Галина Бедненко (Москва), Саги Шнайдман (Хайфа)

ЭНКИ
Архетип Кузнеца в вавилонской космологии

"Мифология - это то место, где "располагалась" психика до того,
как психология сделала ее объектом научного исследования."
К.- Г. Юнг

     Образ Кузнеца заинтересовал нас тем, что присутствует в разных странах и культурах на протяжении многих веков и тысячелетий. Непостижимым образом, характер Кузнеца оказывается очень схожим, повторяются общие сюжетные линии, отмечаются одни и те же способности, подчеркиваются связи с другими, но близкими между собой по роли и функциям, персонажами. Так что можно сказать, что "речь идет об одном и том же человеке". В данном случае, об архетипе.

     В мифах древних цивилизаций бог - кузнец появляется как демиург, устроитель миропорядка, инициатор возникновения ремесел. Несомненно, это говорит нам о важности его образа в психической структуре человека.

     В мифологии кузнец и демиург очень связанные между собой фигуры. В особенности это проявляется в архаичных мифологиях, как Шумер, Египет и др. Кузнец представляет собой активный мужской разделяющий и оформляющий принцип. В слабом, не настолько дифференциированном сознании как современное, этот принцип присущ демиургу, но ещё не представляет собой отдельную фигуру. Далее демиург может конкретизироваться и превратиться в покровителя ремесел (Пта, Сварог, Энки, частично Ильмаринен), или же принцип творческой активности и созидания отделяется и персонифицируется в Кузнеце. Создание мира повторяется в малом масштабе, или проявляется в постройке зданий, домов для богов. В этом проявляется основная функция Кузнеца как творца и оформителя.

     Кузнец и демиург в одном лице - признак раннего этапа дифференциации сознания. Кузнец, сотворяя мир, и находясь на одном уровне с богами, символизирует незамутненность психики вытеснениями (Тенью в юнгианской терминологии).

     В этой работе мы рассмотрим богов кузнецов древнего Ближнего Востока - стран Междуречья: Шумера, Аккада, Вавилона и Ассирии.

     В Древнем Шумере мы находим нескольких божеств, имевших отношение к архетипу Кузнеца: прежде всего бога ремесел Энки, и в меньшей степени - бога огня Гибила (Гирру), сына Энки, и Нуску - бога посланника и огня (часто отождествлявшимся с Гибилом). Мы пока не можем сказать, что это боги - Кузнецы так как функция Кузнеца, отделяющаяся впоследствии в отдельную фигуру, присуща им в той или иной мере. Потому назовем их пока прото-Кузнецами.

Владыка стихии

     Начнем с самой крупной фигуры - Энки (Эа). Одной из основных функций Энки - бог подземных пресных вод - океана Абзу (Апсу). Это воды колодцев, источников, грунтовые воды. Глубинные воды это и глубинная мудрость бога. В сюжетах шумеро-аккадской мифологии Энки чаще всего выступает как хранитель мудрости. Роднит его с другими Кузнецами и то, что он обитает под землей. "Подземность" Энки как и изоляция, указывает на другой, Нижний мир, относительную недоступность сознанию - предсознательность, так как он все таки выходит на поверхность в источниках, колодцах, реках и т.д.

     Происхождение Энки (Эа), как и большинство Кузнецов, ведет из моря (Кошар-ве-Хасас - назван Сыном Моря в мифе о Баале, греческий Гефест был воспитан морскими нимфами). Но пресная грунтовая (питьевая) вода указывает на переход от бесполезного содержимого бессознательного (морской, соленой воды, Хаоса - Тиамат) к содержанию более пригодному на сознательном уровне.

