ПредыдущаяОглавление Следующая

Эдвард Эдингер

Христианский архетип. Юнгианское исследование жизни Христа

Предисловие

Эта книга представляет собой попытку интерпретации христианского мифа в соответствии со строгими правилами К. Г. Юнга. Юнг стремился к тому, чтобы сделать доступными для современного человека ценности, которые традиционная религия оказалась не и состоянии до него довести. Многие из нас уже не считают, что Бог покинул церковь, в которой когда-то пребывал, и больше туда не вернется. "Мы живем в то время, которое греки называли кайрос - момент истины, — время "происходящие с йогами метаморфоз", а также изменении фундаментальных принципов и  символов". Нуминозность ищет возможность нового воплощения. Мы можем предположить, что в понимании этого события нам поможет исследование этого величайшего мифа о воплощении, мифа о жизни Иисуса Христа,

Введение

Драма архетипической жизни Христа дает символические образы событий в сознательной жизни человека, а также и жизни, трансцендентной сознанию, — человека, который прошел трансформацию вследствие своего высшего предназначения*.

* К.Г.Юнг "Попытка психологического истолкования догмата о Троице"

Жизнь Христа в ее психологическом понимании представляет собой описание превратностей Самости по мере ее воплощения в индивидуальном эго — эго, принимающем участие в этой божественной драме. Иными словами, жизнь Христа символизирует процесс индивидуации - Такой процесс, происходящий с личностью, может быть либо спасением, либо бедой. Пока он проходит в рамках церкви или религиозной догмы, человек свободен от опасности прямого переживания. Но как только он выпадает из содержания религиозного мифа, он встает на путь индивидуации. Юнг пишет:

Поскольку архетипическое содержание христианской драмы и состоянии дать удовлетворительное образное представление для перегруженного и протестующего бессознательного. Множества людей, со всеобщего согласия (consensus omnium) эта драма поднялась до уровня объединяющей людей вселенской правды; разумеется, не из-за факта судилища, а вследствие иррациональной одержимости, которая оказывает на человечество гораздо более сильное воздействие. Так Христос стал тем образом или талисманом, сдерживающим архетипические энергии, которые угрожают овладеть каждым из нас. По свету разнеслись радостные вести: "Вес это действительно было, но с вами это не произойдет до тех пор, пока вы не поверите в Иисуса Христа, Сына Божьего" Кроме того, это могло и может произойти с каждым, кто потерял христианскую веру. И потому всегда были люди, которые, не находя удовлетворения в доминанте сознательной жизни, шли дальше — прикрываясь рациональными объяснениями и используя многочисленное разнообразие путей — к своему распаду или спасению. Они искали непосредственных глубинных переживаний, уходящих своими корнями в вечность, чтобы затем, впадая в соблазн не знающей покоя объективной психики, подобно Иисусу обрести себя в пустыне, чтобы там вступить в единоборство с сыном тьмы.*

* Психология и алхимия

На протяжении столетий из коллективной психики выкристаллизовалась серия образов, чтобы служить "талисманом, защищающим от воздействия архетипических сил". Эти исходные точки христианского искусства и переживаний христианского мифа находят свое выражение в Страстях Христовых самых существенных и знаменательных этапах жизни Иисуса Христа, который был избран самой объективной психикой или, говоря иначе, consensus omnium. Общее число Христовых Страстей не определено точно. Для психологического анализа я выбрал четырнадцать наиболее значимых событий в жизни Христа, и потому эта книга имеет четырнадцать глав. Такая последовательность образов позволяет развернуть христианский миф, который в сжатом виде можно представить следующим образом.

Единородный Сын Господа Бога отвергает свою божественность, воплотившись в образе человека вследствие непорочного зачатия Девы Марии от Святого Духа. Иисус родился в бедности, а Его рождению сопутствовал ряд нуминозных событий, и вместе с тем Ему удалось избежать нескольких угрожающих Его жизни серьезных опасностей. Став взрослым, Он крестился у Иоанна Крестителя, на Него сошел Святой Дух, что свидетельствовало о Его призвании. Иисус испытал дьявольские соблазны. Он исполнил свою миссию, которая заключалась в прославлении Милости Божией и провозглашении наступления Царствия Небесного. После терзающей неопределенности Он принял свою судьбу, то есть: арест, пытки, бичевание, насмешки, издевательства и распятие. На третий день после смерти Он воскрес. В течение сорока дней Он являлся своим ученикам и говорил с ними, а затем вознесся на небеса. Десятью днями позже, на Пятидесятницу, на апостолов в качестве Утешителя [Параклета] сошел Святой Дух.

