Инцест, симбиоз, комплекс слияния.

Инцестуальный симбиоз

Третья из рассматриваемых Фроммом патологий - это инцестуальный симбиоз (incestuous simbiosus), т. е. чрезмерная зависимость от матери или человека, который ее заменяет. Инцестуальный симбиоз является одной из форм фиксации на матери. Мужчины с таким психическим отклонением нуждаются в женщине, которая будет заботиться о них, создавать им комфорт, восхищаться ими; они могут испытывать страх, тревогу и даже впасть в депрессию, если их желания не исполняются. Подобное состояние не приносит особого вреда и в целом не препятствует нормальному течению повседневной жизни. Однако люди, подверженные инцестуальному симбиозу, настолько зависят от хозяина - человека, который заменяет им мать, что практически теряют свою индивидуальность. Инцестуальный симбиоз возникает у младенца как естественная привязанность к матери, более основательная, нежели сексуальный интерес, развивающийся, как правило, на эдипальной стадии.

"Нормальные инцестуозные узы - это естественная стадия в развитии индивида, в то время как злокачественные инцестуозные влечения - патологическое явление, которое встречается там, где развитие нормальных инцестуозных связей оказалось каким-то образом нарушено" (Fromm, 1973).Фромм больше соглашался с Салливаном, чем с Фрейдом, когда утверждал, что привязанность к матери основана на потребности в безопасности, а не на потребности в сексе. "Сексуальные стремления являются не причиной фиксации на матери, а результатом этой фиксации" (Fromm, 1964, р. 99).

Люди, живущие в отношениях инцестуального симбиоза, испытывают сильную тревогу и страх, если этим отношениям что-либо угрожает, - они считают, что не способны жить без человека, заменяющего им мать. Хозяином для таких людей может служить не только другой человек, но и семья, клан, церковь, страна. Инцест отрицательно сказывается на умственных способностях человека, делает его неспособным к настоящей любви и препятствует достижению независимости и личностной целостности.

Фромм писал по этому поводу:

"Тенденция оставаться привязанным к матери или человеку, ее заменяющему, а также к семье, племени является врожденной для всех людей. Она контрастирует с другой не менее естественной тенденцией - быть рожденным для того, чтобы развиваться, расти. Если психологическое развитие человека протекает нормально, то вторая тенденция одерживает верх. В противном случае выигрывает ее противоположность - склонность к симбиозным отношениям, рождающая в человеке несостоятельность и ограниченность" (Fromm, 1964, р. 107).http://ezolib.ru/4928.html

Сущность   инцеста  не в сексуальном стремлении к членам одной семьи. Это стремление в том виде, как его находят, есть лишь одно из выражений гораздо более глубокого и фундаментального желания оставаться ребенком, привязанным к тем оберегающим фигурам, из которых мать - первая и самая важная. Плод живет вместе с матерью и за счет нее; и акт рождения является всего лишь первым шагом к свободе и независимости. Дитя после рождения все еще во многих отношениях неотъемлемая часть матери; его рождение в качестве независимого человека занимает многие годы - этот процесс продолжается фактически всю жизнь. Отсечение пуповины не в физическом, а в психологическом смысле - великий вызов развитию человека, а также самая трудная его задача. Пока человек соединен этими первоначальными нитями с матерью, отцом, семьей, он чувствует себя в безопасности. Он все еще плод, кто-то другой за него отвечает. Он не желает быть "отдельным" существом, облеченным ответственностью за свои действия, обязанным выносить суждения, "брать жизнь в собственные руки". Оставаясь ребенком, человек не только избегает фундаментальной тревоги, необходимо возникающей при полном осознании своего Я как отдельного существа, но также радуется безопасности, теплу и несомненной близости; но он платит за это высокую цену. Ему не удается стать полноценным человеческим существом, развить способность к разуму и любви; он остается зависимым и сохраняет чувство непрочности, которое проявляется, как только первичным нитям угрожает разрыв. Все его умственные и эмоциональные действия связаны с авторитетом первичной группы; поэтому его убеждения и интуиции ему не принадлежат. Он чувствует симпатию, но это животная симпатия, тепло стойла, а не человеческая любовь, которая предполагает в качестве своего условия свободу и независимость. Инцестуозно ориентированный человек способен к чувству близости с теми, с кем он знаком, но не способен тесно связать себя с "незнакомцем", то есть с другим человеческим существом как таковым. В такой ориентации все чувства и идеи оцениваются не в терминах добра и зла, истины и лжи, а в терминах знакомого и незнакомого. Когда Иисус говорил: "...ибо я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее" (Мф. 10: 35), он не имел в виду проповедь ненависти к родителям, но высказывал в самой недвусмысленной и резкой форме тот принцип, что человек, чтобы стать человеком, должен порвать инцестуозные связи и обрести свободу.Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Психоаналитик - «врачеватель души»http://humanus.site3k.net/?/psiho/fromm/psirelig/psirelig3.html
Автор: Lachesis, дата: вс, 16/07/2006 - 23:27