     Сыном Энки является Энкимду ("Энки сделал") - шумерский бог рвов, каналов и земледелия. Не секрет, что подземные пресные воды являются важнейшим фактором для успешного земледелия. И здесь наблюдается связь прото-Кузнеца с земледелием. Наставив Энкимду распахать рвы и каналы, "основать" земледелие, Энки также проявляет некоторую функцию "упорядочивания". Вода течет по каналам и регулярно насыщает влагой землю, в отличие от неумеренных и хаотичных наводнений, разрушающих землю и то, что растет на ней. Это хорошая метафора и для определения осознанной работы человека с содержимым бессознательного.

     Канализация воды и сейчас часто представляется как упорядочивание сообщения сознания с бессознательным. В современных снах часто появляется мотив санузла, туалета, унитаза или самой канализации и труб. Можно это интерпретировать как упорядочивание "прoтекания" бессознательных процессов. Сновидцу может представляться, что он участвует в прокладке труб, или являться сон где другие строят канализацию, или просто видение многих труб. Если снится акт дефекации или нечто выбрасывается в слив, то это можно трактовать как избавление от враждебных элементов в сознании путем вытеснения (враждебное животное убивают и смывают в унитаз, выкидывание в канализацию маминой заколки). Иногда во снах или фантазиях нечто прорывается из унитаза наружу - так что это даже символ двусторонней связи сознательного и бессознательного.

     Таким образом, образ прото-Кузнеца Энки являет нам и содержимое бессознательного (океан Абзу), и упорядочивание связи сознания человека с бессознательным, настройку процессов этого взаимодействия (канализация пресных вод). Можно называть это осуществлением действия трансцендентной функции.

Покровитель ремесел

     В мифах прото-Кузнец - прародитель всякого ремесла и всякой цивилизации. Одним из главных заслуг Энки в этой области является принесенные в мир "ме" - основополагающие идеи бытия. Это основные понятия, без которых невозможна жизнь любого человеческого сообщества. Один из шумерских поэтов перечислил сто "ме". Из шумерских слов, их обозначающих, пока понятны лишь шестьдесят: верховная власть, власть богов, корона, скипетр, царская власть, истина, нисхождение в подземное царство, потоп, оружие, ужас, раздор, мир, победа и др. Люди должны были знать и чтить "ме", чтобы не быть подобным животным. Это одновременно и основы культуры и небесные аналоги земных вещей, так как чтобы вещь стала реальной, значащей, она должна иметь аналог "на небесах" - принадлежать сакральному. Можно заметить в понятиях о "ме" схожесть, или даже идентичность архетипам Платона.

     "Ме" Энки являются не только абстрактными понятиями, но и словами, определениями. "Слово не дает растечься и исчезнуть текущему психическому восприятию, оно как бы останавливает поток впечатлений, закрепляет их существование в памяти…"[1] При этом удовлетворяется и условие связи понятия с миром сакрального. "Предмет или действие приобретают значимость, и следовательно, становятся реальными, потому что они тем или иным образом причастны к реальности трансцендентной" [2]

     И наконец, наиболее иллюстрирующим эпитетом Энки как прото-Кузнеца - является "создатель форм", "формовщик". Эпитет "мумму" (придающий форму) достался Энки (Эа) от Мумму - советника Абзу (Апсу), победив которого в магическом поединке, Энки поставил себе на службу, забрав у него "лучи сияния" (точный перевод и значение этого выражения неясны). "Mummu" - заимствование из шумерского urnun ("отливка", "форма"). В аккадском языке это слово означает "первоначальная форма", "архетип" - и служит эпитетом Эйи/Энки как название его эмблемы (изогнутый посох с ручкой в форме головы овцы)…" [3] Энки (Эа) - покровитель ремесленников, работающих с глиной (вода тут - формирующая стихия). Ему приписывается и изобретение формы для кирпича, что делает его и богом-архитектором, строителем [4] . В этом отражается аспект строения психики, сознания (которое и символизирует дом, город и т. д.). Именно из понятий, мыслей, идей, приходящих из бессознательного - строится и питается сознание. Различные ремесла символизируют способы овладения материалом бессознательного (обычно, это нефункциональный материал, взятый из земли, воды) и функциональному его использованию (постановки "готовых изделий") на службе сознания. Эти методы работы и накапливающиеся ее результаты, обрабатываемые и творимые Кузнецом, составляют человеческую психику, и в частности - сознание. [5]

