Роберт Джонсон. Сновидения и фантазии
Фаза вторая: Диалог
Итак, вы пригласили ваше бессознательное, его образы поднялись в ваше воображение. Сейчас вы готовы начать диалог.
В большинстве случаев, вести диалог - значит отдаться на волю волн воображения и просто плыть по его течению. У каждого может быть свой метод, но успех данного эксперимента, более чем какого-либо другого, требует дать внутренним фигурам возможность жить своей собственной жизнью.
На практике это выглядит так: вы говорите или делаете все, что приходит вам в голову, если вы считаете это уместным и этичным. Если в вашем воображении появляется фигура, которая поначалу хранит молчание, то, чтобы завязать беседу, можно задать ей вопрос "Кто ты?" Спросите что этой личности нужно, о чем она хочет поговорить, что она хочет делать. Лучше задавать вопросы, чем поучать или делать громогласные заявления, поскольку вы, прежде всего, хотите продемонстрировать свое желание слушать.
Если внутренняя фигура что-то делает, запишите ее действия; затем прореагируйте на ее действия своими действиями или словами. Зачастую внутренняя личность старается вовлечь вас в какую-либо деятельность, отвести вас куда-нибудь, отправить вас в какое-либо путешествие. Если вы ничего не имеете против - подчинитесь ей и запишите все, что произошло по пути. Если же предложение этой личности вызывает у вас сомнения или вам не нравится предложенный ею вид деятельности, вы имеете право сказать "нет". Вы имеете право отказаться и изложить свои причины. Это, в свою очередь, зачастую приводит к жаркому спору между этой внутренней личностью и вашим желанием или нежеланием, неодобрением, опасением. Все это является великолепным материалом для Активного Воображения: диалог начался, и различные части вашего "я" обмениваются информацией.
Если вы обнаружите, что внутренний персонаж не желает разговаривать, то вы имеете полное право "включить насос". Вы можете стать инициатором беседы, как вы это делаете в том случае, когда к вам в гости приходит стеснительный и необщительный человек. Задавайте вопросы, выражайте ваши чувства. Если вы боитесь явившейся к вам личности, скажите это. Если эта личность напоминает вам о каком-то произошедшем с вами случае или о каком-то сне, или похожа на какого-то вашего знакомого из внешнего мира, скажите ей об этом.
Вряд ли что-либо так быстро способствует началу серьезного диалога, как выражение своих чувств. Если вы даете выход своим чувствам и приглашаете вашу внутреннюю личность сделать то же самое, то, как правило, это быстро приводит к обмену информацией. Происходит это потому, что чувства, по большей части, связаны с ценностями: кого или что мы любим и ценим, чего мы боимся, что мы считаем бесчестным или незаконным, чего мы хотим для себя и других. А ценности - это главные действующие силы человеческой жизни.
Чрезвычайно важно записывать все, что происходит, и все, что говорится.
Перенесение информации на бумагу защищает вас от сползания в пассивную фантазию, таящуюся в темных закоулках вашего разума. Это поможет вам сосредоточиться и обострит ваши ощущения. Физическое действие письма особо прочно закрепляет информацию в вашем сознании.
Беседа с одним образом
Для того чтобы добиться истинного воображения, обязательно следует придерживаться того образа, который появился первым, и той ситуации, с которой все началось, пока она не придет к своему логическому завершению. Встретив какой-то конкретный образ и начав с ним беседу, очень важно не останавливаться и не отвлекаться на другие образы и фантазии, которые могут ворваться в ваш мозг и начать соревноваться с Активным Воображением.
Если вы допустите, чтобы ваш разум перескакивал с образа на образ, и от ситуации к ситуации, то вы ощутите только бессмысленную и никуда не ведущую серию рывков. Если ваше эго искренне обращается к внутренним фигурам и взаимодействует с ними, то у них установятся постоянные и осмысленные отношения. Не сидите сложа руки, если ваш разум перескакивает с одного образа на другой, от одного "сюжета" к другому.
Активное Воображение - это законченное произведение, с завязкой, кульминацией и развязкой. Как и сон, оно, как правило, состоит из определения проблемы, периода подхода к проблеме с различных точек зрения и, наконец, решения проблемы. Все это может произойти в ходе одного сеанса, но может статься и так, что для этого потребуется целая серия сеансов, растянутая на многие дни или даже годы.
Понять это вы можете, припомнив уже приводившиеся в этой книге примеры. Первым из них был диалог женщины и ее внутреннего японского художника. В самом начале этого диалога четко прослеживается момент определения проблемы. Затем следует долгая беседа, в ходе которой предлагаются различные варианты решения проблемы. И, наконец, диалог заканчивается формулировкой решения проблемы. Это не была последняя беседа с японским художником. Но решение основной проблемы было найдено уже в ходе первого сеанса.
Прямой противоположностью этому примеру является случай с мужчиной, отправившимся в мифическое путешествие, на помощь попавшей в беду королеве. В ходе первого сеанса Активного Воображения была сформулирована проблема: в королевстве появились злые силы, причиняющие людям страдания. Вина за это возлагается на невинную королеву. Когда мужчина со своим проводником отправляется в путешествие, он делает все, что в его силах, начав спасение королевства со спасения маленькой девочки. Но его приключения только начинаются, и его ждет еще много работы. Действие данного Активного Воображения продолжается и по сей день, в течение вот уже многих лет.
Задействуйте ваши чувства
Полное участие в Активном Воображении является его сутью. Все, что мы говорили о различиях между пассивной фантазией и Активным Воображением, на этой стадии становится особенно важным. Полноправное партнерство в обмене информацией имеет жизненно важное значение. Следует вносить предложения, проявлять инициативу, задавать вопросы, спорить, возражать - в общем, вести разговор, который обычно имеет место между равными собеседниками.
В этом смысле наиболее важным аспектом является задействование ваших чувств. Вы должны чувствовать, что все происходящее реально на самом деле случается - хотя оно происходит не извне, а внутри вас. Если же вы занимаете отвлеченную позицию или относитесь к происходящему как к фантазии, зрелищу, за которым вы наблюдаете с безопасного расстояния, то эксперимент можно считать недействительным. И если вы не задействуете ваши чувства, то это нельзя признать истинным Активным Воображением.
Хороший пример включения чувств - случай с женщиной, которой приснились две игнорировавшие ее мужские фигуры, напоминавшие ей мужа и брата. Какие чувства испытывала она, когда обратилась к ним в своем Активном Воображении.
Она была возмущена, она была в ярости - и все это были самые настоящие чувства. Она задействовала свои чувства в разговоре с этими двумя внутренними личностями, и когда они, наконец, заговорили с ней. Это было их реакцией именно на ее чувства.
Как правило, признаком подлинности Активного Воображения являются чувства, которые оно вызывает у своего "хозяина". Если у нормального человека разыгрывающаяся в его воображении ситуация должна вызывать гнев, страх или безудержную радость, но он этих чувств не испытывает, то я понимаю, что он не воспринимает все происходящее всерьез, занимает по отношению к нему отстраненную позицию - позицию наблюдателя, а не участника.
Мы должны принимать самое активное участие в происходящем. Однако существует рубеж, который нельзя пересекать. Мы не должны покидать зону "участия" и попадать в зону "контроля". В нашем Активном Воображении мы не можем руководить "внутренними" личностями или происходящими событиями. Мы должны дать нашему воображению возможность идти в избранном им самим направлении, развиваться так, как оно само того хочет, и не должны пытаться заранее определить, что будет в нем происходить, говориться или делаться.
Иногда бывает очень трудно уловить разницу между активным участием и попытками управления. Хорошим примером тому являются ваши беседы с реальными людьми. Беседуя с кем-либо, воспитанный человек относится к собеседнику, как к равному. Он не пытается доминировать, он не трещит без умолку, чтобы не дать собеседнику возможности выразить свою точку зрения. Так вот, когда вы беседуете с обитателями вашего внутреннего мира, проявляйте тоже вежливость и сдержанность.
Бывает, что речи вашей "внутренней" личности кажутся вам глупыми, примитивными и бессмысленными или настолько задевают вас за живое, что вы приходите в ярость. И все же, вы должны дать ей возможность выговориться. Раз и навсегда откажитесь от попыток контролировать ситуацию, не старайтесь подогнать ваши внутренние фигуры под стандарты вашего эго, дайте им возможность быть теми, кем они являются на самом деле.
Отказаться от управления воображением означает расстаться с заранее сформированными представлениями о том, что должно в нем происходить и говориться, какое послание должно в нем прозвучать. На самом деле, на данной стадии, вы вообще не должны думать о том, что все это значит, поскольку, в противном случае, у вас появится искушение "отрежиссировать" все происходящее, чтобы добиться "желаемого" результата. Мы должны остерегаться попыток подогнать происходящее под ожидания нашего эго Мы должны отказаться от "приказного" образа мышления и открыть дорогу чувствам, конфликтам и личностям, живущим своей жизнью в глубинах нашего бессознательного.
Учитесь слушать
Заниматься Активным Воображением - это, прежде всего, означает "слушать" Не каждая беседа и не каждое общение с вашими "внутренними" личностями будет происходить посредством слов. Иногда, в ходе Активного Воображения, не раздается ни единого слова, а имеют место лишь действия, поступки и наблюдения. Это тоже беседа, хоть и немая. Впрочем, гораздо чаще в воображении, все-таки, звучат речи. В любом случае, мы должны научиться слушать.
