Г.Горшунин[1] (Москва)

Работа с сопротивлением
в групповой танцевально-двигательной терапии

     Мой коллега однажды заметил, что глубинная психотерапия – это на 80% работа с сопротивлением клиента. Действительно, сопротивление – один из наиболее часто встречающихся феноменов, как в индивидуальной, так и в групповой психотерапевтической практике. Даже если речь идет не о психотерапии как таковой, а об эпизодической «тренинговой» группе, сопротивление – то, что часто «всплывает» на поверхность, и с чем необходимо уметь работать любому практикующему специалисту.

     Мой опыт работы с групповым сопротивлением, как раз находится в «нише» 2х дневных интенсивов по ТДТ (2 дня по шесть часов). Это достаточно короткое время для развернутой психодинамической работы (такая цель и не ставится). При этом даже за такой срок, группа, формируясь как «группа» в психологическом понимании, часто демонстрирует сопротивление, исходя из своей внутренней динамики.

      Несколько слов о признаках  группового сопротивления.

     1)   Субъективное восприятие ведущим (может быть и участниками группы) падения «групповой энергии», что выражается в некой «заторможенности» группового процесса /в т.ч. двигательной/ и появления «на поверхности» чувств, которые можно считать своеобразными «маркерами» сопротивления (п. 2);

     2)   Чувства скуки, вялости, усталости. Большая закрытость и разобщенность (не всегда!) участников группы. Приведенные чувства могут быть выражены при расспросе;

     3)   Выражение агрессии (здесь не однозначно – см. далее);

     4)   Реактивное формирование или усиление соматических симптомов (головная боль и т.п.).

     Чтобы дальше говорить о характеристиках сопротивления и способах работы с ним, необходимо ввести некоторые дополнительные понятия. В этом смысле, полезно обратиться к теории процессуальной терапии А. Минделла. Модель групповой динамики здесь исходит из наличия «первичного» и «вторичного» группового процессов.

     «Первичный процесс» - групповая тема, которая находится «на поверхности», диктуя определенные взаимодействия и отношения. «Первичный процесс» может быть легко осознан  группой, а чувства с ним связанные, выражены или, по крайней мере, узнаны и присвоены.

     «Вторичный процесс» - вторая групповая тема, реально существующая, оказывающая влияние на течение групповой динамики, но текущая подспудно и параллельно «первичному», не осознанная участниками. Часто это значимые «групповые чувства», которые не могут быть выражены в силу определенных обстоятельств.

     Часто указывается на диаметральную противоположность «первичного» и «вторичного» процессов. Например, в смешанной по полу группе подростков на поверхности – разобщенность в коммуникации по половому признаку, а во «вторичном процессе» – значимая сексуальная и коммуникационная заинтересованность.

     Исходя из этих терминов групповое сопротивление - это сопротивление значимым чувствам, содержащимся во «вторичном процессе». А работа с сопротивлением – перевод «вторичного процесса» в «первичный».

     Техника работы с сопротивлением разнообразна, и мы к ней вернемся. Вначале  важно представить общие положения, без которых применение техники будет механическим и не эффективным.

     Во-первых, надо отметить, что сопротивление в групповой работе, исходя из ее динамики, понятие относительное. Его интенсивность зависит не только от сложившейся на данный момент ситуации, но и от действий ведущего. Сопротивление может острее развиваться при несоответствии содержания «вторичного процесса» той тактике, которую в данный момент ведущий предлагает группе. Например, содержание «вторичного процесса» - чувство агрессии, и как следствие, центробежные силы в групповой коммуникации. Если в этих условиях ведущий даст опыт, направленный на больший физический контакт, ощущение близости, - неизбежно столкнется с еще более мощным сопротивлением. Таким образом «относительность» сопротивления - в зависимости его интенсивности от текущих психотерапевтических интервенций.

     Ведущий который вместо попыток «озвучания» сопротивления (в словах или движении), будет его не замечать или игнорировать, лишь усилит «вторичный процесс», что может привести к распаду группы как единого целого.

     Надо отметить, что если ведущий, исходя из четкого формата /заранее составленного плана/ групповой работы, будет пытаться этот план сделать, такая тактика не всегда приведет к поставленной цели. Это особенно важно для коротких групповых интенсивов, где, казалось бы, все можно достаточно предсказуемо распланировать. Однако, как показывает практика, план приходится менять, исходя из группового процесса, даже на двухдневных клиентских группах по ТДТ.

