Со времен Фрейда предметом самой популярной ветви современной психологии служат многообразные пути, которыми фрустрация и запреты в сфере секса приводят к эмоциональным затруднениям, психическим отклонениям или разрушению личности. Сомнительно, однако, чтобы секс как таковой (в широком современном смысле этого термина со всем его содержанием) интересовал большинство современных людей, включая и многих психологов нередко его сводят исключительно к проявлению инстинкта биологического воспроизведения. Психологические проблемы сексуального характера в наше время действительно неразрешимы до тех пор, пока нет строго различения между внеличностно-инстинктивным и личностно-сознательным аспектами половой деятельности.
Пол есть одно для человека родового и аграрного общества: здесь его отношение к жизни и мышлению обусловлено ритмическими процессами и проблемами плодородия земли. И пол есть совершенно другое для эго для управляемой личности современного горожанина. В первом случае сексуальные побуждения это внеличностное проявление прилива плодоносной жизни, ограниченной социально-религиозными табу. В половом акте выполняются веления Жизни. Истинными участниками этого события являются мужские и женские клетки; остальные части организма всего лишь поддерживают главных исполнителей, физические и эмоциональные факторы входят в действие как обертоны фундаментального ритма универсальной жизни. Для современного же человека секс стал, в первую очередь, удовлетворением личной эмоциональной потребности, при этом индивидуальные черты и отношения являются решающими и определяющими факторами, в то время как узко биологическое побуждение к воспроизведению считается пусть и неизбежным, но часто намеренно отвергаемым, ненавистным элементом.
Развитие современного отношения к полу происходило параллельно историческому процессу психологической дифференциации и индивидуализации, изменившему сам характер человеческого сознания и отношения к жизни. Люди стали (по-разному и в различной степени) индивидуализированными личностями, структуру которых задают разделяющие, сознающие, более или менее интеллектуальные эго. Произошло это в результате борьбы за освобождение от коллективных табу рода или общества, от слепого ритмического принуждения органических сил жизни в теле и душе. Насколько далеко простирается эта независимость, нужно еще выяснить. Обычно такая независимость поверхностна, и ее хрупкие основания легко рушатся, как только давление основных инстинктов и деятельность желез внутренней секреции достигнут чуть-чуть непривычной степени интенсивности. Но несмотря на то, что контроль эго может быть очень неадекватным, сам по себе факт существования структуры индивидуализированного эго достаточен не только для того, чтобы полностью реполяризовать сознательное отношение человека к сексу, но и для того, чтобы вызвать более или менее решительный ответ духа. С развитием эго и его самоутверждением возникают новые глубокие потребности, идущие от всего существа человека, а вместе с ними множество проблем и ряд кризисов. В ответ на них разворачивается процесс индивидуализации духа, в ходе которого дух включается в структуру эго и освещает всю личность.
Здесь происходит воплощение силы божественного Сыновства в индивидуальном человеке, который благодаря этому приобретает духовную ориентацию и становится вместилищем Духа. Рассматривая воплощение Христа в человеке Иисусе и тем самым единение божественной и человеческой природы как уникальное событие, которое не должно повторяться (поскольку оно полностью достаточно для спасения всего рода человеческого), христианские церкви отвлекают внимание людей от того, что этот процесс индивидуализации и воплощения Духа в сознательном и дифференцированном человеке является основным фактом духовного развития всех людей. Независимо от того, было ли единение Бога и человека в Иисусе Христе уникальным событием (в таком случае оно, возможно, обозначало собой начало огромного цикла в человеческой эволюции), от того, является ли Христос единственным возлюбленным сыном Божиим, и помимо всех теологических интерпретаций и догм о природе Христа, остается духовным фактом, что потенциально в каждом человеке может индивидуализироваться и воплотиться Дух. Любой из нас имеет внутри себя скрытое божественное семя, благодаря которому Дух может проявиться в нем личным образом.
Если эта деятельность Духа возникает (а это происходит в ответ на потребность эго, когда оно к этому готово), начинается процесс внедрения Духа то, что может быть названо прорастанием божественного семени в человеке. В символическом смысле оно представляет собой двухполушарный мозг (за исключением мозжечка, этого животного мозга с корнями в системе спинного мозга). Когда Дух начинает действовать в центре головы, человек постепенно изменяется. Это изменение очень медленно, но определяется оно индивидуализацией Духа и направлено к его полному воплощению.
