Ранее мы уже убедились в том, что Бланшфлер в мифе — не реальная женщина из плоти и крови; речь идет о внутренней женской части, существующей в каждом мужчине, то есть о его аниме. Чрезвычайно важно уметь отличать реальную женщину из плоти и крови от внутренней мужской феминности, а законы, существующие во внутреннем мире, от законов внешнего мира. Принадлежащие внутреннему миру законы нашей психики абсолютно уникальны и очень часто отличаются от законов внешнего мира. Поэтому самая важная часть этого мифа рассказывает нам о событиях, происходящих с внутренней женщиной, особенно о том, как ее отличать от реальной женщины, живущей во внешнем мире.
Очень важно осмыслить странный запрет на интимные отношения с женщинами, если мужчина занят поисками Чаши Грааля. Это, пожалуй, самая важная вещь в мифе о Священной Чаше. Если мы сможем это понять, Чаша окажется в наших руках.
Снова и снова хочу повторить: пожалуйста, запомните, что эти наставления и советы относятся к тому, как мужчина должен вести себя по отношению к своей внутренней феминности, внутренней женщине. Они не имеют никакого отношения к его поведению по отношению к реальной женщине. Как правило, люди не осознают этого различия. Они не ощущают необходимого для осмысления пространства своего внутреннего мира. Тогда они следуют этим запретам в реальной жизни, и получается так, что и миф, и средневековье, и психология рыцарского движения понимаются превратно или не понимаются вообще.
Мужчина не приближается к ощущению счастья или к обладанию Священной Чашей, когда покидает женщину из плоти и крови, оставляя ее в одиночестве. Если мы попробуем перенести этот внутренний закон на свое внешнее поведение, то очень скоро придем к пуританству и обремененности чувством вины, что и происходит сплошь и рядом. Но у нас до сих пор нет законов, которые помогали бы нам управлять своим внутренним миром. В мифе о Чаше Грааля содержится совсем немного информации о том, как вести себя с реальной женщиной, но вместе с тем он изобилует ценными сведениями, имеющими отношение к внутренней женщине. А именно это нам нужно больше всего.
Имеет смысл подумать о громадном духовном опыте, который мы отвергаем, воспринимая его чисто внешне, без глубоких переживаний. Лишь очень немногие открыли для себя всю полноту смысла непорочного зачатия. Оно содержит в себе огромное значение для каждого человека, следующего процессу индивидуации, сообщает нам о великом таинстве, о рождении Христа, происходящем у нас внутри в результате воссоединения божественной силы с бессмертной человеческой душой. При общении и соединении души с Богом внутри нас может родиться Христос, и если это случилось, то случилось так же таинственно и непостижимо, как и само непорочное зачатие. Но если мы будем упорствовать в поисках буквального исторического смысла Рождества Христова — того, что предшествовало рождению младенца Иисуса и как именно он родился, — то никогда не доберемся до великого внутреннего смысла этого явления и его глубинной истины.
Большую часть христианского учения составляют заповеди, которые воспринимаются, выполняются и придают значимость внутреннему миру человека; они меньше всего применимы в качестве норм для внешнего поведения. Но эту разницу хорошо понимают лишь очень немногие люди.
Если существует путаница между законами внутреннего и внешнего мира, появляются серьезные затруднения. Если мужчина начинает относиться к женщине из плоти и крови в соответствии с правилами отношения к внутренней феминности, своей аниме, наступает настоящий хаос.
Давайте посмотрим, что произошло в средние века, когда мужчина впервые начал искать контакт со своей анимой. Анима существовала всегда, но лишь совсем недавно мужчина открыл в себе способность к более или менее осознанному отношению к собственной феминности. До того, как это произошло, отношение мужчины к окружающим его женщинам было преимущественно инстинктивным. Но по мере того, как он стал ощущать затруднения и даже опасность, исходящие от собственной анимы, началась охота на ведьм. Вместо укрощения внутренней феминности, ставшей для него слишком опасной, он занялся поисками внешнего врага и стал сжигать на кострах невинные создания, вся вина которых заключалась в несколько странном поведении. Сейчас мы готовы сжечь невиновную женщину, а именно — нашу внутреннюю женщину (хотя на практике сжечь ее — это в любом случае не лучшее решение; если это сделать, она обязательно вернется и, в свою очередь, сожжет нас). И в настоящее время мы не слишком далеко ушли в своем развитии от охотников на ведьм. Мы все еще проецируем связь с внутренней женственностью или дефицит этой связи на отношения с реальными женщинами.
Согласно рыцарскому уставу, рыцарь должен не только не подвергать женщину насилию и не причинять ей вреда, но и относиться к ней как к неземному созданию. Но, как правило, законы рыцарства не касались обращения с реальными женщинами. Разумеется, существовала не только рыцарская, но и обычная этика. Конечно же, земная женщина ценит и мужское уважение, и нежность, но она вряд ли почувствует себя счастливой, а отношения будут развиваться гладко, если мужчина станет путать ее со своей внутренней женщиной.
