Как мы начинаем и завершаем отношения

Страничка МААП на фейсбуке предлагает небольшую статью с комментариями для прочтения: http://users.livejournal.com/_esina/566118.html Давайте поразмышляем над тем, как мы входим в пространство отношений и выходим из него?
Мне вспомнился опыт из танцевально-двигательного терапевтического тренинга. Нам предложили станцевать с партнером процесс начала контакта, развития отношений и завершения. Конечно, партнеры по танцу были замещающими фигурами - каждый работал со своим внутренним образом и сценарием. Контакт и продолжение отношений у меня (и у партнера) протанцевались чудесно, но в какой-то момент у меня одревенели и отяжелели руки, так как они были подняты в локтях, а партнер был выше меня, но дать какой-то знак или предложить свой сценарий танца на этом этапе я почему-то не догадалась - была сосредоточена на своем ощущении дискомфорта. Расставание мне показалось преждевременным. При обсуждении партнер высказал мысль, что его отношения (точнее, расставание) следует "перетанцевать". Оказывается, многие из нас не умеют гармонично завершать отношения.
мне нравится из опыта тренировок по айкидо (как я воспринимаю со стороны) - встреча-приветствие (знакомство лицом к лицу), внутренний настрой и поклон (понимание цели и признание значимости другого), далее разминка и сама тренировка (взаимодействие с другим, понимание своих возможностей и вслушивание в партнера), далее прощаемся (совместно дышим, отдаем все что взяли, успокаиваемся, мокусим, вслушиваясь в себя, переключаемся на другую волну)
В айкидо, наверное, существуют свои ритуалы начала и завершения процесса. Различие с танцем (не имею в виду балет или другой вид профессионального танца с заученным набором движений) - это процесс, тоже душевно-духовно-телесный, но спонтанный. Кстати, после этого танцевального опыта стала смотреть на происходящее на сайте больше как на процесс, который протекает у каждого по-разному (коллективный процесс как совокупность индивидуальных), чем как на "темы" обсуждений с жестко заданными границами.
Флейта 2015-04-16 12:13:21
тоже душевно-духовно-телесный, но спонтанный.

я могу то же сказать и про айкидо, суть в центре, и центр не в голове  
Ну да, в анахате. Медитационный танец на раскрытие анахаты тоже прекрасен.) Метафора танца как метафора отношений мне нравится.
Флейта 2015-04-16 12:13:21
процесс, который протекает у каждого по-разному (коллективный процесс как совокупность индивидуальных), чем как на "темы" обсуждений с жестко заданными границами.

 хороший образ, "танцуют все"
Флейта 2015-04-16 12:19:02
Метафора танца как метафора отношений мне нравится.

 Мы с мужем решили научиться танцевать танго, первые занятия прошли на том, чтоб прочувствовать друг друга в другой плоскости - куча нового открыли друг в друге. Особенный момент - игра на уровне тел. Жаль, что мало времени было

В статье свалены в одну кучу совершенно разные, даже взаимоисключающие концепции, но автор почему-то не замечает противоречий, видимо, по выражению Шукшина, всего лишь "начиталась предисловий". 

Например: "В норме в каждом из нас в сбалансированном состоянии сосуществуют три линии развития личностных характеристик – невротическая (пограничная), нарцистическая и шизоидная. При акцентуации личности эти характеристики становятся чрезмерно выраженными особенностями, а при психопатии - гротескно выпуклыми странностями."

В какой "норме"?! 

В каком "сбалансированном состоянии" (его не бывает даже у зрелых, развитых невротиков) ?! 

Не "линии развития" неких "личностных характеристик", а перевраны три уровня функционирования личности - психотический, пограничный, невротический (психоаналитическая теория, Мак-Вильямс). Между ними человек перемещается в зависимости, например, от силы переживаемого стресса/дистресса/кризиса/даже соматической болезни. Акцентуации личности - концепция из советской характерологии, оттуда же психопатия (старое название социопатии), шизоидность, но там не было "нарциссической" акцентуации.  Зато там есть еще с десяток характеров. 

Нарциссическое, пограничное, избегающее - это некоторые из  "расстройств личности" по современной международной классификации. Расстройство личности - это набор особенностей, пронизывающий все сферы личности, иначе говоря, характер с яркими странностями/особенностями, существенно ухудшающими качество жизни самого человека и его окружения.  

