Всякий живой организм постоянно претерпевает трансформации, за период своего существования дерево или животное подвергается множеству органических изменений по родовой схеме роста, созревания и, наконец, распада. Схема может стать иной в процессе эволюции видов существуют ведь органические мутации. Но, насколько мы знаем, индивидуальный организм (растение или животная особь) не сознает возможности трансформировать себя и не имеет сознательного желания или жажды трансформации, способной радикально изменить условия и обстоятельства его существования. Организм не желает и не планирует превращения во что-то большее, нежели то, чем он является по природе и роду.
Способность радикально изменить условия своего существования благодаря применению ума, дающего представления о новых возможностях и неиспытанных действиях, привилегия и, в некотором смысле, пугающая ответственность человека. Человек всегда может стать больше того, что он есть сейчас. В человеческом уме есть сила, стремящаяся превратить всякий круговой процесс в спираль; и есть нечто в человеческом организме, мы можем назвать это сердцем или душой, что способно к жажде существенных изменений в чувствах, жажде новых путей общения с другими живыми существами и со вселенной в целом.
Изучая первые три основные стремления органического существования, мы находились в области, где организмы есть то, что они есть, где они стремятся оставаться и воспроизводиться такими же. Это относится к физиологическому уровню тела, к уровню организованного общества и к уровню индивидуальной личности. В каждом случае мы имеем дело с видами деятельности, развертывающимися в определенных границах и в соответствии с более или менее установленными схемами и режимами. Сатурн, Юпитер и Марс относятся к таким видам деятельности. Сатурн символизирует формирующую силу среди всех структурных факторов, Юпитер чувство социального партнерства и стремление к коллективной интеграции человеческой деятельности в рамках структурной схемы, заданной Сатурном, чтобы жизнь каждого была более легкой и изобильной. Марс относится к внешней деятельности физического тела и личности к деятельности, управляемой либо родовыми, коллективно-культурными, либо индивидуальными суждениями и ценностями (Венера).
Главное, к чему направлены эти побуждения, это в широком смысле счастье и благополучие, то есть приятное и изобильное бытие тем, чем данное существо является. Быть тем, что есть вот та часто неуловимая идентичность, искать которую нам часто советуют психологи, что, кажется, запутало многих молодых людей. Совет вводит в заблуждение, потому что функция Сатурна-Юпитера в современном обществе и в преждевременно индивидуализированном современном юноше как следует не работает. Основные структуры и чувство межличностных отношений в сложившихся традиционно рамках оказываются устаревшими, они неэффективны в новых условиях существования.
Откуда же взялись эти новые социальные и личные условия? Оттого, что скрытая в уме и душе человека сила, о которой я только что говорил, необыкновенно увеличила свою активность стремление к радикальной трансформации самих основ нашей думающей и чувствующей природы. Причины же возрастания активности можно разъяснить по-разному. Наверное, мы достигли новой фазы в процессе человеческой эволюции, мы живем в переходный период, хотя характер новой фазы еще не определился, и эта неопределенность в широком масштабе порождает социальное беспокойство и личную неуверенность.
Интересно отметить, что развертывание этого переходного периода совпадает с открытием трех планет за орбитой Сатурна Урана, Нептуна и Плутона; возможно, еще одна планета будет открыта на еще большем расстоянии от Солнца. Как будто к моменту, когда человечество стало испытывать нужду в новых символах для обозначения новых возникающих в уме и душе сил, оно обнаружило эти планеты в поле своего зрения как средство для того, чтобы обращаться с этими силами более сознательно и соразмерять их.
Эти силы, разумеется, всегда существовали в человеке, но они не использовались коллективно и сознательно, как публично признанные социальные, культурные и личные ценности не использовались так, чтобы стать жизненной проблемой для человечества как целого. Они действовали в основном, если не исключительно, через особо чувствительных и развитых людей, через, так сказать, мутантов, в которых безбрежная, внеличностная тяга к эволюции можно сказать, Воля Божья могла действовать в необычных условиях.
Даже в Индии времен Упанишад йоги и мистики составляли незначительное меньшинство, а как мало было людей, действительно ведших жизнь, подобную жизни Христа? Став организованной религией, христианство перешло в область Юпитера и Сатурна, оно стало социальным фактором. Вместе с тем, без сомнения, революционные перемены в человеческом сознании, достигшие сейчас высокого, может быть даже критического уровня, были намечены уже в VI в. до н.э. Возможно, о существовании Урана и Нептуна знали некоторые жрецы-астрологи в Халдее и других странах, обладавшие сверхфизическими средствами исследования.
Как бы то ни было, изучая циклы соединений трех транс-сатурновых планет, мы можем определить и оценить некоторые наиболее важные ритмы истории и эволюции цивилизации на Земле. Я имею в виду, в частности, 500-летний цикл соединения Нептуна и Плутона (последнее имело место в 1891-92 годах в знаке Близнецов), циклы Урана и Нептуна, Урана и Плутона.
Здесь, впрочем, я упомяну лишь о некоторых моментах, относящихся к паре Уран-Нептун, особенно важных для темы этой книги, оставляя остальной материал, касающийся трех транс-сатурновых планет для другой книги. Уран и Нептун составляют действительно тесно связанную пару, представляющую в том типе астро-психологии, которым мы занимаемся, два аспекта функции самотрансформации и самотрансценденции.
