вождение машины

Интересно, можно ли как-то проанализировать поведение людей за рулем? Интересует не аспект "качества" вождения, а эмоциональные реакции на ошибки/агрессию других водителей. Одна из распространенных ситуаций -- нарушения правил приоритета. Возьмем, к примеру, отрицательные эмоции (выражающееся в бибиканьи, мигании фарами, и тд) в ситуациях когда кто-то обгоняет, мешает, перегораживает дорогу. Вместо того чтобы затормозить заранее и спокойно пропустить другую машину, даже если она нарушает правила приоритетов, я сам иногда торможу в последний момент, как будто демонстрируя "ах какая же ты зараза перегородил мне дорогу". Поймал себя на мысли, что при определенном настроении возможно мог бы воспользоваться чьей-то ошибкой и спровоцировать аварию :(. Или к примеру на дороге с дорожными работами, одна полоса закрывается и трехполосная дорога превращается в двухполосную. Сам обычно стараюсь перестроиться из закрытой полосы заранее, но потом напрягаюсь из-за уродцев которые продолжают ехать по закрытой полосе, обгоняют меня, пытаются втиснуться вперед. Раньше вообще старался не пускать перед собой тех кто меня обгонял по закрытой полосе (а также тех кто не включает поворотники), после того как осознал проблему стал вести себя поспокойней ;). Приходит в голову, что все водители неизбежно совершают ошибки и время от времени позволяют себе некорректное поведение. Такое поведение вытесняется и проецируется на других водителей, как только те дают повод. Отсюда и эмоциональная реакция. Есть ли что-то еще?
ИМХО, есть здесь что-то архаическое. Инстиктивная защита собственной территории, места под солнцем. Также такие проявления можно понаблюдать (в себе же) проехавшись в забитом общественном транспорте - очень раздражает, когда вас ввыталкивают с удобно занятой стоячей позиции в неудобную. :)
Здесь много чего может проявлятся и проявляется. Это и черты характера, и бессознательные комплексы, тенденции. Дорога дает водителям много возможностей для выражения агрессии, враждебности, а также для аутодеструктивности. Часть аварий совершается именно под влиянием суицидальных импулсов. Нарциссизм и чувство неполноценности также часто можно увидеть. Некоторые водители, принадлежащие к определенным кругам, могут воспринимать попытку их обгона как оскорбление. А сколько аварий на перекрестках без светофоров, но со знаками, которые "не замечают" - каждый думает, что именно он по главной едет... Это вообще во многих сферах проявляется ;)
Автомобиль вообще превратился в сугубо мужской атрибут. Некий заменитель фаллоса. Все эти двигающиеся поршни, обтекаемые формы, агрессивные дизайны заставляют трепетать не только мужчин, но и женщин с ярко выраженным анимусом. А вы замечали как некоторые мужчины, настолько сливаются со своим автомобилем, что малейший удар по корпусу машины воспринимается ими как личное оскорбление, ну прямо как пощечина :)
Да, применительно к случаям нарушения приоритета, защита территории "моя полоса движения" тоже видимо работает.
> А сколько аварий на перекрестках без светофоров, но со знаками, которые "не замечают" - > каждый думает, что именно он по главной едет... Это вообще во многих сферах проявляется ;) votan, вы считаете у этого есть глубокие психологические корни? можете пояснить, пожалуйста?
Автомобиль как фаллический символ - да это часто встречается. Abb, относительно аварий... Конечно, не все аварии имеют БСС-е причины в виде суицидальных или мазохистских импульсов. Но значительная их чать - имеет. В психоанализе и вообще в глубинной психологии большое внимание уделяется так называемым ошибочным действиям, невнимательности, забыванию и т.п.; эти случаи не случайны. Есть классическая работа Фрейда "Психопатология обыденной жизни", Юнг также приводил случаи самоубийств, замаскированных под "несчастные случаи". Переведена также впечатляющая книга психоаналитика Меннингера "Война с самим собой". Когда человек вроде бы "случайно", по "невнимательности" падает, бьет молотком по пальцам и т.п., то часто это происходит не случпйно, а под влиянием аутоагрессивных импульсов. А езда на машине просто дает великое множество "удобных" случаев для их реализации - "не заметил" запрещающий знак, "забыл" посмотреть на полосу, куда перестроился, "отвлекся" и т.п. Существует ужасная статистика жертв автоаварий, которая не может быть объяснена "просто" невнимательностью или безрассудностью. А это - "каждый думает, что именно он по главной едет... Это вообще во многих сферах проявляется " уже имеет отношение к нарциссизму, который тоже чреват многими последствиями.