Зачастую мы имеем дело только с теми частями нашего "я", которые возникают в нашем воображении в образе "врага" - носителя упрямства, невроза, вредной привычки, незрелости. Так их воспринимает наше эго. Но сейчас, если вместо привычной, длящейся всю нашу жизнь войны мы собираемся начать диалог, мы должны научиться слушать.
После стольких лет игнорирования этих частей нашего "я", после стольких лет отношения к ним как к "низменным" чертам нашей личности, мы начинаем к ним прислушиваться и обнаруживаем, что они могут сказать нам кое-что очень неприятное. Что ж тут удивляться, что какая-то внутренняя личность говорит мне, что в течение многих лет я был ужасным тираном и "заколачивал" в свое бессознательное точку зрения своего эго.
Нужно испытывать желание сказать. "Кто ты? У тебя есть, что сказать мне? Я тебя выслушаю. Говори хоть целый час. Говори на том языке, на каком хочешь, Я пришел сюда, чтобы тебя выслушать".
В большинстве случаев это требует от нас коренного пересмотра наших установок. Даже если вы оцениваете определенную часть вашего "я" как слабость, дефект, ужасное препятствие на пути к плодотворной жизни, вы все равно должны перестать относится к ней как к "отрицательному герою". Если вы начнете заниматься Активным Воображением, то должны будете прислушиваться к этому "низшему" существу так, словно его голос является голосом мудрости. Если ваша депрессия или слабость является к вам в персонифицированной форме, вы должны воздать ей почести как части вашего общего "я".
Да, это очень пугающая перспектива: вывести на трибуну свой комплекс неполноценности, свое чувство вины или свои угрызения совести и сказать: "У тебя есть все права. Ты знаешь то, чего не знаю или не понимаю я. Ты можешь говорить все, что хочешь, пока тебе это не надоест. Тебя будут слушать с уважением. И то, что ты скажешь, будет записано" Именно в этом и заключается подлинная сила Активного Воображения: мы учимся слушать тех, кого раньше заставляли молчать. Мы учимся благородству у тех, кому раньше отказывали в уважении.
Учитесь отвечать
После того, как мы научились слушать, мы должны также научиться и отвечать - передавать имеющуюся у нас информацию, высказывать свою точку зрения, защищать свои ценности.
Зачастую бывает так: человек научится слушать голос бессознательного, научится воспринимать его всерьез и впадает в другую крайность - приходит к выводу, что "эго ничего не знает". То есть имеет место тенденция воспринимать все слова внутренних фигур как истину в последней инстанции. Это - такой же глупый и однобокий подход, как предшествовавший ему эгоцентризм. Если эго нуждается в том, чтобы уравновесить свою точку зрения мнением бессознательного, то и бессознательное должно быть уравновешено установками осознающего разума.
Помните о следующем замечании Юнга: эго - это маленькая пробка, плавающая по поверхности огромного океана бессознательного. У нас часто возникает такое ощущение: мы чувствуем себя бутылочной пробкой, носящейся по океану жизни, отданной на волю подбрасывающих ее волн. Нам кажется, что от нас практически ничего не зависит.
Эту аналогию Юнг продолжил потрясающим заявлением, несмотря ни на что, пробка морально равна океану, потому что она обладает силой сознания! Хотя эго и мало, но оно обладает той особой силой, которую мы называем сознанием, и эта особая, сконцентрированная сила придает ему такую же необходимость, такую же силу, мощь, такую же ценность, какой обладает бесконечно богатое бессознательное. Маленькая пробка может разговаривать с океаном, у нее есть своя точка зрения, без которой невозможна эволюция сознания. Эго может на равных беседовать с бессознательным.
Способность эго к сознанию дает ему силу, право и, даже, обязанность - на равных соревноваться с великим бессознательным и вырабатывать общие ценности.
Не манипулируйте
Одно из наиболее важных правил фазы Активного Воображения состоит в том, чтобы никогда не работать по заранее написанному сценарию. Вы не должны знать, что произойдет до тех пор, пока это не случится.
Вы можете знать, как реагировать на ту или иную ситуацию, вы можете знать, что говорить той или иной личности, погружаясь в воображение, вы можете знать, что вы ищете. Но вы не можете знать, что собирается вам сказать "внутренняя" личность пока она вам это не скажет. Вы не можете знать, что собираются сделать "внутренние фигуры" пока они этого не сделают. Вы имеет право обращаться к вашей anima, к вашему animus или вашей "тени", но вы не можете писать за них их речи, и вы не имеет права руководить ими, если они появились в вашем воображении.
В своем лучшем проявлении, Активное Воображение - это жизнь, полная сюрпризов и неожиданностей. Мы не пишем плана или сценария. Мы просто начинаем и ждем, что будет дальше. Все, что спонтанно, бесконтрольно, непринужденно поднимается из глубин бессознательного, является материалом Активного Воображения.
Мы должны это усвоить абсолютно четко, поскольку сейчас существует великое множество систем, которые легко спутать с Активным Воображением, в то время как они не имеют с ним ничего общего. Основное же различие заключается в том, что они предусматривают написание сценария, то есть все определяется заранее.
Эти системы иногда называют "направленным воображением", "творческим воображением" или как-нибудь еще в том же духе. Всех их объединяет одна предопределенность происходящего. Вы заранее определяете, что должно произойти в вашем воображении. Эго определяет, что оно пытается выбраться из бессознательного, и подготавливает сценарий. Идея состоит в том, чтобы "запрограммировать" бессознательное на выполнение пожеланий эго.
Одна из этих систем утверждает, что главная цель воображения заключается в том, чтобы добиться того, чего ты хочешь. Вы закрываете глаза и представляете себе то, чего вам хочется: новую машину, новую должность, новый дом в сельской местности. И вы используете силу мысленного представления для того, чтобы получить эти вещи. Другая система направлена на то, чтобы человек посредством своего воображения смог превознести себя в собственных глазах. Вы представляете себя таким, каким вам хотелось бы быть - стройным, привлекательным, деловитым, полезным и т.д. Используя свое воображение, человек пытается стать той идеализированной личностью, какой его хочет видеть его эго.
Проблема этих систем заключается в том, что все установки исходят от эго. Бессознательное рассматривается как некое тупое животное, у которого не может быть никакой своей точки зрения. Весь смысл взаимообмена заключается в том, чтобы научить бессознательное выполнять пожелания эго. Принятые эго решения считаются верными; проблема заключается в том, что в ходе их принятия эго не консультируется с бессознательным.
Активное Воображение строится на совершенно противоположном представлении о бессознательном. Мы утверждаем, что бессознательное обладает своей собственной мудростью, своей точкой зрения, которая, зачастую, не менее взвешена и реалистична, чем точка зрения эго-разума. Цель Активного Воображения состоит не в том, чтобы "запрограммировать" бессознательное, а в том, чтобы его слушать, А если вы будете слушать бессознательное то оно, в свою очередь, будет слушать вас.
Если вы решили принять участие в каком-то большом проекте, а бессознательное этому противится, то вы не должны пытаться "заставить" бессознательное согласиться с вашими идеями. Вы, как раз, должны отправиться в бессознательное, чтобы найти того, кто оказывает сопротивление, и узнать, почему он это делает. Если вы последуете этому совету, то часто будете с удивлением обнаруживать, что у бессознательного есть веские причины для несогласия с вашим проектом или поставленной целью.
Возможно, вы одержимы навязчивой идеей или гонитесь за миражем, стараясь достичь невозможного. В таком случае, бессознательное, скорее всего, будет сопротивляться и постарается "привести вас в чувство", чтобы вы поставили перед собой ту задачу, решение которой вам по силам. А, может быть, ваши планы могут расстроить вашу семейную жизнь, ваш брак, отношения с вашими родственниками и друзьями, бессознательное может посылать вам физические симптомы, типа депрессии или упадка сил, чтобы не дать вам пойти по пути, который может привести вашу жизнь к краху.
Первое правило Активного Воображения гласит: вы должны уважать ваше бессознательно и понимать, что оно может принести вам существенную пользу; а потому ваш диалог должен быть диалогом двух уважающих друг друга разумных существ. Не может быть и речи о попытках "запрограммировать" собеседника.
Вот почему, в случае с Активным Воображением, не может быть никакого сценария. Вы не следуете по заранее намеченному курсу. Вы не вкладываете написанные вами слова в уста встреченных вами личностей. Вы не определяете заранее цель вашего путешествия. Вы не ставите перед собой конкретную задачу и не пытаетесь заставить бессознательное помочь вам в ее решении.
В истории есть примеры обоснованного и удачного применения "направленного воображения". Один из них - это "Великие Ритуалы Святого Игнатия Лойолы" - целая серия медитаций, являющихся ежедневным, направленным мысленным представлением жизни Христа. Много лет тому назад, когда Юнг читал свои лекции в Швейцарии, он использовал "Великие Ритуалы" как самый лучший пример отличия "направленного воображения" от воображения "активного".
Например, в этом "направленном воображении" вы идете по дороге, ведущей на Голгофу. Это день Распятия, и в вашем воображении вы находитесь на месте событий. Вы чувствуете запах пыли, пота и крови. Вы слышите улюлюканье толпы. Вы видите венец, крест, струящуюся кровь. Под палящим солнцем вы, вместе с толпой, двигаетесь к Голгофе и чувствуете, как острые камни царапают ваши ступни.
Благодаря медитациям Лойолы, применявшие их настолько живо (они чувствовали запахи, прикосновения, боль, испытывали волнение) представляли себе события из жизни Христа, что становились их непосредственными участниками. Этот вид "направленного воображения" полезен, если служит религиозным целям. Он был разработан с учетом образа мышления людей средневековья, но этот образ мышления, в определенной степени, жив и в современных людях, и мы должны уважать его.
