"Сексуальность-движущее индивидуацию?"

«Индивидуация. Процесс развития личности, становления психологическим индивидом («неделимым»), расширения сознания, раскрытия своих потенциалов, самореализации, движения в сторону Самости и целостности. И. является инстинктом, заложенным в человеческой природе, в этом смысле И. — архетипический процесс, включающий отделение от коллективной психологии и подразумевающий некоторую степень оппозиции социальным нормам. В то же время она не изолирует человека от мира, а напротив, больше связывает его с другими людьми, так как означает более полную реализацию коллективных качеств. И. связана с представлениями о нахождении своего собственного пути в жизни, о следовании своей правде, о движении к себе настоящему. Юнг описывал этот процесс как активно проявляющийся в середине жизни или позднее, впервые обнаруживаемый в симптомах невроза или кризиса потери смысла жизни. В более широком контексте И. проявляется с первых дней жизни как процесс психической дифференциации. Помощь клиенту в его индивидуации является главной задачей юнгианского анализа.»
Из сборника «Кембриджское руководство по аналитической психологии».

В этой ветке предлагается участникам форума порассуждать какова роль сексуальности в процессе индивидуации.
Индивидуация, по общему утверждению АП- психологов, архетипический процесс, и центральным динамическим компонентом ее является инстинкт связующий материальное (телесное) с архетипически -образной сферой (собственно психическим).
Фрейд во главу угла всей жизненной сферы человеческого существования ставил сексуальный инстинкт (т.н. пансексуализм). Со временем его последователи (да и сам патриарх) пересмотрели свои взгляды, и наряду с сексуальностью «дали дорогу в жизнь» другим психическим паттернам. Но как бы там не было, сексуальный инстинкт (архетип), является одним из центральных в инстинктивно-архетипическом «пантеоне».
Учитывая пожелания и уточнение "трикстера", переименовываю «двигатель индивидуации» на «движущее индивидуацию». На мой взгляд, это более точно будет отражать непредставимость истока процесса.
Обилие "движущих индивидуации" прям так и подталкивает к тому чтобы сделать некое обобщение.. :) Любое проявление психического есть проявлением самости - т.е. тотальности психического, ее динамики. Которая как утверждал Юнг "инстиктивно" развивается в направлении к самостановлению и самораскрытию. Наверное, тем что подталкивает человека к большей осознанности по отношению к этому процессу может быть любое проявление архетипического(нужда, сексуальность, соблазн и т.д.), каждое из которых имеет свои особенности и неповторимость. Как известно, одинаковых индивидуаций не бывает. Наверное, надо поставить еще вопрос и так - почему при обилии "движущих" минимум движения? P.S. предлагаю говорить о индивидуации как о сознательном процессе.
А не появляется ли своебразный расизм индивидуации? CoolWink
Наверное, надо поставить еще вопрос и так - почему при обилии "движущих" минимум движения?
Процион, а я уже задавался похожим вопросом - я высказывал предположение о существовании инстинкта АНТИндивидуации.
Подозрительность, одно из важных свойств архетипического трикстера... :)
"инстинкта АНТИндивидуации"

???  Surprised
Да, я нахожусь под нуминозным влияением... :) ;) "инстинкта АНТИндивидуации" - да я говорил об этом раньше, забыли уже. Я имею ввиду то обстоятельство, что мало кто хочет хоть как-то развиваться (внутренне). Вот как раз здесь и видно какое-то мощное сопротивление (не архетипическое ли?) всякому развитю, какое-то желание "закапсулироваться" что-ли, или залечь в берлоге (эту метафору мы недавно использовали) в состоянии инфантильности, конформизма и пассивности, или полной идентификации с персоной и коллективным... :) И в теме Свобода об этом шла речь. Я писал, что как-то не очень много в культуре символов свободы - все больше тюрьмы, границы (часто охраняемые), стены-занавесы,казармы - и это только наиболее очевидное...
