В сказках, которые мы обсудим в этой главе ("Барабанщик", "Фрау Труда", "Птица-Найденыш" и русская народная сказка "Терешечка"54), речь в основном идет о победе над ужасной матерью.
Погружение в "мир матерей"55 — это подлинное переживание, которое по большей части свойственно второй половине жизни человека; в среднем возрасте наше целостное отношение к жизни меняется, так как Эго теряет ощущение абсолютной силы и в какой-то степени своей идентичности с телом. Молодые люди своей первоочередной задачей считают развитие своего Эго. Бессознательное все равно будет оказывать влияние на их жизнь, но, как правило, подспудно, неявным образом. Субъективная зависимость от бессознательного ощущается лишь косвенно, через проекции, т. е. через тех людей и те предметы, которые привлекают или отталкивают человека, но в любом случае вызывают у него сильные эмоции, являются составной частью его жизни.
54 В оригинале книги эта сказка названа "Ivan and the Witch", т. е. "Иван и ведьма". {Прим. пер.)
55 Выражение "мир матерей" заимствовано автором из "Фауста" Гете. Во второй части трагедии в этот мир погружались Фауст и Мефистофель. {Прим. пер.)
Архетип матери является источником проекций в человеческой психике. В первую очередь на окружающих людей проецируются основные ценности анимы или ани-муса. Человек стремится обрести целостность в отношениях с другими людьми, которые оказываются в сфере проекции, не осознавая того, что следует за образом, рожденным его же бессознательным.
Молодые люди в основном перемещаются в русле Природы-Матери, которая, действуя незаметно, стремится добиться через них выполнения своих целей. Иначе говоря, энергия материнского образа находит бессознательный выход в человеческих влечениях. Конечно, сознание придает этим влечениям какое-то направление и даже подавляет некоторые из них, но прямой его контакт с бессознательным, как правило, невозможен. Это связано с тем, что идеалы сознательного в большинстве своем являются коллективными, тогда как бессознательное остается чисто природным феноменом.
Если бы материнское бессознательное не имело никакой иной цели, кроме рождения и воспитания детей, то оно должно было бы удовлетвориться достижением этих естественных целей, и так действительно происходит с некоторыми людьми, но далеко не со всеми. Материнское бессознательное, конечно же, участвует в создании культуры и формировании сознания. Стремление к индивидуации также берет свое начало в бессознательном. По-видимому, это стремление обладает энергией, которая хотя и имеет весьма отдаленные связи с его истинной целью, может достичь ее только при помощи сознания. Именно потому, что это стремление остается бессознательным и лишено присущей сознанию конкретности, оно крайне противоречиво в отношении своей истинной цели.
В сказках эти психологические факты обычно воплощаются в позитивных и негативных материнских персонажах или же в одной и той же амбивалентной материнской фигуре. Иногда в сказке мать представляет опасность для главного героя и вместе с тем помогает ему. В других случаях ее поведение зависит от позиции главного героя. Именно в силу этой амбивалентности молодой человек должен не только выполнять указания матери, но и закалять свою волю и развивать свое Эго. Только тогда, когда он научится формулировать свои собственные цели и достигать их, он сможет непосредственно соприкоснуться с бессознательным. Но это произойдет не раньше, чем Эго отделится от бессознательного, не образовав с ним никакой позитивной связи.
Краткое содержание
Однажды вечером шел молодой барабанщик берегом озера, видит — лежат на берегу три куска льняного полотна. Он сунул один кусок в карман и пошел домой. Придя домой, он лег на постель и уснул. И вдруг он проснулся, так как ему показалось, будто носится перед его постелью какая-то фигура.
—Что тебе надо?— спросил он.
—Отдай мне мою рубашечку,— ответил голос,— я дочь могущественного короля, но я попала в руки ведьмы и заключена на Стеклянной горе. Каждый день я должна купаться в озере вместе со своими сестрами, а без рубашечки я улететь назад не могу. Сестры мои вернулись домой, а мне пришлось там остаться. Прошу тебя, отдай мне назад мою рубашечку.
— Успокойся,— сказал барабанщик,— я отдам ее тебе.
Он достал из кармана рубашечку и протянул ей. Она торопливо схватила ее и собралась уходить.
— Погоди немного,— сказал он,— может быть, я смогу тебе чем-нибудь помочь.
— Ты сможешь мне помочь только в том случае, если взберешься на стеклянную гору и освободишь меня из рук ведьмы. Но на Стеклянную гору тебе не взойти; если даже ты к ней и подойдешь, то на нее не взберешься.
— Что я захочу, то и смогу,— ответил барабанщик,— и я ничего не боюсь. Но дороги к Стеклянной горе я не знаю.
— Дорога туда идет через дремучий лес, а в нем живут людоеды, — ответила она, а больше я тебе ничего не смею сказать.
Было слышно, как она улетела.
Только стало светать, повесил барабанщик через плечо свой барабан и двинулся без всякого страха прямо в тот лес. Прошел он немного, никого не увидел, перевесил барабан на грудь и стал выбивать дробь, да так громко, что разбудил великана, который лежал на траве и спал.
— Эй,
ты!— крикнул он барабанщику.— Что это ты тут ба
рабанишь и будишь меня от сладкого сна?
— Я барабаню,— ответил тот,— потому что за мной идут много тысяч людей, которые собираются тебя уничтожить и очистить лес от такого чудища, как ты.
Великану стало не по себе, и он подумал: "Если я свяжусь с этим хитрым народом, это может кончиться для меня плохо".
— Послушай-ка, малыш, — сказал великан, возвращайся ты лучше назад, а если есть у тебя еще какое-нибудь желание, то скажи мне, я готов оказать тебе услугу.
— У тебя длинные ноги, — сказал барабанщик, — ты можешь идти гораздо быстрей меня, так вот — перенеси меня к Стеклянной горе, а я уж дам знать людям, чтобы они отступили, и на этот раз они оставят тебя в покое.
