Предыдущая Оглавление Следующая
Джин Шинода Болен
Богини в каждой женщине

Глава 13

Кто из богинь получает золотое яблоко?

Состязание, конфликты и союзы среди богинь разыгрываются в душе женщины точно так же, как когда-то это происходило на Олимпе. На какую из богинь женщина обращает внимание? Кого она игнорирует? Скольких из них она выберет? Эти внутренние фигуры, представляющие могущественные архетипические паттерны, сражаются за первенство, как сами греческие богини со­стязались за золотое яблоко — приз, присужденный Парисом.

Суд Париса

Все олимпийские боги и богини, за исключением Эриды (Эрис), второстепен­ной богини раздора, были приглашены на свадьбу царя Фессалии Пелея и прекрасной морской нимфы Фетиды. Оскорбленная Эрида решила отомстить за пренебрежение к себе. Она внесла раздор в празднество, подбросив на пиршественный стол золотое яблоко с надписью "Прекраснейшей". Оно про­катилось по столу, и его немедленно потребовали для себя Гера, Афина и Афродита. Каждая считала, что по справедливости и заслуженно это яблоко должно принадлежать ей. Конечно, они не могли решить между собой, кто из них прекраснейшая, поэтому обратились к Зевсу, чтобы он решил их спор. Он уклонился от выбора, направив их к необычайно красивому юноше, пастуху Парису, и повелев ему быть судьей.

Три богини нашли Париса, живущего идиллической жизнью с горной нимфой на лесных склонах горы Иды. Каждая из трех богинь по очереди пыталась повлиять на его решение с помощью подкупа. Гера посулила ему власть над всей Азией, Афина — военную славу и победы, Афродита же обещала ему в жены прекраснейшую из смертных женщин. Без колебаний Парис провозгла­сил прекраснейшей Афродиту и отдал ей золотое яблоко — и так навлек на себя вечную ненависть Геры и Афины.

Суд Париса в дальнейшем привел к Троянской войне. Пастух Парис был сыном царя Трои Приама. Прекраснейшей женщиной в мире была Елена, жена

Менелая, царя Спарты. Парис вызвал его страшный гнев, когда похитил Елену и увез ее с собой в Трою. Этот поступок спровоцировал между греками и троянцами десятилетнюю войну, закончившуюся разрушением Трои.

Пять олимпийских богов находились на стороне греков: Гера и Афина (их приверженность греческим героям проистекала из враждебности по отноше­нию к Парису), Посейдон, Гермес и Гефест. Четверо олимпийцев приняли сторону троянцев: Афродита, Аполлон, Арес и Артемида.

Суд Париса вдохновил на создание величайших в западной цивилизации литературных произведений. События, последовавшие за его решением, были увековечены в трех великих классических эпосах — "Илиаде", "Одиссее" и "Энеиде", в трагедиях Эсхила, Софокла и Еврипида.

Современный вариант суда Париса

Каждая современная женщина осуществляет свой личный суд Париса. Вопросы — те же самые, на которые должны были ответить олимпийские гости: "Кто из богинь получит золотое яблоко?" и "Кому быть судьей?"

Какая богиня получает золотое яблоко?

Согласно мифу, из присутствующих богинь три требовали себе золотое яблоко. Это были Гера, Афина и Афродита. Однако в душе женщины состав соперниц может быть разным. Может быть, это соперничество за яблоко разыгрывается между двумя, тремя или четырьмя — любое сочетание из семи богинь может составить сообщество конфликтующих друг с другом сил. Пробужденные архетипы нередко соперничают за верховенство или влияние внутри каждой женщины.

