Статьи

http://ria.ru/science/20151117/1322725173.html Ученые из Томского государственного университета и их болгарские коллеги выяснили, что наша рабочая память считает слова материальными объектами, а не исключительно абстрактными конструкциями, что вероятно помогает нам лучше запоминать информацию. МОСКВА, 17 ноя – РИА Новости. Нейрофизиологам из Томского государственного университета и их зарубежным коллегам удалось показать, заставляя добровольцев видеть воображаемые предметы, что человеческая мысль и рабочая память носит "материальную" природу, говорится в статье, опубликованной в журнале Cognitive Processing. "Мы хотели проверить, способны ли значения слов влиять на тот образ или сценарий, симуляцию, которую мы "прокручиваем" у себя в голове, и которая помогает нам предсказывать то, что случится, и лучше понимать их. Мы попросили добровольцев запомнить расположение той точки на экране, куда выводилось одно из двух слов – "верх" или "низ", — рассказывает Оксана Царегородцева из ТГУ, чьи слова приводит пресс-служба ВУЗа. Царегородцева и ее коллеги пытались найти рациональное объяснение тому, почему человек гораздо быстрее реагирует на различные слова, обозначающие реальные объекты – к примеру, солнце, земля, стул и так далее – если они выводятся на экран компьютера в "правильной" его части, соответствующей их положению в реальном мире. К примеру, если на экран выводится слово "солнце", то тогда человек будет быстрее реагировать на него тогда, когда она будет находиться в верхней части выводимой картинки. Вдобавок к этому, наличие "солнца" и "земли" в одном угле картинки заставляло взгляд человека отклоняться в сторону, словно огибая препятствие, если ученые просили его посмотреть вверх или вниз. На протяжении последних 10 лет нейрофизиологи и психологи активно спорят о природе этого феномена – часть ученых считает, что мозг считает слова реальными материальными объектами, которые он размещает в воображаемом мире и которые взгляд пытается "обойти", а другие – отрицают такую возможность. Российские ученые попытались выяснить, какая из теорий верна, используя камеру, которая следила за движением глаз участников опытов. В рамках этих экспериментов добровольцы из числа студентов ТГУ смотрели на экран, разделенный на девять частей, в одной из которых выводился эллипс с вписанным в него словом "верх" или "низ", которое не всегда совпадало с его положением на экране. Затем слово исчезало, и на экране появлялась стрелка, указывающая вверх или вниз. В этот момент студенты должны были повести глазами в указанном направлении. После этого на экран выводилась еще одна такая же точка, чье положение могло быть или тем же, или чуть другим, чем у изначального эллипса. В этот момент добровольцы должны были понять, совпадает ли их позиция, и нажать на соответствующую кнопку на клавиатуре. Наблюдая за движением глаз и тем, как отклонялась траектория движения взгляда студентов, Царегородцева и ее коллеги показали, что наш мозг действительно считает слова и содержащиеся в них смыслы реальными физическими объектами. В частности, слово "верх" заставляло студентов запоминать неправильное положение точки, находившееся в стороне от ее реального положения. Из-за этого в их реакции возникали задержки, и они нажимали на кнопки клавиатуры медленнее. Таким образом, авторам статьи удалось показать, что абстрактные слова ведут себя как объекты материального мира внутри рабочей памяти человека, вероятно помогая нам лучше и быстрее запоминать воспринимаемую информацию.
http://ria.ru/science/20150325/1054303683.html МОСКВА, 25 мар — РИА Новости. Человеческий мозг запоминает незнакомые для него слова на родном или иностранном языке не по буквам или слогам, а в виде своеобразной картинки, единого целого, что позволяет нам быстро читать и воспринимать информацию, заявляют нейрофизиологи в статье, опубликованной в Journal of Neuroscience. "Мы не распознаем слова, быстро проговаривая их по буквам про себя или выделяя отдельные части слова, как считали некоторые наши коллеги. На самом деле, нейроны в той небольшой части мозга, что отвечает за речь, помнят то, как выглядит слово в целом, используя особую систему, которую можно назвать "визуальным словарем", — заявил Максимилиан Ризенгубер (Maxuimilian Riesenhuber) из университета Джорджтауна (США). Ризенгубер и его коллеги пришли к такому выводу в ходе необычного эксперимента с участием двух дюжин добровольцев, которые пытались запомнить небольшой словарик из 150 бессмысленных слов, придуманных авторами статьи путем замены одной или нескольких букв в обычных английских выражениях. Во время этого нелегкого занятия за работой их мозга следили ученые, наблюдая за малейшими изменениями в его активности при помощи модифицированного магнитно-резонансного томографа. Эти наблюдения помогли ученым понять, какие области мозга участвуют в запоминании новых слов и какие его регионы управляют их распознаванием. Как выяснилось, центры речи запоминают новые слова не по буквам и даже не по слогам, а целиком, в виде некой картинки. В пользу этого говорит то, что за восприятие слов отвечает область мозга, которая расположена рядом с цепочкой нейронов в зрительной коре, отвечающей за распознавание лиц окружающих. Как полагают ученые, это открытие будет интересно не только их коллегам-нейрофизиологам, но и лингвистам и педагогам. Сегодня детей и взрослых людей учат читать на родной речи и говорить на иностранном языке, заставляя их произносить слова по слогам и буквам. Многие люди испытывают трудности с обучением, и открытие Ризенгубера и его коллег может объяснять то, почему они возникают и как можно их обойти. Как признается сам ученый, идею провести подобное исследование ему подали преподаватели языков и люди с языковым барьером, которые узнали о его прошлых исследованиях и рассказали о том, что им легче даются новые слова в тех случаях, когда они пытались запомнить их целиком. "Для людей, которые не могут учить слова фонетическим способом, запоминание всего слова целиком может быть хорошей стратегией обучения. Области мозга, которая отвечает за распознавание слов, абсолютно все равно на то, как звучит слово, она лишь обращает внимание на то, как выглядят соединенные друг с другом буквы. То, что подобная способность к обучению заложена в очень небольшом регионе мозга, является отличным примером его способности формировать новые связи и обрывать старые", — заключает Ризенгубер.
Хорошо ещё заучивать даже не слова целиком, а текст. Когда-то так заучивала стихи (у меня был сборник Дудина, на одной странице английский текст на другой русский).
Фрэнсис Йейтс Искусство памяти