Картины Лауры Липтон























Автор: Флейта, дата: пн, 04/02/2013 - 16:59

Олег, гравюры, которые выкладывал Гром - не подлинные? Мне понравились.)

Флейта, вот отрывок из интервью к художнице:

AA. Все знают Вас как художника – интерпретатора известных алхимических гравюр, таких как «Mutus Liber», «Splendor Solis», «Atalanta Fugiens». Понятно, что за основу ваших работ были взяты гравюры из оригиналов названных сочинений, но понятно также и то, что Ваши работы это не простое копирование. Некоторые детали, имеющиеся в оригинальных гравюрах, в ваших работах отсутствуют, но на смену им появляются новые детали, несущие в себе огромный герметический смысл. Их большое количество, они находятся там, где им положено находиться, они взаимно увязаны. Без «специальной многолетней подготовки» придумать их нельзя, случайно нарисовать тоже. Не углубляясь в детали можно сказать, что при работе над «Splendor Solis» вашей рукой водил сам Ulrich Poysel, настоящий автор этого произведения. Как вы можете это объяснить?L.L. Да действительно, я иллюстрировала «Mutus Liber», «Splendor Solis» и «Atalanta Fugiens» для одной из частных библиотек в Амстердаме. Фактически все мои алхимические рисунки в своё время были заказаны Библиотекой Герметической Филосфии в Голландии. Это частная библиотека, которая недавно была передана в ведение голландских банков и создателем которой является человек по имени J. R. Ritman. Что касается непосредственно «Splendor Solis», то передо мной была поставлена задача интерпретировать это произведение, а не просто скопировать его. Это довольно традиционно для художников, что-либо добавить к трактату вместо того, чтобы просто скопировать то, что там уже есть. Я много читала об алхимической символике, и также использовала работы Карла Густава Юнга, чтобы помочь себе интерпретировать изображения и привнести в них своё собственное царство понимания. 

Алхимия. Рукопись "Блеск Солнца"("Splendor Solis")Итак - Алхимия. 
Само слово «алхимия» происходило от латинского ( alchemia), которое в свою очередь произошло от греческого( chemeia), греческое от арабского( che), что означало «лью или отливаю», а оно от древнеегипетского « хми» ( черная змея). Черная плодородная змея – змей в пустыне много, сами же пески бесплодны.


Таким образом, можно проследить развитие и распространение алхимии. На западные земли Европы алхимия пришла с арабскими свитками, она не просто пришла- она хлынула в Средневековье.


Задачей средневековых алхимиков было приготовление двух таинственных веществ, с помощью которых можно было бы достичь желанного облагораживания (трансмутации) металлов. 

Наиболее важный из этих двух препаратов, который должен был обладать свойством превращать в золото ,не только серебро, но и такие, например, металлы, как свинец, ртуть и т. д., носил название философского камня, красного льва, великого эликсира (от араб. аль-иксир — философский камень). Он также именовался философским яйцом, красной тинктурой, панацеей и жизненным эликсиром.


Алхимики вели начало своей науки от Гермеса Трисмегиста (он же египетский бог Тот), и поэтому искусство делать золото называлось герметическим. Свои сосуды алхимики запечатывали печатью с изображением Гермеса – отсюда выражение «герметически закрытый».


А это -тот самый змей, кусающий себя за хвост, Уроборос. Впервые изображение такой змеи встречается еще в Древнем Египте, позже перекочевывает в Грецию и оттуда – в культуру Западной Европы.

До нас мало что дошло о значении символа Уробороса в Египте, но вот древние греки под ним подразумевали сразу три вида первичной материи – существующую, создающую и уничтожающую саму себя. Некоторые историки видят тут связи с триединством Тримурти и позже – Троицы. 

Для алхимии же это значило свойства металлов, неметаллов и их смешения. Парацельс такими значками обозначил бы ртуть, серу и соль. Философский камень, как нетрудно догадаться, совершенен, поэтому триедин и все три начала соединялись в нем.


Так вот именно этот змей( Дракон) на многие столетия стал символом алхимии. Символом сил, запертых в колбе, символом начала и конца, летучего и возвышенного и ползущего (плывущего) одновременно. 

