Красота, типичное и архетипичное....

Обсуждение перенесено с ветки "Архетипы. Разные подходы, развитие концепции Юнга и ее критика" Автор: Vladimir, дата: чт, 12/07/2007 - 21:47 Давайте подойдем к типическому и архетипическому с позиции красоты. Нефертити с длинной шеей никак не вписывается в типические представления современного человека о красоте. Венера Капитолийская, Анадиоменская вообще «уродица», я уже не говорю о кустодиевских и рубенсовских барышнях. И красота как архетипическое, трансцендентальное типизируется до 90-60-90…. procyon, дата: чт, 12/07/2007 - 22:38 "Давайте подойдем к типическому и архетипическому с позиции красоты." Да, этот пример проясняет вопрос... Но эти типы о которых Вы говорите, это типы социума, лично у меня могут быть совсем отличные от типичного представления о архетипичном - красоте. Так что получается, типичное - это чисто социальное явление, а архетипичное парадоксальныим образом становится индивидуальным? Типичное - грань кристала-архетипа, которая в данном месте, в данное время сверкает больше всех? Автор: Vladimir, дата: чт, 12/07/2007 - 23:03 Да можно говорить о «заразности» коллективных типизаций, которые засоряют архетипизацию красоты. Типичная красота это наша проекция Красоты пропущенная через сознание, и несущая в себе искажение усвоенных нами коллективных представлений о Красоте (архетипе красоты) Автор: Dina, дата: чт, 12/07/2007 - 23:13 А помните у Ефремова в "Лезвии бритвы" теория красоты с точки зрения целесообразности? Красота там рассмотравилась как результат естественного отбора. Разрез глаз, форма бровей, длина ног в том случае красивы, если идеально подходят для жизни в определенных природных условиях, как опыт, накопленный в миллионах поколений. Другими словами, красиво то, что целесообразно для жизни (соответствует архетипу?) Автор: Dina, дата: чт, 12/07/2007 - 23:16 А Платон, кажется, говорил о красоте, как чем-то существующем в действительности и не подверженном веяниям моды и времени. Автор: Vladimir, дата: чт, 12/07/2007 - 23:24 Так и у Шопенгауэра в «Метафизике любви» есть рассуждения о целесообразности влечения противоположных полов. Но можно ли связывать Красоту, чувство красоты только с целесообразностью, физиологическими влечениями и анатомическим строением тела? Гепард красив? Автор: Vladimir, дата: чт, 12/07/2007 - 23:26 Да было такое у старика Платона, идея Красоты. Автор: Dina, дата: чт, 12/07/2007 - 23:34 Гепард красив! Вообще, мне кажется, если попросить людей привести примеры красивого в явлениях природы, растительном и животном мире, прозвучат практически одни и те же ответы. А в отношении человека это вряд ли сработает Даже в мифологии наглядный пример: не получила бы Афродита яблоко, если б не ее хитрость с поясом Автор: procyon, дата: чт, 12/07/2007 - 23:40 "..растительном и животном мире, прозвучат практически одни и те же ответы." А как же цветы? Некоторым нравятся розы, а некоторым ромашки... Тут тоже есть противостояние типичного и индивидуального архетипичного. Автор: Dina, дата: чт, 12/07/2007 - 23:42 А нравиться и считать красивым - не одно и то же Автор: procyon, дата: чт, 12/07/2007 - 23:49 "А нравиться и считать красивым - не одно и то же" Это мы уже попадаем в сферу чувствующей функции, тут что хочешь может быть.
Мне недавно рассказали историю о красавице 18 века рост которой был 152. Тогда еще не знали что красивой "нужно" считать тех которые переросли 180
Леша, а как по твоему можно "уложить" Красоту в идею симулякров?
Нет уж. :) Мы должны чтить традиции ;), мы ж на юнгианском сайте, и для начала разобраться, есть ли архетип красоты, или, быть может , есть идея (платоновская) - образцовая модель, или тут дело в "целесообразности", или красота - это чисто конвенциональная штука :)
А "целесообразность" не противоречит платоновской идее Эроса. Заметь, мы сейчас будем "скатываться" на идею Эроса ;)
Но я бы хотел отметить, что представление о красоте, о ее идеалах, сильно менялись со временам. это касается и, например, женской красоты, и произведений искусства. Насчет последнего - масса примеров, вспомним хотя бы о первой реакции на импрессионизм.
Выход за привычные рамки, даже ценой приема абсента...
"Но я бы хотел отметить, что представление о красоте, о ее идеалах, сильно менялись со временам. это касается и, например, женской красоты, и произведений искусства. Насчет последнего - масса примеров, вспомним хотя бы о первой реакции на импрессионизм." Ага, то Аполлон правил балом, то Дионис...