Поднял великан барабанщика к себе на плечи, и тот принялся на радостях наверху барабанить. Подумал великан: "Это, наверное, знак, чтобы остальные отступили назад". Вскоре повстречался им по дороге второй великан, он снял барабанщика со спины первого великана и засунул его к себе в петлицу. Подошли они к третьему великану, вынул тот его из петлицы и посадил его себе на поля шляпы. Сделал великан всего два шага, и вот подошли они к подошве горы, тут великан и спустил его на землю.
Стоял барабанщик у горы, и не знал он, как ему на ту гору взобраться. Начал он взбираться, то ничего не вышло, он все назад скатывался. Стоит он и не знает, что ему делать, и тут он увидел двух людей, между которыми лежало седло. Они яростно спорили, потому что каждому из них хотелось его получить. Это седло было волшебным: если кто на него сядет, то куда он ни пожелает попасть, там враз и окажется, стоит только желанье свое произнести.
— Этот спор я быстро разрешу, — сказал барабанщик. Он немного отошел и воткнул в землю шест. Потом вернулся и говорит:
— Кто первый добежит до шеста, тот первый и поедет на седле.
Бросились оба спорщика бежать во весь дух, но только они отбежали на несколько шагов, вскочил барабанщик на седло и пожелал перенестись на стеклянную гору; не успел он рукой махнуть, как был уже там.
Было на вершине горы ровное место, стоял старый каменный дом, а перед домом был большой пруд, а за ним густой лес. Вокруг не было ни зверей, ни птиц, всюду было тихо.
Он подошел к дверям и постучал раз и другой. На третий раз открыла ему дверь старуха, лицо у нее было смуглое, глаза красные, на длинном носу были очки. Она поглядела на него сурово, потом спросила, чего он хочет.
— Впустите, дайте мне поесть и переночевать, — ответил барабанщик.
— Это можно будет, — сказала старуха, — если за это ты согласишься выполнить три работы.
Он согласился. Старуха его впустила, дала ему поесть, а вечером приготовила хорошую постель. Наутро, когда он проснулся, сняла старуха со своего худого пальца наперсток и сказала:
— Теперь принимайся за работу, вычерпай мне этим наперстком пруд во дворе; но с работой ты должен управиться до наступления ночи и разобрать всех рыб, что находятся в пруду, по сортам и размерам и сложить их в порядке.
Черпал он целое утро, и все без толку. В полдень вышла из дома девушка чудной красоты, поставила перед ним корзинку с едой и спросила:
— Почему ты сидишь такой грустный, чего тебе не хватает?
— Я не могу выполнить и первой работы, — ответил он. Я ищу королевну, которая должна находиться здесь, но я ее не нашел. Видно, придется мне идти дальше.
— А ты оставайся здесь, — сказала девушка, — я тебя из беды выручу. Положи голову мне на колени и усни. Когда проснешься, вся работа будет сделана.
Барабанщик так и сделал. Только закрылись у него глаза, повернула девушка волшебное кольцо и молвила: "Вода ввысь, рыбы наружу!" И вмиг поднялась вода белым туманом ввысь, а рыбы начали барахтаться, выпрыгнули на берег и легли в ряды — каждая по величине и сорту. Проснулся барабанщик и в изумлении увидел, что все уже выполнено. Но девушка сказала:
— Одна из рыб лежит не вместе с остальными, а отдельно. Когда старуха явится вечером и увидит, что все сделано, она спросит: "А эта рыба почему лежит отдельно?" Тогда ты кинь ей рыбу в лицо и скажи: "Это рыба для тебя, старая ведьма".
Вечером явилась старуха, и когда она задала этот вопрос, барабанщик бросил ей рыбу в лицо. Она притворилась, что ничего не заметила, но глянула на него злыми глазами. На другое утро она сказала:
— Теперь надо выполнить работу потрудней. Нынче ты должен вырубить весь лес, распилить деревья на дрова, сложить их в поленницы, и все это надо закончить к вечеру.
Она дала ему топор, молоток и два клина. Но топор был оловянный, а молоток и клинья из жести. Только он начал рубить, покривился топор, а молоток и клинья погнулись. Он не знал, что ему делать. В полдень снова явилась девушка и утешила его.
— Положи голову мне на колени и усни,— сказала она, — а когда проснешься, работа будет исполнена.
Повернула она волшебное кольцо, и в тот же миг рухнул с треском весь лес, деревья покололись сами собой и сложились в поленницы. Проснулся барабанщик, а девушка говорит:
— Видишь, все деревья порублены и поленницы сложены, осталась только эта одна ветка. Когда старуха придет и спросит, почему одна ветка осталась, ты ударь ее той веткой и скажи: "Эта для тебя, старая ведьма!"
Явилась ведьма, посмотрела на сделанную работу и спросила про ветку.
— Это для тебя, старая ведьма, — ответил барабанщик и ударил ее той веткой. Но она притворилась, будто ничего не почувствовала, посмеялась и сказала:
— Завтра поутру ты должен все эти дрова сложить в кучу, поджечь их и спалить.
Снова девушка не покинула его в беде. Она принесла ему в полдень еду; поел он положил голову ей на колени и уснул. А когда проснулся, вся груда дров была объята пламенем, и его языки поднимались до самого неба.
— Теперь послушай меня, — сказала девушка, — когда явится ведьма, она станет давать тебе разные поручения; ты выполнишь без страха все, что она потребует, тогда она не сможет к тебе придраться, а будешь бояться — охватит тебя пламя, и ты сгоришь. Под конец, когда все выполнишь, схвати ее обеими руками и кинь в самое пламя. — Ушла девушка, а вскоре подкралась старуха.
— Ух, как мне холодно, — сказала она, — да вот пылает огонь, он согреет мне старые косточки, и мне будет приятно. Вот лежит чурбан, он никак не загорается, ты его вытащи мне из пламени. Сделаешь это — и будешь свободен, можешь идти, куда вздумается. Ну, поживей, в пламя!"
Не долго думая, барабанщик бросился в огонь, но он ему ничего не сделал, даже волос не опалил. Вытащил он оттуда чурбан и положил его в сторону. Но только прикоснулось дерево к земле, как обратилось оно мигом в красивую девушку, ту самую, что помогала ему в беде. А по шелковому, блистающему золотом платью, которое было на ней, он сразу понял, что это королевна.