Почему одно? Да потому что оно и есть одно и у всех одно и то-же -   инцест .
Поймите символически.  Инцест  - это воплощение самого первого и самого сокровенного желания человека, а именно - слиться с самым-самым любимым существом. Я убеждена, что взрослый человек не любит так, как младенцы. Так неистово и так "всем своим существом".
Взрослый здоровый человек имеет внутренние ограничения (возникшие, именно в процесс эдипального становления), защиты разные, и т.п. Ребенок живет в мире абсолютов (плохих и хороших). Память об этом мире остается. О ней и мечтаем и просим...
Можно получить много разных желаний, но если каждое из них проанализировать, то мы найдем 2 версии- получить то самое желаемое ( инцест ) или освободиться от желания это желать (что в принципе - одно и то же).----------------------------------------------------Автор: Lachesis, дата: вт, 18/07/2006 - 01:19

А кто понимает  инцест  конкретно? Все его так и понимают, но он от этого по другому не называется. Меня, знаете ли, совсем не привлекает сексуально мой реальный отец. Но некие качества его, которые я вижу в других мужчинах, вне сомнения, фатально привлекательны.
Почему фатально? Потому что лучше бы другие качества привлекали, проблем бы было меньше. И это - нечто общечеловеческое - искать то, что было когда-то неимоверно любимо. В раннем детстве мы еще не мыслим символически и взаправду любим (и сексуально тоже) своих родителей.
Была бы моя воля, я бы этот закон отменила бы. Но он есть. И даже ножницы Лахезис ( а что в те времена уже были ножницы?) тут бессильны!!!
Я знаю свое самое сокровенное желание и оно мне сопутствует всю жизнь, хоть и принимает разные формы, но я его узнаю, это - желание взаимной любви, да такой, какая почти не возможна, а если возможна, быстро кончается, потому что.... на нее существует запрет. Этот запрет имеет связь с запретом на  инцест . Или можно сказать про зависть богов и все такое.
Множество мифических сюжетов замешано на этом запрете. И на этой трагедии - трагедии невозможности реализовать ту самую любовь.----------------Автор: Lachesis, дата: ср, 19/07/2006 - 03:07

"Ведь даже если не рассматривать  инцест  с с юнгианской т.з., то со стороны ребенка можно увидеть не секс.желания, а просто желание вернуться в лоно матери,под ее опеку и заботу. Но это ведь уже не  инцест ."

Не видна ли здесь некая тень? Секс,  инцест  как-то отодвигаются в сторону, как-то не принимаются? Что такое сексуальное желание? Сексуальность может быть догенитальной и генитальной. "Просто вернуться в лоно матери" это уже про желание умереть. Слиться с матерью - это уже сексуальное желание. Ребенок сплошь сексуален, его сексуальность еще не дифференцирована, вся его кожная поверхность одна большая эрогенная зона.
Когда говориться "сексуальность" это не только про генитальный секс взрослых. Сексуальность - более широкое понятие.
 Инцест  - это не строго половой акт между ребенком и родителем. Инцестуозные отношения между людьми могут выглядеть со стороны совсем не сексуально, например, проживание матери и взрослого сына в одной комнате, их одевания-раздевания при друг друге, их сидение рядом, их шутки и т.п. А подоплека у таких отношений все равно инцестуозная, хотя ни один сознательно о таким и не помышляет. Когда мы говорим про  инцест , мы имеем ввиду бессознательные влечения и связи.
Я бы определила  инцест , как нарушение неких границ между родителем и ребенком.Из старых тем.

