Коньюнкция и дизъюнкция в сновидениях. Свадебный мотив.

|

Как пишет К.Г.Юнг в "Mysterium Coniunctionis" (MC) символ божественного брака является традиционным для алхимии. Юнг собирал и систематизировал материал по этой проблеме, отмечая, что архетипические мотивы, свойственные алхимической символике, часто присутствуют в сновидениях людей, в том числе символике, соответствующей сочетанию пар противоположностей (coniunctio), таких как:
влажный/сухой, холодный/теплый, верхний,высший/низший, дух-душа/тело, небо/земля, огонь/вода, активный/пассивный, газообразный/твердый, драгоценный,дорогой,милый/дешевый, обычный, добрый/злой, открытый/оккультный, скрытый, Восток/Запад, живой/мертвый, инертный, мужской/женский, Солнце/Luna, (MC).
"Очень часто противоположность мужской/женский обозначается, как Король и Королева (Император и Императрица), или как servus (раб) или virrubeus (красный мужчина) и mulier Candida(белая женщина); Териоморфные символы распространены в не меньшей степени." (MC).
О содержании алхимической символики coniunctio пишет и пост-юнгианский автор, Дж.Холл:
"Более тонкая форма образных представлений о coniunctio - свадебный мотив. Эго сновидения может быть обыкновенным наблюдателем свадебного действия, а вовсе не главным действующим лицом, показывая, что объединяющиеся противоположности пребывают вне эго сновидения (хотя, возможно, и внутри структуры бодрствующего эго). Действительно, в большинстве случаев, тому, что сравнимо с алхимическими процессами, подвергается вовсе не эго сновидения; прежде всего это prima materia, не имеющее цены вещество повседневной психической жизни, или преобразуемая каждодневность реальной внешней жизни. В одном случае эго сновидения женщины просто помогало невесте одеться в свадебное платье. Единственным необычным образом была корона на голове невесты, кубической формы, открытая спереди и сзади и покрытая атласной тканью. В другом случае эго сновидения просто подвозило двух женщин на свадьбу, на которой те были гостями, в то время как главная трансформация произошла в образном представлении, которое еще раньше во сне испугало эго сновидения.
Наблюдая появление образного представления coniunctio в серии снов, можно получить подсказку (clues) к тому, когда можно ожидать примирения какой-либо пары непримиримых противоположностей." (Дж.Холл. Юнгианское толкование сновидений").
"День этот, этот, этот день
Есть королевской Свадьбы день,
Если ты рождением и выбором Бога
Приглашен на это празднество,
То возрадуйся!
Тотчас иди на гору,
Где стоят три величественных храма,
И узри там все от начала до конца.
Вначале тщательно проверь себя:
Пусть тот, кто весит слишком мало,
Остережется.
Ни одного гостя не потерпит эта Свадьба,
Кто не хранит бдительность и нечист."
(Химическая свадьба Христиана Розенкрейцера)
Интересно было бы далее рассмотреть сновидения с мотивом бракосочетания, представляющие примеры коньюнкции или, наоборот, строгой дизъюнкции, а также обсудить теоретические вопросы.


1. Свадьба короля. Я нахожусь в людном месте с видеокамерой или фотоаппаратом. Мое внимание обращают на идущую процессию с лошадьми вдоль длинной площади. Я оборачиваюсь, чтобы посмотреть или заснять на видео. Впереди справа, возле стены какого-то здания, стоял Король, и кто-то снова обратил внимание на фигуру в уголке, нелепо одетую в темную одежду и с головой, закрытой бесформенным головным убором, похожим на капюшон или покрывало: "Это невеста". Фигура зашевелилась и запрыгнула возвышение в стене дома...
2. Неравный брак. Наблюдаю как в многолюдном собрании жених, сын благородных, знатных родителей или принц представляет им свою невесту, проводя ее за руку перед всей толпой. По сюжету сновидения родители были против этого брака. Частично сливаюсь с кем-то из этих двух персонажей.



3. Несостоявшаяся помолвка, гермафродит (?). Я сижу на собрании людей в каком-то помещении. Впереди справа на стуле что-то рассказывает знакомый проповедник. Вдруг слева, возле дверей встает пара, которая собралась венчаться. Там же стоит жена "проповедника". Но молодой человек вдруг отказывается, а девушка пытается его уговорить. Потом девушка (но она теперь выглядит не как девушка, у нее нет женской груди) намазывает чем-то живот и выступает перед всеми с песней. Затем мы заходим в другое помещение и она (или он?) идет вытирать живот - как оказалось, от повидла. А затем в этом помещении я уже вижу человека, похожего на сына проповедника (в реальности он развелся).