Но старуха злобно усмехнулась и сказала:
— Ты думаешь, что она уже твоя? Нет, она еще не твоя. Она хотела броситься к девушке и утащить ее с собой, но он схватил старуху обеими руками и кинул ее в самое пекло; пламя охватило ведьму, и она сгорела.
Королевна глянула на барабанщика и увидела, что он красивый юноша. Она вспомнила, что он был готов отдать жизнь, чтобы ее спасти, протянула ему руку и сказала:
— Если ты обещаешь мне верность, то будешь моим мужем. А богатства у нас много. Нам хватит и того, что насобирала старая ведьма.
Королевне больше не захотелось оставаться на Стеклянной горе. Она повернула волшебное кольцо, и они оба оказались у городских ворот.
Здесь заканчивается та часть сказки, в которой действует ведьма. Во второй ее части развивается сюжетная линия забытой невесты, но так как она выходит за рамки темы этой книги, мы не станем здесь ее подробно обсуждать.
Перед свадьбой барабанщик захотел навестить своих родителей и рассказать им новость. Оказалось, что он был на Стеклянной горе целых три года, а не три дня, как ему показалось. Прежде чем он покинул свою невесту, та попросила его не це ловать родителей в правую щеку, иначе он ее позабудет, и она останется одна. Однако он расцеловал их в обе щеки и сразу позабыл королевну. Когда он собрался жениться на другой девушке, королевна приготовила три прекрасных платья и отдала их новой невесте барабанщика за возможность провести три ночи около его спальни. Когда все в доме утихло, королевна присела на корточки перед дверью спальни и сказала так:
Слушай меня, барабанщик,
Неужели меня позабыл?
На Стеклянной горе ты ведь долгое время прожил.
А не я ли тебя от злой ведьмы спасала?
И не ты ли мне верность навек обещал?
Слушай, слушай меня, барабанщик.
И вдруг на третью ночь к нему вернулась память. Он вскочил, взял королевну под руку и привел ее к своим родителям. Снова были приглашены друзья и родные и к великой радости была отпразднована настоящая свадьба.
Главным героем этой сказки является барабанщик, т. е. солдат. Его основные качества — мужество и сильная воля; он говорит: "Что я захочу, то и смогу". Кроме того, он обладает смекалкой и хитростью. Такой солдат — типичный сказочный герой.
Специфическая работа героя нашей сказки заключается в том, чтобы барабанить, поскольку барабанная дробь придает солдатам мужества; именно барабанщик поднимает своих товарищей в атаку. Во многих культурах, особенно в примитивных, с помощью барабанов люди отгоняли злых духов. Барабанный бой применялся и во время ритуалов изгнания нечистой силы, а также в церемониях воскрешения. Поэтому специальность барабанщика весьма подходит нашему герою для победы над злыми силами судьбы, главная из которых — козни ужасной матери.
В самом начале сказки главный герой нашел рубашечку королевны-лебедя на берегу озера, т. е. на границе бессознательного. Поскольку он взял ее себе, королевне пришлось явиться к нему домой — так они встретились в первый раз. Она пришла к нему вечером; уже засыпая, он услышал ее тихий голос. Он не мог видеть ее в темноте, зато ясно слышал ее голос. Образ анимы обычно появляется в тот момент, когда мужчина уже засыпает, ибо он воспринимает лишь смутные намеки и чувства, которые исходят от нее, когда отступает его сознание.
Королевна связана с образом лебедя, птицы-предвестника. Норны56 и Валькирии57 часто принимают образ лебедей.
56 Норны — в скандинавской мифологии низшие женские божества, определяющие судьбу людей при рождении. (Прим. пер.)
57 Валькирии (др. исл., буквально — "выбирающие мертвых, убитых") — в скандинавской мифологии воинственные девы, подчиненные Одину и участвующие в распределении побед и смертейв битвах. (Прим. пер.)
Существует древнее тевтонское поверье, что белый лебедь указывает путь к обители ангелов или к Стеклянной горе, что лебедь является воплощением самой души58.
58 Одной моей пациентке приснилось, что она плывет на лодке по озеру: "Вокруг небольшого острова плавало много белых лебедей. Я знала, что один из них — мой жених, на которого наложено заклятие, и я стала плыть за лебедями. Затем я приметила одного лебедя, крылья которого отливали золотом и бронзой при попадании солнечного света. Я подплыла к нему, в полной уверенности, что это Т. Я взяла его на руки и назвала его по имени. Тогда лебедь снова превратился в человека, но у него остались золотые крылья". В данном случае анимус освобождается от своего птичьего облика. Она возвращает ему человеческий облик, когда берет на руки, принимая его животную природу и вместе с тем называя его по имени, что означает осознанное признание происходящего.
Девы-лебеди часто встречаются в сказках. Они воплощают аниму героя, феминную часть его психики, сближая его с бессознательным. Воплощение анимы в образе птицы — знак того, что на этой стадии она еще не становится функцией, доступной осознанию главного героя. В сказке говорится, что королевна — дочь могучего короля, которая оказалась под воздействием колдовских чар ведьмы, живущей на Стеклянной горе. Задача барабанщика заключается в том, чтобы преодолеть силы темной матери и освободить из плена эту часть психики.
Стеклянная гора — один из символов другого мира. В тевтонской мифологии рай, или место обитания мертвых, часто называли Стеклянной Горой. Существует древнее прусское поверье, что по скользкому склону на эту гору должна взобраться душа. В древности когти умерших медведей и рысей не использовали как талисманы, их сжигали вместе с их телами, чтобы после смерти этим животным было легче подняться на гору. Согласно другому народному поверью, на Стеклянной горе живут духи, мудрые женщины, феи, девы-лебеди и ведьмы; простой смертный может попасть на Стеклянную гору под воздействием чар злого духа, и тогда он будет освобожден, что и происходит в нашей сказке.
Юнг отмечает, что "прозрачное стекло подобно отвердевшей воде или воздуху: и то, и другое символизирует дух"59. В нашем случае это означает, что аниму перенесли в область духа или область бессознательного, и там она оказалась в плену у темной матери. Гора девы-лебедя очень высока, а склоны ее — очень скользкие, что символически передает ее недосягаемость и изоляцию от остального мира.
