-мстительница. Воплощалась в образе гепарда, ее атрибутами были палка и нож. В мифах М. сражается со змеем, иногда вместе с Ра. Считалось, что М. уничтожает змей, помогает больным, участвует в загробном суде как карающий судья, заботится об умерших в загробном царстве. День рождения М. совпадал с днем рождения богини письма Сешат, возможно, они считались сестрами-близнецами. Сешат нередко выступала в качестве ипостаси М.

Мафусаил (библ.) — «умерщвляющий мечом» — один из прародителей человечества, прославившийся своим долголетием. Согласно легендам М. сражался со злыми духами шеддим и доходил «до пределов земли», чтобы узнать от своего отца Еноха о грядущем потопе и спасении Ноя. Считается, что М. прожил 969 лет и умер перед самым потопом, который был отсрочен ради недельного траура по нему. Его имя упоминается среди семи великих пастырей, которые должны явиться на земле перед приходом мессии.

Махавира (др.-инд.) — «великий герой» — вероучитель джайнизма. По легенде, М. в одном из прошлых рождений был Маричи, сыном первого джайнского чакравартина («колесовращателя» — великого и справедливого правителя) Бхараты, создавшим себе такую карму, что он должен был родиться в брахманской семье. Когда он вошел для рождения в лоно брахманки, бог Шакра пришел в волнение, потому что великие люди всегда рождались и должны были рождаться в семьях кшатриев. Шакра послал на землю своего военачальника, и тот перенес М. в лоно кшатрийки Тришалы. Ей приснились 14 вещих снов, свидетельствующих о рождении чакравартина или тиртханкара (выдающегося религиозного деятеля). Когда родился сын, его назвали Вард-хамана («процветающий»), потому что с его рождением возросло процветание клана его отца. В детстве М. превосходил всех своих сверстников талантами и силой. Он укротил неистового слона, расправился со змеей, которой испугались другие мальчики, ответил на сложные вопросы Шакры, переодетого брахманом. Чтобы не огорчать родителей, он не пошел в монахи, а женился и стал вести мирскую жизнь. После смерти родителей М. раздал все свое имущество и начал вести жизнь странствующего нищего аскета. Он странствовал 12 лет, пока на 43-м году жизни не достиг просветления. Это произошло под деревом шала, которое с тех пор считается священным деревом М. После этого он стал знаменитым проповедником, окруженным многочисленными учениками и последователями, и ушел из жизни в возрате 72 лет, достигнув конечного освобождения.

Махаон (греч.) — знаменитый целитель, сын Асклепия и Эпионы, брат Подалирия. Вместе с братом был в числе женихов Елены и участвовал в Троянской войне. М. исцелил Менелая, Филоктета и многих других греческих героев, но сам погиб от руки амазонки Пенфесилеи (вариант: Эврипила).

Махди (мусульм.) — «ведомый» — мусульманский мессия, обновитель веры накануне Страшного суда. Утверждается, что М. из рода пророка Мухаммада появится за несколько лет до Страшного суда, когда вся земля будет наполнена злом и неверием. Он вернет людей на путь аллаха и возродит исламскую общину. После царствования М., одновременно с которым вернется на землю, а затем умрет Иса, наступит воскресение мертвых и Страшный суд.

Мегара (греч.) — старшая дочь фиванского царя Креонта, отданная в жены Гераклу в благодарность за помощь в войне с орхоменцами. От М. у Геракла было трое (вариант: восемь) сыновей. В припадке безумия, насланного на него Герой, Геракл убил всех сыновей (вариант: также и М.). По распространенной версии мифа, Геракл отдал М. в жены своему племяннику и другу Иолаю, когда решил жениться на Иоле.

Мегера (греч.) — одна из эриний, олицетворение гнева и мстительности. Ее изображали отвратительной старухой, со змеями вместо волос, с длинным языком, с факелом и мечом в руке.

