Если мы посмотрим на обыкновенный гороскоп рождения в его простейшем виде, то увидим колесо, разделенное двенадцатью спицами на двенадцать секторов, по 30° в каждом. При этом в точках пересечения спиц с колесом указаны градусы и знаки зодиака, показывающие долготу этих точек, то есть их эклиптическое или зодиакальное положение. Что же нужно понимать под домом?
Как уже было сказано, дома относятся к индивидуальному фактору, но все же в каждом гороскопе присутствуют 12 угловых подразделений, одна и та же система координат. Может быть, астролог не придаст серьезного значения этом вопросу, но в нем есть философская сторона, углубляющая значение термина "индивидуальный". Коротко говоря, все человеческие существа — это вариации на тему "человек". Родовая структура всех человеческих индивидов в своей основе та же самая. Поэтому структура домов геометрически одна и та же для всех индивидов, хотя она и является символом индивидуальной самости. Относительная уникальность индивида определяется тем, как эта двенадцатиугольная фигура связана с зодиаком; эта связь показана градусами и знаками зодиака, указанными в начале каждого дома (в его вершине). Наклон земной оси к плоскости земной орбиты вносит еще большие различия, сообразно широте места рождения, в результате чего каждый дом обыкновенно содержит больше или меньше 30 градусов зодиака.
Но даже и так очевидно, что количество возможностей ограничено, — следовательно, каждый индивид разделяет данные индивидуальные характеристики домов с другими. Из этого следует, что есть ограничен ное количество индивидуальных типов-структур. Дело в том, что каждая такая структура действует как индивидуализирующий фактор. Когда мы говорим об "индивидах", то не подразумеваем, что они абсолютно уникальны. Вполне можно допустить, что два каких-то существа будут полностью одинаковы в отношении домов (то есть их зодиакального положения). Но в каждом из них это та сила, которая пробуждает к сознанию и реализации уникального "я есмь".
Рассмотрим теперь двенадцатиричную структуру домов. Вспомним сначала, что говорилось в предыдущей главе о значении горизонтальной и вертикальной осей — о горизонте и меридиане. То, что находится под горизонтальной осью, закрыто Землей, следовательно, то, что под землей, чтобы дойти до нас, должно пройти через землю — это внутренняя субъективная область. То, что над нами, доходит через воздух, это внешняя, объективная область. В первом случае эманация, если таковая имеется, достигает нас через ноги, во втором случае — преимущественно через голову (Это важно с оккультной точки зрения). Именно поэтому зодиакальный з.нак, символизирующий голову, — Овен — связан с началом объективного, в то время как Рыбы, символизирующие ноги, имеют отношение к субъективному, внутреннему сознанию.
Значение домов можно понимать двояко. На первый взгляд, полное их колесо действует все целиком, как одна статическая структура. Две вышеупомянутые оси представляют особое пространство новорожденной сущности и тем самым образуют крест его воплощения. Это универсальная Жизнь, четвертованная в пространстве, чтобы принять форму отдельного существа. В этой системе координат и через нее коллективная человеческая природа действует тем особенным образом, который характеризует человека как индивидуальное существо. Две оси разделяют гороскоп начетыре квадранта, традиционно называемые северо-восточным, северо-западным, юго-западным и юго-восточным. Они, соответственно, дают значение асценденту (востоку), надиру, десценденту и зениту (или М. С.), потому что в астрологии всякое подразделение пространства и времени несет в себе значение своего начала. Так, северо-восточный квадрант (от I до III дома) несет значение Асцендента, юго-восточный квадрант — значение М. С. и т. д. Кроме того, каждый квадрант разделен на три "дома", поскольку всякое проявление жизни в своей основе троично: оно состоит из действия, реакции и их результата (либо сознания, либо дезинтеграции); иначе говоря, это разделение на самость, не-самость и отношение между ними. Крест отдельной самости человека порождает четыре основных модуса бытия, четыре фундаментальных вида деятельности в процессе жизни индивида. Используя терминологию Юнга, их можно назвать интуицией, чувством, ощущением и мышлением.
Но более логично рассматривать дома как циферблат часов, как простую проекцию в пространстве стрелок (или чисел), отмечающих периодическое движение, которое в действительности происходит во времени. В этом случае мы должны представить себе линию горизонта движущейся в направлении, противоположном ходу часовой стрелки. Тогда вершины первого и седьмого домов показывают положение горизонта в момент первого вдоха. Линия между вершинами второго и восьмого домов укажет положение горизонта через два часа. Вершины домов дают последовательные положения асцендента каждые два часа. Астрологический "круг домов" — это 24-часовой циферблат с одной стрелкой.
