О.Горнева (Москва)

Человек и символическая реальность:
опыт тренинга Лабиринт

“...только через опыт символической реальности
человек, тщетно ищущий собственное  “существование”
и строящий на этом философию, может найти свой путь
обратно к миру, в котором он больше не будет чужим”.


 К.Г.Юнг

     Одной из основных целей тренинга  “Лабиринт” является возвращение сакрального в нашу жизнь. Сакральное сознание рассматривает все, что его окружает как проявление Единого  Целого. Иерархия ценностей любой культуры, любой традиции вершиной своей упирается в священное (сакральное), которая и есть суть мира, его неповрежденная основа.

     Лабиринт - универсальный символ, взаимодействуя с ним, мы познаем себя и мир трансцендентный нам. Через символ мы сопрягаемся со всем миром и соприкасаемся со своими сакральными глубинами. В современной культуре велика недооценка функции символа в становлении сознания человека. В мировосприятии современного человека таких символов становится все меньше, и это отторгает человека от самого себя.

     Символ связывает через аналогию явления и феномены мира, проявляя в них не случайные совпадения, а некое общее сущностно-ноуменальное начало, тем самым придавая миру смысл и единство. Лабиринт способен затрагивать не только интеллект, но и тело и чувства, вовлекая всю человеческую личность в восприятие ее собственных смыслов.

     Символическая функция сознания наиболее ярко проявляется  в ситуации внутреннего конфликта, когда возникает напряжение между противоположными позициями этого конфликта. И символ будет являться объединяющим началом для тезиса и антитезиса, которое находится вне этого конфликта и вне времени этого конфликта. Природа символа парадоксальна, сам он представляет третий фактор, который не существует в логике, но обеспечивает перспективу, посредством которой может быть осуществлен синтез противоположных элементов, и человек оказывается способным осуществлять рефлексию и делать выбор. Таким образом, символ выступает в качестве трансцендентной функции - функции связи между противоположностями, мостом через пропасть между сознательным и бессознательным.

     Символ проникает на все уровни реальности. Он может относиться к “космическому” процессу, к социальной или религиозной деятельности, к личностному кризису или к органической функции человеческого тела. Символ как вода, сам находит для себя нужный уровень, и этим уровнем будет уровень интерпретирующего ума. Символ лабиринта великолепно иллюстрирует многоуровневость персонального пространства и ясно обозначает его трансперсональность.

     Поскольку символ лабиринта является средством коммуникации со своими целостными смыслами, то опыт взаимодействия с ним нельзя прямолинейно и грубо интерпретировать и расшифровывать. Эти смыслы надо уметь пережить и почувствовать их символическое значение. Так после прохождения лабиринта, который нарисован на полу зала, участникам тренинга предоставляется возможность полнее развернуть свой процесс[1], максимально  проживая его через такие каналы как зрение, слух, движение, чувства, отношения и окружающий мир. Для этого используются следующие арт-терапевтические подходы: аутентичное движение, работа с маской и рисунком, с голосом и музыкальными инструментами, осознание метафор отношений, внимание к символической реальности. Опыт проживания процесса обычно в не занятом (не привычном для данного человека) канале расширяет  и пробуждает сознание. И с точки зрения такого сознания, “все множество отдельных миров, будь-то внутреннее или внешнее, жизнь или смерть, физическое или психическое, - это лишь аспекты одной таинственной Вселенной; все это различные каналы, полные сигналов и значимой информации, ждущих, чтобы вы их восприняли и развернули” (Минделл А.). При этом как бы глубоко человек не взаимодействовал с символом доля непонимания остается всегда как свидетельство неисчерпаемости Бытия, стоящего за ним.

     Список используемой литературы.

     1. Кулагина Н.В. Символ как средство мировосприятия и миропонимания. М.-Воронеж, 1999.

     2. Минделл А. Самостоятельная работа над собой. М., 1998.

     3. Стюарт В. Работа с образами и символами в психологическом консультировании. М., 1998.

     4. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М., 1994.

      

     [1] Процесс - это информация, которая поступает к человеку в специфической форме через различные каналы.