Однако Юнг говорил, что для нас будет лучше отправиться в Активное Воображение, пойти по своей Via Doloroza* и найти то, что находится внутри нашего индивидуального "я". Наш путь не будет предопределен никем и ничем, за исключением живущей внутри нас реальности. Он не будет проложен в соответствии с чьими-то указаниями или какими-то традициями. Вы, как это было с Лойолой, можете обнаружить, что идете по камням древней дороги, но, с такой же степенью вероятности, вы можете оказаться на палубе яхты, если именно в это место ведет ваша внутренняя тропа. Вы можете быть абсолютно уверены только в одном: к сожалению, любой путь - это обязательно Via Doloroza*, ибо он ведет нас к тем проблемам и конфликтам, через которые должен пройти каждый человек. Для того чтобы быть допущенным в царство сознания, ему, возможно, придется страдать, совершать подвиги или жертвоприношения.
*Путь страданий, крестный путь (лат.). Прим. ред
Если вы обладаете современным мышлением, то должны найти свой индивидуальный путь. Идите своим путем, и это будет одновременно и пугать, и вдохновлять вас. Никто не сможет указать вам дорогу, потому что заранее проложенной дороги больше не существует - есть только путь, ваш путь, который ничем не хуже всех остальных, если только вы честно пройдете по нему от начала до конца.
Искусственное одиночество вашей жизни улетучится, если вы поймете, что ваш путь - это самый обычный путь, один из многих, который, однако, отличается от всех остальных, ибо проложен вашей природой. Этот путь дан вам от рождения и ждет, чтобы вы его открыли.
По своему пути каждый из нас может пройти только в одиночку. Никто не может нам сказать, куда ведет наш путь, и никто не пройдет его за нас.
Если вы пойдете по этому пути, то Активное Воображение будет вам хорошим помощником.
Фаза третья: Ценности
Итак, мы узнали, как приглашать личности из бессознательного и как начинать с ними беседу. Но этого недостаточно. Мы также должны занять и этическую позицию. Как наделенные сознанием человеческие существа, мы просто обязаны привнести в происходящие события этический элемент.
Если вы включили воображение, если вы пригласили первичные, инстинктивные силы подняться на поверхность и заговорить с вами, то вы должны очертить определенные границы. Именно руководствующееся этими представлениями осознающее эго должно очертить эти границы, чтобы предотвратить сползание воображения в крайность, бесчеловечность или деструктивность.
Юнг занял смелую точку зрения, заключающуюся в том, что в созидании человечество играет специфическую роль: оно привносит в него акт сознания и нравственную точку зрения, в высшем понимании этого слова. Окружающая нас вселенная огромна и прекрасна, но ее силы ведут себя по-своему безнравственно. В отличие от нас, их не волнуют типично человеческие ценности: справедливость, честность, защита беспомощных, служение своим собратьям, сохранение в целости ткани практической жизни. Это мы привносим эти ценности в окружающий нас мир. И поскольку возникающие в нашем Активном Воображении создания, зачастую с вполне определенной целью, персонифицируют безликие силы природы, то мы должны вносить в Активное Воображение этический, человечный и практический элементы.
Юнг также заметил, что без этического конфликта не может быть развития сознания в том смысле, в каком оно понимается людьми. Сознание всегда включает в себя этические противоречия: мы осознаем существование противоположных ценностей, установок, стилей поведения и понимаем, что должны сделать свой нравственный выбор.
Все эти принципы отражаются в Активном Воображении. По мере того, как возникают внутренние личности, на поверхность поднимаются различные установки и возможности, и мы неизбежно должны занять определенную этическую позицию, чтобы установить равновесие между противоположными ценностями.
"Не менее ошибочным будет считаться то, что достаточно добиться определенного понимания образов, чтобы на этом процесс познания можно было считать законченным. Их понимание должно быть преобразовано в нравственные обязательства. В противном случае, вы становитесь жертвой принципа силы, а это ведет к разрушительным последствиям, опасным не только для окружающих, но и для самого "мудреца". Образы бессознательного требуют от человека большой ответственности. Если человек их не понимает или если он уклоняется от этической ответственности, то он утрачивает свою целостность, что приводит к болезненной фрагментации его жизни".*
Jung. Memories, Dreams and Redactions, p.p. 192.
Юнг рассказал о молодом человеке, которому приснилось, что его подружка провалилась в полынью и начала тонуть. Юнг сказал молодому человеку, что он не должен сидеть сложа руки и ждать, пока ледяные силы судьбы убьют его внутреннее женское "я". Он посоветовал ему погрузиться в Активное Воображение, найти что-нибудь, с помощью чего можно было бы вытащить девушку из озера, разжечь костер, раздобыть сухую одежду и, тем самым, спасти ей жизнь. Это был тот этический, нравственный и человеческий поступок, который следовало совершить. Эго обязано как заботиться о привитии чувства ответственности за создания внутреннего мира, так и о благополучии его собратьев во внешнем мире. Речь здесь идет о здоровье нашего собственного, внутреннего "я".
Я вспоминаю случай, произошедший с одной женщиной, внутренняя архетипическая фигура которой добивалась полного контроля над ее жизнью за счет ее женской природы. Эта женщина занималась анализом вместе со мной, и в ее Активном Воображении, как правило, появлялся образ очень могущественного и мудрого мужчины. Мужчина сообщал ей чрезвычайно полезную информацию, но, в то же время, он пытался убедить ее отказаться от ее основных женских инстинктов. Он старался все больше и больше подчинить себе ее жизнь за счет самой сути ее природы.
Однажды она занималась Активным Воображением, и он неожиданно сказал ей: " Отдай мне свои ключи и кошелек. С этого момента всем руковожу я". И в своем воображении она подчинилась ему, отдав ключи и кошелек.
Когда она прочитала мне этот эпизод, я подскочил: "Ты ни в коем случае не должна отдавать ему свои ключи и кошелек! Кошелек и ключи символизируют все твои возможности и полное управление твоей жизнью. Если ты их уступишь, ты отречешься от своей законной роли и отдашь все свое сознание во владение только одной части своего "я". Ты не можешь этого сделать, каким бы мудрым или "правильным" не казался тебе этот мужской образ. Своей жизнью можешь руководить только ты сама; ты не можешь передать эти функции кому-либо еще.
Послушай, ты должна еще раз пройти через это: вернись и скажи, что ты забираешь назад свои ключи и кошелек. Скажи ему, что ты будешь слушать его, уважать его и принимать во внимание то, что он говорит - но ты не можешь допустить, чтобы он руководил всей твоей жизнью. Скажи ему, что о своем "я" должна думать именно ты, и только ты должна принимать решения".
Вспышка моего гнева произвела впечатление на женщину, и она последовала моему совету. Она вернулась в свое воображение и объяснилась с этой могущественной мужской фигурой. Мужчина все понял и немедленно вернул ключи и кошелек.
К сожалению, эта женщина прекратила заниматься анализом и по прошествии года полностью подчинилась своему стремлению к власти. Она позволила властному аспекту мужской части ее "я" полностью завладеть своим внутренним миром. У нее создалось слишком высокое мнение о себе самой. Она возомнила себя всезнающей, она вслух поучала и пыталась доминировать в любой ситуации.
Вот пример того, что получается, когда вы допускаете, чтобы у вас сложилось о себе слишком высокое мнение, когда вы подчиняетесь архетипу и теряете независимость своего эго. В чем тут этическая проблема? Каждый раз, когда вы позволяете одной части вашего "я" подчинить себе все свои инстинкты и ценности, вы неизбежно причиняете себе значительный вред. Ваше поведение и отношения с другими людьми обязательно станут неуравновешенными.
Современное слово "этика" и концепция этического поведения происходят от древнегреческого слова, означающего "правильное поведение". Примечательно, что это слово, в свою очередь, произошло от греческого же слова ethos, означавшего "суть характера" или "дух" личности или народа. Стало быть, - "этика" - это личные стандарты поведения, соответствующие истинному внутреннему характеру индивидуума.
Этика - это принцип единства и постоянства. Ведущие себя этично люди - это те, которые стараются, чтобы их поведение соответствовало их же ценностям.
Если поведение человека сильно противоречит сути его характера, то это всегда приводит к фрагментации личности. Как сказал Юнг: "...если он уклоняется от этической ответственности, он утрачивает свою целостность, что приводит к болезненной фрагментации его жизни".
На основании всего вышесказанного вы можете выделить три основных элемента, обеспечивающих сохранность этического аспекта в Активном Воображении.
Во-первых, вы привносите этический элемент посредством неукоснительного соблюдения установок и манеры поведения, соответствующих вашему характеру и вашим основным ценностям.
Во-вторых, этическое равновесие требует того, чтобы мы не допустили преобладания одного архетипа за счет других. Мы не можем принести наши основные ценности в жертву стремлению решить какую-то частную задачу.
В-третьих, мы должны лелеять и сохранять те специфические человеческие ценности, благодаря которым продолжается обычная повседневная человеческая жизнь и сохраняются человеческие отношения.
Коллективное бессознательное обладает настолько мощной силой, что поток примитивной энергии может внезапно подхватить наш осознающий разум и понести его к инстинктивной цели, невзирая на последствия, которые это может иметь для обычной человеческой жизни или окружающих нас людей.