Медея (греч.) — волшебница, дочь царя Колхиды Ээта и океаниды Идии (вариант: Гекаты), внучка Гелиоса, племянница Кирки. В мифе о походе аргонавтов М. помогла им добыть золотое руно. Когда аргонавты во главе с Ясоном прибыли в Колхиду, покровительствовавшие им боги внушили М. страстную любовь к Ясону. За обещание жениться на ней М. помогла Ясону преодолеть испытания, назначенные Ээтом, а затем сообщила герою, что Ээт хочет погубить его. Усыпив волшебным зельем дракона-стража, М. помогла Ясону овладеть золотым руном и вместе с ним бежала из Колхиды. Чтобы задержать преследовавшего аргонавтов Ээта, М. убила своего брата Ancupma, а затем разбросала куски его тела по морю, чтобы задержать отца, сознавая, что тот прекратит погоню и станет собирать части тела сына для погребения (вариант: Апсирт не бежал вместе с М., а возглавил погоню за ней, и она заманила его в ловушку, где его убил Ясон). Когда аргонавты достигли о-ва феаков, преследователи нагнали их и потребовали выдачи М. Предупрежденные супругой царя феаков Apemou, M. и Ясон поспешили сочетаться браком, и тогда царь феаков Алкиной на законном основании отказался выдать замужнюю М. ее отцу. После возвращения Ясона на родину М. помогла мужу отомстить узурпатору Пелию, убившему отца и брата Ясона. Она убедила дочерей Пелия, что отца можно омолодить — разрубив при них старого барана на куски и бросив их в котел с кипящей водой, она вынула из котла живого ягненка. Дочери Пелия, надеясь омолодить отца, разрубили его на части и бросили в кипящий котел, но М. не стала оживлять его. После этого ее и Ясона изгнали из Иолка, и их приютил царь Коринфа Креонт. Там М. родила Ясону двух сыновей — Мермера и Ферета. Когда Ясон задумал жениться на дочери Креонта Главке (вариант: Креусе), М. решила отомстить неверному мужу. Она послала сопернице пропитанный ядом свадебный пеплос, надев который, Главка сгорела заживо вместе с Креонтом, пытавшимся спасти дочь. После этого М. убила своих детей и улетела на колеснице Аполлона, запряженной крылатыми конями (вариант: драконами). Бежав из Коринфа, она поселилась в Афинах и стала женой Эгея, родив ему сына Меда. Когда в Афины вернулся Тесей, старший сын и наследник Эгея, М. убедила мужа погубить пришельца, боясь, что власть отца унаследует он, а не ее сын. Но Эгей, узнав сына по своему мечу и сандалиям, раскрыл коварство М. и изгнал ее из Афин. После этого М. и ее сын Мед вернулись в Колхиду, где к тому времени Ээт был свергнут с престола братом Персом. Мед убил Перса и воцарился в Колхиде. Согласно одному из мифов после смерти М. была перенесена на «острова блаженных» и стала там женой Ахилла. То, что М. считалась внучкой бога солнца Гелиоса и что ей приписывалась божественная сила оживлять мертвых и летать по небу на колеснице, свидетельствует, что ее некогда почитали как богиню, но затем она утратила это значение.

Медонт, Медон (греч.) — 1. Глашатай женихов Пенелопы. Узнав о заговоре женихов против возвращающегося на родину Телемаха, М. сообщил об этом Пенелопе и спас юношу. При расправе над женихами Одиссей пощадил М. 2. Побочный сын царя локров Оилея, брат Аякса Малого, командовавший отрядами Филоктета под Троей. Погиб от руки Энея.

Медуза (греч.) — одна из трех сестер-горгон, единственная смертная из них. Была убита Персеем.

Меламп, Мелампод (греч.) — легендарный прорицатель, брат Бианта, считавшийся основателем жреческого рода Меламподов. Он первым начал лечить болезни при помощи трав и очищений. М. был основателем культа Диониса и фаллических шествий в его честь. По легенде, М. получил пророческий дар от змеенышей, которых он взял из разоренной змеиной норы и выкормил. Когда змееныши выросли, они ночью вползли М. на плечи и языками прочистили ему уши, после чего он стал понимать язык животных и предсказывать будущее. Это помогло ему получить для Бианта в жены Перо, дочь пилос-ского царя Нелея. Позднее М. исцелил дочерей тиринфского царя Прета, которые за отказ участвовать в празднествах в честь Диониса были поражены безумием. За это он получил от Прета часть царства, которую разделил с братом.

Меланиип (греч.) — 1. Фиванский герой, защищавший родной город во время похода семерых против Фив. Смертельно ранил Тидея, но сам пал от руки Амфиарая. 2. Ахайский юноша, полюбивший жрицу Артемиды Комето и овладевший ею в храме богини. Разгневанная кощунством, Артемида наслала на страну неурожай и мор. Чтобы умилостивить богиню, оракул потребовал ежегодно приносить ей в жертву юношу и девушку.

Меланиппа (греч.) — «черная кобылица» — 1. Дочь Эола (сына Эллина), внучка кентавра Хирона, возлюбленная Посейдона, родившая от него близнецов Беота и Эола. Отец приказал заключить М. в темницу, а близнецов выбросить. Их подобрали и воспитали пастухи. Когда мальчики выросли, они освободили мать. (По одному из мифов, М. — нимфа, жена Итона, сына Амфиктиона, и мать только Беота.) 2. Д,очь Ареса, сестра царицы амазонок Ипполиты. По одному из мифов, М. была захвачена в плен Гераклом, а затем выкуплена Ипполитой, отдавшей герою в обмен свой пояс (шестой подвиг Геракла).

Меланф, Мелаиит (греч.) — мифический царь Мессены, изгнанный из своей страны Гераклидами. По совету оракула М. отправился в Аттику, где участвовал в борьбе против беотийцев. Когда он вызвал на поединок царя беотийцев Ксанфа, во время поединка за спиной Ксанфа появился Дионис в козлиной шкуре, и М. стал упрекать противника, что тот бьется не один. Ксанф обернулся и сразу же был убит М. За спасение Аттики от нашествия беотийцев М. был избран царем, сменив последнего потомка Эгея. В благодарность за помошь в бою он поставил святилище Диониса и учредил празднества в его честь.

Меланфий, Мелантий (греч.) — раб Одиссея. Когда Одиссей вернулся из странствий, М. не узнал хозяина, одетого в лохмотья, оскорбил и ударил его. М. помогал женихам Пенелопы и во время расправы над ними тщетно пытался передать им оружие. Убив женихов, Одиссей изрубил М. на куски и бросил на съедение собакам.