Мы еще вернемся к этому представлению, когда будем обсуждать 28-годичный цикл развертывания человеческой самости. А сейчас рассмотрим дома как разделение пространства вокруг новорожденного на 12 секторов по 30°, основанное на двух главных осях — горизонте и меридиане. Вершины промежуточных домов можно вычислять различными способами, главное в том, чтобы определить горизонт и меридиан — два основных фактора индивидуального существа, из которых исходят все второстепенные элементы. Две оси поэтому являются тем, что можно назвать квадратурой пространства — крестом индивидуального существования.
Горизонт есть линия сознавания*. Это соответствует наиболее очевидной логике символического значения, поскольку здесь разделяются два основных типа сознавания. Над горизонтом — все то, что может быть воспринято органами чувств, под горизонтом - область того внутреннего сознавания, которое Юнг называет интуицией. Интуиция есть способность сознавания, посредством которой мы воспринимаем внутренние факты. Ощущения и восприятия — сознавание не-самости, других. Поскольку Асцендент есть точка оплодотворения нижней полусферы, он очевидно имеет значение чистого самосознаваиия. Десцендент, точка оплодотворения верхней полусферы, символ сознавания других. Так интуиция и восприятие, эти два взаимодополняющих фактора, относятся соответственно к востоку и западу.
* Мы переводим многозначный и емкий термин awareness как "сознавание" (помня о других его значениях — "осведомленность", "замечание"); следует отличать "сознавание" от "сознания" (consciousness): при внешней схожести русских терминов их смысл очень разнится. — Прим. перев.
Человек сознает себя как отдельную личность благодаря внутреннему процессу, называемому интуицией, восприятие же — это результат сознавания внешних причин, которые это восприятие порождают. Истинное восприятие есть не просто отпечаток чувственных данных, а скорее результат сочетания впечатлений и нашего чувства себя. Сетчатка глаза получает отпечатки, подобные отпечаткам на фотопластине, но зрительные восприятия, соответствующие этим отпечаткам, содержат, кроме того, и нашу собственную особую способность реагировать на стимулы. Всякое восприятие предполагает отношение между объектом и субъектом. Таким образом, восприятие по праву относится к десценден-ту, который традиционно владеет делами, связанными с взаимоотношениями, партнерством, женитьбой и прочим.
Интуитивно мы сознаем то, что мы есть по существу. И уже на основе сознавания, что "я есмь то-то и то-то", начинаем непосредственно оценивать изменения, которые обнаруживаем в себе. Спонтанно и инстинктивно мы оказываемся "за" или "против" этих изменений. Так возникает новый способ оперирования — чувство. Подобным образом, из восприятий и их соотношений рождается новый процесс — мышление. Мысль есть результат восприятия, так же как чувство — результат интуиции. То, что абстрактно как интуитивное сознавание, становится конкретным как чувство. То, что неясно очерчено, неустойчиво как восприятие, становится относительно устойчивым как мысль. Смутно сознаваемое превращается в действительный конкретный опыт, имеющий форму и цель, а поэтому имеющий значимость. Чувство предполагает опыт, опыт ж*е проявляется либо как чувство (если основа субъективна), либо как мысль (если основа объективна). Опыт — это не только впечатление или смутная интуиция. Это проникновение в вещь или в другую самость, обнаружение их значения посредством чувства или мысли.
Так мы понимаем значение вертикальной оси, относящейся к конкретному опыту. Сознавание, представленное горизонталью, фокусируется, собирается в вертикальных точках — зените и надире — как конкретный опыт. На языке Юнга можно сказать, что горизонтальная ось, ось сознавания — это ось иррационального, вертикальная же ось относится к рациональным действиям самости. Простое сознавание, будь то себя или других, не предполагает рационализации, не предполагает участия разума. Это непосредственный факт жизни. Восприятие не рационально само по себе, оно просто есть. Лишь после этого начинается рационализация. Если это внутреннее переживание, мы оцениваем его преимущественно чувством. Чувство рационально не так, как рациональна мысль, но и то, и другое является суждением, которое создает значимость как основу для действия. Поэтому мы называем чувствование и мышление рациональными из-за особенностей сознания, от которых они зависят. Следует, однако, подчеркнуть, что здесь эти термины употребляются в их строго психологическом значении, а не так, как их используют в обыденном языке.