59 "The Spirit Mercurius", Alchemical Studies. CW 13. Par. 245.
В таком состоянии обычный мужчина не осознает, что он чувствует на самом деле. Он либо пассивен из-за того, что его эрос фиксирован на матери, т. е. отнесен к детскому возрасту, либо излишне эмоционален, легко, впрочем, приходя в спокойное расположение чувств. Он не склонен генерировать собственные переживания, удовлетворяясь лишь "чувством обладания", доставшимся ему от матери или от другого человека. Половина личности такого мужчины как бы "выпадает из реальности", т. е. живет в мире матери.
К счастью или несчастью, при доминировании материнского образа сохраняется определенная степень бессознательности, или тенденция к бессознательности, довольствующаяся фантазиями, которая является и прелюдией, и эпилогом ко всему осознанному, к любому бытию. Именно поэтому материнская фигура часто сеет сон вокруг себя, как, например, в сказке "Спящая красавица", в которой главная героиня, уколовшись о подаренное старухой веретено, на сотни лет погружается в летаргический сон. Причем засыпает не только она сама, но и король с королевой, весь королевский двор и даже огонь в очаге. И уж совсем странно, что под воздействием колдовских чар старухи успокаивается неугомонный ветер. Ветер символизирует реальные духовные устремления, которые также парализованы.
В другой сказке братьев Гримм, а именно, в "Вороне", сонливость вызывает еда, которой материнская фигура кормит главного сказочного героя. Он хочет освободить принцессу. Вместе со старухой ему приходится дожидаться ее в лесу; это означает, что он должен вступить в контакт с бессознательным. Но ему нельзя принимать от старухи ни еды, ни питья, иначе он заснет глубоким сном и не сможет освободить принцессу. В этой сказке речь также идет об опасности погружения в сон под влиянием материнской фигуры. Старуха угощает главного героя как добрая мать и вместе с тем является источником опасного бессознательного.
Разумеется, сам по себе сон ни в коем случае нельзя назвать негативным явлением. Он становится таковым, если персонаж засыпает не вовремя. Если мужчина хочет освободить из плена свои эмоции, ему не следует погружаться в бессознательное, т. е. нельзя спать. Иначе ему грозит опасность быть убаюканным заботливой матерью, регрессировать в детство; он по первому требованию получает от матери все, что пожелает. Соблазн без труда удовлетворять все свои желания подталкивает его к пребыванию в бессознательном состоянии.
Люди, оказавшиеся во власти материнского комплекса, часто долгие годы находятся в состоянии смутного осознания себя и своих действий. Иногда они половину жизни находятся в таком бессознательном состоянии, в мире своих фантазий. Мечтая о другом имидже, они коротают время, находясь в тюрьме своего комплекса. В сказках темная материнская фигура часто запирает своих жертв в темницу; иначе говоря, предвзятое отношение к ней оборачивается тюрьмой. Например, в сказке "Железная печь" ведьма закрывает принца в печи; а в сказке "Рапунцель" ведьма запирает королевича в башне. В той же сказке королевич спасается от ее преследования, падает из окна и выкалывает себе глаза о колючие шипы кустарника, и ему, слепому, приходится долгие годы скитаться по лесу. Хорошо известно, как темная анима может ослепить мужчину, чтобы он не заметил, кто находится с ним рядом, особенно если речь идет о женщине.
В сказке о барабанщике все не так плохо, однако анима главного героя сказки также находится под действием злых чар ведьмы. Чтобы освободить аниму, нужно вступить в опасный контакт с бессознательным. Герой должен совершить странствие в другой мир, на Стеклянную гору, хотя это странствие очень опасно. Даже добраться до подножия горы — очень нелегкое дело, так как сначала нужно пройти через дремучий лес, в котором живут великаны-людоеды. Этот первый этап одиночного странствия барабанщика означает открытость бессознательному и его опасному воздействию, и здесь герою очень помогают его ум, хладнокровие и выдержка.
Страшные великаны огромного роста обладают нечеловеческой силой; это указывает на то, что герой проник на сверхчеловеческий уровень психического. В образе великанов воплощаются аффективные импульсы огромной энергии, с которыми сталкивается главный герой, приближаясь к бессознательному. Но барабанщик не пасует перед великанами. Он дерзко будит их и побеждает благодаря более высокому интеллекту. Только такая тактика может принести ему успех, поскольку великаны, обладая гигантской силой, часто глупы. С психологической точки зрения это может означать, что сознательное Эго знает рецепт, как совладать с такими незрелыми, но мощными импульсами, чтобы не превратиться в их жертву.
Благодаря своей смекалке барабанщик становится обладателем волшебного седла. Волшебное седло — это аналог чудесной лошади, которая может нести по воздуху своего всадника; такими же свойствами часто наделяются волшебный плащ и ковер-самолет. В нашей сказке волшебное седло помогает проникнуть в другой мир. Психологически это означает проникновение вглубь коллективного бессознательного, в "мир матерей". Так как седло — продукт человеческой деятельности, мы можем говорить о технических приемах, разработанных для того, чтобы достичь таких глубин, или, скорее, высот человеческой психики.
Седло поначалу принадлежит двум чудакам. В мифологии волшебными средствами обычно обладают боги или же самые отважные герои, самые удачливые люди. Чтобы заполучить седло, барабанщик использует разногласия между его владельцами. Для этого он идет на хитрость. Применение хитрости свидетельствует о том, что, погружаясь в бессознательное, человек в каком-то смысле ощущает себя неправым, так как, даже если он считает, что не делает ничего плохого, его поступки выходят за рамки общепринятых норм. Сев в волшебное седло, он берет себе то, что до сих пор принадлежало бессознательному; этот сказочный мотив повторяет миф о Прометее, укравшем у богов огонь.