В вашем Активном Воображении обязательно появится могущественный образ, персонифицирующий эту грубую жажду власти, Он может отчаянно убеждать вас отбросить все нравственные принципы, которые мешают вам получить то, чего вам хочется, и освободиться от "сковывающих" вас обязательств и обязанностей. Эти идеи, как правило, вызывают жгучее желание самоутвердиться, контролировать ситуацию у себя на работе, подчинять себе семью и друзей, заставляя всех плясать под свою дудку.
По мере того, как развиваются фантазии такого рода, вы все больше и больше убеждаете себя в том, что очень просто сможете разрешить все противоречия и проблемы: вы навяжете окружающим вас людям свои правила игры, будете делать все, что считаете нужным, и не будете слушать тех, кто с вами не согласен. Эти крайности очень привлекательны, поскольку в них есть определенная, хоть и неполная, правда. У любого из нас есть недостаток, слабое место в отношениях с самим собой и окружающими. Если мы слабовольны и легко поддаемся настроению, если мы не способны решить обычные житейские проблемы, то нет ничего удивительного в том, что из бессознательного до нас доносится трубный глас, призывающий удариться в другую крайность. Мы увлеченно фантазируем о том, как бы это разрешить все проблемы одним только актом воли. Но если мы воспримем это послание буквально и попытаемся реализовать его в грубой, неразвитой форме, то придем к тому, что будем вести себя, как вождь гуннов - Атилла. У нас за спиной останутся только пепелища.
Вот именно в этот момент вы и должны бросить на противоположную чашу весов этические ценности. В противном случае, вы ударитесь в разрушительную крайность, причем "разрушаться" будете именно вы. Ваша жизнь превратится в пустыню, в которой не будет места ни человеческим ценностям, ни человеческим отношениям.
На этом этапе, важнейшей задачей эго является отпор, защита таких человеческих ценностей, как честность и преданность. Эго должно спросить: "Какое воздействие на мою повседневную жизнь окажет эта крайняя, потусторонняя доктрина?" Эго должно суметь отблагодарить, очеловечить безликие силы бессознательного, с их буйной, иногда бесчеловечной натурой.
Если отчаянно рвущаяся из вашего бессознательного установка разрушит вашу практическую жизнь, повредит вашим отношениям с семьей, причинит вам неприятности на работе или приведет вас к постоянной борьбе за господство, то вы имеете право и просто обязаны защищаться, предлагать этическую альтернативу.
Вы можете сказать: "Слушай, существуют имеющие для меня очень большое значение определенные человеческие ценности. Я не собираюсь от них отказываться. Я не предам свою семью, любимых и друзей. Я не хочу принести всех и вся в жертву каким-то идеалам".
Вы уже знаете, что ваш диалог должен быть диалогом равных. Это значит, что уважать говорящие с нами в Активном Воображении архетипы - это еще не все; мы должны считать себя равными, в нравственном смысле, и, стало быть, способными занять этическую позицию - высказывать свое мнение. Только тогда у нас получится настоящий диалог. Мы не должны стремиться подавить собеседника и, в то же время, не должны допустить того, чтобы он подавил нас.
Отчаянная потребность в этическом чувстве, на уровне эго, проистекает из самой природы бессознательного. В определенном смысле, бессознательное безнравственно: то есть оно озабочено выражением и реализацией мощных, безликих лейтмотивов психической вселенной. Как и все остальные силы природы, любой архетип и любая сила бессознательного нравственно нейтральны. Сам по себе, архетип не может очертить нравственные или этические границы того, о чем следует помнить, то есть о других ценностях. Этот внутренний голос должен быть поставлен в определенные рамки, с целью достижения равновесия и улучшения, а не ухудшения жизни.
Архетипы врываются в сознание со всей накопившейся в них энергией, словно дикие животные первобытных джунглей, и поэтому их вряд ли волнуют человеческие представления о честности, справедливости или нравственности. Они служат царству инстинкта: для них имеет значение только служение природе, поддержание эволюции, воплощение всех архетипических тем в человеческой жизни. Но как именно это должно происходить, сколько вреда это может причинить и какие другие ценности могут быть растоптаны при этом продвижении вперед - грубые, примитивные принципы не знают, что об этом следует думать
Первичные архетипы можно сравнить со львами, живущими в естественных условиях: когда мы видим их в их диком великолепии, они кажутся нам воплощением благородства. Но они также являются безликими силами природы, каждый из них живет по своим правилам, подчиняется холодным и безнравственным законам природы, которые не включают в себя такие человеческие понятия, как жалость, доброта, любовь, честность, способность поставить себя на место жертвы.
Многие архетипы, из которых состоит общий полный человечески характер, проявляются как чистые, грубые инстинкты преследования, выживания, агрессии, защиты своей территории. Если посредством любви и нравственной ответственности привести их в соответствие с человеческими ценностями, они могут принести огромную пользу. Но если они будут доминировать в нас за счет человеческих чувств, то превратят нас в обыкновенных варваров.
В любой личности, приходящей к нам в нашем Активном Воображении, есть определенная истина и определенная мудрость. Как правило, каждый образ несет ту мудрость, в которой мы нуждаемся для того, чтобы компенсировать однобокость нашего эго и привычного нам взгляда на жизнь. Но чем больше внутренняя личность отождествляется с чистым архетипом, тем существует большая вероятность того, что она займет полярную точку зрения, представляющую ту крайность, которая находится за пределами человечности и здравого смысла
Стало быть, "открывая дверь" в бессознательное, мы, прежде всего, обязаны независимо и ясно мыслить. Мы должны слушать очень внимательно, чтобы расслышать слова истины в напыщенных, соблазнительных, театральных речах внутренних голосов. Мы должны отблагодарить эту истину, сделав ее более цивилизованной, более чувствительной, более человечной, более терпимой, чтобы, интегрируя эту истину в обычную человеческую жизнь, мы не испепелили саму жизнь. И вы должны занять по отношению к этой истине свою индивидуальную этическую позицию.
Фаза четвертая: Ритуалы
Воплотить свое Активное Воображение означает придать ему физическое качество, перевести его из абстрактного, бесплотного уровня в физическую, земную жизнь.
Четвертая фаза Активного Воображения очень похожа на четвертую фазу работы со снами. Это не случайно. Необходимо помнить следующий общий принцип: каждый раз, когда вы занимаетесь любой формой внутренней работы и доводите ее до логического завершения, вы должны материализовать полученный результат. Вы либо отправляете физический ритуал, либо, если это возможно, делаете что-то, в результате чего интегрируется в ткань вашей повседневной жизни.
Поскольку мы уже рассмотрели эту фазу в главе, посвященной работе со снами, то здесь мы не будем на ней особо задерживаться.
Вступая в четвертую фазу, следует помнить об одной очень важной вещи: вы не должны устраивать представление. На жаргоне психологов, "представление", если говорить простыми словами, означает попытку перенести в реальную жизнь внутренние, скрытые конфликты и порывы *
* Есть и другое определение: "устраивать представление" – каким-либо действием выдать бессознательные или подавленные побуждения, желания. Прим. перев.
В крайних клинических случаях, "представление" может принять форму насилия, которое "актер" направляет либо на самого себя, либо на других людей. Но большинство из нас каждый день устраивает небольшое "представление", даже не осознавая этого. Например, человек пребывает в состоянии ужасного внутреннего конфликта по поводу решения, которое он не может себя заставить принять, и он срывает свою злость на жене, пытаясь разрешить этот конфликт посредством семейной ссоры.
Активное Воображение предоставляет для этого большие возможности, поскольку в нем задействовано так много фантазии. Если вышеупомянутый мужчина неосторожен, если во время своего Активного Воображения он спорит со своей anima, то, закончив Активное Воображение, он тут же начнет спорить со своей женой. Он воспринял воображение буквально и постарается перенести его в реальную жизнь.
Если в ходе четвертой фазы вы решите воплотить ваше воображение, то это не значит, что вы должны претворить вашу фантазию в жизнь в буквальном смысле этого слова. На самом деле, вы должны выделить из фантазии ее суть - смысл, послание или основной принцип - и воплотить эту суть посредством отправления физического ритуала или интеграции ее в вашу повседневную жизнь. Если вы не поймете разницы между "представлением" и "воплощением", то можете накликать на себя беду. Вы не должны воспринимать четвертую фазу Активного Воображения как разрешение на реализацию своих фантазий в их грубой, буквально понятой форме.
Чтобы понять истинность этого принципа, я продемонстрирую его крайнее проявление. Например, я занимаюсь Активным Воображением и вижу себя древним воином, поражающим своих врагов мечом. Во внутреннем мире фехтование мечом имеет смысл, но совершенно очевидно, что я не могу воплотить это воображение буквально: раздобыть себе меч и опробовать его на раздражающих меня людях. Но если предмет Активного Воображения боле близок к реалиям повседневной жизни, то провести черту между фантазией и жизнью становится труднее, и искушение устроить "представление" усиливается.
По этой причине я настаиваю на том, что мы не должны использовать в Активном Воображении образы реальных, конкретных людей. Вы не должны вызывать в воображении образ невесты, друга или сотрудника и заводить с ними беседу. Если вы это сделаете, то бессознательное будет оказывать на вас ужасное давление для того, чтобы, увидев этого человека, вы перевели ваше Активное Воображение в физическую плоскость. Вы невольно соедините уровень воображения с уровнем действительных отношений. Вы начнете говорить или делать вещи, которые для других людей не будут иметь никакого смысла: они-то вашего сценария не читали.