а я так и не понял, есть архетип Красоты, иль нет??? :) Мне кто-нибуть объяснит? И как-то фантазии незабвенного Ивана Ефремова (которого с огромым удовольствием раньше читал) ни кто не откомментировал... А ведь любопытно. Форумчане, как, согласны с ним? ;)
Мне помнится, он там еще фантазировал на тему большой женской груди. Пышный бюст, как считал Ефремов, говорит о большом количестве молока, а посему он более целессобразен, а следовательно - красив Laughing
Я уж не не знаю. в те времена, когда Лезвие бритвы было написано, ученые уже открыли, что на количество молока влияет работа гипофиза (по-моему), а размер груди - ну никак Laughing
Точка зрения Ефремова - хороший пример того, как личные (частные) суждения-фантазии, имеющие неосознаваемые основания, пытаются основать неким "естественным" положением дел,  "природной" вещей :) 
Да бог с ним, с Ефремовым, у нас тьма физиологично-целесообразных взглядов на красоту. Давайте повернем к Федору Михайловичу, - что имел в виду мыслитель, говоря о том, что красота спасет мир?
Так я продолжу свою мысль. Не в угоду ли Аполлону с древних времен разрабатывались каноны красоты? Не простые, а "золотые пропорции" и "золотые сечения" ложились в основу этих канонов. Проевшие плешь 90-60-90, как известно, - воплощение тех же «золотых пропорций», согласно которым соотношение между талией и бедрами девушки должно равняться 0,7. Идеал Древней Греции - Венера Милосская: идеальный рост -164 см, окружность груди - 91 см, талии - 69 см, бедер - 93 см (талия/бедра - те же 0,7). Плюс ровный «греческий» нос, невысокий лоб и большие широко расставленные глаза, подчеркнутые округлыми бровями. Для особо придирчивых - расстояние между глазами не менее величины одного глаза, а рот - в полтора раза больше глаза. И заметьте, каноны красоты,построенные на симметрии, гармонии формы, существуют во всех веках, во всех видах искусства и не только. Каноны архитектуры, анналы геометрии, сакральные алфавиты - так или иначе свидетельствовали в пользу аполлонической сущности красоты и ее фундаментальной важности для поддержания порядка в подлунном мире. Да здравствует Аполлон! Но куда деться, если есть центростремительные силы,то есть и центробежные ;) Дионисийская красота - изменчивая, дразнящая и обманчивая! Готовая обернуться своей противоположностью! Это красота шамана-трикстера, входящего в образ животного, красота бушующего моря, красота в глазах влюбленного... Вообще после классицизма с его аполлоническими канонами не могли не появиться дионисийские авангардизм, модернизм, экзистенциализм...
Так, переходим от красоты форм, к красоте динамики...
динамике чего? :) но дионисийство-то оно мне ближе :)
"динамике чего?" Динамике маятника. Вот и Платон хочет найти тот принцип, который позволил бы нам познавать и формулировать вещи, минуя их чересчур текучее и хаотически смешанное состояние. Так, желая определить понятие красоты, собеседники диалогов выставляют отдельные красивые предметы, в то время как, понимая под красотой лошадь, мы уже не можем называть красивой женщину, а понимая под красотой женщину, мы уже не можем говорить о красоте горшка. Значит, ясно, что для опознания красивых предметов уже нужно предварительно знать или чувствовать, что такое красота вообще, обнимающая собой все вообще прекрасные предметы
Сократовские вопросы ставишь, Володя? А сам как понимаешь, что такое красота вообще? Или вспомним калокагатию ;)
Я понимаю красоту как - выражение внутреннего во внешнем. То, насколько пронзительно внешнее передает смысл.
Ольга, а если я вас перефразирую? То, насколько пронзительно внешнее резонирует с внутренним, априорным, вожденным чувством Красоты, Прекрасного...
"Сократовские вопросы ставишь, Володя? А сам как понимаешь, что такое красота вообще? Или вспомним калокагатию" Давай вспомним.... Калокагатия (греч. kalos - прекрасный, agathos - добрый) - древняя идея воспитания человека Совершенного. Основная идея- гармоничное единство в человеке телесного совершенства и духовно-нравственной Красоты и Добродетельности.
Ладно, это я от растерянности вредничать начала. Как часто вопросы на форуме меня ставят в тупик... Что такое красота вообще? Что такое интерес? Какое тут определение, как объяснить словами то, что словами объяснить невозможно, потому что не находится слов, чтобы включить все смыслы, звучащие в тебе. Как-то мы говорили о заветном, сокровенном желании, я обратилась к этимологии слова "сокровенный" - от съкровъ в значении действия по глаголу съкрыти - "скрыть", "спрятать". Наверное, многие понятия, которыми мы направо и налево бросаемся, относятся к числу сокровенных. Попробовал открыть - и получил что-то совсем другое. Поэтому даже пытаться не буду. Хотя попытаюсь, более привычным для меня в таких случаях способом - поэтическим... Неделю назад гуляла по лесам-лугам, наслаждалась красотой, вылилось... Трепет крыльев и шелест трав, Нежно-робкий звон колокольцев... Сердце ширится, небо обняв, И душа наполняется солнцем. Последние две строки - это о ней, о красоте вообще...