Составляющая последовательность образов, христианский миф, начинается и заканчивается одним и тем же событием: сошествием Святого Духа. Тогда возникает предположение, что эту последовательность можно представить в виде циклического процесса, который может быть схематично изображен следующим образом:

 

 

Пятидесятница – это второе благовещение. Точно тек же, как первым Благовещением следует рождение Христа, второе Благовещение предвещает рождение Церкви3. И тогда Церкви как Христову телу было суждено проживать в коллективном бессознательном ту же последовательность образов, как это произошло с самим Христом. Согласно Хьюго Рейнеру,

"Земная жизнь Церкви как тела Христа повторяет земную жизнь самого Иисуса Христа. Иными словами, Церковь на протяжении всей своей истории движется к смерти"4.

Смерть Церкви в качестве коллективного носителя определенного процесса делает доступным нашему психологическому пониманию этот архетипический цикл и переносит его символизм на отдельную личность. Здесь речь идет о процессе, который имел в виду Юнг, называя его "продолжающимся воплощением".

В той степени, в которой этот цикл воспроизводит все происходящее с человеком, он одновременно иллюстрирует процесс осознавания эго. Но поскольку он представляет собой все, что происходит с воплощенным в человеке Богом, то иллюстрирует трансформацию Бога5. Этот двумерный процесс в настоящее время происходит в рамках сознательного переживания отдельной личности. Каждый раз, когда сходит Святой Дух, его схождение приводит к "Поголовному крещению"6. Что для отдельной личности означает не "инициацию во Христе", а полную ее противоположность, то есть ассимиляцию образа Христа своей Самостью... После инициации больше не возникает усилий и напряженного волевого ожидания, а вместо него происходит непроизвольное переживание, соответствующее этой сакральной истории

3 Пятидесятница считается днем рождения Церкви.

 

 

1 Благовещение

Анализ должен облегчать переживание, которое охватывает нас или же которое обрушивается на нас сверху, переживание, которое имеет свое конкретное содержание и тело: в таком виде представляли переживания наши предки. Если бы я решил выбрать ему символ, я бы выбрал Благовещение.*

* Юнг Seminar, 1925

В ШЕСТЫЙ ЖЕ МЕСЯЦ* ПОСЛАН БЫЛ АНГЕЛ ГАВРИИЛ ОТ БОГА В ГОРОД ГАЛИЛЕЙСКИЙ, НАЗЫВАЕМЫЙ НАЗАРЕТ, К ДЕВЕ, ОБРУЧЕННОЙ МУЖУ, ИМЕНЕМ ИОСИФУ, ИЗ ДОМА ДАВИДОВА; ИМЯ ЖЕ ДЕВЕ: МАРИЯ. АНГЕЛ, ВОШЕД К НЕЙ, СКАЗАЛ: РАДУЙСЯ, БЛАГОДАТНАЯ! ГОСПОДЬ С ТОБОЮ; БЛАГОСЛОВЕННА ТЫ МЕЖДУ ЖЕНАМИ. ОНАЖЕ, УВИДЕВШИ ЕГО, СМУТИЛАСЬ ОТ СЛОВ ЕГО И РАЗМЫШЛЯЛА, ЧТО БЫ ЭТО БЫЛО ЗА ПРИВЕТСТВИЕ. И СКАЗАЛ ЕЙ АНГЕЛ: НЕ БОЙСЯ, МАРИЯ, ИБО ТЫ ОБРЕЛА БЛАГОДАТЬ У БОГА; И ВОТ ЗАЧНЕШЬ ВО Ч РЕВЕ И РОДИШЬ СЫНА, И ИЗРЕЧЕШЬ ЕМУ ИМЯ: ИИСУС; ОН БУДЕТ ВЕЛИК И НАРЕЧЕТСЯ СЫНОМ ВСЕВЫШНЕГО; И ДАСТ ЕМУ ГОСПОДЬ БОГ ПРЕСТОЛ ДАВИДА, ОТЦА ЕГО; И БУДЕТ ЦАРСТВОВАТЬ НАД ДОМОМ ИАКОВА ВОВЕКИ, И ЦАРСТВУ ЕГО НЕ БУДЕТ КОНЦА. МАРИЯ ЖЕ СКАЗАЛА АНГЕЛУ, КАК БУДЕТ ЭТО, КОГДА Я МУЖА НЕ ЗНАЮ? АНГЕЛ СКАЗАЛ ЕЙ В ОТВЕТ: ДУХ СВЯТЫЙ НАЙДЕТ НА ТЕБЯ, И СИЛА ВСЕВЫШНЕГО ОСЕНИТ ТЕБЯ; ПОСЕМУ И РОЖДАЕМОЕ СВЯТОЕ НАРЕЧЕТСЯ СЫНОМ БОЖИИМ; ВОТ, И ЕЛИСАВЕТА, РОДСТВЕННИЦА ТВОЯ, НАЗЫВАЕМАЯ НЕПЛОДНОЮ, И ОНА ЗАЧАЛА СЫНА В СТАРОСТИ СВОЕЙ, И ЕЙ УЖЕ ШЕСТЫЙ МЕСЯЦ; ИБО У БОГА НЕ ОСТАНЕТСЯ БЕССИЛЬНЫМ НИКАКОЕ СЛОВО. ТОГДА МАРИЯ СКАЗАЛА: СЕ, РАБА ГОСПОДНЯ, ДА БУДЕТ МНЕ ПО СЛОВУ ТВОЕМУ. И ОТОШЕЛ ОТ НЕЕ АНГЕЛ.