4. Свадьба поневоле. Я вижу в доме, в квартире, похожей на нашу квартиру, симпатичную девушку с темными волосами – невесту в белом платье и желтой розой в руках, а вдали женщину, кого-то из родственников невесты с охапкой цветов. Эта девушка говорит, что она убежала со свадьбы, потому что муж ее не любит. Но женщина выходит за дверь на лестничную клетку и приглашает ее обратно, та покорно уходит. Я поднимаюсь по ступенькам лестницы и ощущаю этого жениха как властного, авторитарного человека.




5. Наблюдаю сцену встречи жениха и невесты. Невеста - симпатичная полная девушка в красном наряде – у нее красное с рюшками платье и такая же красная с рюшками и оборками накидка, а напротив находится жених - симпатичный молодой паренек. Ситуация такая, что решение о помолвке уже было принято заранее и настал час, когда жених и невеста знакомятся, открывают свои лица. Жениха не было видно, но, возможно, он был в белой короткой фате. Я заботливо поправляю накидку на плечах невесты и рассматриваю ее платье.



 В это время воздух пронзает два луча крест накрест, как андреевский крест., от неба до земли. На земле с одной стороны начинает восходить мужчина незнакомец, с другой стороны начинает восходить женщина незнакомка. Они движутся вверх по этим лучам. Не знаю встретятся ли они, но они и так уже вместе в моей душе.---------------------Уже приводила в пример этот сон в крестовых снах.http://jungland.net/node/7816


Интересно было бы, если бы кто-нибудь поделился своим опытом таких сновидений, если они есть, а также разобрать, об объединении или разделении каких пар противоположностей говорят приведенные сны, почему процесс не завершается, в одних случаях затрагивает сновидящее эго и делает участником церемонии (и что это значит), в других случаях происходит в стороне от эго.


Еще несколько снов с сайта:
http://jungland.net/node/5990
http://jungland.net/node/5365
http://jungland.net/node/4227


Флейта,мне кажется не каждый сон со свадьбой-о конъюнкции.Например,в одном из снов девушка пишет,что одинока и нет молодого человека,то есть тогда мотив свадьбы скорее компенсация одиночества(компенсаторный сон).Мне кажется,такие сны должны сопровождаться определенными символами.Например,в теме с крестовыми снами присутствовала планетарная символика(провести сына-месяц через центр солнца)и крестовая:два типа крестов-солнечный-обычный и андреевский-лунарный.


марфа 2014-01-02 18:29:51
Флейта,мне кажется не каждый сон со свадьбой-о конъюнкции.

 Возможно, критерием может быть наличие или отсутствие личного материала, является ли сновидящее эго "невестой" или "женихом", или посторонним наблюдателем. Но Холл пишет, что свадебный мотив обычно указывает на трансформацию, которая может ожидаться или происходить в других образах.
Крестовая символика может говорить о том, что сочетающихся пар противоположностей две (например, мужское/женское, доброе/злое), о чем упоминает Юнг в  "Мистериум Коньюнкционис":
"Часто полярность представляет собой quarterner (четверку), когда две пары противоположностей пересекаются друг с другом, как это происходит с четырьмя элементами или четырьмя качествами (влажный, сухой, холодный, теплый), или с четырьмя направлениями и
временами года, в результате чего возникает крест как эмблема четырех элементов и символ подлунного физического мира."



Звезда Давида (пожалуйста растолкуйте)

Странный сон мне сегодня приснился. Как будто бы вдруг обнаруживаю, что вместо одной золотой цепочки, которую я повесила на шею, у меня на шее сразу несколько цепочек с кулончиками. Все кроме одной золотые. Первая - та которую сама повесила - свадебно-ритуальный подарок от мужа. На кулончике изображено дерево жизни.

Вторая цепочка тоже золотая, но гораздо подлинее. Кулончик в виде дельфинчика. У меня на самом деле есть такая цепочка, только не со мной. Третья золотая цепочка по длиннне равна второй. Какой то кулончик, но я не помню какой. И якобы такая цепочка у меня тоже где то дома была (на самом деле нет).

Четвертая цепочка не золотая. Какая то бижютерия серебристого цвета с огромным кулоном в виде какого то фрукта. Но я не обращала особого внимания на эту цепочку, так как не видела в ней особой ценности (ни материальной ни духовной, ни памятной, абсолютно никакой; просто так блестящая финтифлюшка. Кому то может нравятся такие, но такие штучки не в моем вкусе).

А вот пятая меня поразила. У меня такой нет в реальной жизни и во сне я тоже не знала откуда она могла появиться у меня на шее. По длине она была равна первой, тоже была золотой. И кулончик был в форме Зведы Давида. Я четко до сих пор вижу картинку этого кулона. Я любовалась этим кулоном. Почему то особую ценность для меня представляли именно эти две короткие цепочки с кулонами - Дерево Жизни и Звезда Давида. Но особенно все таки Звезда Давида. Я никак не могла перестать ею любоваться.И вот я пыталась всем обяснить аномальность этого явления - что я вешала на шею ТОЛЬКО одну цепочку. А все остальные сами по себе появились!!!! И я даже не знаю как, потому что я отчетливо помню, что вешала только одну, когда в предыдущий день выходила из дома.