Такое построение – двоякое – использовалось в магии и заклинании и называлось схемой «абраксас», откуда и пошло слово «абракадабра» - abrac-ad-abrac.

Уроборос использовался для обозначения некоторых этапов перегонки и возгонки ,очистке от примесей при испарении, например:

«В сочинении Авраама Еврея находится изображение Змея, пригвожденного к кресту. — отмечает Альберт Пуассон в книге «Теории и символы алхимиков» (М.: Новый Акрополь, 1995). - Алхимически это означает, что летучее должно быть сделано устойчивым. Драконы имеют одинаковое значение со змеями. Дракон без крыльев, изображение которого мы находим в книгах Авраама Еврея и Николая Фламеля, — это «сера», мужское и устойчивое. Крылатый дракон — это «меркурий»: летучее, женское. Эти два дракона суть истинные начала философии мудрых».




Перечислим, что философский камень давал своему владельцу? 
Во-первых, бессмертие, во-вторых, способ превращения металлов, в первую очередь свинца, в золото, в-третьих, мудрость. 
Если вы владеете таким камнем, надо иметь очень много мудрости, чтобы скрыть и его, и его действия. Иначе вас просто убьют конкуренты и завистники, власти, религиозные деятели. Это было одной из причин, по которой алхимики тщательно шифровали свои записи.

Так же иносказательность многих алхимических трактатов может быть объяснена тем, что в них органически слились естественнонаучные и художественные представления о мире (таковы алхимические стихи классика английской литературы XIV века Дж. Чосера и т.д.).

Еще одной причиной, по которой шифровали свои записи было то, что алхимия иногда объявлялась служанкой дьявола и алхимиков отправляли на костер со всеми их записями, которые и служили доказательством общения с этим самым дьяволом. 

Там, где алхимия христианизирована (белая магия), ее деятельность легализовалась христианской идеологией. Там же, где алхимия выступает в своём дохристианском качестве (чёрная магия), она признаётся неофициальным, а потому запретным делом. 

Это во многом объясняет трагическую участь некоторых европейских алхимиков (например, Роджера Бэкона, алхимика Александра Сетона Космополита и др.)

Вот все эти причины и привели к тому, что уравнения реакций выглядели необычными и непонятными.  Образец типичного алхмического текста, приписываемого знаменитому алхимику и логику Раймонду Луллию (XIII в.), который привел английский алхимик Джордж Рипли (XV в.) в своем трактате «Книга двенадцати врат» таков:

«Возьми Меркурий Философов (алхимиков), обжигай его, пока он не превратится в Красного Льва. На песчаной бане нагрей Красного Льва с Кислым Спиртом винограда и выпаривай — Меркурий обратится в род камеди, которую можно резать ножом. 
Положи камедь в перегонный снаряд и перегоняй — получишь безвкусную жидкость, спирт и красные капли. Стенки перегонного куба покроются, как тенью, легким налетом, а в приборе останется истинный Дракон, ибо он съедает свой хвост. 
Возьми этого Черного Дракона, разотри его на камне, прикоснись раскаленным углем. Он воспламенится — воспроизведешь Зеленого Льва. Пусть он съест собственный хвост. Снова перегоняй — получишь жгучую воду и человеческую кровь — это и есть эликсир». 


А сейчас я вам расскажу об одной рукописи, которая называется 
« Блеск Солнца»


Она одна из наиболее красивых алхимических рукописей
Рукопись имеет форму большой книги, высота примерно 35 см, переплетена в красную телячью кожу. На первых страницах говорится, что эта рукопись содержит тайные знания мудрецов-алхимиков, здесь будет говориться об « абракадабре» и что эта рукопись имеет название «Блеск Солнца».

Блеск солнца

До последнего времени имя автора и создателя красочных иллюстраций было не известно. Существовало 20 переписанных экземпляров книг.

Йорг Фенкель, историк искусств, изучая рукописи в библиотеках Лондона, Глазго, Парижа, Брелина, пришел к выводу, что художником «Блеска Солнца» был Йорг Брой-старший. Этот Брой был сторонником реформации и крестьянских войн, а также известным богохульником, выступавшим против властей и церкви. 

