Записка с преконференции Реноса Пападополуса в Москве 10 июня.

Он похож на Чарли Чаплина. Позднего. Когда великий актер уже редко снимался, но оставался живым на мимику и резкие, лаконичные телодвижения. И лекцию на помпезной сцене государственной библиотеки им. Ленина он начал с анекдота, суть которого заключалась в необходимости искать ответы не под фонарным столбом по причине освещенности, а там, где есть смысл искать.

Его длинная, трудно запоминаемая фамилия Ренос Пападопулос как будто компенсирует его мгновенное легкое визуальное усвоение.
С сущностным, содержимым- куда сложнее. «Съесть» его сразу невозможно. Эдакая «шаровая молния» с положительным зарядом или «золотое яблоко» из греческих мифов, точнее, спелый лимон в русской топонимике слов.

Он так всю лекцию и шутил и размахивал руками и ходил, буквально бегал по сцене. Но смеяться не хотелось. Ренос вливал шутки в речь, видно, пытаясь разбавить ее далеко не шуточный смысл. Так густой горячий греческий кофе запивают ледяной водой на Кипре. Глоток горечи и глоток прохлады. Пападопулос родом с Кипра и знает этот рецепт.

Когда он вывел на экран фотографию окровавленной детской руки с вжатым в ладонь православным крестиком, сказав, что это ладонь ребенка, погибшего в Беслане, мне захотелось пить.

А потом он рассказывал о группе африканских беженок, изнасилованных в далекой Эритрее. И о том, как он, британский профессор, учился у них мужеству и крепости духа.

Он говорил об английской девочке, простившей и понявшей своего отца, убившего ее мать и его жену . Отец девочки-девушки-женщины, убийца, умер в тюрьме и она написала книгу о своем к нему отношении.

«Привлекательность чистоты зла» или «идеальное зло завораживает своей чистотой»… «трансформирует личность и душу, общества и государства» Таких словосочетаний – диких даже по фонетическому ряду было не мало.
В какой-то момент показалось, что этот грек- давно бродит «по ту сторону добра и зла». Он сам завораживал. Его хотелось слушать все больше..

Он был двупалым Сатиром, привлекательным и страшным одновременно. А когда он заговорил об образах Пана в работе с тяжело травмированными людьми, у него на мгновение загорелись и потухли глаза.

Он не миф. Не герой. Он настоящий. Аналитик, смотрящий в глаза Злу. Войне. Насилию. И пытающийся со всем этим жить.