Стоит обратить внимание на то, что мы исследуем мифы почти так же, как исследовали бы сновидения, ибо и там, и там применимы почти одни и те же правила. Сон практически полностью является внутренней реальностью, и каждый его образ отражает какую-то часть личности сновидца. Например, если мужчина видит во сне прекрасную даму, можно с уверенностью утверждать, что этот персонаж имеет прямое отношение к его внутренней феминности. Интерпретировать этот образ буквально — как проявление сексуального интереса или определенного отношения к подруге — слишком примитивно. Совершив такую ошибку, мы потеряем глубинный смысл сновидения. Точно так же и в мифе: если понимать наставления Гурнамонда Парсифалю буквально, наше представление о сути существующих отношений будет мало чем отличаться от карикатуры на средневековое рыцарство.
Что же все-таки представляет собой та внутренняя женщина, от которой Парсифалю следует держаться подальше? Конечно же, это та самая женская мягкость и податливость, имеющая огромную ценность для внутреннего мира, которая может испортить мужчине всю жизнь, если он перепутает внутреннее с внешним и эта путаница будет проявляться в его поведении.
Чтобы больше узнать о влиянии, которое оказывает на мужчину внутренняя женщина, мы должны отметить некоторые очень важные различия, существующие между эмоцией, чувством и настроением. Многие смешивают эти понятия и ощущения. Для них настроение — это и эмоция, и чувство. Однако смешивать их ни в коем случае нельзя; следует обязательно различать эти понятия и ощущения, с тем чтобы определить отношение к своей феминности, ясно увидеть ее влияние на собственную психику. Имеет смысл потратить на это время.
Эмоция — суммарная психическая энергия, которой обладает человек. Для более развитой личности это совокупность энергетических состояний. Основной характеристикой эмоции является ее энергия. Сама по себе эмоция нейтральна по отношению к морали; она может быть благоприятной или пагубной в зависимости от того, к чему относится. Наслаждаться чем-то в жизни — значит внести много эмоций в отношение к этому объекту. Эмоции могут поддерживать позитивное и оптимистическое отношение к жизни. В то же время сильные эмоции влияют на депрессивное состояние человека: он ломает себе руки или бегает по комнате кругами в погоне за чем-то несущественным и пустым. Определение эмоции как психической энергии относительно доступно для понимания.
Более сложная задача — определить, что такое чувство. Это понятие употребляется слишком часто и трактуется настолько широко, что на практике произошла чуть ли не полная утрата его прямого смысла, и, следовательно, нельзя говорить о его точном применении. Я хочу использовать слово "чувство" в его истинной коннотации для описания особенного переживания. Чувствование — это оценивание, придание ценности тому, что чувствуется. Чувство не такое жгучее и неуловимое, как эмоция; это то рациональное качество, которое придает ценность полученному опыту. Тот же смысл этому понятию в своей типологии придает Юнг, определяя мышление, чувствование, ощущение и интуицию.
Думая о чем-то, человек делает интеллектуальную оценку и, разумеется, это осознает.
Но все данные процессы не имеют никакого отношения к чувству. Поскольку в данном случае отсутствуют как смысл суждения, так и ценностное отношение, человек никак не связан с предметом своих мыслей. Акт мышления совершенно отличается от акта чувствования. Чувствовать — значит придавать ценность тому, что происходит. Если человека спросить, какое именно чувство он испытывает по отношению к кому-то или чему-то, адекватный ответ будет таким: хорошее или плохое, ужасное или прекрасное. Таким образом мы придаем ценность всему, что чувствуем.
Теперь о настроении. Это непростой вопрос, так как настроение — вещь весьма странная. Оно похоже на маленький психоз, как если бы человек стал чем-то одержимым. О настроении мужчины, как правило, заходит речь, если его переполняет или им овладевает содержащаяся в бессознательном феминность. Мужчина, подверженный своему настроению,— это мужчина, находящийся во власти внутренней женщины. На языке современного сленга это звучит следующим образом: "Он совсем остервенел". Вот так.
Строго говоря, рассуждая о настроении, мы ограничиваемся переживаниями мужчины, так как соответствующие аспекты женской психологии отличаются настолько, что для их описания требуется, по крайней мере, иная терминология. Но в этом случае не существует подходящих терминов и понятий. У нас отсутствует язык, хоть в какой-то степени приемлемый для описания соответствующих переживаний женщины. В таком контексте параллельное мужскому настроению женское переживание может быть доступно внутренней маскулинной части женщины. А это значит, что проявление резкости, колкости, вызывающего, задиристого поведения может быть отнесено к уязвленной женской маскулинности. Здесь есть определенное сходство с мужским настроением, обусловленным уязвленной феминностью.