Что касается метафоры "Змей Горыныч", то это похоже на всего лишь иллюстрацию персонального невроза Д.Хломова. Почему три головы? Не две? Не четыре? 

При диссоциативном расстройстве терапевт может общаться с 7-8 альтер-личностями. 

Юнгианская психология считает и практика это доказывает, что в театре души каждого человека (даже и без личностного расстройства) можно обнаружить целый ряд более или менее автономных комплексов или персонификаций... 

"Лернейская гидра"? Узковато.   

"Отдельный интерес представляют собой внутриличностные коммуникации голов." 

Да, тут не поспорить с Капитаном Очевидностью. 

Но то,что написано дальше, - ахинея. И это проблема гештальт-терапевтического направления в целом - проблема с границами и внятной структурой. Представители этого направления частенько контактируют с "поверхностью", не более того, и застревают в пограничной амбивалентности и конфузии (смешивают и взбалтывают). Примером является дальнейший текст статьи: 

"Варианты построения и завершения контакта":

"Невротическое залипание"  - в одну кучу свалены и "залипание", которое никак не относится к зрелому (невротическому) функционированию, а типично при прорыве пограничной или психотической динамики (залипание-прилипание бывает разным). Здесь же упомянуты сепарационные проблемы, характерные для разных личностей; тревожность, проявления депрессивности...

 

"Нарцистическое обесценивание" -  описано кое-что про нарциссических личностей, но лишь частично и опять же поверхностно - только про "толстокожих" нарциссов (Нарцисс). А куда делись "тонкокожие"  (Эхо)?!  Качели "идеализации-обесценивания" и черно-белое мышление встречаются не только у нарциссов, но заметно выражены и у депрессивных. 


"Шизоидный уход Из-за ранимости и уязвимости открываться эмоционально для шизоидов небезопасно"

Ну да, ну да, а все остальные люди деревянные-оловянные. Остальные неуязвимы?... Кто жив, тот раним и уязвим. 

Дальше в тексте в кучу свалено описание зрелой и тонкой защиты рационализации/интеллектуализации (встречается почти у всех высоко функционирующих личностей), а также избегающее поведение, которое может относиться к разным психопатологиям, типам личностей, уровням функционирования, копинг-стратегиям, за ним может быть как шизоидный уход, так и аддиктивное уклонение, и другое.

В завершение в статье предлагается утешительная утопия - типо Змей Горыныч может превратиться в Василису Премудрую. Бр-р-р...

Да-да, понятно ваше возражение - зачем так усложнять... А затем, что люди действительно очень сложно устроены, и "простые" подходы часто оказываются искажающим упрощением, то есть намеренным или невольным введением в заблуждение.

Sorella 2015-04-17 08:44:18
Что касается метафоры "Змей Горыныч", то это похоже на всего лишь иллюстрацию персонального невроза Д.Хломова.
Это, может быть, и не совсем так, что метафора относится к неврозу конкретного автора. Из других статей на тему данной метафоры  становится понятно, что авторами динамической концепции личности являются Стивен Шон и Данила Хломов - два разных человека, а метафора Змея Горыныча - универсальный архетипический образ - иллюстрация к этой концепции. Ее многие критикуют или неверно понимают, но кому-то из гештальтистов она помогает в работе различать упомянутые три уровня функционирования личности, проявляющиеся "здесь и сейчас", динамически - например, этому автору: http://gestaltist.ru/reabilitaciya-dinamicheskoj-koncepcii-lichnosti-v-geshtalt-terapii/.

Странно, что  попалась эта цитата: и про шизоидность, и про отношения сразу.

Томас Кирш: 

Есть огромная разница между нормальной интроверсией и шизоидным расстройством личности. Различие в том факте, что интроверт способен создавать значимые личностные связи, а шизоид не способен к этому.

 

http://www.maap.ru/library/book/88/
Мне кажется также есть огромная разница между шизоидным характером http://www.nnre.ru/psihologija/haraktery_i_roli/p7.php и растройством личности.
Флейта, какая поганая ссылка - 2., вернее то, что на стр. Уж извините, читать не стала. 

А первая ссылка - да, это та самая статья.

Статью прочитала, интересная; ссылка 2, наверное ближе к популярной психологии... не место ей на юнгианском форуме.)