Уязвимых богинь три — Гера, богиня брака; Деметра, богиня плодородия; и Персефона, известная также как Кора, или Девушка, повелительница подземного мира. Эти три богини олицетворяют архетипы традиционных женских ролей — жены, матери и дочери. Они ориентированы на близкие отношения, и их идентификация и благополучие зависят от наличия значимой близкой связи. Они выражают потребность женщины в присоединении.
В мифах этих богинь насиловали, похищали, подавляли или унижали боги-мужчины. Каждая страдала из-за разрушения привязанностей; каждая испытывала бессилие. И каждая проявляла характерную реакцию: Гера — гневом и ревностью, Деметра и Персефона — депрессией. Каждая проявляла признаки, похожие на симптомы психических болезней. Женщины с архетипами этих богинь так же уязвимы. Знание архетипов Геры, Деметры и Персефоны может дать женщинам понимание сути природы их потребности в близких отношениях и паттерна их реакции на потерю.
Когда в женской душе преобладают архетипы Геры, Деметры или Персефоны, близкие отношения являются мотивационной силой в большей степени, чем собственные достижения, независимость или новые переживания. Внимание сосредоточивается на других, а не на внешней цели или внутреннем состоянии. Поэтому женщины, соответствующие этим богиням, внимательны и восприимчивы по отношению к другим. Их мотивирует вознаграждение за близкие отношения — любовь, одобрение, внимание.
Потребности их архетипов — сочетаться браком (Гера), выращивать детей (Деметра), быть зависимой (Персефона, или Кора). Для таких женщин лично значимым может быть исполнение традиционных женских ролей.
У каждой из трех категорий богинь свое, характерное для каждой качество сознания. Типичное же качество, связанное с архетипами уязвимых богинь, — это "рассеянное сознание". Ирен Клармон де Кастиллехо, юнгианский аналитик, описывала такое сознание в своей книге "Познающая женщина" как "отношение приятия, осознание единства всей жизни, готовность к близким отношениям". Такое качество сознания типично для людей обоих полов, ориентированных на близкие отношения.
Я представляю этот тип сознания как свет лампы в жилой комнате, освещающей все и распространяющей тепло в пределах радиуса своего действия. Это всеобщая внимательность, позволяющая человеку замечать оттенки настроений и чувств, восприимчивость к эмоциональному тону ситуации, одинаково хорошее осознание и того, что находится в центре внимания, и того, что на заднем плане. Рассеянное сканирующее сознание позволяет матери услышать тихое хныканье ребенка в шуме разговора, жене — знать, что ее муж расстроен, болен или попал в затруднительное положение, когда он еще только входит в дверь (иногда даже до того, как он сам это осознает). Этот восприимчивый, рассеянный тип сознания позволяет воспринимать ситуацию целостно, как "гештальт". (В противоположность этому "сосредоточенное сознание", характеризующее Артемиду, Афину и Гестию, трех богинь-девственниц, концентрируется на чем-либо одном, исключая все остальное.)
Когда двое моих детей были совсем маленькими, я осознала, как они видоизменяют поведение матери, стремясь удержать ее в состоянии рассеянного восприятия. Большую часть времени, когда я находилась с детьми и была настроена на них, я была в восприимчивом психическом состоянии, ранее мне незнакомом. Я обнаружила, что, когда изменяла образ действия и концентрировала внимание на чем-то не связанном с детьми, они неизменно выдергивали меня из этого состояния.
Если они спокойно играли вместе в соседней комнате, а я — чистила кухонную раковину, перебирала одежду или даже читала что-то легкое, всегда были шансы на то, что в течение некоторого времени мне удастся сохранить "бездумную" активность. Но если я решала воспользоваться свободной минуткой, чтобы почитать научный журнал или заняться тем, что требовало моего сосредоточенного внимания, то спустя одну-две минуты маленькие ножки неизменно топали рядом, чтобы помешать моему занятию. Казалось, словно у детей есть экстрасенсорное восприятие, отмечающее момент, когда мое направленное на них и отслеживающее детали состояние сознания замещалось сосредоточенным вниманием, "отключающим" их. Попытка сосредоточиться среди непрерывных помех была бесполезной. Нулевой результат обескураживал сосредоточенное сознание и менял таким образом мои ментальные установки.
