Два больших сна

Приветствую Вас, Уважаемые Участники Форума! Точка зрения на нижеследующие сны сторонников психоанализа и индивидуальной психологии мне известна (благодаря изучению теорий этих двух школ) все соответственно сводится к эдиповому комплексу и мужскому протесту. Что об этих сновидениях может сказать человек компетентный в аналитической психологии? Заранее безмерно благодарен за любые попытки толкования. Первый сон. Я стою с матерью на перекресте дорог (во сне я меньше матери, хотя в действительности наголову выше ее), она с этого перекрестка смотрит на салют в честь какого-то праздника, я же, в это время, гляжу на огромнейшую березу возле нас. Смотря на эту березу я вдруг замечаю, что с ее верхушки прыгает какое-то существо похожее на человека, причем после прыжка оно не падает стремительно в низ, но мягко парит в воздухе, подобно листу спадающему с дерева оно приземляется в кусты неподалеку и скрывается в них. Необычное свойство этого существа еще в том, что оно до того как упасть с березы, буквально сливалось с ее стволом обладая той же окраской и ничего не прибавляя к толщине ствола. Когда это существо приземлилось, я сказал матери что-то вроде того: вот бывают сумасшедшие, как можно прыгать с такой высоты и не бояться разбиться! Это же существо, таким же путем как опустилось в кусты, так же и поднялось с них на березу и растворилось в ней. Не помню, до или после падения этого существа с дерева, а может быть и по его возвращению, но обратив внимание на небо я увидел на нем какие-то толи знаки, то ли буквы неизвестного мне языка, этих знаков было от трех до пяти, состояли они, по видимому, из звезд. Бросалось в глаза еще и то, что они подобно числам на табло электронных часов все время изменялись. Когда я смотрел на эти знаки, то пытался понять, что они собственно обозначают, но не мог… Затем мне пришла в голову мысль, что это дело рук инопланетян и стоит еще сильней попытаться понять, что эти знаки все же обозначают ведь таким образом можно определить характер намерений инопланетных существ, но ничего не получалось все равно … Второй сон (через три недели). Я нахожусь в лесу, впереди меня (посреди леса) находится толпа людей, эти люди стоят на мосту, под которым толи речка, толи озеро. На фоне толпы бросается в глаза маленькая девочка, которая стоит возле края этого моста. Я только успел подумать: «нельзя ей так стоять, она ведь может упасть» как вижу, что она поворачивается и смотря мне в глаза прыгает в воду и исчезает в ней. Люди стоящие возле нее начинают бегать по лесу и искать ее, я же сохраняя некоторое время спокойствие затем сам начинаю ощущать прилив чувства сожаления, оно так наполняет меня, что я принимаюсь просить Бога о спасении этой девочки и тут меня охватывает очень, очень необычное ощущение. Как будто я нахожусь посреди Бога, я четко чувствую Его присутствие, Господь является всем: воздухом, лесом, землей… Затем, я понимаю, что Он ответил на мою молитву – девочка находится, но вместе с ней пропадет и чувство Его присутствия, я пытаюсь возблагодарить Его, я хочу опять ощутить неописуемое чувство нахождения рядом с Ним или скорее в Нем, но ничего не получается… Опять же, не помню, до или после падения девочки в воду, а может и после ее возвращения, но был момент когда я подняв глаза к небу увидел на нем два или одно изображение каких-то фигур, похожих на изображение зодиака Весов или еще чего-то…
Здравствуйте, Евгений. сновидения безусловно интересные, и насыщены архетипическими образами и паттернами. Но, думаю, не стоит торопиться с толкованием.. вы же еще будете заглядывать на сайт?
Безусловно, меня очень заинтересовала позиция Юнга по отношению к психе, природа которой, в свою очередь, занимает мои интересы довольно давно.