Вскоре становится ясно, в какое рискованное странствие пустился барабанщик, ибо на вершине горы он не находит ни людей, ни животных, а встречает лишь страшную красноглазую и длинноносую ведьму, которая вышла ему навстречу. Его одиночество типично для психологического состояния сказочного героя. Оказавшись наедине с собой, он сталкивается с величайшей опасностью для своей психики — с Великой Матерью. Здесь, в материнском бессознательном, присутствуют те базовые предпосылки, которые дали возможность герою стать тем, кто он есть, и которые проявились в его раннем детстве или даже еще раньше. Здесь он встречается с тем, что гораздо сильнее его Эго. Второй раз он ощущает себя покинутым ребенком, брошенным на произвол чужой силы, но это ощущение уже более осознанно.
По просьбе барабанщика ведьма дает ему приют в обмен на обещание выполнить для нее три задания. Это значит, что для обретения свободы он должен потрудиться. Мотив, связанный с выполнением трудных заданий или прохождением испытаний, очень распространен и в сказках, и в мифах, ибо никто не может без усилий освободиться от власти бессознательного. Барабанщик смог одолеть великанов хитростью; хитрость и смекалка помогли ему получить седло. Но сейчас он должен приложить огромные усилия.
Сначала старуха хочет, чтобы он осушил пруд и рассортировал всех живущих в нем рыб, затем он должен свалить весь лес, нарубить из него дров сложить их в поленницы, а затем сжечь. Оба задания символизируют работу с бессознательным; в первом случае осушение пруда означает процесс осознания того, что относится к сфере бессознательного. Но для вычерпывания всей воды из пруда он получает от ведьмы только наперсток. Сосуд, которым вычерпывают воду, символизирует установку человека по отношению к бессознательному. В данном случае этот сосуд слишком мал для такой работы.
Задания, которые даются главному герою, превосходят человеческие возможности, а средства, которые он получает для их выполнения, совершенно неадекватны. Он должен сделать работу, требующую затраты огромных усилий, и при этом без малейшего шанса на успех. Такую ситуацию можно сравнить с тем, как человек, прислушиваясь к внутренним подсказкам, пытается вступить в контакт со своим бессознательным; он может действовать изобретательно и творчески, но у него нередко возникает ощущение, что его усилия безрезультатны, ему никогда не удастся добиться успеха. Такой вывод неизбежен, так как Эго никогда само по себе не возьмется выполнять подобную задачу.
Оказавшись в такой ситуации, не следует лишать себя надежды или оплакивать свое поражение. Лучше поступать так, как наш сказочный герой, который целое утро в поте лица вычерпывал воду из пруда. Только тогда на помощь придут силы, превосходящие сознательное Эго, в данном случае они неожиданно появляются в образе девушки с волшебным кольцом. Символизируя позитивную часть бессознательного, она протягивает нашему герою руку помощи. Хотя девушка все еще находится под заклятием ужасной матери, она убеждает героя не прекращать усилий. Оказывается, она — та самая принцесса, которую он ищет, его долгожданная анима, но временно эмоционально ослепнув, он не узнает ее в облике простой девушки.
Рубка леса имеет такой же символический смысл, как и осушение пруда, ибо лес, как и вода,— это образ бессознательного и его содержания. Словно лезвием наточенного топора, барабанщик своим острым интеллектом должен отделить содержание фантазий от буйно растущего бессознательного. Но его мысли больше напоминают оловянный топор, они тупы и малопригодны для выполнения этой сложной задачи, а сделанные из жести клинья вообще никогда и нигде не применяются. Но герой все равно должен взяться за эту работу. Он снова должен приложить усилия, чтобы впоследствии анима пришла ему на помощь. Тогда, будучи абсолютно уверен в том, что все будет сделано, он может положить голову ей на колени и заснуть. Проснувшись, он снова увидит, что вся его работа выполнена.
Здесь есть одна интересная деталь: с помощью ани-мы сказочный герой должен выполнить всю свою работу, но не до конца. Он должен оставить последнюю рыбу и последнюю ветку, чтобы затем бросить их в лицо старухе. Так мужское сознание, вынужденное покориться и взвалившее на себя сверхчеловеческие задачи, может проявить свою гордость и независимость перед лицом бессознательного. Оно может выдержать многое, но не все60.
60 См. сон Юнга (Memories, Dreams, Reflections // trans. Richard and Clara Winston, ed. Aniela Jaffe. New York: Pantheon Books, 1963. P. 245ff), в котором Юнг преклоняет голову перед неким божеством, но делает это так, что между его головой и полом остается миллиметровый зазор. Юнг пишет: "Я должен был прикоснуться лбом к полу, чтобы было видно мое полное подчинение. Но что-то помешало мне это сделать и удержало мою голову на миллиметр от пола. Что-то внутри меня говорило: "Все правильно, но не нужно прикасаться..." У мужчины всегда есть некий психический ресурс, даже при соприкосновении с божественными законами. Иначе откуда бы взялась его свобода?"
На утро следующего дня, когда барабанщик ударил веткой по лицу старую ведьму, та рассмеялась и сказала: "Завтра поутру ты должен сложить в кучу все эти дрова, поджечь их и спалить". Это задание, как и все остальные, превосходит человеческие возможности. И снова девушка с волшебным кольцом выполнила за него всю работу.
Мы уже знаем, что валка и рубка леса — это работа с бессознательным. Что же тогда означает сжигание леса? Следует отметить, что, кроме всего прочего, бессознательное — это источник энергии. Поэтому человек не может быть с ним связан только интеллектуально или эстетически; оно содержит также жизненный потенциал, и его следует не только понимать, но и проживать. Потенциал пламени проявляется в процессе горения; оно всюду распространяет тепло и свет. В нашей сказке есть прямая связь между сжиганием дров и очисткой леса.
Этот образ можно было бы сравнить с образом человека, который должен предпринять что-то рискованное. Зажигая огонь, он инициирует процесс жизни, ибо непрожитая жизнь становится препятствием для психологического развития. Человек должен трансформировать энергию комплексов в жизненный опыт.
Насколько опасна ведьма (т. е. материнский комплекс), становится ясно из четвертого и последнего задания, которое старуха дает герою, посылая его прямо в огонь. Материнская фигура, подвергающая героя воздействию огня, напоминает Деметру, которая каждую ночь держала над огнем своего маленького сына Демофона, желая сделать его бессмертным. Мотив преодоления огня ради спасения анимы перекликается с сюжетом древнегерманской саги, в которой Сигурд, чтобы жениться на Брюнхильде61, преодолевает огненный вал, окружающий ее чертог. В нашей сказке, посылая барабанщика в огонь достать не-сгоревший чурбан, ведьма скорее всего хочет его погубить. Но оказывается, что его анима предвидела такую опасность.
