Н

Набу (аккад.) — бог мудрости и письма, покровитель писцов, сын Мардука и Зерпанитум. Как писец таблиц судеб, Н. причисляется к высшим богам. Иногда Н. считается обладателем таблиц судеб и тогда наделяется эпитетами Мардука.

Навкаи
— см. Мавки.

Навплий (Греч.) — 1. Царь Эвбеи, отец Паламеда. Узнав о казни сына, ложно обвиненного Одиссеем в измене, Н. стал мстить грекам. Когда они возвращались из-под Трои, Н. зажег ложный маяк, и многие корабли греков разбились о прибрежные скалы. 2. Сын Посейдона.

Навсикая, Навзикая (греч.) — дочь царя феаков Алкиноя и Ареты. Афина, явившись к Н. во сне под видом подруги, уговорила ее утром пойти с рабынями на берег моря, чтобы заняться стиркой белья. Там Н. нашла потерпевшего кораблекрушение Одиссея, дала ему одежду и послала в дом своего отца. Н. полюбила Одиссея и надеялась, что он станет ее супругом, но Одиссей не захотел остаться у феаков. Когда герой отъезжал на родину, Н. просила, чтобы он помнил о той, которая спасла ему жизнь. В поздних легендах говорится, что после смерти Одиссея его сын Телемах попал на остров феаков, где женился на Н. и имел от нее сына Персептолиса.

Навсифой, Навсифой(греч.) — 1. Царь феаков, сын Посейдона и Перибеи, отец Алкиноя. Под предводительством Н. феаки, изгнанные со своей родины киклопами, переселились на о-в Схерия. 2. Один из сыновей Одиссея и нимфы Калипсо. 3. Кормчий Тесея во время его плавания на Крит.

Навь (слав.) — воплощение смерти, вероятно, связанное с представлениями о погребальной ладье, на которой плывут в царство мертвых. К Н. относятся целые классы мифических существ, связанных со смертью, — украинские навки (мавки), болгарские нави, сосущие кровь у родильниц, и др. У восточных славян существовал Навий день — день поминовения умерших, позже приуроченный к последнему четвергу Великого поста.

Наги (индуист., будд.) — 1. В индуистской мифологии — полубожественные существа со змеиным туловищем и одной или несколькими человеческими головами. Н. считались детьми Кадру, жены Кашьяпы, и постоянно враждовали с птицами и их царем Гарудой, детьми Кашьяпы от его другой жены Винаты. Н. принадлежит подземный мир (патала), где находится их столица Бхогавати и где они стерегут несметные сокровища земли. Н. считаются мудрецами и магами, способными оживлять людей и менять свой внешний вид. В человеческом облике они часто живут среди людей, причем их женщины (нагини) славятся своей красотой и нередко становятся женами царей и героев. Среди царей Н. наиболее известны тысячеголовый змей Шеша, поддерживающий землю, и Васу-ки, которым боги и асуры пользовались как веревкой во время пахтанья океана. По легенде, Н. получили бессмертие, слизав капли амриты с острых стеблей травы куши, но при этом их языки раздвоились. 2. В буддистской мифологии — змееподобные полубожества, разделяющиеся на два класса — живущих в воде и на суше. Могут превращаться в людей и вступать в любовные отношения с мужчинами и женщинами. Потомки этих связей очень нежны, так как имеют «водяную сущность». Н. часто бывают приверженцами буддизма. По преданию, Шакьямуни несколько раз перерождался в образе Н.

Нагльфар (сканд.) — корабль, сделанный из ногтей мертвецов, на котором мертвецы приплывут из подземного царства, чтобы принять участие в последней битве перед концом мира. Н. будет управлять бог Локи, сброшенный богами под землю за участие в убийстве Бальдра (или великан Хрюм).