     Итак, в основных эпитетах и описаниях Энки (Эа) мы видим основные черты архетипа Кузнеца: формирование понятий ("орудий") из бессознательного ("земли-железа", "земли - воды"), идей, проведение их из бессознательного в область где оно может стать сознательным, предсознание. Проведение осуществляется через придание материи формы, ограниченной, но упорядоченной - готовой к употреблению сознанием. Строго говоря Кузнец проводит содержания не столько в сознание, сколько в область потенциального осознания, восприятия. Пройдёт ли содержание в полное осознание - зависит от установки Эго по отношению к нему, господствующей в данный момент.

Воздвижение Града

     Энки же и строит город Эреду - поднимает его из Абзу, океана пресных вод. Этот мотив напоминает строки из Библии - "отделяет сушу от моря" и другие мифологические мотивы, где суша поднимается из моря, символизируя зарождение жизни и отделения от безграничного хаоса бессознательного, становление фундамента и опоры и также зарождение сознания ("остров сознания"). Также это может символизировать расширение восприятия, а точнее - его использования. К тому же бог поднимает сразу город - то есть он привносит некоторый центральный аспект в область сознания. Город часто символизирует "божественный центр", как и священная гора, мировое древо, ось мира и т. д. [6]

Магическое целительство

     Бог Энки обладает не только мудростью, он владеет магией. Редкое заклинание в Аккадии или Вавилоне обходилось без имени Эа (аккадское имя Энки) и его сына Мардука. В них часто используется сюжет, в котором Эа наставляет Мардука. Здесь присутствует Энки, который выступает не только как магический компонент (тоже своеобразная связь между сознательным и бессознательным), но и как "старший", "Учитель".

     В начале II тыс. это были Энки и Асарлухи, в I тыс. - Эа и Мардук. Сын приходит к отцу за советом и пересказывает ему некий инцидент, спрашивая, что надлежит делать в таких случаях. Отец отвечает: "Сын мой! Чем я могу тебе помочь? То, что я знаю, знаешь и ты!" Далее следует подробный рецепт исцеления, начинающийся со слов "Ступай, мой сын Мардук! То-то и то-то сделай…" Формула настолько часто встречается в заклинаниях, что ассирийские писцы устают выписывать ее полностью, ограничиваясь только фразой "то (же), что (и) ты". Зачем же нужна была такая формула? На этот вопрос есть, по крайней мере, три ответа. Обычным смыслом формулы является разрешение на практическое употребление сакрального знания. И Эа, и его сын Мардук знают одинаково, но Мардук, по-видимому, самостоятельно не применяет своих знаний на практике. Сакральным смыслом формулы является невозможность прямого контакта между Эа и смертным. Для воздействия на человека со стороны Эа необходим магический посредник, основной функцией которого была бы материализация сакральных идей, их воплощение в человеческом мире.

     Дополнительные черты мы увидим, проследив связь Энки (Эа) с другими богами. Сыном Энки является Гибил - бог огня. Огонь, как и вода, обладают ритуальным очищающим действием. И Энки с сыновьями часто выступает в роли целителя. Он бог ритуального омовения, Гибил - ритуального очищения огнем. Они оба способны устранить скверну.

     Гибил иногда и бог молний ("Гибил-бирку"), что предвещает частую у различных народов связь Кузнеца и Громовержца. (Кстати, сыном Эа у аккадцев являлся тоже громовержец - Мардук.) Как бог огня Гибил связан с плавлением серебра и золота, литейщиками, сближающее его с кузнецами, с очагом, домом, что сближает его со строителями. Он также хранитель храмов (как Птах) и помощник Энлиля - губителя города Ура.(Сам Энки был губителем Дильмуна).