Если мы хотим психологически интерпретировать гороскоп, в котором Скорпион находится на асценденте, Телец на десценденте, Лев в зените и Водолей в надире, мы будем рассуждать следующим образом. Интуиция действует на основе Скорпиона, и характеристики Скорпиона (пол, использование и контроль жизненных энергий и прочие) дадут владельцу гороскопа наиболее естественный путь к обретению себя, к сознаванию того, что он из себя представляет. Тот же способ рассуждения следует применить и для остальных трех углов.
Цель гармонической астрологии — привести людей к осуществлению полноты их природы, интеграции и тем самым к утоньшению, сублимации их существа. Следовательно, рассматривая чей-то гороскоп, необходимо дать этому человеку возможность делать то, что он делал бы спонтанно, не будь его инстинкт фрустрирован семьей и обществом. Знак и градус зодиака в четырех углах карты означает поэтому естественный путь к символически выраженной деятельности, наилучший способ функционирования интуиции, восприятия, чувствования и мышления. Это показывает, каково существо, искаженное, может быть, обществом или жизнью; как проникнуть за поверхностные, приобретенные качества к действительным, собственным качествам человека.
Знаки зодиака указывают на двенадцать характерных жизненных субстанций или качеств существования, двенадцать видов отношения к жизни. Их проявление в структурной организации каждого отдельного человека показывает врожденные особенности различных способностей и форм деятельности. Они означают (если воспользоваться восточным выражением) дхарму этого человека. Дхарма огня — гореть, дхарма тигра — быть свирепым, дхарма человека, рожденного с артистической природой, — творить и т. д. Интерпретировать углы карты рождения — значит описать полную дхарму человека.
Это следует дополнить толкованием знаков на вершинах других домов. Средние дома квадрантов (II, V, VIII, XI) означают реакцию на действия, выраженные угловыми домами (I, IV, VII, X). Реакция может быть как положительной, так и отрицательной. При положительной реакции то, что обозначено угловым домом, укрепляется и фокусируется в ограничениях и контрастах. Если первый дом означает сознавание себя, то это сознавание утверждается ограничениями, накладываемыми физической и психической наследственностью, позже — собственностью различного рода. Если же реакция негативна, то наследственность или собственность заглушают самосознавание, отягощая интуицию духовного "я" инерцией материальности.
Точно так же, пятый дом может подкрепить переживания и чувства, представленные четвертым домом, или его содержание может означать потерю того, что обозначено четвертым домом, — например, удовольствия и спекуляции могут довести до потери домашнего очага. Чрезмерные удовольствия и глупое самоутверждение притупляют чувства; артистические же проявления расширяют и концентрируют чувства, ведут к их оформлению.
То же относится к толкованию VIII дома (утверждение или потеря отношений) и XI дома (приобретения или потери в профессиональной или общественной жизни из-за друзей или из-за уводящих от реальности мечтаний).
В последних домах квадрантов мы пожинаем приобретения или потери, порожденные тем, как средние дома сфокусировали содержание, символизируемое угловыми. Так, третий дом символизирует проработку психо-физиологической наследственности. Субстанция нашего тела принадлежит нам благодаря нервной системе, связывающей абстрактную самость с родовым наследием — клетками тела. А атавистические влияния второго дома проявляются в третьем доме как братья и сестры или, скорее, как способ отношения к ним. Этот дом характеризует всевозможные виды близких связей: в собственном теле, в семейном круге и в сфере достижимости близких путешествий. С другой стороны, если второй дом означает потерю себя в собственной атавистической природе или в приобретенной на более поздних стадиях жизни собственности, то третий дом означает нервные заболевания, семейную ревность, зависть и даже безумие.
В VI доме мы получаем содействие и помощь от других, как результат созидания в V доме, или болезни и необходимость служить другим, вследствие нашей расточительности или неумеренности в удовольствиях. В IX доме мы вынуждены из-за проблем в чувствах или отношениях проделать длительное путешествие "за границы" — своей страны или уровня своего существования. Если же дом отношений или брака позитивен, то новая сила, которую мы получаем от утверждения возможностей, возникающих в человеческом контакте, дает нам возожность расширить свою деятельность — в физическом путешествии или в расширении сознания.
В десценденте мы находим показатель нашей воспринимающей способности. Восприятия, собранные и фокусированные силой, которая восходит вверх по позвоночнику (Скорпион — кундалини), становятся в конце концов абстрактной мыслью и религиозным единением с всемирными идеями: Стрелец — IX дом.