Нагуаль, науаль (ацтек.) — дух-двойник, покровитель новорожденного, обычно представляемый в облике животного. Для определения Н. около хижины новорожденного вечером рассыпали песок. Появившиеся на нем утром следы указывали животное. Н. имели и боги — у Кецалькоатля это был Шолотль (бог близнецов и чудовищ), у Тескатлипоки — ягуар, у Тонатиу — орел.

Нала, Наль (др.-инд.) — легендарный царь страны нишадхов. В «Махабхарате» есть сказание о Н. и его супруге Дамаянти, царевне Видарбхи. Согласно сказанию Н. и Дамаянти полюбили друг друга, по слухам, ни разу не увидев друг друга. Чтобы встретиться с Н., Дамаянти попросила отца назначить ей сваямвару (выбор жениха невестой) и выбрала его, хотя среди ее женихов были даже боги Индра, Агни, Варуна и Яма. Несколько лет супруги счастливо прожили вместе, но затем Н. овладел злой демон Кали, вызвав у него пристрастие к игре в кости. Н. проиграл свое царство младшему брату и был вынужден уйти в изгнание. Дамаянти добровольно последовала за ним, но Н., не желая подвергать ее лишениям, оставил ее в лесу одну. Затем он встретил змея Каркотаку, который своим укусом превратил его в карлика. В этом виде Н. поступил на службу к царю Ритупарне, который за усердие научил его тайнам игры в кости. Между тем Дамаянти после многих приключений вернулась домой и попросила отца назначить вторую сваямвару, надеясь, что Н. обязательно на нее явится. Н. прибыл на сваямвару в свите Риту-парны, и Дамаянти узнала мужа, несмотря на его уродливую внешность. Н. обрел свой прежний облик, а затем отыграл у брата свое царство и богатства.

Намучи (др.-инд.) —демон, сын Дану, могучий и непобедимый воин, иногда называемый первым из асуров. Индра и Н. заключили союз, в котором поклялись не наносить друг другу удара ни днем, ни ночью, ни на суше, ни на воде, ни сухим оружием, ни мокрым. Затем Н. опоил Индру сомой с примесью суры и лишил его силы. По совету Ашвинов Индра вступил в поединок с Н. в сумерки, в полосе океанского прибоя и поразил его ваджрой, покрытой морской пеной. Из крови Н. Ашвины приготовили Индре лекарство, вернувшее ему силу.

Ианна, Наннар (шумер.) — «тот, чей подъем — сияние» -бог луны, первенец Энлиля и Нинлиль, рожденный ею в подземном мире. Н. получил возможность вознестись на небо только после того, как Нинлиль родила трех богов подземного мира, оставшихся там вместо него, Нинлиль и Энлиля. Супруга Н. — Нингаль, его дети — солнечный бог Уту и Инанна (планета Венера). Ночью Н. путешествует в барке по небу, а днем — по подземному царству. Его животным считается бык, рога которого образуют полумесяц. Вместе с сыном Уту Н. является владыкой оракулов и предсказаний.

Нара (др.-инд.) — «Человек», «мужчина» — божественный мудрец (риши), всегда выступающий с риши Нараяной и вместе с ним провозглашенный двуединым воплощением Вишну. Н. и Нараяна испугали богов своей аскезой, и Индра послал к ним небесных апсар, чтобы те соблазнили подвижников. Но Нараяна сорвал цветок, положил себе на бедро, и на свет появилась Урваши, затмившая красотой всех апсар Индры.

Нарада (др.-инд.) — полубожественный мудрец, которому приписывают сочинение нескольких гимнов «Ригведы», сын Брахмы (варианты: Вишвамитры, Кашьяпы) и одной из дочерей Дакши, посредник между богами и людьми. Н. обычно причисляют к семи великим риши, в некоторых мифах его называют главой гандхарвов и приписывают ему изобретение вины — первого струнного музыкального инструмента. В вишнуитской мифологии Н. называют одним из воплощений Вишну, предсказавшим Кансе рождение Кришны и раскрывшим тайну тождества Кришны и Арджуны с Нараяной и Нарой.

