Владимир Хлюпин
"Зловещее очарование туфельки"

Бесспорно, красота для женщин сущий клад;
Все неустанно хвалят вид пригожий,
Но вещь бесценная - да нет, еще дороже! -
Изящество, сказать иначе: лад.
Коль феякумушка малютку Сандрильону
Наставила и обучала так,
Что заслужила Золушке корону,
Уж значит, эта сказка - не пустяк.
Красотки, есть дары нарядов всех ценнее;
Но покорять сердца возможно лишь одним -
Изяществом, любезным даром феи:
Ни шагу без него, но хоть на царство с ним.
Шарль Перро Мораль к сказке "Золушка, или туфелька, отороченная мехом"
Чего уж лучше, знаем сами,
Слыть мудрецами, храбрецами,
Роскошней быть, чем первый франт,
Иметь какой-нибудь талант,
Определенный небесами.
Все это можно заслужить,
Но лучшие дары пребудут бесполезны,
Пока не вздумает за нас поворожить
Хоть кумушка, хоть куманек любезный:
Шарль Перро Другая мораль к сказке "Золушка, или туфелька, отороченная мехом"

Как часто в кабинетах психотерапевтов, семейных консультантов, в телевизионных шоу, фильмах, обыденных разговорах, приходиться слышать от женщин, знакомую фразу,

- Все мужчины перевелись, где же те "принцы", "рыцари" которые описаны в литературе, мелькают на экранах телевизоров и.т.д. В этих словах чувствуется тоска по Великому Мужчине, Герое.

Постараемся разобраться в этом, надо сказать, непростом вопросе. Понятно, что невозможно полностью осветить все стороны столь обширнейшей проблемы взаимоотношения полов, но один часто повторяющийся архетипический мотив превращения Золушки в Принцессу, и поиска Принца, часто встречающийся в психотерапевтической практике, невозможно обойти стороной.


Ф.М.Достоевский, в "Братьях Карамазовых", говорит словами Ивана, - Миром правит Авторитет, Чудо, и Тайна. Безусловно, в иерархии архетипов, архетип Тирана обладает безусловной властью, и занимает доминирующее положение в пантеоне архетипов. Как наивысшее проявление активной, творческой воли он, выступает в роли архетипа Самости. Диссоциация архетипа, требует вмешательства архетипической энергии с большим потенциалом. Другими словами, диссоциация любого архетипа, нивелируется архетипической энергией Самости, которая в момент поляризации выступает как Тиран (Правитель). Архетипическую драму противоположностей, невозможно разрешить на сознательном уровне (это не бытовая проблема, которую может решить мировой судья). Непримиримые архитипические противоположности "заключаются" в бессознательное (так называемый процесс герметизации конфликта). После отбывания некоторого "срока заключения", говоря метафорически, слово предоставляется Правителю, архетипу Тирана, (Самости) который и выносит Соломоново решение. Такое урегулирование конфликта противоположностей на уровне бессознательного психического слоя, символически представлена в форме сизигии (священного брака) архетипических фигур Короля с Королевой, Принца с Принцессой, которые символизирует высшую степень примирения враждующих сторон, его lisis (разрешение).

В архетипе Золушки, архетипическая полярность представлена диадой, служанка-хозяйка, принцесса-плебейка, богачка-нищая. На мой взгляд, эта архетипическая диада на уровне сознания в какой то степени, персонифицирует социальное расслоение. Напряженность полюсов в этой диаде, формирует бессознательный аттитьюд, ориентированный на достижение блага и устранение социального неравенства. Очевидно, что метаморфоза Золушки в Принцессу, происходит по закону (открытому греческим философом Гераклитом) энантиодромии, переходу любых поляризованных феноменов или явлений в собственную противоположность. Таким способом психика, гипостазируя конфликт, стремится к устранению напряжения биполярных сторон архетипа.

Можно рассматривать архетип Золушки, как проявление комплекса неполноценности, формирующегося в личном слое бессознательной психики женщины в процессе ее воспитания. С точки зрения индивидуальной психологии А.Адлера, комплекс Золушки компенсирует сознательную установку инфантильного стремления к превосходству (власти). Архетип Золушки, представляет бессознательную неполноценность личности, которая проявляется в социуме, как подчинение любому объекту, который хоть в малой степени обладает атрибутами власти. Если объект не обладает реальной властью, то воздействие бессознательного комплекса, через механизм проекции приписывает ему эту власть насильно. Архетип Золушки, формирует пассивный тип поведения женщины. В более широком смысле,- подчиненное положение женщины, которое соответствует ожиданиям патриархального мира.

Персонификацией архетипа Золушки в сновидениях являются фигуры нищей, служанки, рабыни и.т. д.

Вот несколько типичных сюжетов сновидений, где выявляется мотив Золушки:

В приведенных сновидениях довольно четко прослеживается сюжетная линия сказки "Золушка", ее первой части. Обязательным условием в первой стадии трансформации личности является кропотливое "делание", казалось бы, на первый взгляд бесполезных вещей. Вдруг, совершенно неожиданно для самой себя, женщина принимается за работу, которую она раньше никогда не делала или не планировала, например: генеральную уборку, вязание, вышивание и.т.д... Мужчинам этот аттитьюд (установка, готовность психики действовать или реагировать в определенном направлении) так же не чужд. В таких случаях они начинают заниматься починками бытовых вещей, ремонтом, который ранее, раз за разом откладывали на неопределенное будущее. Такой период в жизни является подготовкой к инициации (переходу на другую ступень развития личности). В бессознательном в этот период скапливается психическая энергия противоположная консервативной установке сознания, но так как идея, цель скачка окончательно не сформирована, возникает состояние, которое можно охарактеризовать, как "зависание". Такое "зависание" как правило, сопровождается повышенным эмоциональным фоном возникающем из столкновения двух противоположных энергетических тенденций: энергии консервативной установки Эго-комплекса, и энергии бессознательного, "подталкивающей" Эго к изменениям, прогрессу.

Если Эго попадает под воздействие негативного родительского комплекса, архетипическим ядром которого является архетип Великих Родителей, то формируется запрещающая, скептическая установка, задачей которой является обесценивание всего нового (мотив стареющего Короля). Женщина, находящаяся под влиянием негативной стороны архетипа Великих Родителей (негативный senex), надевает на себя маску безразличия, спокойствия и покорности. Чувства и мысли, питающиеся бессознательной архетипической энергией негативного родительского комплекса, запрещают ей радоваться жизни. Кажется, что такой женщине ни кто в мире не может угодить (мотив царевны Несмеяны). Любое новое явление в ее жизни вызывает установку с типичным паттерном поведения - тревожное любопытство с оглядкой по сторонам в надежде получить оценку своим действиям (надо понимать "Великих родителей"), затем скептическое обесценивание происходящего с ней, эмоциональный всплеск с последующим чувством вины. Но в случае встречи со своим "Принцем", такая женщина способна на "бунт" против всех и вся.

Воздействие положительной энергии родительского комплекса, формирует в женщине - любознательность, осторожность, взвешенность, обдуманность, иронично веселое отношение к себе и окружающим.

Рассказ Г.Гессе "Невеста" хорошая иллюстрация к тому, как у дочери, попавшей под влияние негативного материнского комплекса, нарушается, а в последствии прекращается процесс индивидуации . Понимая, что пересказывать содержание рассказа неблагодарное дело, тем более такого мастера слова, все же рискну передать вкратце фабулу рассказа.