XII дом в негативном отношении означает потерю социальных идеалов, надежд, сомнения в смысле жизни. Тюрьма наших сновидений, иллюзий ограничивает, пока не возникнет новое прозрение или пока мы не окажемся вынужденными вернуться непросвещенными в новый цикл зависимости. В позитивном смысле XII дом — это заключительная глава хорошо прожитого периода, переход к новорождению на более высоком уровне самосознания для альтруистической работы в обществе, черпающей вдохновение в благородных и величественных идеалах.
Следующая таблица сопоставляет традиционные значения домов с психологически-философскими.
Дома | Традиционные значения | Психологические значения |
I | Телесная форма; внешний вид. Взгляды на жизнь. | Сознавание себя, субъективная точка зрения. "Сеятель", формирующий принцип. Личная судьба. |
II | Здоровье, имущество, обретения и потери. | Жизненная субстанция, которую самость может использовать. Материал, который подлежит искуплению. Наследственность. Социальная субстанция для воплощения судьбы (богатство, имущество). "Почва". Химическая субстанция тела, метаболизм, пища. |
III | Братья и сестры, соседи. Короткие путешествия, письма. Низший ум. | Отношение самости к физической субстанции, Сеятеля к Почве: Семя. Формирующий интеллект, синтезирующий чувственные восприятия, соединяющий индивидуальную судьбу с элементами социальной субстанции. Среда. |
IV | Дом и родители; отец. Конец жизни. Дела, связанные с землей и недвижимым имуществом. | Конкретизация самости; Душа. Основа действования души. Отец, чье семя несет астральную структуру — план тела. |
V | Потомки, дети. Произведения искусства. Спекуляция, удовольствия. | Экстериоризация самости. Творчество и продолжение рода. Развлечения. Восстановление сил. |
VI | Болезни. Слуги и подчиненные. Личные враги. | Конфликты, возникающие из-за экстериоризации самости. Враждебность других самостей (включая клетки собственного тела). Болезни. Отношения между хозяевами и слугами, нанимателями и нанятыми. |
VII | Брак и партнерство. |
Человеческие отношения, рассматриваемые как отдача и получение. Обмен жизненной энергией и идеями. |
VIII | Смерть и наследства, |
Разрушение личностных ограничений как результат человеческого общения. Расширение перспективы. Возрождение и смерть. Практический оккультизм. Также современный бизлес на контрактной основе. |
IX | Религия, философия, наука, литература. Дальние путешествия. | Абстрактный ум, способность понимания связи между отношениями, контакты по всему миру. Приспособление сознания к идеям расы и коллективным потребностям. |
X | Почести, предпочтение, слава, общественное положение. Мать. | Конкретизация отношений. Основание для действий в человеческом обществе. Работа, профессия, государственная служба. Мать, в которой конкретизуются расовое сознание и национальная душа. |
XI | Друзья. Желания, надежды. Льстецы. Скрытые враги. Судьба. Тюрьма, заточение. | Экстериоризация общественного положения, круг друзей и знакомых. Новые идеалы человеческих и социальных отношений. Реформаторские мечты и усилия. |
XII | Здоровье, имущество, обретения и потери. | Конфликты с инертными силами общества. Ограничивающая власть расового уровня сознания; возвышение над ним при помощи индивидуальных усилий воли в оккультном проявлении. Карма, необходимость перевоплощения в ограниченной форме для нейтрализации неразрешенных задач или для сострадания. Сила, ведущая самость к воплощению. Преодоление кармы — освобождение. |
Примечание:
Положение "отца" в IV доме и "матери" в X часто оспаривается. В средние века сын почти всегда наследовал профессию отца, что служило основанием для символизации отца именно X домом, особенно в гороскопе мужчины. Многие астрологи, кроме того, связывают знаки зодиака с домами таким образом, что Овен соответствует I дому, Рак — IV, Козерог — X; поскольку Раком "управляет" Луна (символизирующая мать), а Козерогом Сатурн (символизирующий отца), то кажется логичным относить мать к IV дому, а отца — к X дому. Мы склонны полагать, что эти отношения меняются местами в зависимости от уровня бытия, на котором устанавливается самость. Соответствие, справедливое для физиологического уровня, может быть противоположным на психологическом уровне. Мать, возможно, формирует психологическое "жилище" — душу.