В большинстве своем психологи ничего не говорят об этом процессе. Для них цель современного человека может быть полностью выражена в терминах интеграции личности. Но ведь интеграция личности это эволюционный процесс, разворачивающийся из глубины земной природы к Солнцу, от атома к клетке, от клетки к организму, от человека первобытного к цивилизованному. А процесс воплощения духа, о котором я говорю здесь, является инволюционным; это нисхождение Духа в человека. Это не восхождение от глубин к высотам, подобное хорошо известному в кундалини-йоге процессу, когда энергия поднимается от основания спины к макушке. Это постепенное одухотворение всей природы человека, начинающееся с головы и постепенно достигающее ног. (Осведомленный читатель поймет уместность здесь ссылки на Йогу Шри Ауробиндо Прим. перев.).
Астролога не должна удивлять такая последовательность фаз развертывания, ведь астрология, вероятно, и создавалась мудрецами (возможно, халдейскими), чтобы представить и зафиксировать для потомства именно этот процесс воплощения Духа. Это происходило, когда близилась к концу эра родовых обществ, и причастные Духу люди могли предвидеть возникновение проблем, вызванных будущим ростом эго и интеллектуального ума в индивидуалистических обществах. Процесс воплощения Духа в человеке является прямым ответом на эти проблемы; и мудрецы древности стремились зафиксировать в серии зодиакальных символов двенадцать основных этапов этого процесса.
Каждый астролог знает, что первый зодиакальный знак, Овен, соответствует голове, Телец области шеи, и т.д. Но почему-то астрологов не удивляет, что знак, соответствующий половым органам и половой деятельности вообще Скорпион это знак осенний, соответствующий тому времени, когда физическая природа затихает, готовясь к зимнему сну. Не должны ли мы взять какой-либо из зодиакальных знаков весны (особенно знак Тельца, символ плодородия, управляемый планетой любви и всех растительных процессов) в качестве астрологического фокуса всей половой деятельности, если под полом мы понимаем биологическую функцию воспроизведения физических организмов? Очевидно ведь, что деятельность желез и биохимическая деятельность, связанная с полом, пробуждается в природе весной. Жизнь пробуждается, вытягивая из стеблей листья и цветы, возбуждая любовь в человеческих телах и душах. И несмотря на это Телец соотносится с горлом, а не с половыми органами. В чем смысл этого очевидного несоответствия?
Прежде всего, последовательность зодиакальных знаков на уровне человека относится к инволюционному процессу воплощения Духа в личности и его проявлению в творческой работе через личность. Более того, на подлинно человеческом уровне, пол имеет значение, глубоко отличное от значения инстинктивного биологического воспроизведения. Хотя последнее является родовой необходимостью, эта необходимость может быть использована человеком для личностного самовыражения либо творческого, либо разрушительного.
Если рассмотреть ряд зодиакальных знаков с точки зрения процесса воплощения Духа, мы обнаружим в Овне, в первой фазе процесса, прорастание Божественного семени, то есть возникновение в уме нового видения и новых образов под влиянием воления Духа желания испытывать, чувствовать и любить, общаться с другими и через общение строить основание истинной общности всех людей в Духе. В Тельце прорастающее Божественное семя пускает корни в области горла; когда это происходит, пробуждается способность речи. В звуках речи слово может воплотиться и воздействовать на людей. В Близнецах Дух достигает центра на пересечении позвоночника и вытянутых рук, этот центр управляет руками и легкими; теперь Дух может выразить себя в умственной деятельности, в умении придавать форму вещам и превращать образы в понятия, слова и предложения. Фаза Рака продолжает процесс воплощения нисходящего Духа в личности, порождая способность обретать полное и объективное сознание себя в биофизическом организме.
То, что желание Духа провидит и облекает в образы в Овне, становится в Тельце голосом и выражением, а отнюдь не половой деятельностью. Животные охвачены биологическими импульсами, бессознательное принуждение которых тотчас приводит к половым актам; у людей, которые испытали власть Духа, биологическое принуждение затмевается желанием Духа, которое есть истинная любовь, а прямые сексуальные действия заменяются долгим ухаживанием, выражающимся во множестве обращений и в песнях любви. Они в собирательно человеческом смысле являют собой субстанцию того, что именуется культурой . Истинно культурным будет тот человек, в котором стремление Духа к жизни и любви, к дружбе и красоте, выражается в гармонических, сдержанных и осмысленных действиях. Он действует не под влиянием бессознательных биохимических импульсов, несдерживаемой жажды или возбуждения, а под влиянием сознательного видения и великих образов, которые возникают в его уме на фазе духовного прорастания, символизируемой Овном. Конечно же, многие люди, полностью обусловленные земными инстинктами, действуют импульсивно. Ими управляет биохимия желез, а не рожденная Духом культура, необузданные страсти, а не образы любви, созданные желанием Духа. Конечно, в громадном большинстве современные люди переживают конфликт между этими стремлениями, но доминирующим фактором все еще остается побудительная энергия слепого воспроизведения.
