Смех в нашей жизни

Какова функция смеха в нашей жизни? Есть мнение, что смешному люди уделяют даже больше внимания, чем сексу или приему пищи. Но почему-то мне кажется (может быть, я просто плохо осведомлена), что в аналитической литературе о смехе говорится говорится гораздо меньше, чем о страданиях и плаче. Да и в мифологии, если я правильно помню, был один бог, да и тот сдох Улыбка. Это я о боге смеха Моме, который лопнул от злости, не найдя изъяна (повода для насмешки) в Афродите.
Помнится, древние философы тоже в смехе ничего хорошего не видели: Платон считал, что это чувство основано на злобе и зависти, Аристотель в “Риторике” рассматривал шутки как форму образованного высокомерия, хотя допускал, что юмор может быть полезен.
А как представлено смешное в бессознательном? Вот, если взять сновидения. Наверное, большинство людей может вспомнить, как просыпались после сна в слезах, но многие ли могут вспомнить, что смеялись от увиденного во сне. И вообще, некоторые философы (не помню кто) считают, что смех носит социальный характер и не приносит удовольствия в одиночестве. В общем, хотелось бы обсудить эту тему.


Интересная тема.
Мне кажется что смех снижает напряжение в общении, и при этом происходит обесценение смысла происходящего. Мне например выгодно рассмешить кого-нибудь, человек становится мягким. А сам я стараюсь внутри спокойным оставаться.
Может смехом и юмором люди просто пытаются манипулировать другими?
Я пробовал как-то общаться постоянно в течении несколько месяцев без смеха и юмора и получалось очень даже хорошо Улыбка