Такое рассмотрение домов не исчерпывает, однако, их возможных значений. Эти возможности по сути дела безграничны, как возможности применения сложной алгебраической формулы. Каждый, кто действительно понимает, что значит определить 12 основных действий самости, легко увидит, как возникают новые значения при рассмотрении нового уровня самости. Кругдомов является универсальной формулой. Там, где существуют противоположности самости и не-самости, сознания и опыта, абстрактного и конкретного, — там можно применить круг домов для упорядочения кажущейся запутанности явлений, каковы бы они ни были. Там, где агломерация субстанциальных элементов может рассматриваться как органическое существо, как относительно замкнутая цепь жизненной энергии, там применим круг домов с его четвертичной и двенадцатиричной дифференциацией точек зрения. Это объясняется тем, что замкнутость цепи, по которой течет жизненная энергия (метаболизм), превращает коллективность клеток в организм. Каждый организм является до некоторой степени индивидуальным существом. Поскольку же это так, в нем возникает определенный род соз-навания (себя и других) и определенный род конкретного опыта — субъективного, как чувство и инстинкт, или объективного, как группировки ощущений и мысли.
Конечно, во всех областях и царствах, стоящих ниже человека, соз-навание себя, если оно вообще присутствует, очень слабо, и так же слабо чувство самостоятельного, сформированного эго как основы индивидуального самопроявления. Иными словами, субъективно, под горизонтом, в царстве самости, не развито отдельное индивидуальное существо. Но мы склонны полагать, что субъективное начало развито в растительном и животном царстве как целом — и это то, что Бергсон назвал "гением видов".
Только у человека, насколько нам известно, каждое отдельное существо является (по крайней мере потенциально) завершенным индивидом. "Гений вида", то есть архетипическая реальность человека (то, что индусы называют Ману), может стать центром личности, когда последняя полностью индивидуируется. После этого она становится живым Христом — "Богом внутри". Иначе говоря, человек перестает быть созданием земной поверхности — животным, он начинает жить одновременно и над и под горизонтом, объективно и субъективно. Его собственный центр совмещается с центром Земли. Так он становится планетарным существом, микрокосмом.
Нижняя полусфера карты рождения относится, таким образом, к потенциальному формированию и проявлению Бога внутри. В надире ("полуночное солнце" масонов) сознательное эго человека рождается в "яслях" чувств. После возрождения в сопутствующих всем человеческим отношениям и общественной жизни испытаниях, оно становится более и более всеобъемлющим. Центр коллективного существа, которое символизируется зенитом и полуднем, ассимилируется индивидуальным эго. Это, в свою очередь, дает пищу более глубокому сознаванию себя и других. Наконец, четыре вершины гороскопа интегрируются в его центре или, имея в виду третье измерение, — в вершине пирамиды, построенной на этих четырех углах. Точка интеграции, индивидуации есть то, что Юнг называет Самостью. В философии розенкрейцеров Самость — это роза, расцветающая в центре креста. Это также огонь, который вспыхивает во вращающемся круге свастики*. Это верх египетской пирамиды, которая была местом посвящения.
* Разумеется, речь идет не о перевернутой свастике нацистов, а о подлинном солярном символе древней Индии. — Прим. перев.
Из вышесказанного для астролога очевидно, что круг домов по существу следует интерпретировать скорее с точки зрения становления, нежели статического бытия. Это временная структура, паттерн развертывания, фиксирующий великий психический процесс индивидуации, алхимическое "Великое Делание", библейское "строительство Храма"; Человек — универсальный архетип или Ману — распят как физиологическое существо (усовершенствованное человекоживотное) и через три дня воскресает как Христос, совершенный человеческий' "Индивид".
Символизм этих "трех дней" может иметь бесчисленные толкования, как и символизм "семи дней творения". Последний относится к созданию физиологического существа, в более широком смысле — планетарного Существа (это вновь отсылает нас к семиричному разделению Великого Полярного цикла). Первый же относится к созданию человеческого "индивида" как психического существа. Астрологически говоря, мы можем использовать круг домов, чтобы проследить построение индивида. Мы увидим, что каждый "день" — это в сущности цикл 28-и лет. Следовательно, весь процесс длится 84 года — время обращения Урана вокруг Солнца; этот факт приобретает еще большее значение, когда мы рассмотрим символику Урана.
Два процесса — физиологический и психический, или родовой и индивидуальный, — тесно связаны между собой. Это выражается, в частности, "каббалистическим" значением числа 7. Если сложить все части, которые ему предшествуют ("каббалистическое сложение"), то получается 1+2+3+4+5+6+7=28. Если то же сложение применить к каждому числу до семи, то мы получим в общей сумме 84.