Добро пожаловать на сайт, мы всегда рады новым участникам :)
Первое сновидение
Место действия сновидения перекресток, перепутье. В аналитической психологии перекресток имеет большую символическую нагрузку. Одной из главной символической составляющей перекрестка является, пожалуй, место действия указывающего на присутствие, активацию архетипического Гермеса. (Если вы не знакомы с символикой Гермеса в АП, можно заглянуть в работу Юнга «Дух Меркурия») Гермес представляет, (персонифицирует) в сновидении трансцендентную функцию, т.е. связь, конъюнкцию противоположностей сознания, сознательных намерений и бессознательных контрапозиций - компенсаторных возможностей и необходимостей бессознательного. В вашем сновидении, на мой взгляд, открывается важная тема- конъюнкции противоположностей и попытка решение конфликта путем соединения сознательных намерений и бессознательной оппозиции. Судя по вашему сновидению, вы не можете решить важную для вас проблему психологического отделения от матери, которая содержит в себе связанные с этим трудности взросления, самостоятельности, и независимости.
На основании чего я делаю такое предположение?
В зоне Гермеса объединителя, проводника психического присутствуют два персонажа – вы (образ сновидца представляющий ваше эго-сознание) и ваша реальная мать. Это центральные и единственные персонажи сновидения, определяющие весь его смысл. Первое несоответствие выявляется в росте (во сне я меньше матери, хотя в действительности наголову выше ее). Это несоответствие дает повод к всевозможным интерпретациям. В частности интерпретации, преуменьшения себя, своей личностной ценности, индивидуальности в глазах матери. Так, если сознательно вы утверждаете что вполне взрослый и самостоятельный человек, то бессознательное на это положение вещей имеет свой прямопротивоположный взгляд - («посмотри какой ты маленький по сравнению с мамой!) И далее… Мать вы воспринимаете (или хотели бы воспринимать) как объект, приносящий в вашу жизнь праздник, торжественность (праздничный салют, возможно в вашу честь символизирует желание одобрения и восхищения вами, вашими делами и начинаниями). Психологическая зависимость от матери представлена в сновидении символически через присутствие на территории Гермеса березы, дерева, которое символизирует Великую мать, вернее архетип Великой матери. Берёза в ряде традиций символизирует свет, сияние, чистоту, неясность, женственность и т. п. В друидической традиции берёза — дерево начала, символ первого месяца года (24 декабря — 21 января). В Риме атрибуты из берёзы использовались при вступлении консула в правление. В Шотландии берёза связывалась с представлениями о покойниках. Присутствие в сновидении этого архетипического образа дерева может свидетельствовать о довольно «глубоком» вытеснении такой зависимости от матери и желании избавиться от этой зависимости. С символикой древа связано не только зависимость плода от матери древа в процессе его созревания (взросление), но и его отделение – сбор урожая. Так дерево может символизировать не только связь со смертью, умиранием, но и возрождением. Сбор урожая во многих мифологиях амбивалентно связывался с битвой и смертью, но также и обновления природы и нового рождения.
Думаю, здесь будет уместно привести отрывок и одной из ранних работ Юнга «Метаморфозы и символы либидо» Вот что он пишет:
«Дерево жизни, есть материнский символ. Этимологическая связь указывает на слияние по смыслу скрытой за словами символики матери и зачатия. Под деревом жизни очевидно надо прежде всего разуметь плодоносное родословное дерево, то есть материнский образ. Многочисленные мифы свидетельствуют о том, что люди будто бы происходят от деревьев; много мифов рассказывают о том, как герой скрывается в дереве-матери — так, например, мертвый Озирис в столбе, Адонис в миртовом дереве и т. д. Многочисленные женские божества почитались в образе деревьев, откуда произошел культ священных рощ и отдельных деревьев. Весьма прозрачно значение того факта, что Аттис оскопляет самого себя под сосной,— это явное указание на то, что он делает это ради матери. Многочисленны и разнообразны примеры, когда богинь почитали в образе дерева или части его. Так Юнона феспийская была древесным суком, Юнона самосская — доскою, аргосская — столпом; карийская Диана была “неотесанным куском дерева”, линдская Адина — гладкой колонной; Тертуллиан называет Цереру фаросскую грубым столбом и бесформенным куском дерева без резьбы изображений. Атеней говорит о Латонё делосской, что она бесформенный кусок дерева».
