отрывок из книги Юджин Моник "Анимус: фаллическая энергия женщины"

Анимус: фаллическая энергия женщины В этой книге рассматриваются основы мужской психологии. Однако необходимо сказать несколько слов о том, как может появиться фаллос в женской психологии. Ни один архетип, независимо от его полоролевой идентичности, не становится исключительным переживанием, присущим тому или иному полу. Несмотря на то, что тело говорит нам, что мы являемся мужчинами или женщинами и не стоит усложнять жизнь, происходящие в психике процессы оказываются намного сложнее. И такое усложнение делает ситуацию куда интереснее. Скажу больше: так как на маскулинность накладываются высшие патриархальные ценности, женщины могут считать это непростое обстоятельство неким даром, хотя мужчин оно может обескураживать. Мои наблюдения, конечно же, исходят из контекста, в основе которого лежит мужская точка зрения; их ни в коем случае нельзя назвать аутентичными в смысле непосредственного женского переживания. Тем не менее их можно рассматривать как дополнение ко всему, о чем говорилось выше, для получения максимальной полноты картины. Они ни в коем случае не являются определяющими или даже правильными по своей сути. В психологии всегда наилучшим критерием является опыт. Юнг назвал мужскую часть, существующую в психике женщины, анимусом, что в переводе с латыни означает дух или разум. Это понятие эквивалентно его концепции анимы или женского аспекта мужской психики. В переводе с латыни анима означает душа; согласно описанию Юнга, она представляет собой скрытую, второстепенную, чувственную часть мужской психики. Несмотря на то, что теоретически она определенно занимает второе место в мужском (или лучше — в фаллическом) эго, ее присутствие чувствуется по настроению мужчины и его эмоциональным реакциям. Юнг изучал аниму изнутри, такой, какой она у него была. Но он не мог точно так же исследовать анимус. Он полагал, что женский анимус функционально соответствует мужской аниме, каждый раз компенсируя доминирующие черты, связанные с полоролевой личностной идентичностью10''. Однако Юнг был не из тех, кто проводит такие сопоставления, исходя из их очевидности, просто потому, что они дополняют картину. Он наблюдал так называемые мужские черты в знакомых женщинах и увидел, что, как правило, они играют второстепенную роль по сравнению с такими же чертами, существующими у мужчин. У него было очень непростое отношение к женским чертам, которые он видел в себе и других мужчинах. Юнг связывал "второстепенность" черт противоположного пола у мужчин и женщин с пренебрежением ими или их вытеснением. Все потенциальные аспекты человеческой личности, не соответствующие полоролевой модели, проваливаются в бессознательное. Время от времени они появляются как типичные, но не прошедшие полного развития характеристики противоположного пола. С прекращением бдительной охраняющей функции эго мужчины становятся сентиментальными, суетливыми, болтливыми, ворчливыми, — то есть налицо все признаки проявления анимы. В то же время женщины могут быть властными, навязывающими собственное мнение, доминирующими, поверхностно мыслящими, — здесь все признаки "одержимости анимусом". В женщине, которая, как предполагается, является хранительницей домашнего очага и семейных отношений, такие качества становятся особенно разрушительными. Они направлены против естественной заботы о своем женском эросе, точно так же, как жалость к самому себе, повышенная истеричность эмоциональных реакций и драматизация жизненных ситуаций направлены против солярного мужского сознания или мужского логоса. До тех пор, пока в юнгианских сообществах росло осознание ани-муса, последующие поколения юнгианцев считали, что он принижает существующие у женщин мужские качества. Второстепенные черты противоположного пола действительно оказываются довольно болезненной реальностью. Однако новое поколение юнгианских аналитиков — с их духовными наставниками Ирэн Клермон де Кастилльо и Эстер Хардинг — решили, что именно женщины являются владелицами наследства, не оставляя патриархальности ни гроша107. Дьявол как неземной дух и проклятый богом разум, воплощение негативного анимуса. Иллюстрация Эжена Делакруа, 1799—1863 (Хэритейдж Клаб, Нью-Йорк) Особую важность представляет для меня Клермон де Кастилльо. Ее голос был первым, услышанным мной, протестующим против того, чтобы считать анимус женской душой. В своей книге "Знающая женщина" автор утверждает, что женская душа тоже является женственной108. По ее мнению, душа всегда женственна. Я понимаю это так: душа отдает женственности свою власть, ибо содержимое и содержание суть одно и то же. Женщина должна заглянуть глубоко в себя, чтобы найти образ своей души. Анимус не выражает существенные черты женской психики больше, чем анима выражает существенные черты психики мужской. Анимус женщины больше не считается обязательно негативно окрашенным, а обладает всей многогранностью мужской духовности. Так называемый негативный анимус — всего лишь шаг на протяжении целого пути. Несмотря на то, что этот шаг является ключевым, анимус все равно нечто большее, чем описанная выше раздраженная второстепенная маскулинность. Анимус создает женщине энергетическую основу, когда она учится и овладевает определенными нормами, готовя себя к такой же солярной ответственности, как самая истовая патриархальность. Анимус может думать; он не является поверхностным, когда у него есть время и энергия, необходимая для развитого мышления. Женщины часто преподносят суждения, выражающие коллективные ценности, и имеют общие мнения — но и мужчины тоже. Фактически, как мужчины начинают эмоционально развиваться, перестав видеть в женщинах носителей эроса, так и женщины начинают думать самостоятельно, перестав зависеть от мужчин как обладателей логоса. Какое же место в таком случае занимает фаллос-анимус в творческой жизни женщины, если она не обращается за помощью к мужчине или мужскому образу, на который она может проецировать свои фаллические черты? Фаллос может стать путеводителем женщины в той же степени, как и мужчины. Если использовать метафору, его шевеление позволяет женщине почувствовать, что наступает пора творческой деятельности. Эрекция или же предшествующий ей импульс (подобно "потребности в мастурбации" в приведенном выше сновидении) для мужчины является знаком наступления чего-то нового, признаком того, что бог очнулся от дремоты. Женщина не чувствует давления со стороны фаллоса, как его чувствует мужчина, хотя существует некое сходство. Шевеление фаллоса в мужчине свидетельствует о его немедленной готовности к семяизвержению, позитивный аспект анимуса у женщины проявляется в импульсах, позволяющих ей относиться творчески к окружающему миру. Так, например, именно анимус женщины подсказывает ей после многих лет рутинной бумажной работы, поддерживающей патриархальную структуру, что она имеет все способности для собственной профессиональной деятельности. Именно анимус толкает женщину от домашних забот и стереотипно-добровольных "женских" дел заняться всерьез своим образованием, закончить школу и начать делать собственную карьеру. Именно анимус движет ей в процессе создания таких планов и придает ей необходимую энергию для их завершения. Фаллос-анимус может внезапно восстать, как это происходит ранним утром при эрекции, провоцируемой Меркурием, испытывая острое желание немедленного удовлетворения. Вместе с тем он может подниматься медленно, под воздействием волевых усилий. Женщине никогда не знакомо ощущение фаллоса как личной принадлежности, поэтому она должна быть спокойна. У нее на первом плане может быть исполнение своих женских обязанностей, таких как, например, материнство. Но когда анимус начинает себя показывать, он, безусловно, становится фаллическим. Женщине с хорошо приземленной женственностью анимус не придает мужественности. В ее восприимчивой женской природе властный элемент фаллоса остается вторичным. И все же он присутствует и проявляет