Что означает, согласно исходному мифу, выбрать "прекраснейшую" среди Геры, Афины и Афродиты, сражающихся за превосходство над двумя сопер­ницами? Когда я рассматривала, что символизируют эти три богини, меня внезапно осенило понимание, что они представляют три главных направления жизни женщины, три аспекта, часто конфликтующие в ее душе. Гера на первое место ставит замужество — и так поступила бы женщина, отождествляющая себя с целями Геры. Афина ценит использование интеллекта для достижения мастерства и власти, и женщина, почитающая ее как прекраснейшую, важней­шей считала бы свою карьеру. Афродита покровительствует красоте, любви и страсти, творчеству как основным ценностям, и женщина, согласная с этим, ставит витальную энергию своей жизни выше продолжительной близкой свя­зи и достижений.

Эти выборы фундаментально различны, поскольку все три богини относят­ся к различным категориям. Гера — уязвимая богиня, Афина — богиня-девственница, Афродита — алхимическая богиня. В жизни женщин обычно преобладает один из трех представленных этими категориями стилей.

Кто должен судить? Кто решает, какая богиня получает золотое яблоко?

В мифе выбор осуществил смертный мужчина. И в патриархальных культурах это тоже делают смертные мужчины. И, конечно, если мужчины решают, какое место должна занимать женщина, то выбор ограничивается тем, что их устра­ивает. Например, границы жизни большинства немецких женщин когда-то определяли три К Kinder, Kuche, Kirche (дети, кухня, церковь).

На персональном уровне вопрос "Какая богиня получает золотое яблоко?" описывает состязание линий поведения, образа жизни, привычек. Начинается все с родителей и родственников. Затем учителя и одноклассники, подруги, те, с кем она встречается, мужья и даже дети — все продолжают и продолжают суд Париса. Этот суд продолжается каждым, кто вручает или удерживает "золотые яблоки", награждает ее одобрением за то, что приятно ему. Например, маленькая девочка, в личности которой присутствует аспект спокойствия и потребность в уединенности (благодаря Гестии), являющаяся неплохим игроком в теннис (под воздействием или Артемиды, или Афины), проявляющая материнские наклонности по отношению к своим маленьким родным и двоюрод­ным братьям и сестрам, обнаруживает, что за что-то одно она получает большее одобрение, чем за другое. Отец хвалит ее за хорошо сыгранную теннисную партию — или за проявление качеств будущей хорошей матери? Что ценит ее мать? Это интровертная семья, где принято, чтобы каждый ее член проводил время самостоятельно, или экстравертная, где желание побыть в уединении кажется некоторой странностью? Учат ли девочку сдерживаться, не показывать, что она обладает хорошим ударом слева, и всегда позволять мужчине побеждать себя? Старается ли она оправдывать ожидания других?

Если женщина позволяет другим решать, что является для нее важным, то она будет проживать ожидания родителей и соответствовать социальным представлениям своего класса о том, что именно ей следует делать. То, какая богиня станет главенствовать в ее жизни, определяют другие.

Если она сама решает для себя, кто из богинь внутри нее "получит золотое яблоко", основывая свое решение на силе этой богини в себе, тогда, что бы она ни решила, это будет для нее значимым. И поддерживает ее семья и культура или нет, она всегда останется самой собой.

Богини в конфликте: комитет как метафора

Внутри женщины богини могут соперничать друг с другом — или власть достается одной из них. Каждый раз, когда женщина должна осуществить важное решение, может возникнуть спор среди богинь из-за золотого яблока. Если это так, то сама ли женщина выбирает из соперничающих приоритетов, инстинк­тов и паттернов? Или направление, ею принимаемое, определяется для нее правящей богиней?

Юнгианский аналитик и мой руководитель Джозеф Уилрайт утверждает, что происходящее в наших головах может быть представлено в виде комитета, образованного сидящими вокруг стола различными аспектами нашей личнос­ти — мужскими и женскими, молодыми и старыми, шумными и тихими, главенствующими и подавленными. Если мы удачливы, во главе стола сидит здоровое эго, председательствуя и решая, когда и кому следует брать слово или чья очередь наступает. Председатель сохраняет порядок благодаря тому, что является исполнительным участником и эффективным руководителем — ка­чества хорошо функционирующего эго. Если эго функционирует хорошо, результатом является адекватное поведение.