Не знаю почему этот сон произвел на меня особое впечатление. Раньше мне снились цепочки в другом сне, но тогда я их дарила и они у меня появлялись по мере того, как я хотела их дарить кому то. Тогда я видела цепочку с кулоном в виде Креста. Хоть мне самой она очень понравилась, маме я не смогла решиться её подарить.

Мне интересно, к чему эти религиозные знаки во снах все время? (экзамен по Исламу, кулончик с Крестом, кулончик со Звездой Давида).------------------------Это с сайта мир снов,этой же сновидице снились темы со свадьбой,а также потеря всех золотых украшений(серебряные остались).Все сны не прочитала-их много.Здесь звезда Давида вполне может быть символом конъюнкции.


марфа 2014-01-02 18:55:18
Здесь звезда Давида вполне может быть символом конъюнкции.
Коньюнкции чего с чем в данном случае? ("верхнее" и "нижнее").
Этот же вопрос можно отнести и к другим снам.


О конъюнкции и трансцендентной функции говорили здесь http://jungland.net/node/7711?page=5,что касается самого понятия конъюнкции ,то ,наверно,аналитики назовут конъюнкцией союз сознательного и бессознательного,нейропсихологи союз правого и левого полушарий,с точки зрения энергетики-это да,уравновешивание потоков идущих сверху вниз и снизу вверх("верха"и"низа"),с точки зрения алхимиков союз огня и воды или солнца и луны,какая проблема была у сновидицы не знаю,я же не ее аналитик))),просто искала не свадебный символизм,а символизм в виде знаков(крестов).


Автор: Vervoleg, дата: вс, 15/09/2013 - 11:34

"Гексаграмма широко распространенная во множестве древних культур и традиций, встречаясь уже на наскальных рисунках альпийского региона. Традиционное толкование усматривает в ней вселенский символ гармонического слияния дуалистических противоположностей. Это обстоятельство может быть подкреплено различной окраской треугольников: белой — у «огненного», мужского треугольника, обращённого вершиной вверх; чёрной — "водного (влажного) треугольника, представляющего женское начало. «В мифологии и религиозных учениях вообще данный символ всегда ассоциируется с рождением бога или полубога как высшего выражения динамического сознания[1]». Постепенно дуалистический символизм гесаграммы в космогонических спекуляциях вытесняется символизмом четырёх стихий. При этом гексаграмма «раскладывается» на четыре компоненты, включая «воздух» (треугольник вершиной вверх) и «землю» (горизонтально пересеченный треугольник вершиной вниз)."http://jungland.net/node/7726?page=3


марфа 2014-01-02 20:49:47
наверно,аналитики назовут конъюнкцией союз сознательного и бессознательного,нейропсихологи союз правого и левого полушарий,с точки зрения энергетики-это да,уравновешивание потоков идущих сверху вниз и снизу вверх("верха"и"низа"),с точки зрения алхимиков союз огня и воды или солнца и луны

 Юнг указывает более широкий ряд пар противоположностей, которые подвергаются коньюнкции.


Очевидно, «химическая свадьба» - это соединение серы и ртути, которые соответствуют парам Солнце-Луна, мужчина-женщина, постоянное-летучее. Столкновение - встреча противоположностей - должно привести к их союзу, ибо каждый элемент содержит в зародыше свою противоположность (поэтому на щитах у Солнца и Луны на этой миниатюре изображены символы друг друга) -Битва Солнца и Луны- Иллюстрация из рукописи *Aurora consurgens*


---

Чем-то -похоже на то, что когда -то написал Тютчев:
Любовь, любовь — гласит преданье —
Союз души с душой родной —
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И... поединок роковой...


Продолжу, вот что пишет Холл относительно данного мотива:
"Наблюдая появление образного представления coniunctio в серии снов, можно получить подсказку (clues) к тому, когда можно ожидать примирения какой-либо пары непримиримых противоположностей. Иногда это отражается в облегчении сознательного конфликта; в других случаях результат на уровне сознательной жизни может ограничиться уменьшением депрессии или беспокойства. Большая часть аналитической работы фактически уходит на поддержание прочной и надежной вмещающей (containing) структуры, в которой совершенно безопасно могут осуществляться приготовления к coniunctio.
Сновидения, которые естественным образом не отвечают образным представлениям алхимии, не следует насильственно втискивать в алхимические <рамки>, равно как и не следует заниматься чрезмерной интерпретацией (избыточным истолкованием) мотивов, которые не вполне ясны и очевидны. (Опасность архетипического редукционизма постоянно прячется в стенах юнгианской консультационной комнаты). Снов вообще всегда неизмеримо больше, чем запомнившихся, их еще больше, чем принесенных для анализа, но любые из них вполне годятся для производства изменения. Мы никогда не должны забывать, что аналитики, по большей части, являются повивальными бабками и фасилитаторами (помощниками) - не творцами, а свидетелями таинственного процесса."