61 Сигурд (др. исл. "победа"), или Зигфрид (нем.),— герой в германо-скандинавской мифологии и эпосе. Брюнхильд или Брюн-хильда (др. исл.; имя этимологически связано с исландским словом "бой", точнее "поединок, происходящий на освещенном месте") — героиня древнескандинавской мифологии и эпоса. (Прим. пер.)
"Теперь послушай меня,— сказала девушка,— когда явится ведьма, она станет давать тебе разные поручения; ты, не боясь, выполнишь все, что она попросит, тогда она не сможет к тебе придраться; если испугаешься — тебя охватит пламя, и ты сгоришь. В самом конце, когда все выполнишь, схвати ее обеими руками и кинь в самое жаркое пламя". Итак, анима подсказывает герою самое важное, а именно, как именно он должен подойти к выполнению последнего задания, однако на этот раз он должен все сделать самостоятельно.
Согласно древним преданиям, разведение огня означает пробуждение бога, спящего в древесине, иначе говоря, реализацию его возможностей. Это означает, что в состоянии, которое символизирует огонь, можно приобрести сверхъестественную силу. Хорошо известно, что с огнем ассоциируется множество богов, например: Гестия, Гефест, индуистский бог Агни и древнеегипетская богиня Сехет. О Сехет говорится, что она извергала огонь, опалявший конечности ее врагов. В апокрифическом Евангелии Христос говорит о себе так: "Кто рядом со мной, тот рядом с огнем, а кто далек от меня, тот далек от Царства Небесного"62.
62 New Testament Apocrypha / Trans. R. McL. Wilson. London, 1963.
Кстати, обратим внимание на то, что в нашей сказке, как и в Откровении Иоанна Богослова, стекло и огонь связаны между собой: "И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем"63. В нашей сказке огонь горит на Стеклянной горе.
63 Откр. 15:2.
Неудивительно, что сверхъестественная сила, которая воплощается в огне, является амбивалентной по своему характеру. Это очень опасная, разрушительная природная сила, с которой первобытный человек справлялся с большим трудом. Как известно, такой первобытный человек живет в каждом из нас. Зачастую он проявляет такое же бессилие перед разгорающимся пламенем, как и перед своими эмоциями и страстями, которые часто символически сравниваются с огнем. Мы часто говорим о пламенной страсти или же о том, что кто-то воспылал гневом. Тлеющая ненависть подобна тлеющим углям.
Но с психологической точки зрения огонь символизирует не только пламенную страсть, но и наступающее просветление. Будучи источником света, огонь уничтожает власть тьмы. Человеку с фиксацией на матери угрожает особая опасность, связанная с всевозможными взрывами эмоций и страстей, которая в его сновидениях часто проявляется в виде страшных пожаров. Вспыльчивость характера, находящая выход в сексуальной страсти или приступе ревности, как вспышка пламени, может погубить самые ценные отношения. Все это — неожиданные прорывы неуправляемых влечений. Типичные черты людей с материнской фиксацией — отсутствие дисциплины и инфантильная неумеренность, ибо они в каком-то смысле так и остались детьми, не считающими нужным контролировать свое поведение. Им следует научиться этому до того, как они смогут почувствовать позитивную, творческую сторону первобытного огня материнского бессознательного. Только тогда у них появится ощущение бессознательного как источника энергии, как источника тепла и просветления.
После того, как человечество научилось обращаться с огнем, он доказал свою чрезвычайную полезность и стал символом благотворной трансформации, источником тепла и света. Мать стала ассоциироваться с образом огня как с местом возрождения. Это проявляется в метафорическом значении печи, которая также ассоциируется с матерью. Она соединяет три очень важные материнские черты: во-первых, она дает тепло, защищает людей от холода, а значит, сохраняет им жизнь; во-вторых, в ней готовят пищу, она является местом совершения трансформации, а значит, имеет тесную связь с процессами рождения и возрождения; и третий материнский аспект, который символизирует печь, — это губительная сила пламени, находящегося у нее внутри. В Силезии лижущие языки пламени, вырывающиеся из-за заслонки печи, называют "огненной матерью".
Смысл теплой, поддерживающей жизнь печи или открытого огня можно истолкован в сказке "Белоснежка и Алоцветик". В середине зимы медведь, который впоследствии окажется заколдованным принцем, искал место, где можно укрыться от мороза, пошел на огонек и набрел на избушку, где жила мать двух сестер, Белоснежки и Ало-цветика. Мать воплощает инстинктивное и эмоциональное начало, которое является источником жизненного тепла (Эрос). Именно поэтому мы называем чувства теплыми, а разум холодным. Как деревья и животные не могут существовать без тепла, так и человек или некоторые части его личности не могут развиваться вне связи с материнским бессознательным, миром инстинктов и иррациональной жизненной силы.
Медведь, который впоследствии превращается в принца, — ценный объект, который надо спасти от гибели на морозе, проявив к нему заботливое, материнское отношение. На практике это может быть такое содержание психики, которое сначала кажется отчужденным и опасным, но потом становится "своим" и эмоционально нас согревает.
Сын с материнской фиксацией в сказках часто принимает образ парня, сидящего на печи. Хотя он считается глупым и медлительным, ему всегда везет, и в конце концов он женится на принцессе. В русской народной сказке "Емеля-дурак"64 он даже не может слезть со своей печи, чтобы прийти к царю, что вызывает у людей желание потешиться над ним. Лежа на печи, он прибывает к царскому двору. Но царскую дочь явно не смущает его эксцентричность. Наоборот, она в него влюбляется и забирается к нему на печь. Царь вынужден благословить их брак, и печь исчезает только после того, как они становятся мужем и женой. Ее как бы заменяет царевна.
64 Русские народные сказки: Библиотека русской сказки. В 2 т. М.:Возрождение, 1992. Т. 2. С. 198.