Возглавлять комитет — нелегкая задача, особенно когда в женщине нали­чествуют богини требовательные и требующие власти, временами конфликту­ющие друг с другом. Когда эго женщины не может поддерживать порядок, может вмешаться архетип какой-либо одной из богинь и завладеть личностью. Говоря метафорически, эта богиня правит смертной. Может также возник­нуть внутренний эквивалент олимпийской войны с конфликтующими одина­ково сильными архетипическими элементами.

Когда человек находится в состоянии внутреннего конфликта, исход зави­сит от того, как работают вместе члены этого особого "комитета личности". Подобно всем комитетам, функционирование группы зависит от председателя и членов — кто они, насколько сильны их точки зрения, насколько согласован­но действует группа или насколько она сварлива, как хорошо поддерживает порядок председатель.

Организованный процесс: эго функционирует как председатель и все богини имеют возможность быть услышанными

Первая возможность — организованный процесс под председательством наблюдающего эго, которое способно осуществлять ясные решения, основанные на адекватной информации. Эго осознает всех участников и их различные потребности и побуждения. Все значимые аспекты личности услышаны, реаль­ность учитывается, напряжение терпимое. Поскольку каждая богиня говорит об отдельном инстинкте, ценности или аспекте женской души (полноты ее личности), то объем сказанного любой богиней зависит от силы этого отдельного архетипа и его включения в конкретную повестку дня и от того, как долго позволяет эго (председатель) высказываться этой богине.

Например, решение женщины может касаться того, как провести воскресенье. Гестия предпочитает уединение и предлагает провести спокойный тихий день дома. Гера чувствует обязанность навестить родственников мужа. Афина напоминает о какой-либо незаконченной работе. Артемида отстаивает участие в женском семинаре.

Решение женщины может касаться и того, что делать во второй половине ее жизни. Здесь каждый аспект ее личности, каждая богиня может быть по праву заинтересована в результате. Например, позволяет ли это время "теперь, когда дети выросли" прервать неудовлетворяющее замужество? Здесь чашу весов может склонить Деметра. Раньше она объединялась с Герой, чтобы оставаться в несчастливой ситуации, "потому что детям нужен отец". Может быть, сейчас она объединит силы с Артемидой и предпочтет независимость?

А может, это время вернуться к получению образования и профессиональному росту, вняв Афине и Артемиде?

Или, наконец, наступит очередь быть услышанной Деметре или Гере? Женщина сосредоточивала всю свою энергию и усилия на достижении профессионального мастерства или карьерном росте, а сейчас, в среднем возрасте, достиг­нув своей цели или занимая прочное положение, ощущает волну инстинкта материнства благодаря Деметре? А может быть, она, отказываясь вплоть до настоящего момента уделять внимание Гере, теперь понимает, что одинока, смотрит с завистью на пары и хочет наконец выйти замуж?

Или же забытой была тишайшая из всех богинь — и сейчас наступает время Гестии, так как средний возраст приносит с собой потребность в размышлении и поиске духовных ценностей?

Середина жизни может принести новую конфигурацию богинь или сменить ведущее положение одной из них. Этот сдвиг может случиться на каждой из главных стадий жизни — в юности, в период совершеннолетия, в пенсион­ном возрасте, при менопаузе, в среднем возрасте. Если в пору перемен эго ответственно за организованный, рефлексивный, сознательный процесс, то женщина трезво рассматривает приоритеты, обязательства, ценности и реальные факторы. Она не усиливает решимость конфликтующих сторон — реши­мость приходит, когда проблема становится ясной. Этот процесс может занять пять минут, когда она решает, что делать в воскресенье. Но может забрать и пять лет, когда она размышляет над главными переменами в своей жизни.