В рассказе три действующих лица. Мать, как ее описывает Гессе, принадлежала к тому типу белокурых и нежных, несколько вялых итальянок с величаво-мягкой походкой, которая с годами, все более и более напоминала манеру двигаться тех, о ком говорят "переваливается как утка". Любительница всего изящного, она привыкла ни в чем себе не отказывать. И даже, находясь в стесненных денежных обстоятельствах после смерти мужа, жила, что называется "на широкую ногу". Синьора была любящей матерью, что, однако, не мешало ей втайне лелеять мечту об устройстве своей собственной жизни. По мере увядания она постепенно расставалась с несбывшимися надеждами и все чаще возлагала их на будущее своей дочери. Ее дочь, миловидная тоненькая девушка, лишь недавно простившаяся с детством и вынесшая из пансиона для девиц некоторую предрасположенность к малокровию и плохой аппетит, была восхитительно хрупким, тихим, нежным существом с белокурыми волосами. Когда она в одиночестве гуляла в простеньком голубом платьице, все радовались, глядя на нее. Обладая таким сокровищем, мать предъявляла высочайшие требования к потенциальным женихам дочери. Дочь же внешне смирилась с таким положением дел, но в глубине души лелеяла мысль о своем принце спасителе. И в скором времени таковой нашелся. То был молодой человек, родом из Германии. Он был, что в наше время назвали бы, начинающим бизнесменом. Внешне спокойный, не лишенный снобизма, любитель добротных вещей, знающий во всем чувство меры. Молодые люди влюбились друг в друга. Но неопределенное будущее жениха испугало мать, и она категорически запрещает дочери встречаться с возлюбленным. Вот тут то и обнаружился строптивый нрав дочери. Она заперлась на ключ и выпила содержимое пузырька с пятновыводителем, считая, что это яд,- в действительности же результатом было лишь то, что у нее пропал только-только появившийся аппетит, и лицо стало еще бледнее и одухотвореннее чем прежде. И тогда мать пошла на хитрость. Молодой человек служил управляющим чайной плантацией на Цейлоне, и через два месяца ему необходимо было возвращаться обратно. Вернуться в Европу он мог только через три года. Мать подумала, что за три года может все случиться и возможно подвернется более выгодная партия. Она согласилась на помолвку дочери с молодым человеком, с условием, что венчание будет через три года. Жениху ничего не оставалось делать, как только принять жесткие условия помолвки. После его отъезда, невеста оправилась от любовных треволнений. Никакого малокровия или плохого аппетита не было теперь и в помине. Сердце ее было отдано, судьба обеспечена, и, пребывая в непритязательно-спокойном довольствие она сладко мечтала о будущем, занимаясь при этом всякого рода безделицей. Одним словом наша "принцесса" стала постепенно превращаться в мещанку. Результат такого образа жизни незамедлил себя ждать. Из хрупкого, нежного создания она превратилась в копию своей мамы, дородную, вальяжную даму, и только отсутствие морщин свидетельствовало о ее относительно юном возрасте. Так случилось, что жених не имея возможности возвратиться в Европу, вызвал невесту к себе на Цейлон (кстати сказать, дела его шли в гору). Мама, наблюдая такую метаморфозу с дочерью, не стала особенно торговаться, уж не до "принцев"! Можно представить себе какое разочарование пришлось пережить жениху, когда он вместо романтической принцессы своей мечты увидел:. двух ненавистных тещ! К радости сантиментальных читателей, все закончилось благополучно. Воспитание жениха, не позволило ему обойтись с невестой дурно. О том жили ли они счастливо в браке, история умалчивает.

На мой взгляд, в сюжете рассказа присутствует архетипический мотив Золушки. Персонаж сеньоры-матери в рассказе "Невеста", другая сторона медали Золушкиной мачехи.

Начнем с того, что по юнгианской типологии, мать молодой сеньоры-невесты, как и мачеха Золушки, без сомнения можно отнести к выраженному чувствующему экстравертному типу. Чувствующий экстраверт воспринимает объективные ценности, ориентируясь на коллективное мнение. Такой тип, индивидуальную шкалу ценностей выстраивает, исходя из правила "хочешь жить по-людски, делай как все люди". В некоторых жизненных ситуациях это правило не так уж и плохо. Оно ориентированно на то что бы люди ни повторяли чужих ошибок. Это правило "цементирует" фундамент коллективных отношений. Но жить, руководствуясь лишь одним этим правилом в жизни, это значить сознательно, лишать себя свободы выбора, формировать в себе стереотипность, косность, леность и одностороннюю личность, лишать себя индивидуальности, отчуждать себя от своего Я. Этот путь тупиковый, он приводит к глубочайшей невротизации психики. Конечно, удобно и комфортно ни за что не отвечать. При любом личном промахе, ошибке всегда можно сказать - "Но, ведь все же так делают!".

Действительно, то что мачеха Золушки, как и сеньора-мать, ориентированны на коллективные ценности не вызывает сомнения. Как правило, материальному благу, социальному статусу, выгоде придается первостепенная значимость в обществе. Власть, богатство, слава неизменные атрибуты прочного социального положения. Обладающими этими благами людей называют любимчиками фортуны, счастливчиками, удачниками. Они являются образцом для подражания и гарантами стабильности в обществе. Самое печальное во всем этом это то, что для достижения всех этих сомнительных благ, в большинстве случаев, человек готов перешагнуть через себя, изменить своим ценностям, пожертвовать индивидуальным путем развития. Совершить, что называется opus contra nature (деяние против своей природы). Такой человек в один "прекрасный" день может достигнуть всего того чего он желал (распространенный мотив сказок), но не получив при этом простого человеческого счастья. Другими словами многие знают, чего хотят, но не знают что им нужно на самом деле. В "лучшем" случае неудержимая погоня за коллективными благами заканчивается в психотерапевтических кабинетах, в худших в тюрьме или на кладбище.

В рассказе "Невеста", синьора-мать, относится к дочери, что называется, в духе мефистофелевских традиций. Говоря словами Мефистофеля, она "часть силы той, что без числа творит добро, всему желая зла". Как и мачеха Золушки, сеньора-мать, не достигнув социального Олимпа, пытается осуществить свою несбывшуюся мечту за счет дочери (в сказке, за счет дочерей). К сожалению, это довольно распространенный материнский аттитьюд. Ориентируясь на свою доминирующую экстравертную чувствующую функцию, она с точки зрения своей природной типологии совершенно права, и это не лицемерие, это ее бессознательная односторонность. Она поступает так, руководствуясь правилом "то, что хорошо и благо для всех, то хорошо для меня и моей дочери". Она знает, что она хочет, но не знает, что ей нужно. К чему приводят ее "знания", мы видим в финале рассказа. Дочь становится как мать, принеся в жертву свою индивидуальность в угоду материнским амбициям. Возможно, дочь достигла материальных благ, но в том, что она стала счастливой с презирающим ее мужем - сомнительно.

Совершенно очевидно, что в случае с синьорой-матерью произошла диссоциация архетипа Матери. Сознательно она ведет себя, как опекающая, оберегающая, хорошая мать. Бессознательно, как разрушающая, парализующая, пожирающая мачеха.

