Эрос прилагал много усилий, чтобы держать Психею в неведении. Он обещал ей райскую жизнь при условии, что она не будет на него смотреть и ни о чем спрашивать. Именно так он рассчитывал сохранить над ней власть.
Нередко часть своей жизни женщина находится под властью мужчины, но если ей удается избавиться от этой власти, она неизбежно попадает в зависимость от анимуса, своей внутренней маскулинности. Жизненный путь женщины — это непрерывная борьба за свое развитие в связи с доминированием в жизни маскулинных ценностей, безотносительно к тому, сталкивается ли она с ними вовне или внутри, в качестве собственного анимуса. Точно такая же параллель существует в жизни мужчины, когда он пытается обнаружить и осмыслить свое отношение к женскому образу жизни, безотносительно к тому, находит ли он его во взаимоотношениях с реально существующей женщиной или в процессе героической борьбы за аниму, его внутреннюю женственность.
Несмотря на бесконечное множество вариантов, которые создают неповторимую индивидуальность жизни, поиск общего языка с маскулинным элементом в определенной степени предсказуем. Впервые молодая женщина соприкасается с маскулинностью отца, затем — с поглощающей ее маскулинностью в брачный период, после этого - с Эросом, обещающим рай, если она не станет задавать вопросов. Позже она находит в Эросе бога любви, кем он, собственно, и является. И в рамках этой драмы, и вне ее расходуется очень много психической энергии.
Вероятно, биография каждой женщины содержит трепетные главы описания ее влюбленности, открытия и потери райского сада, и в ее стремлении сближения с Богом — повторное открытие райского сада уже в состоянии зрелости, которое не менее прекрасно, чем первое.
В первый раз мы попадаем в райский сад во время ухаживаний медового месяца. В это время Психея оказывается в самом желанном из всех существующих райских уголков, где исполняется любая ее прихоть. Это самый настоящий райский сад, сад Эдема, место, где возникает ощущение абсолютного счастья. Мы надеемся, что такое состояние будет длиться вечно, но в каждом саду есть змея, то есть, призрак тени, который рано или поздно приводит спокойную счастливую жизнь к неизбежному концу.
Тень понуждает женщину исследовать райский сад и дает ей для этого изысканные и могучие средства. Это, в первую очередь, спрятанный до поры до времени светильник, символизирующий способность женщины видеть реальную суть происходящего. Иными словами, — это ее способность к осознанию. Свет — всегда символ сознания, отличающегося особой ясностью и остротой; в нашем случае его символом служит светильник. Горючее, добытое из земли, или масло, получаемое из плодов, сгорая в лампе, превращаются в теплый, мягкий и ласковый свет. Это не жесткий свет солнечных лучей высокой интенсивности, а ласковое женское тепло природного света. Одно из его названий — Свет Жизни.
Другой инструмент — очень острый нож. Следует заметить, что Психея использует лишь одно из имеющихся у нее средств. Мне кажется, что в этом месте мифа содержится очень мудрый совет. Женщина осторожно и мягко проливающая свет в сложных ситуациях, способна творить чудеса; женщина, держащая в руках нож, способна убить. Так что же последует: преображение или убийство? Это критический момент выбора, момент истины, особенно для современной женщины. Если первым в ход пойдет нож, он причинит много вреда. Если же в первую очередь будет использована лампа, тогда есть шанс для осознания и внутреннего роста. Обращаясь со своими инструментами осторожно, женщина может совершить чудесное открытие и обнаружить бога любви, Эроса, в его истинном обличье. И тогда она будет довольна уже тем, что ее свет порождает чудо. Страстно желая женщину, мужчина часто испытывает потребность получить от нее свет, чтобы обнаружить свою истинную природу и божественность. Каждая женщина держит в своих руках эту неуловимую и в то же время могучую власть.
Что же такое лампа и что она помогает обнаружить? В лучшем случае мужчина знает, что он из себя представляет, и понимает, что где-то внутри него скрыты божественное величие и могущество. Но в момент, когда женщина зажигает светильник, он ощущает призыв жить в соответствии с ними, проявляя силу своего мужского сознания. Естественно, он дрожит! Кроме того, он ждет от женщины подтверждения своей состоятельности. Мужчина, потерпевший поражение и обнаруживший свою несостоятельность в глазах реальной или внутренней женщины, может оказаться в ужасном состоянии, так как обычно именно присутствие женщины напоминает мужчине о самом лучшем, что имеется в нем.
Во время Второй мировой войны на Алеутских островах образовалось несколько изолированных друг от о друга мужских групп. Из-за неожиданно возникших к проблем с транспортом они лишились отдыха и покоя. Кроме того, они не имели возможности развлекаться и принимать гостей. Больше половины мужчин получили нервные срывы. Они перестали бриться, отпустили в волосы и прекратили делать все необходимое, чтобы поддерживать опрятный внешний вид. Это произошло потому, что рядом не было женщины, Психеи, смотрящей на Эроса, чтобы напомнить о его силе и состоятельности.