Если в вашем воображении появляется образ знакомого, то вы должны остановиться и изменить внешность образа. Вы можете сказать: "Слушай, я не знаю почему, но ты выглядишь точно так же, как тот парень с моей работы, который меня доводит до белого каления. Поскольку я знаю, что ты - это моя внутренняя энергетическая система, пожалуйста, измени свою внешность. Я не хочу смешивать то, что происходит внутри меня, с реальным человеком". В этом случае, внутренняя фигура почти всегда следует вашему пожеланию и меняет свою внешность. Тогда вы можете продолжать ваш диалог с чистой совестью, зная, что вы беседуете с частью своего "я", а не с посторонним человеческим существом.
Есть еще одна причина, по которой не рекомендуется использовать в Активном Воображении образ какого-либо вашего знакомого из внешнего мира.
Это занятие люди когда-то называли "магией". Опыт человечества доказал, что все, совершаемое нами на уровне бессознательного, передается бессознательному окружающих нас людей и невольно воздействует на них. Даже если мы, в физическом смысле, находимся далеко от данного человека, все происходящее в наших фантазиях и воображении посылает вибрации в коллективное бессознательное, и бессознательное данного конкретного человека эти вибрации улавливает.
Стало быть, если вы приводите в действие такое могучее орудие как Активное Воображение и в своем бессознательном сосредоточиваете всю энергию на образе конкретного человека, то эта энергия начинает воздействовать на данного индивидуума. Даже если у вас благие намерения, вы, все равно, пытаетесь манипулировать этим человеком, и, вместе с тем, вы не в состоянии контролировать развитие начатого вами процесса: вы не можете предсказать последствия ваших действий. Этот человек начнет чувствовать смутное волнение на уровне бессознательного и, сам не зная почему, изменит свое отношение к вам.
По той же самой причине не рекомендуется активно фантазировать на тему данного человека. Мало того, что, как любая пассивная фантазия, это занятие совершенно бесполезное, но оно еще и окажет плохое воздействие на этого человека, на вас и ваши взаимоотношения. Если нас, против нашей воли, постоянно преследует чрезвычайно яркая фантазия по поводу какого-то конкретного человека, то мы можем рассердиться и в своей фантазии сказать этому человеку, чтобы он от нас отстал. Нам может доставить огромное удовольствие насмешничать над этим человеком, чтобы поставить его в неловкое положение. Или мы можем влюбиться в этого человека и целый день фантазировать о том, как мы будем за ним ухаживать, как будут развиваться события и как вся наша последующая жизнь превратится в волнующий страстный сон.
Во-первых, как и в случае с Активным Воображением, постоянное присутствие в вашем мозгу фантазии на тему какого-то конкретного человека неизбежно воздействует на бессознательное этого человека. Во-вторых, чрезмерная увлеченность этой фантазией окажет плохое воздействие и на вас, поскольку вы зациклитесь на определенном отношении к этому человеку. Постоянное повторение одной и той же фантазии приведет к тому, что вы привыкнете воспринимать этого человека и реагировать на него только каким-то определенным образом. А такой произвольный подход может быть совершенно неуместным в объективной, реальной действительности.
Следовательно, если у вас возникло сильное внутреннее чувство по отношению к какому-то внешнему человеку, то, вне зависимости от того, положительное это чувство или отрицательное, вам лучше всего будет начать выполнять внутреннюю работу, чтобы выяснить, что именно творится внутри вас. И если вам есть что сказать этому реальному индивидууму, то лучше всего будет сказать это ему непосредственно, руководствуясь, разумеется, здравым смыслом и вежливостью. Не используйте в вашем Активном Воображении или потоке фантазии образ этого человека. И ни в коем случае не воспринимайте ваше воображение как руководство к действию.
Четвертая фаза Активного Воображения - это палка о двух концах. Эта фаза необходима, но ей следует пользоваться правильно, ибо, в противном случае, она может принести больше вреда, чем пользы. На этой стадии от нас потребуется весь наш разум и весь наш здравый смысл Мы должны сделать что-то реальное, но мы не должны "устраивать представление", проецировать наше воображение на внешних людей, что-либо от них требовать или проявлять к ним грубость.
И, наконец, четвертая фаза неотделима от третьей, заключающейся в привнесении этического элемента, ибо во всех действиях вашим поводырем и сдерживающим фактором должно быть ваше нравственное чувство.
Дева будет держать для вас место на скамье. Когда бы вернетесь в свою келью, никто, кроме нее, не будет знать, что вы уходили. Бог прекрасно понимает эти вещи. Если вы - священник и хотите внутренне и тайно уйти из вашей жизни и пожить в итальянской деревне с женой и детьми, испытать все радости, печали и проблемы такой жизни, то Активное Воображение предоставит вам такую возможность.
С другой стороны, если вы принадлежите к абсолютно мирским людям, вы женаты, воспитываете детей или активно занимаетесь бизнесом, то вы можете обнаружить тайно живущего внутри вас священнослужителя, важную энергию, пребывающую в скрытом и подавленном состоянии. В Активном Воображении вы можете отправиться во "внутренний" монастырь и найти способ реализовать эту часть вашей души. Если же внутри вас живет героиня или герой, которому нужно отправиться в королевство эпохи Возрождения и помочь бороться его Королеве, то вы также найдете эту часть своего "я" и эту мифическую страну в своем Активном Воображении.
Кем бы мы ни были, наше эго живет неполной жизнью, и внутри него находятся огромные залежи "непрожитых" жизней. Что бы вы не совершили, кем бы вы не стали или что бы вы не испытали, у вас, все равно, остаются неиспользованные возможности.
Восприятие духовного аспекта
Третий уровень Активного Воображения очень похож на то, что люди назвали "видениями". Об этом уровне очень трудно говорить. Если мы слишком увлечемся психологией и анализом, то пройдем мимо истинной силы и значения такого рода ощущений. Но когда мы используем поэтический и религиозный язык, который, действительно, необходим для описания этого уровня, то мы низводим его до уровня популярных представлений о "видениях" и психических ощущениях.
"Видение" - это выброс того, что средневековые мистики называли полным проявлением сознания. Образ или цепь событий, посредством способности человека к воображению, овладевает им с такой силой, что человек, на самом деле узнает и ощущает свое подлинное полное "я", В течение какого-то мига человек видит истинное единство, красоту и смысл жизни.
Когда человек испытывает такие ощущения, это всегда имеет для него серьезнейшие последствия. Может так статься, что через день-два откровения станут менее интенсивными. Человек может вернуться к мелким конфликтам с окружающими его людьми и погрязнуть в быту. Но память об этих провидческих ощущениях продолжает воздействовать на бессознательные установки на очень глубоком уровне, Рано или поздно, но она даст этому человеку до того отсутствовавшие у него веру и понимание смысла жизни.
Не следует гоняться за ощущениями такого рода: если вы рассматриваете их как своеобразное успешное предприятие, то эти "духовные" ощущения могут превратиться в возвеличивание вашего эго. Или вы можете скатиться в оккультизм, что уведет вас от сознания и подтолкнет искать в этих ощущениях только остроту и новизну.
Для вас лучше всего будет заняться скромной внутренней работой. Когда вы выполните достаточный объем работы, когда вы вложите достаточное количество энергии в бессознательное, то видения придут к вам без приглашения, если, конечно, в этом будет потребность. Если же они не приходят, значит, они вам не нужны. Видения - это не приз в соревновании. Но поскольку это ощущение, действительно, часто посещает людей, которые регулярно выполняют внутреннюю работу, то им следует знать о нем и быть готовыми иметь с ним дело, когда видение к ним придет.
Истинная форма этого уровня Активного Воображения посещает человека, когда он этого меньше всего ждет. События могут разворачиваться следующим образом; вы идете по вполне обычной улице, и совершенно внезапно улица, дома и окружающие вас люди трансформируются в спонтанное видение. В вашем видении вы можете видеть "улицу жизни", всю человеческую расу, творение Божье, представляющее собой вечный поток жизни, Тротуары и дома реально не изменяются, но выброс Активного Воображения происходит на уровне сознания и порождает видение, включающее в себя реальные окрестности. Они начинают представлять собою нечто трансцендентальное и вечное.
Один из моих пациентов рано утром ехал на работу по дороге, освещенной лучами восходящего солнца. Неожиданно им овладело ощущение такого рода: солнце превратилось в солнечное колесо, с лучами-спицами, порождающими неисчислимые формы жизни, человеческие проблемы и виды деятельности. Внимание человека было настолько сильно приковано к солнечному колесу перед его глазами, что он был вынужден съехать на обочину, остановить машину и подождать, пока Активное Воображение не закончится, и он сможет возвратиться в физический мир. Когда он смотрел на солнечное колесо, он знал, что все отдельные элементы его жизни, вся окружающая его суета вышли из одного источника и в него же вернутся. В этот момент он понимал, что есть только одно единство и что все вещи должны быть едины.
Когда вы рассказываете об ощущениях такого рода, то ваши слова звучат банально, сентиментально и стандартно. Но когда человеку из глубин его бессознательного явится такое видение, когда он увидит, что оно является образом, порожденным чем-то, что находится внутри него, тогда он почувствует, что это видение есть истина. Человеку больше не нужно ждать, что ему эту истину сообщат другие, и не нужно доказывать другим ее существование. В определенный момент вы познаете ее посредством своего собственного ощущения.
В этом, возможно, и заключается суть видения, которое является венцом Активного Воображения: благодаря своим собственным ощущениям, человек может узнать сокровенные истины жизни, которые не могут передаваться от одного лица к другому посредством слов, а могут быть познаны только благодаря связи человека с коллективным бессознательным. То есть, мы узнаем то, что мы и так уже знаем на бессознательном уровне.