Он оставил свой адрес и предложил ему написать: renos@essex.ac.uk

Петя, я всегда подозревал, что Чистота Зла" есть налет Добра. Добро лежит где-то за гранью Зла, очень глубоко (я не знаю, что это такое, возможно, стремление к нему). Когда мне говорят о Добре, я начинаю сомневаться в искренности суждений... Зло ВСЕГДА искренне, и - требует противоположности...
Добро лишь от обратного Злу? Спина Дьявола, на мгновение отвернувшегося? И за это мгновение успеть.. тихо, как мышь..проскользнуть, чтобы не видел, ни Он, ни другие. Чтобы не зацепило хвостом осуждений..в неискренной доброте. Бррр. "Куда как страшно нам с тобой, товарищь большеротый мой.( Мандельштам Осип - R)
Все так, только "лишь" смущает...
На меня Ренос П. произвел скорее нелепое впечатление. Он не говорил ничего нового и интересного. Не был в состоянии довести свою мысль до конца. Вначале я недоумевала, отчего на преконференцию и вообще главным деятелем пригласили человека, который ведет себя как соцработник на уроке мира у старшеклассников. Потом недоумение прошло, осталась досада. Меня заинтересовали некоторые его высказывания, в частности об относительности зла и нормы, а также про то, что террористы - это нормальные психически люди (хотя существует масса исследований на эту тему, отражающие особенный личностный профиль таких преступников). Мы с коллегой подошли к Реносу и поговорили немного. (При этом он радостно воззрился на мою книгу о мифодраме (http://mythodrama.indeep.ru/oblozhka_mythodrama.jpg - обложка, чтобы было понятно) и сказал "О, это рождение Афродиты! Я ведь с Крита, я знаю!", на что мне пришлось укоризненно сказать, что вообще-то это рождение Диониса (и внутренне поразиться тому, что он даже бороды у "афродиты" не приметил). Дальше разговор напоминал пинг-понг с резиновой простыней. Он говорил "я с вами согласен" или "я вас не понимаю" или "вы меня не понимаете" - на абсолютно одни и те же наши аргументы и доводы, поданные разными способами. Смешно, нелепо, бессмысленно. Хотя те смешанные чувства, которые он вызвал у аудитории: либо досада, либо непонимание, либо общий невнятный восторг, мне кажутся именно тем, что стоило бы исследовать. Как и сам феномен "заезжего иностранного профессора". До Воланда ему далеко, но серные испарения зла - как уже было сказано в Записке - пожалуй, да, ощущались. Очарование зла, привнесенные в реальную жизнь, через общую якобы научную теорию... вредное, разрушающее, отравляющее и искажающее - и смысл, и сам порядок жизни.
Еще к визиту Профессора в Москву... Я позволю себе тут привести отрывок из своих материалов о Старших арканах Таро. О Дьяволе, разумеется. "К визиту профессора в Москву… «Дьявол» часто предлагает инструментальный подход к делу. Для него нет одухотворенности целого, он представляется в наборе деталей, которые можно сложить тем или иным способом, произвольно меняя содержание. В отличие от системной структуры «Императора» (IV аркана) это ловушка и ошибочное представление. Это взгляд и подход Дьявола, который способен видеть лишь сиюминутное и тактически верное, но не целое и не осмысленное. Разъединяющий “Dia-bol” в этом смысле противоположен объединяющиму смыслу “Sym-bol”. Потому скованные цепью мужчина и женщина в этой карте – «темное и теневое зеркало» VI аркана, когда есть лишь формальная структура, неживой организм сообщества или пары, здесь начинается тление и разложение, гниение, но не алхимическое и превращающее материю в нечто иное, а разлагающе-ядовитое, зловонное, отравляющее. Формально может быть все прекрасно, но глаза участников и свидетелей оказываются закрытыми или подернуты пеленой иллюзии, фантазии, рамками приличий, сдержанностью перед авторитетами, даже сугубыми добродетелями: уважением, доверием, добротой, альтруизмом. Однако, если система с гнильцой, то и закрытые глаза и заткнутые уши не помогут, серное зловоние проникнет в ноздри, ядовитая кислота съест кожу. Вновь, как и прежде, перед человеком стоит задача распознать дьявола в любом, самом распрекрасном и достойном с виду обличье. Внутренний манипулятор или Ловушка сценария Дьявол с греческого означает «клеветник» или «обманщик». Эта карта часто выпадает в значении рискованной ситуации, необходимость некоего выбора между желаемым, но опасным и стабильным, уже известным. С другой стороны это может быть риск неизведенного и нового взгляда в противовес привычным способам действий. Во многом смысл остается именно в способе действий, в достижении своих целей – в большей степени чем в идеалах или принципах. Дьявол не открывает все карты сразу, а предлагает «оправдать средство» или «не торопиться, когда все и так есть». Очень часто, хотя это зависит от колоды в наибольшей степени – мы увидим это в разделе о Дьяволе - Пане, эта карта обозначает влияние «внутреннего манипулятора» (соблазнителя и