И далее:
«Двойное значение дерева не трудно объяснить,— стоит только понимать эти символы не анатомически, а психологически, как образы или уподобления libido; поэтому совершенно недопустимо понимание дерева в фаллическом смысле только из-за сходства по форме; дерево точно так же может означать и женщину, или матку, или мать. Единство значения заложено только в образе или уподоблении libido. Если мы захотели бы в каждом данном случае определять, что вот этот символ поставлен вместо матери, а тот другой вместо мужского полового органа, то только попадали бы из одного тупика в другой. В этой области кончается незыблемое значение вещей. Тут есть единая реальность — libido; можно сказать словами Гете, что для нее “все преходящее есть только символ”.
Вернемся к сновидению.


«гляжу на огромнейшую березу возле нас. Смотря на эту березу, я вдруг замечаю, что с ее верхушки прыгает какое-то существо похожее на человека, причем после прыжка оно не падает стремительно вниз, но мягко парит в воздухе, подобно листу спадающему с дерева оно приземляется в кусты неподалеку и скрывается в них. Необычное свойство этого существа еще в том, что оно до того как упасть с березы, буквально сливалось с ее стволом обладая той же окраской и ничего не прибавляя к толщине ствола».
В этой части появляется антропоморфное существо «Человек –лист». Как человек он представляет сновидца, как «лист» - одну из многих частей дерева.
Когда мы смотрим на листья деревьев нам кажется, что они все одинаковы, но стоит нам повнимательнее приглядеться, и мы узнаем, что НЕТ ОДИНАКОВЫХ листьев, и каждый лист по-своему индивидуален и неповторим.
Сновидение принуждает сновидца приглядеться к своей индивидуальности!
Да, когда лист находился на дереве его индивидуальность была поглощена матерью- деревом, но стоило ему отделиться от дерева, он стал проявляться в ином образе, образе человека!

«Когда это существо приземлилось, я сказал матери что-то вроде того: вот бывают сумасшедшие, как можно прыгать с такой высоты и не бояться разбиться!»
Интересно что вначале сновидения мать выше сына, в символической части сновидения это подчеркивается вторично – «вот бывают сумасшедшие, как можно прыгать с такой высоты и не бояться разбиться!»
Да, отделение от матери можно символически рассматривать как смерть сына для возрождения его в новом качестве - отца своей матери (что для сновидца кажется актом сумасшествия).
«Это же существо, таким же путем как опустилось в кусты, так же и поднялось с них на березу и растворилось в ней».
Отделения не произошло, и мы не знаем по каким причинам… И это не хорошо, и не плохо. Конъюнкция сознательного и БСС-ного не ЕДИНИЧНЫЙ акт это многократно повторяющийся ПРОЦЕСС, который, по сути, является перманентным психическим состоянием.
И так как после попытки отделения «человека-листа» от древа не произошло, и он продолжает свою вегетативную жизнь в чреве матери-древа, человеческая драма проецируется на божественного (небесного) Отца –Кроноса (Хроноса-Время).

«обратив внимание на небо я увидел на нем какие-то толи знаки, то ли буквы неизвестного мне языка, этих знаков было от трех до пяти, состояли они, по видимому, из звезд. Бросалось в глаза еще и то, что они подобно числам на табло электронных часов все время изменялись. Когда я смотрел на эти знаки, то пытался понять, что они собственно обозначают, но не мог…»

Сновидцу дается это понимание с трудом. Будучи неотделенным от материнского психического субстрата трудно узреть Отца и связанное с ним мужское качество «Иного».