Значение каббалистического сложения поясняется геометрической иллюстрацией: из фигуры на Рис. 1, состоящей из 28 равных соприкасающихся кругов, ясно, что число 28, обнаруженное этим анализом, относится к трем областям бытия. Внешняя область состоит из 18 внешних кругов, средняя — издевяти, внутренняя — один центральный круг. Единственное из предшествующих чисел, дающее симметричную фигуру, сосредоточенную вокруг центрального круга, это число 4, каббалистически равное 10. Число 10 относится к космическому, а число 28 — число триединого Человека: человека как духа, души и тела. Дух — единица, душа — четверка, тело — семерка. Число совершенного индивида — 28. Но полностью завершенный процесс индивидуации требует, чтобы каждый составляющий фактор (или число) был также полностью развит. Так получается период времени 84 года. Развивая только главные числа — 1, 4, 7 — мы получим 1+10+28=39. В 39 лет человек достигает состояния, особо значимого Для его духовного развития. Сороковой год — оплодотворяющий для пятого десятилетия, человек же символизируется пятиконечной звездой, причем пятый луч звезды — это голова, орган творчества. В пятом десятилетии человек находит работу, которую определила ему судьба. В этом смысле жизнь поистине начинается в 40-летнем возрасте.
Приведенную здесь формулу можно использовать для определения архетипического значения всех основных поворотных моментов в цикле человеческой жизни; но применять ее нужно осторожно и с пониманием. Приведем еще лримеры для пояснения. Если зарисовать указанным образом 15 кругов, они рбразуют два ряда: внешний треугольник из 12 кругов и внутренний из 3. 15 — "каббалистическая сумма" числа 5. Если же ее, в соответствии с описанной процедурой, развернуть в полную сумму всех предшествующих чисел, получится 35. Как мы увидим, 35 лет это символически момент Брака Неба и Земли, и он возникает из развертывания 5 — числа Великого Посвятителя, 15-круговая фигура симметрична, но в ней отсутствует внутренний — духовный — круг. Он появляется в фигуре, разворачивающейся из числа 6, дающего 22 года и 56 лет. Это годы духовного подъема. Но этой фигуре недостает, как видно из Рис. 1, основания, так что полной симметричной фигурой будет только та, что содержит 28 кругов — число полной индивидуации.
После краткой экскурсии в область числового или каббалистического символизма, вернемся к астрологическому анализу 28-летнего цикла.
Такой цикл — один из "дней", о которых говорит Иисус: "Разрушьте этот храм, и Я его воздвигну за три дня". Каждый "день" здесь представляет собой не столько цикл обращения Земли вокруг своей оси, сколько цикл вращения индивидуальной самости вокруг ее духовной оси, ее действительного "Я есмь", осененного духовной Полярной Звездой, Отцом Небесным, бдящим над каждым человеческим существом.
Этот 28-летний цикл может быть прослежен в гороскопе. Иными словами, гороскоп можно использовать не только как пространственную структуру, отображающую проект завершенной самости, но и как последовательность операций при ее создании; следует начинать от асцен-дента — начала созидания — и двигаться по окружности гороскопа против часовой стрелки. Возвращение к асценденту знаменует конец первого круга в 28 лет и начало второго, кончающегося в 56 лет, третий начинается с 57 лет и кончается в 84, что символически соответствует завершению строительства внутреннего храма человека. Это конец процесса индивидуации.
Однако может статься, что храм никогда не обретет завершения, и почти во всех случаях современной жизни так и получается. Но независимо от того, будет ли завершен процесс, возможность развертывания существует потенциально. Вместе с чертежами Великий Архитектор (Бог, пребывающий на Полярной Звезде) дает человеку временную схему, расписание операций. Пространственная структура должна быть завершена в определенный срок, и строительные операции должны осуществляться в определенном порядке: сначала фундамент, потом первый, второй этажи и т. д., вплоть до венчающего постройку Купола. Таким образом мы имеем три периода: от физического рождения до 28-летнего возраста, от 28 лет, когда должно произойти душевное рождение, до 56, и наконец, до третьего, духовного рождения, которое должно произойти в это время, до завершения индивидуации в 84 года.