клеветника), который побуждает нас действовать достаточно привычным и неэффективным или трагическими образом, повторяя наработанный сценарий. Кроме того это может быть и внешняя фигура, чей голос смыкается с голосом нашего «внутреннего манипулятора»: достаточно часто это фигура Искусителя или же Доверенного Лица. Известный юнгианский аналитик Роберт Л. Мур в своей книге «Facing the Dragon: Confronting Personal and Spiritual Grandiosity” (Встречаясь с драконом: противоборство с личной и духовной грандиозностью) перечислят «признаки зла», которые можно почерпнуть из мифологии и фольклора. Они следующие: • Зло есть реальность сама по себе. • Присутствие зла ощутимо тогда, когда происходит обесценивание индивидуального, семейного, культурного опыта и уровня, пребывание в своего рода «дремлющей невинности». • Искажение правды и реальности, ложь. • Зло принимает формы невинности, блага или справедливости, но вместе с тем обладает свойствами безусловной притягательности и неотвратимого соблазна. • Оказываясь вблизи злого влияния, люди теряют проницательность и бдительность, а духовные и моральные ресурсы иссякают. Это влияние «заразно». • Злое начало может проникнуть в ваше сообщество, семью, дом, тело и даже душу до того, как вы поймете, что, собственно, произошло. • Оказавшись внутри, у изначалья, зло начинает подгрызать самые корни личной и социальной жизни, преподнося именно себя центром и смыслом всей жизни. Оно похоже на «черную дыру», могучий вихрь, засасывающий внутрь себя само бытие человека. • Зло способно отрицать реальность смерти и иных человеческих ограничений. Оно предлагает безграничность жизни и существования, потребления и насыщения ею. • Зло узнаваемо по определенным признакам окружения. Зло заразно, потому при взгляде снаружи всегда есть ощущение, что «здесь что-то не так». Эти признаки вполне могут иметь отношение к аркану «Дьявол», особенно старых колод или же в особых, значимых и критических ситуациях. Определить, о чем именно идет речь можно лишь внутри процесса. В своей работе «Misterium Conjunctions» К.-Г. Юнг писал: «Однако нашим верящим в цивилизацию оптимистам пора начать понимать, что сил добра недостаточно для того, чтобы создать, как рациональный мировой порядок, так и безупречное нравственное поведение индивида, в то время, как силы зла настолько сильны, что они угрожают любому порядку и могут загнать личность в настолько дьявольскую систему, совершающую самые ужасные преступления, что он, даже являясь нравственным человеком, должен, в конце концов, забыть о своей нравственной ответственности, чтобы выжить. "Злобность" коллективного человека в наше время приняла самую ужасную форму за всю историю человечества, и только этот стандарт является объективной мерой значительности и незначительности грехов». И «нам нужна более казуистическая тонкость, поскольку сейчас речь уже идет не об искоренении зла, а о сложном искусстве замены большого зла меньшим. Время "огульных заявлений", столь милых сердцу проповедника-моралиста, ибо они представляют его задачу в наиболее выгодном свете, давно прошло. Конфликта также нельзя избежать и с помощью отрицания нравственных ценностей. Сама мысль об этом чужда нашим инстинктам и противоречит природе. Какие бы ни давались нравственные оценки добру и злу, конфликт между ними никогда не будет погашен и никто никогда не сможет забыть о нем. Даже христианин, ощутивший себя свободным от злой воли, когда у него проходит первый восторг, вспоминает о тернии в теле, который не смог вынуть сам святой Павел». Мы бы хотели отметить, что со времен написания этого текста Юнгом как раз произошла замена огульных обвинений сложной казуистикой. И сейчас в ней много что запуталось: кто террорист, а кто борец за свободу, что есть важные геополитические решения, охрана окружающей среды, суверенная демократия и укрепление вертикали власти и какова цена вопроса. Пора начать выступать против «замены большего зла меньшим», которая может быть ступенькой на пути к Дьяволу (прошу понимать как метафору). Цивилизации нужны новые критерии. Нам думается, что пришло время новых правил, более определенных и точных. Не глобальных и огульных, но определенных и системных, способных различать функционирование систем." (с)
2halina. Интересный взгляд. Вчитывался в Ваши слова.Думал. Чем мог. Собственно в своей записке,-она не случайна так обозвана,- я не разбирал содержание лекций. Той или иной вербальной плоскости. Я пытался передать ощущение. Не поверхность и не содержание, а запах красок мольберта. Мне приходилось работать в очагах зон конфликтов. Вряд ли Ренос смог бы там что либо сделать со своей больше завораживающей Эпатажем теорией, приправленной фактами редких поездок в лагеря беженцев на большом.., белом..,чисто вымытом.., джипе.., Тойота Ленд Крузер.., с небесно-голубой надписью OON.