«Затем мне пришла в голову мысль, что это дело рук инопланетян и стоит еще сильней попытаться понять, что эти знаки все же обозначают ведь таким образом можно определить характер намерений инопланетных существ, но ничего не получалось все равно …»
Второй сон (через три недели). «Я нахожусь в лесу, впереди меня (посреди леса) находится толпа людей, эти люди стоят на мосту, под которым толи речка, толи озеро». События сновидения разворачиваются в лесу. Место действия, (ландшафт души) обозначен в сновидении лесом- символизирующим БСС-ное per se, как таковое. Что же мы встречаем в этом психическом ландшафте? Толпу людей! Уместно процитировать Юнга «Метаморфозы и символы либидо». Вот что он пишет: «“кишение толпы людей”. Этот образ нам уже знаком: в снотолковании он появляется прежде всего как символ тайны . Очевидно, такой выбор символа обусловлен образностью его носитель тайны, противопоставленный толпе неведающих. Обладание тайной отделяет от общности с другими людьми. Так как для общей экономии libido (психической энергии) чрезвычайно важно, чтобы контакт с окружающей средой был, по возможности, полным без трения и задержки, то хранение субъективно знаменательных тайн обыкновенно действует как весьма ощутительная помеха. Можно сказать, что искусство жить сводится к разрешению одной только проблемы, а именно: как бы сбыть libido по возможности безопасным путем. Поэтому возможность освободиться наконец во время лечения от всех своих разнообразных тайн и ощущается невротиком как особенное благодеяние. Многократный опыт убедил меня в том, что символ народной толпы, особенно толпы движущейся и потоком устремляющейся вперед, означает также сильное волнение бессознательного, в особенности у лиц, наружно представляющих собой тихий омут». Обращает на себя внимание, что толпа находится на мосту. Мост является очень важным символом. Он символизирует связь, соединение, конъюнкцию…. Понтифик, жрец, Папа - верховный жрец. Дословно мостостроитель, т.е. посредник, проводник между Богом и людьми. Гермес в античной мифологии являлся понтификом Зевса- верховного Бога-Отца. Таким образом, в последующем сновидении ландшафт предыдущего сновидения повторяется – место обитания Гермеса. Гермес расправляет крылатые сандалии! Теперь заглянем под мост…Что же мы там видим? «под которым толи речка, толи озеро» Опять беру на себя смелость процитировать Юнга «Метаморфозы и символы либидо»: «Материнское значение воды принадлежит к наиболее ясным мифологическим символическим толкованиям , так что древние имели полное право говорить, что море — символ рождения. Из воды возникает жизнь , с водою постоянно связаны и два божества, наиболее интересующие нас, а именно: Христос и Митра» Лес, деревья, вода…. Сновидец, просто окружен материнскими символами БСС-ого! Как тут не появиться проводнику Гермесу-мостостроителю. «На фоне толпы бросается в глаза маленькая девочка, которая стоит возле края этого моста. Толпа представляет деперсонализацию, обезличивание, потерю индивидуальности, тотальную бессознательность (одинаковые листья на дереве-матери, - «всего лишь листья каких миллион») И надо же! Гермес приводит девочку, неповторимость и души сновидца вычленяющую ее из одинаковости толпы… Нетрудно узнать в этом образе аниму сновидца, его душу. Положение анимы -души таковое, каково оно показано в сновидении. «Я только успел подумать: «нельзя ей так стоять, она ведь может упасть» как вижу, что она поворачивается и смотря мне в глаза прыгает в воду и исчезает в ней». Сновидец впервые озаботился угрожающим положением дел, и по-матерински (первое признание феминности души!) откликнулся на ее призыв. «Люди, стоящие возле нее начинают бегать по лесу и искать ее» Но не сразу дело делается… Часть усвоенных сновидцем коллективных стереотипов автоматически срабатывает и приказывает – «Ищи!» Когда ищут вместе, толпой каждый ищущий в глубине души ощущает себя потерянным, это он СЕБЯ ищет. «я же сохраняя некоторое время спокойствие затем сам начинаю ощущать прилив чувства сожаления, оно так наполняет меня, что я принимаюсь просить Бога о спасении этой девочки» Не находя в себе индивидуальной соотнесенности с этим психическим образованием (анимой), не зная истинных ее намерений не доверяя ей, сновидец обращается к Спасителю, т.