     Конечно, ТДТ здесь не является «стандартом» по скорости формирования «вторичного процесса» и сопротивления. Ведь именно в двигательном опыте групповая динамика формируется особенно быстро, исходя из интенсивности и разнообразия коммуникаций внутри группы и мощных внутриличностных процессов.

     Сопротивлением иногда называют открытое и мотивированное выражение агрессии (в широком смысле - неприязни, критики, открытого неучастия в работе и т.п.) участников группы друг другу или ведущему. Исходя из понятий процессуальной психотерапии, это не совсем так. Открытое и осознанное выражение агрессии – это уже не сопротивление, а групповая тема, с которой работают, как и с другими групповыми темами. Иначе возникает парадокс - сопротивлением можно назвать любую «неудобную» для группы или ведущего тему.

     Важно помнить, что сопротивление – это прежде всего сопротивление осознанию (или узнаванию) каких-либо фактов, чувств, способов их проявлений. Именно это «неосознанное» и является содержанием «вторичного процесса».

     Пока речь, в основном, идет о «вторичном процессе», как о скрытых чувствах агрессии. Конечно, это не единственный вариант «вторичного процесса». Однако именно агрессия в силу своей высокой энергетичности и реактивности, часто бывает содержанием скрытой групповой динамики.

     Надо сказать, что вообще сопротивление можно рассматривать, как проявление групповой агрессии по отношению к ведущему, его инструкциям и текущему опыту, который ведущий же и предлагает. Здесь агрессию необходимо понимать в широком смысле – описанные выше симптомы группового сопротивления по форме напоминают пассивно-агрессивное поведение, когда нет открытого проявления чувств, а имеет место вялое игнорирование опыта, попытки его избежать или формирование соматических симптомов как телесный «ответ» на значимые чувства.

     Субъективно сопротивление может восприниматься ведущим как «помеха» на пути к поставленной цели (особенно, если работа тематическая и эта цель заранее декларируется). Однако это не помеха, а одна из важнейших составляющих развития группового процесса. Само понятие «сопротивление» почему-то иногда воспринимается как нечто «неправильное» на пути к «светлой цели». Мне встречались ситуации, где ведущие по сути пытались сопротивление «проламывать», т.е. сопротивлялись сами адекватно групповому давлению.

     Важно помнить, что никакая «светлая цель» не будет достигнута, пока «вторичный процесс» не выйдет наружу, не станет, по меньшей мере, осознан участниками группы. Здесь важно не отвечать давлением на давление, а воспринимать ситуацию такой, какая она есть. Исходить из того, что в каждой группе есть своя «внутренняя мудрость» развития, которая и ведет групповой процесс. Роль ведущего здесь – помочь процессу раскрыться, трансформироваться в иное качество, когда значимые чувства будут осознанны и выражены.

     Основное и простое правило – сопротивление нужно уважать. Правило это универсально для групповой и индивидуальной психодинамической работы. Ведь сопротивление показывает, что полученный опыт слишком мощен и значим, связан с внутренней болью и поэтому требует принятия ведущим, расценивается как попытка не иметь дело с тем, что на данный момент «рано» понимать, что неприемлемо или однозначно больно.

     Как ни парадоксально, именно при работе с сопротивлением очень важен поддерживающий стиль. Ведущий своими действиями как бы говорит «Да, я вижу, что ты сопротивляешься, признаю твое право на это, понимая как непросто тебе находится в этом опыте».

     В этом смысле групповому ведущему нужно воспринимать сопротивление как норму, а не как досадную экзотику. Очень важно быть открытым своим и групповым чувствам, что поможет преодолеть неизбежный «кризис», без которого нет выздоровления.

     Статья поступила в редакцию 14.09.01
Продолжение статьи (конкретные действия по работе с сопротивлением, примеры работы) в следующем номере бюллетеня.
Автор будет благодарен всем вопросам и замечаниям по поводу приведенной части работы.

Примечания

     [1] Г.Горшунин – врач, танцевально-двигательный терапевт, Президент Ассоциации Танцевально-Двигательной Терапии.