Родителем моим был не Хаос, не Орк, не Сатурн, не Иапет и никто другой из этих обветшалых, полуистлевших богов, но Плутос, который, не во гнев будь сказано Гомеру, Гесиоду и даже самому Юпитеру, есть единственный и подлинный отец богов и людей. По его мановению в древности, как и ныне, свершалось и свершается все -- и священное и мирское. От его приговоров зависят войны, мир, государственная власть, советы, суды, народные собрания, браки, союзы, законы, искусства, игрища, ученые труды...-- вот уж и дыхания не хватает, -- коротко говоря, все общественные и частные дела смертных. Без его содействия всего этого племени поэтических божеств -- скажу больше: даже верховных богов -- вовсе не было бы на свете или они прозябали бы самым жалким образом. На кого он прогневается, того не выручит и сама Паллада. Напротив, кому он благоволит, тому и дела нет до Юпитера с его громами. Вот каков мой отец. И породил он меня не из головы своей, как некогда Юпитер эту хмурую, чопорную Палладу, но от Неотеты, самой прелестной и веселой из нимф. И не в узах унылого брака, как тот хромой кузнец, родилась я, но -- что не в пример сладостнее -- от вожделения свободной любви, пользуясь словами нашего милого Гомера. И сам отец мой, должно вам знать, был в ту пору не дряхлым полуслепым Плутосом Аристофана, но ловким и бодрым, хмельным от юности, а еще больше -- от нектара, которого хлебнул он изрядно на пиру у богов.
Но что говорить о смертных? Обыщите все небо, и пусть имя мое будет покрыто позором, если вы найдете хоть одного порядочного и приятного бога, который обходился бы без моего содействия? Почему, например, Вакх вечно юн и кудряв? Да потому, что он кутила и пьяница, проводит жизнь свою в пирах, плясках, пении и играх и никогда не связывается с Палладой. До того чужды ему всякие помыслы о славе мудреца, что он радуется, когда ему служат со смехом и шутками. Ему не в обиду пословица, которая нарекла его болваном или, точнее говоря, огородным чучелом. А чучелом его прозвали за то, что, когда он сидит у ворот своего храма, земледельцы для потехи обмазывают ему лицо спелыми смоквами и виноградным соком. Каких только шуток не отпускает на его счет древняя комедия! Вот, говорят, дурацкий бог -- недаром из бедра на свет вышел. И, однако, кто не предпочел бы участь этого болвана и дурня, вечно веселого, вечно юного, всюду влекущего
За собою забавы и игры, жребию грозного для всех тайнодумца Юпитера, или Пана, наводящего ужас своими воплями, или осыпанного золою, грязного от кузнечной работы Вулкана, или даже Паллады с ее страшной Горгоной, с ее копьем и неизменно свирепым взором? Почему Купидон - вечно дитя? Почему? Не потому ли, что он, неисправимый повеса, ни о чем серьезном и не помышляет? Почему златоликая Венера вечно цветет красотою? Потому только, что она мне сродни и золотистым цветом лица недаром напоминает моего родителя; по этой причине Гомер и прозвал ее Золотой Афродитой. К тому же она всегда смеется, если верить поэтам и их соперникам -- ваятелям. Какое божество чтили римляне усерднее, нежели Флору, мать всех наслаждений?
Впрочем, если проследить у Гомера и других поэтов жизнь даже самых хмурых и степенных богов, то и здесь окажется, что все исполнено глупости. Не говоря уже о прочих богах, вам ведь известны проделки и любовные шашни самого громовержца Юпитера. А эта суровая Диана, которая забыла свой пол в трудах охоты, а между тем сходила с ума по Эндимионе! Пусть лучше боги, однако, послушают о своих проказах от Мома, как нередко доводилось им встарь. Но они недавно разгневались и сбросили его на Землю вместе с Атой за то, что он своим благоразумием нарушал их блаженство. А теперь никто из смертных не оказывает гостеприимства изгнаннику, в особенности нет ему приюта во дворцах государей, где в чести моя милая
Колакия, у которой с Момом столько же согласия, сколько у волков с ягненком. После изгнания Мома тем свободнее и веселее дурачатся боги, не страшась сурового цензора, - поистине с легким сердцем, как говорит Гомер. Каких только шуток не откалывает Этот деревянный затейник Приэп? На какие выдумки не пускается вороватый Меркурий? Даже сам хромоногий Вулкан валяет дурака на пирах у богов и своей неуклюжей поступью, остротами да прибаутками потешает сотрапезников. А там и старец Силен, любитель кордака, пускается в пляс; рядом с ним Полифем танцует третанеллу, а нимфы - босоножку, козлоногие же сатиры представляют Ателланские фарсы. Пан какой-нибудь безвкусной и грубой песенкой вызывает всеобщий смех. Боги слушают его охотнее, нежели Муз, особливо когда упьются нектаром. Не знаю, стоит ли вообще вспоминать здесь о том, как ведут себя после пира пьяные боги? До того глупо, что, клянусь Гераклом, я сама подчас помираю со смеху. Однако не лучше ли последовать примеру молчальника Гарпократа, дабы не подслушал какой-нибудь бог-соглядатай, как ведем мы здесь речи, которые и Мому не прошли бы даром.
Эразм Роттердамский «ПОХВАЛА ГЛУПОСТИ» (отрывки из глав)
Вакх (Дионис) -- бог вина, сын Зевса и фиванской царевны Семелы; он родился недоношенным, поэтому Зевс зашил его к себе в бедро, и Дионис вторично родился из бедра своего отца (греч. миф.).
Лесной бог Пан, разгневавшись, насылал на людей "панический" ужас (греч. миф.).
Горгона -- чудовище, взгляд которого обращал людей в камень. Герой Персей победил Горгону, и богиня Афина-Паллада прикрепила ее голову к своему щиту.
Флора -- римская богиня цветов и весны. Празднества в ее честь сопровождались бурным весельем и разгулом.
Эндимион -- прекрасный юноша, любимец богини Артемиды (римской Дианы). По другим мифам, Эндимиона любила богиня Луны, которая погрузила его в вечный сон.
Мом -- греческий бог злословия.
Богиня Ата олицетворяла пагубное заблуждение. Зевс, разгневавшись однажды, сбросил Ату на землю и запретил ей возвращаться на Олимп.
Приап-- римский бог плодородия, покровитель полей и садов, позднее -- бог сладострастия. Его изображения делались обычно из дерева.
Силен -- воспитатель и постоянный спутник бога Диониса (греч. ;лиф.); кордак--разнузданный бурный танец в древне-аттической комедии.
Полифем--свирепый одноглазый великан (циклоп), ослепленный Одиссеем.
Ателланские фарсы -- древнеримские народные драматические представления часто непристойного содержания, обычно включавшие в себя пляски сатиров; названы так по месту возникновения (город Ателла в Кампании).
Гарпократ - древнеегипетское божество, олицетворявшее восход солнца; изображалось обычно держащим палец правой руки у рта, поэтому греки считали его богом молчания.


