Незрелость чувств.

Интересно, есть ли такое понятие, как незрелость сферы чувств, то есть их застревание на каком-то раннем этапе ?

   

Врет! Инфантильный человек способен максимум на увлечение. Чувства инфантов можно сравнить с бенгальским огнем, который быстро вспыхивает, ярко горит и так же стремительно гаснет. Глядя на обуглившуюся палочку, инфант решает, что ему опять не повезло. Возможно, поэтому инфанты ни с кем не могут быть долго в серьезных отношениях. Они сваливают это на разницу вкусов, темпераментов, на обстоятельства… А дело совсем в другом. Инфант слишком поглощен собой и своими интересами. Он, как маленький ребенок, не способен по-настоящему глубоко и тонко чувствовать другого человека. Его главной ценностью остается удовлетворение собственных потребностей — в защите, тепле, насыщении (К. Юнг). 

.Источник: http://www.ranibu.ru/zhizn-lyubov-i-nezrelost-otnosheniy.html НИКОЛАЙ БУЛГАКОВ - ИСКУСТВО БЫТЬ СОБОЙ © RANIBU.RU

Фигня какая то)  Вульгаризация.

*

Пока копаю что-то на заданную тему. Например, устойчивость или стабильность чувств-ближе к взрослому, зрелому. Лёгкая переключаемость, непосредственность-к детскому. В какой-то мере детские чувства более жестоки, дети легче забывают или выкидывают что-то из головы. Как переменчивый ветер).Возможно ещё больший эгоцентризм детей, чем взрослых.
Автор: Vervoleg, дата: пт, 27/05/2016 - 18:22 

Фигня какая то)  Вульгаризация.------------------------------Скорее, индивидуальная интерпретация проблемы пуэра.

Че то вспомнил мотивы из советского детства - "любовь - не вздохи на скамейках. Любовь - это ответственность."

Да пофиг.

Нет, тема вообще не об этом. Не об ответственности. Не совсем удачно выбрала статью. Примеры : человек набрасывается с кулаками в гневе, вместо разговора. Или незначительный повод приводит к слезам. То есть кто-то реагирует "как ребёнок".Скорее, ближе к области травмы. Статью уберу, чтобы не дезориентировала).
Наверное, нашла пример незрелости чувств. Алкоголики (по сути большие дети). Статья, которая описывает именно особенности сферы чувств у таких людей.  1)Безответственность. 2)Эмоциональная незрелость 3)Низкая толерантность к фрустрации.4)Неумение выражать свои чувства.5)
Низкая самооценка.6)Мания величия.7)Перфекционизм 8)Чувство вины.

Источник: http://nondrinker.ru/index.php/psihologicheskie-osobennosti-alkogol/












Возможно, было бы полезно различать чувства, эмоции и аффекты. 

Аффект - эмоциональная реакция, незрелая и архаичная, почти неуправляемая по определению. На каждого человека в определенных ситуациях могут обрушиваться волны аффектов, но это не всегда значит, что эмоционально-волевая сфера незрелая или нарушенная. А может и значит, если рассмотреть аффекты в контексте всей личности, учесть особенности протекания и частоту аффективных штормов (пограничная личность).

Или, скажем, у человека могут быть в основном дифференцированные эмоции и он вполне ими управляет, за исключением, например, гнева, который в силу тотального родительского запрета злиться напрочь подавлен. И если гнев прорывается, то он архаический, то есть незрелый. 

Но все это не про чувства, которые являются сложносочиненными когнитивно-эмоциональными процессами, проактивными и реактивными. Например, чувство любви или благодарности. И не про чувствование в юнговском смысле слова как способность определять субъективное отношение к чему-либо...

 

Так вы, собственно, о чем именно говорите, когда упоминаете "незрелость чувств"?  

Скорее, про последнее. В контексте собственных чувств-это специфическое проявление чувства любви , например, когда человек уходит из сферы непосредственного взаимодействия, он как-бы вообще исчезает из психической жизни, нет или редко возникает чувство "скучания", когда человек появляется вновь, нужно некое усилие, чтобы вернуть значимость. Примерно похожее чувство при смерти человека, некоторое бесчувствие, равнодушие.
"С глаз долой - из сердца вон"?