Упавшему духом мужчине может быть достаточно какого-нибудь знака внимания, а иногда — просто женского взгляда, чтобы обрести ощущение собственной ценности. В этом, наверное, проявляется одно из самых тонких мест в мужской психологии. Большинство мужчин получают глубинное ощущение своей мужской состоятельности от женщины, жены или матери, или если они обладают высокой степенью рефлексии, от своей анимы. Зажигая светильник, женщина видит cама и показывает мужчине его ценность.
Однажды я присутствовал при семейном скандале момент, когда женщина энергично схватила нож. Ее муж имел целый список провинностей и в этом списке обвинение в том, что он поздно приходит домой с работы, было далеко не первым. Он возмутился: "Неужели ты не понимаешь, что я торчу на этой чертовой работе, чтобы побольше заработать и обеспечить семью?". Женщина опустилась на место. Она что-то услышала. Место ножа заняла лампа. Он продолжал: "Я не пошел бы на работу, если б не ты. Я ненавижу свою работу и хожу туда только ради тебя и детей." Таким образом внезапно в их семейных отношениях открылась новая сторона. Женщина подняла светильник и взглянула на происходящее. И то, что она увидела, тронуло ее душу.
Мужчина очень зависит от женщины, освещающей семейную жизнь, ибо сам не обладает способностью раскрыть ее смысл. Жизнь для него часто суха и скучна до тех пор, пока кто-либо не привнесет в нее определенный вкус. Всего несколько слов, произнесенных женщиной, могут придать значимость целому дню напряженного труда и вызвать у мужчины чувство благодарности. Мужчина знает и хочет этого, он изо всех сил к этому стремится, давая возможность женщине пролить хотя бы немного света. Приходя домой и рассказывая о том, что произошло за день, он фактически просит женщину о том, чтобы она придала смысл его деятельности. Основное призвание женщины — хранить свет.
Прикосновение к свету или сознанию — серьезное и жестокое испытание; часто осознание становится для мужчины весьма болезненным — может быть поэтому он так сильно остерегается женщин. Главная причина "петушиного" поведения мужчины — тщетные усилия скрыть свой страх перед женщиной. Чаще всего, задача женщины — привести мужчину к постепенному осознанию существующих отношений. Почти всегда именно она произносит такую или похожую фразу: "Давай сядем и поговорим о том, что между нами происходит." В большинстве случаев именно женщина стимулирует личностный рост и развитие отношений. Мужчина всего этого боится, но еще больше боится это потерять.
Мы можем двояко понимать функцию или символику масла в светильнике Психеи. Можно говорить о масле, уменьшающем трение, то есть, о средстве, смягчающем и облегчающем напряженную и запутанную ситуацию; можно — о попадании в котел с кипящим маслом. В смутном мужском восприятии женственности эти два разных смысла не всегда ясно отличаются друг от друга.
Однажды я сидел в обществе старого, как мир, еврейского патриарха и разговаривал с ним о том, как в его доме исчезла жизнь. Дети выросли и ушли из дома, сам он давно отошел от активной деятельности, и в его опустевшем жилище давно поселились мрак и пустота. Я ощущал что-то неладное и спросил его, существуют ли в его доме какие-то ритуалы. "Нет никаких ритуалов ответил он, — много лет назад мы перестали их соблюдать. В них нет никакого смысла." Я посоветовал ему попросить жену зажечь Субботние свечи вечером следующей пятницы. "Вздор!" — воскликнул он. Но я настоял и был очень удивлен тому что он рассказал мне на следующей неделе, когда мы встретились вновь. "Я не знаю, что случилось, — сказал он, — но когда я попросил жену зажечь Субботние свечи, она зарыдала и сделала то, что я просил. С тех пор дом для нас преобразился и стал совершенно иным!" А произошло вот что. Во-первых, в доме был восстановлен старинный ритуал, а во-вторых, женщина вновь обрела свое древнейшее право создавать мягкий свет, который согревает, одушевляет и привносил смысл.
Немногие женщины понимают, насколько сильно в мужчине желание чувствовать рядом женственность. Однако, это не должно обременять женщину, и ей не стоит ставить это обстоятельство во главу угла, оставаясь внутренне одинокой. Как только мужчина обнаруживает в себе внутреннюю женственность, он перестает требовать от находящейся рядом женщины, чтобы она жила только ради него. Но если женщина стремиться сделать мужчине самый драгоценный подарок, если она действительно хочет насытить величайший мужской голод (голод, который мужчина редко демонстрирует, но который постоянно существует), она будет очень женственной именно в тот момент, когда мужчина будет страстно желать этого драгоценного качества. Истинная правда заключена в том, что получив от женщины ощущение женственности в тот момент, когда больше всего в нем нуждается, мужчина может снова взвалить свою ношу на плечи и нести ее, не чувствуя усталости.