Косатка, касатка и коса.

Меня заинтересовала этимология слов КОСАТКА, КАСАТКА и КОСА. Захотелось ПРИКОСНУТЬСЯ к их значениям, символам, связям.
Начнем с КОСЫ:
1) "волосы", "гребень", связано с чередованием гласных в "чесать", "чешу"
2) "режет", "разрезать", "копать", "собирать урожай"
Интересно, что слово КОСНУТЬСЯ также связано с "трогать", "чесать", "копать", "разрыхлять граблями".
Тут же ГРЕБЕНЬ - "грести", "копать", "рыть", КОПАТЬ - "расколоть", "ров", "пещера".
И вот мне уже не кажется, что слова КОСА - женская прическа и КОСА -инструмент для жатвы такие уж омонимы, а очень даже однокоренные слова, имеющие связь между собой гораздо большую, чем просто общее написание.
Сразу вспоминаются сказки, в которых волосы и гребни обладали особой силой. Не означает ли "расчесывать гребнем волосы" - прикасаться к чему-то, до чего нужно докопаться, разделить на части, а затем собрать урожай?
А теперь вернемся к КОСАТКЕ - огромному черно-белому гигантскому дельфину, одному из самых опасных хищников, обитающих в морских глубинах, и КАСАТКЕ - деревенской ласточке, черно-белой птичке, способной подолгу парить в небе.
Косатка получила свое имя благодаря плавнику, разрезающему волны, как "коса", касатка - благодаря хвосту, напоминающую кОсу.
И вот мне захотелось узнать, какие существуют мифы и сказки, в которых участвуют Косатки и ласточки, разузнать значение символа Косатка и символа Касатка. Есть ли между ними какая-нибудь связь.


Про косатку из мифов азиатских эскимосов:

Касатки в мифологии азиатских эскимосов представляются могущественными покровителями человека. При встрече с охотниками в море касатки принимают часто облик лодок с гребцами, а в своей мифической стране они становятся людьми и ведут человеческий обраа жизни. В сказке «Человек-невидимка» (№ 32) касатки занимаются китовым промыслом, свежуют добытого кита, куски мяса и жира носят в мясные ямы-склады, пользуются предметами быта, орудиями труда, имеют жилища, одежду и т. д. Мифы о касатках возникли, по-видимому, в ту далекую эпоху, когда эскимосы не овладели еще искусством морского промысла и охота на дикого оленя, а также собирательство быт главным источником существования. Известно, что касатки группами нападали на китов. Израненный касатками морской исполин (особенно синий или гренландский кит), спасаясь от преследования, часто выбрасывался на прибрежные отмели и погибал там. Выброшенный на берег прибоем, кит представлял собой даровую добычу для приморских жителей. Запасами жира и мяса от одного кита в течение долгих зимних месяцев могло пропитаться население большой стоянки. Приморские жители поэтому наделяли касаток, убивающих китов, самыми положительными мифическими свойствами, считая их своими тотемными помощниками.


Легенда о ласточке


Почему у Ласточки хвост раздвоенный. Сказка.

Жила-была девушка-сиротка, и вот посватался к ней богатый, пригожий парень из дальнего села.

Она себя от радости не помнила и дала ему согласие.

Не знала бедняжка, что вышла замуж за разбойника.

Свёкор тоже оказался злодеем:

— Вместе с сыном они целые ночи пропадали на кровавом промысле, а утром приносили отрубленные человеческие головы и злато-серебро.

Измучилась сноха глядеть на мертвецов и стирать окровавленные рубахи, все глаза по-выплакала.

Не раз молила она бога превратить её в любую земную тварь, чтобы избежать мучений.

И сжалился Господь, сделал её ласточкой.

Когда она вспорхнула птицей, свёкор кинулся её ловить и вырвал клок из подола.

С той поры у ласточки хвост раздвоенный.

 https://sites.google.com/site/russkieskazki/home/russkie/pocemu-u-lastocki-hvost-razdvoennyj-lastocka


arabatskaya_strelka Песчаная коса.


Касатик  Это ласкательное словечко, синонимичное слову голубчик, раньше имело форму косатик; под влиянием аканья о перешло в а. Слово косатик образовано суффиксальным способом от прилагательного косат от существительного коса (по такому же типу образованы прилагательные усат, мордат и т. д.). Первоначальное значение – "имеющий красивые косички". Затем произошло переосмысление – "красавчик".http://enc-dic.com/krylov/Kasatik-1815.html


 Это ирис (касатик), листья похожи на косу.


Марфа, спасибо)) особенно казахская легенда про ласточку понравилась. А то мне кроме ласточки из дюймовочки ничего не вспоминалось.

 


Длинные волосы и их обрезание.

Как кастрация женственности.

Коса жнет траву, как серп пшеницу.

Если серп символ мужской кастрации, возможно коса символ женской.