Для понимания отношений в паре близнецов будет полезно ознакомиться с термином «комплекса слияния», введенным аналитиком Шварц-Салантом и отлично описанным в его работе «Черная ночная рубашка». Трудно выразимое состояние одновременного слияния с объектом и такое же стойкое и мощное желание от него оторваться. Это переживание носит психотический характер.--------------------------- Здесь важно не путать его с проявлением комплекса слияния (fusion complex) по Шварц-Саланту, который наоборот характеризуется сильнейшим слиянием с объектом и одновременным от него отторжением------------В своей последней книги «Комплекс слияния или черная ночная рубашка» Шварц-Салант во всей полноте освещает свой собственный психотический контрперенос и его инцестуозные корни, лежащие в архетипе Аттиса-Кибелы, «сына-любовника».---------------------Определения Андрея Можарова.
Есть сходство этих понятий (симбиоз-инцест-комплекс слияния), но есть и разница.Не могу её нащупать.
Например, симбиоз шире, чем инцестуозное притяжение/соединение. Симбиоз - про единство/"одно", а фузионный комплекс - про "полтора". 

Симбиоз бывает вполне приятен и размягчает и растворяет, фузионный комплекс почти невыносим и обладает жесткостью (и в смысле жесткости воды, и в смысле жесткой на ощупь поверхности или предмета), отчасти связан с calcinatio. 

Если аналитик способен его заметить и осознанно его выдерживать хотя бы несколько минут в течение сессии, не расщепляясь, то это ведет к постепенной трансформации фузионного комплекса.

Инцест связан с "беззаконием", то есть со специфическим нарушением личностных границ - злоупотреблением властью, с сексуальным использованием тела/телесности другого человека в фантазии или в поведении. 

Я бы рекомендовала различать инцест как поведение и инцестуозность как архаическое и универсальное свойство психики. Иначе легко запутаться.

Измышления Можарова, особенно про психотическое, мне не кажутся правдоподобными. Вероятно, коллега недопонял феномен, что неудивительно ввиду его крайней сложности.

Марфа-М. 2014-11-14 20:38:20
Есть сходство этих понятий (симбиоз-инцест-комплекс слияния), но есть и разница.Не могу её нащупать.
Сходство в соединении, но каждое определение обозначает по-разному этот процесс.

Симбиоз, с моей точки зрения, чем-то напоминает закон компенсации - каждый дополняет что-то недостающее у партнера. Он основан на взаимной поддержке и отдаче.

Инцест - это табу, это запретное соединение.

О комплексе слияния ничего не знаю.

grom1113 2014-11-15 01:50:39
Симбиоз, с моей точки зрения, чем-то напоминает закон компенсации - каждый дополняет что-то недостающее у партнера. Он основан на взаимной поддержке и отдаче.
Ну, вообще-то, Вы описали зрелую конъюнкцию (coniunctio) при приближении к целостности.

Симбиоз - это архаика, когда различий и границ еще почти нет. Он основан на сходствах, реальных или фантазийных, на примитивной идентификации. 
 

Я бы рекомендовала различать инцест как поведение и инцестуозность как архаическое и универсальное свойство психики. Иначе легко запутаться.------------------------------Как я понимаю, то, о чём пишет Фромм или Лачезис (стремление вернуться в материнское лоно) это скорее про инцестуозность ?
Есть ещё искушение разграничить по возрастам. Симбиоз-это внутриутробное состояние и первые месяцы жизни, фузионный комплекс-это первое отделение ребёнка от матери,зарождение его я при сохранении некой слитности (по-крайней мере все аналитики сходятся,что это телесное переживание,то есть схожее переживание надо искать в раннем детстве),инцестуозность-это стремление вернуться во внутриутробный рай уже после отделения ребёнка от матери (возраст 2-3 года).
Марфа-М. 2014-11-15 12:31:52
Как я понимаю, то, о чём пишет Фромм или Лачезис (стремление вернуться в материнское лоно) это скорее про инцестуозность ?
Эрих Фромм назвал такую связь «первичными узами». «Они органичны - в том смысле, что являются естественным фактором нормального человеческого развития. Они предполагают отсутствие индивидуальности, но дают индивиду уверенность и жизненную ориентацию. Эти узы связывают ребенка с матерью, первобытного человека с его племенем и с природой, а средневекового - с церковью и с его сословием».Они «как бы гарантируют ему безопасность существования за счет корней в какой-то почве».