себя в ее достижениях. Развитие внутреннего женского фаллоса-анимуса увеличивает независимость женщины как личности, особенно в ее отношениях с мужчинами. Если женщина тесно связана с собственными источниками маскулинности, она будет значительно меньше зависеть от фаллической поддержки находящегося рядом мужчины. Проснувшись летним утром, чтобы написать этот параграф, и размышляя над тем, что я могу сказать для иллюстрации черт, определяющих независимость женского анимуса, я услышал по местному радио Скрэнтона интервью с женщинами, в котором шла речь о проблеме поддержки детей после их отделения от родителей. Часть этой проблемы заключалась в получении ребенком адекватной поддержки так, чтобы держать о ней в неведении упрямствующего отца. Женщины, которые давали интервью, обладали независимостью, обернувшейся против них самих. Ни один отец, ни патриархальные социальные структуры не могли терять свою независимость, чтобы обеспечить детям поддержку. Эти женщины не только хорошо справлялись сами, причем некоторые из них имели несколько детей, но при этом еще участвовали в организации национальных ассоциаций, оказывающих давление на реформы. Женские голоса звучали по радио громко, наполненные гордостью и уверенностью в своей правоте. Мне вспомнилась горбатая старуха с выступающими челюстями за рулем искареженного шевроле, которую я недавно видел на трассе между Нью-Йорком и Скрэнтоном. У нее на заднем стекле виднелся один из предупредительных желтых восьмиугольных дорожных знаков-факсимиле. Но это был не обычный знак: "Внимание, в машине ребенок". Знак был такой: "Машину разбил бывший муж". Она мне испортила весь день. Независимость женщины включает в себя преодоление ограничений, наложенных негативным анимусом. Негативный анимус — это, по сути, интрапсихический голос или присутствие маскулинности. Хотя он может проявляться и в качестве всевозможных вспышек неприемлемого поведения, нарушающих покой окружающих, его подлинный спектр зла известен только самой женщине. Негативный анимус нашептывает женщине во внутреннее ухо, что она полная и окончательная идиотка, не способная выйти из своего зажатого состояния в некое возвышенное состояние, каким, например, является "мир мужчин". Если женщина знает, что для нее хорошо, она лучше будет пребывать в безопасности, привязанная к тому, что для нее хорошо. Она зашла слишком далеко и, конечно же, потерпит неудачу; она лишь хотела поддержать мужа и ничего не хотела для себя; она очень слабая и робкая, ах, ах, ах... Негативный анимус действует как фаллос-насильник, цель которого заключается в том, чтобы держать женщину в подчинении, покорить ее и отомстить ей за эротическую власть, которую она над ним имеет. Это патриархальность, существующая в условиях доминирующего матриархата109. Развитие негативного анимуса часто можно проследить по травмирующему влиянию родного отца (или отца-суррогата, каковым, например, является материнский анимус), но, тем не менее, так можно полностью проследить лишь динамику интроекции. За родным отцом стоит целый мир архетипической маскулинности. Архетипический фаллос содержит в себе безжалостный, животный аспект, требующий удовлетворения. Моя пациентка принесла сон, в котором на цветной мантии классической древнегреческой женской статуи совокуплялись жуки. Это был взгляд на филогенетическое развитие в первобытной стадии, наложенный на произведение высочайшей культуры. Сновидица себе сказала во сне: "Чтобы проникнуть в женщину, мужчине нужно распороть ей кожу своим фаллосом". Лисистрата Эту интерпретацию внутри сновидения можно было рассматривать с разных точек зрения. В данном случае в контексте аналитической терапии этой пациентки оказалось, что сам по себе аспект негативного анимуса нашел свое проявление патриархально животным способом — "пропарывая ее кожу" и при этом как бы имея на это полное биологическое право. Женщину постоянно ранит такое предположение, ибо она принимает за чистую монету, что ее внутренний