Немногие мужчины достаточно осведомлены о внутренней женской компоненте, то есть о своей аниме, или имеют с ней контакт. Откровенно говоря, одного стремления мужчины к внутреннему развитию оказывается достаточно лишь для того, чтобы, распознав свою аниму, грубо говоря, сразу же запихнуть ее в бутылку и заткнуть пробкой. Конечно же, вскоре понадобится ее выпустить, но сначала мужчине следует научиться не поддаваться своему настроению и эмоциональному состоянию и не потакать собственным прихотям. Разумеется, заткнуть бутылку пробкой — это лишь первый шаг в установлении отношений с анимой. Следующий и гораздо более важный шаг — научиться вступать с ней в контакт, видеть в ней существующую внутри себя женщину-компаньона, женщину-товарища, которая будет идти с мужчиной рука об руку и согревать ему жизнь. В конечном счете мужчина имеет только две альтернативные возможности: или он отвергает свою феминность, и это отвержение оборачивается против него в виде приступов плохого настроения или недоступных ему соблазнов, или он принимает ее и устанавливает отношения с ней и женским жизненным началом, и это придает ему тепла и силы.
Мы часто проецируем отношение к внутренней феминности, а иногда и его отсутствие на реальную женщину из плоти и крови. Земная женщина — сама по себе прелесть и чудо, которые могут померкнуть, если мы станем относиться к ней по правилам, соответствующим отношениям с внутренней женщиной. Точно так же, перепутав внешние и внутренние законы, можно расстроить внутреннюю женщину.
Иногда оказывается, что некоторые мужчины обладают слишком большим потенциалом анимы, а значит, избытком внутренней феминности. В этом нет ни преимущества, ни недостатка; скорее это непреложная данность. Если человек побуждает женскую составляющую своей психики к постоянному развитию, он становится обладателем огромного творческого потенциала, не теряя мужского начала при наличии сильного компонента феминности. Таковы артисты и пророки — интуитивные и сенситивные мужчины, которые сами по себе в любом обществе представляют собой социально-культурную ценность. Но если мужчина не сможет войти в контакт со своей внутренней женщиной и установить с ней отношения, она исчезнет и, возможно, разрушит его изнутри прежде, чем с ней удастся найти общий язык. Любая отвергнутая женщина обижается, и женщина, существующая внутри мужчины,— не исключение.
Об отношениях мужчины с его анимой можно судить, наблюдая за выражением его лица. Чтобы сразу получить представление о его отношении с анимой, можно просто пройтись по улице, глядя на лица проходящих мимо мужчин. Мужчина, у которого отсутствует контакт с феминностью, может выглядеть жестким, негибким, его лицо может выражать горечь, либо у вас создается впечатление, что его что-то гложет изнутри. Существует воспоминание о Линкольне, который после встречи с одним из посетителей сказал своему секретарю: "Мне не нравится лицо этого человека". Секретарь ему ответил: "Но он же не виноват, что у него такое лицо, он не может за него отвечать". На это Линкольн возразил: "После сорока лет каждый мужчина отвечает за свое лицо".
Давайте вернемся к разнице между чувством (способностью человека к ценностному отношению) и настроением (состоянием человека, находящегося под властью своей внутренней феминности). Если мужчина находится в хорошем контакте со своей анимой, он способен чувствовать и оценивать, то есть найти в своей жизни определенный смысл. Если у него такой контакт отсутствует, он не видит в жизни никакого смысла и не способен ценить жизнь. Именно здесь проходит резкая грань между двумя разновидностями внутреннего переживания мужчины.
Миф о Священной Чаше повествует нам именно о том, что в процессе контакта с внутренней феминностью мужчине следует устанавливать с ней связь на уровне чувств, а не на уровне настроения. Наставление, полученное Парсифалем, предписывало ему относиться к Бланшфлер, то есть к аниме, на чувственном уровне, на котором проявляется благородство и существует возможность развития и практического применения творческих способностей, ни в коем случае не допуская прямого соблазна, разрушающего отношения. Соблазнять и соблазняться — и то и другое запрещено мужчине, который занят поисками Чаши Грааля. Это означает, что мужчина не должен становиться жертвой собственного настроения. Как только мужчина попадает под власть настроения, он теряет возможность устанавливать нормальные отношения и способность чувствовать, то есть оценивать.
Это знает любая женщина. Когда ее мужчина находится в плохом настроении, она может спокойно выбросить из жизни день или, по крайней мере, час, ибо все это время он остается для нее абсолютно недоступным. Более того, он недоступен для нормальных отношений не только в плохом настроении, но и в хорошем. Хорошее настроение — это, конечно, прекрасно но и оно тоже представляет собой некую форму овладения. Богиня иллюзии Майя не создает ничего, кроме зла. Как только появляется навязчивая и неугомонная богиня Майя, вся реальность, объективность и креативность сходят на нет. Или, говоря языком нашего мифа, если вы соблазняете прекрасную даму, т.е. аниму, или соблазняетесь ею, шансы обрести Священную Чашу становятся равными нулю. Но мифы и сны богаты преувеличениями. Поэтому я не считаю, что человек навсегда лишился возможности заполучить Чашу Грааля, но на какое-то время он определенно их потерял. Если мужчину соблазнила его анима и он попал в объятия богини Майи, произносящей над ним заклятье, с ним все ясно. Он не способен думать, действовать, устанавливать и поддерживать отношения. Он считает, что занят важным делом, но лишь взбалтывает происходящее внутри себя, поэтому на него не следует слишком полагаться до тех пор, пока его настроение не пройдет само или он от него не избавится.