Меланфо, Меланто (греч.) — нимфа, дочь Девкалиона. Чтобы добиться любви М., Посейдон принял облик дельфина.

Мелеагр (греч.) — сын калидонского царя Ойнея (вариант: Ареса) и Алфеи, участник похода аргонавтов и калидонской охоты. Когда М. исполнилось семь дней, к Алфее явилась пророчица, бросила в огонь полено и предсказала ей, что ее сын умрет, как только догорит полено. Алфея выхватила полено из пламени, погасила и спрятала. Благодаря этому М. остался жив и достиг зрелого возраста. Однажды в год обильного урожая Ойней принес благодарственные жертвы Де-метре, Афине и Дионису, но забыл принести жертву Артемиде, и она наслала на страну чудовищного вепря, вытаптывавшего поля и виноградники. Чтобы убить вепря, собрались величайшие герои Греции. Победителю была обещана его голова и шкура. Влюбившись в Аталанту, М. присудил ей почетный трофей за то, что она первая поразила вепря стрелой, хотя решающий удар нанесла не она, а он сам. Братья его матери возмутились его решением и завязали ссору. Один из них — Плексипп — отнял награду у Аталанты, и разгневанный М. убил его (вариант: перебил всех братьев матери). Чтобы отомстить за гибель брата, Алфея бросила в огонь головню, от которой зависела жизнь М., и как только она прогорела, М. погиб в междоусобице. Увидев, что она натворила в гневе, Алфея покончила с собой. Безутешные сестры М. так горестно оплакивали его гибель, что Артемида сжалилась над ними и превратила их, в птиц.

Мелиады, Мелии (греч.) — мелийские нимфы, выросшие из капель крови оскопленного Урана; считались прародительницами людей.

Мелизанда — см. Мелюзна.

Меликерт (греч.) — младший сын Ино и Афаманта. Гера, разгневанная на Ино за то, что та вскормила Диониса, лишила разума ее мужа. В припадке безумия Афамант убил старшего сына, а Ино с М. бросились в море, чтобы спастись от него. Они были приняты нереидами и превратились в морские божества, покровительствующие терпящим кораблекрушение.

Мельпомена (греч.) — «поющая» — муза трагедии, одна из дочерей Зевса и Мнемосины (вначале считалась музой песен, затем — печальных песен). М. изображалась высокой женщиной, украшенной виноградными листьями, в венке из плюща, с трагической театральной маской водной руке и с мечом или палицей в другой. От бога реки Ахелоя М. родила сирен, прославившихся своим пением.

Мельхиседек (иуд.) — «царь мой — праведность» — современник Авраама, царь Салима (будущего Иерусалима), первосвященник культа Яхве. По книге Еноха, М. чудесным образом зачала без мужа престарелая и бесплодная Нира, жена брата Ноя. Когда ее обвинили в блуде, она умерла от потрясения и была положена в гроб, а Нир и Ной пошли рыть для нее могилу. Вернувшись, они обнаружили у гроба трехлетнего мальчика со знаками священства на груди, которого назвали М. Через 40 дней архангел Гавриил унес М. в Эдем, чтобы тот пережил там время потопа, а затем вернулся бы на землю для исполнения своей миссии.

Мелюзина, Мелизанда (европ.) — фея, заточившая своего отца в горе и за этот грех обреченная каждую субботу обращаться в змею. IV1. стала женой знатного юноши Раймондина, запретив ему видеть ее по субботам, и помогла ему стать королем. Когда Раймондин нарушил запрет и увидел ее в облике крылатой змеи, она исчезла, но продолжала незримо покровительствовать своему роду. По поверью, призрак М. должен скитаться по земле до Страшного суда.

Meмнон (греч.) — царь эфиопов, сын богини зари Эос и Титана, брата Приама. Был союзником троянцев в Троянской войне. После гибели Гектора М. в доспехах, изготовленных Гефестом, пришел на помощь троянцам. Он убил Антилоха, сына Нестора, и вступил в единоборство с Ахиллом. Матери обоих героев — Фетида и Эос — молили Зевса пощадить их сыновей, и тот воспользовался весами судьбы, указавшими, что пришел смертный час М. Когда Ахилл убил М., Эос получила от Зевса разрешение похоронить тело сына на его родине, в Эфиопии. По преданию, спутники М. (вариант: частицы его праха) превратились в птиц-мемнонид и ежегодно прилетали на могилу М. оплакивать его. Там птицы сражались друг с другом, пока половина из них не погибала.

Менады (греч.) — «безумствующие» — спутницы Диониса. Украшенные виноградными листьями и плющом, М. с тирсами (жезлами) в руках толпами следуют за Дионисом и крушат все на своем пути. Полуобнаженные, в оленьих шкурах, они бегают по лесам и горам, ловят диких животных, разрывают их и пьют их кровъ, как бы приобщаясь этим к растерзанному божеству. Тирсами М. выбивают из скал молоко и мед. Они увлекают за собой женщин, приобщая их к служению Дионису.

Менака (др.-инд.) — божественная апсара, по приказу Брахмы соблазнившая аскета Вишвамитру и родившая от него дочь Шакунталу. В пуранах М. — дочь Брахмы, жена Химавата и мать Умы и Ганга.

