Предыдущая Оглавление Следующая

 Глава VIII

Планеты и личность

Мы определили личность как синтез паттернов поведения, совокупность внешних проявлений и эмоций человека, как полный ритм его жизнедеятельности — от того, как он ходит и поджимает губы, до поведения на поле боя или на концертной сцене. Мы говорили, что поскольку "личности" не может быть без деятельности, можно определить ее как комплекс деятельностей. Из этих утверждений следует, что мы не придаем этому термину того уничижительного значения, которое ему обыкновенно приписывают теософы и стороники эзотерической философии. Мы не рассматриваем личность как "внешнее" существо, в отличие от так называемой индивидуальности или "внутренней сущности". Мы считаем, что такое противопоставление не особенно плодотворно на нынешней стадии человеческого развития. Оно скорее может послужить этически-благочестивой, нежели эе-тетически-интегративной ориентации человеческого бытия. Личностью для нас, как и для большинства современных психологов, выступает целокупный человек в действии. Это не "сущность" и не абстракция, это человек в его действительных проявлениях, воспринимаемых другими личностями, находящимися па том же уровне действования.

Ни один астролог или психоаналитик не в состоянии истолковать жизнь или судьбу на уровне более высоком, чем его собственный. Узколобый чиновник провинциального учреждения не способен постичь великого святого или гения. Он, может быть, ценит его и даже боготворит, но он не в состоянии узнать и оценить его как личность — несмотря на то, что может острейшим образом реагировать на некоторые его черты. Личность означает целостность в действии, и нет действительного восприятия или понимания личности, пока все ее составляющие не восприняты интуицией целокупно, сознательно. Никто не способен схватить эту целостность, если сам не находится на том же уровне человеческого развития; если же он находится на более высоком уровне, то должен спуститься на данный уровень хотя бы временно.

Эти замечания необходимы, потому что люди часто говорят о личности как о чем-то вполне очевидном, всеми одинаково понимаемом. Реагировать на определенную сторону личности и понимать ее — или хотя бы сознавать человека в его целостности (которая и есть личность) — это две совершенно разные вещи. Личность как синтез паттернов поведения, который может охватывать множество фаз деятельности, — самое трудное для понимания. Личность может нести в себе виды деятельности, превосходящие нормальное развитие нынешнего человеческого сознания. Личность — это равнодействующая, которая показывает постоянно изменяющиеся отношения сознательного и бессознательного, индивидуального и коллективного факторов в целостном человеческом существе. Люди, чья внутренняя жизнь полна проекциями из глубоких слоев коллективного бессознательного, — сложные для понимания личности. Только подобный им способен их понять, способен знать общую структуру их поведения на всех уровнях. Без сомнения, одно из наибольших достижений астрологической техники — это сила, которую человек обретает, научившись видеть в гороскопе проект целокупной личности. Мы уже видели, как можно изолировать и истолковать индивидуальные и коллективные факторы, "составляющие как бы основу  и уток в ткани личности. Но рисунок тканного узора можно понять, только изучая астрологические сущности, которые становятся фокусом жизнедеятельности, фокусом значения. Эти сущности, рассматриваемые не изолированно, а в их бесконечных сочетаниях, все вместе образуют рисунок на ткани жизни. Они символически раскрывают личность в самых разнообразных ее проявлениях — от простейших физиологических фактов до возвышеннейших устремлений души.

Эти астрологические сущности можно разобрать в две большие группы. Во-первых, это сами планеты, включая Солнце и Луну; во-вторых — абстрактные точки, извлекаемые из отношений между орбитами планет ("узлы") или из положения планет относительно горизонта и меридиана ("части"). В этой главе мы займемся кратким анализом основного значения планет по отношению к анализу личности, а затем обратимся к узлам и важнейшим "частям".

Еще подразделяя область рассмотрения, мы будем различать два типа планет — по их мотивирующей силе и по источнику символизируемой ими деятельности, соотнося их с сознанием и с бессознательным (в терминах Юнга). Вне этих двух категорий остается Солнце как символ интегрирующей энергии самости, которая описана Юнгом как "центр целокупной души". Душа объемлет и сознательное и бессознательное содержание. Интеграция этих содержаний, то есть ассимиляция сознанием содержания бессознательного, является сущностью процесса индивидуации, символ которого — Солнце.

Солнце как интегратор

Астрология — система символического истолкования астрономических факторов, и потому должна, очевидно, четко отличать Сол--нце как звезду, дающую жизнь и свет, как центр астрономической системы, к которой мы принадлежим, от планет, которые только отражают или передают свет, к которым принадлежит и сама Земля. Если мы считаем эго комплексом представлений, центральным в нашем проявленном сознании и, по-видимому, обладающим высокой степенью устойчивости во времени и самотождественности, тогда ясно, что астрологический символ эго — сама Земля, рассматриваемая с места рождения данного человека. Непрерывное поле сознания каждого человека — это то, что содержится в границах его горизонта, а равно и то, что находится под горизонтом и появится в поле сознания позже.

Иными словами, крест астрологической карты (горизонт и меридиан, в особенности — асцендент и М. С.) представляют форму поля сознания. Это может рассматриваться как само место рождения, то есть центр карты при более развернутой символизации будет верхом пирамиды, построенной на четырех углах карты. Эго — не интегратор, потому что это лишь абстрактная точка. Асцендент и М. С. — тоже не факторы интеграции, потому что они являются частями общей структуры, они определяют форму, которую нужно выработать в процессе интеграции. Они не символизируют качества энергии, высвобождением которой этот процесс может быть осуществлен.

Поле сознания как ясно оформленная структура, центрированная в эго, подобно совершенному глазу, способному точно устанавливать фокус при помощи хрусталика и глазных мышц, так что образ, отражающийся на ретине, точно падает на ее желтое пятно, которое наделено полной чувствительностью к свету. Это то, что называется "центральной фиксацией"; для этой операции требуется мышечная практика и практика смотрения и представления, включая расслабление мышц. В психологическом смысле "центральная фиксация" относится к использованию интеллекта — механизма сознательного фокусирования по законам логики и формального мышления. Многое в греческой классической и постклассической философии (если не вся она), в особенности Аристотель, вся западная наука (особенно со времен Возрождения) и современная научная философия (например, Б. Рассел) являются коллективным обучением этой умственной "центральной фиксации". В психологическо-духовной сфере существуют определенные виды эзотерической практики, привлеченные отчасти с буддийского востока, отчасти из пифагореизма, цель которых в подобной центральной фиксации душевной энергии в границах оформленной структуры самосознания. Как уже было сказано, около VI века до н. э. проблема умственного сосредоточения начала овладевать элитой человечества. Этот процесс центральной фиксации в поле сознания продолжился в европейском цикле (особенно после Абеляра) и породил западного человека с его "спазмом сознания", как образно называет это Юнг.

Подобно тому, как Бейст, глазной врач, учил своих пациентов расслаблять глаза, представляя себе совершенно черное пятно, так Юнг предлагал пациентам расслабить напряжение интеллектуального сознания, "позволяя вещам происходить", и тем самым практиковать психическую релаксацию, например, с использованием спонтанной творческой фантазии.

Если оси астрологической карты представляют структуру поля сознания, символически — структуру глаза, то Солнце представляет собой высвобождающий'энергию фотонов свет, благодаря которому возможно зрение. По сути дела, глаз как орган зрения структурно сформирован светом. Подобно этому эго — сознательное "Я" — образовано силой, эманирующей из самости. Можно, следовательно, сказать, что асцендент и другие углы карты распределяют силу Солнца (мы увидим это в следующей главе). Солнце — жизненная энергия, оси карты — каналы распределения и трансформации этой солнечной энергии в поле сознания.

Солнце, однако, не следует рассматривать как символ самости: оно выражает не самость как таковую, а только ее силу. Но ведь самость — не только сила, это сила, поставленная в отношение к форме, то есть сила, действующая через форму и производящая субстанцию. Иными словами, самость, если ее можно представить астрологически, есть отношение между Солнцем и осями карты, горизонтом и меридианом. Точнее, это отношение между значением зодиакальных положений, занимаемых Солнцем, и четырьмя углами — в знаках, градусах и угловых отношениях между этими положениями (последнее относится к аспектам между Солнцем, асцендентом и М. С, но в еще большей степени — к положению Солнца в доме).