Этот принцип был хорошо сформулирован Киркегором, сказавшим, что никто не может вселить веру в другого человека. Он имел в виду, что, сколько ни проповедуй, сколько ни произноси слов и благозвучных афоризмов, сколько ни приводи убедительных доводов, все равно не сможешь вызвать у человека то ощущение, с которого начинается вера. Такого рода знание и такого рода вера рождается только в результате личных ощущений. Для того чтобы отыскать их, мы должны заглянуть глубоко внутрь самих себя, ибо знание и вера - это не "бывшая в употреблении" одежда, и их нельзя позаимствовать у других людей. Каждый человек должен сам добраться до источника.
Если видение ощущается не как событие, происходящее в воображении, а как реальное событие, происходящее где-то в физическом мире, тогда могут возникнуть недоразумения. Примитивные человеческие существа прошлых веков традиционно воспринимали видения именно так. Люди верили, что какой-то дух или создание явились к ним из внешнего мира. Они воспринимали эти образы как существующие во внешнем мире полуфизические существа.
Вообще-то, видение - это форма воображения, еще один выброс образов из бессознательного. Образы не только проецируются на "внутренний" разум, но становятся настолько интенсивными, что проецируются на действительность и выглядят так, словно физически существуют "вон там".
Если вы в течение определенного времени занимаетесь Активным Воображением, и вас посетит такое видение, то вы сможете увидеть его сходство с вашим Активным Воображением и вашими снами и придете к выводу, что оно - это форма Активного Воображения, при которой явившиеся вам образы выглядят объективно существующими.
Другую форму видения можно было бы назвать "внутренне воспринятым видением". Человек воспринимает те же яркие, мощные образы, но осознает, что они существуют внутри него, на уровне воображения. Вы осознаете, что видите их вашим "мысленным глазом", что смотрите внутрь самого себя. Здесь нет никакого противоречия, потому что у вас необязательно должно возникать чувство галлюцинации, будто вы видите внешнее, реальное событие.
Примером тому может послужить мое Активное Воображение, в которое проник мой "внутренний" лев, впервые появившийся в моем сне. В конце концов, воображение обрело силу видения. Но я осознавал, что все это происходит
Уровни
Как только вы начнете заниматься Активным Воображением, вы поразитесь широте диапазона его применения. Оно может помочь вам решить практические, повседневные проблемы: в какую школу отправить своего ребенка или как сэкономить деньги. И оно же даст вам возможность совершить давно задуманное вами мифическое путешествие. А в своем крайнем проявлении, Активное Воображение может стать мистическим, религиозным событием в вашей жизни.
Я обнаружил, что, несмотря на все свое разнообразие, Активное Воображение имеет три основных уровня, на каждом из которых оно решает разные задачи:
- Выгодный обмен.
- Теплая встреча с бессознательным.
- Восприятие духовного аспекта.
"Выгодный обмен" (это мое название) - самый личный, практический уровень. На этом уровне вы используете ваше воображение для того, чтобы договориться о чем-нибудь с вашими внутренними личностями, достичь компромисса, который иногда необходим для нормального течения повседневной жизни. Если вам покажется, что "выгодный обмен" - это не очень-то возвышенное название для такой вещи, как Активное Воображение, то я должен сказать, что в данном случае сама эта деятельность является не очень возвышенной: вы откровенно торгуетесь с внутренними частями вашего "я", чтобы достичь с ними соглашения, которое обеспечит нормальный ход вашей жизни.
"Теплая встреча с бессознательным" - это уровень, на котором мы активно стараемся извлечь из бессознательного неизвестные части нашего "я", чтобы интегрировать их в наше сознание. Это уровень, на котором мы стараемся познакомиться с неизвестными, внутренними частями нашего "я". Большинство из приведенных в этой книжке примеров относится именно к этому уровню, на котором находится и основная функция Активного Воображения, и та цель, которую ставит перед собой большинство людей, начинающих заниматься Активным Воображением,
"Восприятие духовного аспекта" - это уровень, на котором человек непосредственно и очень интенсивно ощущает великие архетипы. Активное Воображение воспринимается как провидчество и дает толчок религиозному откровению. Это довольно необычная форма Активного Воображения, но она практикуется многими индивидуумами, и потому ее следует знать.
Выгодный обмен
"Выгодный обмен" - это самое практичное, "приземленное" применение Активного Воображения Оно начинается с понимания того факта, что вы состоите из многих частей, что каждая ваша часть имеет свои собственные потребности, живет своей собственной жизнью и хочет принимать участие в вашей осознанной жизни. Когда вы это по-настоящему поймете, то вы также начнете понимать, что многие, на первый взгляд "неразрешимые", конфликты, портящие вашу повседневную жизнь, являются, всего-навсего, столкновениями разных частей вашего "я", которые по-разному смотрят на мир.
Иногда, когда вы не можете добиться синтеза двух конфликтующих внутри вас частей вашего "я", когда у вас не получается стать над этим конфликтом, он становится темой внутренних переговоров. Вы должны выработать определенный компромисс.
Некоторых людей пугает такой подход к Активному Воображению. Они считают недостойным применять столь высокое искусство для того, чтобы выработать компромисс между той частью вашего "я", которая стремится прилежно трудиться, и той его частью, которая хочет каждый вечер ходить на вечеринки. Но факт остается фактом - бывают такие времена, когда для того, чтобы продолжать нормально функционировать, вы должны заключить с самим собой выгодную сделку. По крайней мере, вы наладите связь между дотоле не общавшимися между собой частями вашего "я" - а эта связь может привести к синтезу.
В самом начале своей карьеры психолога-аналитика, я часто был вынужден работать по вечерам. Многие из моих пациентов работали полный рабочий день и могли приходить ко мне только по вечерам или на выходные. Это было не так уж и плохо, потому что целый день я был свободен, но, по какой-то причине, такой распорядок приводил меня в совершенное отчаяние. Какая-то часть моего "я" привыкла, что вечера я посвящаю себе - хожу в гости, общаюсь, слушаю музыку - в общем, веду активную личную жизнь.
Вот эта детская часть моего "я" и бушевала. Бессознательное, иррациональное возмущение пробралось в мою повседневную жизнь. Я с раздражением воспринимал своих пациентов. Я чуть было не забывал о назначенных встречах. Такие вещи случаются, когда кто-то в бессознательном категорически не согласен с тем, что делает эго.
Я перенес эту проблему в Активное Воображение и отправился на поиски той части моего "я", которая была недовольна моим расписанием. Эта часть явилась мне в образе избалованного подростка. Он сказал: "Нет! По вечерам я работать не буду. Вечер - это время чувств и веселья. Это время людей. Это не рабочее время и точка!".
Тогда я затеял с ним долгий разговор. Я объяснял снова и снова: "Послушай. Мы должны зарабатывать себе на жизнь. Мы должны зарабатывать деньги, ибо, в противном случае, мы оба (да, тебя это тоже касается) окажемся на улице и будем голодать. Поскольку мы только начинаем заниматься нашей профессией, то нашими единственными пациентами являются те люди, которые могут приходить к нам только по вечерам или на выходные. Мы вынуждены работать в таком режиме".
Поначалу это не произвело на него никакого впечатления.
Я сказал: "Послушай, мы должны платить за квартиру".
А он в ответ: "Чихать мне на квартплату. Я хочу развлекаться и собираюсь заниматься исключительно этим".
Я сказал: "А вот меня квартплата очень даже волнует".
А он в ответ: "Тем хуже для тебя. Продолжай волноваться".
Я сказал: "Я не могу трудиться и зарабатывать на жизнь, если ты собираешься все саботировать и постоянно держать меня в озлобленном и угрюмом настроении. Это плохо сказывается на моих пациентах. Я стал забывчивым. Я путаюсь в своем расписании". Все это было правдой. Мои дела были в полном беспорядке, поскольку значительная часть моего "я" взбунтовалась против моей работы.
В конце концов, я взял этого парня за горло (в воображении, конечно), стукнул его об стенку и сказал: "Ты меня будешь слушаться или у нас будут большие проблемы. А теперь скажи, как мы с тобой договоримся?"
В результате, было заключено следующее соглашение: он сказал, что если я каждый вечер в десять часов буду заезжать в закусочную типа "драйв ин"* и хорошенько кушать, а также дважды в неделю, после окончания работы, буду водить его в кино, то он оставит меня в покое и даст мне спокойно работать с моими пациентами. Это соглашение действовало в течение многих месяцев. До тех пор, пока я кормил его и время от времени водил в кино, он был счастлив и давал мне возможность спокойно работать. Но стоило мне пропустить один ужин, как на следующий день этот подросток становился совершенно невыносимым. Я начинал раздражаться и рассеянно относиться к работе. Мне казалось невероятным, что этот тип способен контролировать мое настроение и мою работу. Но так оно и было.
* Drive-in(англ.) - ресторан, закусочная, где можно поесть, не выходя из автомобиля. Прим. ред.
Только много лет спустя я признался, что был вынужден заключить эту банальную, меркантильную, закулисную сделку с моим внутренним избалованным ребенком. Тогда я чувствовал себя Фаустом, заключившим пакт с дьяволом. Но с течением времени я стал уважать такого рода диалоги, такого рода переговоры, такого рода компромиссы между сражающимися друг с другом частями личности. В определенном смысле, они более полезны человеку, чем возвышенные беседы с богами и архангелами. Они сохраняют в целости и сохранности ткань человеческой жизни, И иногда, в силу своего человечного, земного и непосредственного воздействия на сознание человека, они способствуют его углублению.