Постоянное пребывание Емели на печи означает, что герой сохраняет тесную связь с материнским бессознательным, которое заставляет его казаться более глупым и медлительным, чем другие, но вместе с тем делает особенно привлекательным для его анимы, которая служит связью с бессознательным на более высоком уровне, и именно поэтому он не порывает со своей природной инстинктивностью, сохраняет первичную связь с бессознательным. Анима служит воплощением бессознательного, а потому относится к нему иначе, чем весь окружающий его мир.
Способность пламени или печи давать духовное возрождение основано на психологическом факте: когда человека охватывает какая-либо внутренняя страсть, у него снижается уровень осознания и в силу этого облегчается контакт с бессознательным. В состоянии высокого эмоциональным накала происходит трансформация, которая всегда воспринимается как возрождение или освобождение65. Человек должен быть открыт для своих эмоций.
65 См.: Psychological Aspects of the Mother Archetype // The Archetypes And the Collective Unconscious, CW9i. Par. 180. Рассуждение о женщине, которая разрушает браки: "Женщина, которая обречена нести в себе элемент беспорядка, не только деструктивна, за исключением явно патологических случаев. Обычно она сама, носительница беспорядка, оказывается в его центре; она, которая несет изменения, изменяется сама, и сияние зажигаемого ею пламени освещает и просветляет все жертвы, причастные к этим изменениям. То, что казалось бессмысленным потрясением, становится процессом очищения".
В австрийской сказке "Волчонок" герой по вине своей матери родился в обличье волка. Он мог освободиться от звериного облика при таком условии: полюбившая его девушка должна совершить несколько странных ритуалов, в том числе бросить его в горящую печь. Сделав это и подняв взгляд, девушка увидела, что волк превратился в прекрасного юношу. Таким образом, в жарком пламени печи произошло возрождение героя. Он был предоставлен огненной страсти анимы, и ее пекло изменило его облик.
Печь, связанную с образом женщины-матери, мы видим и в сказке братьев Гримм "Госпожа Метелица". В этой сказке падчерица, страдающая от придирок мачехи, уронив в колодец веретено, прыгнула за ним и попала в подземный мир, в царство Великой Матери. На пути к дому ей встречается печь, полная хлеба, хлеб просит, чтобы его вынули, чтобы он не сгорел. Несомненно, печь — это символ Великой Матери, которой девушка должна доказать свою преданность. Люди обязаны заниматься творчеством, помогать проявиться тому, что создала Великая Мать. То, что было "приготовлено" в кухне материнского бессознательного, люди должны извлечь на поверхность, причем не только пассивно доверяя бессознательному, но и в нужный момент проявляя собственную активность, чтобы "хлеб не сгорел".
Подобная роль выпала главной героине сказки "Железная печь". Она должна освободить заколдованного королевича из стоящей в лесу железной печи, куда его заперла злая ведьма. Освободить его могла только женщина, обладающая высоким социальным положением, т. е. королевская дочь. Королевича пытались освободить и дочь мельника, и дочь свинопаса, но тщетно. В сказке не упоминается о каких-то положительных качествах печи; видимо, она является только тюрьмой. Теневой феминности (в образе ведьмы) удалось запереть анимус в материнской печи. Но даже оттуда он мог руководить действиями главной героини, указав ей дорогу из леса, в котором она заблудилась. Но он делает это лишь при условии, что потом она его освободит из печи, т. е. из-под гнета власти бессознательного. Здесь также освобождение из печи имеет очень важное значение, но печь приобретает третий смысл: она может быть тюрьмой, т. е. местом, где должен сгореть главный герой.
Пламя не только разрушает, оно может и соединять отдельные элементы. Это значит, что всегда актуален вопрос: как человек взаимодействует с бессознательной эмоциональностью? Она может ввести его в заблуждение, вызвать отчуждение и привести его к гибели; вместе с тем она может побудить его к внутренней интеграции через страдания.
Вернемся к сказке "Барабанщик". Как только главный герой освободил аниму, он бросил в огонь ведьму, и та сгорела в собственном пламени. Так же заканчивается сказка "Гензель и Гретель", в которой Гретель удалось перехитрить ведьму и сжечь ее в собственной печи. Зловещая, околдовывающая часть материнского образа сгорает в собственном пламени, освобождая героя и героиню от власти злых чар66.
66 Очищающая функция пламени и его способность совершать трансформацию имеет огромную важность. Благодаря огню несъедобная пища становится съедобной. В алхимическом символизме такое воздействие огня также играет важную роль. Под воздействием тепла первоматерия {prima materia) превращается в известный конечный продукт; кроме того, алхимический процесс нагревания может служить психологическим аналогом достижения духовной зрелости.
Огонь в нашей сказке может оказать и благотворное, и разрушающее воздействие в зависимости от того, побоится или нет войти в него барабанщик. Как это можно интерпретировать психологически? Так как в огне скрыта анима, можно предположить, что в нашей сказке пламя символизирует влюбленность. В таком случае бесстрашный вход в огонь означает веру в свои чувства.
Психологически слабый человек боится своих эмоций и делает все возможное, чтобы не осознавать их. Но тогда они в самый неподходящий момент жестоко мстят ему, причиняя немалый вред. Тот, кто идет в огонь, не имея истинного желания и веры, обязательно погибнет. Но барабанщик вошел в огонь отважно и бесстрашно. Чтобы поступить так, нужно иметь убеждения, подобные религиозной установке "трех мужей", которых в одной библейской истории связали и бросили в горящую печь67.
67 "Вот я вижу четырех мужей, несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен сыну Божию" (Дан. 3:25).
Мотивы действий барабанщика в данной сказке совершенно иные, чем побуждения девочки в сказке братьев Гримм "Фрау Труда", о которой пойдет речь ниже. Та пошла к ведьме из чистого любопытства и наперекор людям, советовавшим ей этого не делать. В конце концов ведьма превратила ее в полено и сожгла. Барабанщик, наоборот, действует как мужчина, который вступает в огонь любви, причем не легкомысленно и эгоистично, а под влиянием мощного внутреннего импульса, который не является результатом сознательного решения. Он может спокойно идти вперед без страха и сомнения, так как ощущаемая им сверхъестественная сила не даст ему сгореть в огне. Действительно, во время этого испытания он приобрел нечто, имеющее нетленную ценность.