Похоже на трудности с символизированием и воображением, характерные для нарциссических состояний сознания. Утрата не переживается, покинувший человек обесценивается, а место печали занимает обида и мстительность. Когда покинувший возвращается, радости нет, а вместо нее раздражение и досада (протопризнаки гнева).

Это, скорее, про анти-любовь (бесчувствие и равнодушие) и защиты от собственной зависти.  

С утратой и возвращением понятно. А к кому или чему может быть зависть ? И подобные реакции, не знаю как по-другому назвать, это дефект характера или все таки нарушенное развитие ?
Возможно ещё близко к теме нехватка глубины, а также некоторой прочности чувств, включение больше розового спектра с нехваткой темного."Татьяна с ключницей простилась
За воротами. Через день
Уж утром рано вновь явилась
Она в оставленную сень,
И в молчаливом кабинете,
Забыв на время всё на свете,
Осталась наконец одна,
И долго плакала она.
Потом за книги принялася.
Сперва ей было не до них,
Но показался выбор их
Ей странен. Чтенью предалася
Татьяна жадною душой;
И ей открылся мир иной.

XXII.

Хотя мы знаем, что Евгений
Издавна чтенье разлюбил,
Однако ж несколько творений
Он из опалы исключил:
Певца Гяура и Жуана,
Да с ним еще два-три романа,
В которых отразился век,
И современный человек
Изображен довольно верно
С его безнравственной душой,
Себялюбивой и сухой,
Мечтанью преданной безмерно,
С его озлобленным умом,
Кипящим в действии пустом.

XXIII.

Хранили многие страницы
Отметку резкую ногтей;
Глаза внимательной девицы
Устремлены на них живей.
Татьяна видит с трепетаньем,
Какою мыслью, замечаньем
Бывал Онегин поражен,
В чем молча соглашался он.
На их полях она встречает
Черты его карандаша.
Везде Онегина душа
Себя невольно выражает
То кратким словом, то крестом,
То вопросительным крючком.

XXIV.

И начинает понемногу
Моя Татьяна понимать
Теперь яснее - слава богу -
Того, по ком она вздыхать
Осуждена судьбою властной:
Чудак печальный и опасный,
Созданье ада иль небес,
Сей ангел, сей надменный бес,
Что ж он? Ужели подражанье,
Ничтожный призрак, иль еще
Москвич в Гарольдовом плаще,
Чужих причуд истолкованье,
Слов модных полный лексикон?..
Уж не пародия ли он?

XXV.

Ужель загадку разрешила?
Ужели слово найдено?
Часы бегут; она забыла,
Что дома ждут ее давно, Пушкин. Е. Онегин.

Я подробно рассказываю об Анне и о самой себе и почти не говорю об отце. Но не потому, что не он был главным действующим лицом в этой истории, и не потому, что он мало меня интересует. Никого в жизни я не любила так сильно, как его, и из всех чувств, какие обуревали меня в ту пору, чувства к нему были самыми стойкими, глубокими, и ими я особенно дорожила. Но я слишком хорошо его знаю, чтобы с легкостью болтать о нем, да и слишком мы похожи друг на друга. Однако именно его характер я в первую очередь должна объяснить, чтобы как-то оправдать его поведение. Его нельзя было назвать ни тщеславным, ни эгоистичным. Но он был легкомыслен — неисправимо легкомыслен. Я не могу даже сказать, что он был не способен на глубокие чувства, что он был человек безответственный. Его любовь ко мне не была пустой забавой или просто отцовской привычкой. Ни из-за кого он так не страдал, как из-за меня. Да и я сама — я потому и впала в отчаяние в тот памятный день, что он как бы отмахнулся от меня, отвратил от меня свой взгляд… Ни разу он не пожертвовал мною во имя своих страстей. Ради того чтобы проводить меня вечером домой, он не однажды упускал то, что Уэбб называл «роскошной возможностью». Но в остальном — не стану отрицать — он был во власти своих прихотей, непостоянства, легкомыслия. Он не мудрствовал. Он все на свете объяснял причинами физиологическими, которые считал самыми важными. «Ты сама себе противна? Спи побольше, поменьше пей». Точно так же он рассуждал, если его страстно влекло к какой-нибудь женщине, — он не пытался ни обуздать свое желание, ни возвысить