мужской голос обладает властью, которая не подлежит сомнению. Архетипическая близость к биологии заставляет женщин сносить физические и психологические оскорбления, исходящие от негативного анимуса. Это не женские черты, а качества анимуса, находящегося в ее бессознательных владениях. И действительно, Юнг считал, что анимус чаще появляется в качестве мужского хора, имея при этом в виду, что негативный анимус может пребывать в непосредственной близости от положительных мужских образов. Поэтому женщина, видящая во сне положительный мужской образ, получает хороший совет встроить потенциал этого образа в свою психику так, чтобы он мог ей помочь, чтобы сосчитать внутренние мужские голоса, которые в состоянии разорвать ее на части. Такие образы обязательно появляются. Одна женщина, удрученная приступами депрессии, во время которых испытывала сильную тревогу в отношении своей способности стать эффективным руководителем, увидела следующий сон, в котором появился позитивный образ анимуса. Поскольку этот сон был типичным, она знала мужчину, которого там увидела, но сознательно не считала его способным оказать ей помощь. Я нахожусь на большом приеме с танцами. Мужчина приглашает меня на танец, и я соглашаюсь. У нас хорошо получается, он очень сильный. Во время танца он поднимает меня на плечи, и это просто великолепно. Я очень рада, что он достаточно большой и сильный, чтобы меня вести и так поднять (выделено самой пациенткой). Здесь фаллос-анимус демонстрирует мужское поведение: он самостоятельно вступает на сцену, прошеный или непрошеный, — в данном случае непрошеный. Мужчина во сне, который считается субъективным образом анимуса сновидицы, укрепляя ее женственность, ведет ее, опираясь на ее внутреннюю фаллическую силу. Задача для женщины заключается в том, чтобы поверить этому "очень сильному" анимусу, как мужчина должен верить порывам и влечению фаллоса. Существуют внутренние ограничения того, что мужчины могут с уверенностью сказать о женском анимусе, будь он негативным или, как в данном случае, фаллически-позитивным. Приведенные здесь рассуждения, хотя и были основаны на том, что написали сами женщины, а также на моем личном опыте, все равно определяются моей мужской идентичностью, как бы моя анима ни испытывала точно такие же вмешательства патриархальности, стремящиеся или помешать, или поддержать. Я ожидаю дальнейшего развития темы самими женщинами, как женственность воспринимает фаллическую энергию.
http://krotov.info/libr_min/13_m/on/ik_b.htm
Ютта, интересный отрывок. Что касается анимуса, который толкает женщину к мужским делам, большей активности или расширению образования, здесь важно отличить, как мне кажется, голос анимуса от голоса отцовского комплекса. Из тех женщин, которые развиты, мыслящи и активны и  которым толкую сновидения на другом сайте, чаще встречаюсь всё-таки с отцовским комплексом. К сожалению, его побочный эффект проблема в построении парных отношений или ощущение какого-то внутреннего давления, скорее не побуждающего, а принуждающего к повышению образования, конкуренции с мужчинами, построению карьеры...
Психопатология фетишизма и трансвестизма
В этой статье есть глава про фаллическую мать. Основная мысль, что мать становится фаллической, когда слаба маскулинная или фаллическая энергия сына. И ещё, про Аттиса и Кибелу или миф о том, что сын кастрирует себя (лишается пениса) и приносит его в жертву матери. Возможно этот миф отражение психологического факта, что некоторым мужчинам не принадлежит их пенис, его "хозяйка" женщина, мужчина не управляет им, а подчиняется в этот момент матери-природе, она сильнее его (сложно контролировать свои сексуальные импульсы и желания).
Марфа-М. 2016-01-07 12:29:30
голос анимуса от голоса отцовского комплекса.
согласна, сложно, но я бы хотела различать в чем существенное отличие женщин, прислушивающихся к внутренним шевелениям Анимуса, его активной, плодоносной силе, и той активностью, на которую толкает отцовский комплекс.