     Сыном Энки также является Асалдух (Асалрухи) - бог-целитель, в Аккадии он отождествляется с Мардуком (Связь с целителями, см. также Ниназу). Именно Эа (аккадский Энки) - отец Мардука-Змееборца - прообраза Эго и цивилизации.(Как мы уже замечали, Эа и Мардук выступают вместе в заклинаниях).

Ритуальное очищение - исцеление

     Энки как бог глубинной мудрости, также связан с целительством (вспомним греческого кентавра - мудрого целителя Хирона) и очищающей водой. Он же отец Гибила - очищающего огня, который имеет непосредственное к нему отношение. Можно также вспомнить символику алкоголя - "огненной воды" (соединения двух элементов) и его роль в целительстве. Опосредованно связан с Энки бог Ниназу - целитель, владыка подземных очистительных источников. Целительство часто было связано с очищением - перерождением и изменением больной природы, ущерба, в силу этого.

     Вообще, работа с огнем напоминает алхимическое деяние (тот же тигль алхимиков), молот и наковальня - взаимные противоположности, активное и пассивное. Делание формы, и в дальнейшем - это успешное использование продукции. С точки зрения Юнга - огонь представляет собой энергию, свет осознания, эмоцию и чувственное напряжение, накал либидо. Именно зарядом энергии, присущему содержанию, обуславливается с точки зрения Юнга проникнет ли содержание в сознание, или так и останется бессознательным. Именно от интенсивности огня зависят во многом и изделия Кузнеца.

     Кроме этого огонь, как и вода, - "очищает". Как вода поглощает и растворяет, огонь плавит (превращает в жидкость) и сжигает. Поэтому при работе Кузнеца земля "очищается" от ненужных, лишних "примесей", частично возвращаясь в жидкое, мягкое, податливое состояние. Но после этого становится твердой и прочной, зафиксированной в одной форме.

     Врачевание и исцеление - по сути своей преображение и восполнение образовавшегося ущерба. Поэтому корни болезни устраняются в подсознании, "под землей". Ведь кузнец находится в непосредственной близи и отношении к Земле, даже иногда пашет (также формирует, вспомним. прокладывание каналов Энкимду). То есть непосредственная работа с опорой, фундаментом жизни (Землей) возможна только через него. Именно излечение, то есть исправление и очищение фундамента и опор жизни - Земли, приводит к исцелению.

Создание и разрушение Золотого Века

     Для архетипа Кузнеца характерна связь с Золотым Веком. По одной версии Энки действует как культурный герой, создает людей и остров Дильмун - рай шумеров. По другой - он действует как трикстер и разрушает его. Кузнец как создатель, демиург, как мужское, активное начало, сознание - создает некий прекрасный мир бытия. Но в то же время разрушает полную бессознательность, которая главным образом в мифах представляется Золотым Веком. Также вспомним, что последовательное созидание и разрушение уже сотворенного является частью характерного человеческого (особенно мужского - это видно по детским играм) поведения.

     Темная сторона Энки проявляется в разрушении Золотого Века (убеждает Энлиля разрушить Дильмун, чтобы люди не стали как боги). Посредством формирования сознания, отдаляется полная бессознательность, зарождается сознательная жизнь, а с ней и конфликты противоположностей. Тут видна и параллель со змеем из Книги Бытия ".. и будете как боги, знающие добро и зло..", то есть "боги" боятся, что люди станут им равными. Ведь боги не знают саморефлексии, они - силы психики, выталкивающие человека из его бессознательности и дающие этим импульс для сознания. (Тут как мы и говорили можно видеть феномен зарождения сознания вообще - изгнание из Рая, конец Золотого Века - как конец бессознательности, однородности)