Самого же автора трудно найти из-за преднамеренно запутанных следов. Все алхимические рукописи всегда окутывались тайной. Однако ряд источников указывает на то, что рукопись принадлежит Соломону Трисмосину. Рассказывают, что этот Соломон Трисмосин совершил много чудес, излечивал бесплодных женщин свои приказом, создавал золото, читал и расшифровывал древние иероглифы, умер он в возрасте 150 лет. Жил он в Венеции в 1470-х годах.


Сама рукопись была написана между 1531-1532( 1532-1535) гг в Ауксбурге.
Книга содержит семь глав, в которых автор приводит нам чудесные мистические трансмутации , раскрывает нам тайну превращения простых металлов ,например свинца, в золото, рассказывает о камне мудрости, который имеет форму порошка, который помогает при различных недугах, от сердцебиения, запоров и депрессии.

Однако в вопросе практического использования всех этих чудес рукопись содержит самые туманные советы. Так, надо знать, что красное олово - есть начало всему делу и этот металл при выводе из него жидкости, превращается в белый порошок. 

Подобные рецепты были в большом ходу в Средневековье. Странствующие алхимики посещали замки феодалов, предлагая изготовить металлическую «квинтэссенцию» и другие чудеса. В одном из древних замков Нижней Австрии обнаружены останки целой лаборатории с разбитыми колбами и мензурками, относящейся к 1550 году. 


Художник, Йорг Брой-старший, создавал свои рисунки светлыми красками из цинка. 
В золотую рамку заключено изображение красного солнца - символа рукописи. 
В миниатюрах использованы сюжеты великих художников немецкого возрождения - Ганса Голбейна, Альбрехта Дюрера и Лукаса Кранаха. 


Книга "Блеск Солнца", та, которая находится в Берлине, по убеждению специалистов,является оригиналом, с которого переписаны другие существующие рукописи. Известно, что она была приобретена в 1903 году в частной парижской коллекции за сумму в 18 тысяч рейхсмарок. Что касается пути «Солнечного блеска» в предыдущие годы и столетия, то он утрачен.

На некоторых гравюрах изображены алхимические колбы( всего семь колб), каждая колба связана с одно из семи планет.

Далее следует описание символики 22 цветных гравюр "Splendor Solis". Их нумерация и последовательность не соответствует нумерации и последовательности книги. Это связано с тем, что у автора Splendor Solis, согласно традиции, были причины в сокрытии Тайны. 

Когда я увидела эти иллюстрации, у меня возникло большое желание узнать о них, уловить смысл изображенного. Иллюстрации, как и алхимические тексты, имели свои тайны. Я перебрала много источников и выбрала , как мне кажется, одни, который имеет наиболее удачное объяснение. Далее я выкладываю по книге Федора Гайворонского "Ключи Алхимии . Алхимический сад."


Гравюра 1 
Два золота.

Блеск солнца
В обрамлении узора символизирующего Дикую Природу представлены символы Земного Желтого золота и Красного Золота Философов. 

Символы находятся под сводом Философского храма, символизирующего тайну, не заметную стоящим в арке людям на заднем плане гравюры. 
Земное золото находится на каменном постаменте, символизирующем материальность. Имеет дикий вид, его лучи взъерошены. Его окружают символ войны (серый шлем) выполненный в цвете Сатурна, знаки власти - синие в желтых звездах "перья" - мантии земных "владык", мятая и бесформенная корона. Вся композиция Земного золота производит впечатление хлама. 
Люди - Адепт (красные одежды) и профан (черные одежды) ведут нескончаемый спор о том, что такое Истинное золото и как его отыскать. 
Золото Философов изображено на штандарте, то есть находится над Земным золотом. Представлено в виде звезды с одухотворенным лицом и ровными лучами на красном фоне - символе рубедо. 
Надпись "Arma Artis" обозначает, что изображение целиком является гербом искусства Алхимии. 

Гравюра 2 
Детские игры.

Блеск солнца
Под видом играющих детей изображено земное дикое человечество. Облаченные в цветные одежды мудрецы-наставники, изображенные в виде родителей и старших братьев, помогают голому дикому человечеству в жизни. Черный ворон обозначает низшее состояние, приземленность. 