Вы, конечно же, представляете себе, что происходит, когда мужчиной овладевает настроение: все окрашивается в цвета, которые соответствуют его настроению. Если он с утра встал "не с той ноги", то есть находится во власти настроения, то для него все видится в черном цвете. Не успев просмотреть утреннюю газету, он уже знает, что упала стоимость акций. Ему не нужно смотреть в окно, чтобы сказать, что на улице дождь. Он абсолютно уверен в том, что все дела идут плохо. Всюду он оставляет печать настроения, под властью которого в данный момент находится. Кроме того, его настроение подобно инфекции, и очень скоро жена и дети впадают в полное уныние, если им не хватает мудрости понять, что происходит.
Особенно это касается его жены, которая чувствует себя в какой-то степени ответственной за плохое настроение мужа. "Да что же я такого сделала?" — думает про себя она. Обвинения со стороны мужа, мягко говоря, не очень способствуют установлению истины. В тоскливом состоянии она может наделать много глупостей например, придраться к мужу, привлекая для этого свой анимус, т.е. внутреннюю мужскую часть, она чувствует себя слишком подавленной, чтобы как-то справиться с его настроением и узнав, что именно происходит, вновь обрести своего мужа. К сожалению, события чаще всего развиваются по худшему сценарию, который предписывает грандиозную баталию между внутренней женщиной, создающей мужчине настроение и находящимся в женщине разгневанным внутренним мужчиной. Это наихудшая из всех баталий, которую только можно себе представить: сражение между феминной частью мужчины и маскулинной частью женщины. Обе стороны несвободны в своих действиях, ибо находятся под властью иллюзий. Именно в такой ситуации могут произойти действительно страшные вещи. Но так не должно получиться, так как женщина должна понять — плохое настроение мужчины не является ни ее недостатком, ни ее виной. Его настроение — это его проблема, поэтому если она на какое-то время отойдет в сторону и перестанет чувствовать себя виноватой, он сможет вернуться в нормальное состояние.
Самое главное, что можно сказать о нашем настроении, — что оно нас обкрадывает. Чтобы ощущать себя значимыми и состоятельными, нам необходимо устанавливать и развивать отношения с людьми. Если по какой-то причине человек не может устанавливать нормальные отношения, он теряет смысл жизни. Поэтому смысл, который несет в себе термин "настроение", может нести термин "депрессия". Можно показать, что основное содержание психотического материала мужчины принадлежит его аниме. Это все равно, что потоп; это — всепоглощающая одержимость. Короче говоря, настроение — это маленькое сумасшествие, овладевающий человеком микропсихоз.
Настроение может быть названо и по-другому, если использовать понятия депрессии и инфляции. Оба термина обозначают переполнение эго чем-то отличным от истинного человеческого "я". В мужчине это состояние проявляется в виде слабости, некомпетентности и несостоятельности.
Чтобы придать человеку ощущение смысла и ценности бытия, настроение обращает его лицом к внешнему миру. Чего только не встретишь в куче разного барахла, наваленного в американском гараже, которое мужчина когда-то купил в надежде на то, что вместе с очередной покупкой в его жизни появится новый смысл. И как только эта надежда перестает себя оправдывать, вещь становится ненужной и постепенно превращается в хлам. Материальные вещи вполне ощутимы; если их использовать по назначению, из них можно извлечь большую пользу и они могут представлять высокую ценность. Но если человеку хочется, чтобы они ему заменили внутренние ценности, эти вещи сразу перестают для него что-то значить. Тем не менее, для этого правила существует единственное исключение: физический объект может обладать внутренней ценностью, если он содержит в себе некий символический смысл или является необходимой частью для совершения ритуала. Подарок друга может символизировать высокую ценность отношений между людьми только в том случае, если она в него привносится сознательно. Если же эта ценность окажется за границами значимого символического пространства или ритуального действия, то очень скоро она перестанет для него существовать, а гаражная коллекция пополнится еще одним экспонатом.
Случалось ли вам купить что-нибудь, а затем, на следующий день, увидев свою покупку, пробормотать: "И зачем же мне это нужно?". Вот что может делать с нами настроение. Мужчине вдруг ни с того ни с сего хочется купить рыболовную снасть или какую-нибудь ерунду в автомобиль или лодку. Анима заставляет человека приобретать абсолютно непрактичные вещи: какое-то особое приспособление для рыбной ловли, самое современное спортивное нейлоновое трико, автомобиль с блестящим покрытием или что-нибудь в этом духе. Это проявления власти анимы. Стоит хотя бы раз увидеть этот полный драматизма спектакль, который устраивает мужчина, страстно желающий купить какую-нибудь безделушку! При этом вы абсолютно уверены в том, что уже через неделю он по этому поводу будет нем, как рыба. Сколько истрачено денег, столько же энергии уходит в настроение. Я сомневаюсь, что существует хотя бы одна семья, в которой бы не было полок и антресолей, наполненных до самого верха подобными результатами нашествий анимы, то есть — хорошего настроения, лишающего нас разума.