его до более сложного чувства. Он был материалист, но при этом деликатный, чуткий, и, по сути дела, очень добрый человек.

Желание, которое влекло его к Эльзе, тяготило его, но отнюдь не в том смысле, как можно предположить. Он не говорил себе:

«Я собираюсь обмануть Анну. А значит, я ее меньше люблю». Наоборот: «Экая досада, что меня так тянет к Эльзе. Надо побыстрее добиться своего, иначе мне не миновать осложнений с Анной». При этом он любил Анну, восхищался ею, она внесла перемену в его жизнь, вытеснив череду доступных неумных женщин, с какими он имел дело в последние годы. Она тешила одновременно его тщеславие, чувственность и чувствительность, потому что понимала его, помогала ему своим умом и опытом; но зато я далеко не так уверена, сознавал ли он, насколько серьезно ее чувство к нему! Он считал ее идеальной любовницей, идеальной матерью для меня. Но приходило ли ему в голову смотреть на нее как на «идеальную жену» со всеми вытекающими отсюда обязательствами? Сомневаюсь. Убеждена, что в глазах Сирила и Анны он, как и я, был неполноценным в эмоциональном отношении. Однако это вовсе не мешало ему кипеть страстями, потому что он считал это естественным и вкладывал в это все свое жизнелюбие.

Когда я замышляла изгнать Анну из нашей жизни, я не беспокоилась о нем. Я знала, что он утешится, как утешался всегда: ему куда легче перенести разрыв, чем упорядоченную жизнь. По сути дела, его, как и меня, подкосить и сокрушить могли только привычка и однообразие. Мы с ним были одного племени, и я то убеждала себя, что это прекрасное, чистокровное племя кочевников, то говорила себе, что это жалкое выродившееся племя прожигателей жизни.---------------------------------------------Вода была ласковая и теплая. Анна не показывалась — должно быть, рисовала у себя в комнате свои модели, а отец тем временем любезничал с Эльзой. Через два часа солнце уже перестало греть, я поднялась на террасу, села в кресло и развернула газету.

В эту минуту я и увидела Анну; она появилась из леса. Она бежала, кстати сказать, очень плохо, неуклюже, прижав локти к телу. У меня вдруг мелькнула непристойная мысль — что бежит старая женщина, что она вот-вот упадет. Я оцепенела: она скрылась за домом в той стороне, где был гараж. Тогда я вдруг поняла и тоже бегом устремилась за нею.

Она уже сидела в своей машине и включала зажигание. Я ринулась к ней и повисла на дверце.

— Анна, — сказала я, — Анна, не уезжайте, это недоразумение, это моя вина, я объясню вам…

Она меня не слушала, не смотрела на меня, она наклонилась, чтобы освободить тормоз.

— Анна, вы нам так нужны!

Тогда она выпрямилась — лицо ее было искажено. Она плакала. И тут я вдруг поняла, что подняла руку не на некую абстракцию, а на существо, которое способно чувствовать и страдать. Когда-то она была девочкой, наверное немного скрытной, потом подростком, потом женщиной. Ей исполнилось сорок лет, она была одинока, она полюбила и надеялась счастливо прожить с любимым человеком десять, а может, и двадцать лет. А я… ее лицо… это было делом моих рук. Я была потрясена, я как в ознобе колотилась о дверцу машины.

— Вам не нужен никто, — прошептала она, — ни вам, ни ему. Мотор завелся. Я была в отчаянии, я не могла ее так отпустить.