Однако, именно по тому, что чисто биологическое побуждение нередко становится жестокой и мучительной страстью, что так называемый секс становится навязчивой, сводящей с ума идеей, ясно видно, что секс такого рода совсем не то, что бессознательная весенняя активность растительной и животной природы. Что-то с ним произошло. Это уже не проявление плодовитости Тельца. Темное страдание вырывается из него; страх и отчаяние стоят за стремлением утратить свое изолированное эго в единстве с другим; это может стать даже страстью к смерти через врата желания.
Тьма и страсть ассоциируются со Скорпионом, однако, они представляют лишь негативный аспект этого знака. Скорпион символизирует человеческий пол пол как выражение личности, как высвобождение сил, порожденных формированием индивидуального и хотя бы относительно изолированного эго. Именно потому, что такое эго часто не в состоянии нести бремя своей изоляции и одиночества, что его мучают подавленность, страх и неуверенность, самовыражение в сексе пропитано болью, ревностью, собственничеством и похотью. Пол в этом случае оказывается не творческим выражением личности, а наоборот бегством от личности, формой самоубийства эго; тем самым секс как похоть становится вратами черного пути саморазрушения и тем скорее, чем больше Дух пробужден к деятельности в структуре эго.
Пробуждение Духа не означает, что все проблемы тотчас разрешаются! Нисхождение Духа в человеческий организм может закончиться духовным поражением, если энергии земной природы возобладают над его ритмом и извратят его характер. Дух может встретиться с поражением на любой из двенадцати ступеней своего воплощения в биопсихической личности. И одну из наиболее опасных ступеней, без сомнения, представляет Скорпион, поскольку именно здесь в области сознательного и персонализированного секса на современной стадии эволюции большинства людей эго отделяется от самости и становится негативным.
Люди до сих пор еще настолько неуверены в себе и одиноки в качестве индивидуальностей, что их эго замутняется страхом и тревогой. В перcонализированном сексе страх и тревога высвобождаются (в какой бы форме они ни возникли в раннем развитии личности) как бегство от себя и внутренняя усталость, как ревность, жадность, скука, чувство вины и пр. Однако, если при формировании эго не было давления неуверенности или жестокого отрыва от лона семьи, религии, общества, тогда секс может означать высвобождение его творческих устремлений. И если в жизни личности есть это позитивное значение, Дух в своем процессе спуска на целостную личность, может в сознательно и творчески реализованном сексе претворить в жизнь одну из своих основных способностей. Скорпион может стать полем творческого выражения интегрированной личности, преображенной духом, а не разрушительным смерчем, сокрушающим неуверенное, трагическое эго как часто случается в наше время.
Скорпион пятый по счету знак в зодиакальной последовательности, начинающейся с Рака, а пятая фаза любого жизненного процесса всегда должна нести черты самовыражения, творческого или разрушительного (как это можно увидеть в традиционных характеристиках пятого дома). Скорпион относится тогда к самовыражению того, что родилось в Раке; а Рак имеет значение центра интеграции в строго определенных и сознательных границах.
Такой центр интеграции эго (для человека, освобождающегося из лона семьи, рода и пр.), то есть индивидуализированное поле сознания, структурированное определенным пониманием: Я есть эта конкретная личность с определенным индивидуальным характером. Большинство цивилизованных людей стали сегодня в различной степени индивидуальными личностями. Но личность означает в этом смысле конечный результат эволюционного восхождения от корней родовой природы: плод определенной культуры, определенного общества, ответ на требования определенной географической и физической среды. Можно смело сказать, что человечество выражается в личности, человеческая природа вдохновляется и расцветает в индивидуальной личности *[Ср. C.G.Yung. The Integration of Personality. P.281.].