Невозможно один раз и навсегда решить, что мужчина должен обязательно сделать, а что — не делать ни в коем случае. В субботу утром он может достать с антресолей свои рыболовные снасти и устроить себе замечательный отдых. В следующее субботнее утро, подверженный сильному влиянию анимы, он может отбросить в сторону все, что достал в прошлый раз. Конечно же, дело не в снастях; так или иначе что-то им овладевает. Такое замешательство возникает при вторжении анимы.
Если мужчина находится под властью своего настроения, он перестает быть хозяином своего внутреннего мира. В этот момент на сцене появляется захватчик, и тогда поведение мужчины в значительной степени определяется агрессивностью этого захватчика. К сожалению, чаще всего в такой схватке он предпочитает действовать на уровне совершенно не подходящих для этого отношений. Иными словами, вместо того, чтобы перенести это сражение в свой внутренний мир, что является единственно правильным действием, он будет скандалить с женой и конфликтовать с окружающими. Мифологическое описание героической борьбы со своим внутренним "я" чаще всего имеет отношение к поединкам с драконами, и наш современник делает это ничуть не меньше, чем его средневековый собрат. Вы запросто можете оживить мифологию, обеспечив ей жизнь, полную драматизма, если найдете современную сцену, на которой будут происходить схватки с драконами, и даже прекрасные дамы и красные рыцари станут разыгрывать на ней свои драмы. От него спасаются бегством, ибо в это время жить с ним совершенно невозможно. Он становится чрезмерно критичен к женщине, на которую мог бы опереться. Тем не менее, иногда к нему приходит осознание, что находящаяся в нем внутренняя женщина очень опасна. Придираясь к своей жене, он абсолютно никакого представления не имеет о том, как себя вести по отношению к внутренней женщине.
Гурнамонд сказал Парсифалю, что тот не должен ни соблазнять, ни соблазняться. Мужчина не только может соблазниться своей анимой, но и попытаться сам ее соблазнить. Когда речь заходит о том, что не следует соблазнять свою внутреннюю прекрасную даму, это может означать, что мужчина не должен жить в ожидании хорошего настроения. Ему не следует насиловать свою феминную часть. Он может искать полноту, но не хорошее настроение.
Этот момент для большинства людей, теряющих свою активность, является в какой-то степени критическим, пока они не достигнут для себя какой-то психологической ясности. Это бьющее через край, поднимающее человека до небес, раздувающее его до небывалых масштабов, наполовину выходящее из-под контроля настроение, которое так часто наблюдается у мужчин, представляет серьезную опасность, ибо это тоже чистой воды соблазн. Мужчина соблазнил аниму. Он взял ее за горло и сказал: "Ты ведь только и мечтаешь о том, чтобы сделать меня, счастливым, или я ошибаюсь?" Несколько позже он сполна за это заплатит, так как закон компенсации говорит, что для восстановления баланса потом обязательно наступит депрессия.
***
Оказаться во власти "чересчур приподнятого" настроения — значит попасть в сети соблазна, которые расставила внутренняя женщина. Вознося человека на головокружительную высоту инфляции, она оставляет на нем внешний отпечаток счастья, к которому он так активно стремился. Однако за то, что мужчина поддался такому соблазну, позже придется заплатить полную цену в виде депрессии, вновь опускающей его на грешную землю. В своей жизни мужчина тратит много времени на то, чтобы выбраться из депрессии или освободиться от инфляции. Базовый уровень бытия, который китайцы называют дао, является промежуточным между двумя этими состояниями. Именно на этом уровне существует Грааль, именно здесь можно обрести состояние, достойное называться счастьем. Здесь речь не идет о всеобщем усреднении и всевластии серости; это совсем не то место, где жизнь строится только на основании компромисса. Это царство натурального цвета, истинного смысла и подлинного счастья. Оно ничуть не меньше самой Реальности, которая является нашей средой обитания.
У нашего современника, мужчины западной культуры, существует превратное представление о том, что такое счастье. Именно поэтому очень полезно и весьма поучительно разобраться в этимологии слова счастье. Слова happiness (счастье) и happen (случаться) являются однокоренными, а это может означать, что наше счастье случается, то есть, происходит случайно. Люди, которые живут в других частях света и не достигшие столь высокого уровня цивилизации, следуют точно такому же принципу, и при этом ведут себя столь безмятежно, что их спокойствие приводит нас в недоумение. Как индийский крестьянин, которому, по нашему мнению, до счастья так же близко, как до луны, может чувствовать себя настолько счастливым? Или как мексиканский пеон, которому до счастья не ближе, чем индийскому крестьянину, может быть столь безмятежным? Все дело в том, что эти люди владеют искусством быть счастливыми, ибо постигли суть счастья. Оно для них заключается именно в том, что с ними происходит, что с ними случается. Если вы не можете чувствовать себя счастливым в предвкушении ежедневного завтрака, очень маловероятно, что вас сможет осчастливить что-либо другое.