Я встречала женщин, годами бьющихся над решением "вопроса ребенка". Такая женщина хочет знать, что делать со своим материнским инстинктом, что делать со своей карьерой. Что ей делать, если они с мужем не могут прийти к общей точке зрения, — один хочет иметь ребенка, а другой нет? Что ей следует делать теперь, когда ей за тридцать и возможность материнства огра­ничена во времени?

Все эти вопросы мучили художницу Джорджию О'Кифф, у которой никогда не было детей. С детства О'Кифф чувствовала внутреннее стремление быть художницей. Когда ей было около двадцати пяти, она поведала своей подруге, что страстно хочет иметь ребенка и что без него ее жизнь будет неполной. Когда "вопрос ребенка" был главным, она была страстно влюблена в человека, с которым впервые жила вместе и за кого впоследствии вышла замуж. Он был одним из самых влиятельных людей в современном искусстве. Его галерея и мнение о картинах и художниках творили их репутацию. Он был убежден, что О'Кифф не следует становиться матерью, потому что это отвлечет ее от творчества. Будучи старше ее на тридцать лет и уже имея взрослых детей, он не хотел снова становиться отцом.

Конфликт между ними из-за ребенка, начавшийся в 1918 году, продолжался в течение пяти лет и разрешился, по-видимому, только после двух событий, склонивших чашу весов. В 1923 году было выставлено сто картин О'Кифф. Может быть, впервые в жизни она получила высшее подтверждение, что возможно осуществление мечты стать добившейся успеха художницей. В том же году дочь ее друга родила сына и затем погрузилась в тяжелую послеродовую депрессию, от которой никогда полностью не оправилась.

Интересы друга, их роман, ее карьера как художницы — все это объединило несколько архетипов О'Кифф против сильного инстинкта материнства. Гера, Афродита, Артемида и Афина — все вместе выступили против Деметры.

Хотя это объединение богинь плюс обстоятельства перевесили желание иметь ребенка, необходимо было позволить художнице отказаться от возможности быть матерью без чувства обиды и возмущения; иначе этот исход (или любой другой) не принес бы полного разрешения. Когда женщина чувствует, что не имеет выбора и вынуждена отказаться от чего-то важного из-за внешних обстоятельств или внутреннего принуждения, она испытывает гнев, бессилие и депрессию. Обида и негодование истощают ее жизненные силы и меша­ют полностью сосредоточиться на том, что она делает, какой бы значительной ни была задача. Эго О'Кифф (или любой другой женщины) должно быть чем-то большим, чем пассивный наблюдатель, ставящий исход голосования в зависимость от силы архетипов, чтобы пережить потерю чего-либо важного, а затем погрузиться в творческую работу. Женщина должна активно подтвердить исход. Чтобы сделать это, она должна быть в состоянии сказать: "Я понимаю, кто я есть и каковы обстоятельства. Я подтверждаю эти качества как свои и принимаю реальность такой, какова она есть". Только тогда энергия исхода может быть освобождена для другого использования.

Амбивалентность маятника: эго неэффективно, когда соперничающие богини борются за господство

Несмотря на то что организованный процесс представляет наилучшее решение, это, к несчастью, не единственный способ, с помощью которого улаживается внутренний конфликт. Если эго пассивно сопровождает какую-либо сторону, временно обладающую властью, то результатом явится паттерн "маятника", когда сначала "побеждает" и добивается своего одна сторона, а затем — другая.

Например, замужняя женщина может проявлять нерешительность относительно завершения любовного романа (понимая, что, если не прекратится связь, то прекратится ее замужество). Конфликт внутри нее может ощущаться столь же неразрешимым и бесконечным, как когда-то Троянская война. Жен­щина со слабым эго многократно прекращает связь только для того, чтобы снова и снова возобновлять ее.

Троянская война — подходящая метафора для этой ситуации. Елена, приз, за который сражались, была подобна пассивному эго в конфликте "брак — или — связь". Пассивное эго становится удерживаемым заложником, которым владе­ет сначала одна, затем другая стороны.