Если рассматривать действия сеньоры-матери и мачехи Золушки в контексте архетипа Великих Родителей, то очевидно, что такой извращенный материнский аттитьюд возможен при слабом реальном отце. В таких случаях мужская парадигма поведения в отношениях матери с дочерью замещается animus-психологией матери.

Интересен тот факт, что мачеха Золушки, творя сознательно зло падчерице, в конечном итоге приводит ее к заветной цели. Какая яркая иллюстрация к тому парадоксальному факту, когда в семье, где ребенок, сидя на "голодном пайке Золушки", добивается больших результатов в жизни, нежели дети взращенные, в стерильных условиях домашнего комфорта. У детей испытывающих на себе реальные материальные трудности, формируется сознательное отношение к ним, в смысле принятия и преодоления их. Реальные трудности по началу воспринимаются, как тирания Мачехи. Обратной стороной такой "тирании" является воспитание терпимости и великодушия к окружающим. У детей воспитанных в таких семьях, как правило, в бессознательном происходит накопление достаточно высокого энергетического потенциала для достижения сознательно выбранных жизненных целей. И если оказывается так, что цель выбрана неправильно, они не впадают в оцепенение фрустрации, а терпеливо продолжают поиски, ведь они прошли закалку в "алхимической печи Золушки".

У детей воспитанных в невротически-стерильной среде возникает риск атрофии инстинкта выживания, утрачивания психологической гибкости, и если это случается, они превращаются, что называется, в вечных детей (puer aeternus), вечных студентов и.т.д. Личность застывает, цепенеет в своем развитии, меняются только персоны. Прилагательное "вечный" в этом смысле имеет значение консервативный, неизменный. В семейном мифе таких детей всегда можно обнаружить "замороженных" родителей, Снежного короля-отца или Снежную королеву-мать. И как в связи с этим фактом не вспомнить сказку Г.Андерсена "Снежная королева", где Великая снежная Мать, вручая табличку со словом "ВЕЧНОСТЬ", замораживает, консервирует личность ребенка лишая его чувства сострадания и любви. К сожалению, в реальности не каждый "отмороженный" мужчина на своем жизненном пути может повстречать Герду.

"Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" А.С. Пушкина, блестящая иллюстрация к чему приводит "замораживание" личности женщины, попавшей под влияние негативного полюса Великих Родителей (негативного комплекса матери). К.Юнг в своей работе "Психологические аспекты архетипа матери" описывает этот аттитьюд, как "защиту от матери". При таком аттитьюде "все инстинкты женщины концентрируются в форме защиты от матери, а по этому они не применимы и не применяются для обустройства своей личной жизни". Женщина, находясь в состоянии перманентной бессознательной борьбы с "мать-мачехой", истощает все свои ресурсы а, истощаясь, цепенеет. Все жизненные процессы (психологические, физиологические) протекают, как будто она находится в состоянии психологического анабиоза. Нередко, при затянувшейся "спячке", место реальных отношений (семь богатырей можно понимать символически, как персонификацию реального времени, семь дней недели), занимает невротическая фантазия о принце Спасителе. Королевич Елисей, персонифицирует в сказке animus-Героя царевны. В реальной жизни animus женщины, не находя подходящий объект для проекции во вне, "застревает" в во внутренним психическом пространстве. Его поцелуи уже не несут в себе исцеляющей силы. И да же напротив они приобретают ядовитое свойство яблока мачехи!

В рассказе "Невеста", молодая сеньорита, "наелась" этих яблок сполна. Яд "жидкость для чистки стекол" не вызвал физическую смерть, его действие, говоря метафорически, слегка растянувшись во времени, приводит героиню к духовной смерти, потере самоидентичности. Мать невесты, как злая мачеха навязала свою систему ценностей, лишая тем самым дочь малейшего шанса реализации своей индивидуальности.

Две стороны архетипа Великих Родителей являются одновременно полярностями архетипа senex-а (старца), хранителя старых, ценностей человеческого рода.

В свою очередь противоположной полярностью архетипа senex, является архетип puer, puella (дитя). Если Эго попадает в "поле притяжения" архетипа puer, puella, то появляться склонность к авантюризму (aventure, приключение фр.), влечение к рискованным поступкам в надежде на случайный успех, непредсказуемость в поведении, легкомыслие. В архетипе puer, так же как и в архетипе senex, заложено внутреннее противоречие. Положительной стороной архетипа puer, является спонтанность, гибкость в мышлении, динамичность поступков и хорошая адаптивность к различным жизненным ситуациям.

Расщепление того или иного архетипа приводит к ситуации, когда Эго находится в постоянном напряжении перед возможностью выбора идентификации с тем или иным полюсом архетипа. При затянувшимся конфликте выбора между архетипическими полюсами включается репрессивный механизм Тирана. Самость-Тиран в этом случае выступает как универсальный упорядывающий принцип.

Приведу характерное сновидение, отражающее процесс преодоления расщепления архетипа Золушка-Принцесса, через реактивацию архетипа Тирана:

1. "Я нахожусь в студенческом трудовом отряде. Бригадир, незнакомая женщина, посылает меня на птичий двор, курятник. Я никогда не занималась птицеводством, и говорю бригадиру о том, что у меня может не получиться, но женщина-бригадир приказывает мне идти туда. Я с большой неохотой иду в курятник. Я вижу курицу, но она больше похожа на страуса, во всяком случае, эта птица мне не известна. Я очень удивлена. Таких птиц не бывает. Может, она опасна?!

Сцена резко меняется. Я вижу себя в какой-то больнице, в должности санитарки или медицинской сестры. Такое впечатление, что я нахожусь в операционной. Я вижу женщину, которая лежит на гинекологическом кресле. У нее начинаются роды и мне надо их принимать. Меня охватывает паника, ведь я никогда не принимала роды. Роженица начинает на меня кричать, так как я проявляю нерешительность. Приходит доктор, мужчина. Он объясняет мне, что нужно делать. Я успокаиваюсь и начинаю помогать роженице осмысленно".

Доминирующий мотив сновидения - принуждение. В начале сновидения сновидица оказывается в трудовом лагере. Воспоминания сновидицы о трудовых студенческих отрядах весьма негативные. Она всегда чувствовала себя в студенческих трудотрядах "заключенной". У меня было такое ощущение, вспоминает она, что я в чем-то провинилась, и меня сослали в ссылку отбывать наказание. Ассоциации привели к воспоминаниям о родителях. Как-то раз, когда пациентке было 11-12л., отец пришел с работы сильно пьяный (такие эпизоды в семье были довольно частым явлением). Между родителями произошла ссора с безобразными выходками с обеих сторон. Мать почти насильно отправила девочку к своей знакомой, которая жила в пригороде. Дело было летом, девочка прожила в чужой семье довольно долго. Знакомая мамы заставляла ее помогать ей на огороде. Девочка не могла отказать, хотя все мысли были о доме. Конечно, нет ничего предосудительного в том, что девочка помогает в домашнем хозяйстве, но в то время она чувствовала себя изгнанной из семьи! Она не понимала в чем ее вина. Без ее согласия, и ни чего не объясняя, мать из "лучших" побуждений решила изолировать ее от семьи, вернее оттого, что она могла бы узнать об отце, который, как она потом узнала, сидел 15 суток за избиение матери. Это ранняя детская травма жива, и спустя много лет напомнила о себе в сновидении. После этого эпизода, любая поездка в пригород вызывали у пациентки, приступы паники с типичными соматическими симптомами. Женщина-бригадир, персонифицирует фигуру реальной матери (ее знакомой) и негативный материнский комплекс, а на архетипическом уровне Великую Мать с ее негативной тиранической, деструктивной энергией. Но нет, худа без добра, в ее, казалось бы, тиранических действиях заложен позитивный импульс. Она заставляет преодолевать тревогу, которая появляется в любом новом начинании. Сновидица оказалась неготовой к самостоятельным поступкам. Попав в неизвестную ей ситуацию, она ни чего не предпринимает.

