Н. Андреева[1] (Москва)

Использование рисунка
в танцевально-двигательной терапии

     Рассматривая основные концепции, понятия и цели танцевально-двигательной терапии (ТДТ) и арт-терапии, можно выделить составляющие эффективного влияния танца и рисунка как художественных форм выражения на ход терапевтического процесса.

     Как танец, так и рисунок:

-      это способы невербального самовыражения, позволяющие человеку выразить внутренние переживания;

-      включая в себя игровые элементы, способствуют снятию напряжения, тем самым, облегчая доступ к содержаниям бессознательного;

-      символически выражая внутренние переживания, дают богатейший материал для исследования  проблем клиента;

-      дают выход подавленным эмоциям, способствуют катарсическому высвобождению;

-      активизируют энергию;

-      стимулируют сенсорный опыт, осознание которого способствует интеграции ощущений, чувств, мыслей;

-      способствуют развитию осознания тела, его формы, функции и его динамического отношения к пространству, к людям и предметам в пространстве, следовательно, адекватному восприятию внешнего мира;

-      предлагая активное взаимодействие как с внутренней, так и с внешней реальностью, соединяют фантазию и действие;

-      обращаются к здоровой стороне человеческой природы, которая существует в каждом, даже в сильно травмированном человеке;

-      развивают творческий потенциал, что естественным образом способствует повышению самооценки;

-      как способы творческого самовыражения, рождающегося из особенно значимых жизненных тем, способствуют возникновению важной взаимосвязи между жизненным и творческим опытом.

     Итак, мы видим, что цели использования в психотерапии танца и рисунка близки, а чтобы понять, в чем состоит их взаимодополняющее влияние, рассмотрим роль, которую может играть рисунок в танцевально-двигательной терапии.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

     Использование рисунка в ТДТ не ставит своей целью постановку диагноза. Главная задача как изобразительного, так и двигательного выражения - помочь клиенту встретиться со своими чувствами, поэтому диагностическая роль рисунка в ТДТ - это, прежде всего, - способствовать осознанию самим автором своего текущего состояния.

     Рисунок дает клиенту возможность дистанцироваться от проблемы, увидеть свои внутренние переживания со стороны. Содержание и смысл рисунка должны быть диагностичны, прежде всего, для самого клиента. Танце-двигательный терапевт может лишь обозначить словами то, что он видит, но не давать свою интерпретацию из-за опасности увести клиента с его пути (психотерапевт так же проецирует, и его внутренняя жизнь вмешивается в восприятие внешнего мира). Рисунок (серия рисунков) дает возможность клиенту вернуться к своему опыту через какое-то время и в этом случае важен в плане наблюдений за изменениями, происходящими в процессе психотерапии.

ФОРМИРУЮЩИЙ АСПЕКТ

     Преимущество процесса рисования и его продукта в том, что они в любом случае оказывают влияние на психику.

     Символическое выражение внутренних переживаний дает богатейший материал не только для  исследования проблем, но и возможность их нового видения. Рисуя, клиент проживает заново значимую ситуацию, отреагируя свое эмоциональное состояние, и уже в этом процессе возможен переход на новый уровень, когнитивный, что способствует переосмыслению и изменению эмоционального состояния.

     Работа с арт-материалами дает богатый сенсорный опыт, способствуя чувственному осознаванию. Это один из способов получить невербальную информацию о себе, об окружающем мире и о своих взаимоотношениях с ним.

     С рисунком, как олицетворением проблемы, клиент, по своему желанию, может производить различные манипуляции (дорисовывание, зачеркивание, сохранение или уничтожение и т.п.), тем самым, заявляя о возможности контроля над своим внутренним состоянием и его трансформацией.