И все же... Красота - это некие некие характеристики, качества "объекта" (звиняюсь за схематическое изложение), которые независят от нас, и которые мы можем постичь, или красота содержится исключительно в опыте нашего восприятия и зависит от ряда факторов, т.е. у нас есть потебность (архетипическая?) что-либо считать красивым? А это место может занять ну... что угодно (или почти что угодно)
"А это место может занять ну... что угодно (или почти что угодно)" Леша, не совсем понятно, какое место ты имеешь ввиду
Да любое, Дина, любое... :) "Красота", я думаю создается исключительно в психике человека, в процессах восприятия и, возможно, служит для подобных состояний "Сердце ширится, небо обняв, И душа наполняется солнцем." Но нельзя забывать, что красоту ценили в фашистской Германии и при сталинизме. Вероятно, можно говорить о некоей (архетипической?) потребности что-либо воспринимать как красивое. ПРи этом я сильно сомневаюсь, что красота связанна с каким-то прогрессомм, развитием, или предположениями типа "красота спасет мир". На место "красивого" может быть поставленно все (или почти все) что угодно и зависит это всегда от целого комплекса условий. Красоту, кстати, выгодно хорошо продавать. И это было всегда. Сейчас, в "расцвет" так называемой рыночной экономики, это просто более заметно. Такие продажи хорошо вписываются в приспособленческий жизненный сценарий. Еще мне вспомнился один эксперимент на тему восприятия. Испытуемым показывали фото людей красивых, обычных и некрасивых. Далее им надо было составить их психологический портрет. так вот, "красивых" оценивали как более счастливых, уверенных, искренних, энергичных, любезных, утонченных, уровновешенных, духовно более богатых (!!! :) ), в сравнении с остальными. А мужчимны оценили красивых жденщин как более заботливых и внимательных (!). Как говорится, мдя
trixter, Вы говорите о СТЕРЕОтипе красоты. Ведь настоящую красоту надо еще научится видеть. Гораздо проще считать красивым то, что называет красивым СМИ. Кстати, я еще один опыт вспомнила с фотографиями девушки. Так вот, самой красивой называли самую усредненную девушку, т. е. некое среднее, обобщенное и неиндивидуальное. А причина выбора, на мой взгляд - страх. Стереотипное не вызывает страха. Как например многие предпочитают блондинок, потому что белый цвет считается чистым, ангельским, неопасным... Что касательно архетипа красоты, я считаю, что есть нечто такое. Но поскольку архетип подобен электрическим осям кристалла мы наполняем его своим содержанием. Вопрос в том, по какому принципу..
Я сегодня специально "Идиота" перечитывала, вспомнив про Достоевского. Очень я сомневаюсь, что говоря "красота спасет мир", Федор Михайлович имел вввиду женскую красоту.Хотя Аглая Епанчина и говорит, когда она смотрит на портрет Настасьи Филипповны: «Такая красота – сила… с этакою красотой можно мир перевернуть!», но результат-то всей этой истории совсем противоположный. Да и слова "Красота спасет мир" из уст Ипполита звучат больше издевательски, чем с согласием. Хотя в начале, говоря о портрете той же Настасьи Филипповны, князь Мышкин не только обращает внимание на красоту, но и замечает:"Ах, кабы добра! Все было бы спасено!" Значит, все-таки и здесь не обошлось без калокагатии.
так ведь и мышление и чувства людей являются стереотипизированными настолько, что... Это, кстати, связано с проблемой конформизма... Я открывал тему Конформизм, но она была почему-то не поддержанна (не спротивление ли? ;) ) Ну это ладно. :)
Я вот приводил пример с импрессионизмом. Вначале - возмущение  и отторжение, затем принятие и восхищение, с занесением в разряд "шедевров". Что злесь искренно, что резульат стереотипизации?
Ведь настоящую красоту надо еще научится видеть
Значит Красота - объективна, это объективное качество чего-либо?
А как учиться?