Нарака (др.-инд.) — ад или совокупность кругов ада (по различным представлениям, от 7 до 50 кругов), расположенных друг за другом под подземным миром (паталой). На верхней границе Н. находится столица царства Ямы — Ямапура, где определяется участь умершего. Первый круг Н. (пут) отведен для бездетных, второй (авичи) — для душ, ожидающих нового воплощения, третий (сам-хат) и четвертый (тамиср) — для наказанных за незначительные проступки, последние три круга назначены для злостных преступников. В пятом круге (риджише) их терзают дикие звери, птицы и насекомые, олицетворяющие укоры совести. В шестом круге (куд-мале) протекает подземная река Вайтарани, полная крови и нечистот. Седьмой круг (какола), или собственно Н., представляет собой бездонную пылаюшую яму, в которой вечно горят преступники. Здесь же их мучают демоны — раздирают раскаленными щипцами, сбрасывают на колья, варят в масле и т. п. В отличие от шести верхних кругов, обитатели которых со временем получают новое рождение, узники седьмого круга обречены страдать там до конца кальпы, пока не погибнет вся Вселенная.

Нараяна (др.-инд.) — 1. Мировой дух, идентичный Пуруше и отождествляемый с Вишну или с Брахмой. 2. См. Нара.

Нарцисс, Наркисс (греч.) — прекрасный юноша, сын беотийского речного бога Кефиса и нимфы Лириопы. По наиболее известной версии мифа, родителям Н. было предсказано, что Н. проживет до старости, если никогда не увидит своего лица. Н. вырос юношей необычайной красоты, его любви добивались многие женщины, но он был безразличен ко всем. Когда Н. отверг страстную любовь нимфы Эхо, она от горя высохла так, что от нее остался только голос. Отвергнутые женщины потребовали у богов наказать Н., и Немесида вняла их мольбам. Возвращаясь с охоты, Н. заглянул в источник и, увидев свое отражение, влюбился в него. Он не мог оторвать от себя взгляд и умер от любви к себе. На месте его гибели вырос цветок, названный нарциссом. В другой версии мифа говорится, что у Н. была любимая сестра-близнец. Когда она внезапно умерла, тоскующий по ней Н. увидел свое отражение в источнике и принял его за образ сестры. Он стал постоянно глядеть в воду и умер от горя. Существует также версия, что Н. закололся, влюбившись в свое отражение и понимая безнадежность этой любви, а из капель его крови выросли нарциссы.

Насу (иран.) — «труп» — демон смерти, которого представляли в виде отвратительной трупной мухи, «прилетающей с севера» вскоре после смерти человека, чтобы завладеть его душой и осквернить тело. Родственники умершего должны были противодействовать Н., распевая священные тексты и произнося имена Амеша Спента. Наиболее действенным средством считался взгляд желтой «четырехглазой» (с пятнами над глазами) собаки, считавшейся в зороастризме священным животным.

Науаль — см. Нагуаль.

Нахуша (индуист.) — мифический царь Лунной династии, сын Аюса, внук Пурураваса и отец Яяти. Прославился своими аскетическими подвигами, а когда Индра после победы над Вритрой искупал грех убийства брахмана, Н. занял его место на небе. В своем высокомерии он не только возжелал жену Индры Шачи, но и заставил святых риши нести по воздуху его паланкин. При этом Н. однажды ударил ногой Агастью и по его проклятию был сброшен на землю и на десять тысяч лет превращен в змея.

Наяды (греч.) — нимфы источников, ручьев и родников, считавшиеся потомками Океана и Тефиды. Н. принадлежали к свите Зевса, Посейдона, Афродиты и других богов, были воспитательницами и супругами богов. Их почитали как хранительниц вод и покровительниц благоприятных сил природы. Н. источников приписывали искусство прорицания и исцеления.