 

Наверное, можно считать инцестуозными (или регрессивными) те сны, которые я приводила на юнгланде? Приведу отрывки:" И тут мы видим два дерева практически одинаковых стоящих рядом. Деревья выглядять не живими, с дуплами. Я подхожу к дереву, засовываю руки в дупло и начинаю довольно легко вынимать кору вдоль дерева, так что влажу в дерево словнов костюм (оно внутри пустое и ноги получаются уходят в корень дерева, а руки в ветки. Тоже самое делает моя сестра со вторым деревом. Наша идея в том, что даже если дерево вырвет из земли водой, оно нас спасет от переломов и всплывёт на поверхность. "Одев" деревья, мы с сестрой ждём удара цунами."                                                                   "Я иду с ними в дом, меня прячут в платяной шкаф. Он очень просторный внутри, верхний дальний угол растрескался и в него светит солнце, такое яркое, горячее. В шкафу уютно, я сажусь на корточки, накрываюсь халатом с головой и девушка прислоняет ко мне небольшое прямоугольное зеркало на деревянной доске, выходит из шкафа и прикрывает дверь.

Тут в дом заходят мои наставницы. Они такие наглые, спрашивают про меня. Хозяка говорит, что я убежала дальше и предлагает им пообедать. Все садятся за стол, пахнет супом. А я в шкафу смотрю через щёлочку. Одна наставница говорит «А ну-ка продай мне гладильную доску!» и я боюсь, что она захочет купить этот шкаф."

Sorella 2014-11-15 08:11:21
Симбиоз - это архаика, когда различий и границ еще почти нет.
Симбиоз более широкое понятие, которое объемлет разные виды взаимоотношений. Мне кажется, ограничивать его таким определением, является ошибкой.

Из википедии: "В более широком научном понимании симбиоз — это любая форма взаимодействия между организмами разных видов, в том числе паразитизм (отношения, выгодные одному, но вредные другому симбионту). Обоюдно выгодный вид симбиоза называют мутуализмом. Комменсализмом называют отношения, полезные одному, но безразличные другому симбионту, а аменсализмом — отношения, вредные одному, но безразличные другому. Разновидность симбиоза — эндосимбиоз (см. Симбиогенез), когда один из партнёров живёт внутри клетки другого."

То есть, можно сказать, что симбиоз в том числе и "архаика, когда различий и границ еще почти нет."

Марфа-М. 2014-11-15 12:31:52
Как я понимаю, то, о чём пишет Фромм или Лачезис (стремление вернуться в материнское лоно) это скорее про инцестуозность ?
Фромм писал все это очень давно. Сейчас тема значительно более дифференцирована по терминологии, и его текст (имхо) выглядит сваливанием в одну кучу  психодинамики "аддикции", "симбиотических" отношений ранней привязанностей, посттравматических феноменов, перверсий отношений и т.п.

"Стремление вернуться в лоно"  - симптом, совсем неясный без указания в лоно кого и для чего. Еще Юнг писал, что необходимо различать "погружение" в лоно индивидуального материнского и "провал" до лона архетипической женственности. Соответственно, если серьезно, то по одному этому симптому невозможно сказать, что именно за этим стоит. Нужны дополнительные данные.

Марфа-М. 2014-11-15 12:36:47
Есть ещё искушение разграничить по возрастам.
Дьявольское искушение. Заводит в тупик. Потому что в современных (последние 20 лет) психоаналитических исследованиях че-то не подтверждаются линейные и спиральные теории развития. Слишком просто и красиво, чтоб это было правдой.
 