е. проецирует свою беспомощность Небесному всесильному Отцу. (В реальности сновидцу не пришло бы в голову обращаться к Богу, и просить Его о спасении тонущей девочки, наверное, он обратился бы к своей внутренней мужественности, и прыгнул в воду за тонущей девочкой). «и тут меня охватывает очень, очень необычное ощущение. Как будто я нахожусь посреди Бога, я четко чувствую Его присутствие, Господь является всем: воздухом, лесом, землей…» Но по всей видимости, в настоящий момент для сновидца более ценно экстатическое переживание Мужчины-Отца, нежели реальные мужские поступки. «Затем, я понимаю, что Он ответил на мою молитву – девочка находится, но вместе с ней пропадет и чувство Его присутствия, я пытаюсь возблагодарить Его, я хочу опять ощутить неописуемое чувство нахождения рядом с Ним или скорее в Нем, но ничего не получается…» Да действительно – не получается. Так как индивидуальное опять спроецировано на коллективное. Девочка- (индивидуальная душа) «растворилась» в коллективной Anima Mundi (Мировой Душе), а Отец, как индивидуальное архетипическое переживание «внутреннего Отца», как индивидуального психического события, было нивелировано и перенесено на Отца Небесного. «Опять же, не помню, до или после падения девочки в воду, а может и после ее возвращения, но был момент когда я подняв глаза к небу увидел на нем два или одно изображение каких-то фигур, похожих на изображение зодиака Весов или еще чего-то…» Небо совершенно безлично- Весы для ВСЕХ…. "Два больших сна" - требуют двух больших толкований... :)
Браво! «Место действия сновидения перекресток, перепутье. В аналитической психологии перекресток имеет большую символическую нагрузку. Одной из главной символической составляющей перекрестка является, пожалуй, место действия указывающего на присутствие, активацию архетипического Гермеса» Прочитав имя «Гермес» я был буквально поражен (!), когда-то я видел фильм «Одиссей», в котором был изображен Гермес образом аналогичным персонажу в моем сновидении, вследствие чего последний в моем мышлении упорно ассоциировался с первым. «Судя по вашему сновидению, вы не можете решить важную для вас проблему психологического отделения от матери, которая содержит в себе связанные с этим трудности взросления, самостоятельности, и независимости». По крайнему негодованию и гневу к Вашему комментарию я понял, что натолкнулся на сопротивление, а, следовательно, Вы попали в точку! «Мать вы воспринимаете (или хотели бы воспринимать) как объект, приносящий в вашу жизнь праздник, торжественность (праздничный салют, возможно в вашу честь символизирует желание одобрения и восхищения вами, вашими делами и начинаниями)» Абсолютно верно. «Сновидение принуждает сновидца приглядеться к своей индивидуальности!» Если под индивидуальностью понимать психологическую независимость от матери, то на основании острого сопротивления вынужден с Вами согласиться. «Этот образ нам уже знаком: в снотолковании он появляется прежде всего как символ тайны . Очевидно, такой выбор символа обусловлен образностью его носитель тайны, противопоставленный толпе неведающих». Браво Юнг! «Многократный опыт убедил меня в том, что символ народной толпы, особенно толпы движущейся и потоком устремляющейся вперед, означает также сильное волнение бессознательного, в особенности у лиц, наружно представляющих собой тихий омут». Здесь при всем своем субъективизме вынужден не согласиться. «Но по всей видимости, в настоящий момент для сновидца более ценно экстатическое переживание Мужчины-Отца, нежели реальные мужские поступки…», неприятно, но, быть может, и правда. Мне трудно принимать комментарий к вере, сделанный на основании психологической концепции, я думаю, Вы меня понимаете… Безмерно признателен Вам за ваши усилия, мне определенно ясно, что Вы настоящий профессионал в своем деле. Уже скопировал «Дух Меркурия», завтра обязательно ознакомлюсь.
Спасибо, Евгений за оценку моих скромных усилий. Надеюсь мое толкование сновидений поможет Вам яснее осознать ваши жизненные затруднения…Успехов.