Есть у меня один знакомый, который каждый (!) раз, как только решит продать автомобиль, где-то за неделю-две попадает на нем в ДТП. Статистика заставляет его последний месяц ходить пешком. И ведь не переубедишь, что можно попытаться решить эту проблему каким-либо другим образом.
Боже мой, сколько "психов" на дорогах! И это при том, что при выдаче прав вы проходите медосмотр (в том числе и психиатра посещаете). Увы, сама тоже веду себя иногда не лучшим образом. Мой водительский стаж - 5 лет, и меня очень раздражают всякие неумехи на дороге. Даже смешно становится, когда посмотришь на себя со стороны.
Есть люди, которые ведут автомобиль - и есть люди, которых ведет автомобиль. Также как и текст - чтобы было понятнее - есть люди, которые пишут текст - т.е. они имеют в себе ПЛАН - от начала до конца - имеют цель написания - а есть люди, которых пишет текст - он их ведет - они не знают ЧТО будет написано. Так и автомобилисты - те, которых ВЕДЕТ НЕЧТО - будем считать, автомобиль - как знак внутреннего в физической реальности - такие автомобилисты весьма нервничают, когда идет прерывание такого вот ИСТЕЧЕНИЯ их внутреннего во вне. Мне кажется, что менталитет россиян - в большинстве случаев - это СЛЕДОВАНИЕ ЗА. Отсюда цыганщина и дикость. Мы - "гонщики". Мы - гонщики от Бога. Русские даже когда целуются - глаза закрывают /моя шутка юмора/ В Европе - окультуренно. Все сами водят свои автомобили. Скучно.
Я думаю, машина для многих еще не стала средством передвижения. Вспомните, дамы и господа, квартиры все-таки в большинстве случаев "давали", а машина была запредельной роскошью. Так и сейчас. Я часто сталкиваюсь с тем, что люди покупают дорогие машины в долг, потом не имеют возможности даже ОСАГО оформить, а уж а КАСКО и говорить нечего. А потом устраивают драки с монтировками, если фару разбили. Я из-за этого за руль боюсь сесть. И права есть и машина.
На дорогах бардак полнейший. В последние годы, правда впроде чаще стали уступать, пропускать, но это только чуть-чуть. Мейнстрим пока совсем другой. Кazik, но Вы все-таки зря так... :) Надо постепенно и осторожно начинать, потом втянетесь. Я даже иногда и удовольствие от вождения получаю, на свободной трассе :) Я знаю людей, которые экономят, отказывают себе в чем-то, чтобы купить иномарку. Там еще проблемы возникают с ремонтом, если он не входит в гарантию, или не относиться к страховке. Все-таки, постмодернисты (Бодрийяр) во многом правы - люди сейчас очень часто что0то покупают (потребляют) не потому, что удовлетворяют потребность в вещи, а ради поддержания некоей Системы Вещей вокруг себя. Новый вид социального устройства.
Да я понимаю, что надо. Сама себе удивляюсь.Никогда робостью и пугливостью не страдала. Когда в тренажерный зал ходила, каких-то жутких бритых качков от штанги гоняла (которых даже инструкторы боялись, а с машиной - кошмар. И страховок кучу сделала (ОСАГО, ДСАГО), уже просто интересно смогу себя заставить или нет. У меня за 10 м от препятствия нога сама на тормоз нажимает.