Эпизод с птичьим двором вызвали у пациентки ассоциации со сказкой Г.Х. Андерсена "Гадкий утенок". В детстве она очень любила эту сказку, и даже плакала, читая ее.

- "Когда меня ругали, я чувствовала себя гадким утенком, и хотелось стать лебедем, но какой я белый лебедь, так не рыба ни мясо". У пациентки явно негативное отношение к формам своего тела. Она слегка полновата, но это ее не портит. Пациентка явно преувеличивает свои физические недостатки. Такое неприятие своего тела, является для нее довольно большим препятствием в отношениях с мужчинами. Она избегает случайных знакомств, вечеринок. Такой тип поведения достаточно распространен среди женщин с негативным родительским комплексом. Он формирует комплекс затворницы, который принуждает женщину грубо искажать свой врожденный психотип. За негативным отношением к своему телу, как правило, стоит бессознательный страх перед сексуальностью. Формируется защитный механизм, в форме вторичной выгодой от "уродства". Женщина в буквальном смысле внешне превращается в Золушку.

Любое искаженное восприятие сознания объективной реальности, будь то преувеличение или преуменьшение, в сновидении, персонифицируется (представляется) в гротескных персонажах. Чем сильнее искажение восприятия, тем гротескнее выглядит персонаж сновидения. В нашем случае, "курица-страус", является именно таким персонификатом преувеличения "уродства" своего тела (ведь она с ее слов не рыба, ни мясо), а страус не совсем птица, ведь он не летает. Эмоциональное напряжение в сновидении нарастает (может, птица-страус опасна!). Это напряжение может свидетельствовать о прорыве архетипической энергии Эроса. Эрос крылатый бог, а страус не может летать,- слишком тяжел, обременен своим телом. Его крылья можно использовать, в виде экзотических перьев для украшения элегантной шляпки, какой нибудь кокотки. Сновидение отражает проблемные отношения сновидицы с архетипическим Эросом. По сути дела, в реальности, она не способна из за своего невротического страха на глубокую чувственную связь, которую дарует крылатый Бог. Архетипическая энергия Эроса "выбрасывает" сновидицу из курятника. Резкое изменение сюжета сновидения свидетельствует о мощном эмоциональном потенциале невротического конфликта. И куда же попадает наша героиня?

Она попадает в больницу! А, собственно говоря, куда можно попасть с таким Эросом-инвалидом. Бригадир-птичница трансформируется в санитарку, сиделку. Эрос в буквальном смысле заставляет высиживать (вынашивать) невротический конфликт, превращая сновидицу в сиделку. И в этом смысле ведет себя как архетипический Тиран. Появление в сновидении сцены с родами, антиципируют (предвосхищают) lisis невротического конфликта. Процесс индивидуации по своей сути ни чем не отличается от биологического процесса зачатия, вынашивания, родов и воспитания. Индивидуация - перманентное (непрекращающееся, постоянное) состояние перерождения, что в буддийской философии представлено идеей реинкарнации, метемпсихоза (переселения души). Душа сновидицы, как психическая сущность, перевоплощаясь, в тот или иной персонаж сновидения, как бы подсказывает ей, какие этапы она должна пройти в процессе своего личностного роста. Появление в конце сновидения авторитетной фигуры врача, свидетельствует о том, что архетипическая энергия Тирана, приняла конструктивную форму. В этом случае, можно предположить, что активизировался архетип внутреннего Целителя.

В сказке "Золушка" персонажами, носителями проекции архетипа Тирана, являются фигуры мачехи и ее дочерей. Эта триада (мачеха и две дочери), представляет в психике женщины негативный феминный аспект. Женщина становится золушкой, попав под влияние этого негативного комплекса тирана-мачехи. В этом случае она просто вынуждена формировать инфантильные компенсаторные фантазии о Принце-Спасителе. В сказке, Золушкой овладевает грандиозная фантазия, стать избранницей принца, в прямом смысле "из грязи в князи". Активация негативного полюса архетипа Великой Матери вынуждает психику противопоставить равнозначный по силе позитивный полюс архетипа Великой Матери, в роли которой выступает Крестная Мать, волшебница. В психопатологии, появление Крестной Матери, называлось бы галлюцинацией или компенсаторным видением-фантазией.

В реальной жизни, волшебниц не бывает, но на их роли могут претендовать другие объекты, более или менее соответствующие архетипическому содержанию проекции. Носителями таких "волшебных" проекций являются различные объекты, начиная с различных амулетов, чудодейственных таблеток от всех недугов и кончая всевозможного вида целителями, предсказателями, магами, экстрасенсами и.т.д:

Таким образом, можно предположить, что женщина, находящаяся под властью архетипа Золушки, просто "раздираема" архетипическими силами Великой Матери, ее позитивным и негативным аспектами, и архетипической энергией Тирана. Обращает на себя внимание то, что активизация комплекса Золушки в бессознательном женщины происходит при одном очень важном условии, отсутствии во внешнем окружении реального мужчины с выраженным маскулинным началом. Отсутствие парадигмы (образца) мужественности в жизни женщины, принуждает ее к фантазиям (подчас невротическим) о мужчине-спасителе, герое, принце, одним словом, о Великом мужчине, спасителе. Эти фантазии приводят женщину к интенсивным поискам во внешнем мире реального носителя образа Принца-героя. Часто такие поиски заканчиваются полным крахом ее иллюзий, сопровождающимся всеобщим разочарованием, депрессией, а иногда, к большому сожалению, трагедией.

К.Юнг рассматривал формирование animus-а женщины, как четырехэтапный процесс. На первом этапе - это мужчина, обладающий физической силой, способной защищать ее от трудностей материального мира. Похоже, как описывают этот образ многие женщины, идеал мужчины на этом этапе формирования animus-а, напоминает Гефеста. Это всемогущий мастер на все руки, обладающий неимоверной физической силой и способный совладать с любой материальной проблемой. Этот образ настолько притягателен для женщин, что не учитывается его достаточно серьезный физический изъян - хромота. Символически надо понимать: изъян представляется не столь физическим, сколь психологическим. "Хромота" свидетельствует о приземленности (материальности) его натуры. В Гефесте выражены более хтонические, природно-стихийные силы Диониса, нежели духовные, возвышенные силы аполлонического начала. Гефест представляет тип мужчины, создающего материальное благо, не слишком обремененного своим духовным развитием. Он просто мастер на все руки Дополнением такого мужчины, всегда является мужчина Аресвоин - воплощение грубой маскулинной физической силы, необузданной страсти и вожделения. Двух мужчин объединяет обладание одной женщиной-Афродитой. Афродите, как Пандемос "всенародной", пошлой, доступной и понятной всем, что на современном языке звучало бы, как "попсовой", в представлении Платона противопоставляется Урания "небесная", духовная женская сущность. Если спуститься с Олимпа на грешную землю, то на роль античных супругов Афродиты могут претендовать вполне прозаические персонажи, начиная с "мужиков-умельцев", и заканчивая "крутыми" бизнесменами, спортсменами, военными и.т.д. Это вполне распространенный тип мужчин на "рынке женихов", который как магнит притягивает проекцию animus-а женщины-Афродиты, Евы.

