Мелюзина.

Мелюзина в замке Штернберг. Чехия.
Автор: Astreya, дата: пт, 29/05/2015 - 00:41

Картинки симпатичные, а почитала "жуть". На Деву Марию не тянет..
На самом деле "жуть" потому что отражает конкретный путь формирования крыльев, ног и хвостов)) у обычной девушки, то есть психологический путь формирования вытеснения в бессознательное, проклятья (хвост) и дальнейшего развития психики в этих условиях, компенсации (крылья). Я не говорю, что это случай Анастасии, просто интересно рассмотреть в юнгианском ключе, как соединение противоположностей (формирование Абраксаса, дракона, змеептицы).

Время легенд

Мелюзина - один из самых ярких персонажей средневековых легенд. И противоречивых. С одной стороны, она типичная сказочная героиня, с другой - в её истории обнаруживаются очень даже не сказочные моменты.

В общих чертах история Мелюзины описывается таким вот образом. Элинас, король Альбы или Албании (которая на поверку оказывается Шотландией), на охоте встречает прекрасную фею Прессину. Она становится его женой при условии, что он не будет входить в её спальню, когда она находится там с детьми.

У Прессины рождается не один, а сразу три ребёнка, три девочки - Мелюзина, Мелиор и Палатина. Король, как водится, из любопытства и ревности (наговоры приближённых на королеву) нарушает запрет, и Прессина его покидает, прихватив с собой всех трёх дочерей. Она отправляется на остров Авалон, где королевские дочки достигают своего 15-летия.

В этот день они узнают печальную историю своей матери и решают отомстить отцу. Сёстры захватывают Элинаса и заточают его в горе. Мать же, узнав об их деянии, приходит в страшный гнев за такую непочтительность к родителю и наказывает дочерей проклятиями. Мелюзина, в частности, каждую субботу на сутки осуждена становиться отвратительной змеёй, но лишь наполовину: выше талии она остаётся прежней. Мать также сказала, что она обречена не знать радости любви, если не сможет скрыть своё превращение от возлюбленного, а если тот увидит её в виде змеи и проговорится об этом, она навсегда останется змеёй.

Дальнейшая её судьба в чём-то повторяет историю Прессины. Племянник графа Пуатье Раймондин, охотясь, случайно убивает своего дядю и бежит от преследования. Внезапно он слышит дивный поющий голос и, идя на него, возле источника обнаруживает прекрасную девушку. Девушка предлагает ему жениться на ней, и тогда все его неприятности закончатся. Одно лишь условие - он не должен видеть её по субботам.

Раймонд согласился. И зажили они прекрасно. Молодой человек удивительным образом сказочно разбогател. Мелюзина родила ему 10 детей. Все мальчики, и у всех какое-то врожденное уродство: у первого один глаз синий, другой - красный, у второго - лицо красное, как пламя, у третьего - один глаз ниже другого, у четвёртого отметины на щеке, как от следов когтей льва, ещё один отпрыск родился одноглазым, шестой с клыками вепря и так далее.

Понятно, что по округе поползли сплетни, в которых утверждалось, что кровь феи противна роду человеческому или что по субботам Meлюзина изменяет мужу, и потому рождаются демоны.

Наслушавшись злобных наветов, Раймондин решился подглядеть, что делает его таинственная супруга по субботам, и через отверстие в стене увидел её в виде полузмеи.

Потрясённый, он тем не менее решил промолчать. Однако позже, когда случилась страшная трагедия (один из его сыновей Жоффрей по прозвищу Огромный Зуб сжёг заживо своего брата вместе с доброй сотней монахов в Майезском монастыре), у него с языка сорвалось роковое слово «змея» перед лицом всего двора. Итог печален. Мелюзина обернулась драконом, одарила болтливого супруга двумя волшебными  кольцами и, трижды облетев замок, со страшным криком исчезла. Правда, нянюшки рассказывали, будто бы  по ночам в опочивальню к графским детям являлась женщина-змея и кормила их своей грудью.

Реальное волшебство

Считается, что история с Мелюзиной происходила в VIII веке нашей эры. Указывается даже дата её бракосочетания с Раймондином - 733 год. Раймондин, кстати, также известен под именем Ренфруа де Веррьеран- Форез. Источник, возле которого он встретился с феей, назывался и Источником Жажды, и Лузинией.