Ученый, философ, а иногда и «ответственный» политик любит скрываться под маской клоуна. Иногда это у него это так хорошо получается, что распознать его непросто, как, например, суфия, мудреца в Насреддине, или вице-спикера Жериновского. Мастер дзен, выступающий в виде клоуна, может даже надсмеяться над своей смертью, чтобы показать абсурдность серьезного отношения к жизни. В этом смысле он отличается от карнавального шута, который действует по законам, сценарию карнавала. Поэтому он всегда выступает в паре с царем (варианты пары: канатоходец его скоморошный ассистент, политический тиран его «шутовской» преемник, белый клоун рыжий клоун и др.). Пара умелый неумелый имеет архетипический прототип братьев-близнецов демиургов, из которых один неумелый (смешной) демиург, творящий неправильные (смешные) вещи (Гностические апокрифы Абраксас-Иельдабаоф). Неумелый творец прообраз дьявола, который позже возвращается на карнавальный праздник, где его страшные качества и вид укрощаются смехом. Неумелое подражание один из известных способов творения смеха (клоун как наше отражение в кривом зеркале).


Магическим практикам колдуна нередко сопутствует смех. Он обычно злорадный, связан с общей направленностью магической деятельности колдуна причинением вреда и недоброжелательностью к людям. Смех символизирует превосходство колдуна над профанами, обусловленное владением «тайным» знанием. Этот смех нередко усиливает страх основное чувство, вызываемое колдуном у окружающих и служащее для него орудием управления. Но нередко смех колдуна снимает страх, показывая, что угроза, исходящая от колдуна в данный момент, не смертельна и происходящее скорее игра.
Колдун смеется над окружающими, демонстрируя свою силу (мифологические сюжеты «Колдун морочит»). Его насмешки вызывают у них страх, изумление, восхищение. Обычно смех колдуна направлен на односельчан. Однако колдун может смеяться и над представителями власти, которые пытаются запретить ему заниматься магией. Тогда с ними происходят чудесные вещи и они, посрамленные, испытывая страх и стыд, отправляются восвояси. Здесь смех служит орудием наказания.
Смеяться над колдуном может только другой, более сильный колдун или бывалый человек, знакомый с магией Осмеяние колдуна обычно приводит к утрате им магической силы. Побежденный колдун испытывает к победителю чувство страха и стыда. Насмешки же над колдуном со стороны профанов обычно приводили к печальным для них последствиям: колдун из мести насылал на них болезнь или даже лишал жизни.


В этой теме, на мой взгляд, нельзя обойти вниманием Ямбу, (Йамба), в греческой мифологии дочь Пана и нимфы Эхо, служанка в доме элевсинских царей Келея и Метаниры. «Многоумная» Ямба сумела развеселить своими остротами и не совсем пристойными шутками печальную Деметру, разыскивающую свою дочь, и с тех пор стала причастна к таинствам богини.


Аристотель писал: "Смешное - это некая ошибка или безобразие, но ни для кого не пагубное и не причиняющее страданий".
В «Подростке» Ф.М.Достоевского мы обнаруживаем готовую формулу смеха:
«…Если захотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он плачет, или даже как он волнуется благороднейшими идеями, а высмотрите лучше его, когда он смеется. Хорошо смеется человек – значит хороший человек. … Смех есть самая верная проба души».
Бергсон исследуя смех пришел к неожиданному выводу, что смех – это чувство противоречивое само по себе. Смех – это одновременно продукт равнодушия и спокойствия, а в то же время – сильнейшая эмоция, имеющая выраженное «общественное значение».

Смех – пуэр интеллекта, он бессознателен и непознаваем в своих архетипических корнях. Он родствен эстетике, но не умещается в ее границах. Лучше всего, на мой взгляд, смех выражает оксюморон «безобразная красота». И действительно в Селене, Гефесте, Приапе, Афродите (небесной и вульгарной) более всего можно это увидеть.
Гермеса-Трикстера, я оставляю "трикстеру" Wink