До сих пор не могу отделаться от впечатления, которое Вы произвели на меня Вашей зоркостью. Как Вы метко подметили связь между распутьем и мостом с одной стороны и Гермесом – путеводителем с другой! Я раннее очень увлекался греческой и римской мифологией, но, тем ни менее, и в голову не приходило, что перекресток и мост – это символы Гермеса. Если же сам я этого не осознавал, то, следовательно, это действительно был архетип (?), ведь Юнг в одном из своих трудов пишет, что когда смысл мифологического символа встречающегося в сновидении не понятен сновидцу, тогда имеет место архетип, если же понят сновидцу, тогда - не архетип. Вот в связи с этим и вопрос: как быть с падающим существом с березы, которое Вы интерпретировали как человека-листа и которое ассоциируется в моем сознании с образом Гермеса из фильма «Одиссей» (режиссер этого фильма создал Гермеса на основании древнейших его изображений и описаний, кроме того, по всей видимости, не без участия коллективного бессознательного, то есть моя ассоциация с персонажем из фильма – это ассоциация с архетипом Гермеса)? Юнг пишет, что элементы снов делятся на две категории благодаря различию двух источников, из которых они могут исходить. Одни проистекают из личностного бессознательного, а другие – из коллективного бессознательного, первые толковать без участия сновидца, в принципе, невозможно, а вторые вполне возможно. Большинство элементов моего второго сна исходит, по-видимому, из коллективного бессознательного, однако же, я предполагаю, что его следует толковать в контексте знания о моей жизни. Сейчас я не претендую на умение толковать сны лучше чем Вы (я ведь не псих), но делаю попытку на основании своего личного опыта (к которому у Вас по известным причинам нет доступа) самостоятельно разобраться в смысле сна, то есть понять подсказку бессознательного. Вы же, по возможности, подскажите, пожалуйста, в чем я могу ошибаться. Одиннадцать лет назад я находился в гостях у бабушки в поселке, когда туда приехал отец, мы пошли с ним на поле накосить немного сена, чтобы попасть на поле нам следовало пройти через лес, пока мы проходили этот лес началась сильная гроза и мы стали быстренько возвращаться домой. При выходе из леса (где висели высоковольтные провода) в трех – четырех метров от нас ударила молния, я сильно испугался и пообещал Богу, что если Он оставит нас в живых, то я буду каждую неделю посещать службу в православном Храме. Мы остались в живых и я действительно некоторое время ( шесть лет) посещал православный Храм, затем я начал очень упорно изучать Писание (толпа – тайна) вследствие чего я перешел в лютеранство. Юнг писал, что в коллективном бессознательном существует архетип Бога, этот архетип, по известным Вам причинам, послужил основой для создания литургии в римской и греческой Церкви. В лютеранском Собрании литургия и связанная с ней символика по большей части упразднена, а, следовательно, упразднен канал воздействия архетипа Бога на сознание. Поэтому в сновидении коллективное бессознательное говори мне: смотри, когда ты был ребенком (в моем сне аниме – это маленькая девочка, я предполагаю, что это вследствие того что мое сознание тогда было еще неокрепшим, а, следовательно, неокрепшим было и мое отношение к бессознательному) ты пообещал Богу, что возблагодаришь Его если Он спасет вас от смерти, смотри же, Он вас спас, а ты не сдержал обещание. Погружение маленькой аниме в воду – это смерть, а возвращение из воды – воскресение или спасение, так как Апостол Павел пишет: «разве не знаете, что все мы крестившиеся (крещение – погружение в воду) во Христа Иисуса, в смерть Его крестились (погрузились)? Чтобы как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни».
Юнг писал, что в коллективном бессознательном существует архетип Бога, этот архетип, по известным Вам причинам, послужил основой для создания литургии в римской и греческой Церкви.
Прошу прощения, хочу только уточнить.
Юнг не утверждал, что в КБСС есть "архетип Бога". Речь шла об архетипе Самости и весьма специфичном "религиозном инстинкте", который, как казалось Юнгу, присущ КБСС-му.
Я сейчас пошел работать, попозже присоединюсь, с вашего разрешения..