Небехтёт — см. Нефтида.

Нектар (греч.) — напиток богов, дающий им бессмертие и вечную юность. Н., как и амброзия, предохранял мертвое тело от тления.

Нелей (греч.) — пилосский царь, сын Посейдона и Тиро, брат-близнец Пелия, отец Нестора. Тиро тайно родила и бросила сыновей, которых воспитали пастухи. Когда близнецы выросли, они узнали, кто их мать, и убили свою мачеху Сидеро, обижавшую Тиро. Затем их мать вышла замуж за Крефея, царя Иолка. После смерти Крефея Н. и Пелей стали бороться за Иолкское царство. Н. был побежден и бежал в Мессению, где основал город Пилос и женился на Хлориде, от которой имел 12 сыновей и дочь Перо. Когда Геракл после убийства Ифита прибыл в Пилос, Н. отказал ему в очищении. Рассерженный Геракл перебил всех его сыновей, кроме Нестора, ставшего впоследствии царем Пилоса. По одному из вариантов мифа, Н. был убит вместе со своими сыновьями, по другому — умер от болезни в Коринфе и был там похоронен.

Немейский лев (греч.) — чудовищный лев, порождение Тифона и Ехидны, опустошавший Немейскую долину в Арголиде. Так как Н. л. был неуязвим для стрел, Геракл загнал его в пещеру и задушил (первый подвиг героя). После победы над Н. л. герой учредил Немей-ские игры в Арголиде у святилища Зевса (вариант: учредителем игр был Адраст). Геракл носил на себе шкуру Н. л. и его часто изображали в этой шкуре.

Немесида, Немезида (греч.) — богиня, дочь Никты, наблюдающая за распределением благ и карающая за нарушение закона и справедливости. По одной из версий о рождении Елены, Н. является ее матерью. Спасаясь от преследования Зевса, Н. превращалась в различных животных, в рыбу и, наконец, в гусыню. Но Зевс стал лебедем и овладел ею, после чего Н. снесла яйцо. Яйцо нашел пастух и отнес Леде, которая спрятала его в ларец, а затем из яйца вылупилась Елена как воплощение возмездия богов человеческому роду. Н. изображали величественной женщиной средних лет, с атрибутами равновесия, наказания и быстроты (весы, меч или плеть, крылья, уздечка, колесница).

Неоптолем (греч.) — сын Ахилла и Деидамии, дочери царя Ликомеда. Когда греки узнали от троянского прорицателя Елена, что не добьются победы над Троей без Н., Одиссей и Феникс отправились за ним на о-в Скирос и привезли его под Трою. Н. сражался в доспехах Ахилла, отданных ему Одиссеем, и убил много троянцев. Он был в числе воинов, прятавшихся в деревянном коне. При штурме Трои Н. убил Приама, искавшего спасения у алтаря Зевса, а после взятия Трои принес в жертву тени Ахилла дочь Приама Поликсену. При дележе добычи Н. получил жену Гектора Андромаху, которая родила ему сына Молосса. Впоследствии он совершил путешествие в Дельфы, во время которого был убит. По одной версии, его убийство было подстроено Орестом, возненавидевшим Н. после того, как тому отдали в жены дочь Менелая Гермиону, которую обещали выдать замуж за Ореста. По другой версии, Н. разгневал дельфийских жрецов своими упреками Аполлону за то, что тот помог Парису убить Ахилла. По третьей, Н. по незнанию нарушил ритуал во время жертвоприношения и вступил из-за этого в спор с местными жителями, которые убили его.

Непери, Непри (егип.) — от «зерно» — бог зерна, сын богини Рененутет. Изображался толстым человеком с туловищем, разрисованным колосьями. День рождения Н. праздновали в первый день жатвы.