На переднем плане, ниже уровня пола, представлена похоронная процессия. 
На заднем плане находится дверь в Обители Философии, представленной Золушкой в красных одеждах. Над дверью находятся герметично и негерметично закрытые сосуды Делания. 


Гравюра 3 
Сад философов. 

Блеск солнца
Сад Философов отделен некрепким деревянным забором от остального мира (задний план). Профан (в черных одеждах и босой), поставив лестницу (инстинкт истины) влез на Древо Познания,Мировое Дерево, ломая ветки и производя страшный шум, от которого разлетелись птицы. Он пытается сорвать Плоды Знания с увенчанного короной Мирового Дерева Матери Природы, которая есть земное воплощение Мировой Души. 

Стоящие под деревом Адепты как бы спрашивают друг друга и профана: "Кто это такой, откуда он взялся"? 
На переднем плане представлено дикое голое земное человечество, которое купается в водах Желтого Земного золота и не замечает даров Философии, которые перед ним держат в руках философы в одеждах. 
Остальные философы спокойно наблюдают за этим с вершин Философского храма. 

Гравюра 4 

Яд для профана. 

Блеск солнца
В колбе Великого Делания Адепт несет профану Истину, которая для профана послужит ядом. Яд символизирован черной ленточкой, опоясывающей горло колбы. Адепт одет во фригийский колпак философа. Его красные одежды частично прикрыты от непосвященных фиолетовым плащом. Фиолетовый - смесь черного, земного и красного. 

Гравюра 5 
Нигредо. Черное солнце. 

Блеск солнца
На орнаменте рамки изображены самые примитивные представители природы. Звери отсутствуют. Изображение, в мрачных красках заката и непогоды, описывает крайне угнетенное состояние нигредо, в котором даже солнце - черное и как-бы покрыто шерстью. На переднем плане - мертвая дикая природа, за ней - река, обозначающая Универсальный растворитель, меркурий, переход из материального мира в мир Духа. На горизонте проступают слабые очертания некоего города в красных тонах рубедо. В середине изображения виднеется некая Тропа, ведущая к этому Городу. 

Гравюра 6 

Выход из Нигредо. 

Блеск солнца
Окончание нигредо. Тьма рассеялось, наступило утро, взошло Красное, в цвете Рубедо, солнце над бесплодной иссушенной пустынею. Тропа, начинающаяся сразу после окончания мертвой земли, через луг с избушкой, означающий начало новой жизни, ведет неофита к прекрасному Городу Мастеров - Философов, который в цвете альбедо белеет вдали на фоне ясного неба. 


Гравюра 7. 

Изгнание серого осадка из свинца. 
Блеск солнца
Под знаком Сатурна, повозки, запряженной волком и волчицей, происходит битва в Городе Мастеров - Философов закованного в свинцовые латы войска (серого землистого осадка, содержащегося в свинце) и горожан-философов. Одетые в разноцветные одежды горожане-философы противостоят серым рыцарям - земной серости свинца. На заднем плане проступает синева, символизирующая приближение стадии Юпитера - сублимации. 

На переднем плане, в коронованной колбе Делания находится трехглавый серый Феникс, символизирующий Соль Философов, освобожденную в нигредо от материальной земной гнили, но еще содержащую духовную серость земли. Эта Соль - Первовещество, Свинец философов. Принадлежность Первовещества трем Царствам природы - Минеральному, Растительному и Животному представлена в виде трех голов Феникса. 
Красный цвет драконьего хвоста Уробороса, обвивающего дно Колбы, и красная вставка Атанора, представленного в виде Печи с нишей, символизирует нагрев. 

Гравюра 8 

Добыча соли и растворение ее в меркурии. 

Блеск солнца
Добыча Соли Философов из горы, освещаемой солнцем, так как на латыни Sol - означает солнце, а Sal - соль. Рудокопы грузят соль в лунную лодку для растворения Философской Соли - свинца в реке - меркурии с целью получения серебра - амальгамы свинца. 
На изображении внизу Король не допускает к себе Королеву по причине наличия в ее одеждах серой полосы - землистости свинца. Так как операция растворения принадлежит стихии воздуха, изображение увенчано узором с птицами, символизирующими воздух. 