Менекей (греч.) — сын фиванского царя Креонта. Во время похода семерых против Фив прорицатель Тиресий предсказал, что фиванцы отразят врага, если Креонт принесет в жертву своего сына. М. добровольно пожертвовал своей жизнью, заколовшись перед входом в пещеру бога войны Ареса.

Менелай (греч.) — сын Атрея, младший брат Агамемнона, отец Гермионы. После убийства Атрея Эгисфом М. и Агамемнон были изгнаны из Микен и бежали в Спарту, где их приютил царь Тиндарей. М. женился на дочери Тиндарея Елене и стал царем Спарты. После похищения Елены Парисом М. позвал всех ее бывших женихов, связанных клятвой защищать честь ее супруга, и сам во главе 60 кораблей отправился в военный поход на Трою. Вместе с Одиссеем М. участвовал в посольстве, добивавшемся возвращения Елены, но потерпел неудачу. Во время осады Трои М. был одним из самых отважных воинов. Он принял вызов Париса на единоборство и едва не победил его, но вмешательство Афродиты спасло Париса. М. сражался за тело убитого Патрокла и вынес его с поля битвы. Вместе с другими воинами он находился внутри Троянского коня и в последнем сражении убил Деифоба, сына Приама. После взятия Трои М. с Еленой отплыл на родину, но попал в страшную бурю, которая отбросила его корабли к берегам Крита. Скитаясь в течение восьми лет, М. побывал на Кипре, в Финикии и в Египте, где приобрел большие сокровища. (По одной из версий мифа, М. нашел Елену в Египте, так как в Трое находился только ее призрак.) В Египте М. получил у морского старца Протея совет, как безопасно вернуться на родину. Поздние легенды дополнили миф о М. эпизодами его встречи с Парисом в Дельфах до похищения Елены, а также рассказом о перенесении М. (как зятя Зевса) в элизиум.

Менетий, Менойтий (греч.) — 1. Один из аргонавтов, отец Патрокла. 2. Сын титана Иапета и океаниды Климены (вариант: Асии), брат Прометея, Атланта и Эпиметея. Был низвергнут в Тартар во время титаномахии.

Ментор (греч.) — друг Одиссея, которому было поручено заботиться о доме и семье Одиссея, пока тот участвовал в походе против Трои. М. воспитывал сына Одиссея Телемаха и сдерживал женихов Пенелопы. Афина, помогая Одиссею, являлась к нему в облике М.

Мерион (греч.) — племянник Идоменея, один из участников похода под Трою, прославившийся своей стрельбой из лука. Помог Менелаю отстоять тело Патрокла и отличился в битве за корабли. После войны М. попал на Сицилию и основал поселение в Гераклее Минойской.

Меркурий (рим.) —от «торговать» — римский бог торговли, отождествленный с греческим Гермесом. Как и Гермес, М. считался сыном Майи, которую в Риме отождествляли с богиней Бона Деа. В майские иды (середина месяца) М. и его матери Майе приносили жертвы. Кроме торговли, М. считался вестником богов, покровителем многих ремесел, магии и астрологии. Средневековые алхимики назвали его именем ртуть, а астрологи — одну из планет солнечной системы. М. изображали в виде юноши с крылышками на ногах, с жезлом-кадуцеем, часто с денежным кошелем на боку.

Меропа (греч.) — 1. Дочь Атланта, мать Главка, супруга Сисифа. В созвездии Плеяд так названа наиболее тусклая из звезд, потому что М. была единственной из плеяд, вышедшей замуж за смертного. 2. Супруга коринфского царя Полиба, воспитавшая Эдипа. 3. Дочь мессенского царя Кипсела, жена Гераклида Кресфонта. Родственник Кресфонта Полифонт убил мужа М. и ее старших сыновей, захватил власть и принудил М. стать его женой. Младший сын М. Эпит (вариант: тоже Кресфонт, как и его отец) спасся и впоследствии с помощью матери убил Полифонта.

Мерт (егип.) — богиня музыки и пения, покровительствовавшая исполнению гимнов богам. М. изображали в виде женщины, отбивающей ладонями такт. На ее голове помещали знак золота, ее святилище называлось «золотой дом».

Меру (др.-инд.) — огромная золотая гора, центр Вселенной, вокруг которого вращаются солнце, луна, планеты и звезды. На rope M. живут высшие боги, гандхарвы, риши и другие мифические существа и персонажи. Небесная Ганга стекает сначала на М., а оттуда — на землю.

Метаб — 1. (греч.) Сын Сисифа, участник Троянской войны, прибывший под Трою с царем Нестором. 2. (рим.) Отец Камиллы.

Метида, Метис (греч.) — «мысль» — океанида, первая жена Зевса, богиня мудрости. М. приготовила волшебное зелье, выпив которое, Кронос изрыгнул проглоченных братьев и сестер Зевса. Когда М. ждала ребенка, Гея и Уран предсказали Зевсу, что его сын от М. лишит его власти. Чтобы избегнуть этого, Зевс по совету Геи проглотил М., после чего из его головы родилась Афина.