Положение Солнца означает фазу индивидуальной самости, развертывание и период жизни, в котором и через который интегрирующая сила самости действует наиболее сильно. Это связано с ранее изложенным 28-летним циклом развертывания индивидуальной самости по кругу домов, так что эти два элемента личности и судьбы могут быть легко установлены, если только известно точное время рождения. Положение Солнца по знаку (и точный градус) показывает качество этой интегрирующей силы.

<...>

Планеты, относящиеся к сознанию

Рассмотрим теперь область отдельного эго, поле сознания, сосредоточенное вокруг понимания "Я есмь то или это". В таком понимании сознательного "Я", что оно есть вот это особенное существо, а не иное, состоит первый фактор сознательной жизни. Каждое живое существо прежде всего должно быть собой — определенной и исключительной формой. Это — область Сатурна. Затем оно должно поддерживать свое существование, а фактор самоподдержания действует по принципу компенсации, который является основой органической жизни. Это — область Юпитера. Наконец, живое существо должно воспроизводиться посредством каких-то творческих действий, что астрологически относится к Марсу.

Эти три планеты — Сатурн, Юпитер и Марс, — считаются положительными или "мужскими". По причинам, которые мы рассмотрим позже, они ставятся в парное соответствие трем другим планетам, негативным или "женским", — Луне, Меркурию и Венере. Термин "мужские" и "женские" не особенно удачен. Лучше было бы сказать, что Сатурн, Юпитер и Марс дают начало жизненным процессам, что они действуют как причинные факторы, в то время как Луна, Меркурий и Венера устанавливают, оживляют эти процессы, дополняют их и доводят до завершения. Следовательно, мы будем рассматривать эти шесть "планет сознания" как три пары, каждая из которых связана с одной из трех указанных выше основных жизненных операций. Полностью основания для такого разделения будут изложены несколько позже.

Сатурн-Луна. Сатурн в греческой мифологии — правитель Золотого века, первого века детства и невинности. Сатурн символизирует первичный процесс, в котором универсальная жизненная сила дифференцируется, ограничивается и обособляется как живая клетка, как первоначальное зерно. Этот процесс дифференциации — абсолютно необходимое условие индивидуального существования, то есть существования отдельного, самодостаточного существа. Психологически говоря, Сатурн символизирует тот процесс, который ведет к пониманию "Я есмь". Это, однако, не такое простое понимание, как может показаться и как кажется многим. Именно поэтому современная психология говорит об эго-комплексе, как мы ранее его определяли, — "комплексе представлений, составляющих центр поля сознания человека"1.

Yung С. G. Psychological Types. P 540.

В поле сознания протекает жизнь, иными словами — происходят перемены, энергия высвобождается и производит действия и реакции. Психическая энергия, что содержится и действует в поле моего сознания — в границах моего эго, символически определяемого Сатурном, — астрологически представлена Луной. Луна — это та часть Солнца, которая ограничена Сатурном, если позволить себе такую астрономическую вольность. Это та часть жизненной энергии целого существа, которую я сознаю как себя, как то сознательное эго, которым я являюсь. Сатурн относится к абстрактной структуре эго. Луна вливает в эту структуру психическую энергию; результатом является сознательное существо, особое живое существо. Отношение Сатурна и Луны, следовательно, это отношение формы и энергии. Форма обусловливает энергию, хотя между ними происходит и глубокое взаимодействие.

Юпитер-Меркурий. Юпитер — гораздо более таинственный символ, чем полагают многие астрологи. Репутация его в качестве символа неомраченного счастия с точки зрения психологического анализа не оправдывается, хотя в абстрактном смысле и в конечном счете процесс, им символизируемый, всегда ведет к расширению сознания, но часто — дорогой ценой. Юпитер обычно противопоставляют Сатурну, как расширение — сжатию. Сатурн выделяет особое существо из универсальной матрицы-утробы жизни, а Юпитер приносит ограниченному эго то, что компенсирует его односторонность, так что оно вновь становится целым и универсальным.

Функцию Юпитера лучше всего выражает в практической или аналитической психологии термин "компенсация". Компенсаторные процессы в душе как организме упоминались нами в главе об аналитической психологии. Юпитер относится к "аниме" или "анимусу" в теории Юнга. Но он означает и нечто большее. В нем выражена функция компенсации во всех ее возможных аспектах. Марк Джоунз определяет Юпитер как "точку, в которой душа устремляется наружу к осязаемой жизни и определенности бытия". Юпитер указывает "точку выражения истинной самости, цели воплощения". Это означает также компенсацию в метафизическом смысле, так как душе свойственно постоянное стремление к гармонизации и интеграции, к цели воплощения как нейтрализации прошлых дисгармоний и неудач, к установлению гармонии на полностью сознательном уровне.

Таким образом, Юпитер представляет в нас способность правильного действия, голос истинной судьбы. Наше сознательное эго (Сатурн-Луна) — результат нашего прошлого, синтез наших ограничений и нашей наследственности. То есть настоящее как сумма прошлого. Юпитер же — будущее, направляющее это настоящее вперед. Это судьба, которая будет нашей, судьба, которая уравновесит нашу прошлую несостоятельность, судьба, в осуществлении которой мы станем целостными. Ду ша и эго — два полюса отношения, действующего посредством компенсации. Так, для мужского сознания душа, проецируемая как образ, обычно являет собой женщину — Музу, Вечно Женственное, зовущее нас вперед, и т. д. Для женского сознания душа — это герой, образ Христа, Адонаи, победитель Зигфрид и т. п. Душа всегда представляет то, что нас дополняет, делает нас целостными. Для религиозного человека это воплощенный Бог, Спаситель, духовный Учитель или Гуру, то есть та духовная личность, которая приходит к нам как представитель целого (как бы мы ни представляли себе это целое). Следовательно, Юпитер — это путь, что ведет от Господа к людям, это религия, церемониал; это и царь, символ целостности государства, тот, чья справедливость и сила (в идеале) компенсирует слабости и неудачи граждан; в демократическом государстве это конституция.

Меркурий приводит функцию Юпитер в действие. Это ум, транспортное средство души, — увы, часто способный сбросить свою божественную ношу под влиянием настроений Луны или под властью замыкающей, кристаллизующей силы Сатурна. Меркурий как управитель нервной системы дает эго ощущения, чтобы оно могло получить свой урок отношения к объектам внешнего мира. Он объединяет реакцию тела. Он — слуга Зевса-Юпитера, но часто он — недостойный посланник, воришка. Луна как женский полюс Сатурна подвержена постоянной смене настроений; Меркурий, находящийся в таком же отношении к Юпитеру, еще более неспокоен и принимает форму объекта восприятия или мысли. Индусская йога, кстати, это система концентрации, посредством которой функция Юпитера подчиняет себе функцию Меркурия.

Если Юпитер оказывается Богом отмщения, если нет иной возможности противодействовать кристаллизации Сатурна, Меркурий тоже становится разрушительным и рассекает лунные приливы — Меркурий всегда более или менее враждебен к Луне, если только Сатурн не оказывается в подчинении функций бессознательного (к которым мы обратимся далее).

Марс-Венера. В этой паре мы имеем дело с центробежными и центростремительными силами опыта. "Марс показывает тенденцию жизни к самопроявлению, движению наружу, без особого внимания к внешним условиям. Это первый импульс существа во всех внешних проявлениях" (М. Джоунз). Иными словами, Марс — это желание отдалиться от центра, первичный эрос, либидо, устремление вовне. Он символизирует все начинания, импульсы, проецирование себя в высвобождении энергии.