Многое в этой легенде имеет привязки к действительности. Например, замок Лузиньян. Правда, согласно преданию, он был возведён с помощью магии всего за три дня. Официальная история, конечно, такое всерьёз не воспринимает, а вот в старинных хрониках говорится о множестве слуг, которые помогали фее возводить замок и которые исчезали после восхода солнца. Своё название замок получил по названию того самого волшебного источника, возле которого Раймондин обнаружил фею.

Замок отличался удивительной прочностью и был разрушен лишь в 1575 по приказу короля Генриха III во время религиозных войн. Башня Мелюзины, с которой она улетела в виде дракона, оказалась срытой до основания.

И до этого времени, как подтверждают хроники, каждую пятницу перед смертью очередного правителя Лузиньяна обитатели замка могли слышать знаменитый и ужасный крик Мелюзины , и некоторые даже видели, как огромная змея облетает зубчатую башню.

Вообще считается, что фея не покинула своё семейство и продолжала ему покровительствовать. А если отследить головокружительную историю рода Лузиньянов, то вполне возможно в такое поверить.

Род демонический

К концу XI столетия этот род, богатый и процветающий, не только не захирел и не угас, как это обычно случается, но и наоборот, значительно возвысился над остальными  дворянами.

Лузиньяны стали активными участниками Крестовых походов, в которых, в отличие от остальных, им очень даже повезло. К концу XII века младшая ветвь этой семьи через  брак и наследование стала управлять Королевствами Иерусалима и Кипра и ещё захватила на земле Анатолии целое царство, называвшееся  Малой Арменией (хотя позже король  Леон Лузиньянский был разгромлен мусульманами, отобравшими у него это царство). А старшая ветвь оказалась прочно связанной с правителями Королевства Киликии, которое они затем опять же посредством удачного брака унаследовали в середине XIV века.

И это ещё не всё. Один из сыновей Мелюзины был Готфрид, граф Анжуйский, вскоре прозванный Готфридом ... Плантагенетом, так как его боевые доспехи украшала распускающаяся ветвь. Из истории известно, что этот Готфрид Плантагенет взял в жёны внучку Вильгельма Завоевателя Матильду, наследницу престола Англии. Так появился новый королевский род, известный своими яркими представителями: Генрих II, Ричард Львиное Сердце, Иоанн.

В народе их считали «бесовским» потомством феи, и сложные, запутанные, жестокие и коварные распри внутри этого семейства объяснялись именно «порченой» кровью, в которой человеческое смешалось с демоническим. Так считали даже сами Плантагенеты. Например, Ричард Львиное Сердце однажды сказал: «А с чего это, по-вашему, всё должно быть иначе? Разве мы все не дети дьяволицы».

Возможно, именно такое непочтительное отношение к своей прародительнице и стало причиной того, что Мелюзина отвернулась от этой ветви неблагодарных потомков, и род Плантагенетов кончил плохо.

Однако род Лузиньянов не пресёкся до наших дней, хотя, конечно, от их былого могущества остались одни воспоминания. В наши дни время фей точно подошло к концу. И то, что именем феи Мелюзины назван атомный реактор в Гренобле - тому явное доказательство.

Увидеть фею

Наиболее ранние изображения таинственной феи относятся к XIV веку. Причём её варианты «ниже пояса» разные - иногда это змея, иногда - рыба. А иногда и дракон с женской головой и раздвоенным хвостом.

Таким, каким был замок Лузиньян, мы можем увидеть на миниатюрах знаменитого «Роскошного часослова герцога Беррийского»: опоясанный кольцами стен с мощными башнями и великолепным флигелем. На этих же миниатюрах можно обнаружить и башню Мелюзины, называемую ещё Пуатвен, с крылатым драконом на вершине.

«Роскошный часослов» был создан в начале XV века, а герцог Жан Беррийский являлся законным владельцем замка Лузиньян, доставшегося очень извилистыми родословными путями по наследству, и за который ему ещё пришлось побороться, когда замок в ходе Столетней войны оккупировали англичане.