Наибольший интерес, в контексте нашего исследования, представляет вторая ступень развития animus-а женщины. К.Юнг интерпретировал ее, как романтический animus. Классический пример этого образа широко представлен в описаниях средневековых куртуазных (courtois, любезный, вежливый фр.) отношениях между рыцарями и их возлюбленными дамами. Во главе этой бесконечной кавалькады романтических героев, безусловно, я бы поставил Дон-Кихота из Ламанчи. Возможно, что те или иные черты куртуазности присутствуют и в первом типе мужчин (Гефест-Арес), так же как и черты первого типа присутствуют во втором типе, очевидно, что понятие "чистый" тип существует гипотетически, и необходимо лишь в качестве рабочей гипотезы. В современном мире романтический animus, чаще всего представлен профессиями, связанными с так называемой духовной богемой (художники, актеры, музыканты, поэты, писатели и.т.д.) К этому типу можно отнести известных политиков, которых хотят они того или нет, окружает мифология романтического героя-спасителя. Время вносит свои коррективы в наши представления о романтическом образе, и романтизм мужчины в современном представлении, приобретает все более негативный оттенок, сохраняя основное свойство архетипического паттерна - куртуазность, которая все еще так привлекательна для многих женщин. С этим трудно не согласиться!

Но вернемся к сюжету сказки "Золушка". Мужской элемент в сказке представлен тремя мужчинами. Отец Золушки, типичный "муж-подкаблучник". К сожалению, это довольно распространенный тип мужчины. Как такой тип маскулинности формируется в мужчине, это особая тема. Важно отметить, что при таком "слабомаскулинном" отце, дочь неминуемо попадает под власть выраженной бессознательной маскулинности (animus-а) мачехи. С моей точки зрения, нельзя обойти стороной очень важный психологический факт: женщины, привлекающие слабых мужчин, "страдают" гипертрофированным animus-комплексом, то есть находятся, в более широком смысле, под властью бессознательной психики. Внешне власть animus-а, у женщины проявляется в ригидности, консервативности идей, мнений, суждений, в виде банального суеверия, а в крайних, "запущенных" случаях приобретает форму различных маний, обсессий (навязчивостью).

Дочери подвергшейся насилию со стороны матери, или мачехи и сводных сестер (в нашем случае сказки "Золушка"), одержимых animus-ом, ничего не остается делать, как стать такой, какой хотят видеть ее "милые" родственники, то есть замарашкой, хаврошечкой, золушкой, и еще Бог знает кем! Не получая поддержки со стороны отца, у дочери воспитанной в такой семье, нарушается развитие нормальной женственности, так как нет парадигмы поведения "нормальной" женщины, при "ненормальном" мужчине-отце. С одной стороны отдается бессознательное предпочтение мужским ценностям, с другой стороны формируется ложная персона "послушной замарашки", прикрывающая бессознательную маскулинность. Часто такое положение вещей приводит к явной или скрытой гомосексуальности, пышным цветом расцветающей в тени бессознательной психики женщины.

Несмотря на все перипетии, которые происходят с Золушкой, будущее сулит ей безоблачное счастье, так как в королевской семье, куда она попадает, нет женщины, обладающей реальной властью, и она становится "Главной женщиной". Судьба, как бы, вознаграждает ее за все страдания, которые она перенесла по пути к заветной цели, тем самым, подтверждая общеизвестную сентенцию, о том, что без труда нельзя достичь счастья. Возможно Золушка, превратившись в принцессу, нашла свое счастье в августейшей семье, но кто сказал, что счастье обитает только при королевских покоях?

В сказке, принц не похож на античного героя-спасителя, защитника. Во времена Шарля Пьеро, парадигмой мужского поведения являлось рыцарско-романтическое отношение к женщинам. Хотя под огромными париками во времена эпохи просвещения (что греха таить) у женщин нередко заводились вши, в галантном отношении к своим избранницам, со стороны мужчин нельзя отказать.

И хотя сейчас на дворе ХХI век, и мы более просвещены, а средства гигиены несравнимы по своей эффективности с прошлыми временами, великий Бог Эрос превратился в "химиофизиологический" процесс, а отношения мужчины с женщиной все чаще сводятся только лишь к обмену физиологическими жидкостями. Как не прискорбно, но таинство любви низведено до эксбиционистских телешоу и пошлых "эротических" романов. Надо признать, женщины теряют великий дар природы - женственность. Эрос вместо крыльев все чаще носит костыли.

В наше время Золушка ассоциируется с провинциалкой, которая, так же как и Д*Артаньян на "зеленом" коне стремится, во что бы то ни стало покорить столицу. Женщине, которой, овладел комплекс Золушки не приходит в голову простая мысль, о том, что она пускается в поиски не за счастьем, которое по ее мнению принадлежит принцессе eo ipso (в силу самого факта), а за благом материального мира, которое, как известно, напрямую связано с сатанинскими кознями. Кто из женщин задумывается над тем, чем оборачивается для нее социальное и материальное неравенство в мире патриархальных ценностей. Как ни банально, но факт,- за все надо платить. Но способна ли женщина, вступая в неравный брак с патриархальным миром, символически представленным Королем-Принцем, обрести счастье, избежав опасности, пропасть в сети Синий Бороды.

Как я уже говорил, в сказке мужской элемент представлен тремя персонажами. Отец Золушки, подкаблучник (нашедший свою туфлю-супругу). Отец-король, представляющий сатурничесую, дряхлеющую патриархальность, которая больше нуждается в удобных тапочках, нежели в изящных туфельках. Сын-принц - образ романтического, куртуазного мужчины, идеальный по форме (как раз по размеру изящной туфельки) объект для проекции романтического animus-а Золушки.

Примечателен тот психологический факт, что женщина, попавшая под влияние комплекса Золушки (слабости, беззащитности), часто провоцирует в мужчине бессознательную компенсаторную установку. Мужчина просто вынуждаем стать Принцем, т.е. единственным и неповторимым, защитником, спасителем, галантным кавалером, одним словом, Великим мужчиной. Вот почему во все времена женщина интуитивно ценила в себе эти природные женские "слабые"" свойства натуры. Безусловно, отношение к "женским слабостям" в разные времена менялись но, неизменно, одно, каждая женщина имеет "законную" привилегию на Золушку, т. е быть защищаемой. Важно только не злоупотреблять этой привилегией. В современном мире женщины, к сожалению, часто забывают о своих "законных" привилегиях Золушки, и в своем подчас безудержном стремлении быть, что называется, emansipe (фр. самовольничать), соперничая с мужчинами, заходят так далеко, что в одно прекрасное время с удивлением обнаруживают рядом с собой мужчину-Золушку!

На мой взгляд, в имени Золушка, скрыта двойственность. Золушка- "носительница" золы, она покрыта ею. Под маской золы, надо полагать, если хорошо протереть, проявится золото. Серое, тусклое превращается в яркое, блестящее.