То, что исходит из души как Марс, возвращается как Венера. Венера — это переживание того, как внешний мир реагирует на наши проявления, обусловленные Марсом. Импульс Марса возвращается назад в качестве опыта: возможно, опыта набитых шишек, возможно — мудрости. Венера — это конечный момент опыта и его результат. Таким образом, она — носитель сознания, она приносит эго познание и мудрость. Ее символ — пчела, приносящая в улей мед, собранный с цветов. Венера — символ всех искусств, социальной мудрости, всего, что созрело в опыте. Она также означает эмоции, потому что эмоции, или аффекты, являются результатом нашего соприкосновения с внешним миром. Из этих отношений возникают радость или скорбь, песнь или отчаяние, искусство или чувственность. Душа отношений — любовь. Любовь Марса — это любовь желания, проецирования себя, грубое стремление к самовоспроизводству в других и через других, но без внимания к другим. Любовь Венеры мудра, возникает в истинном взаимодействии, в альтруистическом товариществе, это любовь-мудрость.

Таковы, вкратце, три основные сознательные силы жизни, с их активными и реактивными полюсами; в астрологии их символизируют Сатурн-Луна, Юпитер-Меркурий, Марс-Венера. Каждое живое существо должно прежде всего быть собой в качестве определенной формы (Сатурн), затем оно должно поддерживать себя в качестве самокомпенсирующейся системы (Юпитер), и, наконец, воспроизводиться через творческое действие (Марс). Бытие проявляется через чувства (Луна), самоподдержание действует посредством ума или инстинкта (Меркурий), самовоспроизводство проявляется в силе рождения детей или идей (Венера).

Все это относится к сфере сознательного. Теперь переходим к процессу, в котором сознание трансцендирует или разрушает себя.

Планеты, относящиеся к бессознательному

А. Личное бессознательное

Способ, каким открыты Нептун и Плутон, может служить символической иллюстрацией отношений между сознанием и бессознательным. Выяснилось, что определенные аномалии в движении Урана могут быть объяснены только в предположении влияния другой планеты, находящейся за его орбитой. Это влияние было тщательно измерено, что позволило приблизительно определить место Нептуна аналитически, после чего астрономы смогли найти там планету.

Существование многих психологических аномалий, неврозов и сверхнормальных состояний привело некоторых психологов к предположению о неизвестной психологической области, которую до тех пор ощущали только по тому способу, каким она влияла на наше поведение. По всей видимости, наше сознательное эго не всегда является хозяином в своем доме, иной раз силы, появляющиеся, как кажется, из ниоткуда или от далеких предков, овладевают нашим сознанием, разрушают наши категории и барьеры, заставляют нас забывать о чувстве самосохранения и о воспитании, и мы оказываемся впутанными в действие глубоких сил, приводящее нас в смятение.

По-видимому, Юнг первым из современных психологов установил, что область этих неизвестных сил по существу двойственна. В этом отношении он просто следовал (вероятно, несознательно) древней каббалистической традиции, которая говорит о "памяти природы", об "астральном свете", тоже двойственном — высшем и низшем: обманчивый и коварный в нижней части, он небесно чист в своих высших проявлениях. Учение Юнга о личном и коллективном бессознательном внешне представляется весьма отличным от оккультного учения об астральном свете. Но возможно последнее когда-нибудь окажется необходимым, чтобы продолжить и углубить первое.

Как уже говорилось, личное бессознательное — это совокупность вытесненных и скрытых содержаний человеческой души. Фрейд только приступил к изучению этой области, в которой скрыты семена неврозов, куда мы отправляем все чувства, мысли и впечатления, которые отказываемся принимать в свете нашего сознательного существа, от которых отворачиваемся в страхе, с отвращением или скрытой ненавистью. Жизнь принесла нам эти психические факты и наполнила их жизненной энергией. Но вместо того, чтобы израсходовать ее в согласии с эго в сфере сознательной мысли, чувства и поведения, мы поворачиваем поток этой энергии вспять, загоняем смущающую нас мысль, чувство, впечатление или интуитивное восприятие в темный угол своего сознания, откуда память уже не может извлечь их на свет сознания. Там они вянут и гниют, распространяя отравленные эманации, создавая подспудное давление, способное привести нас к поступкам и мыслям, невероятным для нашего сознательного эго.

По-видимому, астрология не имеет способа отображения этих скрытых и подавленных содержаний личного бессознательного. Но она располагает в своем символизме определенными факторами, которые дают нам возможность различать и анализировать действие подавленных тенденций, отклоняющих и затрудняющих нормальное течение психических функций. Иными словами, она в состоянии указать возможный отток душевных энергий от сознания к бессознательному. Она может определить полярность психических функций, отделяя те, которые подавлены и направлены внутрь, от действующих нормальных образом, из центра наружу.

Такими факторами являются ретроградные планеты. В силу того, что на Земле мы видим солнечную систему до некоторой степени с периферии, а не из центра, движение других планет кажется нерегулярным: временами они могут представляться неподвижными или движущимися назад, в направлении, противоположном их нормальному обращению вокруг Солнца. В первом случае мы говорим о стационарных планетах, во втором — о ретроградных. В остальных случаях движение планет считается прямым (директным). Эта геоцентрическая характеристика планет (Солнце и Луна исключаются, поскольку они всегда директны) имеет большое психологическое значение. Три способа движения планет (директное, стационарное и ретроградное) соответствуют фундаментальным элементам того, что мы называем психической динамикой. За этими видами движения мы находим еще более фундаментальный фактор скорости планеты (видимой скорости, в данном случае). С точки зрения земного наблюдателя скорость, с которой планеты движутся по небу, постоянно меняется. Изменения скорости соответствуют изменениям функциональной интенсивности психологических факторов, символизируемых этими планетами. Функциональная интенсивность меняется по многим причинам; изменение скорости планеты, символически говоря, одна из таких причин. Это особенно явно при изменениях скорости Меркурия и Луны, но в общем относится ко всем планетам.

Чем больше скорость планеты, тем быстрее течение душевной энергии в рассматриваемой функции. Когда планета становится стационарной, ее видимая скорость, соответственно, равна нулю — символизируемая функция обладает крайней стабильностью. Это состояние можно описать как особого рода неподатливость. Символизируемый стационарной планетой фактор в организации сознания человека будет сопротивляться любым изменениям, являя собой колоссальную силу инерции. Такого рода характеристика будет еще бо-лее явной, если стационарная планета окажется управителем карты или хотя бы просто сильно поставленной. Соответствующий психологический фактор будет спокойно, но упрямо стоять на своем, что бы ни происходило.

Можно привести много примеров, но трудность состоит в том, что обыкновенно психологические характеристики, соответствующие стационарной планете, проявляются лишь в психологическом анализе. Стационарный Сатурн в гороскопе Рихарда Штрауса — хорошая иллюстрация сильного эгоцентризма и столь же сильного чувства формы. Находясь в знаке Весов, он получает дополнительное артистическое значение.

Стационарная планета может быть директно-стационарной и ретроградно-стационарной, по направлению ее дальнейшего движения. С точки зрения психо-астрологического анализа планета считается стационарной в границах нескольких минут от точного места, где она изменяет свое направление. Затрагиваемый здесь фактор скорости относителен. Практически необходимо и полезно рассматривать, будет ли скорость выше или ниже средней.

Ретроградные планеты символизируют возвратное течение либидо (душевной энергии или жизненной силы) — от сознательного к бессознательному. Если планета ретроградная, то функция, которую она представляет, не активизирована к сознательному действию. Психическое содержание, связанное с этой функцией, вместо того, чтобы прямо проявиться в сознании и таким образом непосредственно влиять на поведение, временно направляется в бессознательное. Это не значит непременно, что оно лишается своей энергии. Оно смешивается с другими бессознательными содержаниями и через некоторое время снова появляется в сознании, благодаря некоторым функциям бессознательного, которые соответствуют Урану, Нептуну и Плутону (мы займемся ими лозже).

Рассмотрим прежде всего планету Сатурн, которая создает эго-ком-плексы. При помощи различения и изолирования Сатурн как бы отделяет часть жизненной энергии и связывает ее в качестве формы. Он создает стены, которые охраняют и разграничивают отдельное существо, и оно таким образом изолируется и обособляется от окружения. Иными словами, Сатурн создает систему защит против внешнего мира, подчеркивая отделяющие характеристики эго: "Я есмь такое, а не другое .отдельное существо, и иное не может меня коснуться".