Разрушительная природа

     Возможно одно из проявлений темной стороны Энки (Энкиду) - это его партнер, Тень Гильгамеша (Энки-ду "Энки создал"- одна из возможных этимологий). Вообще кузнец часто выступает в качестве "темного" партнера Героя (Ильмаринен в "Калевале" - соратник волшебника Вяйняймёйнена, Каин - брат кроткого Авеля и др.), чья роль схожа с ролью Трикстера. "…трикстер представлен противотенденциями бессознательного и в некоторых случаях - своего рода второй личностью детского или подчиненного характера, наподобие тех личностей, которые заявляют о себе на спиритических сеансах и вызывают те феномены непередаваемо ребяческих шалостей, столь типичных для полтергейста. Я думаю, что нашел подходящее определение для этого компонента характера, когда назвал его Тенью. На культурном уровне об этом говорят как о личной "оплошности", "промахе", "ложном шаге" и т.д. которые потом берутся на заметку как недостатки сознательной личности." [7]

     Так же как Тень является вытесненными содержаниями, она предсталяет собой и активный импульс к осознанию этих самых содержаний. Именно здесь и проявляется функция Кузнеца - активный принцип, толкающий сознание к бoльшей осознанности.

     Разрушительная природа Трикстера-Тени - двояка. За разрушением следует созидание, творение, восстановление, а чтобы создать новое - обновить, следует разрушить старое. Эти две силы - разрушение и созидание идут рука об руку, и одно невозможно представить без другого. Поэтому и кузнец как формирующий, созидающий принцип связан с темной стороной - разрушением и смертью.

Вражда с женщиной

     Господин (Владыка) Земли (таково значение имени Эн-ки), он постоянно ссорится с Нинхурсаг, богиней Земли. Кузнец преобразует Землю в формы, именно он руководит метаморфозами, которые порождает Земля. Этим же объясняется частая вражда или противопоставление Кузнеца и Земли (Женщины, "женского начала") в мифах, в нашем случае - это вражда Энки и Нинхурсаг. Можно сказать, что Кузнец, являющийся мужским, активным началом, насилует Землю, разделяя её, придавая её формам устойчивость, некоторое постоянство и долговечность - огнем и молотом. В этом и парадокс Архетипа - он разделяет, закрепощает, но в то же время и формирует, сплачивая.

     Сознание может руководствоваться определенными и в какой то мере постоянными понятиями, иначе все канет в небытие - бессознательное. Удерживающая сила в этих содержаниях дана Кузнецом. Он преобразует бессознательные хаотические содержания во что то удобоваримое и приемлемое, то есть крепкое, постоянное, твердое и удобное для использования. С тем же, конечно, не избежать и некоторого вытеснения - подавления, так как Кузнец кует лишь части Земли, остальное нужно отдалить - отделить.

     Таков самый общий анализ архетипа Кузнеца в вавилонской мифологии.

Примечания

     [1] М.В. Осорина. Секретный мир детей в пространстве взрослых. - СПб.: Питер, 1999. - С. 47.

     [2] М. Элиаде "Миф о вечном возвращении" ,СПБ: Алетейя, 1998. - С. 13.

     [3] Торкильд Якобсен. Сокровища Тьмы: история месопотамской религии. - М.: "Восточная литература" РАН, 1995. - С. 130.

     [4] Этот аспект мы увидим и у других Кузнецов - греческого Гефеста, хеттского Хаттусиля, кельтского Гоубниу, западно-семитского Кошар-ве-Хасaс, еврейского Каина и др.

     [5] По видимому и древние ассирийцы осознавали это, вот например строка из заклинания: Перед Эа поставь курильницу со смолой кипариса, вино возлей и трижды прочти: "Владыка премудрости, создатель рассудка".

     [6] Подробнее см. М. Элиаде "Трактат об истории религий" (Любое издание).

     [7] К.- Г. Юнг "О психологии образа трикстера."//Душа и миф: шесть архетипов. Пер. с англ. В.В. Наукманова. - Киев.: Государственная библиотека Украины для юношества, издательство Port Royal: 1996. - с. 345.

© Г. Бедненко, С. Шнайдман


Данная статья является авторской.
По вопросам публикации где бы то ни было этого материала - пишите на один или другой e-mail авторов.