Это соответствует древней традиции, по которой природа человека троична — тело, душа и дух. Более того, три великих цикла по 28 лет образуют истинную основу древней идеи первого, второго и третьего рождения. В течение первых 28 лет человек совершенствует (по крайней мере теоретически) свое психо-физическое тело, лучше сказать — расовую самость. Он осуществляет свою наследственность, прошлое своей семьи и расы. И затем он рождается вновь как индивидуальная самость. После того, как он разграничил, отчасти взял и отчасти отбросил то, что предлагает ему прошлое человечества, он создает на этом фундаменте (поскольку каждый храм должен иметь фундамент) свою собственную индивидуальность, структуру своей индивидуальной самости.
Наконец, если эта структура полностью завершена, он достигает в 56-летнем возрасте момента, когда в нем рождается всемирный Дух, — третьего, духовного рождения. Это символизируется созданием купола храма — подобия небесного свода, который является символом Универсальной Самости, символом Бога. Завершив это, человек переходит в другие сферы, сознательно и без потери личной идентификации, если он создал для себя "тело бессмертия". Первый цикл — потенциальность завершения тела "земли", второй — тела звука, третий — тела света. Из физической утробы матери рождается организм из плоти и костей. При втором рождении появляется Звук — Ишвара, или Логос, голос "Бога внутри". При третьем рождении Свет изливается на просветленную самость, как Вагнер символизировал это в посвящениях Грааля в последнем действии "Парсифаля".
Каждый-цикл представляет собой полное обращение всей самости, то есть оси карты рождения. В этом движении каждым 7 годам жизни соответствует поворот оси креста до положения следующей оси. Иными словами, к семилетнему возрасту асцендентдоходит до положения, занимаемого в момент рождения надиром и т д. К 14 годам асцендент занимает положение десцендента, к 21 году — зенита, а к 28-летнему вбзрасту возвращается в первоначальное положение, и начинается второй цикл.
Теоретически за 28 лет оборачивается весь крест. Для практических целей полезно рассматривать вращение асцендента, потому что он символизирует сущность самости, отношение и путь человека к самому себе. Он представляет собой то основное качество жизни, которым является человек как индивид. Это мера ценностей данного человека, истинный центр всего сознания. Прослеживая движение точки самости в течение 28-летнего цикла, мы получаем ценнейший график последовательного развертывания первичного, сущностного отношения человека к жизни.
Таким же образом можно проследить последовательную трансформацию и трех других основных точек сознания. Изменение отношения человека к другим, вообще к внешнему миру, показывается движением десцендента. Принципиальные установки мышления и чувствования символизируются движением соответствующих концов вертикальной оси. Во всех этих случаях можно получить значимые указания, если только не стремиться к полной точности и конкретности событий. В этом рассмотрении мы вообще имеем дело не с событиями, происходящими на внешнем плане жизни, а с изменением психологического, внутреннего отношения к целокупной жизни — субъективной и объективной, с переменами во внутреннем развертывании индивидуальной самости. Они могут иметь отношение к внешним событиям, но и при этом важно направление субъективных изменений, а не нахождение точных дат событий. Обсуждаемые циклы должны рассматриваться чисто психологически.
Этот анализ может послужить также для проверки и математического истолкования общих психологических открытий в отношении развития человеческой души, ее функций и способов деятельности. Причем, в нем подтверждается древняя оккультная идея разделения человеческой жизни на семилетние циклы, каждый из которых отмечает развертывание особого аспекта индивидуального характера и средств самовыражения. В течение первых семи лет развивается способность сознавания себя, или интуиция (в юнговском понимании термина). Маленький ребенок видит все через свою личность. Он столь полно живет в субъективном мире, что ему трудно отличить объективное от субъективного, одушевленное от неодушевленного. Он обладает скорее "интуицией" вещей, чем объективным восприятием. Он еще не знает "ереси разделенности", которая создает пропасть между субъектом и объектом, между ним и другими, между "Я" и "ТЫ". Поэтому мистику, который стремится достичь полного единения со Всем, необходимо вновь стать "малым ребенком" — эта стадия теоретически относится к периоду после третьего рождения, между 56 и 63 годами. Первый семилетний период соответствует также детству человечества, когда в каждом предмете видится существо или "дух", когда стена между невидимой (субъективной) и видимой (объективной) сторонами еще не существует. В общем смысле это способ восприятия жизни, называемый анимизмом.
Отсемилетнего до четырнадцатилетнего возраста созревают чувства. Нужно еще раз повторить, что под чувствами понимается непосредственное суждение, относящееся к опыту на основе уже достигнутого развертывания сознавания себя. Интуитивно постигнутая абстрактная самость в возрасте около семи лет превращается в конкретную'душу или эго. Это дает ребенку возможность субъективного переживания. Наступает время творческого самопроявления, с чем согласится каждый прогрессивный воспитатель (период пятого дома приходится на возраст между 9 и 10 годами). Результатом этого часто оказываются болезни, кризисы переходного возраста (VI дом).