И, как указывают хроники, именно в то непростое время люди, в том числе и захватчики-англичане, видели появившуюся в воздухе крылатую защитницу - фею Мелюзину. После этого командующий англичан Айвен Уэльский добровольно передал замок Лузиньян герцогу, о чём и говорится в исторических документах.

Что же касается официальной науки, то она, разумеется, не считает фею реальной личностью. Согласно исследованиям, этот персонаж - кельтского происхождения, связан как с водной стихией, так и с воздухом. В славянской мифологии мелюзинами называли русалок, полуженщин, полурыб. http://parallelnyj-mir.com/1/mysteries-of-history1/2018-feya-melyuzina-rodonachalnica-koroley.html

Можно сказать, что Мелюзина и её сёстры пали жертвой родительского конфликта. По преданию Элинас (отец Мелюзины) не должен входить в спальню жены (Прессины-матери Мелюзины), когда она рожает или купает детей. Это похоже на отгораживание сугубо женской сферы от влияния мужчин, требование соблюдения границ и уважения. Элинас нарушает запрет и Прессина увозит троих дочерей на Авалон. До подросткового возраста (15 лет), как я понимаю момента перехода в детородный возраст девочек конфликт заморожен. Далее показан гнев дочерей против отца и заточение его в пещеру. Две сестры из-за проклятия матери можно сказать переданы отцу, на отцовскую территорию (одна сторожит самого отца в пещере, другая-спящего сокола отца). Старшая же, Мелюзина, один в один принимает на себя конфликт родителей. Её муж не должен входить в её комнату по субботам, когда её низ превращается в змеиный (ассоциация с темной, тайной стороной женского). Её муж, Раймондин, нарушает запрет и Мелюзина, как и её мать в своё время, покидает замок. Проблема не решена. Видимо, в этой легенде, как и в некоторых других легендах Артуровского цикла подымается проблема вытеснения женского а также скрытия от глаз некоторых сфер женского бытия. Кроме того, это конфликт сексуальности и религиозности (Мелюзина прячется в комнате по субботам, якобы молясь, когда все идут в церковь).Появление крыльев, как попытка уравновесить духовным компонентом телесность, женское, феминность, а также похожа на некий процесс превращения из вытеснения в сублимацию.
Сублимация и вытеснение

Психическая энергия может перемещаться. Это означает, что она может быть перенесена из одного процесса в отдельной системе на другой процесс в той же или другой системе. Перенос осуществляется в соответствии с базовыми динамическими принципами эквивалентности и энтропии. Если это перемещение управляется процессом индивидуации и трансцендентной функцией, оно называется сублимацией. Сублимация означает перемещение энергии с более примитивных, недифференцированных, инстинктивных процессов к высшим культурным, духовным, более дифференцированным. Например, когда энергия, отнятая у сексуального побуждения, инвестируется в религиозные ценности, говорят, что эта энергия сублимирована. Ее форма изменилась в том смысле, что осуществляется иной тип работы; в данном случае религиозная работа заместила сексуальную.

Когда блокируется разряд энергии через инстинктивные или сублимационные каналы, говорят, что она вытесняется. Вытесненная энергия не может исчезнуть; в соответствии с принципом сохранения энергии она направляется куда-то еще. Соответственно, она находит место в бессознательном. Получая дополнительную энергию, бессознательное обретает больший заряд, чем сознательное Я. Когда это происходит, энергия из бессознательного стремится перетечь в Я – в соответствии с принципом энтропии – и разрушить рациональные процессы. Иначе говоря, высоко энергизированные бессознательные процессы будут стремиться прорваться через вытеснение, и если это удается, человек будет вести себя иррационально и импульсивно.

Сублимация и вытеснение в точности противоположны по характеру. Сублимация прогрессивна, вытеснение регрессивно. Сублимация движет психику вперед, вытеснение – назад. Сублимация служит рациональности, вытеснение – иррациональности. Сублимация интегративна, вытеснение дезинтегративно.

В то же время Юнг просит не забывать, что, поскольку вытеснение регрессивно, оно может помочь индивиду найти в бессознательном ответ на свои проблемы и, таким образом, вернуться к движению вперед. http://psylib.org.ua/books/holli01/txt03.htm