Может поискать с помощью сновидений - одно с отцовским комплексом, другое, как пробуждение внутренней маскулинности, Анимуса?


 

Марфа-М. 2016-01-07 13:03:59
Основная мысль, что мать становится фаллической, когда слаба маскулинная или фаллическая энергия сына.
может быть мать продолжает оставаться фаллической для сына, у которого не происходит по ряду причин отделения от нее? (сохранение иллюзии от ее охваченности Анимусом, желанием власти? мать не отходит на второй план, потому как слаб отец?).
 
Марфа-М. 2016-01-07 13:03:59
И ещё, про Аттиса и Кибелу или миф о том, что сын кастрирует себя (лишается пениса) и приносит его в жертву матери. Возможно этот миф отражение психологического факта, что некоторым мужчинам не принадлежит их пенис, его "хозяйка" женщина, мужчина не управляет им, а подчиняется в этот момент матери-природе, она сильнее его (сложно контролировать свои сексуальные импульсы и желания).

 я тут нашла момент, что кастрация необходима для оплодотворения Богини из разбора мифа об Аттисе"ссылка: http://psylib.org.ua/books/freze01/txt34.htm: "Богини эти требовали, чтобы жрецы, персонифицировавшие их возлюбленных, приносили им в жертву свои детородные органы: прежде чем передать всему миру жизнеродную энергию, богини сами нуждались в оплодотворении". 
Сложно все с фалличностью, перерыла куча текста, больше запуталась. 
Вот еще интересные отрывки из перевода Мершавки Сильвия Бринтон ПерераВ Подземном царстве темной богини. Символический путь женской инициацииГлава 3. Страдание и стремление к уединению(но только часть):

Кол Эришкигаль как воплощение силы стремящейся к уединению фемининности

Острие кола пронзает тело богини, значит кол (или шест) – это средство, с помощью которого происходит инициация богини; этот кол – как обезличенный фаллос любого мужчины-странника, пришедшего в храм Инанны-Иштар. По мнению Эстер Хардинг, этот ритуал делал доступным богине энергию полового акта.[82]Так как принимающая инь по своей природе является пустой, есть опасность, что женщины, чувствующие свою собственную пустоту, – особенно в патриархальной культуре – будут стремиться исполнить свое предназначение в соитии с реальными партнерами-мужчинами и сыновьями, а также в служении социальным идеалам Анимуса, становясь проституткой по отношению к отцам. Они будут испытывать зависть к пенису и хотеть, чтобы он удовлетворил их стремление к власти; или же они попытаются избавиться от своего чувства бессилия, поклоняясь мужчине, который дает им сексуальное наслаждение и ощущение блаженства при слиянии. Осознание внутреннего мира может вызвать у таких женщин ощущение внутреннего вакуума и безжизненной опустошенности – похожее на ощущение в полости рта, если там нет пищи (или другого объекта) – когда отсутствует мать или любовник. Тогда они страстно желают, чтобы их наполнили, и становится восприимчивыми к самой крайней и низменной зависимости от оплодотворения внешним или внутренним Анимусом. Они могут потерять свою душу в блаженстве растворения в своем любовнике.

Женская жажда слияния с маскулинностью (с Анимусом или с реальным мужчиной), ее идеализация маскулинности как истинной духовности, которой она будет подчиняться, ее потребность в наполнении патриархальной властью, или же придать маскулинности родительскую роль, изменяется через это внутреннее соитие. Слишком часто не чувствуется никакой разницы между потребностью в матери женщины, лишенной в детстве материнского тепла, и ее потребностью в партнерских отношениях с мужчиной. Возможно, именно потому, что так много женщин были вскормлены патриархальным Анимусом матери (или заменившей ее женщины), или потому что они считают своих отцов и братьев душевно теплее или более ценными, такие женщины продолжают ожидать проявление силы и материнской заботы от мужчин и своего Анимуса, при этом обесценивая женскую заботу, когда ее проявляют по отношению к ним.

Кол Эришкигаль наполняет фемининной силой ян пустоту фемининности, которая принимает все. Он наполняет извне пасть женского чрева, тем самым придавая женщине ощущение ее собственной целостности, так что она по существу не зависит от мужчины или ребенка, а может обратиться внутрь себя как целостная, отдельная личность. Она может отстаивать свои Нет или Да, свой собственный твердый кол. В царстве Эришкигаль женщина наполняется этой для нее новой и священной установкой к жизни.

Таким образом, пригвождение к колу продолжает процесс, который позволяет родиться возможности быть отдельной и целостной, обратиться внутрь себя во имя темной богини; это возможность отвергать и утверждать, терпеть, имея прочную основу, разрушать и творить. Ее источник находится внутри, поэтому нет необходимости ни в том, чтобы искать подтверждения извне: неразборчиво или унижаясь до мазохизма, ни в создании благоприятного для себя окружения, чтобы получать поддержку, ни заискивании перед окружающими, ожидая от них поощрения. Базовая потребность многих современных женщин в том, чтобы быть наполненной, совершенно неудовлетворенная матерью, теперь находит возможность удовлетворения, и тогда создается норма реальной поддержки и «приземленности».