Силы греков были направлены на возвращение Елены ее мужу. Их поддерживали сторонники брака. Самой главной из них была Гера, богиня брака и семьи, настоявшая на продолжении борьбы вплоть до разрушения Трои и возврата Елены ее мужу Менелаю. На стороне греков был также Гефест, бог огня, сделавший доспехи для Ахилла. Симпатии Гефеста к грекам понятны, поскольку он был обманутым мужем Афродиты. Еще одним союзником греков был Посейдон, патриархальный бог, живший глубоко в море. И Афина, сторонница патриархата, естественно, стала на сторону законного супруга.

Эти олимпийцы представляют те силы внутри женщины, которые действовали бы на нее, стремясь сохранить брак. Они воспринимают брак как священное обязательство и как законный институт, полагая, что жена есть собственность мужа, и сочувствовали бы мужу.

Афродита, богиня любви и победительница состязания за золотое яблоко, конечно, была на стороне Трои. Интересно, что союзниками Трои были также Артемида и Аполлон, андрогинная пара, символизирующая нестереотипные роли мужчин и женщин, позволительные только при ослаблении патриархаль­ной власти. Четвертым олимпийцем на стороне Трои был Арес, бог войны, занимавшийся (подобно Парису) любовью с женой другого мужчины. Арес был любовником Афродиты.

Эти четыре олимпийца говорят об элементах или позициях в душе женщины, нередко одновременно проявляющихся во время любовного романа. Они говорят о сексуальной страсти и любви. Они говорят об автономии: утверждают, что ее сексуальность принадлежит ей и не является собственностью ее брака или мужа. В этой четверке, выступающей против традиционных ролей, есть побуждающее начало. Они объединяют силы в любовном романе, который можно рассматривать как объявление войны против мужа.

Если эго женщины пассивно сопровождает текущего победителя во внутреннем конфликте и во внешнем состязании за нее, она будет метаться туда-сюда между двумя мужчинами в этом треугольнике. Эта амбивалентность наносит ущерб не только близким отношениям, но и всему, чего касается.

Хаос в комитете: эго поглощается конфликтующими богинями

Когда в душе женщины возникают жестокие конфликты и эго не способно сохранить порядок, организованный процесс не может даже начаться. Разда­ется множество голосов, порождающих какофонию внутреннего шума, как будто каждая богиня пронзительно вопит о своих интересах, пытаясь перекричать других. Эго женщины не может разобрать, что именно говорят голоса в ней, внутри нее нарастает сильное давление. Женщина с подобным хаосом в душе чувствует себя слишком запутавшейся и подавленной, чтобы предприни­мать что-либо, пока ее мысли не придут в порядок.

Когда-то у меня была сорокапятилетняя пациентка, в которой развернулся этот "хаос в комитете", и она была близка к тому, чтобы оставить мужа. При этом у нее не было другого мужчины, а ее двадцатилетний брак окружающим казался идеальным. Пока она только подумывала об этом разрыве, она более или менее рационально выслушивала множество соперничающих точек зрения. Но когда она рассказала мужу о своих размышлениях и перестала обдумы­вать ситуацию, на нее обрушился внутренний хаос. Она говорила, что это ощущалось так, будто в ее голове все перекручивается. Аспекты ее личности отвечали страхом и тревогой на ее правильное, хотя и полное риска решение.

Пока она оставалась бездеятельной, ее эго было временно подавлено. Но вместо того, чтобы отказаться от своего решения и вернуться, она держалась за свою потребность во всем разобраться и оставалась с друзьями до тех пор, пока не достигла некоторой ясности. Постепенно ее эго снова вернулось в свое обычное положение, она услышала и рассмотрела голоса тревоги и страха. В конце концов она оставила мужа. И годом позже окончательно убедилась, что приняла правильное решение.