Нептун (рим.) —древнеримский бог моря и влаги, отождествленный с греческим богом Посейдоном. Подобно Посейдону, Н. считался покровителем коневодства и конных состязаний. Праздник Н. — нептуналии — справляли 23 июля с целью предотвращения засухи. Н., как морской бог, был в почете у моряков и людей, отправляющихся в морское путешествие.

Нергал (шумер., аккад.) — властитель подземного царства, сын Энлиля и Нинлиль (шумер.) или богини-матери Белетили (аккад.), супруг богини Эрешкигаль. Первоначально Н. был небесным богом, олицетворением палящего зноя. Согласно мифу он попал в подземный мир, потому что не проявил должного почтения к послу подземной богини Эрешкигаль, явившемуся на пир богов за ее долей. Разгневанная Эрешкигаль потребовала прислать к ней Н., чтобы предать его смерти. По совету бога Эйи (Энки) Н. взял с собой волшебные амулеты, победил Эрешкигаль и стал ее супругом и повелителем подземного царства. Как владыка мертвых, Н. приносит людям и скоту лихорадку и чуму, он также является богом войны, сокрушающим враждебные страны.

Нереиды (греч.) — нимфы моря, дочери морского бога Нерея и океаниды Дориды. Чаще всего в мифах говорится, что существует 50 Н. (варианты: 34, 100). Н. живут на дне моря во дворце отца, прядут на золотых прялках, водят хороводы на волнах, а в лунные ночи выходят на берег, где поют и танцуют. Н. благожелательны клюдям, помогают морякам (помогли аргонавтам миновать Планкты, принесли Ахиллу выкованное Гефестом вооружение и т. д.). Из них наиболее известны Амфитрита — супруга Посейдона, Фетида — мать Ахилла, Галатея — возлюбленная Акида. Н. изображали в виде прекрасных девушек в легких одеждах, окруженных морскими чудовищами, часто на спинах дельфинов или тритонов.

Нерей (греч.) — бог, олицетворяющий спокойное море, сын Понта и Геи, супруг Дориды, отец нереид, мудрый и справедливый старец, он ненавидит ложь и дает добрые советы. Как и другие морские божества, Н. обладает даром предвидения и перевоплощения. После того как Геракл схватил Н. и сумел удержать, хотя тот принимал различные облики, Н. указал Гераклу путь к саду Гесперид. Считалось, что Н. живет в глубинах Эгейского моря вместе со своими дочерьми-нереидами. Н. изображали в виде древнего старца с бородой, ресницами и волосами из водорослей.

Несс (греч.) — кентавр, перевозивший через реку Геракла и его супругу Деяниру. Перевозя Деяниру, Н. посягнул на ее честь, и Геракл убил его стрелой, пропитанной ядом Лернейской гидры. Желая отомстить, Н. перед смертью сказал Деянире, чтобы она собрала его кровь, которая поможет ей вернуть любовь мужа, если тот охладеет к ней. Когда Деянира узнала, что Геракл собирается жениться на Иоле, она послала мужу плащ, пропитанный отравленной кровью Н., и это погубило героя.

Нестор (греч.) — пилосский царь, сын Нелея и Хлориды, супруг Эвридики, от которой имел семь сыновей и двух дочерей. Когда Геракл перебил его братьев, Н. отсутствовал и поэтому уцелел. Н. сражался на стороне лапифов против кентавров, участвовал в калидонской охоте и походе аргонавтов. Он дожил до глубокой старости и ко времени Троянской войны царствовал уже над третьим поколением подданных. Вместе с сыновьями Антилохом и Фрасимедом он принял участие в войне против Трои, снарядив в поход 90 боевых кораблей. Перед походом Н. вместе с Одиссеем уговорил Ахилла присоединиться к грекам. В походе он был одним из самых опытных и храбрых греческих воинов, мудрым и красноречивым старцем, к советам которого прислушивались все. После падения Трои Н. с сыном Фрасимедом были в числе немногих греков, благополучно вернувшихся на родину.

