Психоанализ и психосинтез

Прошу прощения, если поместила не в тот раздел, в некотором смысле эти направления находятся рядом и с именем Юнга и с АП. Познакомилась с направлением в психологии - психосинтез, основателем которого является итальянский психолог Ассаджиоли - как и Юнг - бывший ученик Фрейда, и как и Юнг, отошедший от него. На рунете есть некоторые книги Ассаджиоли. http://www.youtube.com/watch?v=l8oHOSEz0_Q Из видео: "Само название психозинтез знаковое: начало - психоанализ, продолжение - психозинтез. сначала разделение, анализ, разбивка на отдельные фрагменты. Потом - сочетание этих фрагментов." Из письма К.Г.Юнга (26 мая 1923 г.) "Позвольте мне несколько замечаний: в той мере, в какой я считаю психоаналитический и психосинтетический метод инструментом для работы над собой, ваше сравнение метода с йогой кажется мне полностью обоснованным. Но, как мне кажется, необходимо подчеркнуть, что это просто аналогия, потому что ныне слишком многие европейцы склонны некритично принимать восточные идеи и переводить их на ментальный язык Запада. По моему мнению, это причиняет вред и нам самим, и этим идеям." Направление мне показалось очень интересным, хотя оно может вызвать разные споры на форуме. Но возможно, у кого-то оно вызовет интерес. Упомянуть психосинтез (как еще одно направление, выросшее из Фрейдовского психоанализа и отошедшее от него) на форуме об АП - мне показалось, это вполне нормально и отвечает разумному толерантному отношению ученых - психологов друг к другу. С уважением.
Прочитала про психосинтез здесь : http://www.psychologos.ru/articles/view/psihosintez_kak_metod_psihoterapii . Если брать общие моменты с теорией Юнга, то, например, интеграция субличностей близка к юнговскому пониманию интеграции тени (где тень, или теневые личности содержат вытесненные части личности=субличности).-------------------Это по пункту 2: Умение управлять различными элементами личности (метод дезиндентификации), состоящий в дезинтеграции выявленных вредных образов или комплексов (атак бессознательного) и управлении и использовании высвободившейся таким образом энергии. Нами управляет все, с чем мы себя отождествляем, и мы можем управлять всем, с чем мы себя дезиндентифицируем.
Пункт 3 и 4 похож на выстраивания отношений с самостью :3)"Познание своего истинного Я — открытие или создание объединяющего центра, чтобы расширить сознание своей личности до осознания своего Я (двигаясь по лучу света, проследить его направление до самого источника света и объединить низшее и высшее Я). При использовании соответствующих активных техник или естественном внутреннем росте каждый этап связан с новой идентификацией. Например, человек создает идеал своей личности, соответствующий его масштабам, этапу внутреннего развития и психологическому типу, и таким образом делает этот идеал достижимым. («Идеал — художник, реализующий себя через создание прекрасного»). Идеальные модели затрагивают основные отношения с внешним миром и другими людьми, идет проекция внутреннего мира вовне — человек не теряет себя во внешнем объекте, но в какой-то степени освобождается от эгоистических интересов и внутренней ограниченности; он реализует себя через внешний идеал, какую-то внешнюю суть. Эта внешняя суть — не прямой путь к высшему Я, но истинная точка соприкосновения с ним, связующее звено между человеком и его высшим Я, которое отражается во внешнем объекте и является его символом."4)Психосинтез — формирование или реконструкция вокруг созданного нового центра новой личности, которой присущи согласованность, организованность и единство.
Рис. 5.6. Карта внутреннего мира по Ассаджиоли (пояснения в тексте) Рис. 5.6. Карта внутреннего мира по Ассаджиоли (пояснения в тексте)
  1. Низшее бессознательное — подавленные желания, комплексы, инстинкты, давно забытые воспоминания.
  2. Среднее бессознательное — это область, где пребывают все наши психологические навыки и состояния, которые могут быть произвольно перенесены в поле сознания.
  3. Высшее бессознательное, или сверхсознание, — эволюционное будущее человека, все то, чего он может достичь в процессе развития; высшие парапсихологические способности, интуиция, творческое вдохновение, экстаз, духовность, влечения к любви, справедливости, красоте, состраданию, гармонии.
  4. Поле сознания — непрерывный поток ощущений, образов, мыслей, чувств, желаний, доступных сознательному анализу.
  5. Сознательное личное Я — центр сознания, личности, но он исчезает, когда человек засыпает, находится под наркозом.
  6. Высшее надличное истинное Я (или Свое), которое пребывает над потоком мысли и состояниями тела и не подвержено их влиянию. Высшее Я — совокупность возможностей человеческого развития, связующее звено между индивидуальными и всеобщими процессами, единое со Вселенной, в то время как личное, сознательное Я — лишь частичное отражение высшего, его проекция на поле личности.
  7. Коллективное бессознательное (по Юнгу, «коллективное бессознательное — предпосылка каждой индивидуальной психики, подобно тому как море есть предпосылка каждой отдельной волны»). Между человеком и другими людьми все время протекают процессы «психического проникновения».
  8. Воля, с помощью которой Я может управлять своими психическими функциями.
  9. Ощущения.
  10. Эмоции-чувства.
  11. Импульсы-желания.
  12. Воображение.
  13. Мышление.
  14. Интуиция.
  15. Субличности (психологические образования, подобные живым существам, сосуществующим в общем пространстве личности). Каждая субличность ведет собственный стиль жизни, имеет собственные движущие желания, мотивы, мысли, чувства, поступки, модель мира.

