Под "психической субстанцией" (Psyche) Юнг понимает не только то, что мы обычно зовем "душой" (Seele), но и совокупность всех психических процессов — как осознанных, так и бессознательных. Следовательно, психическая субстанция — это нечто заведомо более обширное и всеобъемлющее, нежели душа; последняя для Юнга есть всего лишь некий "ограниченный функциональный комплекс"
//В юнговской терминологии слово "душа" обозначает определенный, четко очерченный функциональный комплекс — своеобразную "внутреннюю личность" или "субъекта", с которым "Я"-сознание человека связано так же, как и с объектами внешнего мира. Согласно юнговскому определению, "субъект, понимаемый и воспринимаемый как "внутренний" объект, есть бессознательное... "Внутренняя личность" — это способ поведения человека по отношению к собственным внутренним психическим процессам; это внутренняя установка человека, его характер, проявляющийся в его отношении к сфере бессознательного... [Эту] внутреннюю установку я обозначаю термином анима или душа... Внутренняя установка часто требует такой же степени автономности, что и внешняя, осознанная установка личности... Внутренняя установка обычно включает все те человеческие качества, которых недостает осознанной установке" (Psychologische Typen. — Zurich, 1921, 8 Aufl. 1950, S. 634—635; Collected Works, vol. 6, pars. 801, 803 f.). Под "интеллектом" подразумевается способность к рассудочному мышлению и пониманию, то есть чисто рациональный аспект личности, тогда как под "духом" — способность, принадлежащая сознанию, но естественно сопряженная с бессознательным. Именно эта последняя способность порождает творческие. достижения и открытия в эстетической и этико-религиозной сфере; она же придает определенный колорит мыслям и суждениям, равно как и эмоциональным установкам. Понимаемый таким образом "дух" включает в себя как интеллект, так и душу; он осуществляет связь между ними и является "сублимацией" их обоих; это структурирующий принцип, противопоставленный бесструктурной, инстинктивной, биологической природе человека и, значит, постоянно поддерживающий то напряжение между полюсами, на котором основывается вся наша психическая жизнь. Эти три термина — душа, интеллект, дух — обозначают "подсистемы" психической целостности; говоря обо всех аспектах этой целостности, то есть о том единстве, которое включает в себя как сознание, так и бессознательное, я всегда прибегаю к термину "психическая субстанция".//
Психическая субстанция состоит из двух взаимодополняющих и в то же время противопоставленных друг другу областей: сознания и бессознательного. Наше "Я" принимает участие в обеих областях. На диаграмме 1 "я" расположено между двумя областями, которые не только дополняют, но и компенсируют друг друга.
((//Эта диаграмма, подобно всем последующим, призвана служить лишь вспомогательным средством. Читатель не должен воспринимать наши диаграммы иначе, как попытки придать упрощенно-наглядную форму некоторым в высшей степени сложным и абстрактным функциональным связям. Круг выражает относительно самодовлеющее единство психической субстанции отдельного человека: ведь именно круг и сфера с незапамятных времен служат символами целостности. "В неоплатонической философии душе приписывалось совершенно определенное родство со сферой... Ср. также сферическую форму платоновского первочеловека" (Psychologic und Alchemie. - Zurich, 1944, 2 Aufl. 1952, S. 125; Collected Works, vol. 12. par. 109 and note).//))
Иными словами, линия, разделяющая эти две области в рамках нашего "Я", может быть сдвинута в обоих направлениях — что показывают стрелки и пунктирные линии на нашем рисунке. Конечно, положение "Я" в самом центре круга следует воспринимать как условность. Смещение разделительной линии вверх означает ограничение сознания, а смещение вниз — расширение сознания.
Но если мы попытаемся оценить соотношение этих двух областей, мы увидим, что сознание составляет лишь очень малую часть нашей психической субстанции. Согласно антропологическим данным, сознание — плод относительно поздней дифференциации. Оно подобно островку в безграничном океане бессознательного. На диаграмме 2 черной точкой в центре отмечено наше "Я"; окруженное и поддерживаемое сознанием, оно представляет собой ту часть психической субстанции, которая ориентируется прежде всего на адаптацию к внешнему миру (в особенности это относится к человеку западной культуры). "Говоря "Я", я имею в виду комплекс представлений, составляющий центр моего поля сознания и в очень высокой мере наделенный свойствами непрерывности и самотождественности"[1]. Юнг называет "Я" также "субъектом сознания"[2] Он определяет сознание как "функцию или деятельность, которая поддерживает связь психического содержимого с "Я"" Любое переживание воспринимается и осознается только при условии, что оно проходит через "Я": "элементы психического содержимого, не ощущаемые нашим "Я" как таковые, не становятся достоянием нашего сознания"[3].
Диаграмма 1
Диаграмма 2
Следующий круг — область сознания, окруженная бессознательным. Содержание бессознательной сферы как бы отодвинуто в сторону (ибо сознание способно одновременно удерживать весьма незначительный объем), но может в любой момент возвратиться на уровень сознания. Сюда же относятся и те элементы содержимого нашей психики, которые мы так или иначе вытесняем, поскольку они по разным причинам нам неприятны — "все то, что забыто, подавлено, что воспринимается, мыслится и ощущается лишь "подпороговым" образом"[4]. Юнг называет эту область личностным бессознательным[5] и отличает ее от коллективного бессознательного, как показано[6] на диаграмме 3.