Очевидно, что западная культура лишила женщин уверенности в себе, позволяющей заявлять об объективных возможностях фемининности. Эта идея считается чудовищной; таким образом, женщин поощряют быть послушными и «связанными с Эросом», с садистскими образами покровителя-Анимуса, а не заявлять о своей собственной, такой же садистски самоуверенной власти.

Такое coniunctio с фаллосом богини нисколько не заменяет более последующего брачного coniunctio между фемининностью и маскулинностью, но оно проясняет «малое» coniunctio и создает возможность для «большого», –подлинного и страстного. Ибо если женщина может почувствовать собственную внутреннюю основу и ощутить с ней связь, она может быть открыта для того, чтобы получить Другого в свой целостный, сильный сосуд. Иллюстрацией этому служат сновидения двух женщин:

Может поискать с помощью сновидений - одно с отцовским комплексом, другое, как пробуждение внутренней маскулинности, Анимуса?--------------------Да, попробую найти сновидения, где ярко выражен именно их отцовский комплекс. С Анимусом будет сложнее). В целом, ориентировалась бы на возраст и родственность фигур, например, более старшие,руководящие и умудрённые фигуры-отцовские, равные по возрасту, братско-сестринские-Анимус.
Про Кол Эришкигаль. Там, где про пустотность, читала нечто похожее про фаллос-грудь и наполненность у Диноры Пайнз. Это имеет мало отношения к мужчинам или фалличности, это оральный голод и ненаполненность любовью, которая затем ведёт в отношениях к поиску мужчин материнского типа (способных заполнить вакуум ранних отношений), а затем уже построение полноценных отношений. Женщина в таком состоянии сложно давать, ей нужно брать, наполняться.
Одно сновидение и ассоциации на него в курсе анализа позволили нам понять ее дилемму. Г-же X снилось, что она плачет и поворачивается за утешением к своему любовнику. В ответ он подходит к ней, стаскивает с себя фальшивую белую оболочку и предлагает ей свою черную грудь. Но грудь мужчины не дает молока, и г-жа X . остается голодной и в отчаянии. Мы проработали это сновидение и сопутствующий материал, и тогда г-жа X . осознала, что в каждом мужчине она искала себе мать, и отношения даже с тем, кто так был физически непохож на ее мать, в своей основе были повторением эмоционально неутешительных отношений с матерью, когда она ощущала, что цепляется за кого-то, кто может отказать ей в жизни и в еде (как это было в сновидении) в любую минуту. Сновидение обозначило момент внутреннего озарения, когда она не могла не увидеть ясно, что стремится к материнской груди, которую ей никогда не обрести вновь. (источник: PSYCHOL-OK.RU - психологическая помощь) http://www.psychol-ok.ru/lib/pines/bistg/bistg_07.html
Стало очевидным равенство: груди-пенис, молоко-сперма. Я представляла для нее при переносе не только хлопотливую еврейскую мать, которую она так страстно желала и которой никогда не имела, но и объект, стоящий за отцом и матерью — ее африканскую няньку. Это она кормила Марию, заботилась о ее теле, принимала ее мочу и испражнения, гонялась за ней с ножом, колотила ее, но и обнимала ее. Кричащая, сердитая, эмоциональная фигура, которую она всегда считала отцом, была еще и ее нянькой, любимой и неоплаканной. Она уже знала, что любовь и сексуальность могут вернуть ее к жизни, но она предпочитала эмоционапьную смерть, ибо если она будет мертва, тогда ненависть и ярость, хотя и болезненные, защитят ее от худшей душевной боли из-за отделения от объекта любви и его утраты, и от неизбежного траура, скорби и слез. (источник: PSYCHOL-OK.RU - психологическая помощь)--------------------С этого времени между матерью и дочерью установились более близкие отношения, принеся с собой новые сновидения и фантазии. Марии приснились две фигуры и пенис, лежащий между ними на земле. Она подбирает пенис, но не знает, к какой фигуре его прикрепить. В другой раз ей снилось, что маленькая белая девочка Мария и маленький черный мальчик-Мария бегут по полю где-то в Африке и подбегают к широкой бурной реке. Белая девочка перепрыгивает реку и бежит дальше, а черный мальчик-Мария