РЕСУРСНЫЙ АСПЕКТ

Развитие неактивного канала восприятия

     Не всякий клиент сразу готов к самовыражению на телесном уровне. И здесь роль рисунка неоценима. Для людей, у которых кинестетический канал в отличие от визуального не достаточно развит, процесс рисования может стать уникальной возможностью уделить внимание своему внутреннему миру и получить ресурс для дальнейшей телесной работы (положительные эмоции и как следствие - повышение энергетического уровня). (То же самое можно сказать об эффекте использования творческого письма клиентами с развитым аудиальным каналом.) Поэтому «важно распознавать и использовать те уровни, на которых индивид чувствует себя наиболее развитым творчески для постройки моста для перехода в менее знакомые области» [1, с.21].

     В то же время смена привычного канала восприятия может дать как клиенту, так и терапевту новую, часто неожиданную информацию, помочь проникнуть в более глубокие слои бессознательного, так как менее активный канал меньше подвергается контролю со стороны сознания.

Ресурсное влияние цвета

     Мы живем в цветном мире, где цвет - важнейший фактор нашего миропредставления. Окружающий колорит существенным образом сказывается  на самочувствии.

     Цветовосприятие зависит как от физической природы каждого цвета  (существует глубинная связь между особенностями тех или иных световых вибраций и неосознаваемой психической динамикой), так и от социально-культурной среды (символическое значение цвета), индивидуального опыта и эмоционального состояния конкретного человека. Уже несколько десятилетий психологами активно исследуются особенности цветопредпочтений у различных групп населения, исходя из которых разработаны методики оценки личности.

     Зрительный канал - не единственный, по которому цветовая энергия может достигать организма. Многочисленные исследования феномена кожного зрения доказали принципиальную возможность восприятия цвета не только посредством рецепторов сетчатки глаза, но и практически любыми клетками организма.

     Цвет воздействует на неструктурный, несюжетный эмоциональный элемент психической деятельности, «как бы напитывая собой физиологические системы, являясь одновременно и «топливом» и «управляющей программой». Известный психиатр В.М. Бехтерев утверждал: «Умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры» [2, с.17].

     Многие танце-двигательные терапевты используют в работе разного рода цветные материалы. Такими материалами могут стать и рисунки участников терапевтического процесса.

     В групповой работе большое влияние на участников оказывают не только их личные рисунки, но и рисунки друг друга. С одной стороны, не каждый готов соприкоснуться со своим внутренним миром через спонтанное рисование, отключить сознательный контроль, позволяя образам проявляться непроизвольно - и в этом случае рисунки других участников (линии, формы, композиции и в том числе цвет) могут выполнить роль катализатора.

     С другой стороны, воздействие чужих рисунков (здесь мы имеем в виду  цветовую гамму) может неожиданно оказать ресурсное влияние как на глубоко погруженного в свои переживания клиента и «застрявшего» в них, так и на «сопротивляющегося», «подпитывая» его энергетически и давая силы на встречу со своим бессознательным.

Коммуникативный аспект

     Для ТДТ в этом аспекте ценно то, что  рисунок является связующим звеном между внутренней и  внешней реальностью.  Используя терминологию Юнга, мы можем предположить, что экстравертам рисунок помогает вступить в контакт со своей собственной реальностью, а интровертам - с окружающим миром.

     Исходя из собственных наблюдений в процессе работы с группами, я полагаю, что использование рисунка на начальном этапе скорее способствует вхождению участников в общий групповой процесс, а на более поздних этапах, когда группа сплачивается и существует больше доверия к ведущему и друг к другу, рисунок становится одним из способов соприкосновения со своим внутренним миром. 

Литература

     1.Халприн Д. Возвращение к жизни. Метод творческого самовыражения. Материалы АТДТ. М., 2000.

     2.Драгунский В.В. Цветовой личностный тест. Практич. пособие. М.: АСТ, 2000.

     3.Андреева Н.Ю. Эффективность сочетания художественных форм выражения в психотерапии (на примере использования рисунка в танцевально-двигательной терапии). Дипломная работа. М., 2001.

Примечания

     [1] Андреева Наталья - психолог-консультант, член Ассоциации Танцевально-Двигательной Терапии.