А мне бы хотелось привести целиком размышления Достоевского о смехе. Потрясающе проницательные наблюдения. Я их пронесла через всю жизнь и ни разу еще они меня не подводили. Действительно мало кто умеет смеяться чисто и искренне, как и мало кто живет весело несмотря на проблемы. И действительно чистота смеха целиком и полностью зависит от чистоты души. Спонтанный смех, он как жизненный импульс, контролировать который разумом до конца невозможно. Раз вырвавшись он выдает всю информацию о человеке, даже ту, о которой он сам и не подозревает, то есть не осознает Улыбка

«Я так думаю, что когда смеется человек, то в большинстве случаев на него становится противно смотреть. Чаще всего в смехе людей обнаруживается нечто пошлое, нечто как бы унижающее смеющегося, хотя сам смеющийся почти всегда ничего не знает о впечатлении, которое производит. Точно так же не знает, как и вообще все не знают, каково у них лицо, когда они спят. У иного спящего лицо и во сне умное, а у другого, даже и умного, во сне лицо становится очень глупым и потому смешным. Я не знаю, отчего это происходит: я хочу только сказать, что смеющийся, как и спящий, большею частью ничего не знает про свое лицо. Чрезвычайное множество людей не умеют совсем смеяться. Впрочем, тут уметь нечего: это - дар, и его не выделаешь. Выделаешь разве лишь тем, что перевоспитаешь себя, разовьешь себя к лучшему и поборешь дурные инстинкты своего характера: тогда и смех такого человека, весьма вероятно, мог бы перемениться к лучшему. Смехом иной человек себя совсем выдает, и вы вдруг узнаете всю его подноготную. Даже бесспорно умный смех бывает иногда отвратителен. Смех требует прежде всего искренности, а где в людях искренность? Смех требует беззлобия, а люди всего чаще смеются злобно. Искренний и беззлобный смех - это веселость, а где в людях в наш век веселость, и умеют ли люди веселиться? (О веселости в наш век - это замечание Версилова, и я его запомнил.) Веселость человека - это самая выдающая человека черта, с ногами и руками. Иной характер долго не раскусите, а рассмеется человек как-нибудь очень искренно, и весь характер его вдруг окажется как на ладони. Только с самым высшим и с самым счастливым развитием человек умеет веселиться сообщительно, то есть неотразимо и добродушно. Я не про умственное его развитие говорю, а про характер, про целое человека. Итак: если захотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он плачет, или даже как он волнуется благороднейшими идеями, а высмотрите лучше его, когда он смеется. Хорошо смеется человек - значит хороший человек. Примечайте притом все оттенки: надо, например, чтобы смех человека ни в каком случае не показался вам глупым, как бы ни был он весел и простодушен. Чуть заметите малейшую черту глуповатости в смехе - значит несомненно тот человек ограничен умом, хотя бы только и делал, что сыпал идеями. Если и не глуп его смех, но сам человек, рассмеявшись, стал вдруг почему-то для вас смешным, хотя бы даже немного, - то знайте, что в человеке том нет настоящего собственного достоинства, по крайней мере вполне. Или, наконец, если смех этот хоть и сообщителен, а все-таки почему-то вам покажется пошловатым, то знайте, что и натура того человека пошловата, и все благородное и возвышенное, что вы заметили в нем прежде, - или с умыслом напускное, или бессознательно заимствованное, и что этот человек непременно впоследствии изменится к худшему, займется "полезным", а благородные идеи отбросит без сожаления, как заблуждения и увлечения молодости.

Эту длинную тираду о смехе я помещаю здесь с умыслом, даже жертвуя течением рассказа, ибо считаю ее одним из серьезнейших выводов моих из жизни. И особенно рекомендую ее тем девушкам-невестам, которые уж и готовы выйти за избранного человека, но все еще приглядываются к нему с раздумьем и недоверчивостью и не решаются окончательно. И пусть не смеются над жалким подростком за то, что он суется с своими нравоучениями в брачное дело, в котором ни строчки не понимает. Но я понимаю лишь то, что смех есть самая верная проба души. Взгляните на ребенка: одни дети умеют смеяться в совершенстве хорошо - оттого-то они и обольстительны. Плачущий ребенок для меня отвратителен, а смеющийся и веселящийся - это луч из рая, это откровение из будущего, когда человек станет наконец так же чист и простодушен, как дитя. И вот что-то детское и до невероятности привлекательное мелькнуло и в мимолетном смехе этого старика. Я тотчас же подошел к нему.»