В подобной ситуации полезно обсудить конфликтующие страхи и побуждения с кем-нибудь еще или записать их для того, чтобы начать анализ состязающихся сторон и вероятных исходов. Когда множество проблем раскладыва­ется на отдельные кучки по различным интересам, эго выходит из состояния подавленности.

"Хаос в комитете" — нередко временный, короткий промежуток, следующий за хаотичной начальной реакцией на что-то новое и угрожающее. Вскоре эго восстанавливает порядок. Однако, если оно этого не сделает, ментальный хаос может привести к полному упадку сил. Ум остается полным состязающихся эмоций, мыслей и образов, становится невозможно думать логически — и человек перестает функционировать.

Предпочтения и цензура в комитете: пристрастный председатель благосклонен к некоторым богинями отказывается признавать других

Тенденциозное эго в качестве председателя признает и предпочитает только определенных членов комитета. Других, выражающих потребности, чувства или точки зрения, которые эго считает неприемлемыми, оно заставляет молчать, выводя их за пределы регламента заседания. Эго подвергает цензуре все, чего не хочет видеть или слышать, так что на поверхности кажется, будто конфликта не существует. Статус "предпочитаемой богини" иногда удерживается немногими или даже одной богиней, чья точка зрения господствует. Именно с этими богинями эго и идентифицируется.

Между тем перспектива и приоритеты подвергнутых цензуре богинь сдерживаются или подавляются. Они должны молчать, их могут даже не допустить на "заседания комитета". Зато их влияние ощущается "вне зала заседаний" — вне сознания. Выражениями этих подвергнутых цензуре богинь могут быть действия, психосоматические симптомы и настроения.

"Действие вне" бессознательно мотивирует поведение, уменьшая напряжение, порожденное конфликтующими чувствами. Например, замужняя женщина Барбара возмущается, что сестра ее мужа Сьюзен полагает, будто может пойти с Барбарой на прогулку, когда захочет. Барбара не может сказать "нет", не ощущая себя при этом эгоистичной и виноватой, она не может рассердиться, потому что гнев неприемлем. Таким образом, эго в качестве председателя находится на стороне Геры и Деметры — богинь, настаивающих на том, чтобы она была хорошей женой, внимательной к родственникам мужа, и заботливым человеком. Ее эго подавляет богинь-девственниц, которых возмущает необходимость заботиться о других в ущерб себе. Возникает внутреннее напряжение, которое она разряжает "действием вне". Барбара "забывает" об условленной встрече. Намеренно отказать Сьюзен было бы слишком враждебно — нечто подобное Артемида или Афина могли бы предложить сделать даже нарочно. Однако, "забывая", Барбара "действует вне" враждебности и расхолаживает привычку Сьюзен. Но Барбара все еще "не ведает" о своем гневе и отстаивании независимости.

Другой, более значительный пример "действия вне" дала одна моя пациентка. Ее пригласили на пробы на роль второго плана в значительном кинофильме. Директор, отвечающий за распределение ролей, увидел ее и подумал, что она могла бы прекрасно справиться с ролью, поэтому предложил ей сделать пробу. Это был ее шанс. Эта тридцатилетняя актриса входила в труппу небольшого театра и жила с директором этого театра. Их связь с переменным успехом длилась в течение трех лет.

Определенная ее часть знала, что он не перенесет, если она станет успешнее, чем он. Но она подавляла это знание вместе с пониманием ряда других вещей, и это защищало ее от риска увидеть его таким, каким он был в действительности. Когда появилась возможность сняться в кино, она готовилась к пробам, репетировала до последней минуты и настолько была этим поглощена, что "потеряла счет времени". И пропустила встречу.

Таким образом, она совершила "действие вне" своей амбивалентности — хотя хотела получить роль и сознательно прикладывала усилия для достижения этого. Артемида дала ей честолюбие, а Афродита помогла выразить свой талант. Но она бессознательно боялась получить роль и подвергнуть испытанию их связь: Гера поставила эти близкие отношения на первое место, а Деметра защищала мужчину от восприятия его как несоответствующего требованиям или несущего угрозу. Решение не ходить на пробу роли было принято бессознательно.