Это, однако, не единственное возможное значение термина. Личность (персона) означает этимологически маску актера на больших театральных представлениях в древней Греции и Риме. Эти маски предназначались не только для того, чтобы подчеркнуть резкими линиями определенное эмоциональное выражение или тип характера, но также для того, чтобы усилить голос актера (они были снабжены небольшим рупором). Личность, таким образом, может означать еще и инструмент для высвобождения чего-то: инструмент деятельности Духа. Это инволюционное значение нужно иметь в виду при рассмотрении зодиакального процесса индивидуализации и воплощения Духа. Дух принимает конкретную форму в личности. Он нисходит в структуру, в интегрированное поле индивидуального сознания, и когда это нисхождение (или рождение) происходит, эго рожденная землей личность преображается. Если нисхождение духа в личность символически происходит в Раке, тогда высвобождение творческой силы этой трансформированной личности происходит в Скорпионе (пятом знаке после Рака). И отсюда понятно, что такое по существу и в духовном смысле Скорпион, когда негативные черты эго искуплены и преображены воплощением в нем Духа. Понятно и духовное, опосредованное Духом значение пола в индивидуализированном и сознательном человеке.
Но этого еще недостаточно, чтобы с должной ясностью понять, в чем состоит цель, то есть полное духовное значение Скорпиона. Однако, мы можем уловить направление, куда нисхождение духа стремится переориентировать сознание человека относительно секса. Лишь такой переориентацией могут быть разрешены главные эмоциональные проблемы современного человека настолько, по крайней мере, насколько они коренятся в сексе.
Цель творческого высвобождения озаренной духом личности в Скорпионе можно уразуметь в общем смысле, если иметь в виду, что девятым знаком после Скорпиона является Лев. А что же символизирует Лев, как не солнечного человека, то есть индивидуальность, из которой излучается Дух в сознательном сиянии? Лев дитя Духа, и это духовное порождение сознательное порождение. Оно может принять форму действительного рождения ребенка, родители которого способны наделить его, наряду с здоровым телом, духовно сияющим психическим организмом. Оно может быть также Христом-младенцем в сердце христианских мистиков, алмазным телом азиатских оккультистов телом света, носителем духовного бессмертия человека. На каком бы уровне ни концентрировалось это творческое действие озаренной духом личности, результатом будет работа Духа. Дух порождает через сознательную, индивидуализированную и посвященную личность; а вот рождение сугубо биологическое и инстинктивное вызвано насильственной и слепой силой жизни, которая действует через бессознательные тела.
Это различение фундаментально: оно дает существенный ключ к пониманию проблем, смущающих эмоциональную жизнь множества современных мужчин и женщин, а зачастую разрушающих ее. Эти проблемы встают отттого, что человечество по крайней мере, наиболее развитая его часть пребывает сейчас в состоянии переориентации и реполяризации в состоянии перехода с уровня насильственных и бессознательных жизненных процессов на уровень сознательно индивидуализированного и свободного (поскольку оно самообусловлено) поведения, в котором и через которое выражает себя вдохновленная личность. Эта переориентация человеческой деятельности предполагает ясное сознание и хотя бы первую стадию индивидуализации духа. Предполагается наличие сформированного эго. Если эго ориентировано на дух в позитивном самоутверждении и безопасности, что возможно только в том случае, когда оно основано на вере и любви, исходящих от Духа, тогда это эго становится храмом живого Бога или, по крайней мере, строительными лесами, с которых будет сооружен этот храм. Но если эго наполнено страхом и беспокойством, отравлено ядами насильственного отрыва от психического лона семьи, религии и общества, тогда оно обременено собственными страхами или вынуждено бежать от невыносимого одиночества и усталости в тьму и бессмысленность грубых неистовых попыток сексуального выражения. Сексуальность современного человека обусловлена характером и качеством его эго. Эго служит источником, а пол выходом для того, что кажется целью или увы! столь часто бесцельностью существования. Эмоциональная жизнь человека наших дней обусловлена этими двумя фокусами: эго и полом. Вокруг них она и вращается в большинстве случаев, дисгармоническими и неуравновешенными эллипсами, и ее орбита населена призраками и ущербностью, муками тщетности и трагедийности. Единственную надежду на мир и подлинно творческую гармонию дает озаренное Духом понимание.
Знаки зодиака, которыми в традиционной астрологии управляют Марс и Венера, помогают понять смысл и направленность двух основных аспектов эмоциональной жизни современного человека. Один из этих аспектов относится к весне, другой к осени. Марс и Венера управляют началом этих времен года: Овном-Тельцом и Весами-Скорпионом. Марс управляет первым знаком весны, Венера вторым; Венера управляет первым знаком осени, а Марс вторым. Это соотношение несет в себе глубокий смысл и чрезвычайно значимо практически. В нем проясняется разница между весенней и осенней жизнью; первой свойственна импульсивность Марса, второй воспринимающая способность Венеры, которая устанавливает магнетические поля, в пределах которых деятельность того или иного рода интегрируется, а затем, следующей весной, высвобождается через какие-то новые каналы.