Я тоже прошу прощения за такую длинную цитату, но мне кажется в этих наблюдениях Достоевский, сам того не зная, заключил всю динамику индивидуации, индикатором которой в данном случае можно считать смех.
Обожаю этот отрывок. И часто его перечитываю Улыбка


Мария, у меня часто бывает такое настроение, забросить куда по далее все психологические «опусы», и читать только Чехова и Достоевского. Вполне достаточно (ну, может быть немного сказок) для того чтобы задуматься о многом…, ну и посмеяться вволю.


Хоть я и не Мария, но отвечу... словами Василия Розанова:
"Мало солнышка - вот всё объяснение русской истории.
Да долгие ноченьки. Вот объяснение русской психологичности (литература)."

А вы говорите Юнг... Улыбка


Ой, а ведь когда-то в прошлых «баталиях» называла себя таким именем (ну, да неважно, не имя красит…).

Вон в чем дело, в Яриле! Но и тут противоречие: при долгих ноченьках не должно бы быть демографических поблеем. Ночь – царство воров и любви, а в России ночь выходит только одним качеством обращается. Незадача.
Мдя… тут не Юнга нужно звать, а Фрейда.
А еще можно присовокупить слова Бердяева, - Все проблемы России в ее необъятных просторах…
Ну не Швейцария мы, Россия, вот и страдаем из-за дорог и ….


Даже передать не могу, куда повергли меня прочитанные комментарии… Радости уж точно не было. Удивление? Изумление? Недоумение?
Наверное, это были неоправданные ожидания, потерянная детская радость, когда можно заливаться счастливым смехом, держась за руки и кружась, или нестись с горки на санках и хохотать, перевернувшись в сугроб.
Смех «снижает напряжение в общении, и при этом происходит обесценение смысла происходящего», смех «как манипуляция», «несколько месяцев без смеха и юмора» (gardemarin).
«Неумелое подражание один из известных способов творения смеха»; «колдун смеется над окружающими, демонстрируя свою силу»; смех как «оксюморон «безобразная красота». И действительно в Селене, Гефесте, Приапе, Афродите (небесной и вульгарной) более всего можно это увидеть» (Владимир).
Даже в цитате из Достоевского первое – это «когда смеется человек, то в большинстве случаев на него становится противно смотреть».
Карасев пришелся кстати. Зону допущения пришлось сильно расширить, чтобы вместить всю цепочку смеха, предложенную автором. В конце даже появился прищур левым глазом (по Карасеву), когда захотелось связать"смех" и "воду", "смех" и "синее", "смех" и "квадрат", когда автор сомневается, что это возможно Улыбка.
Наверное, это, наконец, и соотнеслось с мыслью Карасева, что «архаический смех в его "чистых", исходных формах мало связан с миром того, что мы можем назвать собственно "смешным". Это смех радости, смех сильного и здорового тела, удовольствия и сытости, ярости и мощи. И это же — смех сугубо ритуальный, переносящий энергию телесного энтузиазма на миры рождения и убийства, света и мрака. В этом смысле архаический смех не менее разнообразен, чем смех нынешний, в котором, кроме, собственно, сферы смешного, также есть и радость, и удовольствие, и вообще многое из того, что нельзя назвать ни остроумным, ни комичным».


Дина, все что ты написала, можно отнести к критическим замечаниям, а по сути...что ,собственно, ты сама думаешь про всю эту замороку, которую называют смех...
Я думаю, что Вотан, сказал бы, - все это симулякр.
Я даже, после твоего поста схватился за Фрейда! "Остроумие и его отношение к БСС-ому". Жуть...
Только сегодня, разыскивая архетипические корни психического эпифеномена под названием смех, понял какой я осел. Истоки его везде и нигде, действительно, симулякр какой-то получается.
А Карасев мне понравился, оригинальные мысли высказывает, хоть и не архетипист. Подмигивает