Если Сатурн ретрограден во время рождения, то подобное переживание не будет для человека естественным и спонтанным, в особенности по отношению к внешнему миру. Его сатурнианский механизм защиты не будет направлен против вторжений внешнего мира, он не построит против него строгой защиты, и структура его сознания будет не столь жесткой. Он будет легко поддаваться внешним влияниям, размывающим эту структуру. Он как бы беззащитен по отношению к внешним влияниям, кажется застенчивым, стыдливым, неуверенным в себе; или в целях самозащиты постарается быть высокомерным. Он может быть резким и вспыльчивым.

Ретроградный Сатурн направляет кристаллизацию формы и способность построения защитных стен внутрь. Человек внешне может быть мягок и податлив, но обладает большой силой сопротивления внутренним бессознательным внушениям. Он спонтанно ограждается от импульсов коллективного бессознательного, от традиций и социальных норм. Он развивает в себе чувство своей судьбы, внутренне отделяющее его от окружающих, хотя внешне часто оказывается не в состоянии противостоять натиску требований, с которыми обращаются к нему друзья и недруги. Он ожесточенно сосредоточивается в своей внутренней самости, внешне оказываясь не в состоянии отказать кому-то в услуге или подарке.

Может случиться, что человек с ретроградным Сатурном постоянно занимается созиданием и усилением своей растущей индивидуальности. Различающая функция при этом работает внутри, усиливая магнетическое поле самости и кристаллизуя ее содержание в еще бессознательной форме. Этот человек уступчив снаружи, чтобы тем крепче утвердиться изнутри. Так этот астрологический фактор может проявиться у человека, который должен беречь свою индивидуальность от психических, религиозных или расовых влияний, чрезмерно мощных в его непосредственном окружении. Неприятель находится в бессознательном, давит изнутри, прошлое угрожает настоящему. Следовательно, первая психологическая задача — внутренняя самозащита и внутреннее самоутверждение. Так Сатурн действует изнутри; его влияние на сознание и поведение обычно чувствуется только косвенно, в сочетании с другими бессознательными элементами. Ретроградный Сатурн был у Николая II, последнего русского царя. Ретроградный Сатурн был также у великого индусского мистика Рамакришны, у ясновидца Сведенборга и других.

В таком случае Луна (противоположный полюс Сатурна) оказывается как бы незащищенной. Луна не может быть ретроградной, но, вращаясь вокруг Земли, она может находиться внутри или вне земной орбиты. Будучи внутри (ближе к Солнцу), она в большей степени связана с солнечными энергиями самости; будучи вне земной орбиты (ближе к оппозиции с Солнцем), она показывает, что чувства скорее экстравертированы, на них влияет объективный ум. Можно сказать еще, что вне земной орбиты Луна поддается центробежному притяжению Марса, планеты всех начинаний, а внутри земной орбиты — центростремительному притяжению Венеры, планеты завершения и осуществления. Если Луна внутри земной орбиты, а Сатурн ретроградный, чувства направлены внутрь, это ясный случай интроверсии. Любовь направляется скорее к внутреннему образу, чем к действительным, реальным лицам. Чувства при ретроградном Сатурне в любом случае не защищены. У них нет твердой опоры, и они могут причинить сознательному эго серьезных трудностей.

Когда ретрограден Юпитер, внутрь направлена функция психической самокомпенсации, затрагивающая при этом сознание почти исключительно через бессознательное, то есть посредством сновидений и других подобных проекций. Если вместе с этим силен Уран, эти проекции бессознательного могут быть необыкновенно живыми. Если Юпитер слаб по положению и знаку, это может означать, что функция компенсации располагает малым количеством энергии. Если Юпитер силен по дому, компенсация постоянно пробивается в сознание через внешние обстоятельства. Это замечание относится в большей или меньшей степени ко всем планетам. Однако аспекты к другим планетам могут внести иные, противоречащие факторы.

Юпитер в угловых домах силен по дому. Если он при этом директный, человек сознательно ведом своей Судьбой, часто ради групповой цели. Он может переживать эту внутреннюю силу как влечение к значительной личности, ведущей его к определенной цели. Особенно это может быть так, если Юпитер ретроградный. Если Юпитер стационарный, человек всецело находится под действием этой силы. Австрийский император Франц Иосиф, чье правление было, по-видимому, настоящим центром ускорения кармы Европы, имел, по Алану Лео, ретроградный Юпитер в IV доме в квадрате с Марсом на десценденте. Ретроградный Юпитер был также у Бисмарка; Аристид Бриан, знаменитый французский премьер-министр, имел ретроградные Юпитер и Сатурн в соединении в IV доме.

Ретроградный Меркурий символизирует направленность ума внутрь — либо из-за мистических склонностей, либо из-за врожденной медлительности восприятия и неумения направлять мысль вовне. По Марку Джоунзу, "положение Меркурия перед Солнцем или за ним представляет, соответственно, активность или осторожность ума". "Алхимия ума" зависит от положения Меркурия в этом отношении и от скорости движения Луны. Пол Клэнси указывает на параллелизм между быстротой ума и скоростью движения Меркурия. Ретроградный Меркурий будет означать медленный ум, но это не всегда так. Это может быть ум, занятый преимущественно коллективным бессознательным,- — ум ясновидца. Абдул Баха, которого последователи считают божественным человеком, имел ретроградные Меркурий и Сатурн в трине. Меркурий был в знаке Близнецов, на 6° впереди Солнца, Луна в соединении с великой звездой Персии Регулусом, а также в трине с Нептуном в Водолее. В других случаях могут быть основания для особых умственных комплексов. Пример неуравновешенности дает Людовик XVI, французский король, казненный революцией. Он имел ретроградный Меркурий в точном соединении с Солнцем, ретроградные Сатурн и Уран.

Ретроградный Марс означает, что импульсы к действию не побуждают эго к спонтанному самовыражению, а возвращаются назад к бессознательному,. где соединяются с какими-либо бессознательными содержаниями (часто с коллективными образами). Именно их сила в таком случае толкает человека к действиям: они не происходят от ясных сознательных импульсов, а основываются на более или менее бессознательных мотивах. Среди многих ретроградных планет в гороскопе Анни Безант, бывшей руководительницы теософского общества, обнаруживается и ретроградный Марс. Ее поступки часто проистекали от скрытых мотивов в бессознательном, личном или коллективном.

Это положение может затронуть и сексуальные силы, которые будут направлены в бессознательное, образуя комплексы и неврозы. С другой стороны, на этой основе возможен определенный опыт сублимирования природы желаний, как в различных дисциплинах Йоги. Интересно отметить, что Анни Безант была одной из первых сторонниц контроля рождаемости.

При ретроградной Венере плоды опыта не направляются к сознательному эго, чтобы быть ассимилированными им или высвободиться в виде различных эмоций. Ослаблена способность приспособления к условиям внешней жизни. Эмоциональная жизнь неудовлетворительна, и бессознательные содержания препятствуют естественному течению сознания и любви. Возможно сильное стремление к артистическому творчеству, но окрашенное анормальными чувствами. С этим может быть связана токсикомания. Стационарно-ретроградная Венера была у романтического поэта Альфреда де Мюссе.

Не следует ожидать от ретроградных планет слишком подробных указаний: они означают только направления, в которых действуют некоторые психологические функции, но не то, что происходит в результате этого противодвижения, и что можно оценить только при рассмотрении гороскопа в целом. Мы знаем, что когда планета ретроградна, символизируемая ею функция не действует нормальным образом. Психическая энергия, используемая этой функцией, направляется к бессознательному. Что же именно с нею там будет, — зависит от многих других факторов гороскопа.

Б. Коллективное бессознательное

Рассмотренные до сих пор планеты позволяют понять установки и жизнь человека в коллективе, частью которого он является. Это может быть семья, народ, раса, религиозная группа, клуб, профессиональная группа. Индивид действует в них, может участвовать в их создании и трансформации. Но и они действуют на индивида. Если он избегает соприкосновения с опытом коллектива, это вызывает подавления и комплексы, которые могут стать предметом анализа с точки зрения ретроградных планет и других астрологических факторов.