Нефела (греч.) — «облако» — богиня туч и облаков, первая супруга Афаманта, мать Фрикса и Геллы. Она спасла своих детей от злой мачехи Ино, послав им золоторунного барана.

Нефтида, Небетхет (егип.) — богиня, младшая дочь Геба и Нут, помощница своей сестры Исиды во время оживления Осириса.

Нехбет (егип.) — богиня царской власти, владычица восточной пустыни, покровительница добычи золота и серебра, также богиня-мать, помогающая при родах. Священным животным Н. был коршун. Ее изображали в виде женщины с хохолком коршуна на голове, в белой короне Верхнего Египта.

Нехебкау (егип.) — «подающий души» — бог времени, плодородия, податель пищи, помощник Ра, представляемый в образе змеи. Связан с загробным культом, считалось, что Н. стоит у входа в подземное царство.

Нике, Ника (греч.) — «победа» — богиня, олицетворяющая победу в военных сражениях и спортивных состязаниях, дочь титана Палланта и океаниды Стикс, сестра Силы, Мощи и Зависти, способствующих победе. Крылатая фигурка Н. является атрибутом Зевса и Афины, которые держат ее в руках. Н. изображали крылатой девой с лавровым венком, часто на колеснице.

Никта, Нике (греч.) — «ночь» — божество, олицетворяющее ночь, дочь Хаоса, сестра Эреба (Мрака), Эфира и Гемеры (Дня), мать Танатоса (Смерти), Гипноса (Сна), Мома, Эриды, Немесиды, мойр, Гесперид. Н. живет в Аиде, в бездне Тартара, рядом жилища ее сыновей Гипноса и Танатоса, на которые никогда не смотрит Гелиос. Там Н. встречается с сестрой Гемерой, поочередно с которой обходит землю, и выходит оттуда через западные ворота. Н. представляли летящей по небу на крыльях или в колеснице, в черной одежде, усеянной звездами.

Никтей (греч.) — фиванский царь, сын Хтония, рожденного из посеянных Кадмом зубов убитого им дракона, отец Антиопы. Вместе с братом Ликом убил Флегия, сына Ареса и бежал из Эвбеи в Фивы. Когда Антиопа сошлась с Зевсом и бежала в Сикион, Н. покончил с собой, поручив Лику наказать его дочь. В дальнейшем это привело к гибели Лика от руки сыновей Антиопы.

Нил (греч.) — бог одноименной реки, сын Океана и Тефиды. Дочь Н. Мемфида стала женой Эпафа, сына богини Ио, и родила Ливию, ставшую матерью Агенора и Бела. Греки считали Н. одним из первых царей Египта, создателем древнейшей оросительной системы.

Нимфы (греч.) — «девы» — божества, олицетворявшие силы и явления природы. Различали Н. морей, рек, источников, ручьев (океаниды, нереиды, наяды), гор (ореады), долин (напей), озер и болот (лимнады), рощ (альсеиды), деревьев (дриады, гамадриады) и пород деревьев. Были Н. отдельных мест и островов (Калипсо, Кирка). Происхождение Н. различно: мелиады (ясеневые Н.) родились из капель крови оскопленного Урана, океаниды были дочерьми Океана и Тефиды, нереиды — Нерея и Дориды, многие Н. считались дочерьми Зевса, а Н. холмов и лесов — дочерьми Геи. Н. часто посещали Олимп и участвовали в пирах и советах богов, они были в свите Зевса, Геры, Диониса, Афродиты, Артемиды и других богов. От браков Н. с богами рождались герои. Н. считались долгоживушими, но не бессмертными, многие из них могли предсказывать будущее, исцелять раны и вдохновлять поэтов. Их святилища находились в рощах и лесах, гротах и пещерах. Н. изображали в виде прекрасных обнаженных или полуобнаженных девушек.

Нингаль (шумер.) — «великая госпожа» — супруга бога луны Нанны, мать солнечного бога Уту.