Сегодня почти половину дня провел в размышлении архетипических истоков смеха. Смешно, половина дня, и впустую. Стал смеяться, почувствовал искренность смеха. Подумал, какое счастье быть искреннем особенно с самим собой, и вот так смеяться (даже над собой) когда просто смешно. От чего же смешно? Наверно от того, что глупо думать о смехе как о психофизиологическом эпифеномене, и еще более глупее как о биохимической реакции организма. Наверно так же смешно думать, рассуждать о любви, ненависти, ревности, жадности, в общем о всех сильных эмоциях. Подумал, что в смехе мы всегда искренне, а что не искренне, то не смех, а гримаса от лукавого. Подумал, почему люди хорошо видя в других неискренность смеха (а это всегда обнаруживаемо), часто натягивают на себя эту личину, или они предполагают, что у кого, у кого, а у них эту неискренность не обнаружат? Я самый лучший актер! Я вижу, а меня нет. Странно. И еще я подумал, почему смех заразен, наверное, всякая сильная эмоция «мистическим» образом проникает в наше сознание, вызывая в нем временное «помешательство». И еще я подумал, что гримасу смеха, смело можно уподобить гримасе страдания. От чего же так? В общем, вопросы, вопросы, вопросы…. Провел половину дня впустую. Смешно.


«Ой, а ведь когда-то в прошлых «баталиях» называла себя таким именем (ну, да неважно, не имя красит…).»

Не было такого имени в моем списке. Ты меня с кем-то спутал Улыбка Если пишет Аспирина, наверное, проще и отвечать Аспирине Подмигивает

Про солнышко... думаю не это хотел сказать Розанов. А что-то очень простое. Когда поживешь долгое время в солнечной стране – очень четко видишь эту разницу в умением ПРОСТО ЖИТЬ и РАДОВАТЬСЯ у народов с благодатным климатом и у тех, кому солнца не хватает. С солнцем это легче.

«Ночь – царство воров и любви (?)» Воров еще может быть, а почему любви? Какой любви? Воровской? Подмигивает

Дине:
«Даже в цитате из Достоевского первое – это «когда смеется человек, то в большинстве случаев на него становится противно смотреть».»

Так ведь Достоевский потом объясняет, что немногие умеют смеяться ИСКРЕННИМ и БЕЗЗЛОБНЫМ смехом. Потому и противно смотреть. И только тогда, когда "перевоспитаешь себя, разовьешь себя к лучшему и ПОБОРЕШЬ ДУРНЫЕ ИНСТИНКТЫ СВОЕГО ХАРАКТЕРА: тогда и смех такого человека, весьма вероятно, мог бы перемениться к лучшему".


Почти час писала про эту замечательную "замороку", которая зовется смехом и - не на ту кнопочку нажала! Улетел мои умные мысли про смех. Сижу смеюсь - это же восстановить невозможно (одно и то же дважды не рождается Улыбка)
Другое родилось:
Мысли рассыпались.
Смехом горошинки скачут,
Как водопад

PS. На самом деле, в том, что написано прежде никакой критичности не было


Ой, Аспирина, разве тебя можно с кем-то спутать! Улыбка
Ну, не Мария, так не Мариия мне Аспирина больше нравиться все ближе к медицине, а я как врач очень уважаю за относительную безвредность и полезность это лекарство.
А про солнышко мне очень даже понятно, я с тобой почти на одной широте живу, в Астрахани. Очень солнечный город.


"Когда поживешь долгое время в солнечной стране – очень четко видишь эту разницу в умением ПРОСТО ЖИТЬ и РАДОВАТЬСЯ у народов с благодатным климатом и у тех, кому солнца не хватает. С солнцем это легче."

Действительно, с солнышком легче, радостнее. Вспоминаю слякотную и бессолнечную зиму этого года - жуть. В нашем густонаселенном кабинете(10 человек на 25 кв. метров)эта серость бессознательно компенсировалась килограммами апельсинов, яркими одеждами и... смехом!
Причина для смеха каждый раз была разная, то, что пишет Карасев об архетипическом смехе, вряд ли было причиной (разве только непознаваемой). Какой это был смех? Кажется, только сейчас поняла: у 10 женщин - отличниц и перфекционисток смех был бесшабашный, взбалмошный. А как еще можно, например, реагировать на "взворвавшуюся" в руках бутылку шампанского, фонтанирующую почти до потолка. последующее мытье пола шампанским и двухдневное к нему прилипание Улыбка.
В общем, когда тяжело и солнышка мало, стремления к смеху и солнцу больше.
Тогда другой вопрос (к "солнечным" жителям): почему люди, живущие счастливо и просто радующиеся жизни в солнечной стране, время от времени начинают скучать и устраивают себе маленькие "бамцы" для разрядки? Есть потребность в другом смехе?
Вообще-то то, что я написала, коннчно, не имеет отношения ни к наличию солнца, ни к стране проживания, это скорее наличие собственного внутреннего солнца или мрака.