Сущностные качества весны и осени фокусируются в точках равноденствия: в начале Овна и Весов. Для весеннего фокуса характерно символизируемое Марсом возникновение из утробы коллективной жизни человечества представленной символикой моря, этого лона всяческой жизни на нашей планете. Осенний фокус (1о Весов) означает фиксацию в обособившейся личности тех черт и качеств, которые образуют архетипическую (сущностную и бессмертную) природу каждого человеческого существа, его божественность, его сыновство Богу. Таким образом, Весы начинают первую стадию процесса преображения индивидуальной личности, в конце которого она обретает совершенное подобие своему Создателю, Богу-Элохим первой главы книги Бытия. *(Создателя не надо путать с Господом-Богом, Иеговой или Яхве, который появляется лишь во второй главе книги Бытия и который лепит из праха земного, но не творит человека. Это различие существенно, не поняв его, нельзя постичь истинную природу человека и эволюции человеческой личности. Бог-Элохим создает архетипического человека, человека-Христа; Господь Бог, Иегова, племенной Бог, ваяет лишь физического, адамического человека. Как указывают все христианские мистики, человек должен умереть в Адаме, прежде чем родиться во Христе. Это новорождение начинается с символического осеннего равноденствия и подразумевает полную символическую смерть или жертвоприношение обособленной воли эго.
Появление, символизируемое Марсом, и преображение, символизируемое Венерой, образуют два полюса развертывания индивидуальной личности человека. Эмоциональная жизнь индивида поляризуется именно этими двумя тенденциями, двумя силами. Он стремится обнаружить и понять в своем Я выявленную и обособленную индивидуальную личность, структурированную эго центром тяготения или фокусом сознания которого является чувствование себя как отдельной уникальной личности. Он стремится также осознавать в пределах своей личности те сущностные, архетипические характеристики (поначалу скрытые и бессознательные), которые составляют зародыш его божественности а божественность роднит его с любым человеком и представляет его подобие Богу-Творцу.
Прежде чем человек сможет понять смысл и сформировать образ этой божественности в пределах которых и лежит его общность с любым другим человеком на том же уровне индивидуального развития, он должен принять тот факт, что в нем существует также множество био-психологических черт и качеств, присущих всем людям, в особенности людям его расы и культуры. Таким образом, общую человечность людей должно осознать ранее общей божественности людей как внутренней жизненной реальности, ранее рождения живого Бога (символического младенца Христа), совершающегося в сердце и душе индивидуальной личности.
В Весах человек сознает свое социальное, культурное и духовное родство с другими людьми; сначала с конкретной общностью и культурой, затем со всем человечеством. В Овне же человек стремится выйти в широкий мир, заботясь прежде всего об утверждении себя в себе то есть, проецируя и выражая индивидуальность, которую он чувствует внутри себя, но которая не перешла еще с первой стадии выявления из коллективной утробы. Овен, управляемый Марсом, представляет поэтому движение вовне, в пространство; а Весы, управляемые Венерой, движение вовнутрь, к некоторой общей реальности. Марс является первой планетой снаружи от земной орбиты, так что в нем фокус всякого направленного вовне выражения. Венера является первой планетой внутри земной орбиты, и, значит, она фокус всех попыток достижения центра, то есть Солнца.
Венера собирает в себе усилия человека к постижению значения и ценности того источника жизни и света, который объединяет всех людей (по крайней мере, в пределах определенной группы или культуры), поскольку является общим фокусом всех планетарных орбит.
Марс ворота к внешнему пространству; Венера врата к Солнцу. Эмоциональная жизнь человека колеблется между двумя путями, ведущими через эти врата. Это колебание нормальное и спонтанное движение. Ненормальным оно становится, когда на этих путях возникают препятствия, когда ущемляется или отклоняется течение энергии бытия, когда тормозится осуществление внешних или внутренних желаний индивидуальной души. Тогда развиваются напряжения, извращения, страхи, пораженчество и, в конечном результате, комплексы.