Когда я осознала ситуацию, я провела эксперимент, доступный любому. Дождитесь одной из тех спокойных минут, когда ребенок-дошкольник доволен и занят чем-то без вашего участия. Заметьте, что вы можете заниматься чем-либо, не требующим концентрации. Затем отметьте время и перейдите от рассеянного сознания к сознанию, сосредоточенному на другом типе задач. Посмотрите, как долго вы сможете сосредоточиваться на этой задаче, прежде чем ребенок прервет вас.
Не только маленькие дети реагируют таким образом, когда значимая в их жизни женщина отвлекается от них, чтобы сконцентрироваться на своих личных интересах. Мои пациентки описывали многочисленные инциденты и со взрослыми людьми. Например, когда ориентированная на отношения женщина записывается на курсы или возвращается в университет, поступив в аспирантуру, единственный неизбежный источник конфликтов между ней и теми, кто живет с нею, — мужем, любовником, старшими детьми — это то, что они постоянно вторгаются и мешают ее занятиям во время учебы. Нередко она сама с большим трудом концентрируется на своей работе: восприимчивое, "рассеянное" состояние сознания, позволяющее женщине заниматься другими, позволяет им легко ее отвлекать.
Когда она сосредоточена, мужчина может бессознательно реагировать на ее работу как на соперника, отнимающего ее у него. Это его реакция на потерю ее внимания, которое до сих пор было частью его домашнего окружения. Он может реагировать на временное отсутствие Геры или Деметры в женщине, если та им не поглощена, как обычно.
Это подобно выключению невидимого теплого света и вызывает у него смутное ощущение беспокойства и ненадежности. Ситуация ухудшается, когда он вторгается "без всякой причины", потому что раздражение — обычный ответ на разрушение концентрации. И ее реакция чаще всего представляет раздражение или гнев, явно подтверждающие ощущение отверженности. Каждой паре, в которой, как мне известно, мужчина действительно поддерживал профессиональные (учебные, деловые) интересы женщины и был любим ею и значим для нее, было очень полезно и важно узнать об этом паттерне конфликта. Как только ее переход от рассеянного к сосредоточенному сознанию переставал приниматься мужчиной на свой счет, паттерн его неоправданных вторжений, ее последующего гнева и обиды отступал, напряжение спадало.
Уязвимые богини нередко оказывались в роли жертвы. Геру унижал и оскорблял ее муж Зевс, не принимавший в расчет ее яростной потребности в верности. Привязанность Деметры к дочери была проигнорирована, как и ее страдания, когда Персефону похитили и силой удерживали в подземном царстве. И Деметру, и Персефону насиловали. Подобно покинутым, беспомощным или страдающим смертным женщинам, все три богини проявляли психотическую симптоматику.
Женщины, внутренне похожие на этих богинь и имеющие рассеянное сознание, предрасположены попадать в положение жертвы. В противоположность им богини, обладающие требующими сосредоточенного сознания способностями определять границы и цели (Артемида), обдумывать проблемы и разрабатывать стратегию (Афина), — неуязвимы и незапятнанны. У женщин, подобных им, меньшая вероятность стать преследуемыми.
Для того чтобы избежать роли жертвы, женщине необходимо выглядеть сосредоточенной и уверенной. Она должна ходить быстро — так, как будто куда-то спешит, — бесцельный или бездумный внешний вид чреват неприятностями. Хотя восприимчивость и открытость помогают женщине создать уютный дом и теплые взаимоотношения, те же ее качества во внешнем мире могут привести к нежелательным домогательствам. Любая одиноко стоящая и ждущая или сидящая одна в ресторане или фойе женщина может ожидать обращения к ней мужчины, полагающего, что женщина, явно не связанная с кем-нибудь, представляет объект внимания или домогательств. Ее восприимчивость, открытость и дружелюбие заставляют предположить, что она — реально достижимый сексуальный объект. В результате она может получать нежелательные сексуальные предложения и стать жертвой сексуальных домогательств или гнева в случае отказа.