Богини, вытесненные из сознания, могут выразить себя психосоматическими симптомами. Например, независимая женщина с качествами Афины, никогда не просившая помощи и, по-видимому, ни в ком не нуждающаяся, может столкнуться с приступами астмы или язвы. Возможно, это единственный способ, чтобы ее эго могло позволить зависимой Персефоне получить немножко материнской заботы. Тип дающей матери-земли может страдать от неустойчивого кровяного давления, часто подскакивающего от нормального к высокому именно тогда, когда она производит впечатление особенно самоотверженной. Хотя ее Артемиды может не хватать для сохранения сосредоточенности на своих собственных приоритетах, она ощущает напряжение и возмущение, когда постоянно — и часто во вред себе — ставит потребности других на первое место.

Вытесненные из сознания богини могут также отражаться в настроениях. То отстраненное состояние, в которое погружается счастливо живущая за­мужняя женщина, когда слышит о подругах, нашедших другие пути, может отражать волнение девственных богинь. А смутное раздражение, ощущаемое во время очередной менструации женщиной, делающей карьеру, возможно, отражает неудовлетворенную Деметру.

Механизмы переключения: когда несколько богинь "сменяются поочередно"

Женщины, описывая себя, часто употребляют выражение "во мне больше, чем один человек", когда несколько богинь поочередно занимают господствующее положение. Например, Каролина — отличный страховой агент, плодотворно работающий с людьми. На работе она представляет эффективную смесь Афины и Артемиды. Дома деловая тигрица превращается в одинокую киску, которая довольно хлопочет в своем доме и саду, как интровертная Гестия, получающая удовольствие в уединении.

Лесли — идеальная работница в своем рекламном агентстве. Ее презентации проходят блестяще. Ее творчество и способность быть убедительной производят впечатление. Она — динамическая смесь Артемиды и Афины, легко превращающаяся в податливую Персефону со своим мужем.

Обе женщины осознают, что ведут себя как два различных человека, когда смещают свои стереотипы, перемещаясь от одной грани личности к другой; ведущее божество сменяется совершенно естественно для них. В каждой ситуации они чувствуют, что верны самим себе, а точнее, богиням, которые "сменяются", чтобы выразиться в них.

Зная о переключениях в своей личности, выбор "или-или" при определении психологического типа по тестам смущает или забавляет многих женщин, хорошо понимающих, что ответы зависят от их состояния. Описывают ли они реакции на своей работе или в своей частной жизни, мать или художницу в себе, как реагируют, когда одни или в паре, — все это будет влиять на ответ. Поэтому часто кажется, что ответы и, таким образом, личностный профиль зависят от того, какая богиня в женщине "проходит тест".

Одна женщина-психолог заметила: "Я очень экстравертна на приемах, и это не только маска или лицо для компании, которое я надеваю, — это я, с удовольствием проводящая время! Но стоит мне заняться моими исследованиями — и я совершенно другой человек". В одной ситуации она — цветущая Афродита, экстравертная, эмоционально отзывчивая и чувственная. В другой — внимательная Афина, тщательно выполняющая проект, который она продумала и теперь должна собрать подтверждающие данные.

Когда в личности женщины наличествует один доминирующий архетип главной богини, ее тесты по определению психологического типа обычно соответствуют теории Юнга. Она будет последовательно экстравертной (реаги­рующей непосредственно на внешние события и людей) или интровертной (отзывающейся на внутренние впечатления); она будет использовать или логику (взвешивающую рациональные соображения), или чувствование (взве­шивающее ценности) для оценки людей и ситуации; доверяет информации, приобретенной либо посредством пяти органов чувств, либо благодаря интуиции. Иногда хорошо развита только одна из четырех функций (логика, чувство, ощущение, интуиция).