Мидас (греч.) — фригийский царь, сын Гордия, славившийся своим богатством. Еще в детстве муравьи приносили М. пшеничные зерна, предвещая ему богатство. Когда к М. привели силена, отставшего от шествия Диониса, царь его радушно принял и через десять дней возвратил богу. В награду за это Дионис предложил М. исполнить любое его желание, и М. захотел, чтобы все, к чему он прикоснется, превращалось в золото. Его желание было исполнено, но в золото стала превращаться и пища, и тогда М. взмолился, чтобы Дионис освободил его от чар. Бог приказал ему искупаться в источнике Пактол, отчего тот стал золотоносным, а М. избавился от дара. Известен миф о том, как М. был судьей на музыкальном состязании между Аполлоном и Паном (вариант: Марсием). Он признал Аполлона побежденным, и тот наделил его ослиными ушами, которые царю приходилось прятать под фригийской шапкой. Об ушах знал только цирюльник, который мучился тайной, пока колдунья не посоветовала ему вырыть в земле ямку и шепнуть туда: «У царя Мидаса ослиные уши!» На этом месте вырос тростник, сообщивший о тайне М. всему свету.

Мидгард (сканд.) — «среднее огороженное пространство» — часть мира на земле, где живут люди, поднятая из Мирового океана и отгороженная от остального мира стеной из ресниц великана Имира. За пределами М. находится Утгард — пустынная страна великанов {ётунов) на краю земли, а сама земля окружена океаном, в котором плавает змей Ёрмунганд. Главным защитником М. от ётунов и змея является Тор.

Микал (мусульм.) — приближенный к Аллаху ангел, соответствующий христианскому Михаилу. По преданию, М. был одним из первых ангелов, поклонившихся Адаму. Он также был среди тех, кто вскрыл грудь и очистил сердце Мухаммада. Вместе с другими ангелами М, помогал мусульманам в битве против меккан-цев при Бадре.

Миктлан (ацтек.) — подземный мир, место обитания умерших. Путь в М. длился четыре дня. Умерший должен был пройти между двумя горами, которые грозили раздавить его, избежать нападения змеи и гигантского крокодила, пересечь восемь пустынь, подняться на восемь гор, преодолеть ледяной ветер, мечущий в него камни и обсидиановые лезвия. В конце пути нужно было переплыть широкую реку, через которую покойник переправлялся на спине маленькой красной собаки. Добравшись до правителя М. — Миктлантекутли, умерший подносил ему дары и получал место в одной из девяти преисподних. В М. попадали все, кроме воинов, утопленников и женщин, умерших приводах.

Миктлантекутли (ацтек.) — «владыка Миктлана» — бог подземного мира и преисподней. М. изображали в виде скелета или человека с черепом вместо головы, его спутниками были летучая мышь, паук и сова. Согласно мифу бог Кецалькоатль спустился в девятую преисподнюю к М. за костями для создания людей. Получив кости, он побоялся, что М. обманет его, и бросился бежать. Второпях он споткнулся, упал на кости и переломал их. Выйдя из преисподней, Кецалькоатль окропил кости своей кровью и создал людей, но так как сломанные кости были разной величины, мужчины и женщины тоже получились разными по росту.

Мимир (сканд.) — хозяин источника мудрости, находящегося у корней мирового дерева Иггдрасиль. По легенде, М. взял глаз Одина за то, что дал ему напиться из источника мудрости. В прорицании о конце мира говорится, что Один придет к источнику, чтобы перед последней битвой спросить у М, совет для себя и своего войска.

Мин (егип.) — бог плодородия, покровитель земледелия и скотоводства. Отождествлялся с Гором или считался отцом Гора, позже его культ слился с культом Амона. Богиня Исида считалась матерью и одновременно супругой М. Его изображали в виде плоской человеческой фигуры в увенчанной двумя перьями короне, с одной рукой, поднятой вверх, и с плетью в другой руке. В день начала жатвы воздвигали столб в честь М. к которому шла праздничная процессия во главе с быком, увенчанным короной. Фараон срезал золотым серпом первый сноп и клал его перед статуей М. С развитием торговых отношений М. стал также покровителем торговли, караванов и восточной пустыни.

Минакши (индуист.) — «имеющая глаза рыбы» — богиня шиваитского пантеона, дочь Куберы (вариант: возникла из жертвенного костра царя пандьев Малаядхваджи), одна из ипостасей Парвати. С детства М. имела три груди и сильно пахла рыбой. Когда М. встретила Шиву, у нее исчезла третья грудь и пропал рыбий запах. По этому признаку она узнала предназначенного ей богами супруга.

Минерва (рим.) — римская богиня, покровительница ремесел и искусств. Вместе с Юпитером и Юноной М. входила в триаду главных богов римского пантеона. После отождествления с Афиной М. стала богиней мудрости и помощницей в войне. Она считалась также покровительницей лекарей, ваятелей, музыкантов, поэтов. Главное празднество в честь М. (квинкватрии) происходило в марте. Это был праздник ремесленников и время, когда учителя получали плату за обучение детей. Изображения М. сходны с изображениями Афины, ее постоянными спутниками были сова и змея.

Миний (греч.) — царь Орхомена (Беотия), родоначальник племени миниев. Отец трех дочерей — Левкиппы, Арсиппы и Алкифои. Из всех женщин Орхомена только дочери М. отказались принимать участие в празднествах Диониса и не примкнули к вакханкам, встретив призывы бога насмешками. Разгневанный Дионис наслал на дочерей М. безумие, в припадке которого они разорвали сына Левкиппы, приняв его за оленя, а затем превратил их в летучих мышей (вариант: птиц).