Толпа – это, скорее всего, не символ изучения Писания, но символ Церкви, потому что Церковь с греческого – Собрание, что идентично толпе. Получается, что смысл сновидения таков: «когда ты мог погибнуть к тебе пришла мысль о том, что бы вернуться в церковь (толпа ищет) и ты пообещал Богу что так и сделаешь если Он тебя спасет (погружение в воду – это близкая смерть), но ты не сдержал обещание (хотел ощутить Его присутствие, но не смог).
у на была тема Архетип Христа. Несомненная данность или досадная ошибка?
Когда Вам будет удобно…
:) Спасибо, но цель не в том, чтобы мне "было удобно" :)
Юнг многократно критиковал Фрейда, за то, что последний не зная толком ни философии, ни основ религии, тем ни менее, пытался их объяснить, что, собственно, является чистым абсурдом. Сам же Юнг, конечно же, в общем, прекрасно ориентировался в религиозных вопросах, но поскольку, он, все же, являлся обычным человеком, то охватить всего ему, конечно же, не удалось. И среди того, что оказалось вне зоны охвата – это концепция христианского вероучения, так что рассуждая о христианских догматах, он, к сожалению, поступал подобно Фрейду. Был Иов выше Бога морально или не был – такой вопрос в христианстве не ставиться, так как, согласно словам тех же пророков: «Мои (Бога) пути выше путей ваших», что, собственно, означает: нельзя судить о Моих поступка опираясь на ваш мозг, тот кто поступает так – меряет локтями Вселенную. Юнг рассуждал о эволюции христианства на самом поверхностном уровне не затрагивая фундаментальных вопросов: двойного предопределения, плоти, ума, Духа, греха, закона, бога века сего, отношения обещания и веры, мистики жизни во Христе…
Да это я не Вам, а Владимиру.
Про христианство и Юнга – это уже Вам
ага... :)
Сам же Юнг, конечно же, в общем, прекрасно ориентировался в религиозных вопросах, но поскольку, он, все же, являлся обычным человеком, то охватить всего ему, конечно же, не удалось.
Обычный человек - это кто? Евгений, поясните пожалуйста. И , соответственно, если я Вас правильтно понял - есть еще...как это правильно сказать..."необычные люди"? (поправьте, если ошибся) Они - кто?
trixter: «Прошу прощения, хочу только уточнить. «Юнг не утверждал, что в КБСС есть "архетип Бога". Речь шла об архетипе Самости и весьма специфичном "религиозном инстинкте", который, как казалось Юнгу, присущ КБСС-му». Религиозное инстинктивное представления бессознательного – это архетип?
Религиозное инстинктивное представления бессознательного – это архетип?
а что такое? не понимаю. Архетип сам по себе пуст и чисто формален, он наполняется определенными содержаниям в процессе жизненного опыта, но это наполнение нельзя отождествлять с самим архетипом, на что указывал Юнг
Юнг: "Религия есть врожденная инстинктивная установка в человеке. В ней осуществляется наблюдение и уяснение неких невидимых и неконтролируемых человеком факторов." Я полагаю, что Юнг имеет ввиду существование сферы, находящейся за пределами сознания и возможностей его контроля, и рационального познания, т.е. - БСС и КБСС.
trixter: «Обычный человек - это кто? Евгений, поясните пожалуйста. И , соответственно, если я Вас правильтно понял - есть еще...как это правильно сказать..."необычные люди"? (поправьте, если ошибся) Они - кто?» Необычных людей, конечно же, нет, есть толь люди, которые возводят некоторые авторитеты в ранг нуминозности как сказал бы Юнг… Так что если Фред сказал: религия – это продукт Отцовского комплека, то фрейдисты спорить не будут… Trixter: «Архетип сам по себе пуст и чисто формален, он наполняется определенными содержаниям в процессе жизненного опыта, но это наполнение нельзя отождествлять с самим архетипом, на что указывал Юнг. Я полагаю, что Юнг имеет ввиду существование сферы, находящейся за пределами сознания и возможностей его контроля, и рационального познания, т.е. - БСС и КБСС» Скорее всего, я неверно понял Юнга, как мне казалось, он писал, что архетип – это своего рода унаследована форма мышления, когда человек первобытного общества сталкивался с женщиной в нем просыпался инстинкт размножения, а когда он сталкивался с проблемой своего существования в нем просыпался архетип Бога. Разве не так?
trixter, Вы имеет ввиду, что унаследованное форма мышления – это архетип, а идущее от него представление – это архетипическое представление, которое у каждого индивидуума развивается индивидуально?