Если индивид находится в нормальном отношении к группам и обществу в целом, общество оказывает на него влияние. Коллективное в нем — то, что присуще всем людям его группы, — навязывает ему свои нормы. Общество удерживает индивида своими инстинктами и традициями. Первичные образы действуют на "внутренние стены" его сознания, требуя восприятия. Образы могут быть и божественными и дьявольскими. Это голоса целого, которые заставляют отдельные части вслушиваться в это целое. Низкие тоны этого голоса коллективности темны и устрашающи. Высшие его обертоны — вибрации света, песни свободных душ, которые ведут человека вверх, к его конечным целям.

Этот голос коллективного, поскольку он действует на индивида, символизируется тремя дальними планетами — Ураном, Нептуном и Плутоном. Важно, что знания о них стали общедоступными тогда, когда человечество начало разрушать барьеры верований и догм, когда материально, если не духовно, все люди оказались в океане общечеловеческого. О существовании Урана стало известно, когда американская и французская революции разбили оковы феодализма и средневековья. Нептун явился в форме общечеловеческого возрождения религиозного духа и противоположного ему полюса — материализма. Плутон стал известен, когда человечество начало прокладывать путь к новым формам общественных отношений.

В жизни индивида эти планеты действуют различно и с разной интенсивностью: чем более универсально сознание, чем более оно связано с целым, тем более созидающим оказывается результат действия этих планетных агентов целого. В необновленных индивидах они или вообще не действуют или становятся символами разрушения скорлупы, • ограничивающей эго. В большинстве случаев они являются для индивида силами, наносящими удары, приводящими тех, кого осудили боги, к слепоте и безумию. Может быть, они символизируют духовный верх коллективного человечества, называть ли его Торжествующей Церковью, собранием благословенных, Белой ложей посвященных адептов или как-либо еще. Они также могут олицетворять то, что газеты называют "обществом" или властью толпы. Они могут быть агентами коллективных сил, с которыми человек сталкивается под видом религии; они могут даже сообщать о космических событиях за пределами нашей: солнечной системы, приносить посвященным вести от нашей галактики и даже предчувствия загалактических пространств. В любом случае это   — целое, которое говорит с отдельным индивидом, со своей частью.

В рамках психологической точки зрения, то есть отношения коллективного бессознательного к отдельному эго, Уран представляет проецирующую способность бессознательного, Нептун — его растворяющую, разлагающую силу, Плутон — его способность регенерации. Уран приносит сознанию символические картины и импульсы, которые могут возникать как в сновидениях, так и наяву. Уран дает вдохновение поэтам, артистам, изобретателям, ученым, государственным деятелям, религиозным реформаторам. Уран характеризует способность формирования образов. Он обновляет сознание, принося ему частицы целого, образы и идеи всемирного ума. Впрочем, это не "обновление" в собственном смысле слова: Уран проецирует образы и идеи, обладающие способностью трансформировать, являющиеся семенами нового сознания. Трансформация и творчество — ключевые слова этой революционной планеты, которая постоянно вливает новые динамические импульсы в сердцевину эго — смущая, стимулируя, возбуждая, потрясая душу божественным неудовлетворением, анархической вольностью, неся с собой гений или безумство, вдохновение или извращение.

Нептун действует неуловимым и таинственным образом, он разъедает подобно сильной кислоте кристаллизацию эго, вызывая частное и ограниченное к безграничности универсального. В нем настойчивая, сострадающая, преизобильная любовь целого к отдельной части, которая может даже не знать, что она "часть", — любовь, которая может быть нежнейшей, но вместе с тем настолько проникнутой космической универсальностью, что приведет наши ограниченые чувства в трепет. Нептун может символизировать человека, преображенного Христом изнутри, но также и человека, заблудившегося в искусственном раю, ищущего наркотики, которые вывели бы его из тюрьмы нормального восприятия и повседневности в область снов и видений.

Всякая сила, отбрасывающая ограничения и стремящаяся сделать нас целостными, вливающая в изолированное миросозерцание инъекцию неземных желаний, всякий фактор, разрушающий кристаллизацию и смещающий фокусировку личного эго, смущающий нас божественными стремлениями в дни второго переходного возраста, отрывающий нас от семьи и дома, направляющий к холодному миру монастыря в горах или кипению жизни в джунглях, — все это связано с символом Нептуна.

Физиологически говоря, телесной части под управлением того знака, в котором находится (по карте рождения) Нептун, не хватает дифференциации и определенности роста, она кажется неразвитой, как будто жизненная энергия не смогла здесь стать достаточно конкретной. Там, где находится Уран, мы часто наблюдаем обратное — преувеличенный рост, причем не только излишек жизненной энергии, сколько особенное напряжение, создающее гениев или уродов. Нептун — символ моря, символ недифференцированного, космической материи в ее предрож-денном состоянии, символ нирваны и безграничного сострадания. Он показывает, как общество действует на индивида, тогда как Уран скорее показывает оплодотворяющую силу индивида, действующего на общество — разрушительно или созидающе. Основной тон Нептуна — искупление, универсализация, расфокусирование.

Плутон — планета второго рождения, управитель мистерий, всякого рода групповых собраний, парламентских организаций, определяющих новую политику общества или новый церемониал, посредством которых индивид и общество приспосабливаются друг к другу, вырабатывая новые законы существования. Юпитер также имеет дело с управлением и религиозными церемониями, но в границах, определенных Сатурном. Иными словами, Юпитер символизирует расовых богов и религии, основанные на родстве и кровных отношениях. Он символизирует иерархию, автократию — политическую или религиозную. Это так потому, что Сатурн ограничивает эго, единого хозяина, а действует в этих границах Юпитер. Царствование Зевса наследует царствованию Хроноса-Сатурна. Юпитер как Гуру, духовный Учитель или водитель, предполагает элемент личного отношения. Плутон же полностью безличен, не признает никаких личных богов, никаких королей, а лишь избранного председателя, ибо для него король — закон. Он безжалостен и абсолютно справедлив, но справедлив с точки зрения такого закона, который часто превосходит наше ограниченное понимание и потому может казаться жестоким. Плутон связывает эго с более значительным центром бытия, отчасти сознательным, отчасти бессознательным. Он приводит нас к тому, что Юнг называет Самостью, целостностью бытия. Он символизирует последнюю стадию процесса индивидуации, второе рождение, посвящение, которое делает человека совершенным, "рождение живого Бога в человеке". Плутон — это Бог в глубинах: конкретность и актуальность Бога в центре личности. В этом смысле Плутон — символ воплощения Бога, Братства Апостолов, отражение космического зодиакального порядка, Белой ложи на Земле.

Плутон представляет закон целостной самости в противоположность закону отдельного эго, символизируемого Сатурном и Юпитером. Его царство приходит, когда эго оплодотворено идеями и архетипами Урана и потеряло личное сопротивление и гордость после крещения Нептуна. Тогда Плутон, взвесив эго на весах, где уравновешивается сознательное и бессознательное, конкретное и абстрактное, частное и универсальное, ставит его в общение с Совершенным. Следовательно, его основной тон — новорождение, а также конкретизация Всего в универсальном Одном.

Из всех астрологических указаний, которые были предложены как символы (или причины) I мировой войны, только одно кажется достоверным — Плутон был в соединении с Солнцем во время летнего солнцестояния в июне 1914 года; очевидно, первое недолгое соединение было в сентябре 1912 года, когда готовилась война на Балканах. Летнее солнцестояние — это точка космического оплодотворения, где жизнь оформляется в утробе. Мистерия "пролития крови" может также сопровождаться обширными космическими оплодотворениями или посвящениями.

Плутон вошел в знак Козерога в 1761-62 годах. Это близко к тому времени, о котором Сведенборг упоминает как 6 сошествии на Землю "Нового Иерусалима". В это время оформлялась американская революция. В 1937-38 годах Плутон войдет в знак Льва. Это ясно отмечает новую эру. В соответствии с числовым символизмом пирамид, эта эра начинается 16 сентября 1936 г.