Индийская мудрость учит тому, что наивысшей формой почитания богов является состояние счастья. Однако в данном случае речь идет о глубинном смысле счастья, а вовсе не о настроении.
Монах-трапезианец Томас Мертон однажды сказал, что монах часто бывает счастлив, но ему никогда не бывает хорошо. В этом заключается еще один способ отличать счастье от настроения.
Долгое время в своей жизни я считал, что состояние депрессии подобно состоянию окоченения. Но постепенно я стал понимать, что настроение — это продукт целенаправленной деятельности бессознательного, и человеку, наделенному высокой степенью осознания, от него можно избавиться только после долгой и кропотливой работы.
Много лет назад я научился воздерживаться от преждевременных переживаний. Если я считаю нужным не заниматься чем-то в понедельник, весь день я должен держать себя за руки, иначе я похороню результат, не успев до него добраться. Это тоже разновидность соблазна анимы. Начиная раньше времени выжимать удовольствие, я рискую не получить его совсем.
В этом заключена вся суть напоминающей спорт американской жизни. Мы считаем, что являемся обладателями богом данного права на счастье и должны постоянно пребывать в хорошем настроении, однако это не получается. Я знал двух мальчиков, которые хотели отправиться в турпоход. Находясь в приподнятом настроении уже от одного своего замысла за несколько дней до похода, они мечтали о том, как хорошо проведут время. Оба были в чудесном, приподнятом настроении. Получилось так, что разные детали их снаряжения приняли на себя роль Священной Чаши. Мальчики восхищались тем, как остро наточен нож и какая крепкая и надежная веревка. Они испытали все удовольствие от похода еще до того, как туда отправились. Я узнал, что они добрались до озера Тахо, полдня там слонялись, не имея ни малейшего понятия, чем заняться, после чего сели в машину и вернулись домой. Сам поход ничего им не дал. Они соблазнились целым куском жизни, прожив его заранее.
Мы, американцы, хотим постоянно пребывать в хорошем настроении. Мы считаем, что получили от бога право на то, чтобы добраться до женщины, живущей у нас внутри, и взять от нее все, что нам потребуется. Но дело оборачивается так, что, встав на этот путь, мы сразу же сталкиваемся с серьезными неприятностями, и когда наши ожидания не оправдываются, мы разочаровываемся и впадаем в подавленное настроение.
Некоторые мужчины стараются сохранять ровное и почти стабильное настроение. Это очень изматывает. Я никогда не забуду день, когда меня впервые осенило, что не могу дать волю своему настроению. Это стало откровением. Мне кажется, что человек может быть подвержен настроению так же, как простуде. Он лишь должен уметь переносить его, избавив, насколько можно, от его влияния других людей. Но нет ничего труднее, чем это сделать.
Если мужчина хорошо все это осознает и достаточно мудр, чтобы суметь отказаться от своего настроения или, по крайней мере, какое-то время не обращать на него внимания, у него возникает большое преимущество. Он не должен становиться добычей проникающих из бессознательного эманаций Майи. Иногда настроение подкрадывается к человеку совершенно незаметно, лишая его возможности понимать что есть что в этом мире. Мир приобретает серую окраску. Ни в коем случае не следует идти на поводу у своего настроения. Нельзя дать ему себя соблазнить. Не стоит вязнуть в зыбучем песке. Это неверный и обманчивый путь — на него очень легко встать, а встав, мы перестаем владеть ситуацией и понимать, что именно с нами происходит.
Если мужчина болен, он в большей степени подвержен своим настроениям. В состоянии болезни он испытывает недостаток физических сил и поэтому более раним. Однако не следует считать, что он обязательно будет рабом своего настроения. Человек может чувствовать себя слабым и несчастным и не испытывать при этом никакого унижения. Нам не следует впадать в ужас, потакая своему настроению в болезни, несмотря на то, что больному человеку противостояние дается гораздо труднее.
Часто внешние обстоятельства, особенно отсутствие женщины, которую мужчина может использовать в качестве козла отпущения, создают для него нелегкую ситуацию, в которой на свое настроение приходится не обращать внимания. Однако по-прежнему на мужчине лежит ответственность за осознание всего, что с ним происходит, поэтому он ни в коем случае не должен впадать в состояние одержимости. Человек, обладающий искусством такого самопознания, способен развить в себе сильное эго. Мужчина, подверженный своему настроению, становится на какое-то время беспомощным, превращаясь в ребенка в глазах своей внутренней женщины. Он не желает никакого психологического осмысления, ибо жаждет только одного: чтобы о нем заботились. Исходя из всего вышесказанного, сильному мужчине следует твердо противостоять влиянию своего настроения, что означает для него освобождение от своего детства, то есть от материнского комплекса.