Минос(греч.) — критский царь, сын Зевса и Европы, брат Радаманфа и Сарпедона, муж дочери Гелиоса Пасифаи, отец Ариадны, Федры и Андрогея. В легенде о завоевании Мегар М. захватил город благодаря помощи влюбленной в него дочери Ниса, а затем утопил ее. Жена М. Пасифая навлекла на Крит бедствие, породив чудовищного Минотавра, которого М. заточил в лабиринт, выстроенный искусным мастером Дедалом, Когда сын М. Андрогей был убит в Афинах марафонским быком, М. потребовал от афинян раз в девять лет присылать на съедение чудовищу Минотавру семерых юношей и семерых девушек. Тесейс помощью Ариадны убил Минотавра и освободил Афины от дани, Дедал, давший Ариадне клубок ниток, бежал от М. на о-в Сицилия и нашел убежище у царя Кокала. М. погнался за Дедалом, и его флот прибыл в Сицилию, но дочери Кокала убили М., обварив его кипятком во время мытья. После смерти М. вместе с Радаманфом и Эаком стал судьей над мертвыми. Он определяет в Аиде судьбы умерших и налагает наказания на души преступников.

Минотавр (греч.) — чудовище с туловищем человека и головой быка, рожденное женой Миноса Пасифаей от насланного Посейдоном морского быка (вариант: самого Посейдона). М. был помещен в подземный лабиринт, выстроенный для него Дедалом, где пожирал преступников и посылаемых ему в жертву афинских юношей и девушек. М. убил Тесей, выбравшийся затем из лабиринта с помощью клубка ниток, данного ему царской дочерью Ариадной.

Мирадж (мусульм.) — вознесение пророка Мухаммада на небеса. По этой легенде, Мухаммад прибыл ночью в Иерусалим, оставил там крылатого коня Бурака и был возведен Джибрилом на вершину небес к Аллаху. Он миновал семь дверей семи небес, где встретил прежних пророков — Адама, Йахъю, Ису, Йусуфа, Идриса, Харуна, Мусу, Ибрахима, а затем предстал перед Аллахом, который приказал мусульманам совершать по 50 молитв в день. По совету Мусы Мухаммад попросил сократить число молитв, и Аллах согласился уменьшить их число до пяти. Затем Мухаммад посетил рай и ад, увидел муки грешников и блаженство праведников, после чего был возвращен в Мекку.

Мирмидоняне, мирмидоны (греч.) — от «муравьи» -- племя ахейцев в Фессалии, сражавшееся в Троянской войне под предводительством Ахилла. Согласно мифу М. произошли от муравьев, которые по просьбе Эака были превращены Зевсом в людей (вариант: название племени происходит от имени Мирмидона, сына Зевса и Эвримедузы, к которой Зевс явился в виде муравья). Когда Ахилл поссорился с Агамемноном, М. перестали принимать участие в сражениях и вступили в бой только с разрешения Ахилла.

Миртил (греч.) — сын Гермеса, возничий элидского царя Эно-мая. Подкупленный Пелопом, М. помог ему победить Эномая в соревновании на колесницах и добиться руки Гипподамии. Одержав победу, Пелоп сбросил М. в море. После смерти М. был превращен в созвездие Возничего.

Митра (иран.) — «договор», «согласие» — бог дружбы и согласия, покровитель договоров и законности. М. заключает договор с людьми, обеспечивает мир на земле, охраняет мораль и порядок. Помимо социального порядка М. считался ответственным и за природный — за движение солнца, за воды и ветры. Он посылал дожди и обеспечивал урожаи, оберегал стада, давал здоровье, потомство и богатство. Считался высшим божеством, творцом мира (демиургом), который обеспечит своим приверженцам вечное блаженство после победы над богом зла Ариманом и Страшного суда. Атрибутами М. (как и греческого Гелиоса) были кони, колесница и золотой трон. Вступление в общину митраистов сопровождалось тяжелыми испытаниями и мистическими обрядами. Женщины в общины не допускались. М. изображали юношей во фригийском колпаке и в короткой развевающейся одежде. С развитием зороастризма М. был вытеснен Аху-рамаздой и стал второстепенным божеством.

Митра (др.-инд.) — «друг» — один из богов-адитьев, связанный договором с людьми, солнцем, сын Адити и Дакши. Вместе с Варуной М. заполняет воздушное пространство, удерживает небо и землю, заставляет восходить солнце, охраняет оба мира, несет богов. Его атрибуты — кони, колесница, золотой трон, мед, сома. М. — бог дружбы, он миролюбив и милосерден, благосклонен к людям, особенно к певцам, защищает их и приносит им богатство. Он считается господином истины, карающим за проступки, и руководителем людей в социальных и нравственных взаимоотношениях. В мифе об Урваши М. является мужем Урваши, которому она изменила с Варуной, после чего родила двоих детей Агастью и Васиштху, считающихся сыновьями обоих богов. Узнав об измене Урваши, М. прогнал ее и проклял, приговорив к жизни среди людей и браку со смертным.