падает в поток и тонет. Мы поняли из этих сновидений, насколько не уверена была Мария в своей половой принадлежности. Она использовала маскулинные, кастрационные аспекты Собственного Я, чтобы защитить свою уязвимую женскую идентичность. Теперь мы могли понять ее рыдания: «Я не знаю: или я фригидна, или какой-то импотент», так как в половом акте ее страшило возбуждение, при котором она теряла контроль над границами тела и не знала уже, жертва она или агрессор, мужчина или женщина. Мы также поняли: так сильно она боялась не того, что пенис войдет в ее тело, а того, что уйдет из него, оставив в нем уязвимое зияющее отверстие. Ее фригидность служила отрицанию того, что у партнера есть пенис, а у нее влагалище. Вместо этого они оба оставались сексуально недифференцированными детьми. Сновидение указывало также на расщепление образа матери: вся агрессия была смещена на няньку, которую она ненавидела и презирала, хотя та заботилась о ее теле, в то время как мать представала рациональной, обучающей своих детей думать. Так что в фантазии сперва ее отец, а затем сексуальные партнеры мужского пола представляли собой для нее фигуру черной матери, к которой она страстно стремилась, но потом презрела и отвергла. Но это сновидение имеет и другое значение, объясняющее еще один аспект ее беспорядочности в связях. Мария рассказала мне о том, что было вытеснено на протяжении всего анализа. Она думает, что у нее был старший брат, умерший до ее рождения, а значит похороненный и оставленный там, в Африке — отсюда маленький черный мальчик, утонувший в реке. Никто никогда о нем не говорил, и Марии казалось: она осталась в живых не только в больнице, где умирали другие дети, но и из них двоих с братом. Мы теперь смогли лучше понять ее раннюю фантазию (Мария лежит парализованная, а мать спокойно отсекает дающие жизнь трубки) и ее упреки, что ее мать — не настоящая мать, а, скорее, представительница смерти, поскольку она позволила своему сыну умереть. Мы также смогли понять промискуитет как отыгрывание вытесненных фантазий, связанных с существованием старшего брата; ее вину по этому поводу, словно ее соперничество с братьями и сестрами задним числом убило старшего брата; попытки загладить вину, вернув родителям сына, но и невозможность с подобным инцестуозным объектом достичь как оргазма, так и установить долговременные отношения. Чтобы жить самой, ей надлежало «убить» объект. После того, как этот материал был проработан, Мария ощутила, что имеет право жить. Она была спокойна и прочувствовала, что смерть однажды придет, но ее визит будет кратким, а не затянется на годы. (источник: PSYCHOL-OK.RU - психологическая помощь)
Если будет у кого-то время или желание, на мир сновидений  Anna  [info]Paravolar выложила сон признание от гуру, там есть образ "Параллельно с этим показывают образ лежашей женщины, она черная и тоже со стоящим членом. Он покрыт корой как дерево отчего вся женщина выглядит доисторически." Не могу понять его в контексте сновидения, чувствую, что запуталась сама и путаю сновидицу).
Марфа, есть в ее сне некий конфликт (или мне он видится? но я делюсь). Есть в "практических занятиях" (словно в реальности?) такой момент - одна из азиаток не берет в рот (принятие, активная позиция?), потому что не любит, сама сновидящая "не берет" потому что любит. Получается в любом случае не стоит "брать", проявлять активность?, принимать? вбирать? Здесь какой-то внутренний неосознаваемый "запрет", какие-то странные правила. Чьи? Чье теневое влияние проскальзывает? 

И в связи с этим черная женщина наталкивает на мысль, что вся творческая энергия так и остается в бессознательном. Черная женщина, как мать-земля, вскармливающая, плодоносящая, дарующая жизнь? но нет "активного элемента", который вынесет плоды на свет?

Да, Ютта, спасибо, попробовала переформулировать своё толкование, отойдя от шаблона и учитывая ассоциации сновидицы. Как-то пошла по пути отцовское-материнское, оставив в стороне другие трактовки. Активность-пассивность, да, тоже похоже. Как будто вкладывает свою энергию в Гуру, есть в нём что-то напрягающее).