— Простите меня, умоляю вас…

— Простить? Вас? За что?

Слезы градом катились по ее лицу. Она, как видно, этого не замечала, черты ее застыли.

— Бедная моя девочка!…

Она на секунду коснулась рукой моей щеки и уехала. Машина скрылась за углом дома. Я была в смятении, в отчаянии… Все произошло так быстро! И какое у нее было лицо, какое лицо… Франсуаза Саган. Здравствуй, грусть.

Марфа-М. 2016-05-28 09:40:03
Наверное, нашла пример незрелости чувств.

 у большинства зависимых и со-зависимых - эмоциональная незрелость и проблема с чувствами?)) да, и так как мы в разной степени зависимыми, то и барахлим эмоционально. 

У меня тут висит вопрос - а вера в исцеление молитвой? богом? - это тоже о незрелости?

Ютта 2016-05-30 22:31:08
У меня тут висит вопрос - а вера в исцеление молитвой? богом? - это тоже о незрелости?
я продолжу (Марфа, если вдруг покажется не в тему - удаляйте)

бывают минуты полного бессилия и ты как бы сбрасываешь с себя роль ведущего и отдаешься на волю богу, думая, это все, дальше нет прохода. и, вот в такие моменты начинаешь верить в чудо, молить о помощи. А помощь так и не приходит, а ты веришь, что чуть позже обязательно что-то случится и все разрешится с божьего умысла. Вот это чувство веры в чудо, в тайное, в помощь бога - это незрелость? Тут в реальности столкнулась с иной конфессией, где лечат молитвой, верой зависимых, чем-то напоминает 12-шаговую программу для тех же зависимых - и чем-то все это напоминает "детский сад". то ли во мне нет такой истовой веры(ожидания помощи от родителя?), то ли эта открытая наивность напрягает - какая-то бессмысленная, главное для меня - неестественная, незатрагивающая сердце и чувства вера. 

Автор: Ютта, дата: пн, 30/05/2016 - 22:31

у большинства зависимых и со-зависимых - эмоциональная незрелость и проблема с чувствами?)) да, и так как мы в разной степени зависимыми, то и барахлим эмоционально. 

У меня тут висит вопрос - а вера в исцеление молитвой? богом? - это тоже о незрелости?


 Мне кажется, это ближе не к незрелости чувств, а к незрелости мышления. Что-то из сферы магического мышления.

https://www.b17.ru/article/feelings_diary/   Дневник чувств. Изначально нашла, как один из методов работы с алкозависимыми, в данном случае применение шире.
Автор: Ютта, дата: вт, 31/05/2016 - 14:44

я продолжу (Марфа, если вдруг покажется не в тему - удаляйте)
Ютта, сама не пойму пока, что именно хочу от темы, так что в тему все мысли) и чувства).

Марфа-М. 2016-06-01 13:51:47
https://www.b17.ru/article/feelings_diary/   Дневник чувств. Изначально нашла, как один из методов работы с алкозависимыми, в данном случае применение шире.

 у зависимых проблема с чувствами из-за неспособности различать свои переживания - алекситимия. Можно ли говорить в этом контексте о незрелости чувств? - наверное, нет. Здесь, как бы подмена - размышление о случившемся, а не проживание, сложность с выражением себя в "здесь и сейчас". Они подвержены, как и все, аффективным всплескам и эмоциям, телесным проявлениям, а вот обозначить их не умеют? сбоит оценивание? Вот, как если бы я разозлилась и не смогла это обозначить - я злая, злюсь, это злость, и т.д.
Марфа-М. 2016-06-01 13:41:55
 Мне кажется, это ближе не к незрелости чувств, а к незрелости мышления. Что-то из сферы магического мышления.