Интересен тот факт, что Нептун и Плутон вышли на сцену тогда, когда стали известными различные аспекты бессознательного. Плутон был открыт точно через 84 года (цикл Урана) после Нептуна, в 1846 году. В 1848 году Европа оказалась свидетельницей великих революционных движений. Это дата марксова Коммунистического Манифеста, в это же время отмечается распространение спиритуализма. Великое духовное движение бахаизма начинается в 1844 году. Это было поистине время религиозного энтузиазма и общечеловеческих идеалов — нептуново время. Подобно этому, Уран был открыт во время революционной эры, которая побудила западный мир к пониманию новых архетипов социальных отношений. Плутон был обнаружен 21 января 1930 года, когда Солнце вошло в знак Водолея. Десятилетие, начало которого ознаменовалось таким событием, обещает быть не менее значимым, чем времена, когда были открыты Уран или Нептун. Идеалы новорузвельтовской политики, которые мы сейчас переживаем*, типично плутонические — это опыт включения всех общественных классов в целостную организацию, где должны быть гармонизированы факторы индивидуализма и коллективизма. Нептун ведет к целостности, но также к бесформенности. Плутон приносит идею конкретной формы организации. Если мы часто видим лишь дезорганизацию, то лишь потому, что обращаем внимание только на первую фазу процесса. Мировая война принесла дезорганизацию, но при этом вызвала к жизни способность людей к организации в невиданных ранее масштабах.

* Напомним, что книга писалась главным образом в начале 30-х годов и впервые вышла в свет в 1936 г. — Прим. ред.

Не кажется невероятным, что под владением Плутона, как считает Пол Клэнси, будет получено конкретное научное доказательство человеческого бессмертия. То же утверждает Алиса Бейли. Без сомнения, Плутон имеет отношение ко всем конкретным проявлениям нового порядка.

Уран, Нептун и Плутон символизируют процессы, которые приводят бессознательное с его безграничными силами к порогу сознания и эго. Это посредники между солнечной системой и Вселенной. Посредниками являются и кометы, но они имеют более кратковременное значение. Можно понимать бессознательное как аккумулирование и личных и коллективных сознательных содержаний; это должно быть так, если мы считаем сознание связанным с физическим организмом. Но оккультист, разумеется, будет утверждать, что коллективное бессознательное является продуктом сверхчеловеческих и неземных Существ, а также прошлых поколений людей. Он будет рассматривать неподвижные звезды как астрологические символы таких космических существ, которые пробуждающаяся интуиция может смутно улавливать вне области, известной человеческим умам. Уран, Нептун и Плутон выступают в таком случае как связь между звездами и ограниченными Сатурном планетами — между "богами" и людьми.

Остается рассмотреть еще один вопрос — каково значение трех дальних планет, когда они ретроградны. Вероятно, они означают обратное воздействие коллективной стихии на коллективное, но с дополнительной способностью индивида сделать ее более результативной новым образом. Яснее можно выразить это так. Рано или поздно отдельные группы и даже расы вырождаются, Индивиды, составляющие эти коллективы, теряют способность действовать сообразно глубочайшим инстинктам и архетипическим истинам, которые принадлежат человечеству биологически или духовно. Из совокупности всех частных неудач складывается упадок коллективности. Раса, нация или религиозная группа оказывается на ложном пути, окостеневает или распадается. Но то, что порождено индивидами, индивиды же должны компенсировать. Являются реформаторы, которые провозглашают древние забытые истины, вероятно — в новой форме. Эти люди ведомы живым духом коллективного человечества, чтобы реформировать больное тело коллективов. Это обновление коллективного коллективным, но через посредство индивидов, символизируется ретроградным движением Урана, Нептуна и Плутона.

Директивный Уран реформирует или, скорее, трансформирует сознательное эго. Будучи ретроградным, он символизирует реформирование бессознательного, скрытых глубин, из которых происходит эго. В некоторых случаях это может означать, что все семейные склепы проветрены и скелеты вынесены вон. В другом случае, — что человек в действительности является агентом некоторого импульса реформирования, который должен изменить мышление группы или расы. Образы, которые проецирует Уран, полны энергии борьбы с идолами. Они создают бури не только в сознании расы, но и в бессознательном. Ретроградный Нептун мы часто видим там, где предстоит обнаружить религиозную профанацию или просто обман, где должна быть уничтожена бессознательная гордыня. Этот фактор часто силен в гороскопах мистиков, особенно если они противостоят современным им верованиям. В отношении ретроградного Плутона можно предположить, что он стремится совершить организованное разрушение. В индивидуальном гороскопе это может быть связано со специфическим протестом против установленных общественных порядков.

Солнечная система как личность

До сих пор мы рассматривали планеты с чисто психологической точки зрения, как символы, которые дали нам возможность очертить три типа деятельности, характерные для каждого живого организма, определяющие, что есть данный организм, как он себя поддерживает и воспроизводит. После этого мы рассмотрели проблемы, возникающие при подавлении          естественных органических деятельностей, символизируемых ретроградными планетами. Наконец, мы рассмотрели три вида деятельности, посредством которых отдельное эго в состоянии выйти за собственные пределы, и стать причастным универсальному. Образ Сатурна как основы отдельного эго при этом расплывается, переходя в образ Плутона. Компенсирующая деятельность Юпитера переходит в нептунианский процесс сублимации, и самовоспроизведение Марса замещается творчеством Урана. Если, однако, мы рассмотрим предмет с противоположной стороны, то есть начиная с анализа солнечной системы как целого и проецируя результат в наш психофизиологический опыт, то получится более логичная и упорядоченная картина. Наше понимание личности расширяется и приобретает космические очертания — вся солнечная система, рассматриваемая как один сложный живой организм, становится космической личностью. Однако нужно следить за тем, чтобы не потерять основу наших действий — Землю. Принадлежа, может быть, космосу, мы все же укоренены в Земле. Солнечную систему мы знаем, видя ее сквозь земную атмосферу и посредством земных чувств и инструментов. В сущности мы не знаем ничего вне Земли и тех реакций, которые Земля получает извне. Мы всегда должны считать Землю центром, по крайней мере до тех пор, пока имеем дело с рожденными на Земле носителями сознания; как бы ни были они утонченны, весь их опыт обусловлен качествами нашей планеты. И все жизненные символы, которые мы можем себе представить, будучи по необходимости толкованием и расширением этого опыта, должны основываться на понимании, что человек — обитатель Земли.

В научной картине солнечной системы небесные тела располагаются внутри и вне земной орбиты. Эта орбита имеет форму эллипса, и Солнце является одним из его фокусов, — как и всех планетных орбит. Но это значит, что мы, люди, не являемся центром системы; мы уже хорошо знаем, что Земля — это только одна из планет. Однако тот факт, что Солнце, а не Земля является центром системы, не оправдывает гелиоцентрическую точку зрения. Мы знаем это нашим умом, но весь наш опыт по необходимости центрирован на Земле. Иными словами, я, эго, знаю, что поле моего сознания (моя собственная земля) не есть центр моего целостного существа. Я предполагаю, что есть некая Самость, которая, как Солнце, является центром этого целостного существа, но при этом я переживаю себя не как самость, а как эго. Я предполагаю возможность идентификации этого эго с этой Самостью. Но если бы я осуществил в своем опыте эту идентификацию, я не был бы уже личностью с центром в эго, я был бы божественной личностью, носителем солнечного сознания (что бы это ни означало). Может быть, есть божественные личности, которые действуют с рожденным на Земле телом, но в таком случае личность, укорененная в этом теле, воспринимаемом обыкновенным человеком, не есть их истинная Личность. Мы, как земные жители, никогда не можем полностью постичь "солнечную личность*, и равным образом мы не имеем никакого основания для принятия системы символического толкования жизни с центром в Солнце. Наши космические полеты должны начинаться и кончаться на Земле, иначе они останутся снами и спекуляциями без действительного значения.