когда он сталкивался с проблемой своего существования в нем просыпался архетип Бога. Разве не так?
Я думаю так. Проблема своего существования, смысла/цели жизни - это архетипическая ситуация, требующая от человека кого-либо решения/ответа на нее, это архетипический вопрос, обращенный к человеу. А уж то, как человек на него отвечает (или не отвечает, что чаще; чаще всего происходит попытка избегания этого вопроса)  - это уже другое дело и тут нет архетипический решений, на мой взгляд.
Евгений, Вы все-таки, по-моему, не ответили на вопрос об обычном человеке :) ....
Юнг:"Снова и снова я наталкиваюсь на ошибочное представление, что архетип определяется в соответствии со своим содержанием, другими словами, что это вид бессознательной идеи (если такое выражение допустимо). Необходимо указать еще раз, что архетипы не определяются в соответствии с их содержанием, но только лишь в соответствии с их формой, да и то в очень ограниченной степени. Изначальный образ определяется по отношению к своему содержанию только тогда, когда он становится осознанным и оказывается соответственно заполненным материалом осознанного опыта. Его форма, однако, может быть сравнена с осевой системой кристалла, который обычно формирует заранее кристаллическую структуру, находясь еще в "материнской" жидкости, хотя собственного материала в нем еще не существует. Эта кристаллическая структуpa возникает согласно специфическому способу, которым ионы и молекулы взаимодействуют. Сам по себе архетип пуст и чисто формален - ничего, кроме способности сформировать возможности представления, которая задана априори. Сами представления не являются унаследованными, но лишь формы, и в этом отношении они соответствуют в каждом случае инстинктам, которые также определяются только формой
о фрейдистах. Они все-таки сильно спорят и с Фрейдом (хотя и не во всем) и между собой и среди них есть разные подходы к религии. Но это так, к слову.
«Вы интерпретировали как человека-листа и которое ассоциируется в моем сознании с образом Гермеса из фильма «Одиссей» (режиссер этого фильма создал Гермеса на основании древнейших его изображений и описаний, кроме того, по всей видимости, не без участия коллективного бессознательного, то есть моя ассоциация с персонажем из фильма – это ассоциация с архетипом Гермеса)?» Евгений, по поводу образа Гермеса которого создал режиссер фильма «Одиссей» ничего по существу сказать не могу, не помню, да и не знаю, какую режиссуру вы имеете в виду. «Человек – лист», спонтанный образ рожденный моим бессознательным. И я скорее его ассоциирую с историей юного Аттиса. Аттис — любимец Кибелы, страж её храма, который нарушил обет безбрачия, увлёкшись нимфой. Кибела губит нимфу, насылает на Аттиса безумие, и тот оскопляет себя (Ovid. Fast. IV 223—246). В культе Аттиса объединены оргиазм (не путать с оргазмом!) плодородия и его аскетическое самоограничение, характерное для Кибелы, которая призвана вносить порядок в стихийность природных сил. Говоря психологическим языком Кибела представляет архетип Великой матери, привносящей в импульсивность действий, помыслов, поступков возлюбленного сына- Эго структурированность, сдержанность и последовательность..
Евгений, с вашим пониманием сновидения, в общем, согласен, но хочу напомнить, что Юнг не раз подчеркивал, что религиозная функция наполняется не только христианским содержанием (архетипом) и символикой, но если она переполняется ей, то в бессознательном зреет оппозиция в виде махрового язычества. Вот вам и "Древо-Береза-Кибела". Человек- лист" Аттис, который ищет (искать, значит нуждаться в Гермесе и быть Одиссеем) христианского Бога-Отца, но бессознательно спаян с Анимой-язычницей.