(Лук. 1:26-38)** (Фронтиспис)

* Имеется в виду шестой месяц беременности Елизаветы

** Все цитаты берутся из Библии, перепечатанной с синодального издания, Aviansanomary? Helsinki, Finland

На картинах обычно изображается Святой Дух, который в образе голубя опускается на Марию, указывая, что непорочное зачатие произошло одновременно с Благовещением. "Дух Святый найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя". Слово "осенит" (episkiao) обозначает процесс поглощения облаком, в котором присутствует Бог.* Облако становится ярким, если на него смотреть со стороны, но, окутывая человека, оно погружает его во тьму. Так во время преображения Христа "Явилось облако и  осенило их; и устрашились, когда вошли в облако" (Лук. 9:34).

* В Ветхом Завете облако является характерным проявлением Яхве. во времена блуждания по пустыне днем народ Израиля шел вслед за "Господом, который шел перед ними в столпе облачном, показывая им путь". В облаке Яхве явился Моисею на горе Синай. Когда был сооружен ковчег его покрыло облако.. Когда дворей Соломона был построен, "облако наполнило дом Господень".

Позволив облаку Яхве на себя опуститься, Мария становится символически идентичной священному ковчегу, который народ Израиля нес и пустыне, или же дворцу Соломона, в котором некогда пребывал Яхве. Григорий Томатургист имел видение Бога, говорящего архангелу Гавриилу:

"Приготовь для меня святилище; приготовь место для воплощения; приготовь чистую комнату для рождения моего сына, свободную от плоти. Донеси это до рассудка моего [духовного или символического] ковчега"5.

Темный аспект "осененности" облаком Яхве в канонических текстах не находит своего развития. Тем не менее, Чарльз Гуинеберт пишет:

Древние иудеи и язычники соперничали между собой в пересказах, где подвергали сомнению честь Девы Марии, которая фигурировала в их рассказах как женщина, имевшая любовника, а иногда - и как профессиональная проститутка... Даже сами самаритяне присоединились к оскорбительному для Девы Марии хору. В одной своей книге... [Иисус описан так], что в интерпретации Клермон-Жаннена, да еще в переводе на выразительный арабский язык, он называется "сыном куртизанки".

Ориген пишет об истории матери Иисуса, известной ему от Цельса, в которой утверждается, что "когда об ее беременности стало известно мужу, плотнику, он выгнал ее из дому к тому, с кем она согрешила, дабы она почувствовала себя виноватой из-за совершенной ею измены, и... она родила ребенка одному из солдат по имени Пантера".

Содержание этих легенд помогает нам посмотреть на событие Благовещения через призму человеческого переживания. Темная сторона Благовещения заключается в незаконной беременности: в те времена измена супругу могла караться смертью. На очень немногих из многочисленных иллюстраций Благовещения видно, что темный аспект события "осенен Всевышним". Были некоторые художники, которые совершенно непреднамеренно помещали эту картину рядом с другой, на которой изображали изгнание Адама и Евы из Эдема. Эти картины появились, потому что полное подчинение Марии воле Господа резко отличалось от неподчинения Его воле Евы. На картине Благовещение Джиованни ди Паоло темнокрылое божество одновременно парит над двумя событиями: изгнанием из сада Эдема и Благовещением.

Апостол Павел устанавливает связь между Христом и Адамом, когда говорит: "Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут" (1 Кор. 15:22). Точно так же, вследствие резкого противопоставления, устанавливается связь между Марией и Евой. Вот что говорит Иустин:

Он (Христос), мужчина, который был порожден девственницей, чтобы то непослушание, которое появилось при встрече со змеем, могло прекратиться точно так же, как и началось. Ибо девственная и беззастенчивая Ева после встречи со змеем привнесла в мир непослушание и смерть. Но когда архангел Гавриил принес добрую весть, что на Деву Марию снизойдет Святой Дух и Всевышний осенит своим покровительством, она обрела веру и благодать.

В апокрифическом Протоевангелии от Джеймса, узнав о беременности Марии, ее муж Иосиф восклицает:

Кто же совершил в моем доме такое, соблазнив ее (девственницу)? Неужели с нами повторяется история Адама и Евы? Ибо Адам отсутствовал во время своей молитвы, когда к Еве явился змей и соблазнил (Быт. 3:1) и лишил ее невинности, и точно то же самое случилось со мной10.