Про Ирисы - знала, но не слышала про связь с "красавчиком". 

Про песчаную косу забыла. Здесь, видимо, то же значение "разрезать"


КОСА (1)
Коса (1) коса (1) (сельскохоз.). Общеслав. Производное от той же основы, что и лат. castrare «отрезать» и т. д. Коса буквально — «резак». 

Исторически косу на Руси и волосы вообще, обрезали в наказание за

распутное поведение.

Например во Франции в 45-м коротко стригли девушек вступавших в отношения с оккупантами.


КОСА (2)
Коса (2) коса (2) (волосы). Общеслав. Производное от той же основы (с чередованием о/е, к перед е > ч), что и чесать, коснуться. Коса буквально — «то, что расчесывается».

КОСА (3)
Коса (3) коса (3) (отмель). Искон. Возникло лексико-семантическим путем на основе коса (2)}} (волосы). Длинная узкая отмель названа по своей форме, похожей на женскую косу,

Про песчаную косу забыла. Здесь, видимо, то же значение "разрезать"--------------------Думаю, что да. Она разрезает море на две части. Кстати, похожее-грести,гребень (волны),гребень(расчёска),гребень(петуха),грабли.


"Если серп символ мужской кастрации, возможно коса символ женской" ---

Насколько мне известно, то волосы считаются хранителем памяти и той энергетической информацией, которой обладает их носитель. Коса для женщины, как борода для некоторых мужчин - источник внутренней силы, связь с предками. В таком случае, возможно, и можно рассматривать отстригание косы, как кострацию. Не зря существует обряд пострига в монахини. 


Насколько мне известно, то волосы считаются хранителем памяти и той энергетической информацией, которой обладает их носитель. Коса для женщины, как борода для некоторых мужчин - источник внутренней силы, связь с предками.

==

Ну да. И символ женского достоинства и приверженности устоям.

 


"Кстати, похожее-грести,гребень (волны),гребень(расчёска),гребень(петуха),грабли". ------

Точно, гребень волны! Забыла про него. Как же все-таки интересно. Как все связано.




Волос-Хорс,бог скота.

Получается что и для граблей и для косы общий символ разделение на части единого целого, а чесаться, причёсываться, касаться-это действие, связанное с руками (или граблями, как их иногда в шутку называют).Гребень в сказках превращается в лес. Ну а первая расчёска (или её прообраз такой).
Толкование по руке


щётка-щетина.   Происходит от праслав. , от кот. в числе прочего произошли: русск. щётка, щетина, укр. щеть (род. п. -и) «чесалка для льна», щети́на «щетина», болг. че́тина «щетина, можжевельник», че́тка «щетка, кисть, гребень», сербохорв. чѐтина «еловая, сосновая хвоя», че̏тка «щетка», словенск. ščе̑t ж. (род. п. ščeti) «щетка, чертополох, закол на реке», ščetína «щетина, чертополох», ščȇtka «щетка, кисть, колючая головка дурмана», чешск. štět ж. «щетина», štětinа – то же, словацк. štеtес «кисть», štetina «щетина», польск. szczeć ж. «щетина», szczotka «щетка», szczecina «щетина», в.-луж. šćěć ж., šćětka, н.-луж. šćeś ж., šćětkа «щетина», полабск. sасét «щетина, щетка, чесалка», словин. šсìес «щетина, кисть, льночесалка». Сравнивают с лит. šùkos ж., мн. «гребень», šùkė ж. «зазубрина (ножа, зубов)», «черепок», латышск. sukа «щетка, скребница для лошади, чесалка», suk̨is м., suk̨е ж. «черепок», далее – с др.-инд. c̨ūkas м. «ость, шип», авест. sūkā «игла»


Вязание ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Чески или чесалки. Handmade. Чески или чесалки для расчесывания(чесания)козьего пуха,овечьей и собачьей шерсти в ручную.(это не для причесывания, а для выравнивания пуха перед прядением нити). Сама такой пользовалась и даже пряла на старой прялке с колесом))).


До поста про руки-грабли думала, как же связан со всем этим петушиный гребешок? И правда, на руку похож)))) 


Картинки по запросу гребень горы Гребень горы.


Касатонов.   

 

Долгие проводы без лишних слез. - Снимите шлем. - Блоги - Sports.ru


Точно, гребень волны! Забыла про него. Как же все-таки интересно. Как все связано.------------------------------Похоже, что воображение древлян))) было более образным, ассоциативным, творческим, чем у нас.


Петя, Петя, петушок,

Красная бородушка,

Подари мне гребешок

Причесать головушку!

