А. Гуггенбюль-Крейг
Брак умер - да здравствует брак
Счастье, благо и индивидуация: только для избранных?
Когда идет речь о счастье, благе и индивидуации,
вполне закономерно возникает вопрос: может ли обычный, средний человек
разобраться в таких сложных понятиях, а тем более руководствоваться ими в
жизни? Действительно ли существует много супружеских пар, которые задумываются
о том, нашли ли они в браке свой путь счастья, индивидуации или, напротив,
считают брак цитаделью блага?
Будучи психологом, я далек от того, чтобы пытаться
навязать кому-нибудь свою точку зрения. Психология исследует влечения людей и мотивы человеческого поведения, стремясь
определить и назвать психологические феномены. Между тем большинство
людей переживают психологические феномены образно, а не интеллектуально. До
последнего времени такие образы "поставляла" в основном церковь. Однако
сущность понятий счастья и блага ясна каждому человеку даже в том случае, если
он не может определить их терминологически, интеллектуально. Поэтому
образованные и необразованные супруги способны задаваться вопросом, служит ли их брак счастью или в гораздо большей
степени — благу. Подтверждение этого мы находим в сновидениях супругов
любого социального происхождения и уровня образованности.
Например, двадцатидвухлетняя итальянка, подсобная
работница, рассказала мне следующее: "Мой отец оставил нас, когда мне было
десять лет. Он регулярно присылал моей матери деньги и только один-два раза в
год виделся с нами, детьми. Я очень любила свою мать и в душе упрекала отца за
то, что он нас бросил. Нам приходилось нелегко, жили мы очень бедно, детям
пришлось оставить школу после двенадцати лет. Но, несмотря на все упреки в
адрес отца, я очень его любила. Почему собственно, я не знала, ведь, вообще
говоря, бросив мать, он бросил и меня. Когда
я его встречала, а это происходило достаточно редко, он не очень-то интересовался моими делами, а всегда рассказывал
о своей работе — это было единственное, что его интересовало. Он был
прядильщиком. Хотя моя бабушка говорит, что он прял немного. Бабушка тоже,
несмотря ни на что, любила его. И должна сказать, что я не хотела бы иметь
другого отца".
Мне кажется, что данный рассказ итальянской подсобной
работницы демонстрирует, по крайней мере, общее положение дел с психологической
точки зрения. Отец искал счастья, реализации и индивидуации вне брака. Судя по
всему, он обрел их в профессии Дочь поняла и приняла это, не отказалась от
отца, она даже по-своему восхищалась им. Ей казалось, что отец оставался верен
ей, но каким образом, она не понимала и объяснить не могла.