Нинлиль (шумер.) — супруга и помощница бога Энлиля, милостивая богиня, смягчающая его гнев. По мифу о начале их супружества, Энлиль овладел юной Н. и попал за это в подземный мир. Н. последовала за ним и родила там бога луны Нанну и трех подземных божеств. Оставив их в подземном мире вместо себя, Энлиль и Н. с сыном Наиной вернулись на небо.

Нинмах (шумер.) — «величайшая госпожа-богиня» — богиня-мать, создательница людей, вместе с богом Энки и богиней Намму слепившая их из глины Мирового океана. Когда люди были слеплены, боги определили им судьбы и устроили по этому случаю пир. Энки и Н. захмелели и снова начали лепить людей, но у них получились уже уроды — бесплодная женщина, бесполое существо и т. п.

Нинурта (шумер.) — «владыка земли» — бог войны, растительности и плодородия, сын Энлиля. Бог-герой, победитель мифических существ, среди которых называют семиглавую гидру и злого демона Аса-га. В мифе об Анзуде Н. отнимает у него похищенные таблицы судеб.

Ниоба, Ниобея (греч.) — супруга царя Фив Амфиона, дочь Тантала, сестра Пелопа. У Н. было шесть сыновей и шесть дочерей (варианты: десять и десять, девять и девять, семь и семь). Н. возгордилась своими детьми и посмеялась над богиней Лето, родившей только двоих — Аполлона и Артемиду. Оскорбленная Лето пожаловалась на Н. своим детям, и Аполлон поразил стрелами сыновей Н., а Артемида — ее дочерей. По одному из мифов, Артемида сжалилась над младшей дочерью Н. (вариант: в живых остался только младший сын). Узнав о несчастье, Амфион покончил с собой, а Н. от горя превратилась в скалу, которую подхватил вихрь и перенес на ее родину — в Малую Азию, на вершину горы Сипил (вариант: Н. после гибели детей и мужа вернулась домой и, увидев мучения своего отца Тантала, наказанного богами, взмолилась Зевсу, чтобы он превратил ее в камень).

Нирвана (будд.) — «угасание» — наивысшее состояние сознания, позволяющее избавиться от цепи перерождений (сансары). Считается, что Н. можно достигнуть при жизни, но полностью она достигается только после смерти. Существа, достигшие Н., не могут вернуться в сансару, но могут оказывать помощь людям и другим существам, стремящимся избавиться от оков сансары.

Ниррити (др.-инд.) — богиня, олицетворяющая разрушение и смерть, мать демонов-найрритов.

Нис (греч.) — царь Мегары, сын Пандиона (вариант: Ареса). На голове Н. рос пурпурный (вариант: золотой) волос, от которого зависела его жизнь. Его дочь Скилла влюбилась в критского царя Миноса, осаждавшего Мегару, и погубила отца, вырвав у него волос бессмертия. Захватив город, Минос приказал утопить Скиллу.

Нисаба (шумер.) — сначала — богиня урожая, затем — писцового искусства, науки, архитектуры, астрономии.

Нифльхейм (сканд.) — «темный мир» — мир мрака, существовавший до начала творения; в нем протекал поток Хвергельмир.

Нифльхель (сканд.) — «темный хель» — см. Хель.

Ной (библ.) — праведник, спасшийся в ковчеге от Всемирного потопа. Имел троих сыновей — Сима, Хама и Иафета, ставших родоначальниками нового человечества. Бог, решивший утопить человечество за грехи, предупредил Н. о потопе, повелев ему построить ковчег и взять в него «каждой твари по паре» (вариант: по семь пар чистых и по одной паре нечистых животных). Непрерывный дождь, продолжавшийся 40 дней и ночей, затопил весь мир, и все живущее на земле погибло. Вода прибывала 150 дней, затем начала убывать, и ковчег остановился на «горах Араратских». По прошествии еще 40 дней Н. выпустил ворона, но тот вернулся, не найдя места, где можно сесть. Затем был выпущен голубь и тоже вернулся, но семь дней спустя он принес в клюве масличную ветвь, а еще через семь дней не возвратился. Через год после начала потопа земля достаточно обсох-ла, чтобы люди и звери могли выйти из ковчега, и Н. принес Яхве благодарственную жертву за спасение.