Григорий Томатургист считает, что роль змея перешла к архангелу Гавриилу. "Архангел говорит с Девой, чтобы змей больше не смог повлиять на нее"".

Установление психологической связи между этими двумя образами происходит и вследствие контраста противоположностей, и из-за существующего между ними сходства. Мария внемлет ангелу точно так, как Ева внемлет змею. Благовещение - это два параллельно происходящих события или два символических выражения одного и того же события, которые воспринимаются как противоположные, ибо возникают на разных стадиях развития эго

Подчинение Марии зову Всевышнего можно услышать в ее ответе:

"Се, раба Господня, да будет мне по слову твоему". С точки зрения психологии это означает, что душа человека принимает оплодотворяющую ее встречу с нуминозным. В результате этой встречи эго вошло в подчиненное положение по отношению к Самости, которое ощущается как рабство.

Хью из Сан-Виктора интерпретирует послушание Марии Богу как выражение любви:

Мотив соответствующего природе зачатия связан с любовью мужчины к женщине и женщины к мужчине. А это значит, как только сердце Марии воспламенилось необычайной любовью к Святому Духу, любовь Святого Духа сотворила чудеса в отношении тела Девы.

Здесь любовь понималась как стремление к индивидуации, ограничивающей и эго, и Самость. Хью из Сан-Виктора продолжает:

О любовь, ты имеешь огромную власть; только ты можешь увлечь Бога с небес на землю. О как сильна твоя связь, которой может быть связан только Бог... Ты опутываешь его своими связями, ты ранишь его своими стрелами... ты ранишь его, неуязвимого, ты опутываешь его, недоступного, ты увлекаешь его, неподвижного, ты делаешь Вечное смертным... О любовь, как велика твоя победа!13

13 Эта цитата взата из книги Юнга "Символы трансформации"

Девственность Марии является важной частью этого символизма. Кажется, есть основания полагать, что между девственностью и способностью к хранению трансперсональной энергии (священного огня) существует архетипическая связь. В Древнем Риме девы-весталки в храмах были хранительницами священного огня. У инков в Перу священный огонь в храме Солнца зажигали девственницы. Дж. Фрезер пишет:

Перуанские инки праздновали фестиваль, который назывался райми... Он проводился в честь солнца в июньский день летнего солнцестояния. В течение трех дней перед фестивалем люди постились, мужчины не спали со своими женами, и в Куско, в Капитолии, не зажигали огня. Новый священный огонь получали прямо от солнца, фокусируя его лучи очень хорошо отполированными прозрачными выпуклыми пластинами (линзами. — В.М.) и направляя их на маленький пучок хлопковой пряжи... Новый огонь частями переносили в замок солнца и в совет святых девственниц, где они его поддерживали в течение года, и если священный огонь затухал, то племя навлекало на себя проклятие в виде мора.

Вот что говорит апостол Павел:

Незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтоб быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу (1 Кор. 7:34).

Психологическая девственность означает установку, которая является чистой в смысле того, что она не замутнена личными потребностями и желаниями. Поэтому святые проститутки, которые позволяли себе это занятие на Ближнем Востоке, вне храмов богинь любви, могли бы, следовательно, рассматриваться как психологические девственницы". Эго девственницы оказывается вполне достаточным для того, чтобы вступать в связь с трансперсональными энергиями, не идентифицируясь с ними. Любовь говорит: "Ибо сообщество мужчин делает девственниц женщинами, чтобы рождались дети. Но когда Бог устанавливает связь с душой, он просто считается с тем, что та, которая раньше была женщиной, вновь стала девственницей". В поэзии Джона Донна очень хорошо отражается парадоксальная природа символического целомудрия. Быть девственницей — значит быть проституткой Господа Бога:

Бей меня в сердце, триединый Бог...

................

Возьми меня к себе, заточи меня в тюрьму, поскольку я,
Кроме как у тебя, возвеличившего меня, никогда не буду свободной,
Никогда не буду целомудренной, кроме как в твоих объятиях.

 

А вот что пишет на этот счет Ангелус Силезиус:

Если ты попала в сети соблазна, исходящего от Господа Святого Духа,
Значит, в тебе будет зачато Вечное Дитя.
Если все происходит так, как случилось с девственной и чистой Марией,
Значит, будь уверена в том, что это Бог оплодотворил твою душу
Бог оплодотворил меня, и Его Святой Дух меня осенил,
И этот Бог может восстать в моей душе и разрушить меня.
Что хорошего в словах архангела "Аве Мария",
Пока он не сказал то же самое мне?

ПредыдущаяОглавление Следующая