 

 


Про чески и чесалки - да, я помню такие у бабушки))) я, кстати, хотела как нибудь и про веретено сюда вставить, чем-то мне оно близким казалось по своему символу, значениям в сказках.  Но по этимологии никак не связывалось. А тут вот как)))


Про чески и чесалки - да, я помню такие у бабушки))) я, кстати, хотела как нибудь и про веретено сюда вставить, чем-то мне оно близким казалось по своему символу, значениям в сказках. ----------------------------------------А я про скребок.
Кремнёвый скребок ориньякской культуры Скребок — название самых разнообразных орудий и приспособлений, используемых в промышленности и быту.

Скребок в археологии (англ. end-scraperфр. grattoir) — каменное (кремнёвое, обсидиановое, кварцитовое и др.)орудие труда, употреблявшееся с эпохи позднего палеолита, а также и в последующие эпохи, вплоть до раннего железа. Представляет собой маленькое или миниатюрное скребло.(из вики).
Скребки наскапи или монтанье (внизу)


Если продолжить мысль, то как многие изобретения взяты из природы, так и орудия труда-это во многом усиленная рука, тогда понятно и сходство, например,таких названий как жатва-пожать(руку)-сжимать (свойство руки сжимать); скребок-это ногти, свойство скрести ;лопата (ухват)-захват,хватание ;расческа,гребень-разделение,разгребание ;вертеть-веретено,сверло,молотить (руками,молотком,молотить зерно,отсюда же молоть муку,измельчать) ; ковш, черпак, половник-это свойство черпать и удерживать.


И ещё тема гребня-леса встречается в сказках почти по всей Евразии,как правило,они служат защитой от бабы-яги или змея ,то-есть отделения от бессознательных структур (животности).-----------------------------—  Свари   и   приготовь   мне   младшую,— сказала   она старшей из девушек и ушла.
К вечеру вернулась жалмауыз-кемпир. Девушки сварили ей в котле маленькую девочку, а сами убежали. Котел кипел. Жалмауыз-кемпир подошла  к котлу   и   стала есть мясо. Когда уже все кончилось и осталась одна голова, она   ( узнала, что это была ее дочь. Погналась жалмауыз-кемпир за девушками. А те увидели ее, старшая из них бросила гребень — сделался большой лес.  Вырвала  свой  зуб  жалмауыз-кемпир, сделала из него топор и стала  рубить деревья. Порубила  и стала опять догонять девиц.  Средняя сестра  тогда   бросила   иголку — поднялись   высокие   горы. С трудом через них перебралась жалмауыз-кемпир и снова   побежала   вдогонку.   Тогда   младшая   сестра   бросила зеркало — образовалось   озеро.   Не   могла   переплыть   это озеро жалмауыз-кемпир и спрашивает девушек:
—  Как вы переплыли?
—  А мы привязали   к  шее камни   и   плыли,— сказали  они ей.
Привязала старуха большой камень к своей шее, спустилась в воду и утонула. А   девушки отыскали свой дом. http://www.m-tales.ru/text.php?group=16&story=1227--------------------------Кроме клубка Баба-яга иногда снабжает героя полотенцем, гребнем и щеткой; если по дороге бросить полотенце, то образуется быстрая, глубокая река; гребень может превратиться в непроходимый дремучий лес, щетка - в огненную реку. Иногда эти предметы служат герою для защиты от самой Бабы-яги.--------------------------------— Брось гребень! — крикнул конь. Обернулся мальчик, бросил гребень, и в тот же миг перед змеем и его ослом вырос целый лес гребней зубцами кверху. Покуда осёл пробирался сквозь этот зубчатый лес, он и другую ногу себе поранил, но всё же запыхтел, зафыркал и опять стал догонять вороного коня. Тогда конь сказал мальчику:

— Брось плошку с маслом!

Бросил мальчик плошку, и в тот же миг у него за спиной разлилось глубокое масляное озеро. Осёл с размаху кинулся в озеро и утонул. Утонул и слепой людоед-змей.

А мальчик вернулся назад, во дворец змея, поселился в нём, устроил там себе кузницу и принялся ковать серпы, мотыги, топоры, лемехи для сох.http://mir-skazki.org/narodnye_skazki/skazka_slepoj_zmej.html ----------------------- Это дочь колдуньи, - сказал Каспар. – Бросай гребень!

Как только царевна бросила гребень , тут же вырос высокий, густой лес с колючими кустами и деревьями. Дочь колдуньи исцарапалась до крови, когда продиралась сквозь него.

- Царевна, оглянись, посмотри, что там?

- Она выбралась из леса.

- Бросай соль.

Брошенная соль обернулась целой соляной горой. Когда дочь колдуньи преодолевала её, соль попадала на открытые раны и сильно щипала до боли. Несмотря на это, она продолжала погоню.

- Лей воду! – сказал Каспар.

Вода, попав на землю, стала широким озером.

- Царская дочь, обернись, посмотри, что там?

- Она перебралась уже и через озеро.

- Тогда нам лучше остановиться. Она всё равно настигнет нас, - сказал Каспар и спрыгнул с коня. http://hobbitaniya.ru/armenian/armenian25.php