У Гелиоса была своя печаль, - сын гордец Фаэтон.


Когда-то много думала про смех. Интересно было читать, то что вы пишете.

Аспирина,наверное, не имет никакого отношения к "Аспирину". Предполагаю, что ее ник имеет отношение к глаголу aspirar. Так, Аспирина?


Улыбка
Даже рискуя нарваться еще раз на отповедь, что Вы не желаете быть моей мамочкой, я все-таки хотела бы сказать: Лахезис, мне было бы интересно почитать Ваши размышления о смехе.


А вот мои размышления Подмигивает
Я вот что подумал. «Смех», «смешить», «смешной» этимологически связан с глаголом «мешать», «смешивать». Действительно, заглянул в этимологический словарь, а там - «смех» восходит к др. славянскому корню «смях», [смешивание молока и получения сливок сметаны (образ.)] гр. ?????,, лат. heluo «кутила мот, расточитель», heluor «крутить, прокручивать, мотать, наслаждаться, блаженствовать».

?????, Гелос – у др. греков бог смеха.

А вот в психиатрии термин «смешанный» используется для обозначения расстройств, при которых не проявляются стандартные характеристики. В этом смысле это близкий синоним понятия атипичный.

Я то, наивный, подумал, что ????? это Гелиос, Солнце, а оказывается это обыкновенный миксер-Плутос, Трикстер-эклектик.


Зачиталась я тут Проппом по поводу сказки о царевне Несмеяне http://www.krotov.info/lib_sec/16_p/pro/pp_03.htm
и после этого так много жестов, связанных со смехом, стало
понятно, например, для чего нужно щекотать человека, чтобы вызвать смех, или почему люди смеются, когда показывают пальчик Улыбка
Оказывается, щекоткой проверялось - живой или мертвый, потому что смех сопровождал рождение, жизнь, а в царстве мертвых смех с головой выдавал проникшего туда по своим надобностям героя.
А пальчик-то в античности имел прямое отношение к фаллическим обрядам во время пахоты (может быть, поэтому так любят подтрунивать над Фрейдом, когда речь заходит о фаллических символах)Улыбка
Вообще-то я сегодня еще и по русским пословицам и поговоркам побродила, очередной раз удивилась, почему смех и там в опале (можете убедиться сами):
смех без причины – признак дурачины;
хорошо смеется тот, кто смеется последним;
набьет улыбка оскомину;
всякая шутка надвое растворена: коту смешно, ан мышке за беду;
смешки хороши, да каковы будут пасмешки и т.д. и т.п.
Пожалуй, в этом случае принимается объяснение Проппа, что понимание смеха притерпело изменения в христианстве: "В христианстве смеется именно смерть, смеется дьявол, хохочут русалки; христианское же божество никогда не смеется, «Христос никогда не смеялся», — сказал Тургеневу художник А. А. Иванов, писавший тогда своего «Христа»


Дина, я писала по "мамочку", когда вы брали тон "маленькой неразумной девочки" и предлагали другим встать в позицию няньки. Два "няня" подхватили эту инициативу с радостью, я же ретировалась. Сейчас вы уже не нуждаетесь в этой роли - позиции заняты. Манипуляуция удалась - рады вы и те, кто сыграл роль в вашем кино. Так что без излишних реверансов, можете меня просить поделиться моими соображениями. Вот только почитать тут я могу что-то и задать вопросы по мелочам, а пространно отвечать - жалко усилий и времени.
Поевши мяса не тянет на комбикорм.