В 15-летнем возрасте начинается настоящее соприкосновение с внешним миром. Объективный мир начинает ясно отделяться от субъективного. Это связано и с половым развитием, встречей с противоположным полом (VII дом). Здесь и страх, неумение приспособиться, чувство неуверенности в мире, который полон опасностей, но в котором нужно каким-то — неизвестно каким — образом найти свое место. К возрасту 21 года ум, созревший в игре (или драме) объективных отношений, укрепляется благодаря общественной жизни и внешнему опыту, связанному с социальной ответственностью. Человек становится совершеннолетним.
Тогда разум должен доказать свою силу и найти свои собственные идеалы и своих друзей (XI дом — между X и XII). К середине этого семилетнего периода, то есть в 24 с половиной года, человек должен справиться (по крайней мере теоретически) с серьезным кризисом различения в области идеалов и дружеских привязанностей. Он должен решить, чем он собирается стать. Это, как правило, определяет природу и характер "второго рождения" в 28-летнем возрасте, но перед этим нужно пройти период нового приспособления, вероятно, ценой тяжелых страданий (XII дом, между 26 и 27 годами).
Каким будет второе рождение, зависит от результата всего первого цикла 28 лет. В новом цикле, как и в предыдущем, мы видим последовательную дифференциацию и развитие четырех основных способностей самости и их составляющих, но теперь уже на уровне истинной индивидуальной самости, — если только этот уровень достижим, что, разумеется, зависит от того, что происходило в первом цикле, цикле расовой самости. Расовая, индивидуальная и универсальная самость — это три цикла, один из которых обеспечен, а два других возможны. Если уровень индивидуальной самости не достигается хотя бы в зародыше к 28 годам, то человек просто удовлетворяет расовым структурам сознания и продолжает жить, как тысячи других. Ему остается быть одним из тысячи семян, которые пали на землю, но не пустили корней.
Это не означает, что 28-летний юноша действительно становится индивидуальностью, но он начинает период истинного индивидуального развития. Раньше он исполнял предопределения прошлого (расы и предыдущих воплощений — если принимать эту теорию), то теперь он создает настоящее. После 56 лет он созреет и превратится в семя для будущего — своей расы и собственной самости, — если сможет. Если второе ' рождение успешно, то к 35 годам асцендент достигает надира, что соответствует на более высоком уровне тому, что происходило к 7 годам. В 37-40 лет человек вновь вступает в стадию самопроявления (V дом), уже на душевном уровне. Рождаются новые идеи, новые начинания, индивидуальная работа судьбы становится яснее. Это проявится объективно к 42-летнему возрасту, когда человек вновь сталкивается с внешним миром. Это поворотная точка, в которой требуется новое приспособление, часто трудно достижимое. Психоаналитик набирает больше всего клиентов именно среди людей этого возраста, потому что здесь необходимо умственное психическое приспособление. Это второй "переходный возраст", период, очень интересный для психолога.
После этого идет 49 летний возраст, часто — время наибольшей общественной деятельности. Человек обретает силу в обществе за счет своих индивидуальных достижений. К 56 годам начинается третий период, это время, когда человек оказывается лицом к лицу с Духом и может быть преображен Духом или его Работой. Человек направляется к смерти или к бессмертию. К смерти, если его жизнь была безуспешной, в случае же успеха — к бессмертию; имеется в виду успех в создании носителя своего бессмертия, что означает одну из следующих вещей (или все их вместе):
Таков цикл индивидуальной судьбы в своем архетипическом виде. Каждая личность вплетает в эту раму свой собственный узор, часто стирая по видимости крупные структурные опоры. Но чем более значима судьба, тем ближе ее развитие к очерченным фундаментальным циклам. Подобно этому, чем более значим индивид, тем ближе его развитие к архетипической форме человека в данной планетной эре. Это — великий парадокс. В высшей степени индивидуированные личности наиболее совершенно раскрывают в своем характере, сознании и судьбе форму родового Человека. Самое индивидуальное становится самым универсальным, именно потому что оно наиболее индивидуально, потому что оказывается полным проявлением творческого. Достигший этого становится "солнечным Героем", Образцом или Аватаром, чьи дела имеют всемирное значение.