Далее следует разобраться с понятием "энтузиазм". Имеется очень тонкое, но важное различие между настроением и энтузиазмом. Энтузиазм — это прекрасное слово. В переводе с греческого en-theo-ism оно означает "иметь в себе Бога". Это одно из наиболее возвышенных слов во всем английском языке. Если кто-то имеет в себе Бога, он обладает большими, никогда не иссякающими творческими способностями. Переполненный собственной анимой мужчина, тоже склонен к творчеству, но весьма вероятно, что этот творческий полет закончится еще до наступления сумерек. Следует быть достаточно мудрым, чтобы понимать разницу между Богом и анимой. Подавляющее большинство мужчин ее не понимают. Вы можете просто взглянуть на другого человека, не говоря ни слова, чтобы угадать, потерпит ли он крах в будущем и будет при этом чувствовать, что с ним обошлись незаконно и несправедливо, или он несет в себе дар Божий и через него сам Бог улыбается людям. Мы часто говорим, что человек находится в хорошем настроении. Смех несет в себе позитивное и творческое начало, если его причиной не является настроение. Существует определенный глубокий уровень, на котором возникают смех и то, что нам кажется счастьем, а возникнув, они несут на себе отпечаток этого уровня. Если в тот самый момент человек оказался под властью анимы и был соблазнен прекрасной дамой, тогда беда!
Это состояние можно заметить, обращая внимание на личные качества. Очень вероятно, что человек соблазнен, если он нервозен, напряжен и подчеркнуто аккуратен и строг. За это он, безусловно, заплатит свою цену. Более того, прежде чем у него все пройдет, он заставит заплатить всех, находящихся в пределах слышимости. Если же он в прекрасной форме и держится легко и непринужденно, то это может быть настоящее, реальное счастье, которое прорывается наружу, — и в этом случае жалеть его совершенно не стоит.
Как правило, влиянию настроения подвергаются интеллектуально развитые мужчины. Если его состояние предварительно не отметит находящаяся рядом женщина, он может сделать это самостоятельно. Может случиться так, что где-нибудь на полдороге он вдруг захочет переосмыслить происходящее и скажет: "Постой, может быть, нам стоит получше об этом подумать". Так и происходит в подавляющем большинстве случаев, если его жена до того не сказала: "Послушай, дорогой, не кажется ли тебе, что нам стоит получше об этом подумать?". Ибо иначе, разумеется, он бы об этом не подумал.
Находясь в обществе колкой женщины, мужчине вдвойне трудно преодолеть свое настроение. Как правило, ее присутствие, может только усугубить ситуацию. Находясь в плохом настроении, мужчина действительно бывает сильно напряжен. Он нуждается в реальной помощи: не в колкости женщины, а в ее поддержке. Вполне возможно, что он не поблагодарит за эту помощь вслух, но в душе будет очень сильно благодарен.
Когда женщине приходится иметь дело с мужчиной, находящемся в плохом настроении, обычно она совершает много ошибок. Как правило, сразу же проявляется ее анимус и заявляет, создавая критическую ситуацию: "Посмотри как следует, это же абсолютная чепуха. С этим пора кончать. Мы уже по уши сыты нашим самым лучшим в мире рыболовом".
Но такие слова лишь подливают масла в огонь. Затем следует обмен "любезностями" между анимой и анимусом, и возникает реальная угроза разрыва. Оба оппонента находятся по разные стороны богини Майи: кто по правую руку, кто по левую, и с уверенностью можно утверждать лишь то, что сегодняшний день для них уже потерян.
Однако момент истины заключается в том, что женщина может разрядить ситуацию и спасти отношения, если, находясь в соответствующем состоянии, она захочет это сделать. Став более женственной по сравнению с овладевшей мужчиной феминностью, она способна разрядить его настроение. Но это очень и очень трудная задача. Как правило, ее автоматическая реакция на происходящее проявляется в том, чтобы вытащить меч своего анимуса и начать рубить со всего плеча. Но если женщина может остаться с мужчиной спокойной и некритичной, олицетворяя истинную женственность, тогда сразу же, как только к нему вернется достаточно здравомыслия, чтобы оценить всю тонкость и пикантность ситуации, весьма вероятно, он выйдет из-под власти своего настроения. Однако такое поведение потребует от женщины ясного сознания и развитой и зрелой женственности, которые появляются в результате многочисленных схваток с драконами, в которых ей приходилось отстаивать свое внутреннее женское королевство. (Грустно осознавать, как жалко выглядит наше барахтанье в терминологии при желании найти подходящее выражение для женского варианта слова kingdom, ибо соответствующего аналога queendom в английском языке не существует.)