Да все боялись, когда начинали. Это дело проходящие. Только практика помогает. Хотя, конечно, те, кто учился в "советсткое" время, наверное, имели меньше проблем. А вот почему на дорогах у нас бардак и беспредел? Что скажут аналитики? ;) Так выражается общий высокий уровень подавленной агрессивности? Комплекс неполноценности?
Владимир, что можно сказать с позиции архетипического подхода? ;)
Беспардонно водят дети и внуки тех бабушек с тележками, которые не могут дождаться 2 мин. зеленого, и бегут на красный. Нарушение сепарации-индивидуации как одна из причин.
"Владимир, что можно сказать с позиции архетипического подхода?" Ничего... Боги летали :) Хотя можно вспомнить "аварии", когда за "руль" садились гордецы....
Кто-нибудь смотрел вчера "Апокриф"? Передача была про машины и отношение к ним. Забавно
зато очень приятно, когда мигают аварийками в благодарность, что пустил встроиться. и самой помигать приятно хорошему человеку. есть все таки водительская этика, и она похожа на общечеловеческую. это греет. и это самораспространяющийся "вирус". не было бы этой благодарности – фиг бы кто пускал. а так, откладывается в подсознании что–то приятное. трудно порой разжать кулаки и подставить ладони. но надо начать.
На днях по какому-то радио рассказывали про группу ученых (есессенно не отечественных), которая изучала поведение водителей, и пришли эти ученые к выводу, что водители, выезжающие на встречную полосу - латентные пассивные гомосексуалисты, а водители не показывающие повороты и не соблюдающие знаки приоритета - латентные активные гомосексуалисты. Интересно, это PR акция ГАИ для снижения аварийности на дорогах или нет? moredaleko
Здравствуйте, moredaleko. Я никогда не сидел за рулем, и не было такого желания. Куда бы меня отнесли эта "группа ученых"?
"Интересно, это PR акция ГАИ для снижения аварийности на дорогах или нет?" moredaleko, мне кажется, :) это пиар-акция психоаналитиков ;) . Я сомневаюсь, что ГАИ знает о психоанализе :)
А чего только водителей "анализировать"? А ГАИшников? Что ими движет? Жадность? (оральная, анальная, или что там еще?)
или что там еще? .... А посмотри на ЖЕЗЛ, какое поприще для фрейдиского толкования! ;)
А "по Кляйн", Гаишник в какой позиции - ДП, или ПШП? ;)
Да-да - жезл... Большой ПАПА, с большим жезлом. А водитель - Эдип, который, нарушая правила, бунтует против папаши. Отсутствие жезла у водителя активизирует (создает :) ) комплекс кастрации, наверное водитель вынужден идентифицироваться с матерью, но многие водители возят под сиденьем монтировку, или в багажнике бейсбольные биты... :) Какой простор для литературного творчества. Мировая литература потеряла гения в лице Фрейда! Хотя... почему потеряла? ;)
Может и потеряла, зато приобрела ЖЕЗЛ.. ;)
Laughing нет слов
"Я никогда не сидел за рулем, и не было такого желания. Куда бы меня отнесли эта "группа ученых"?" Владимир! Группа ученых тут не причём, ГАИ о Вас уже позаботилось: пешеходы тоже являются участниками дорожного движения (где-то в первых пунктах ПДД написано), то есть определять категорию можно по тем же принципам.
А если в свете вышеизложенного мою проблему разобрать? Я ведь боюсь именно тех, кто по встречке ездит и при перестроении поворотник не включает. Гаишников НЕ БОЮСЬ!
А я гаишников тоже не боюсь :) Но, в связи с их способом зарабатывания себе :) "на хлеб", я опасаюсь за свои деньги :) Страх лобового столкновения - штука вполне естественная, на мой взгляд. Непосредственно этот страх вряд ли требует анализа. Но на дороге резко возникает вероятность несчастного случая, вероятность полностью неконтролируемых опасных ситуаций. Ирина, быть может, (это лишь осторожное предположение) не приемлете для себя именно это?