 т.е. вера из сферы магического мышления? не, что-то не так)
Скорее не вера сама по себе, а вера в чудесное исцеление, как изгнание духов болезни или бесов у примитивных народов.
Автор: Ютта, дата: ср, 01/06/2016 - 18:21

 у зависимых проблема с чувствами из-за неспособности различать свои переживания - алекситимия. Можно ли говорить в этом контексте о незрелости чувств? - наверное, нет. Здесь, как бы подмена - размышление о случившемся, а не проживание, сложность с выражением себя в "здесь и сейчас". Они подвержены, как и все, аффективным всплескам и эмоциям, телесным проявлениям, а вот обозначить их не умеют? сбоит оценивание? Вот, как если бы я разозлилась и не смогла это обозначить - я злая, злюсь, это злость, и т.д.

Да, проблема как-бы разбивается на три потока,1) неумение вербализовать и различать чувства при их наличии, 2) замороженность или подавление чувств, 3) бесчувственность или поверхностность чувств, отсутствие их глубины (инфантильность, неразвитость).

Прочитала "Здравствуй, грусть", небольшой роман, ближе к расширенному рассказу и осталось больше вопросов к личности Анны, чем ответов. С одной стороны она приводится как пример именно глубоко чувствующего человека, способного привнести в жизнь Сесиль и её отца и некую упорядоченность и понимание последствий своих поступков и ответственности за них и понимание ценности любви и отношений, а не просто поверхностных связей. С другой стороны сама она несколько ригидна, наполнена стереотипами (хорошая учёба, запрет на сексуальность, телесность) и где-то даже безжалостность (тонкий расчёт и унижение соперницы). При этом Сесиль не сколько хочет уничтожить её, сколько приобщить и к своему миру тоже, вытащить из рамок, чтобы процесс был взаимен, а не просто некая тюрьма или однобокий процесс (принимайте и живите по моим правилам).И если по заданной теме, то поверхностность чувств Сесиль и отца в избегании боли и длительных привязанностей (шире-грусти).
Марфа-М. 2016-06-01 21:49:09
Да, проблема как-бы разбивается на три потока

 Марфа, решила пошерстить в работах "наших" доцентов (где учусь), натолкнулась на статью про эмоциональный интеллект, в ней изложены разные взгляды, но если исходить из этого понятия, то как бы яснее просвечивается - незрелость чувств, эмоциональная (обозначаемое?),

http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/19282/1/iurp-2010-81-11.pdf

Ютта, спасибо за ссылку. Во многом сейчас поняла вопрос о чувствах был не только про проявление чувств и эмоций, но и как вопрос душевности-бездушности (близко бесчувственности), духовности-бездуховности и т.д.
Как-то вызрел вопрос о связи с другими людьми, как внутренне не прерывать их, сохранять контакт и откуда идет это желание-прерывать контакт и возобновлять только по инициативе другого, как будто нет энергии или есть страх сохранения связи или контакта.
Тогда Лис (как психолог-последователь теории привязанности!) объясняет, что «приручить» означает «создать узы». Это приводит Маленького принца в замешательство, и Лис продолжает объяснять: 
Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете… 

(St Exupery, 2000: 59)

…моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. Но твоя походка позовет меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища. И потом – смотри! Видишь, вон там, в полях зреет пшеница? Я не ем хлеба. Колосья мне не нужны. Пшеничные поля ни о чем мне не говорят. И это грустно! Но у тебя золотые волосы. И как чудесно будет, когда ты меня приручишь! Золотая пшеница станет напоминать мне о тебе. И я полюблю шелест колосьев на ветру…



(St Exupery, 2000: 60) 
Ладно, ладно, говорит Маленький принц, я приручу тебя, но «что для этого надо делать?» 
«Надо запастись терпеньем, – ответил Лис. – Сперва сядь вон там, поодаль, на траву – вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немножко ближе». 