В физическом мире, процесс нагревания (трения), горения рассматривается как процесс, сопровождающийся сублимацией, т.е. переходом из одного агрегатного состояния вещества в другое минуя промежуточное (твердое вещество, минуя жидкое, переходит в газообразное). По сути дела это революционный скачек, нуждающийся в значительном количестве энергии, как и все революционное. С психологической точки зрения, сублимация (в концепции З.Фрейда),- процесс переключения, перевода "низших", преимущественно сексуальных влечений на "высшие" духовные и социально полезные цели. К.Юнг предпочитал называть этот процесс трансформацией личности. Трансформация с точки зрения архетипической психологии, регрессия Эго с временной утратой своих границ к инстинктивному, архетипическому (коллективному) слою psyche, ассимиляцией архетипической, нуминозной энергии этого слоя Эго-комплексом, с последующим переходом на другой, более высокий энергетический уровень сознания. Индивидуация в этом смысле "алхимический" процесс перманентного, постоянного "подогревания" Эго, с целью ускорения растворения его в более "низких слоях" психического с последующим восхождением на более высокую ступень развития. По сути дела, это символический процесс умирания и возрождения Эго. Нагляднее всего этот процесс проявляется в мифологии Феникса.

Как мифическая птица Феникс, которая символизирует высшую духовную субстанцию aurum philosophorum (золото философа), то к чему стремится душа связанная прахом (золой) физического тела, Золушка стремится сбросить с себя налет мертвого, неорганической, а значит и неорганичной маски-персоны, которую надели на нее родственники вопреки ее желанию и вопреки ее природе. Судя по тому, как Золушке приходится трижды возвращаться "с бала на корабль", да еще при том терять чувство времени (природное интуитивное свойство женской натуры), сбросить с себя Персону-Замарашку, не так-то легко! Да и что значить сбросить? По сути дела нужно вывернуться на изнанку, а это означает, грязное, серое, грубое спрятать под чистым, блестящим, изящным.

Корень в имени Золушка,- "зол" несет в себе двоякий смысл. "Зол", как золото, символизирующее солнце, чистоту, высшее, разумное, духовное начало. "Зол", как зола, прах, земля, грязь, низшее, инстинктивное, телесное начало. Она сочетает в себе Уранию "небесную", духовную и Афродиту - Пандемос "всенародную", доступную, материальную, вульгарную.

Урания, муза астрономии. Весь высокий мир идей, вечная и бесконечная, глубинная мудрость космоса принадлежит ей. Ее атрибутика, глобус и указка. Она учитель мира (Sophia Mundi). В этом смысле она сливается с Геей, Изидой, Афиной Палладой, Софией гностиков.

Афродита (aphros, пена), это пена на поверхности бушующего моря человеческих страстей. В римской мифологии Афродиту "перелицевали" в Венеру. Примечательно то, что в первом значении слово venus, переводится как продажа, и только во втором значении, как любовь. Венера родоначальница рода римских императоров Юлиев. История Римской империи показала, куда может завести свой род столь своенравная богиня! Даже любимый сын Амур, вышел из-под контроля всевластной матери-богини, что уж говорить о простых смертных.

Пояс Венеры-Афродиты, является рудиментом архаической религии фетиша. Он обладает магической, демонической силой любовной власти над мужчиной. В этом прослеживается явная параллель с туфелькой Золушки. Принц просто "околдован" туфелькой. Можно представить, что навоображал себе столь романтически юноша, глядя на столь изящный предмет женского туалета. Тут то и сплела свои козни "пестротронная" богиня Афродита!

Как говорил Екклесиаст,- " Что было, то теперь есть, и что будет, то уже было". Ни чего не меняется со временем. И сейчас, как и прежде мы видим толпы одураченных женщин толпами рыщущих в поисках пояса Венеры, туфельки Золушки и прочих магических средств, которые дают власть обладания над мужчинами. Вероятнее всего они не знают простой истины,- " Там, где царствует любовь, нет стремления к власти, а где верховодит стремление к власти, там любовь влачится на задворках".

Во многих сказках с поразительной настойчивостью повторяется мотив превращения униженной долгим рабским трудом девушки, в царственную невесту. Как правило, превращение происходит с помощью волшебных помощников. На мой взгляд, это не противоречит диалектическому закону перехода количества в качество. Создается некая критическая количественная масса жизненного опыта, которая за один скачок трансформирует личность и придает ей новые качественные свойства. Средневековые алхимики хорошо понимали, что только кропотливым и долгим трудом на алхимической "кухне", можно достигнуть подлинной трансформации личности.

"Aurum nostrum non est aurum vulgi" - " Наше золото - не золото черни". Это изречение алхимиков говорит о глубоком понимании символизма процесса трансформации души, который происходил с ними на алхимической "кухне". Хотя среди них были и такие, которые вставали, теряя терпение, а может быть и в силу своего морального несовершенства, на путь шарлатанства, или как в случае, описанным Гете, с небезызвестным доктором Фаустом, на путь черной магии.

Золушка, как средневековый алхимик с величайшим терпением трудилась на своей "алхимической" кухне. Не трудно сказать, какие чувства испытывала она, проводя день за днем, час за часом, выполняя изнурительную, бессмысленную на первый взгляд работу. Несомненно, то, что в результате этой работы, она воспитала в себе величайшую добродетель - терпение, а это значит, что она научилась "растворять, растягивать" свои эмоции во времени. Уже не время управляет ей, а она им.

Во все времена, рецепт, - "Отвлекитесь от переживаний, займитесь, чем ни будь полезным, поезжайте куда-нибудь", популярен у многих докторов. Возможно, этот совет хорош, в том случае, если типология человека соответствует его врожденной экстраверсии, и вынужденная интровертная установка слишком затянулась. В том случае, когда мы имеем дело с интровертным типом, совет выйти "в свет", может оказаться губительным, особенно если этот совет дан несвоевременно. Справедливости ради, надо сказать, что эпизод с потерей чувства времени на балу, выявил "ахиллесову пяту" Золушки. Она не может устоять перед соблазном быть в центре внимания блестящих кавалеров, и не выполняет наказ Крестной матери. В этом эпизоде проявляется зловещее очарование Афродиты-Венеры. Такое впечатление, что Крестная Мать дала ей не изящные туфельки, а тот самый знаменитый пояс Афродиты, дающий магическую власть над мужчинами. У женщины обладающей этим поясом появляется состояние сходное с одержимостью, она теряет чувство реальности.

Символическая граница реальности, Полночь, которая отделяет человека от метафизики ночи.

К.Юнг, в своей книге "Воспоминания, размышления, сновидения", в главе "Путешествия", описывает эту переходную грань так: "Согласно всеобщему мнению Творец создал мир добрым и прекрасным. Он вне добра и зла. Он "м*зури", то есть, прекрасен, и все созданное им тоже "м*зури".

На мой вопрос: "А как же на счет хищных животных, убивающих ваш скот?", они отвечали: "Лев добр и красив". "А как же ваши страшные болезни?"- "Мы греемся на солнце, и это прекрасно".

Этот оптимизм произвел на меня большое впечатление. Но очень скоро я обнаружил, что в шесть часов вечера от него не остается и следа. После захода солнца вступает в права другой мир - мрачный мир "айик", мир зла, опасностей, страхов. Оптимистическая философия уступает место страху перед духами и магическим процедурам, предназначенным обеспечить защиту от злых сил. К рассвету, без какого бы то ни было внутреннего противоречия, оптимизм возвращается вновь".

