Дуранина Нина Викторовна[1] (г.Кронштадт)

Структурированный танец
как средство гармонизации
психических состояний и отношений

     Находясь на стыке тысячелетий в условиях интенсивных и глобальных перемен, человечество ищет пути выхода из кризисных и конфликтных ситуаций. На первый план выступают вопросы быстрой и гибкой адаптации к быстро меняющимся условиям. Интенсивность и глубина происходящих в обществе перемен отражается на эмоциональной сфере каждого человека. Поэтому сейчас как никогда человеку любого возраста и профессии необходимы знания об общении и эмоциях, а также овладение навыками и приобретение опыта их гармонизации.

     В связи с этим интересной и перспективной является работа по гармонизации состояний и отношений и процесса общения через танец, ведь именно танец является интегратором всех аспектов человека. Техники танцевальной терапии, как правило, основаны на спонтанном танце, в ходе которого высвобождаются и снимаются внутренние напряжения человека. Очень хотелось бы рассказать об опыте применения структурированного танца, возможности использования которого в целях гармонизации психических состояний, отношений, а также процесса общения очень высоки.

     Практически такая работа осуществляется через разработанные ведущим на основе бальных, народных, классических и современных танцев танцевальные композиции. Разработка таких танцевальных связок основана на соединении несложных основных движений конкретного вида танца (медленный вальс, русский лирический, полька, модерн и т.д.). Каждая связка связана с определенным эмоциональным состоянием (нежности, полета, радости, печали, борьбы и т.д.).

     Танцевальные композиции предполагают множество перемещений участников в пространстве относительно друг друга (что создает  многообразие рисунка танца - смену структуры), а также включают в себя взаимодействие каждого участника с другими. То есть, каждый участник находится в ситуации необходимости двигаться в соответствии не только со своим ритмом, но и ритмом музыки, ритмом других участников, а также держать во внимании все пространство и всех участников. Показателем того, что все эти критерии удерживаются группой во внимании, является  смена ясных и четких рисунков танца.

     Фактически такой процесс предполагает высокий уровень сонастройки, а потому требует высокой и продолжительной концентрации, а также поддержания эмоционального и волевого усилия продолжать процесс.

     Разучивание данных связок (знакомство со структурой) осуществляется через призму чувствования своего тела, удержания во внимании других участников, также пространства, и направлено на повышение степени осознанности своих состояний и изменением отношений к миру природы, миру людей, к себе[2].

     Характерной особенностью структурированного танца является знакомство с состоянием «здесь и сейчас», которое поддерживается уже самой включенностью участников в этот процесс. Это состояние связано с интеграцией интеллектуального, эмоционального и физического аспектов, его также можно назвать состоянием целостности. Именно опыт переживания такого состояния сам по себе приводит к гармонизации. Сохраняя данное состояние в своей памяти (в том числе, и в эмоциональной), человек может создавать это состояние в обычной жизни. Это, в свою очередь, влияет на эффективность процесса адаптации и на эффективность процесса общения.

     Особое внимание направлено на работу с классом эмоциональных состояний, так как гармонизация именно этого класса психических состояний является залогом высокой устойчивости психики человека.

     Работа со структурированным танцем позволяет достичь следующих целей:

     -    открытие (появление нового опыта, расширения репертуара движений)

     -    развитие осознания собственного тела (развитие чувствования своего тела, усиление контакта чувствования и вывода на сознательный уровень неосознанных переживаний)

     -    реструктурирование (физическое реструктурирование  движения и поз на нейромышечном уровне)

     -    развитие коммуникативных навыков (чувствование партнера(ов), пространства).

     Включение просмотра видеозаписи процесса и обсуждения полученного опыта позволяют выразить свои переживания и открытия на вербальном уровне, а также обогатить опыт каждого участника опытом других. Таким образом, прожитые состояния осознаются и остаются в эмоциональной памяти человека.

     Использование структурированного танца с большим интересом воспринимается людьми всех возрастов: в нашей работе охотно участвуют и дети 8-13 лет, и подростки, и молодежь, и людей более зрелого возраста (после 50 лет). Огромное значение имеет психологическая и танцевальная компетенция ведущего, а также его способность к импровизации. Невозможно создать композицию заранее: состав группы и ее состояние определяют работу на конкретное занятие. Однако, в течение трех лет осуществления данного проекта, медленный вальс продолжает оставаться великолепным средством гармонизации состояния группы, ее сонастройки для всех возрастов.

     Итак, танец является великолепным средством интеграции физического, эмоционального и интеллектуального планов человека. Структурированный танец является самым простым средством для знакомства с состоянием «здесь и сейчас», что само по себе уже влияет на процесс гармонизации.

     В заключении хотелось бы отметить, что актуальность такой работы подчеркивается значимостью введения структурированного танца в целях повышения потенциала, благоприятного развития личности, развития креативности, а также профилактики профессионального выгорания.

Примечания

     [1] Дуранина Н.В. - психолог-педагог, руководитель Творческой Школы-мастерской Общения Дома Детского и Юношеского Творчества г. Кронштадта, член Ассоциации ТДТ

     [2] Данный вывод основан на исследовании, проведенным автором статьи в рамках дипломного проекта «Структурированный танец как средство гармонизации психических состояний и отношений», СПб, 2000.