Мир Сатурна тесный, замкнутый в круг, безопасный мир бесконечно повторяющихся процессов. Уран превращает его в открытое поле, в котором эксцентричные (центробежные) силы постоянно или периодически одерживают победу над концентрическими (гравитационными) привычками и конформистской традиционно-благочестивой ментальностью. Победа Урана может носить взрывной характер, если сопротивление укрепленных Сатурном интересов и понятий слишком велика, чтобы допустить какой-то компромисс или взаимообмен. Но Уран не обязательно стоит за революционное насилие. Он представляет центробежный толчок, который, не встречая слишком упрямого сопротивления со стороны концентрической тяги Сатурна, может действовать по всему кругу, в каждой его точке, превращая круговое движение в спиральное, то есть в движение, которое гармонично и красиво расширяется от центра наружу, наподобие морской раковины.
К сожалению, в этом мире земной материи и на данной стадии человеческой эволюции гармоничная трансформация к состоянию открытой, постоянно расширяющейся самости очень редка, поскольку продукты человеческого ума (понятия, социальные установления, религии и прочее) обладают мощной инерцией, сопротивляются всякому изменению. И Уран должен по большей части действовать в условиях сильного беспокойства и эмоционального давления в человеческой личности, острых кризисов в обществе (война, разруха, экономическая депрессия, коллективный страх и т.п.). В результате, действие уранианской силы на кризисное поле личности или общества имеет взрывоопасную тенденцию; все же в большинстве случаев это действие становится приемлемым для наиболее сознательных частей личности (или общества), хотя оно и связано со страданиями и страхом от расширения и интенсификации беспокоящих факторов.
То же справедливо и относительно Нептуна, но эта планета имеет отношение скорее к миру чувств и ценностей, нежели к уму и его традиционным понятиям и блокам. Чувства тоже могут быть сдавлены и полностью заблокированы страхом и беспокойством, ценности могут застыть до твердого состояния, в котором всякая возможность перемены заставляет раковину туго сжиматься, пока опасность для статус кво не минует. Образуются комплексы, которые функция Нептуна стремится растворить или обойти.
То, что Уран разбивает, Нептун затем растворяет. Он есть универсальный растворитель алхимиков. Но Нептун относится также ко всем средствам, которые люди используют, чтобы убежать от невыносимых условий, управляемых Сатурном, вроде тяжелой, нудной работы, конвейера и то есть От такой однообразной деятельности возникают скука и депрессия, если только исполнитель не чувствует глубоко в себе ее ценности, то есть не принимает ее полностью как служение некой более высокой цели, которую он сделал по-настоящему своей. Скука же и чувство тщетности порождают желание убежать от сатурнианских дел. Это желание может привести со временем к психотическому состоянию. Но прежде всего мы видим символ Нептуна действующим в пьянстве, приеме наркотиков, навязчивом стремлении к путешествиям, забавам или любовным приключениям, во многих формах псевдо-мистицизма или якобы космического сознания.
Нептун в этом негативном аспекте бегство в бесформенное, иррациональное и бессмысленное, готовность по действием ядовитых чар отречься от своей индивидуальной самости. В своем позитивном аспекте, однако, Нептун относится к видению мира с открытыми и всеобъемлющими формами, и к глубокой вере человека в возможность реально служить и помогать, осуществить на этой земле возвышенные (или подсознательные) реальности трансцендентного транс-сатурнианского мира. Уран и Нептун должны работать вместе, чтобы сделать возможным переход от сегодня, которым властвует сатурновское вчера, к творческим моментам, полностью посвященным сияющему завтра. Но часто этого не происходит; тогда в силу вступают не актуальные комплексы, а негативные реакции на комплексы (или социально-культурные кристаллизации). Комплексы же возникают, если естественно сильная урано-нептунианская функция постоянно фрустрируется. Как уже говорилось, это может породить чувство вины, отравляющее душу и разрушающее ум.
Негативные формы урано-нептунианской деятельности могут возникать также, если великая мечта о Пророке, подлинном мистике или творческом первопроходце в той или иной области становится настолько материализованной и формализованной, что теряет открытость к жизни и потоку универсального изменения. Если видение материализуется до организованной религии (или любого другого жесткого социокультурного установления), оно попадает в подчинение юпитеро-сатурнианским целям. Ныне это более или менее неизбежно, но требует в нужное время сравнительно насильственного действия со стороны слишком долго бездействовавшей урано-нептунианской функции.
При помощи Плутона достигается более или менее полное обнажение личности. Плутон атомизирует субстанции, сводя их к самым примитивным элементам. Он обнажает застойные глубины человеческой природы, развенчивает бессознательное притворство, разрушает все чары, делая бегство бесполезным и отвратительным. Но он делает все это, символически говоря, так, что семя, которое он хранит как драгоценность в своем царстве (Прекрасная Прозерпина) может найти богатый гумус для роста, когда начнется весна нового цикла.
Поистине все в жизни служит конечной цели и вносит свой вклад в вечно длящуюся гармонию универсального существования, и даже наиболее жесткие комплексы, глубочайшие страхи или эмоциональные трагедии нужны для поляризации, когда придет время, наиболее интенсивной деятельности сил, трансформирующих жизнь.
Деятельность этих сил становится более понятной и предсказуемой при рассмотрении циклов Урана, Нептуна и Плутона в жизни людей и народов. Эта деятельность подвергает человека опыту таинственного процесса метаморфоз, в конце которого он достигает полной актуализации потенциальностей, столь долго таившихся в его глубинах как в зерне. Он становится не только более значительным человеком, но более, чем человеком. Он соединяется со звездой своей духовной сущности. Его сознание не зависит уже от биопсихической поддержки Солнца, ибо он становится членом Братства Звезд, участником нашей грандиозной Галактики.