Лида 2014-01-03 14:13:00
Столкновение - встреча противоположностей - должно привести к их союзу, ибо каждый элемент содержит в зародыше свою противоположность (поэтому на щитах у Солнца и Луны на этой миниатюре изображены символы друг друга)
Аналогично символам инь и ян:


5. Наблюдаю сцену встречи жениха и невесты. Невеста - симпатичная полная девушка в красном наряде – у нее красное с рюшками платье и такая же красная с рюшками и оборками накидка, а напротив находится жених - симпатичный молодой паренек. Ситуация такая, что решение о помолвке уже было принято заранее и настал час, когда жених и невеста знакомятся, открывают свои лица. Жениха не было видно, но, возможно, он был в белой короткой фате. Я заботливо поправляю накидку на плечах невесты и рассматриваю ее платье.-----------------------------Красное платье-традиционный наряд невесты в Индии,и там,действительно,лицо невесты жених видит только после помолвки(снимают покрывало).Идея традиционного брака.


3. Несостоявшаяся помолвка, гермафродит (?). Я сижу на собрании людей в каком-то помещении. Впереди справа на стуле что-то рассказывает знакомый проповедник. Вдруг слева, возле дверей встает пара, которая собралась венчаться. Там же стоит жена "проповедника". Но молодой человек вдруг отказывается, а девушка пытается его уговорить. Потом девушка (но она теперь выглядит не как девушка, у нее нет женской груди) намазывает чем-то живот и выступает перед всеми с песней. Затем мы заходим в другое помещение и она (или он?) идет вытирать живот - как оказалось, от повидла. А затем в этом помещении я уже вижу человека, похожего на сына проповедника (в реальности он развелся).----------------------Повидло на животе,медом намазано-акцентуация на животе,детородности.Иногда девушки "уговаривают" мужчину на свадьбу путем беременности.


и желтой розой -------------------желтая роза-символ разлуки.


Спасибо, Марфа. В двух снах то одна, то вторая "половина" не хотят коньюнкции - дизъюнкция, в двух других - то одна, то вторая "половина" с закрытым лицом, непроявлены, т.е. неизвестны другой половине.



В китайском знаке "тай-цзи", воспроизведенном на диаграмме 5, можно усмотреть

интересную и, пожалуй, не совсем случайную аналогию относительной значимости и

направленности функций. Пунктирная линия отмечает ход процесса дифференциации;

"путь" следует не по периферии, а по внутренней линии, которая соответствует

описанному выше соотношению функций. Знак "тай-цзи" — порождение внутреннего

видения, один из исконных символов человечества. Он представляет дуализм света и

тьмы, мужского и женского начал в их неделимом единстве[14].

"Та же линия утверждает деление мира на верх и низ, левое и правое, переднее и

заднее — одним словом, на пары противоположностей"[15].

Путь, обозначенный стрелкой, не крестообразен (как можно было бы ожидать); он

ведет от верхней точки вправо (два сегмента светлой части круга могут быть

поняты как символическое изображение отца и сына), затем влево, в область,

занятую темным (символ дочери), и в конце концов опускается в область четвертой

функции, пребывающей всецело во тьме материнского лона, в бессознательном. Все

это в полной мере согласуется с данными психологии функций. Дифференцированная и

вспомогательная функции осознаны и имеют определенную направленность; часто —

например, в снах — они представлены фигурами отца и сына или другими фигурами,

символизирующими доминантный и ближайший к нему принципы сознания; две другие

функции принадлежат в основном (или всецело) сфере бессознательного и, согласно

тому же правилу, часто представлены матерью и дочерью. Но поскольку

противопоставление двух вспомогательных функций никогда не бывает столь резким,

как противопоставление дифференцированной и низшей функций, третья функция также

может быть выведена на уровень сознания и, следовательно, сделаться "мужской".

При этом она вносит с собой момент "запятнанности" четвертой, низшей функцией,

благодаря чему выполняет роль, так сказать, посредника между сознанием и

бессознательным. Четвертая функция полностью вписана в бессознательное; если в

силу обстоятельств ей приходится преодолеть порог сознания, она привносит нечто

от бессознательного, то есть "вторгается" в область сознания своим

недифференцированным содержанием. Возникает столкновение, в результате которого

может произойти синтез содержания обеих сфер[16].
http://psiland.narod.ru/psiche/Jacoby/1-2.htm