Следовательно, мы должны рассмотреть солнечную систему с точки зрения Земли и человека как планетарное целое. Мы разделим солнечную систему на внутреннюю и внешнюю по отношению к земной орбите части. Внутри земной орбиты мы обнаруживаем внутренние планеты: Венеру, Меркурий и Солнце. Вне земной орбиты — внешние планеты: Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон. Относительные положения планет в этих двух областях дают им существенные символические значения. Повторим еще и еще раз, что свое основное значение планеты получают в зависимости от их положения по отношению  к Земле и соответствующих астрономических характеристик — таких, как скорость вращения, масса, цвет, количество спутников и т. д. Иными словами, Венера имеет определенное основное значение как первая планета между Землей и Солнцем. Основное значение Плутона может быть таким же образом извлечено из положения его орбитных характеристик и т. д. Разумеется, такое значение очень абстрактно или общо — так же абстрактно и общо, как значения чисел. Поэтому в применении этих значений к истолкованию отдельных гороскопов совершенно необходимы и неоценимы статистика и накопления опыта. Но последние, однако, не дают основного значения.

Это особенно важно при рассмотрении Луны как астрологического фактора. Для древних Луна была служительницей Солнца, вторым, ночным светилом. Символическое понимание Солнца и Луны опиралось на данные опыта, связанного со светом Солнца и Луны, его психофизиологическим воздействием (день, тепло — Солнце; ночь, таинственность, страх — Луна, и т. д.). Эти отношения не являются теперь основными источниками значимости, поскольку достижения науки и техники могут превратить ночь в день, а жизнь в современном городе превращает день в ночь. И кроме того, вообще символическое значение планет (как и других астрологических факторов) должно опираться на фундаментальные для нас, современных людей, представления, то есть на интеллектуальное научное знание.

С астрономической точки зрения Луна занимает особое место как спутник Земли. Обращаясь ежемесячно вокруг Земли, она половину этого времени находится внутри земной орбиты, другую половину — вне ее. Благодаря этому Луна является связующим звеном между внутренними и внешними областями солнечной системы, между внутренними и внешними планетами. С этой функцией связано и то, что она постоянно изменяет свои аспекты. Она также имеет свои фазы, периоды возрастания и убывания: в том есть определенный дуалистический ритм. В момент новолуния Луна находится в самом "внутреннем" положении относительно земной орбиты, в момент полнолуния — в наиболее "внешнем" положении, субъективно и объективно.

Ранее, изучая планетные пары, мы говорили, что Луна — женская половина Сатурна. Но это утверждение, хотя и верное, не следует понимать как полностью определенное. Есть связанная с Луной "тайна", которая имеет отношение к перемене, произошедшей, по крайней мере потенциально, в конце "древних времен" (окло 600 г. до н. э.). Если мы будем рассматривать попарно внешние и внутренние планеты, то придем к следующему результату: Марс и Венера, находящиеся по обе стороны от Земли, образуют противоположность, так же как Юпитер и Меркурий; за ними должна следовать пара Сатурн-Солнце. Прежде чем рассматривать, что здесь означает Солнце, повторим, что внешние планеты положительны, в том смысле, что они относятся к причине деятельности, представленной данной парой, в то время как внутренние планеты относятся к результатам, и потому называются негативными. Марс символизирует инициативную импульсную силу, дающую начало всякой жизненной деятельности. Венера — подводящая итог, несущая плод энергия, которая завершает все циклы деятельности. Юпитер символизирует силу циркуляции в каждом органическом целом, то, что заставляет его расширяться изнутри и делает целостным. Меркурий — это нервная система и, далее, способность мысли, которая становится носительницей силы Юпитера. Сатурн — первоначальная сила, которая дает начало всякому жизненному проявлению посредством выделения из недифференцированного океана, жизни отдельной частицы, которой создание окружающей ее стены дает возможность стать отдельным независимым существом.

 

Что же можно сказать о полярной противоположности Сатурна? Логически ею должно быть Солнце. Но много говорилось о планете перед Меркурием, которую называли Вулканом. Мы не знаем, существует ли Вулкан, а астрологическое значение можно придавать только астрономическим фактам. Существует Вулкан или нет, но значение, которое ему приписывается, гораздо более удовлетворительно можно отвести фотосфере Солнца. Оккультисты говорят, что мы не знаем, что такое Солнце на самом деле. То, что мы видим, — это солнечный свет, идущий как бы из окна. Этот свет, может быть, есть то, что называется поверхностью Солнца, — его активная, излучающая часть. В сущности вот и все, что мы чувственно и физически знаем о Солнце. Оно является источником солнечных вибраций, а они означают для нас жизнь и свет. Сатурн ставит границы каждому отдельному живому организму, и тем самым позволяет сосредоточить в этих границах, как бы с помощью линзы, рассеянный свет межпланетного и галактического пространства.

В каком-то смысле Солнце и есть эта линза. Фотосфера Солнца — это совокупность всего того света и тепла, которые наполняют границы живого организма. Сатурн дифференцирует. Фотосфера делает отделившееся существо живым.

Так мы получаем две тройки планет, внешних и внутренних. Каждая из планет символизирует один из полюсов триединой жизни — три положительных и три отрицательных планеты. Но все философы твердят, что великое число проявления целокупной жизни — 7; какова же седьмая планета? Семерка — это то, что согласует противоположности, собирает полярные энергии и распределяет их в циклическом процессе по живому организму. Это — Луна. Без Луны не было бы взаимного обмена, не было бы отношения между внешними и внутренними планетами, не было бы потоков энергии в Земле и через нее. Луна собирает энергии планет, расположенных по обе стороны от Земли, смешивает и распределяет по Земле. Она питает Землю этими энергиями. Таким образом она оказывается утробой и матерью Земли. Это ток лимфы, жидкости, сока. Она собирает все космические силы и распределяет их в зародыше, находящемся в ее утробе. Она собирает все минеральные соли почвы и распределяет их в растении. Это плацента, которая окружает Землю как зародыш. Луна — это материнская сила и вода жизни. Но это также и эгоистическая материнская любовь, которая ограничивает ребенка в утробе, которая тянет его назад в колыбель; психологически, это материнский комплекс — рабство чувств и сентиментальности.

При всем том, мы прикоснулись лишь к краю одежды. Разве существуют только одна внутренняя и одна внешняя планета? — Здесь начинает раскрываться тайна Луны, поскольку ясно, что для каждой пары планет должна быть своя Луна, свое связующее звено. Мы видели, что есть три пары планет три основные силы жизни. Чтобы самость существовала, поддерживала и воспроизводила себя в каждом организме, необходимы три Луны. Наша физическая Луна — это посредник, который связывает лишь ближайшую планетарную пару — Марс и Венеру, как наиболее близкий и очевидный источник наших самых сильных желаний и чувств. Но должна быть также вторая "Луна", связывающая пару Юпитер-Меркурий и гармонично распределяющая их энергию по Земле, и третья "Луна", распределяющая согласованные энергии Сатурна и фотосферы.

Но где же эти "Луны",  может спросить читатель. Вероятно, нет актуальных масс физической субстанции, которые выполняли бы роль этих двух "высших Лун". Может быть, они существуют в невидимом состоянии, отражая значительное количество света в участках инфракрасных или ультрафиолетовых волн. Возможно, эти "высшие Луны" некоторые ясновидцы приняли за планеты, вращающиеся вокруг Солнца. Возможно, что таинственная планета за Луной — это следующая, "высшая Луна". Какую из многих возможностей принять?

То, о чем мы говорим, это циклы движения и распределения энергии. Один из этих циклов, действующих посредством нашей видимой Луны, составляет приблизительно 28 дней. Другой цикл, который начинает выявляться, это сорокамесячный цикл, касающийся финансовых изменений и температуры Солнца. Еще один цикл, который хорошо известен, это цикл солнечных пятен — около 11 лет. Все эти циклы в действительности — циклические пути циркулирующей энергии или, если мы хотим быть еще более абстрактными, абстрактныесоотношения движения. Действуют ли они посредством физического тела, как Луна, или посредством потоков магнитных волн или частиц, имеющих приливы и отливы, — не имеет значения для астрологического символизма. Достаточно того, что имеется поток "чего-то", меняющийся циклическим образом, и астролог может поставить его в символическое соответствие с какой-либо жизненной функцией (кол-лективной или индивидуальной). Чем является это "нечто* — твердым телом, волнами, электрическими частицами или даже чистой абстракцией— имеет мало значения для астрологии. Оставим астрономам искать соответствующие научные факты.