Гравюра 9 
Сублимация. 

Блеск солнца
Нагревание тела старика-Сатурна в бане с твердым льдом. То, что при сублимации тело сразу переходит в газообразное состояние, подчеркнуто Белым Фениксом, сидящим на голове Сатурна. Принадлежность к стихии воздуха подчеркнуто слугою, раздувающем мехи. 
Недопущение расплавления свинца, необходимость сохранения его в твердом состоянии обозначено ромбом, символом твердого тела в нижней части дальней колонны, сюжетом барельефа ближестоящей колонны - удары молотком по твердому камню (правая часть изображения) и присутствием инструментов каменщиков слева, на нише- Атаноре, над головой Сатурна. 
Гравюра наполнена масонским символизмом. 

Гравюра 10 
Условия сублимации 

Блеск солнца
На переднем плане - картины засухи, отсутствия воды, так как недопущении плавления металла - основное условия сублимации. Слева виден горожанин, подающий нищему, стоящему на земле, но держащий руку на кошельке перед нищем, стоящим в воде. 
Над этим изображением видна похоронная процессия - последствия неправильно проведенной сублимации. 
Справа - Алхимические стирка (выбеливание) и купание в сухой кадке без воды. На другом берегу - падеж свиней, напоенных водой. Свиньи символизируют неофита, скатившегося в нигредо. Вспахивание и засеивание бесплодного поля, казни - это все последствия неправильно проведенной сублимации, возвращения неофита в нигредо. 
Молодой неофит в виде ребенка вливает в горло дракону ненужную для сублимации влагу, одновременно раздувая мехи - символ перехода из твердого состояния сразу в воздушное (газообразное). 
Дракон, символ Юпитера, имеет лапы и крылья - символ твердого и воздушного. 
Колба обвита зеленым хвостом уробороса, символизирующего остатки дикой зелени в металле делания этой операции. 
Атанор увенчан изображением символа Юпитера - повозки, запряженной драконами, самцом и самкой. 


Гравюра 11 
Алхимическая стирка (выбеливание) 

Блеск солнца
Выбеливание свинца, удаление из него земной серости. Земная серость - черный осадок представлена в виде закопченной посуды, отмываемой прачками с черными одеждами дочиста. Одежда прачек, развешивающих белье на заднем плане не содержит черных деталей, так как чернота удалена. 

Изображение наполнено тонами белизны и чистоты, символизирующими альбедо. На горизонте, за городскими воротами и белой горой Соли виднеется желтизна - приближающаяся стадия цитринитаса. 

Гравюра 12 
Истечение ржавой урины

Блеск солнца
Марс-мужчина, с поднятым фаллическим мечом, увенчанный семизвездной двухцветной планетной короной изображен в стальный доспехах, покрытых ржавый орнаментом. Пластины доспеха распахнуты на груди, так что под ними видны основные стадии Делания - нигредо, альбедо, цитринитас и рубедо. 

Чаши, на которых он стоит, символизируют почки, фильтрующие серые воды Алхимической стирки до желтой урины. Также ва сосуда подчеркивают двойственность Дистилляции, которая проходит под мужским и женским знаками Марса и Венеры. Сосуд с желтой уриной испражняется через сток, напоминающий фаллос. 
Марс как-бы прикрылся щитом при мочеиспускании (как это делают мужчины) и игриво при этом улыбается. 
Мочащиеся дети на колоннах чаш обозначают мужское (поднятый меч) и женское (опущенный меч) начала. По этой же причине струи, падающие в чашу с серой уриной более разбрызганы, чем в чашу с желтой уриной - женщины мочатся аккуратнее. 