(St Exupery, 2000: 60) 
Так Маленький принц и приручил Лиса.--------------------------------------Однако, такая идеализирующая любовь, полная надежд, является чем-то большим, чем всего лишь защита. Она представляет собой взаимопроникновение этого мира и другого мира, возрождение переходного пространства с помощью отношений. Действительно, поначалу в ней есть нарциссические черты, но в конечном итоге они уступают место более зрелым формам отношений я и другого. Она представляет собой нормативный первый этап в ранних отношениях привязанности матери и младенца. Хайнц Кохут (Kohut, 1971) подчеркнул важность принятия аналитиком такой идеализации на ранних стадиях анализа и показал, что они представляют собой «усилия» психики по восстановлению недостающих сегментов психической структуры. Вслед за Юнгом Эдвард Эдингер (Edinger, 1972: 59) тоже рассматривал ранние формы идеализации в анализе как проекции центрального архетипа Самости, делающие возможными восстановление и укрепление нарушенной оси «Эго – Самость».

Во-вторых, Лис описывает, как идеализирующая любовь, начало которой связано а пробуждением невинности, постепенно уступает место более зрелым формам отношений, в которых мы можем заметить проявления невинности на более высоком уровне. По словам Лиса, этому способствует появление символа, чего-то общего и объективно прекрасного, подобного пшеничному полю. Символ позволяет объекту одновременно присутствовать и отсутствовать, поддерживает сепарацию и индивидуацию, «константность объекта». Винникотт писал, что сепарация осуществляется через переживание при переходе от «отношений с объектом» к «использованию объекта» (Winnicott, 1969а). Майкл Эйджен замечает, что такой переход означает возникновение «территории веры», где «воссоздание субъекта происходит через новое осознание того, что все это несчастье случилось не по его вине, и, переживая переходное состояние, обретает невинность, которая восстанавливает целостность, хотя и на новом уровне» (Eigen, 1981: 415).

Мы могли бы описать эти необходимые страдания-на-пути-в-реальность, и это, видимо, – универсальный процесс, в ходе которого невинность на пути через лес опыта трансформируется в более сложную, более высокую или более зрелую свою форму.

Однако, мы не можем проделать это в одиночку. Необходимое страдание в этом процессе должно быть опосредовано, и такое опосредование может произойти с помощью различных промежуточных (третьих) «объектов». Психоанализ предпочитает иметь дело смежличностным опосредованием. Он обнаруживает недостающего третьего в первых переживаниях привязанности младенца к матери и, если в детстве этот процесс был неудачным, то позже, при повторном разыгрывании опыта привязанности с каким-либо другим человеком, например, с психотерапевтом. http://dogmon.org/donaled-kalshed-travma-i-dusha-duhovno-psihologicheskij-podhod.html?page=26

И это «неотвратимое» со всеми последствиями пугало ее: вопросы, которые рано или поздно поставит перед ней Симон, которые он вправе поставить в качестве человека страдающего: «Почему вы предпочли мне Роже? Почему этот невнимательный хам восторжествовал над моей неистовой любовью, которую я дарю вам каждый день?» И Поль почти теряла рассудок, ища слова, которыми она объяснит Симону, что есть для нее Роже. Она не скажет «он», она скажет «мы», так как не может разъединить их жизни. Хотя и не знает почему. Возможно, потому, что усилия, которых требовала от нее эта любовь в течение шести лет, эти вечные, эти мучительные усилия, стали ей в конце концов дороже самого счастья. И она из гордости не могла примириться с мыслью, что усилия эти тщетны, и гордость ее, снося удары, лишь крепла, избрав себе Роже наставником мук, осветила его в этой роли. Так или иначе, он вечно ускользал от нее. И эта борьба, успех которой был весьма сомнителен, стала смыслом ее жизни.Любите ли вы Брамса? Франсуаза Саган
Как-то вызрел вопрос о связи с другими людьми, как внутренне не прерывать их, сохранять контакт и откуда идет это желание-прерывать контакт и возобновлять только по инициативе другого, как будто нет энергии или есть страх сохранения связи или контакта.

=

Поскольку речь идет о проекции, то другому приписываются собственные бсс желания.

Видимо другому приписывается желание свободы - и вы предоставляете ему такую возможность - общаться лишь по собственному желанию. Но на самом деле - это вы хотите такую свободу, но по какой то причине на нее - или не решаетесь или вытесняете по моральным причинам.