"Я вот приводил пример с импрессионизмом. Вначале - возмущение и отторжение, затем принятие и восхищение, с занесением в разряд "шедевров". Что злесь искренно, что резульат стереотипизации?" Такое искусство работает прежде всего с подсознанием, с эмоциями. Оно может вызвать очень острое, недифференцированное чувство. Неосознанность этого чувства пугает(опять страх!). Но поненмогу ты или привыкаешь к этому чувству и оно приятно как ведро холодной воды (тонизирует психику), или, как чаще случается, ты разбираешься в образах и приходит сознательное понимание того, каким образом эта картина вызывает именно это чувство. Нетрадиционное искусство небезопасно: ПРИМЕР. «Пытка Кандинским. В пытках с применением идеологических и культурных артефактов американцы не новаторы. Пожалуй, самые изысканные методы психологического воздействия использовались во время гражданской войны в Испании в 1936-1939 годах. О них поведал испанский историк и искусствовед Хосе Миликуа. В тюрьмах на улицах Вальмайор и Сарагоса в республиканской Барселоне были специальные камеры, названные «цветными». В них не было окон, а стены и потолки были расписаны копиями сюрреалистических и абстракционистских работ Кандинского, Васарели, Клее, Иттона. Самой жестокой из пыточных картин была репродукция плаката Сальвадора Дали к кинофильму «Андалузский пес» Луиса Бунюэля. На плакате был изображен раскрытый глаз, который режут бритвой. Заключенные франкисты вынуждены были часами рассматривать разноцветные геометрические абстракции. Через некоторое время у людей расшатывалась психика, и они начинали давать признательные показания. Ноу-хау пыток искусством принадлежит французскому музыканту и художнику Альфонсу Лауренсику, который сам же и воспроизводил сюрреалистические шедевры на стенах казематов. О своем открытии влияния цвета и линий на психику человека он поведал в 1939 году на суде. Франкисты оценили новаторство Лауренсика - француза расстреляли».
"Я вот приводил пример с импрессионизмом. Вначале - возмущение и отторжение, затем принятие и восхищение, с занесением в разряд "шедевров". Что злесь искренно, что резульат стереотипизации?" Оля, спасибо, отличный пример. Мы уже как-то говорили, что благодаря союзу Афродиты и Ареса родились, с одной стороны, Страх и Ужас, а с другой, Гармония. Все-таки дионисийская красота так обманчива и мгновенно может превратиться в свою противоположность. Кстати, я подумала, что когда люди сталкиваются с дионисийской красотой, они редко говорят: "Боже, как красиво!" Они говорят:"Восхитительно (от ст.слав."хытити"- хватать, похищать)", "Изумительно (из ст. слав. устойчивого соч. "из ума выйти", обезуметь) и т. д.
Пример из жизни. У Сальвадора Дали есть цикл работ "Человеческие пороки". На мой взгляд очень сильный. Он вызывает негативные эмоции. Разобрать "почему?" я не разбирала, но одно такую работу - "Жадность" - ношу всегда в кошельке. Посмотришь на это уродство - не поскупишься ни на кого :) У нас выставку привозил мужчина один работ Дали, и, к огромному сожалению, я после закрытия музея с хозяином выставки разобрала самые красивые, опять же на мой взгляд, работы. Теперь я знаю, какие символы у Дали раскрывают какие смыслы. Поэтому нет уже той первичной зачарованности :( Но есть восхищение талантом... Есть очень простые работы. Например я одну сейчас сброшу сюда(фотала сама!). Почему ее считают красивой понять будет очень легко. Если знаком с Фрейдом. Или с мифической нагрузкой единорога.
trixter "так ведь и мышление и чувства людей являются стереотипизированными настолько, что... Это, кстати, связано с проблемой конформизма... " Может, что прояснит... Под стереотипом И. П. Павлов понимал известную функциональную устойчивость, возникающую в коре головного мозга при повторении однообразных раздражении. Вот как Павлов писал об этом: «Вся установка и распределение по коре полушария раздражительных и тормозных состояний, происшедших в определенный период под влиянием внешних и внутренних раздражений, при однообразной, повторяющейся обстановке все более фиксируются, совершаются все легче и автоматичнее. Таким образом, получается в коре динамический стереотип (системность), поддержка которого составляет все меньший и меньший нервный труд, стереотип же становится косным, часто трудно изменяемым, трудно преодолеваемым новой обстановкой, новыми раздражениями. Всякая первоначальная установка стереотипа есть, в зависимости от сложности системы раздражении, значительный и часто чрезвычайный труд». Таким образом, кора головного мозга, являя собой, по образному выражению И. П. Павлова, функциональную мозаику, представляет, с одной стороны, крайне динамическую систему, с другой - систему, постоянно стремящуюся к созданию устойчивости. Вот... А красота - это совсем иное)
Ольга, пора из вас вытравливать наш врачебный, вульгарный материализм, знаю по себе нелегко, но нужно..:)
:) Да нет такого вовсе :) За это "нет такого" нередко и критикуют в реальной жизни... Я это определение дала в духе, так сказать, мозгового штурма. Просто очень хотелось развести стереотип красоты и красоту. Пусть даже Павловым :)