Гравюра 13 
Сущность цитринитаса 

Блеск солнца
Неофит в красных одеждах Марса стоит перед собственный разрубленным телом и со скорбью смотрит на него. Только после убийства и расчленения себя он понял, какую совершил ошибку. Но в его руке находится собственная голова - подлинное золото, которое пребывало с ним и в прежней, "дикой" жизни. 
Отправление кораблей на заднем плане в светлые новые земли обозначает начало новой светлой жизни для неофита, прошедшего откровения цитринитаса. Крепкий дом на пристани духа, которая теперь крепка - новый, прочный дом для духа человека, обновленного цитринитасом. 
Сюжеты барельефов внизу обозначают усмирение жизненных порывов и взятие направлений в выборе жизненных ориентиров в свои руки. 

Гравюра 14. 
Гармония зеленого в меди. 

Блеск солнца
Органная музыка справа внизу символизирует гармонию зеленого и красного в меди. На гравюре присутствуют прилушенные голубовато- зеленые цвета медного оксида в одежде философов. Медный и красный цвета равномерно распределены в одежде философа, пишущего книгу Делания. 
Необходимость присутствия зеленого подчеркивает философ в синих одеждах олова-Юпитера, сидящий на черном кресле Сатурна - Соли. Его руки одновременно лежат и на зеленом пергаменте и на открытой белой книге делания. Рядом, в мешках, находятся строго отмеренные стоящей на столе золотой мерой порции медной зелени, взятой из открытого черного сундука нигредо. 
Каменщики с циркулем и молотком, географы с глобусом, торговец вразвес (справа в середине), товары, отмеренные в мешки - все символизирует меру, взятую пропорционально потребностям. 
Венера, Лунная Королева в голубых одеждах, с королевскими регалиями, в колбе Атанора имеет радужную меркурианскую оболочку формирующейся скорлупы Философского яйца. 
Атанор увенчан символом Марса - повозки, запряженной петухами. 

Гравюра 15 
Преображенный в цитринитасе. 

Блеск солнца
Вся картина наполнена духом кротости и глубинной самозавершенности. Именно поэтому неофит представлен в образе молодого Короля, увенчанного солнечной короной и держащего в руках скипетр и державу - регалии подлинного Короля, одновременно символизирующие мужское (скипетр) и женское (держава) начала. Молодой Король в равной мере освещен светом Луны (женской сущности) и Солнца (мужской сущности), так как эти антагонистические сущности пришли в нем в равновесие. 
Его прежнее буйное "я" представлено в виде старика-короля в развевающихся одеждах, который воздел руки к небу в восхищении своим новым, преображенным цитринитасом "я". 
Присутствие ручья намекает на то, что цитринитас принадлежит стихии воды. 
Барельефы внизу изображения содержат картины на которых духовное (человек) пытается разрушить дикое (Фавна с женщиной), но останавливает свой удар, так как на стадии цитринитаса медная зелень дикой Природы показывает свое истинное значение. 
Согласие между земным и небесным подчеркивается зелено-красно -голубым орнаментом красной вставки барельефа. 

Гравюра 16 
Совмещение несовместимого. 

Блеск солнца
Гравюра показывает антагонизм мужского и женского начал в человеке. Женщина стоит на полупрозрачном водном пузыре, чей солнечный зайчик отражается на земле перед ней. Мужчина стоит на жарком огне. 

Символ женственности, белая луна, с негодованием смотрит на мужчину. С таким же негодованием на женщину смотрит красное солнце. 
Храм слева от женщины похож на католический, а слева от мужчины на православный, что также подчеркивает антагонизм. 
Мужской девиз, написанный на ленте, фаллически распрямлен вокруг жезла, обращенного вверх, женский девиз опущен вниз и скатан в вагинальное отверстие. 
Антагонизмом наполнены и сюжеты на барельефах внизу. 


Гравюра 17 
Алхимическая свадьба. 
Блеск солнца
На гравюре представлено соединение несовместимого - мужского (активного) и женского (пассивного) начал человека. Преобладающие мотивы сюжета - свадебные картины, влюбленные парочки. 
На переднем плане в Королевской ванне согреваются два кувшина - с белым (женским) и красным (мужским) вином. Розовый цвет плитки атанора - цвет смеси красного вина и белого. Это символ совокупления и намек на следующую операцию - коагуляцию. 
Музыканты символизируют гармонию двух начал. 
На заднем плане слева, за забором, отделяющим мир философов и остального человечества, представлен публичный дом, гомосексуальная и зоофилическая любовь, онанизм. Это извращения, нарушение Высшей Гармонии - единения мужского и женского начал. 
Венчает Атанор символ Венеры - повозка запряженная голубем и голубкой. 
Павлин с легкими следами почернения символизирует начало нагрева в меркурианской стадии коагуляции. 
Цепи на колбе - уравновешивание (как мачты на корабле), равноправие совокупленных супругов. 