Теплая встреча с бессознательным
Большинство подходов к Активному Воображению строится на установлении хороших отношений с бессознательным посредством поднятия на поверхность его образов, ослабления отрицательного воздействия их автономной энергии, перевода их в сознание и примирения их с "я" человека.
Мы уже касались нескольких таких подходов. Базовыми подходами являются: опустошение эго-разума и беседа со спонтанно появляющимся содержимым бессознательного; развитие снов посредством Активного Воображения; приглашение в воображение образов из снов и диалог с ними; персонификация настроений, чувств и систем убеждений; совершение мифических путешествий в Активном Воображении.
В этом разделе я сосредоточусь на двух особо важных задачах, которые можно решить с помощью второго уровня Активного Воображения.
Первая задача: "обойти вокруг стен Иерихона". Вторая: "прожить непрожитую жизнь".
Стены Иерихона
Основополагающий принцип подхода, который я называю "стены Иерихона", в символическом виде изложен в следующей древней истории.*
*См. также Книга Иисуса Навина, 6. Прим. ред.
"Тогда сказал Господь Иисусу: вот, Я предаю в руки твои Иерихон...
Пойдите вокруг города все, способные к войне, и обходите город один раз в день; и это делайте шесть дней.
И семь священников пусть несут семь юбилейных труб пред ковчегом; а в седьмой день обойдите вокруг города семь раз и священники пусть трубят трубами.
Когда затрубит юбилейный рог, когда услышите звук трубы, тогда весь народ пусть воскликнет громким голосом - и стена города обрушится до своего основания, и весь народ пойдет в город, устремившись каждый со своей стороны".
В этой истории речь идет о событии, которое произошло между 1500 и 2000 годами до рождества Христова. Поначалу эта история существовала только в устной речи. Если воспринимать ее на символическом уровне, то можно увидеть, что в ней содержится замечательный архетипический принцип-подход к разрешению, на первый взгляд, неразрешимых внутренних конфликтов.
В этой замечательной легенде люди оказались перед совершенно непреодолимым препятствием. С технологической точки зрения, стена была неуязвима для воинов того времени. Но они получили совет: совершите простой ритуал, заключающийся в ежедневном обходе стен Иерихона. Воины не стали штурмовать город, поскольку успеха подобные действия иметь не могли. В конце концов, ритуальные марши, звуки труб и вопли привели к тому, что стены города обрушились до основания.
Наша внутренняя жизнь часто напоминает поход от одного Иерихона к другому. Внутри себя мы часто натыкаемся на препятствия, напоминающие неприступные крепости. Иногда мы называем их автономными комплексами, потому что эти комплексы находятся за пределами влияния и понимания осознающего разума. Мы знаем об их существовании только благодаря тому смятению, которое они вносят в наши жизни и эмоции. Почти каждый из нас, в определенный период своей жизни, переживает, на первый взгляд, неразрешимый конфликт, в клочья разрывающий его личность. Мы не можем решить, по какому пути нам следует идти, какую следует занять позицию, каким образом решить проблему.
Внутренняя проблема, сложная настолько, что непонятно, с какого конца к ней подойти - это пример внутреннего Иерихона. Она - это расположенный в бессознательном и обнесенный стенами город, "черная дыра", в которую не может проникнуть разум, что-то, чего даже нельзя понять, не говоря уже о том, чтобы что-то с ним делать. Может быть, вы просто-напросто влюблены в кого-то, совершенно вам недоступного. Или, может быть, у вас есть вредная для вашего здоровья, работы или отношений с людьми привычка, от которой вы никак не можете избавиться. Проблема - внутри нас, но мы не можем понять ее, не можем взяться за нее, не можем найти к ней прямой подход.
В таком случае, история со стенами Иерихона - это символический рецепт психологического лечения. Вы должны как можно яснее понять, в чем заключается суть конфликта, на чем вам следует сосредоточить свои изыскания. Потом обойдите этот автономный комплекс со всех сторон, посмотрите на него под всеми возможными углами, посредством ритуала внутренней работы обрушьте на него психологическую энергию и делайте это до тех пор, пока он не разрушится до основания, подобно стенам легендарного Иерихона.
"Обход стен Иерихона" можно совершить в любой форме, лишь бы вы сосредотачивали вашу энергию на обнесенном стенами внутреннем городе и отправляли свой ритуал. Персонифицируйте конфликт, вызвав в вашем воображении образы и побеседовав с ними. Попросите жителей "города" выйти из-за его стен, чтобы вы могли увидеть, кто они такие и почему противостоят вам.
При применении метода "обход стен Иерихона" Активное Воображение очень полезно, но сам метод представляет собой синтез всех форм внутренней работы. Человек использует всевозможные методы как точку опоры, как средство сосредоточения энергии на автономном комплексе. Чтобы справиться с нашей проблемой, мы извлекаем из разума фантазии и анализируем их как символы того, что происходит глубоко внутри нас. Если в вашем случае уместна работа со снами, то делайте ее; затем переведите ваш сон в Активное Воображение и посмотрите, куда он ведет
Предположим, что вы уже в течение многих дней пребываете в депрессии. Вы не можете понять ни ее природы, ни ее причин, и вы замечаете, что вымещаете ваше плохое настроение на окружающих вас, ни в чем не повинных людях. Эта депрессия и является вашим внутренним Иерихоном.
С какой стороны к ней подойти? Во-первых, депрессию следует персонифицировать. Погрузитесь в ваше воображение и поищите образ, который будет представлять вашу депрессию. А потом начинайте марш вокруг стен Иерихона, разговаривая со своей депрессией. Обойдите вашу депрессию со всех сторон и внимательно к ней приглядитесь. Поговорите с возникшими в Активном Воображении фигурами и выясните, что они могут вам сказать о вашей депрессии. Что она собой представляет? Откуда она взялась? Как правило, депрессия является противовесом большому самомнению. Но в чем заключается это самомнение? Что эти образы знают о нем? Возможно, один из этих образов признается, что это он или она чувствует себя угнетенным и расскажет о причинах своего настроения.
В качестве дополнения к занятиям Активным Воображением, мы анализируем наши сны и фантазии. Мы записываем каждый образ из сна, каждый образ из фантазии, каждую пришедшую нам в голову идею, которые имеют отношение к этому внутреннему Иерихону. Но, прежде всего, мы, день за днем, возвращаемся к внутренним образам и продолжаем с ними беседовать. Изливайте ваши чувства; запрашивайте информацию; просите подсказки. Предлагайте принести в жертву самомнение, претенциозность или недостижимый идеал, противовесом которого является депрессия.
Подобно легендарному Иисусу Навину, вы ежедневно обходите стены вашего внутреннего города. Один день занимайтесь Активным Воображением. Может статься, что в этот день не произойдет ничего примечательного, но вы, все-таки, совершили ваш ритуальный обход: вы ввели энергию вашего осознания в автономный комплекс. На следующий день вас может посетить яркая фантазия на эту тему. Запишите ее и проанализируйте так, как вы это делаете со снами; чтобы понять, что происходит в глубине бессознательного, используйте символы. На следующее утро вам может присниться сон. Поскольку вы вводите во внутренний Иерихон такое большое количество энергии, вы можете предположить, что сон посвящен именно этой теме, и потому этот конкретный день обхода стен будет состоять из работы со сном. Возможно, сон совершенно неожиданно откроет вам, чем на самом деле является этот ваш Иерихон.
Каждый день, в той или иной форме, обходите стены этого автономного комплекса. В конце концов, стены рухнут, и вы увидите, что за ними находится и что можно с ним сделать.
Ваша работа идет по принципу аккумуляции энергии. Человек все время направляет мощный поток энергии своего сознания на автономный комплекс до тех пор, пока тот не разрушится. Гордиев узел разрублен; внешне неприступные стены рухнули. Теперь сознание может проникнуть в этот комплекс. Человек входит в город и выясняет, какая часть его "я" живет в нем, и почему она объявила ему войну.
Начиная этот волшебный процесс, мы ни в коем случае не должны ожидать немедленных результатов. Иногда результаты достигаются на удивление быстро, но помните, что вы имеете дело с теми частями вашего "я", которые, может быть, в течение многих лет были наглухо закрыты для вашего сознания. Мы должны посвятить этому процессу определенное время и, начав его, уже не прекращать.
В старой библейской истории Бог порекомендовал Иисусу обходить стены города в течение семи полных дней. Семерка символизирует полный цикл внутреннего времени, то есть то внутреннее время, которое требуется для полной эволюции сознания. Осада Иерихона займет у вас семь внутренних единиц времени - то время, которое потребуется для того, чтобы извлечь из вашего Иерихона его подлинное содержание. В категориях внешнего времени это может быть семь дней, семь недель, семь месяцев или семь лет.
В одном можно быть уверенным: если вы начнете обходить стены города и будете это делать каждый день, вы, в конце концов, найдете решение проблемы. Вы не должны пассивно выносить страдания. Вы можете что-то сделать. Вы можете призвать на помощь ваши внутренние силы и начать обход. Как это ни странно, но все, что от вас требуется - это "маршировать". Вы просто вкладываете свою энергию и отправляете ритуал, и как бы глупо вы себя не чувствовали, какими бы слабыми и невежественными вы не были перед лицом вашего внутреннего комплекса, вы добьетесь результатов. Вы совершаете обход за обходом, и стены, в конце концов, рушатся.