Марфа-М. 2014-11-15 13:09:18
Я подхожу к дереву, засовываю руки в дупло и начинаю довольно легко вынимать кору вдоль дерева, так что влажу в дерево словнов костюм
С моей точки зрения, инцестуозность ни при чем. В конце сновидения четко описана цель процесса - защита от стихийного бедствия, то бишь психологически - от травмирующего аффекта. Значит, речь идет прежде всего, о примитивной идентификации в качестве бсс травматической защиты. 

Пример инцестуозного сновидения приводил Генри Абрамович в прибаутке на своей лекции: "Приходит иудей к раввину и говорит: "О равви, какой кошмар, мне приснилось, что я женился на своей сестре! Мне так стыдно. Раввин отвечает: "Не беспокойся, этот сон о том, что в твоей душе будет больше покоя." На другой неделе иудей приходит и с гордостью говорит: "О равви, мне приснился такой красивый сон, что мой левый глаз целуется с правым." Равви помрачнел и сурово сказал: "Беда в вашем доме! Кто-то совершает инцест".

;) 

grom1113 2014-11-15 14:22:38
Мне кажется, ограничивать его таким определением, является ошибкой.
Может быть, но биологический и психологический симбиоз совсем не одно и то же.  
 
На мой взгляд всё проще. Инцестуальные отношения это первые формы семей. В период матриархата в древней греции эти формы считались совершенно нормальными.

И только когда началась насаждаться авраамическая культура и религия, это стало недопустимым. А светские "эксперты" перевели инцест в разряд паталогии. И усиленно начали "лечить".

vayenrud 2014-11-20 09:59:49
И только когда началась насаждаться авраамическая культура и религия, это стало недопустимым. А светские "эксперты" перевели инцест в разряд паталогии. И усиленно начали "лечить".

 vayenrud, не поняла, почему у вас ковычки?  Вы считаете, что инцест это нормально?
Потому что это не заболевание, а архаизм. Поезжайте на крайний север в какую ни будь общину из 10-20 человек пасущую веками оленей и "полечите" их. Разум так захристианизировали и иудизировали, что простые вещи усложняют до такой степени что рождаются чудовища типа статей "Ицестуальный симбиоз" и других "трудов" великих "экспертов"... принимавших про между делом героин.
Каннибализм тоже архаизм. не хотите быть съеденным? 

вроде о болезнях не было речи. Речь о явлениях и о травмах, которые эти явления влекут за собой.думаю, что такое отношение возможно только тогда, когда тебя это никак не касается.

Клара 2014-11-20 14:40:47
Речь о явлениях и о травмах, которые эти явления влекут за собой.думаю, что такое отношение возможно только тогда, когда тебя это никак не касается.

 А вас касается ? 
Клара 2014-11-20 14:40:47
Каннибализм тоже архаизм. не хотите быть съеденным? 

 Мне всё равно. Захотят есть, пусть едят. Мне то до этого какое дело будет если меня уже нет.
Касается, тем более что во мне все мои предки. 

Но я, конечно, неверно выразилась, касается то оно всех в той или иной мере, скорее не осознается.

Клара 2014-11-20 14:48:53
Касается, тем более что во мне все мои предки. 

 Вы их съели ? 
Символически - да.  ))
vayenrud 2014-11-20 09:59:49
В период матриархата в древней греции эти формы считались совершенно нормальными.
Считание их "нормальными" не делает такие формы способствующими развитию сознания. Именно с точки зрения развивающегося сознания такие формы взаимоотношений являются табу, так как возвращают на архаичные слои в бессознательное. 
grom1113 2014-11-20 15:08:37
способствующими развитию сознания

 Я в обще считаю что природа развивается сама по себе, а человек и его сознание - это то же часть и продукт естественной эволюции природы. Был этап инцестуальных отношений, прошел, и ладно. На крайнем севере в малых народах инцест - норма. В 2000 км вокруг никого нет, только олени и несколько людей общинки.

Фрейд был очень озабочен этим и не удивительно - еврей, авраамические религиозные установки в крови.