Еще раз о Колобке

|
Вернулась с V Съезда Российского Психологического Общества, и, просматривая материалы, наткнулась на одинокую статью В.С. Смирновой из города Владимира "Архетипические образы нравственности (на примере русской народной сказки Колобок)". Конечно, статья вызывает вопросы, и, на мой предвзятый взгляд, написана несколько коряво: когда выступаешь перед "чужой" аудиторией, все же надо переводить с русского на понятный или как минимум давать краткое пояснение к используемым терминам. В любом случае, эта статья понравилась мне куда больше, чем, например, эта. (От выражения "самозамкнутый круг" я в полном восторге! А как вам нравится "слой, состоящий из мужского или женского начала"?В общем, русская словесность может пойти и откусить))) И потому я считаю необходимым ознакомить вас с ее содержанием.
*****************************************************************************************************

Архетипические образы нравственности

(на материале русской народной сказки «Колобок»)

В.С. Смирнова (г. Владимир)

(тезисы доклада на V Съезде РПО)

Изменение нравственной ситуации в современном мире требует изменения методов ее регуляции, находящих свое применение в программах нравственного воспитания детей. По мысли К.Г.Юнга, наилучших успехов в воспитании можно достичь там, где цель воздействия совпадает с бессознательной тенденцией развития. Ученый видел в человеческих мыслях, чувствах и действиях проекцию архетипов. Мы предположили, что и нравственное поведение подвержено их влиянию, что является базой для моделирования новых методов нравственного развития и коррекции. Цель исследования – установить взаимосвязь между символическим проявлением архетипов в русской народной сказке ≪Колобок≫ и мотивами нравственного
поведения в младшем школьном возрасте. Архетип является архаическим феноменом и имеет проявления в волшебных сказках, их персонажах и образах. По результатам анкетирования (N=157) предпочитаемой у младших школьников является сказка ≪Колобок≫. В работе были использованы методы: личностного семантического дифференциала (ЛСД), фокус-групп,
моральных дилемм, ассоциаций по цвету, цветовой тест Люшера, рисунок ≪Запомнившийся фрагмент сказки≫, а также математико-статистические методы (кластерный анализ методом иерархической кластеризации) и видеосъемка. Испытуемыми выступили младшие школьники (N=70, 7 фокус-групп) –учащиеся школ №1 и №2 г.Суздаля. Полученные данные позволяют предпринять попытку раскрытия внутреннего содержания сказки «Колобок≫ с позиции проявления архетипических образов нравственности. Исходя из ассоциаций по цвету, Бабка (желтый цвет) символизирует богиню судьбы и плодородия Мокошь, чьей спутницей и воплощением в славянской мифологии является лиса. Эти персонажи имеют противоположные оценки по всем нравственным качествам, кроме боязливости. Итак, фигуры бабки и лисы являются крайними воплощениями одного образа, который является фемининным. Бабка символизирует Аниму, а лиса – Теневую Аниму. Духовно зрелый мужчина имеет Аниму с позитивными нравственными качествами. Соответственно неразвитая Анима (лиса) у незрелой личности (колобок) – нечестная, невоспитанная, злая, безответственная, черствая (методика ЛСД). Однако по К.Г.Юнгу ≪тень является хранилищем душевного потенциала, а не воплощение всего злого≫. С.Оэри (2006) отмечает, что Природа Мать, приняв образ лесной женщины (лиса), указывает путь к духовному совершенству, и единственный способ выйти за пределы архетипа матери – полностью ему подчиниться (для Колобка – быть съеденным). Итак, Теневая Анима (лиса) способствует наиболее полному раскрытию личности Колобка, его истинной Самости. На рисунках детей изображена дорога, по которой катится Колобок. Дорога в 80% случаев поднимается слева направо. Это указывает на развитие, движение Колобка из
нижнего мира в верхний, поскольку дорога – символ связи миров (М.М.Маковский,1996).
На пути к ассимиляции с Теневой Анимой Колобок встречает препятствия в виде зайца, волка и медведя. По мнению В. Мершавки, заяц символизирует инстинкт самосохранения, волк – свободной агрессии, медведь – принцип удовольствия. В группе испытуемых отмечается фиксация на образе Зайца, тогда как по отношению к медведю и волку демонстрируется безразличие. Этот факт может объяснять высокая значимость предконвенционального мотива самосохранения в ситуации морального выбора. Таким образом, не выйдя на более высокий уровень нравственного развития, Колобку не достигнуть истинной Самости. Итак, между архетипами коллективного бессознательного и моральными мотивами существует взаимосвязь,
которая имеет свою специфику в младшем школьном возрасте.

Интересно, почему медведь - принцип удовольствия. Я знаю, медведь символизирует Мать или стремление к смерти.
"Интересно, почему медведь - принцип удовольствия".
***************************
Дык, мёд - это типа символ:
Смешно.
Джек, вот те тексты, на которые ссылается В.С.Смирнова: http://jungland.ru/node/2921 http://jungland.ru/node/2919 http://jungland.ru/node/2920?page=2