Михаил (иуд., христ.) — архангел, предводитель небесного воинства в борьбе против сил зла. Его изображают борющимся с ангелом зла Самаэлем (с Сатаной), в Апокалипсисе он также сражается с Сатаной (дьяволом, драконом). Ему традиционно приписывают роль защитника праведных — он спасает Авраама из огненной печи, выводит из Содома Лота с семьей, заменяет на ягненка обреченного в жертву Исаака, ведет израильтян по пустыне во время исхода из Египта. Он является заступником людей перед Богом, а также «ангелом предстояния», стоящим вместе с Гавриилом перед троном божьим. В этом качестве М. является ангелом-писцом, заносящим имена праведников в особую книгу, и хранителем таинственных письмен, в том числе — магических слов, которыми были сотворены небеса и земля. Он научил Адама земледелию, а Авраама — богопознанию, передал скрижали закона Моисею на горе Синай. Он провожает души праведников к воротам небесного Иерусалима. В Древней Руси М. считался покровителем князей и ратной славы.

Мневис (егип.) — божество в виде черного быка, почитавшееся как живое воплощение бога солнца и изображавшееся с солнечным диском между рогами. М. отождествляли с божественным быком Бухисом и считали 6а (душой) бога Ра. Быки М. содержались в особом помещении, после смерти их бальзамировали и хоронили в специальном склепе.

Мнемосина, Мнемозина (греч.) — титанида, дочь Урана и Геи, богиня памяти и мать девяти муз, рожденных ею от Зевса.

Моисей (библ.) — первый пророк бога Яхве и основатель его религии, законодатель, религиозный и политический вождь евреев во времена исхода из Египта. Согласно Библии М. был евреем из колена Левия, сыном Амрама и Иохаведы, братом Аарона и Мариам Пророчицы. Так как фараон приказал убивать всех новорожденных еврейских мальчиков, мать М. положила его в тростниковую корзину и спрятала в зарослях тростника на берегу Нила. Младенца подобрала дочь фараона, пришедшая на реку купаться, и отдала кормилице, которой оказалась мать М. Став взрослым, М. убил египетского надсмотрщика над рабами и бежал в Мидиан, спасаясь от гнева фараона. Там он женился на Сепфоре, дочери жреца Иофора. Когда М. пас стада тестя, его окликнул ангел из объятого пламенем и не сгорающего тернового куста («неопалимая купина») и объявил, что М. должен увести евреев из Египта. М. пошел к фараону, чтобы тот отпустил его народ, но фараон наказал евреев, и они начали возмущаться М. Тогда М. с помощью Яхве стал творить чудеса, вредящие Египту («казни египетские»), и фараон был вынужден отпустить евреев. Они совершили переход через пустыню в «землю обетованную», во время которого М. спасал их от преследований фараона и от тягот пути. В пути он получил от Яхве скрижали, на которых написано Божье откровение. М. водил свой народ по пустыне в течение 40 лет, но по воле Яхве ему не было дано войти в землю обетованную. Он умер в возрасте 120 лет на горе Нево, увидев оттуда эту землю перед смертью.

Мойры (греч.) — «часть», «доля» — богини человеческой судьбы, дочери Зевса и Фемиды (вариант: Никты). М. представляли в виде трех старух-сестер, прядущих нить человеческой жизни. Лахе-сис («дающая жребий») определяет судьбу человека еще до его рождения, Клото («прядущая») прядет нить его жизни, Атропос («неотвратимая»), перерезает нить, обрывая жизнь человека. Платон считал матерью М. богиню Ананке («необходимость»), вращающую мировое веретено.

Мокошь (вост.-слав.) — в восточнославянской мифологии — богиня. М. — единственное женское божество древнерусского пантеона, чей идол стоял в Киеве рядом с кумирами Перуна и других богов. Типологически близка греческим мойрам и германским норнам, прядущим нити судьбы.

Молох (библ.) — согласно Библии божество, которому приносили человеческие жертвы, особенно детей. После изучения древних надписей было выдвинуто предположение, что М. — это название ритуала жертвенного сжигания людей и животных, впоследствии принятое за имя божества. Местом отправления культа в Палестине, по Библии, был тофет в долине Хинном (см. Геенна).

Мом (греч.) — бог злословия и насмешки, сын Никты, брат 7а-натоса, Гипноса, Немесиды, Эриды, мойр и Гесперид. Согласно одному из мифов по его совету Зевс вызвал Троянскую войну, чтобы уменьшить количество людей на земле. В конце концов Зевс изгнал М. с Олимпа за постоянное злословие против богов.

Монту (егип.) — бог войны. Считалось, что М. дарует фараону победу над врагами и в образе сокола возносит умершего фараона на небо. М. изображали в виде человека с головой сокола, увенчанной короной с двумя голубыми перьями и солнечным диском. Отождествленный с Ра к Гором в имени Монту-Ра-Гарахути, М. борется с врагами солнца. Его священное животное — сокол, атрибут — копье.

Мопс (греч.) — 1. Фессалийский лапиф, сын нимфы Хлориды и бога Аполлона, от которого он получил дар прорицания. М. принимал участие в калидонской охоте, борьбе лапифов с кентаврами и в походе аргонавтов. Во время этого похода М. умер от укуса змеи в Ливии, где в его честь был учрежден оракул. 2. Сын прорицательницы Манто и критянина Ракия (вариант: Аполлона), известный прорицатель. По легенде, М. победил Калханта, состязаясь с ним в искусстве прорицания, и тот умер от огорчения. Оракул М. существовал в окрестностях Колофона и в городе Малл. За обладание этим городом М. сражался с Амфилохом, и оба погибли.