Следующий очерк поможет нам схематичеекм уяснить, когда я где действуют "Луны". Первая — наша физическая Луна — связывает сферы Марса и Венеры и имеет период приблизительно 23 дней. Она имеет отношение к области физического действия и физиологического воспроизведения. И представляет все чувства, связанные с этой областью. Она оживляет все вещи (даже те, которые очень слабо связаны с полом) и всю творческую деятельность постольку, поскольку эта деятельность имеет конкретную материальную основу, проявляющуюся в телесных движениях. Сюда относятся все изящные искусства, ведь они так или иначе требуют мышечной энергии. Эта Луна, следовательно, оживляет почти исключительно функционирование мужчин и женщин на инстинктивном и физиологическом уровне. Она действует в пределах и посредством цикличности роста и разложения всех биологических организмов.

Вторая "Луна" связывает сферы Юпитера и Меркурия, собирает ик энергии и распределяет на Земле. Период ее деятельности — вероятно, около 40 месяцев; это число имеет важное значение и связывает лунный цикл с 40-недельным циклом беременности. Число 40 часто встречается в библейском символизме и относится к периоду внутреннего формирования <чем является, разумеется, и период беременности). Абдул Баха говорил, что он был заключен в Ака (что значит "утроба") на 40 лет — символ формирования новой духовной эры, в которую мы вошли после его смерти.

По-видимому, 40-месячный цикл имеет два значения, как и Юпитер: первое — духовное, относящееся к процессу роста души и психо-мен-тальному развитию или "посвящению"; второе — финансовое, включающее 20 месяцев подъема и 20 месяцев упадка (имеется в виду движение цен и торгового обмена по Мак-Гроту). Интересно, что символ Юпитера подобен цифре 4; добавим также, что астероиды между Марсом и Юпитером появились, вероятно, в результате взрыва такой Луны, которую некоторые традиции называют Люцифером.

Третья "Луна" связывает орбиту Сатурна и фотосферу Солнца; она относится к циклу солнечных пятен, 11,2 года. По Блаватекой, этот цикл измеряет солнечный пульс и "кровообращение". Эта космическая магнетическая "кровь" течетот фотосферы к Сатурну, очерчивающему границы солнечной системы как строго определенного целого; она течет в сторону Сатурна 5 лет, возвращается обратно к фотосфере в течение следующих 5 лет и движется в самом Солнце еще 1 год. Цикл 11 лет относится к определенным магнетическим изменениям в человеческом теле, касающимся позвоночника. Вероятно, он имеет отношение к процессу духовно-динамической интеграции, называемому в восточном оккультизме движением кундалини. Он связывает относящийся к Сатурну центр в основании позвоночника с тысячелепестковым лотосом на вершине головы — фотосферой или короной "духовного солнца" в голове.

Остается рассмотреть внешние планеты Уран, Нептун и Плутон. Если по-прежнему считать орбиту Земли разграничивающей линией, то ясно, что эти, символизирующие универсальное, планеты уравновешиваются только самой сердцевиной Солнца.

Говоря ранее о Солнце как интеграторе, мы подчеркивали, что Солнце — сила самости, но не сама самость. Интегрирующая сила самости действует для развития человеческой души прежде всего в очерченных Сатурном границах сознания. Сатурн вместе с "силой Солнца", фотосферой, составляет "Я есмь": Сатурн как "Я" и сила Солнца как "есмь"; при этом наша геоцентрическая солнечная система рассматривается как космическая личность.

Но затем сатурновое "Я" претерпевает трансценденцию в троичном жизненном процессе, символизируемом Ураном, Нептуном и Плутоном. Эти три планеты представляют то, что Юнг называет "не-Я", что должно быть ассимилировано в "Я". После этой ассимиляции космическая личность расширяется, а лучше сказать, переживает ре-поляризацию, преображение. В "сердце Солнца" возникает преображенное "Я", и это "Я" находит свое "есмь" в силе триады Урана, Нептуна и Плутона. Эта планетная триада представляет процесс, посредством которого космическая личность обнаруживает свою связанность с более широким астрономическим целым, — можно сказать, с Галактикой.

Тогда возникает вопрос, что понимается под "сердцем Солнца". Это Самость, а Самость есть целостность осуществленной и интегрированной личности — абстракция. Но вместе с тем эта абстракция поддается конкретной символизации с точки зрения следующего, более обширного целого. Так мы можем сказать, что "сердце Солнца" с точки зрения геоцентрического галактического целого — это звезда, которая в нашей галактике находится точно за Солнцем. Но в этом едва ли найдется какое-либо практическое значение для нас, обыкновенных людей.

Впрочем, значение имеет идея о цикле связи между сферой Урана и "сердцем Солнца" — о некой четвертой "Луне"; это 28-летний цикл индивидуальной самости, который, будучи повторен трижды (по одному разу для каждой из высших планет), дает время символического создания храма Соломона — СОЛ-О-МОН (SOL-O-MON) — Солнца человек; он равен 84 годам — периоду обращения Урана вокруг Солнца. Два 28-летних цикла составляют, по Мак-Гроту, большой финансово-индустриальный цикл, который равняется трем нодальным циклам по 18,6 лет и пяти циклам солнечных пятен по 11,2 года. Это соотвествие проливает свет на значение Нептуна, ибо сидеральный период Нептуна равняется трем периодам по 56 лет (168 лет).

Все эти циклы, которые можно рассматривать как высшие "Луны", важны ддя изучения космической личности, потому что они символизируют связи между душевными энергиями, которые, будучи полностью интегрированы, являются субстанцией "космической личности", символизируемой для нас сложной совокупностью движений солнечной системы, рассматриваемых с Земли. Это значение хранилось как эзотерическое и священное в древних космопсихологиях. Это "тайна Луны".

Тайна для древних состояла в том, что Луна является противоположностью Сатурна. Когда человечество функционировало на чисто физиологическом уровне, и ум едва ли был независимым фактором и основой сосредоточения жизненной энергии, Луна поистине была материнской силой, оживлявшей эго людей в границах Сатурна. Люди психологически оставались в материнской утробе, и при этом — на инстинктивно-физиологическом уровне действий (Марс-Венера). Но с усилением психо-ментальной поляризации и выходом из материнской психической утробы в область чистой энергии и независимой мысли люди постепенно наполняются силой солнечной фотосферы. И тогда их сатурническое эго освещается "высшей Луной": Люцифер (носитель света) несет им свет согласования Юпитера и Меркурия. Следующий шаг духовного развития освещается светом кундалини-Луны (Изис), связывающей Сатурн с солнечной фотосферой. Еще один шаг оживляется связью Урана и Солнца (Озирис). Мы полагаем, что таинственная планета за Луной была не планетой, а той второй Луной, которую мы назвали Люцифером, — связью между Юпитером и Меркурием. Может быть, астероиды — не остатки, а предрожденное состояние этого Люцифера. Не являются ли миллиарды астероидов символом рассеянного состояния человеческих психо-ментальных энергий и душевных сил? Великое Делание духа есть интеграция этих разбросанных сил в едином духовном организме, "Храме живого Бога". И значит, каждый человек должен интегрировать в себе эти "астероиды", превратить их в "Луну", при помощи которой силы души (Юпитер) и силы ума (Меркурий) будут согласованы и смогут действовать циклически. После этой предварительной работы психо-ментальной интеграции, или йоги, наступит следующая стадия, символизируемая кундалини — Изис. Тогда покрывало Изиды поднимется для кандидата к посвящению. Человек попадает в ореол живого Господа, многопламенной Короны. И в конце концов становится Солнцем. Его сердце бьется в едином ритме с "сердцем Солнца".

Предыдущая Оглавление Следующая