Сам комплекс как сущность с набором физических черт, наименованием и характерной моделью определяется в гороскопе человека главным образом парой Сатурн-Луна, ибо Сатурн относится к структуре поля сознания, а Луна к энергии, действующей в пределелах этого физического поля активности и через него, то есть в нашей внутренней жизни. Сатурн и Луна относятся также к основе организации человеческой психики, которую определяют наследственность и среда индивида, а также (в терминах психологического поведения) его взаимоотношения с образами отца и матери в той же мере, как и его взаимоотношения с действительными родителями.
Однако, положение Сатурна и Луны в карте рождения и специфические черты, ассоциируемые с ними, не расскажут нам адекватно и во всех деталях о причине и природе всех возможных комплексов в личности. Реальный комплекс возникает из повторяющегося опыта, когда родители или общество наносят личности ущерб, или из опыта фрустрации по поводу органических дефектов того или иного рода. За комплексом надо уметь видеть характерные особенности внутренних ментальных установок и, что еще важнее, эмоционального функционирования. Именно оно занимает сейчас наше внимание. Мы коснулись проблем эмоциональной жизни; и Марс и Венера являются основными астрологическими символами (некоторые астрологи сказали бы определяющими факторами) эмоциональной жизни, то есть тех путей, на которых репродуктивные энергии жизни и желания индивидуальной души ищут выражения и удовлетворения.
Мы уже отмечали, что они действуют в двух основных направлениях: вовне (Марс, управляющий Овном) и внутрь (Венера, управляющая Весами). Но этого будет недостаточно, если не рассмотреть более полно природу и субстанцию самих желаний и их взаимосвязь с функциональными побуждениями биологического воспроизведения. Импульсы или побуждения, которые характерным образом действуют в живых организмах ранней весной во время символической фазы Овна, можно определить термином прорастание. Овен является символом всех процессов прорастания и не только на биологическом, но на психологическом и даже космологическом уровнях. А прорастание предполагает семя. Это прорыв субстанции семени, высвобождение энергии, содержащейся внутри; вещество и энергия распространяются вовне по определенному плану органического роста, таинственно содержащемуся в семени.
Наука обоснованно утверждает, что не бывает зарождения жизни из ничего. Даже если организм материализуется без нормального процесса прорастания из семени или оплодотворенного яйца, то и тогда должно существовать некое метафизическое семя как основание организма на ментально-духовном уровне образ, проектируемый оккультными силами, логос, напоенный божественной творческой энергией. Он тоже должен прорасти перед тем, как сможет выявиться конкретно на уровне физического выражения а Марс всегда служит источником силы прорастания. Этот источник по сути своей является желанием говорим ли мы о космическом желании духа быть (в ответ на потребность материи обрести новую возможность быть интегрированной в подобие Божие); или о желании животного соединиться со своей парой, или о желании индивидуализированной человеческой души проявить себя или реинтегрироваться в некоторую социально или духовно обусловленную общность.
Астрологи, по примеру историков (вроде Освальда Шпенглера или Арнольда Тойнби), обычно начинают зодиакальные циклы (или циклы культуры) с появления новых форм, то есть с процессов прорастания в Овне. Но прорастание, начинающее новый цикл, предполагает семя, которое появилось на вершине какого-то предшествующего цикла, и я хотел бы добавить не обязательно непосредственно предшествующего данному циклу. Венера управляет семенами и вегетативными процессами; но это безусловно, не та Венера, которая управляет женским знаком Тельца (ее ночным домом в средневековой терминологии) знаком, который дает субстанцию процессам, начавшимся в Овне. Речь идет об осенней Венере, управляющей мужским знаком Весов знаком, который ведает (символически, по крайней мере) завершением вегетативного процесса и высвобождением (падением или сбором) семени растения, или другого органического целого какого бы то ни было уровня.