Лариса, я и сейчас в юнгианстве маленькая неразумная девочка и отнюдь не считаю это унизительным, хотя в няньках не нуждаюсь. Относительно манипуляций: если Вам так кажется, значит, ВАМ так кажется.
Мне по-прежнему интересны были бы Ваши комментарии (без локальных войн), так что если пресытитесь мясом, приходите поклевать зернышки Подмигивает


на тему смеха искреннего или нет. Ребенок рассказал анекдот: Мальчик подходит к папе в ресторане и говорит:" Папа, я хочу писать", Папа его отчитывает, что так нельзя говорить, давай, если ты захочешь, скажешь, что хочешь апельсин.Через время мальчик подходит к папе и говорит:" Папа, я хочу апельсин... и какать". На даче смеялись 3 поколения, не смотря на Розанова и Достоевского и иже с ними. Как с этим быть?К Мамочкам , дочкам, а так же няням и сочувствующим обращаюсь. Спасибо


Да, действительно, Лахесис, Аспирина не имеет никакого отношения к "Аспирину". Это забавное совпадение с испанским вариантом "aspirina" Улыбка Но точно так же в первоначальном замысле не было и намека на глагол "aspirar" (1. вдыхать; 2. стремиться, желать), хотя идея красивая и позже она меня тоже позабавила своим присутствием и возможным прочтением. Ник создался постепенно, вернее мне его создали, слепили из нескольких совпадений, тоже очень забавных. Сама жизнь подарила мне этот ник, причем без каких-либо усилий, ни умствований. Но пусть это останется пока моим маленьким секретом Улыбка


“Действительно, с солнышком легче, радостнее. Вспоминаю слякотную и бессолнечную зиму этого года - жуть. В нашем густонаселенном кабинете(10 человек на 25 кв. метров)эта серость бессознательно компенсировалась килограммами апельсинов, яркими одеждами и... смехом!”

Улыбка
Когда моему брату было 3 или 4 года, я его как-то спросила: «Какого цвета радость?». Он мне ответил: «Оранжевая как апельсин».

»Тогда другой вопрос (к "солнечным" жителям): почему люди, живущие счастливо и просто радующиеся жизни в солнечной стране, время от времени начинают скучать и устраивают себе маленькие "бамцы" для разрядки? Есть потребность в другом смехе?»

Дина, не поняла, что за «бамцы»? Улыбка Фундаменталистские что ли? Я уверена, что действительно живущие счастливо никогда их не будут устраивать.

«Вообще-то то, что я написала, коннчно, не имеет отношения ни к наличию солнца, ни к стране проживания, это скорее наличие собственного внутреннего солнца или мрака.»

Или и того и другого Улыбка Чем больше света в человеке, чем мощнее у него светильник, тем глубже он способен погрузиться в бездну мрака и вернуться оттуда, что, кстати, тоже не мало важно.


Я вот что подумал. «Смех», «смешить», «смешной» этимологически связан с глаголом «мешать», «смешивать». Действительно, заглянул в этимологический словарь, а там - «смех» восходит к др. славянскому корню «смях», [смешивание молока и получения сливок сметаны (образ.)] гр. ?????,, лат. heluo «кутила мот, расточитель», heluor «крутить, прокручивать, мотать, наслаждаться, блаженствовать».
**************************

Тут же вспомнились кружащиеся дервиши, суфийский орден, созданный Руми. Вращаясь под звуки флейты, они достигают мистического экстаза, то есть состояния когда границы смешиваются, сливаются, взаимопроникают, Я соединяется с Богом/Аллахом.

Смех тоже ломает вдруг границы привычных ментальных структур, за которые цепляется Эго, и обнаруживает их фиктивность, призрачность и абсурдность. Кто-то из мистиков сказал: «Когда вы прозреете, вы рассмеётесь» Улыбка


Совершенно согласен. Это то, что я пытаюсь донести в своих экскурсах в мифлологию, литературу, этимологию...


Еще немного мифологиии.

Плу?тос (????????), в греческой мифологии бог богатства, сын Деметры и Иасиона, родившийся на Крите (Hes. Theog. 969—974). П. в своей более ранней форме связан с Деметрой и Персефоной. Всякий, кто удостоился любви этих богинь, попадает под покровительство П., дарующего людям обилие запасов и стад (Hymn. Hom. V 486—489). Объединение с элевсинским культом обеих богинь привело также к отождествлению П. и Плутона (Аида), так как божество мёртвых мыслилось обладателем несметных подземных богатств. П. посвящена комедия Аристофана «Плутос», где бог изображён слепым старцем, не ведающим справедливого распределения богатства. Исцелённый в храме Асклепия, П. наделяет богатством бедняков и отнимает его у богачей. Эта ситуация производит невероятные комические изменения в обществе, где никто не желает работать и боги в нищенском виде нанимаются подёнщиками к разбогатевшему бедняку. В классической античности П. стал восприниматься как некая персонификация богатства.