Гравюра 18 

Победа над смертью . 
Блеск солнца
Женское и мужское (Красный и Белый фениксы) начало совместно побеждают смерть (Черного Феникса), который также символизирует земное. Победа достигается тем, что мужчина и женщина совместно рождают жизнь - ребенка, продолжение их жизней, тогда как по отдельности их жизни не имеют продолжения. Зеленый хвост Уробороса, обвитый вокруг колбы и зеленая поляна справа с философами в черном символизирует зелень меди предыдущей операции и присутствие земной составляющей в акте совокупления. По той же причине атанор имеет серую вставку. 
Земное не уходит из Атанора, но равно распределившись между мужским и женским становится одним из компонентов Делания. Мера земного символизируется философами, отмеряющими эти меры из черных сундуков. 
Эта операция принадлежит стихии огня. О чем свидетельствует запечатанный охраняемый колодец справа в середине. Собаки вокруг него ищут воду. 
Слева внизу показано Коронование неофита под красным балдахином рубедо. Неофит из Молодого Короля цитринитаса стал зрелым мужем, облаченным в краснеющие одежды. 
Венчает изображение символ Меркурия - повозка с павлином и павлиной. 


Гравюра 19 
Уравновешивание земного и небесного.

Блеск солнца
Все противоречивые сущности пришли в равновесие, став одним телом дракона с красной, белой и черными головами. Дракон подчеркивает приземленность и низость всякой борьбы. Головы дракона выглядят запыхавшимися, усталыми, но борьба ни к чему не привела - ни один не победил, а наоборот, три стали одним.

Картины слева и справа от Атанора показывают состязания с ничейным результатом, равновесие, борьбу, с одинаковым для участников исходом. 
Изображение внизу показывает равноправную беседу, которая перестала быть спором, в которой на равных участвуют представители разных сословий и титулярных групп. 
Атанор имеет ярко выраженный цвет рубедо. 
Узор из растений показывает, что такое единство троичности - естественно и отражает один из законов Природы. 
Изображение увенчано символом царственного Солнца, сидящего в колеснице запряженной лошадью и конем. 

Гравюра 20 
Коагуляция.

Блеск солнца
Выход из вод коагулятивного существа, рожденного в результате коагулятивного смешения трех сущностей . Водяной пузырь на его голове в плотной оболочке указывает на коагуляцию. Существо трехцветно, так как совмещает в себе три сущности, но едино, так как эти сущности распределены в нем равномерно. 

Природа - Мать, земное воплощение Мировой Души, в пестрых и цветочных одеждах, держит в руках красные Королевские одежды рубедо, одев которые, коагулятивное существо станет Подлинным Королем. 
Орнамент из представителей всех природных Царств подчеркивает, что совершенное в организме коагулятивного носит глубоко естественный, природный характер. 

Гравюра 21 
Итог Делания

Блеск солнца
На гравюре изображено Красное Золото Философов, подлинный Король в пурпурных одеждах Рубедо. Это итог Великого Делания. 

Красный Король с символами королевской власти заключен в золотую оболочку созревшего Философского Яйца. 
Он стоит на перевернутой Луне, так как именно с того момента, как Соль была погружена в лунную лодку и растворена в меркурии, началось преобразование профана в Адепта. Кроме того, Луна связана с совой и олицетворяющей ее Афиной-Мудростью. 
Пейзаж второго плана показывает сбор плодов охоты, рыбной ловли, урожая и т.п. символизируя окончание Делания. 
Прицельно стреляющий охотник символизирует достижение цели. 
Мир пейзажа многоцветен, в нем присутствуют все цвета делания, наполнен утренним светом. 
Изображение увенчано символом Луны в виде повозки запряженной женщинами. Причина присутствия женщин проста. Если бы данная гравюра стояла в начале описания операций Делания, на ней бы присутствовали совы, как символ Луны. 
Но гравюра стоит в конце описания делания и должна изображать мудрость.  
Вот почему совы Луны заменены другим символом, ассоциирующимся с совой - Афиной Палладой, представленной в виде женщин, тянущих повозку. Повозку делания влечет Мудрость. Таков смысл данной аллегории. 