По традиции считается, что за волей стоит желание, то есть человек способен проявлять свою волю лишь относительно того, чего желает. Но можно пойти и дальше: человек может хотеть лишь того, что он научился (от других или на собственном опыте) ценить. *(Можно возразить, что человек может желать того, что он знает как малоценное. Однако, тот человек, который желает, и тот, который знает, являются в действительности разными личностями, и само утверждение указывает лишь на внутренний раскол в человеке. Та часть, которая желает якобы малоценного объекта или события, в действительности ощущает его как огромную (хотя, возможно, трагическую или насильственную) ценность. Человек может знать, что когда-нибудь другие и, возможно, противоположные цели и объекты покажутся ему более ценными, однако, когда он приступает к действиям, ценность желаемого объекта, к которому направлено действие, должна представляться большой и значимой как раз тому в человеке, что направляет его поступки.). Итак, осенняя Венера управляет первой, основополагающей фазой в развитии чувства ценности. В этом чувстве ценности берут начало культура и этика любого человеческого сообщества, а также индивидуальный характер любой отдельной личности. Это чувство раскрывается в период от Весов до Рыб пассивно в царствах ниже человеческого и у первобытного человека, активно у действительно индивидуализировавшихся людей, которые (говоря символически) сознательно стали семенем своих собственных будущих циклов. Именно на основании этих символизируемых Венерой факторов чувства ценности, семени и прочего действует в Овне символизируемый Марсом импульс прорастания. Осенняя Венера определяет поэтому характер бытия (на уровне ли биологических видов, социальной коллективной культуры, или сознательного индивидуального видения и цели); весенний Марс определяет желание и способность к самовыражению (коллективному или индивидуальному), то есть к актуализации характера, видения, идеала, ценности в конкретной жизни.
Как уже было отмечено, в биологически продуктивном сексе (а символически он фокусируется Тельцом) главными деятелями являются мужское и женское семя, сперматозоид и яйцо; желание по сути своей сконцентрировано в самих органах воспроизведения. Желание изначально является желанием эндокринных желез, гормонов и семени и лишь вторично (более поверхностно, и если оно вообще присутствует) желанием сознательной индивидуальной души. Но там, где мы имеем дело с персонализированным и сознательным человеческим проявлением пола (то есть в Скорпионе), желание будет желанием индивидуальной души или, по крайней мере, организма как целого; и оно, по существу, является не желанием внешнего действия (хотя мышечная деятельность и видимые движения могут иметь место), а желанием психологического единения и конкретного выражения ценности, которую символизирует Венера.
В большинстве случаев, сексуальное влечение у современного цивилизованного человека вызвано психологическими причинами в значительно большей мере, чем биологическими. И в значительно большей мере оно является желанием человеческого единения (и часто бегством от индивидуальной самости и чувства трагической изоляции), чем желанием самовоспроизведения в потомстве независимо от того, соглашаются с этим участники полового акта или нет. И лишь приняв это во внимание, психолог может надеяться распутать клубок комплексов и фрустраций эмоциональной жизни современного человека.
Психоаналитик видит результаты фрустраций, страхов или дегенеративных процессов в теле-уме (то есть в целостной личности) своих клиентов. Он, естественно, стремится сконцентрировать внимание на том, что психическая энергия (так называемое либидо) порицается и вытесняется в подсознание ("личное бессознательное" по Юнгу), где становится разъедающей и взрывоопасной. Отсюда распространенное представление о том, что как только подавленному либидо разрешено течь свободно, все уже хорошо. Бездумная вульгаризация фрейдовского подхода к этой проблеме явно не принимает во внимание тот факт, что символизируемое Марсом либидо (латинское слово означает просто желание) само по себе является лишь результатом, а не причиной. Либидо есть истечение чего-то откуда-то. Нужно выяснять не столько то, что случается с этим истечением (где и как оно появляется, что ему препятствует, почему оно истощается и прочее), сколько то, что относится к его источнику, на каком уровне первоначально локализован этот источник и какого типа факторы в нем действуют.
Именно этим должен заниматься астролог, рассматривая прежде всего натальную Венеру (а также относящиеся к ней прогрессии и транзиты), затем Марс и, наконец, взаимоотношение этих двух планет в натальной карте и его развитие через прогрессии и транзиты. Сами положения в карте рождения надо рассматривать как фазы определенного цикла, который начинается до рождения человека в момент последнего соединения этих планет. Иными словами, отдельное суждение относительно Марса или Венеры не столь значимо для понимания эмоциональной жизни личности; эти планеты следует брать вместе и в соотношении с парой Сатурн-Луна, которая всегда имеет тенденцию кристаллизовать различного рода затруднения, возникающие во взаимоотношении Марса и Венеры, в психические сущности (комплексы).
Прежде чем мы займемся некоторыми астрологическими указаниями на то, как символизируемые Венерой и Марсом функции действуют в личности, необходимо прояснить значение этих функций и первоначальное качество их действия.