Пустые круги на рис. 5.6 означают содержание сознания: чувства, ощущения, идеи и т. д. Точка — это Я, которое на протяжении дня непроизвольно переходит от одного отождествления к другому: «Я зол», «Я счастлив», «Я устал».

Я может отождествиться с любым содержанием сознания, но может и отделиться от любого из них. Сознавая себя как Я, человек имеет свободу выбора.

Важным элементом в психосинтезе является понятие субличностей динамических, энергетических смысловых подструктур, которые обладают относительно независимым существованием.

  • ► Субличность — это совокупность установок, поведенческих стереотипов, влечений, мнений, которые обретают целостную различимую форму в сознании человека.

Каждая из них обладает энергией, т. е. это не только смысловое образование, но и энергетическое. У нее свой стиль жизни, свои движущие мотивы, желания, мысли, чувства, формы поведения. Самые привычные субличности — те, что связаны с ролями, которые мы играем в жизни, например сына, отца, любимого, врача, учителя или служащего. Каждая строится на основе какого-то желания целостной личности, выражает определенные жизненно важные устремления и цели человека.

В каждом человеке есть большой набор субличностей, отличающихся от таких же образований у других людей. Можно их выделить, проанализировать и дать всем им «свое имя». Некоторые из них могут походить на клички: Авантюрист, Благоразумный, Беззащитная крошка, Знаток, Одинокое сердце, «Что подумают люди», Критик, Саботажник и пр. Игры, в которые играют эти субличности, внутренние голоса человека, становятся деструктивными в том случае, если он не осознает их или не принимает мер для примирения конфликтных сторон внутри себя самого. Субличности становятся вредными, когда контролируют человека.

Одна из целей самонаблюдения — больше понять центр, сущность собственного Я, усилить его, чтобы оно было способно разрешить конфликты между субличностями. Будьте уверены, что оно не станет прогонять или игнорировать их, поскольку те фактически отражают потребности целостной личности, каждая субличность — это часть вас и выполняет важные для вас функции.

Когда мы воспринимаем мир и самих себя, то отождествляем себя с той или иной субличностью. Их много, и они могут сменять одна другую. Так, Обвинитель легко превращается в Жертву, и наоборот. Как правило, это неосознаваемый процесс. Но как только человек научается осознавать их голоса, он начинает по-настоящему изучать себя, узнавать сущность своего Я. «Не зная и не понимая себя, нельзя управлять собой», — подчеркивает Ассаджиоли.

Чтобы постичь истинное, высшее Я, необходимо осуществить терапевтический процесс психосинтеза, который включает четыре стадии:

  1. глубокое познание своей личности;
  2. достижение контроля над различными элементами личности;
  3. постижение своего истинного Я, выявление или создание объединяющего центра, в результате подъем от личного к высшему Я;
  4. психосинтез, формирование или перестройка личности вокруг нового центра.https://pro-psixology.ru/sovremennye-psixologicheskie-teorii/93-koncepciya-psixosinteza-r-assadzhioli.html