Гравюра 22 
Ребис. 

Блеск солнца
Под воздействием огня операции кальцинации Философское Яйцо высохло, кальцинировалось, стало белым и из него в материальный мир, в Природу, вышел Ребис - совершенное существо. В левой руке Ребиса - высушенное кальцинацией Философское Яйцо. 
В правой руке - символ микрокосмоса, человека. Левая половина Ребиса - женская, лунного цвета, правая мужская, цвета солнца. Ребис одет в черный кафтан, символизирующий то, что Рубедо - это не удаление в себя и от мира. Рубедо - это жизнь в гармонии с инстинктами (драконоподобными львами) в земном мiре, среди людей. Приземленность также подчеркивает желтый орнамент его кафтана. Орнамент сделан из земного желтого золота. 
Лица Ребиса умиротворены, ибо он познал Истину. 
http://my.mail.ru/community/nepoznannoe-111/112D70561F90B98.html - спасибо Марфе


Гром, спасибо.)
Пока толком еще ничего не прочитала, но очень хочу выразить свой восторг орнаментами по краю миниатюр - прелесть какая! Мне, например, такой копировать - неделю; а если еще и свою разработку делать нечто подобного - месяц, не меньше...  
Странно, а вот во мне совершенно не отзываются подобные картинки, так же как и гравюры алхимические. Какие-то они мне кажутся надуманными, не спонтанными. Никого не хочу обидеть. Что вижу, то и пою.
Ну да, Аспирина, конечно, в каком-то смысле они и есть надуманные. Так и должно быть. Они же символические.

В миниатюрах Липтон мне нравится их хороший, правильный по сравнению с подлинными средневековыми гравюрами, рисунок, тщательность проработки фигур людей, животных, цветов, пейзажа; орнамент, повторяю - обалденный... У них есть своя прелесть, Аспирина. 

...Ну а вообще, да, - о предпочтениях спорить смысла никакого нет. Вы никого и не обижаете. )   

grom, спасибо. Красивые, обворажительные картины, в них больше от "прелести", как блестящая обертка для алхимических гравюр. Для меня теряется привкус того времени и налета тайны.
Aspirina 2013-02-05 08:13:02
Какие-то они мне кажутся надуманными, не спонтанными. Никого не хочу обидеть. Что вижу, то и пою.
Аспирина, Липтон рисовала и "живые" картины - вот некоторые из них:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карандаш, в отличии от красок, по-другому передает жизнь, правда?

Ютта 2013-02-05 09:00:48
Для меня теряется привкус того времени и налета тайны.
Лучше и не скажешь )
 
grom1113 2013-02-05 15:08:26
Карандаш, в отличии от красок, по-другому передает жизнь, правда?

 на мой взгляд подобный натурализм лишь лишает жизни. Слишком всё прозрачно. и дело тут не в карандаше или красках.
Да, тайны нет - наоборот - все наружу. Истинное лицо каждого персонажа.

 

Архетипишно у ней получается. Но перверсивно. Буквально-аллегорически. Жуть.
Олег, а с чего Вы взяли, что это только карандаш. Я не успела еще прочитать о техниках работы Липтон, но вижу, что здесь использованы элементы фотографии. 

И Вы правы, Олег, карандаш по другому передает мир. Как по другому - сходу не сформулирую, но по другому ... Карандаш может подчеркнуть то, что в цвете неприметно, и наоборот. 

А у меня ассоциации с работами Беллмера возникли...  Да, жутковато...

...Но на это и рассчитано. А то не продастся. Чем еще можно шокировать современного человека?!...

 Кстати, вопрос Дмитрию, Липтон - это уже культура, или еще пока антикультура?