Венера и Марс непосредственные соседи Земли, и они символизируют наиболее интимные факторы личной жизни непосредственность и спонтанность бытия (понимается ли бытие на родовом и биологическом уровне, или же с точки зрения индивидуализированной психологической самости). Рассматривая Юпитер и Сатурн, мы имеем дело с тем типом человеческой деятельности, который мотивируется какими-то уже установленными взаимоотношениями, направлен на соответствие чему-то (Сатурн) и ассимиляцию или преодоление чего-то (Юпитер). Сатурн, как символ отца, представляет чувство безопасности, поскольку тот, кто полагает, что хорошо соответствует обществу, чувствует себя в безопасности и обычно благодаря деятельности отца ребенок находит свое место в определенных взаимоотношениях классов, занятий и доходов в обществе в то время, как в матери (Луна) он находит пример (удачный или неудачный) умения приспособиться к тому месту, которое определено Сатурном-отцом. Но что же это такое в человеке, что должно приспосабливаться к месту в обществе, к традициям и культуре вообще к тому, за что отвечает Сатурн? С чего начинает ребенок? Что делает человека естественным и спонтанно действующим, без какого бы то ни было соотнесения с местом или функцией в пределах установленной группы, просто потому, что он есть то, что он есть?
Хотя немало найдется мыслителей-материалистов, верящих в то, что наследственность и среда полностью определяют человека, немногие откажутся признать, что в каждом человеке есть элемент личной свободы и чистой спонтанности бытия, хотя бы слабый и беспомощный. Есть область, в которой человек чувствует, что Я есмь Я, и из которой он исходит в своем подлинном самовырежении, направленном к тому, что представляется ему добрым, ценным и совершенным. Этой областью интимного бытия ведают Венера и Марс. Венера устанавливает характер и основное качество внутреннего и непосредственного постижения самости и ценности, Марс желание и способность выражать это в действии, принимая во внимание другие факторы лишь в той мере, в какой они помогают или препятствуют индивидуальному действию. Эмоциональной жизнью можно назвать двусоставное проявление этого непосредственного чувства индивидуального бытия, желания и усилия выразить его в действии. Эмоциональная жизнь, понимаемая таким образом, проявляется на трех уровнях. На биологическом и родовом уровне эмоциональная жизнь представляет собой проявление органического бытия и деятельности желез; она зависит от гармонического или дисгармонического состояния (Венера) органов, желез и систем тела и это состояние определяет возможность высвобождения (Марс) гормонов, флюидов, а также ядов внутри и вовне организма.
То же самое двойственное действие можно наблюдать на социокультурном уровне, там, где есть коллективные чувства и коллективные способы мышления, в той мере, в какой коллективные факторы принимаются как данность, как несомненная внутренняя часть самости человека в той, следовательно, степени, в какой Я отождествлено с ними. Например, чувство первородного греха и порочности человеческой природы, мысль, что некрещеные люди суть язычники все это коллективные факторы, в которые типичный пуританин верует столь интимно, что они окрашивают характер и качество самого чувства Я есмь Я (Венера) и определяют непосредственные спонтанные реакции человека на жизнь (Марс).
Существует также уровень подлинно индивидуальной души, на котором человек постигает свою внутреннюю самость с точки зрения ценностей (Венера), которые он сам открывает и выбирает и согласно которым он как индивид поступает (Марс).
Венера и Марс могут действовать на всех трех уровнях в одном человеке. Во многих случаях они действуют на этих трех уровнях одновременно, из-за чего могут возникать конфликты между ценностями, установленными на каждом из уровней, поскольку личность не интегрирована то есть ценности, установленные на одном уровне, не определяют все поведение личности, по крайней мере, в данное время. Отсюда видно, как непросто составить полную и достоверную психологическую картину эмоциональной жизни человека по его карте рождения; ведь даже если предположить, что значение Марса и Венеры (и соответствующих астрологических факторов) будет хорошо понято по их расположению в карте рождения (плюс прогрессии и транзиты), все равно трудно будет оценить, на каком уровне центрирована личность, на каком уровне обычно действуют Марс и Венера, а что еще более важно на каком уровне они действуют в конкретной стрессовой ситуации.
С другой стороны, преимущество астролога перед обычным психологом состоит в том, что он может знать основной характер функции Венеры и Марса на любом уровне и при любых обстоятельствах. Правда, это знание не позволит астрологу точно предсказывать, что будет чувствовать и как будет поступать человек в определенный момент - никогда не следует забывать это положение! - но это дает ему возможность более полно понимать, почему и как тот чувствует и действует. А такая возможность может стать основанием для мудрого суждения и полезного совета но ведь только их и может предложить астролог тем, кто обращается к его услугам.