Диаграмма 3
А - часть коллективного бессознательного, которая никогда не может стать достоянием сознания Б - сфера коллективного бессознательного В - сфера личностного бессознательного
Коллективная составляющая бессознательного не включает те элементы, которые приобретаются индивидом в течение его жизни и специфичны для его "Я"; содержимое коллективного бессознательного всецело проистекает из "унаследованных нами функциональных возможностей психической субстанции, то есть из структуры человеческого мозга как такового"[7]. Это наследие является общим для всех людей (а возможно, даже и животных) и составляет основу психической субстанции любого человека.
"Бессознательное старше сознания. Это первичная данность, из которой сознание каждый раз возникает заново". Соответственно, сознание — "лишь вторичное явление, надстраивающееся над фундаментальной психической деятельностью, каковой является деятельность бессознательного". Считать, что жизненная установка человека определяется его сознанием, — ошибка: ведь "значительную часть нашей жизни мы проводим в сфере бессознательного; мы спим или грезим наяву... Во всех важных жизненных ситуациях наше сознание зависит от бессознательного"[8]. В начале жизни человек пребывает в бессознательном состоянии и лишь затем вырастает до сознания. Если так называемое личностное бессознательное составляют "забытые, вытесненные, подавленные, воспринимаемые лишь "подпороговым образом"" содержательные элементы, источник которых — в жизни данной личности, то коллективное бессознательное не зависит от исторической эпохи, от влияний, обусловленных общественной или этнической принадлежностью, и представляет собой хранилище типичных, исконно присущих всем людям реакций на универсальные ситуации — такие, как тревога, угроза, борьба с превосходящей силой, отношения полов, отношения между детьми и родителями, ненависть и любовь, рождение и смерть, власть светлого и темного начал и т. п.
Одно из самых существенных свойств бессознательного состоит в том, что оно способно компенсировать реакции сознания. При нормальных условиях реакция сознания специфична для данной личности и адаптирована к внешней действительности; бессознательное же обеспечивает типическую реакцию, проистекающую из совокупного опыта человечества и гармонирующую с потребностями и закономерностями внутренней жизни человека. Таким образом, бессознательное дает человеку возможность принять такую установку, которая соответствовала бы конфигурации его психики в целом.
[1] Psychologische Typen, S. 591; Collected Works, vol. 6, par. 706.
[2] В последние годы некоторыми учениками Юнга — в особенности Фордхэмом (Fordham) в Лондоне и Hойманном (Neumann) в Израиле — был выдвинут ряд гипотез, касающихся развития "Я". Ни одна из них, однако, на сегодняшний день не кажется вполне удовлетворительной. Экспериментальным данным лучше соответствует теория Ж. Пиаже (Piaget), хотя она и не учитывает специфических воззрений глубинной психологии. Так или иначе, фрейдовский взгляд — который в этом отношении разделяет и Юнг — все еще сохраняет свое фундаментальное значение.
[3] Psychologische Typen, S. 67; Collected Works, vol. 6, par. 700. В обыденной речи "сознание" часто смешивается с "мышлением". Это недопустимо, поскольку существует сознание чувства, воли, страха и всех прочих жизненных проявлений, не тождественных мышлению. Часто "сознание" отождествляют с "жизнью", чего также не следует делать: человек, который спит или пребывает в обморочном состоянии, жив, но лишен сознания. Сознание бывает выражено в разной степени: от изолированных актов простого восприятия до глубокого анализа и оценки явлений.
[4] Psychologische Typen, S. 656; Collected Works, vol. 6, par. 842.
[5] Те психические элементы, которые в любой момент могут быть подняты на уровень сознания, Фрейд называет "предсознанием". К "бессознательному" он относит только те элементы, которые не могут быть осознаны без применения специальных приемов. И те, и другие Юнг включает в "личностное бессознательное".
[6] В зависимости от предмета обсуждения центральное место на наших диаграммах может занимать "Я" или коллективное бессознательное. Когда мы говорим о "сферах", "областях" или "слоях" бессознательного или пытаемся проиллюстрировать их графически, мы осуществляем своего рода "перевод" генетического подхода в пространственные термины.
[7] Psychologische Typen, S. 656; Collected Works, vol. 6, par. 842. Термин "структура мозга", использованный Юнгом там, где можно было бы ожидать термина "психическая структура", должен быть понят правильно. Он указывает на связь психической субстанции с физическим бытием. Психическая субстанция переживается нами как неотделимая от физического бытия. Это, однако, никак не предполагает биологической зависимости. "Психическая субстанция заслуживает того, чтобы к ней относились как к самостоятельному феномену; нет никаких оснований считать ее простым эпифеноменом (хотя она и может зависеть от работы мозга). Это было бы так же неправильно, как считать жизнь эпифеноменом химии углеродных соединений" (Uber die Energetik der Seele. — Zurich, 1928, S. 16; Collected Works, vol. 8, p. 8). Далее Юнг заявляет: "Можно уверенно утверждать, что смерть человека — это конец его личностного сознания. Но мы не знаем, прерывается ли в момент смерти психический процесс в целом: ведь ныне мы значительно меньше уверены в „привязанности" психической субстанции к мозгу, чем полвека назад" (Wirklichkeit der Seele. — Zurich, 1934, 3 Aufl. 1947, S. 225; Collected Works, vol. 8, p. 412). Напротив, психическая субстанция, судя по всему, не знает пространственных и временных ограничений. Бессознательное всегда проявляет себя так. словно оно пребывает вне пространства и времени.
[8] Kindertraumseminar (Семинар по детским сновидениям), 1938—1939.