Норны (сканд.) — низшие женские божества, определяющие судьбу людей после рождения. В мифах названы три Н. — Урд («судьба»), Верданди («становление») и Скульд («долг») — живущие у источника Урд в корнях мирового дерева Иггдрасиль, которое они ежедневно поливают водой из источника. Н. определяют судьбы людей, вырезая для них руны. При рождении героя Н. прядут нить его судьбы, предсказывая ему славное будущее.

Нот (греч.) — бог южного ветра, именуемый «быстрым» и приносящий влажный туман, сын Астрея и Эос, брат Борея, Зефира и Эвра. Изображается обычно с бородой и крыльями.

Нуску (шумер., аккад.) — божество огня и света, сын и советник Энлиля.

Нут (егип.) — богиня неба, дочь Шу и Тефнут, сестра и жена Геба. Солнце (бог /"«Xй звезды — ее дети. Н. ежедневно проглатывает их, а затем порождает снова. Согласно мифу Геб поссорился с Н. из-за того, что она пожирала детей, и Шу разделил супругов, оставив Геба внизу, а Н. подняв наверх. Детьми Н. являлись также Осирис и Сет, Исида и Нефтида. Как мать Исиды и Осириса, Н. связана с культом мертвых — она поднимает умерших на небо и охраняет их в гробнице. Изображение Н. нередко помещали на внутренней стороне крышки саркофага, лицом к умершему.

Нух (мусульм.) — пророк, соответствующий библейскому Ною.

Ньёрд (сканд.) — бог изванов, отец Фрейра и Фрейи. После войны ванов и асов Н. стал заложником у асов и женился на Скади, дочери великана. Он живет с ней по девять суток в своем небесном жилище Ноатун и по девять — в Трюмхейме, в горах, откуда родом его супруга. Н. олицетворяет ветер и морскую стихию, но прежде всего является богом плодородия. Он богат, имеет власть над морем, ветром и огнем, покровительствует мореплаванию, рыболовству, охоте на морских животных.

Ню-ван (кит.) — «князь волов» — бог — покровитель крупного рогатого скота. Считалось, что он предохраняет коров и волов от эпизоотии. Картинку с изображением Н.-в. вешали в помещениях для скота с охранительной целью.

Нюй-ва (кит.) — архаическое женское божество, полуженщина-полузмея, прародительница китайских племен ся. Согласно легенде Н.-в. вылепила людей из глины, но так как работа была очень сложной и трудоемкой, богиня стала опускать веревку в глиняную жижу, а затем выдергивать и стряхивать ее. Из комочков с этой веревки произошли бедные и незнатные люди, а богатые и знатные произошли от тех людей, которых Н.-в. вылепила своими руками. По другой версии, ей помогали остальные боги, создавая отдельные части тела и органы людей. Как богине, установившей бракосочетания, ей поклонялись, чтобы избавиться от бесплодия. Н.-в. приписывают восстановление мира после катастрофы, когда от удара духа вод Гун-гуна о гору Бучжоу-шань обрушились четыре предела земли. Н.-в. расплавила разноцветные камни и заделала дыру в небе, а затем отрубила ноги у гигантской черепахи и подперла ими небо с четырех сторон земли. Одновременно она поставила запруды, чтобы справиться с разлившимися водами, и убила черного дракона — воплощение нечисти. Атрибутами Н.-в. являются шэн (губной тростниковый органчик, изобретение которого приписывается ей), угольник, символизирующий землю, а также диск луны в руках, символизирующий женское начало.