Мороз, Морозко (слав.) — персонаж сказочного и обрядового фольклора, олицетворяющий зимнюю стужу. М. представляют в виде
белобородого старца (Деда М.) в зимней одежде, с мешком и посохом. С помощью посоха М. замораживает реки, вызывает холода, из мешка он выпускает холодные ветры и метели. В образе сказочного новогоднего персонажа М. в этом мешке приносит подарки детям. Накануне Рождества и в Велик день М. следовало предложить ложку киселя или кутьи и попросить его не морозить злаки и другие сельскохозяйственные посадки.

Морфей (греч.) — крылатое божество, один из сыновей бога Гипноса, обладающий способностью являться людям во сне, принимая при этом самые различные формы. М. изображали в виде крылатого юноши или молодого мужчины, иногда спящего.

Мохини (индуист.) — «чаровница» — аватара Вишну, прекрасная женщина, в которую он превратился во время пахтанья богами и асурами Мирового океана, чтобы отвлечь асуров от чаши с амритой. Плененные красотой М., асуры предоставили ей разрешить спор об амрите. М. распорядилась, чтобы амриты первыми отведали боги, а затем исчезла с чашей, обманув ждущих своей очереди асуров.

Музы, Мусы (греч.) — «мыслящие» — вначале богини пения, позднее богини поэзии, искусств и наук, дочери Зевса и Мнемосины (вариант: Урана и Геи). Сначала упоминались три музы: Мелета («размышление»), Мнема («память») и Аейда («песня»), культ которых, по легенде, был основан братьями Алоадами. Впоследствии число муз увеличилось до девяти: Клио, Каллиопа, Эвтерпа, Талия, Мельпомена, Терпсихора, Эрато, Полигимния и Урания. Постепенно каждая из муз получила свою постоянную сферу деятельности и свои атрибуты, с которыми ее изображали на рисунках и в скульптурах: Клио со свитком и стилом — муза истории, Каллиопа с теми же атрибутами — муза эпической поэзии и знания, Эвтерпа с флейтой — лирической песни, Талия с комической маской — комедии, Мельпомена с трагической маской и венком из плюща — трагедии, Терпсихора с лирой и плектром — танца, Эрато с лирой — лирической поэзии, Полигимния со свитком — гимнической поэзии, Урания с небесным сводом и циркулем — астрономии. Как богини пения, М. связаны с Аполлоном, получившим прозвище Мусагет — предводитель М. Иногда М. называли кормилицами или спутницами Диониса, на празднике которого они исполняли драматические произведения. Считалось, что М. обладают даром прорицания. Их любимым местопребыванием обычно считались горы Геликон (Беотия) и Парнас, где они проводили время в гротах и у прохладных источников (Гиппокрена, Кастальский ключ). М. покровительствовали поэтам, давшим им множество названий по местам почитания или предполагаемого обитания: пиэриды, геликониды, парнассиды, касталиды и т. д. Храмы М. назывались мусейонами, от названия которых произошло слово «музей», слово «музыка» также возникло от этого корня.

Муса (мусульм.) — пророк, соответствующий христианскому Моисею. Жизнеописание М. сходно с библейским, но в коране М. спасает жена Фирауна (фараона), а убийство египетского надсмотрщика происходит по наущению шайтана.

Муспелль (сканд.) — огненная страна, которая существовала еще до начала творения.

Мут (егип.) — «мать» — богиня неба, жены Амона и мать Хонсу. Считалась владычицей озера Ашеру около Фив, на берегу которого стоял ее храм. Священным животным М. была корова, ее имя обозначалось знаком коршуна, ее эпитет был «мать матерей». Отождествлялась со многими богинями-матерями — Иехбет, Уто, Нут и др. Так как Амон отождествлялся с Птахом, М.,. как его супруга, отождествлялась с Сехмет и другими богинями-львицами (Хатор, Тефнут, Мехит), а также с богиней-кошкой Бает.

Мухаммад, Мухаммед, Мохаммед, Магомет, Магомед
(мусульм.) — основатель ислама и мусульманского государства. По мусульманской традиции главной священной книгой ислама является Коран, текст которого был передан М. ангелом Джибрилом во время ночных бдений пророка на горе Хира. М. является посланником Аллаха, последним в ряду пророков, призванным подтвердить учения своих предшественников. Для жизнеописаний М. характерны постоянные параллели с библейскими сюжетами. М. возрождает веру Ибрахима, провозгласив ее «истинной верой» для всех людей, и восстанавливает роль Каабы как места поклонения единому Богу, связывающего мир земной с миром небесным.

Мэнь-шень (кит.) — духи — хранители ворот (Шэнь-ту и Юй-люй), связанные со светлым и темным началом. По преданию, сначала это были двое сановников, вызвавшихся встать в карауле у дверей спальни танского императора Тай-цзуна, которого по ночам беспокоили призраки. После того как ночь прошла спокойно, император приказал нарисовать портреты обоих сановников и повесить их на дверях во дворце. Впоследствии они были обожествлены и стали популярными персонажами, изображения которых в виде грозных полководцев с алебардами наклеивались на створки дверей общественных зданий, храмов и частных домов.