Как правило, это случается быстрее, чем вы ожидаете. Мне приходилось видеть людей, которые начинали применять этот требующий большой сосредоточенности метод с героической решимостью биться над разрешением своей внешне неразрешимой проблемы в течение, если потребуется, двадцати лет, и находили решение на третий или четвертый день интенсивных усилий!
Но другие Иерихоны могут быть более труднодоступными. Это те, которые расположены в самых отдаленных местах бессознательного. В определенном смысле, они являются "житейскими проблемами", которые остаются с нами на протяжении многих лет и, вообще-то, необходимы для нашего роста. Они заставляют нас страдать, но в обмен на эти страдания мы получаем зрелость и индивидуальность.
При решении "житейских проблем", "обход стен Иерихона" - это то, что нужно. Если вы персонифицируете вещь, причиняющую наибольший ущерб вашей жизни, сделаете ее своим "Иерихоном" и обойдете вокруг этого Иерихона в вашем Активном Воображении, то вы преобразуете эту проблему в источник сознания и роста. Вы поймете, что некоторые наши проблемы и препятствия являются нашими лучшими друзьями - наши раны окажутся источником нашего исцеления.
Прожить непрожитую жизнь
Одним из полезнейших качеств Активного Воображения является то, что с его помощью мы можем ощутить не задействованные в нашей жизни части нашего "я".
Мы представляем собой сложную смесь архетипов, энергий и потенциальных возможностей. Некоторые из существующих внутри нас потенциальных возможностей мы никогда не используем, потому что они кажутся нам "плохими" или недостойными. Наше эго склонно определять все, что ему непонятно, как "плохое", и мы, естественно, отворачиваемся от тех наших черт, которые вызывают у нас чувство неудобства. Но, когда мы находим силы переступить через предубеждения нашего эго, мы с удивлением выясняем, что некоторые из этих незадействованных или подавленных качеств являются нашими самыми большими достоинствами.
Скорее всего, основная причина, по которой все мы имеем такое большое количество "непрожитых жизней", заключается в том, что жизнь человека слишком коротка, чтобы он мог реализовать все потенциально содержащиеся в нем личности, таланты, виды деятельности.
Любой из нас, достигнув на своем пути определенной точки, должен сделать выбор. Человек может чувствовать, что у него есть задатки очень хорошего пианиста, но у него есть также способности и к бизнесу - и вот он уже карабкается вверх по служебной лестнице в большой корпорации, посвятив всю свою жизнь карьере и обеспечению своей семьи. Тем не менее, артист живет в нем и является той потенциальной возможностью, реализовать которую во внешнем мире он не успевает.
Точно так же, какая-нибудь женщина может принять решение заняться бизнесом, а по прошествии многих лет, однажды проснуться и понять, что определенная часть ее "я" всегда хотела проводить время с детьми и быть домохозяйкой. Или она может обнаружить, что определенная часть ее "я" хотела бы обратиться к религии и вести жизнь монашки или отшельницы-философа.
В Активном Воображении мы можем обратиться к этим не задействованным в нашей жизни частям нашего "я" и осмысленно ощутить их. Есть возможность прожить определенную жизнь на символическом уровне, и, зачастую, это удовлетворяет не задействованные части нашего "я" даже больше, чем если бы мы задействовали их в нашей действительной жизни. Похоже, что Бог и природа не имеют ничего против того, как именно мы используем внутри себя наши потенциальные возможности. Если мы используем их во внешней жизни - это хорошо, при условии, что мы используем их осознанно. Если же мы используем их в нашей внутренней жизни, на символическом уровне, то, зачастую, мы используем их более интенсивно, что приводит к развитию сознания
Даже десяти жизней не хватит для того, чтобы жениться на всех, кого любишь, попробовать все интересующие тебя виды деятельности или реализовать все скрытые внутри тебя личности. Но если мы игнорируем эти незадействованные возможности, то они могут обидеться. Они могут начать самоутверждаться и будут это делать довольно неуклюже. Например, мы можем постоянно предаваться грустным мыслям на тему "что было бы, если...". Или мы станем злиться и обвинять невезение или других людей в лишении нас возможности стать героем, богачом или популярной личностью.
Какой бы ни была та, другая жизнь, вы, тем не менее, можете ее прожить, если согласитесь проделать это в форме внутреннего события. Во сне или в воображении вы можете отправиться в эту непрожитую жизнь; вы можете выяснить для себя, чем данный путь отличается от того, который вы выбрали. В своем Активном Воображении вы можете познать как положительные, так и отрицательные его аспекты Вероятнее всего, вы обнаружите, что эта жизнь не намного интереснее той, которую вы ведете. Но то, что вы ощутили эту жизнь, имеет большое значение, поскольку вы должны будете при этом, в той или иной форме, осознанно задействовать все основные энергии вашего полного "я".
Я знал человека, у которого было очень сильное призвание к религии. Хотя он так и не стал настоящим священнослужителем, но во всех отношениях вел жизнь монаха остался холостяком, вел очень уединенный образ жизни и целыми днями молился, медитировал и созерцал внутренний мир. И в то же самое время, он выполнял очень важную функцию в своей по-итальянски большой семье: он нес своим родственникам веру, и когда они нуждались в высшей мудрости, они обращались за советом именно к нему.
Несколько лет тому назад, с этим человеком приключилась потрясающая вещь. Однажды ночью ему приснилось, что он живет в Италии. Он - крестьянин, у него чувственная жена-итальянка и куча ребятишек. Сам по себе этот сон не был чем-то из ряда вон выходящим, но дело было в том, что он снился ему снова и снова, день за днем, неделя за неделей в течение нескольких месяцев.
Каждую ночь в своем сне он возвращался в ту же самую деревню, к своей жене и детям, жил нормальной жизнью мужа и отца. Он любил свою жену, защищал ее, заботился о детях, тяжело работал, чтобы их прокормить. Он отправлялся на работу и приносил домой огромные сумки с продуктами, чтобы накормить свое голодное потомство. Он испытывал все радости и печали, выпадающие мужчине, живущему с женщиной и воспитывающему детей. Этот сон приходил к нему каждую ночь в течение почти что года. В один этот год он втиснул двадцать лет семейной жизни.
Днем этот человек был тихим пенсионером-холостяком, живущим в Калифорнии. А ночью он жил в итальянской деревне, говорил по-итальянски, шлепал детей, платил по счетам, возделывал сад, занимался любовью с женой, ругался с ней, ссорился с соседями, ходил с семьей в церковь и на прогулки. Каждое утро он просыпался, измученный жизнью семейного мужчины!
Этот человек привык к жизни отца и каждую ночь ждал встречи со своими детьми и новыми заботами. А затем, внезапно, жизнь в его итальянской деревне закончилась вместе со сном следующего содержания:
"Я снова очень тяжело работаю, чтобы обеспечить свою семью. Я расчищаю завал, возникший на месте какой-то постройки (дома или стены), простоявшей много веков и рухнувшей. Время подточило скреплявший камни раствор, и постройка развалилась.
В ходе своей работы я обнаружил раздавленный камнями очень старый розовый куст. Он пролежал под рухнувшими на него камнями много лет и выглядел совершенно сухим. Сам не знаю откуда, но я знал, что этот куст рос на этой земле еще до того, как здесь возникла деревня. Он нес в себе жизненную силу, а также надежду на жизнь и смену поколений как моей семьи, так и всей деревни.
Почему-то я чувствую, что он все еще жив. Я почтительно беру его и переношу в свой сад. Сад представляет собой идеальный квадрат в обнесенном стенами дворе моего дома, построенного в мавританском стиле. Я сажаю розовый куст в самом центре сада. Все люди, в том числе моя жена и дети, смеются надо мной и говорят, что я снова изображаю из себя Дон Кихота. Они говорят, что розы не могут жить после того, как несколько веков пролежали под раздавившими их камнями. Но я уверен, что розовый куст жив, и настаиваю на том, что должен посадить его
Я тщательно возделываю почву, помещаю в лунку розовый куст, засыпаю лунку землей, поливаю растение. Проходит какое-то время. Затем я вижу, как куст возвращается, оживает прямо на моих глазах. На нем вырастают зеленые листья, а потом появляется одна совершенно красная роза".
Этот великолепный завершающий сон объясняет нам, ради чего наш герой жил непрожитой жизнью итальянского крестьянина. Ставкой в этой игре было его "я", все его существо. Роза - это великий символ архетипического "я", и у римо-католиков он ассоциируется как с Непорочной Девой, так и с Христом. "Я" - это древняя роза, цветущая в центре жизни человека. Мужчина из нашего примера, живя жизнью обремененного семьей древнего крестьянина, заставил расцвести изначальное внутреннее единство своей индивидуальной души, соединив разные части своего "я".
Вы можете видеть, что у этого человека было два мощных потока энергии. Один из них представлял собой его стремление вести жизнь отшельника, занятого только мыслями о Боге. Другой - его желание быть жизнелюбивым, обожающим плотские удовольствия человеком, у которого есть жена и дети и который должен постоянно решать какие-то житейские проблемы. Днем, в реальном мире, он полностью реализовывал одну сторону своей природы, а ночью, в царстве сна, не менее полно реализовывал другую. Когда в его последнем сне появилась роза, это был знак, что его ночная жизнь семейного человека была ему дана как еще один способ созерцания Бога, еще один путь к высшему сознанию.
С помощью Активного Воображения можно прожить "непрожитую жизнь" так же полноценно, как и жизнь действительную.
<…>