Не смотря на то, что дневной мир Золушки нельзя назвать оптимистичным и радостным, все же до полуночи Золушка знает кто она. Ее не сбивает с толку наряд-персона принцессы. После полуночи, знание о себе теряется. Наряд-персона принцессы околдовывает разум. Психологически это означает инфляцию Эго, и его идентификацию с архетипом Персоны, другими словами потерю самоидентичности и отождествлению "Я" с частью личности.

С психологической точки зрения, реактивация архетипа и его энергетическое катектирование (оккупация) сознания, приводит к энергетическому сбою Эго-комплекса. "Я", как бы растворяется в бессознательном, теряя свои границы. Возникает состояние неразличимости субъекта и объекта. К.Юнг называл такое состояние participation mystique (мистическим соучастием). Такой тип восприятия присущ архаическому сознанию дикаря, и некоторым грубым психопатологическим расстройствам. В таких случаях, про человека говорят: "Он сам не свой, в него "бес" вселился" и.т.д: . Крестная мать волшебница, и как всякая волшебница знает опасность волшебных даров, и по этому дает своей крестнице строгий наказ, вернутся домой во время, до полуночи. Она одарила Золушку - благом внешней красоты, зная, что красота молодости недолговечна.

Мотив времени, как главной составляющей реальности бытия, является в сказке, центральным мотивом. В русском языке есть парадоксальная, на первый взгляд поговорка: "Поспешай медленно". На мой взгляд, эту поговорку надо понимать так,- каждый момент времени, сколь малым он казался, заключает в себе всю жизнь человека. Кто знает, может быть, этот момент является поворотной точкой в судьбе человека, и если торопиться, можно не увидеть самого главного, смысла своей жизни, счастья которое теряешь здесь и теперь. Многие современные "Золушки" проживают жизнь, так как будто время остановилось. Такое впечатление, что каждая получила волшебный дар Крестной матери и, потеряв чувство времени, в туфельках принцессы со всех ног бросились на поиски своего принца. Но где взять на всех принцев! Поистине жестокая гонка.

Человек, обладающий каким либо природным даром, может использовать его по своему усмотрению. Ему дано право сознательного выбора, использовать этот дар во благо или во вред себе и другим.

По сути дела, индивидуация - это процесс, который состоит, на мой взгляд, из четырех этапов "делания". Говоря метафорически, это поиск, раскапывание, очищение от примесей, приумножение. Разумеется, все этапы индивидуации, требуют большого усердия терпения и неторопливости. Вот почему для всех сказок, где прослеживается мотив Золушки, на первый план выступает воспитание этих качеств. Только сильное, дисциплинированное Эго, обладающее свободной волей, может распоряжаться "волшебным" даром и использовать его себе во благо.

В сказке Золушку испытывают трижды (сакральное число). Два раза Золушка с честью выдерживает испытание (воспитание терпения и скромности принесло свои плоды). На третий раз, Золушка поддается искушению, и чуть было не теряет чувство реальности.

Хочется привести сновидение одной пациентки, иллюстрирующее выше сказанное:

"Я подхожу к широкой реке. Хочу перебраться на другой берег. Оглядываюсь вокруг, но не нахожу на чем можно было бы переплыть реку. Приглядевшись, замечаю за кустом лодку. Она как будто ждет меня. Мне становится страшно переплывать, но я пересиливаю себя и благополучно перебираюсь на другой берег. Там я обнаруживаю довольно странное сооружение, похожее на часовенку. Я вхожу вовнутрь. Передо мной оказывается лестница, которая ведет вниз. Мне тревожно, но в то же время любопытно. Я осторожно спускаюсь вниз. Через некоторое время я попадаю в сводчатый коридор. С обеих сторон от меня в конце коридора высокие двери. Я поворачиваю налево, и подхожу к двери. Внезапно дверь открывается, и я вижу перед собой огромное водное пространство. У меня ощущение, что это океан. Огромные волны не спеша, перекатываются одна за другой. Это завораживает и одновременно пугает меня, и я решаю идти к другой двери, к той, что была справа от меня. Медленно подхожу к другой двери. Открываю ее, и вижу перед собой огромный зал, похожий не то на музей, не то на зал в средневековом замке. Там много людей, и одеты они как на бал-маскарад. Я захожу вовнутрь. И тут начинаю понимать, что это для меня опасно, так как стала задыхаться. Внезапно передо мной появляется старичок, который объясняет мне, что прежде чем войти в этот зал, нужно было повернуться и поклонится на три стороны, в общем, совершить некий неизвестный мне ритуал, но так как я этого не сделала, то существует опасность погибнуть. Старичок дает мне какое-то приспособление, чтобы я не задохнулась и выводит меня из зала. Внезапно я оказываюсь на поверхность земли и обнаруживаю, что на мне нет одежды, думаю, что в спешке оставил ее в зале".

Пациентке Н. 21 г. симптоматика невроза (приступы паники, сопровождающиеся удушьем) появились, после того как она познакомилась с молодым человеком, в отношении с которым впервые появились глубокие чувства. Н. воспитывалась в семье с материальным достатком ниже среднего уровня. Отец часто пил, а мать воспитанию уделяла мало времени. Если родители, и проявляли какие - то чувства к ней, то делали это "неуклюже". Ее избранник из семьи с высоким социальным и материальным статусом. Возникла ситуация, когда родители юноши в ультимативной форме заявили ему - "Выбирай, или мы или она". Молодой человек, некоторое время колебался между выбором, к сожалению, любовь проиграла. Хотя юноша и не прошел испытания любовью, Н. сохранила в себе глубокие чувства к нему, и не находя выхода из ситуации, стала задумываться о самоубийстве. Она представляла уход из жизни в разных вариантах, и как обычно в таких случаях бывает, остановилась на утоплении. По ее мнению этот способ был менее мучительным! Воля к жизни, к счастью, одержала верх, но через некоторое время психика сформировала замещающий невротический симптом - удушье. В моменты проявления, к ней какого либо интереса со стороны мужчин, Н. в буквальном смысле топила себя! Ее охватывал приступ паники. Со стороны этот приступ выглядел, так как если бы она действительно тонула. Ситуация, к сожалению, довольно часто встречающаяся в жизни и не всегда финалом ее бывает только лишь невроз.

Первая часть сновидения реминисценция перехода в загробный мир, так как его себе представляли во времена античности. Н., рассказывая сновидение, вспомнила, что именно так представляла себе переправу Орфея в загробный мир на лодке Харона, когда он искал свою Эвридику (Н. хорошо знает и любит этот миф). Страх, который переживает Н. в сновидении во время переправы, напомнил ей о переживании чувства страха перед самоубийством.

Часовенка ассоциировалась с воспоминаниями о том, что в момент возникновения желания самоубийства, она убеждала себя в том, что это тяжкий грех. Бабушка, с которой Н. жила некоторое время, была очень религиозным человеком. Часто читала ей Библию. Н. до сих пор сохранила о бабушке светлые воспоминания (как в связи с этим не вспомнить Крестную мать Золушки). У Н. до сих пор сохранилось до некоторой степени христианское воспитание. Она старается соблюдать нормы поведения, предписанные Библией. Поражает тот факт, как переплетаются в сновидении языческие и христианские мифологические мотивы. Тот факт, что Н. успешно переправилась через реку, говорит о том, что она имеет достаточный запас энергии свободной воли Эго-сознания, для преодоления сложных жизненных ситуаций. Она переправляется через реку самостоятельно, преодолевая свой страх!