Ну, так индивидуация не "светлый путь к..." там и хождение по кругу, и стагнация, и регресс частенько встречается. Но все это обще... А вот приходит "март" и коты начинают дико кричать.. ;)
Не знаю, как там в солнечной Астрахани, а в Москве сейчас типичный унылый и серый ноябрь :) Коты-то в марте орут, а меня вот мой афганец продолжает удивлять своей круглогодичной жизнерадостностью и энергетикой - он радуется в любую погоду :)
Возможно радость приносит ему любовь к хозяину, или предчувствие "марта"? :)
Да поди его разбери. Главное, что он такой есть. Наверное, такова его природа ;)
я не спец в "зоописохологии" ;)
То что сексуальность это двигатель - то это точно :) вот только чего? Индивидуации? Как-то сомнительно, скорей когда есть уже сознательное в каком-то смысле движение по собственному пути, то все что ни случается, любой драйв, раньше имевший только буквальное значение, становиться двигателем прохождения этого пути, т.е. индивидуации. Теперь еще о "расизме". Предлагаю на всякий случай обобщить это явление до идентизма (от слова "идентичность"). Также не вводить лишних инстинктов, а попробовать разобраться с тем что есть. Если движущим(необходимым, но не достаточным) индивидуации (т.е. сознательного отношения к собственной динамике... во как завернул :)) есть архетипическое влияние, то то что от него защищает - это самоидентичность или миф о себе, вымысел - защитная корочка эго. И решающим для индивидуации тут становится ее жесткость, регидность и сила воздействия архетипа, удасться или не удасться сознанию трансгрессироваться ;) из собственных рамок. Все-это естественно болезненный процесс, поэтому можно вслед за Хиллмном петь дифирамбы патологии, ведь так называемые "нормальные", или "здоровые" люди - в основном застывшие в своей самоидентичности...
Но действие инстинктов тебе известно... Конечно у собаки нет воображения, но от этого не изменяются архетипические паттерны (их инстинктивная составляющая). ;) У древних были животные боги и богини.
"ведь так называемые "нормальные", или "здоровые" люди - в основном застывшие в своей самоидентичности..." Вот тут, то и приходит "архетипический сонм", и давай тащить :)
"Вот тут, то и приходит "архетипический сонм", и давай тащить" Именно тащить :) Но разве это индивидуация? т.е. наверняка да, только отношение к этому скорей как к року чем собственной судьбе...
"У древних были животные боги и богини." Мда... А потом появились выражения "злой как зверь", "звериная жестокость", "злой как собака"... Одних животных приспособили для инструментального использования - поле пахать, да для забоя на мясо, других отстреливать - вредные хищники, третьих = в зоопарк или в цирк, а сейчас животные - еще в телевизоре.
"Также не вводить лишних инстинктов, а попробовать разобраться с тем что есть." Т.е. с тем, что уже введено?
"То что сексуальность это двигатель - то это точно вот только чего? Индивидуации? Как-то сомнительно" Почему же? Индивидуация инстинктивна, так же как и сексуальность. "скорей когда есть уже сознательное в каком-то смысле движение по собственному пути, то все что ни случается, любой драйв, раньше имевший только буквальное значение, становиться двигателем прохождения этого пути, т.е. индивидуации". Т.е., Сергей ты сторонник только сознательной индивидуации?
"Т.е. с тем, что уже введено?" Ага. "Почему же? Индивидуация инстинктивна, так же как и сексуальность." Но мы же не будем одно из другого выводить... "Т.е., Сергей ты сторонник только сознательной индивидуации?" Нет, просто про сознательную как-то интересней говорить. Про несознательную индивидуацию - это слишком отсраненно, мне кажется.
Иллюзорный Образ Я, представления о норме - как преграда для развития, это ясно. Вопрос в том, почему все это имеет такую силу и чему служит, какие цели?
Так, вот тебе вопрос :) Относительно животных мы можем сказать что они проходят индивидуацию, т.е. становятся теми кем они должны стать от своей природы (породы), и индивидуальных особенностей?