Когда наличествуют два или больше архетипов доминирующих богинь, женщина не соответствует какому-либо одному определенному психологическому типу. Она может быть и интровертной, и экстравертной в зависимости от обстоятельств и преобладающей богини: экстравертные Артемида или Деметра могут "получить золотое яблоко" в одной ситуации, но передать его интровертным Гестии или Персефоне в другой.

Согласно теории Юнга, логика и чувствование — это оценивающие функции, а ощущение и интуиция — воспринимающие. Теория достоверна, когда в основании личности лежит паттерн одной богини: несмотря на то что женщина-Афина мыслит четко и ясно, способности понимать ценности чувствования у нее почти нет по определению. Но это правило нарушается, когда наличествует более чем одна активная богиня. Например, если Артемида присоединяется к Афине как активный архетип, то, вопреки теории, чувствование может быть так же или почти так же хорошо развито, как и логика.

Когда богини объединяются и поочередно сменяют друг друга, чтобы выразить себя в женщине, "кто из богинь получит яблоко" зависит от обстоятельств и решаемой задачи.

Сознание и выбор

Женщина, осознающая (благодаря своему наблюдающему эго) архетипы богинь и развивающая понимание "комитета" как метафоры внутреннего процесса, приобретает два очень полезных внутренних инструмента постижения сути чего-либо. Она может чутко слушать голоса внутри себя, узнавать, "кто говорит" в данный момент, и распознавать богинь, влияющих на нее. Когда они представляют ее аспекты, конфликт между которыми она должна разрешить, она может вникнуть в потребности и интересы каждой богини, а затем решить для себя, что именно является наиболее важным.

Если некоторые богини невнятны и с трудом узнаются — их присутствие только предполагается из-за эпизодов "действия вне", психосоматического симптома или настроения, — ей может потребоваться время и внимание, чтобы понять, кто они. Представление об архетипических паттернах и знание области действия каждой богини могут помочь ей идентифицировать тех, кого необходимо узнать.

Поскольку в каждой женщине заключены паттерны всех богинь, конкретная женщина может удовлетворить какую-либо определенную потребность, лучше познакомившись с соответствующей богиней. В этом случае действия, направленные на развитие или усиление влияния этой богини, могут быть успешными. Например, когда Дана работала над своей диссертацией, ей было очень трудно собраться с силами, чтобы выполнить лабораторные исследования. Но представив себя охотящейся Артемидой, она обрела стимул для выполнения исследований и сумела найти то, что было ей необходимо. Образ себя как Артемиды пробудил энергию, требовавшуюся ей для этой задачи.

Активно воображаемые богини могут помочь женщине хорошо узнать действующие архетипы в своей душе. Возможно, ей удастся отчетливо предс­тавить богиню, а затем, опираясь на яркий образ в уме, понять ее, особенно если женщина сможет беседовать с этой визуализированной фигурой. Используя "активное воображение" (как называется этот процесс, открытый Юнгом), она обнаружит, что может задавать вопросы и получать ответы. Настраиваясь на восприимчивость, чтобы слышать ответ, не придумывая его сознательно, женщина часто ощущает себя действительно участвующей в разговоре и рас­ширяющей свое знание об архетипической фигуре — части ее самой.

Поскольку женщина способна настроиться на различные свои составляю­щие и слушать, наблюдать или чувствовать различные приоритеты и соперни­чающие предпочтения, она сумеет затем рассортировать их и оценить их важ­ность для себя. Потом она может совершить сознательный выбор: когда возникают конфликты, она решает, какие приоритеты должны преобладать над другими и какое направление действия она выбирает. В результате ее выбор разрешает внутренние конфликты, а не провоцирует вечные войны. Таким образом, шаг за шагом она становится сознательной вершительницей выборов, решающей для себя, какая богиня получит золотое яблоко.

 

Предыдущая Оглавление Следующая