Переправа, в сновидениях, довольно часто встречающийся мотив. По сути дела, мотив переправы символизирует инициацию (initiation, дословно означает начинать, посвящать себя неизвестному делу). В психологическом смысле инициация означает поступок, совершаемый человеком вопреки сложившемуся жизненному стереотипу. Инициация в этом смысле свободное волеизъявление. Другими словами, "резонанс" возможности "Я" с "желанием" Самости.

Инициацию в сновидении, в сказке, в мифе, может символизировать сюжет, сцена, содержащая в себе мотив, какого либо торжественного, значимого, эмоционально заряженного события. Например, в сказке "Золушка", инициацию символизирует бал в королевском дворце.

После того, как сновидица попадает в часовенку, с ней происходят "чудесные" события. В психологическом смысле, опускание под землю, означает снижение ментального, сознательного уровня (abaissemement du niveau mental П.Жане) Эго-комплекса, необходимое условие "проникновения" в бессознательный слой психики. Следующий, очень важный, на мой взгляд, мотив выбора, представленный в сновидении двумя дверьми, левой и правой. Символически левый путь означает (К.Юнг), движение к бессознательному. Правый путь движение к осознанию.

Пациентка, рассказывая об увиденном за левой дверью океане, испытывает эмоциональный подъем, что всегда характерно для нуминозного переживания. К.Юнг, так дает определение "нуминозному" - "Нуминозное - это либо качество видимого объекта, либо невидимое присутствие чего-то, вызывающее особого рода изменение сознания".

После того, как пациентка пережила сложный этап в своей жизни (отвергнутая любовь, с последующей глубокой депрессией и разочарованием в жизни), она в сновидении открывает для себя неисчерпаемую жизненную энергию, которую символизирует Мировой Океан. Его равномерно перекатывающиеся волны зачаровывают сновидицу и как бы передают ей спокойствие и силу. Океан символизирует априорную энергию коллективной Самости. Эта энергия свойство глубинного, коллективного слоя бессознательной психики, которая не принадлежит ни кому, и в то же время принадлежит всем.

"Я" сновидицы, через созерцание этой сверхчеловеческой энергии коллективной Самости, получает, как бы "подпитку", и этого достаточно! После такой "подзарядки", можно двигаться дальше. Она не отказывает своему любопытству заглянуть за дверь находящуюся с правой стороны, не подозревая, что ее любопытство может обернуться для нее бедой! (как тут не вспомнить сказку о "Синей бороде").

В реальности для пациентки, встреча с первыми глубокими чувственными переживаниями, чуть не закончились трагедией, как для одной из сестер из сказки о Синей Бороде. По сути дела не юноша оказался Синей Бородой, а его родители, а если быть объективнее то, те самые пресловутые коллективные нормы, стереотипы поведения патриархального мира, носителями которых являлись его родители. Этими "ценностями" родители сполна одарили свое любимое чадо. Вот уж воистину проклятие Атрида! Можно быть уверенным, что через некоторое время (при таких "добрых" родителях) он превратится в настоящую Синюю Бороду. Берегитесь девушки, вышедшие на поиски Принца попасть в его каземат.

Сновидица попадает в зал средневекового замка. Надо сказать, что Н. некоторое время увлекалась романтическими произведениями, так называемыми, рыцарскими романами. Кто из нас не "грешил" этим. Казалось бы, невинная забава, но, попав на заразную почву невроза, она прорастает деревом, приносящим ядовитые плоды невротических, инфантильных фантазий о Принце-Спасителе. В нашем случае, пациентка вдоволь наелась этих ядовитых плодов. Попадая на бал-маскарад, символизирующий бездушный мир персон, она задыхается и осознает, что в таком мире иллюзий долго оставаться опасно. Мир иллюзий, фантазий - интрапсихический мир и вхождение в него требует специальных предупредительных мер (ритуалов), и специального "снаряжения", знания о его законах. Сновидение предупреждает ее об этом. В заключительной сцене, когда сновидица видит себя обнаженной на поверхности земли, сновидение формирует простую мысль о том, что надо сбросить с себя старую одежду (Персону Золушки), и естественнее относится ко всему тому, что происходит с ней в несовершенном человеческом мире, воспринимая его таким, каков он есть.

В психотерапии, пожалуй, самым трудным является, этап, когда пациент упорно держится за инфантильную иллюзию. Каждому психоаналитику в работе приходилось сталкиваться с так называемым "личным мифом" пациента, который просто таки "забаррикадирован" всевозможными типами защит. Психоаналитик, после того как "сломлена" очередная защита, вынужден терпеливо ждать, что же конструктивного "созреет" в бессознательном пациента. Психотерапия, как Крестная мать Золушки, раз за разом подвергает испытаниям пациента и психоаналитика. Предполагается, что психоаналитик более подготовлен к таким испытаниям, и вся надежда на исцеление пациента возлогается на его достаточно здоровое Эго. Ситуация порой складывается таким образом, что "путеводной звездой" в терапии, является не только знания аналитика, но и без тени пафоса, его высокие моральные качества. Говоря метафорически, он должен следить за тем что бы "стрелка часов не перешла за полночь", быть на грани реального мира и метафизического мира бессознательного. В этом роль психоаналитика схожа с ролью Крестной матери Золушки. Но иногда психотерапевтическая ситуация складывается так, что он становится похож на мачеху, принуждая пациента терпеливо работать над задачами, которые пациенту, кажутся бессмысленными и малозначимыми. К сожалению, у психоаналитика нет волшебной палочки, как у Крестной матери Золушки, но в его арсенале есть нечто большее,- любовь к своей профессии, терпение и знание.

Не вдаваясь в перипетии аналитического процесса, приведу одно сновидение, пациентки Г. 22г., которая подходит к завершению анализа, длившемуся более двух лет.

"Я гуляю по лесу одна. На душе радостно и спокойно. Выхожу на поляну. Поляна представляет собой ровно очерченный круг, т.е. я четко вижу границы этого круга, как бы представляю себе его форму сверху. В центре поляны сидят несколько молодых мужчин. Они настроены ко мне дружелюбно. Один из них подходит ко мне. На его лице дружелюбная улыбка. Он говорит мне, что ждал меня, что бы передать мне карту. Говоря это, он показывает мне какую то старинную карту. Мужчина говорит мне, что на этой карте указан путь, следуя которому, я смогу найти свое королевство, где я как бы являюсь правительницей. На карте я вижу пунктирную линию, которая ведет к центру. В центре я читаю название страны. Это название страны напоминает мне о чем-то важном. Я силюсь припомнить, но мужчина, видя, что мне не удается вспомнить, что-либо добродушно говорит "Когда придешь туда, то все откроется само собой".

В сказке желание Золушки исполняется. Это сказка со счастливым концом. Остается только пожелать Золушке и Принцу, того чего желают всем молодоженам, жить счастливо и долго, народить хорошеньких принцев и принцесс, и умереть без страдания в один день. Что еще можно пожелать столь блистательной паре....