"Вопрос в том, почему все это имеет такую силу и чему служит, какие цели?" Сасмосохранение, мне кажется. Мне нравиться метафора корабля или лодки, который использует Мария - Луиза Фон Франц: "Корабль плывет через воды бессознательного. Как известно, вода чаще всего символизирует коллективное бессознательное, а значит, корабль всегда символизирует средство, которое помогает вам держаться на плаву и не дает утонуть в бессознательном. Таким спасительным кораблем могут быть любая философия, религиозное учение или культурная традиция. Если мы, не подготовившись, отправимся в путешествие по бессознательному, то утонем. Одним из таких кораблей является юнгианская психология. Юнг построил «корабль», создав некоторые гипотезы, на которые можно опереться при потере психологической ориентации. Цели вам грозит опасность утонуть в бессознательном, оказаться в состоянии сильной инфляции, одержимости или, наоборот, в подавленном эмоциональном состоянии, психологические концепции Юнга могут помочь. Например, аналитик может сказать пациенту: «Теперь вы оказались в состоянии инфляции». Или же, интерпретируя сновидения, мы можем сами удержаться на плаву и помочь пациенту не утонуть. Все учения и традиции имеют определенную ценность, поскольку предотвращают полную дезориентацию человека, которая обычно происходит под воздействием бессознательного; человек становится психологически дезориентирован, иначе говоря, он тонет в бессознательном."
"Индивидуация инстинктивна, так же как и сексуальность." А нет ощущения, что сексуальность уже давно оторвалась от инстиктов? Что такое сексуальность? Не мешало бы разобраться с этим словечком! ;) Я вижу ну просто ОЧЕНЬ широкий спект поведения человека и его внутренних переживаний, подпадающий под определения сексуальности. А инстнктивного я вижу там очень немного... Ну это - мой взгляд ;)
"Относительно животных мы можем сказать что они проходят индивидуацию, т.е. становятся теми кем они должны стать от своей природы (породы), и индивидуальных особенностей?" Я думаю да, хотя проверить это, конечно, не возможно.
Маша Франц боооольшой романтик:) Можно подумать, что если мы упадем за борт, то индивидуация прекратится :)
НО у них нет сознания!
"Маша Франц боооольшой романтик:) Можно подумать, что если мы упадем за борт, то индивидуация прекратится " Можем прекратиться мы :) - я это так воспринимаю. "НО у них нет сознания!" Если и есть то очень рассеяное. :) Не понимаю, к чему Вы клоните?
"А нет ощущения, что сексуальность уже давно оторвалась от инстиктов?" Нет, Афродита стала "площадной", вудьгарой и доступной, и потеряла свой архетипиический полюс - Уранию (духовность) Что такое сексуальность? Не мешало бы разобраться с этим словечком! "Я вижу ну просто ОЧЕНЬ широкий спект поведения человека и его внутренних переживаний, подпадающий под определения сексуальности. А инстнктивного я вижу там очень немного... Ну это - мой взгляд... Да и такая точка зрения имеет право на существование, но это не по-трикстерски ;)
"Не понимаю, к чему Вы клоните?" Я просто раскачиваю лодку :)
"Я просто раскачиваю лодку " :) Это по-трикстерски.... меняетесь ролями? ;)
"Так, вот тебе вопрос Относительно животных мы можем сказать что они проходят индивидуацию, т.е. становятся теми кем они должны стать от своей природы (породы), и индивидуальных особенностей?" Ответ: ;) Я вижу очень большое разнообразие в характерах и в поведении собак даже одной и той же породы. Вплоть до неких "основных" черт, включая агрессивность, или боязливость. Весьма интересно наблюдать разнообразие разных черт, нюансов в поведении, привычек и пр. Я не беру пример крайний - бойцовые породы со сломанной психикой. Ротвейлеры, овчарки, доберманы встречаются как с агрессивностью, не уступающей бойцовым, так и вполне дружелюбные, склонные избегать конфлитов. Причем вырастают очнь разные собаки из одного помета. И что же это все формирует???? А наследуется что? Да. собаки служебных пород более ориентированы на хозяина, более склонны к послушанию. Охотники склонны к самостоятельным действиям, а к человеку относятся в какой-то степени даже как к партнеру. Да, борзая будет во время прогулки постоянно высматривать себе какую-то движущуюся цель, будет склонна побегать. Легавая будет запахи, следы искать... Но это все отдельные черты поведения-характера. Я не знаю что такое "природа чего-то или кого-то" :)