К ее преследованию предрасполагают два фактора: принятие мужчиной восприимчивости и дружелюбия за сексуальное заигрывание и общепринятое мнение, что любая одинокая женщина потенциально доступна и с ней можно сблизиться. Другой способствующий тому фактор — фундаментальное общественное представление, что женщина есть собственность. Такое представление запрещает мужчинам обращаться к женщине, заговаривать с ней и даже разглядывать женщину в сопровождении мужчины, но при его отсутствии подобное поведение вполне допустимо.
Женщины, подобные Деметре или Персефоне и чувствующие себя уязвимыми или беззащитными, часто видят тревожные сны. Им может сниться, что мужчины вламываются в их дома или спальни, что затаившиеся или нападающие мужчины угрожают или преследуют их. Иногда враждебными мужчинами в их снах выступают родственники: мужчины, чьей критики они боятся, мужчины, задевающие их оскорбительными характеристиками, физическими угрозами или вспышками гнева. Если в детстве женщина чувствовала себя незащищенной или действительно была оскорблена, на нее во снах нередко нападают фигуры из семейного окружения в детстве.
Не всегда и не все женщины, ориентированные на близкие отношения и относящиеся к типу уязвимых богинь, видят сны о преследовании. Как и у самих богинь, у похожих на них женщин может быть период жизни, в течение которого они чувствуют себя надежно и в безопасности. Их жизнь и их сны могут быть одинаково приятны. Однако некоторые женщины видят сны о преследовании и в хорошие времена — как напоминание об их уязвимости. В любом случае, сны уязвимых женщин наполнены людьми, обычно действие в них происходит внутри зданий. Их сны вызывают воспоминания о прошлых эмоциональных связях и хорошо описывают на символическом языке нынешние близкие отношения.
В жизни каждой из трех богинь присутствует счастливая фаза, в которой ее желания осуществляются; фаза, в течение которой она была преследуема, страдала, проявляла какие-либо патологические симптомы; и фаза восстановления или трансформации. Каждая фаза — это стадия жизни женщины, через которую она может пройти быстро или застрять на долгое время.
Женщина, обнаруживающая, что она подобна Гере, Деметре или Персефоне, благодаря пониманию соответствий между собой и этими архетипическими богинями может лучше изучить себя, свои силы, впечатлительность и негативный потенциал. Если это знание поможет ей предвидеть свои собственные проблемы, она сможет в определенной мере спасти себя от страданий. Например, женщина типа Геры может избежать долгих лет страданий, не позволив себе преждевременно и неблагоразумно поспешить выйти замуж. До замужества ей необходимо научиться разбираться в характере мужчины и его способности любить, ибо ее судьба будет обусловлена ее выбором. Подобным же образом женщина типа Деметры должна сознавать, при каких обстоятельствах она могла бы забеременеть, и предпринять соответствующие меры до того, потому что богине в ней, ощущаемой как принуждающий материнский инстинкт, нет никакого дела до последствий. А юной женщине-Персефоне лучше было бы покинуть дом и поступить в колледж или на работу, так как существует достаточно большая вероятность, что дома взросление податливой маминой дочки может затянуться.
Поскольку уязвимые богини не олицетворяют качества, приводящие к достижениям, женщине, в которой живут эти архетипы, следует сделать попытку вырваться за их пределы. Она может либо открыть свои качества Афины или Артемиды, либо обнаружить, что компетентность и состязательность приходят через развитие того, что она ощущает как "маскулинную" часть себя. И она может постигать духовный и чувственный аспекты, связанные с Гестией, богиней домашнего очага, и Афродитой, богиней любви.
Следующие три главы посвящены мифологии и характеристикам Геры, Деметры и Персефоны. Каждая глава описывает архетипические паттерны, которые соответствующая богиня олицетворяет, и показывает, как богиня влияет на жизнь женщин, в которых она обитает, и как она воздействует на их родителей, супругов, друзей, любовников и детей — всех тех, кто связан с такими женщинами.
Каждая женщина, уже ощутившая в себе страстную потребность выйти замуж или родить ребенка, или ожидающая, что случится что-то такое, что изменит ее жизнь (а подобные вещи должна включать жизнь каждой женщины), на каком-либо отрезке своей жизни непременно обнаружит, что похожа на одну из уязвимых богинь.