В подобном случае жена может оказать огромную помощь, максимально проявляя свою женственность. В этот момент она должна быть зрелой и обладать всеми качествами, делающими женщину настолько сильной, чтобы она могла противостоять фальшивой и капризной феминности, овладевшей мужчиной. Очень вероятно, что именно эту феминность мужчина будет проецировать на нее, абсолютно уверенный в том, что женился на ведьме, которая является единственной причиной его плохого настроения. Может случиться, что она и в самом деле спровоцировала его настроение, но вместо того, чтобы сводить с ней счеты, мужчина должен разобраться с женщиной, находящейся у себя внутри.
Природа анимы и анимуса в самой примитивной форме (которая характеризует психологическое состояние большинства из нас) проявляется и оживает в проекции. Поэтому мужчина, подверженный плохому настроению, обычно заявляет, что его замучила жена. Если его внутренняя женщина находится в ярости, очень вероятно, что близкая ему женщина тоже придет в ярость, осознавая это или нет. С другой стороны, если мужчина находится в ладу со своей внутренней женщиной, у него нет проблем в общении с женщиной, которая находится с ним рядом.
Женщина гораздо лучше управляет своими настроениями. Более того, она даже может их использовать. Она обладает возможностью "пробовать" каждое из них по очереди и смотреть, какое лучше подойдет. В зависимости от ситуации в разгаре событий она может поменять свое настроение. Такая способность управления своим настроением у мужчины отсутствует; фактически, оно ему почти неподвластно. В департаменте чувств хозяйничает много женщин и лишь несколько мужчин. Когда женщина требует от мужчины, чтобы он так же умел управлять своим настроением, как она своим, а у него это не выходит, возникает много, затруднений. Тогда ей следует научиться относиться к этому с пониманием и дать мужчине какое-то время или даже немного помочь.
Женщины, которым приходится иметь дело с экзотическим, так называемым идеальным или образцовым мужчиной, не должны смущаться, когда он приходит в плохое настроение, ибо в этом состоянии он становится абсолютно беспомощным. Он нуждается в поддержке. Если и существует одно единственное правило, которое, выходя замуж, женщина должна знать, оно заключается в следующем. Если мужчина подвержен своему настроению или, попросту говоря, если на него "нашло", женщине на какое-то время следует воздержаться от любых суждений и критики при условии, что она в состоянии это сделать. Спустя какое-то время, когда муж придет в себя, они смогут вместе обсудить, что с ним случилось. Такую выдержку женщине проявить очень трудно, но если она вспомнит, что его настроение — это в первую очередь — его проблема, а не ее недостаток, она, как правило, найдет в себе мудрость переждать какое-то время до более подходящего момента, когда можно будет понять, в чем именно состоит суть проблемы.
Мужчине не следует надеяться, что он никогда не будет подвержен своему настроению. Тем не менее, ему следует иметь в виду, что будучи одержим настроением, он не теряет шанса выйти из этого состояния. Просто сказать себе: "На меня наступает моя анима", — значит уже частично себя контролировать. Если же он при этом скажет жене: "У меня плохое настроение. Ты здесь абсолютно ни при чем. Я хочу немного побыть один", то этим он окажет ей огромную услугу. Такой простой поступок поможет ему стать свободным. Как только мужчина осознает, что он был одержим своим собственным настроением, дело уже наполовину сделано.
Отношения Парсифаля с Бланшфлер могут служить идеальным примером. Бланшфлер для Парсифаля олицетворяет идеал прелести и одухотворенности. Между ними не произошло ничего дурного.
Это идеальные отношения с анимой. Поэтому, если вы хотите научиться находить контакт с любопытной и загадочной внутренней феминной частью, поучитесь этим отношениям у Парсифаля и Бланшфлер, его прекрасной дамы. Начиная с этого момента на протяжении всего мифа он служит только ей и делает для нее все.
В конце жизни Гете сделал изумительное наблюдение: предназначение мужчины — служить женщине, и тогда она будет служить ему. Разумеется, он имел в виду внутреннюю женщину, музу. Муза — это олицетворение красоты, духовности и нежности феминной части всей нашей жизни. Прекрасно, что одна часть нашей сущности служит другой.
Недавно я прочитал груду статей, написанных представителями нового феминизма. Они сильно покоробили меня тем, что главной общей идеей было требование отказа женщины от своей традиционной женской роли служения мужчине. По мнению авторов, женщина должна сбросить с себя оковы рабства. В какой-то степени это действительно необходимо, но, с другой стороны, это может привести к фатальным последствиям. Мы все должны служить друг другу. Это идеал. Иначе мы ничего не добьемся. Ни один человек не может жить без другого человека, его любви, заботы и силы.
Понимая это, Парсифаль установил с Бланшфлер правильные отношения. Он посвятил себя ей; он лежал с ней рядом: голова к голове, ступня к ступне, но он не соблазнял ее, и она не соблазняла его. Он посвятил себя ей целиком. Он ей служил. Он был к ней близок. Нет никаких запретов против близости человека со своей внутренней феминностью: чем ближе — тем лучше. Но здесь существует тонкая грань, и ее нужно всегда ощущать, не допуская никаких соблазнов, или вам никогда не увидеть Священной Чаши. Здесь Парсифаль оказался весьма успешен.