В нашей сказке присутствует деревянный чурбан, который не загорается. Сначала создается впечатление, что барабанщик должен достать из огня нечто совершенно бесполезное, часть мертвой материи. Даже находясь в самой гуще событий, он вообще не замечает того, что приобрел. Деревянный чурбан не превратится в королевну, пока не коснется земли, т. е. твердой реальности. Только теперь главный герой понимает, зачем он бросился в огонь. Отдав себя на волю сил бессознательного, он обрел свою душу.
Казалось бы, теперь барабанщик достиг своей цели. Но не будем забывать, что ведьма еще жива и полна сил. Она снова попыталась отнять у него девушку. И только когда он смело подошел к старухе, взял ее двумя руками и бросил в огонь, он освободился от нее раз и навсегда. Иными словами, теперь он должен безжалостно покончить со своей слабостью, своей материнской фиксацией и привычкой пребывать в инфантильном состоянии, если не хочет потерять ту ценность, которую только что обрел. Сейчас часть его личности страдает и должна сгореть. Но он должен пожертвовать этим пережитком прошлого. Только совершив эту жертву, он может стать по-настоящему свободным и вступить в брак со своей анимой.
Однако это не конец сказки. Ведь сказки, как и человеческие проблемы, никогда не приходят к своему абсолютному финалу. Часто в сказке есть намек на возможность продолжения. Возникает вопрос: как мог барабанщик, освободив свою аниму из-под власти ужасной матери, подвергая при этом свою жизнь опасности, тут же забыть невесту и затеять женитьбу на другой девушке? И в жизни иногда случается так, что люди, постоянно находящиеся в опасности, теряют из виду свою самую большую ценность и принимают за нее какой-то суррогат68. Так может случиться, если они забывают о своих глубочайших переживаниях бессознательного по возвращении в мир отца (традиции) и матери (безопасности).
68 У мужчины такая мнимая ценность, подменяющая его аниму, часто связана с очарованием персоной, которой Юнг дает следующее определение — "индивидуальная система адаптации человека к внешнему миру или способ его связи с ним" (Concerning Rebirth, // The Archetypes and the Collective Unconscious, CW 9i. Par. 221).
Когда барабанщик целует в щеку отца и мать, это символически означает слишком тесный контакт с фигурами из его прошлой жизни. Разумеется, он может к ним вернуться; ему больше нельзя оставаться на вершине Стеклянной горы. Но ему следует справиться со своими сыновними чувствами или же забыть о своем предназначении, связанном с его анимой, а через нее — с его собственным бессознательным.
К счастью, в конце сказки королевне снова удается открыть ему глаза. Мотив ложной и подлинной невесты так широко распространен в сказках, что, возможно, основан на реальных психологических фактах. Вероятно, в эмоциональной сфере мужчин есть проблемы, связанные с умением отличать истинное от ложного. Но в нашей сказке в конце концов торжествует истина. Переживания на Стеклянной горе были слишком глубокими для барабанщика, чтобы он мог забыть о них навсегда, поэтому влюбленные, которые так много значат друг для друга, наконец, становятся мужем и женой.
В этой сказке огонь, который зажгла ужасная мать, приводит к смерти. Злая ведьма превратила своенравную девочку в полено, а затем сожгла его. В данном случае мать воплощает собой проявление бессознательного, которое полностью самодостаточно и сурово осуждает упрямую ребяческую сознательную установку.
Краткое содержание
Жила-была маленькая девочка. Была она упрямая и чересчур любопытная. Вот говорит она раз отцу и матери:
— Я так много слышала о фрау Труде, что хотела бы у нее побывать.
Но отец с матерью строго-настрого запретили ей идти туда и сказали:
— Фрау Труда — женщина злая, она занимается колдовством. Не ходи к ней.
Но девочка не послушалась родительского запрета и все-таки пошла к фрау Труде. Пришла она к ней, а фрау Труда спрашивает ее:
—Ты что такая бледная?
—Я увидела у вас на лестнице черного человека.
—Это был угольщик.
—А еще я увидела зеленого человека.
—Это был охотник.
—А еще я увидела красного человека.
—Это был мясник.
—А еще, фрау Труда, мне было так страшно! Глянула я в окошко, вас не видать, а вместо вас черт с огненной головой.
—Ого!— сказала фрау Труда.— Так ты видела самую настоящую ведьму; я уж давненько тебя тут поджидаю.
Она обратила девочку в полено и кинула его в огонь. И когда оно как следует разгорелось, подсела она к очагу и сказала:
— Вот теперь она светит ярко!
Имя Труда ассоциируется с именем древнегерманской валькирии Труд (сила). По-видимому, это одна из природных демонических сил, связанных с языческой богиней Гель, царицей подземного мира. Согласно более поздним суевериям христианской эпохи имя Труда ассоциировалось со страшными кошмарами, которые приводили спящих в ужас. Иными словами, в эпоху христианства она, как и многие другие языческие богини, стала восприниматься совершенно негативно.
Этому есть психологическое объяснение: развитие сознания повышает опасность, сосредоточенную в бессознательном. Точно так же в нашей сказке фрау Труда уже не воплощает нейтральное, хотя и амбивалентное соединение природы и духа; как женщина-безбожница она, по существу, приравнивается черту.
В образе ребенка воплощается инфантильная установка не только сознания, но и воли. Ребенка нельзя убедить логически; он настойчиво стремится делать то, что пришло ему в голову Такая установка пробуждает самую разрушительную часть бессознательного — ужасную мать в самом роковом ее воплощении: не смерти с последующим возрождением, как в сказке о Белоснежке, а смерти как необратимого окончания жизни.
В русской народной сказке "Марфа крестьянская дочь"69 главная героиня, скитаясь в тоске и отчаянии в поисках Ивана-царевича, встречается с тремя старухами, каждая из них ее спрашивает: "Куда тебя Бог несет? Волей или неволей или своею охотой?", и та отвечает: "Волей-неволей, а более своею охотой". Речь идет о том, что только тому человеку, которого отчаяние и нужда заставили проникнуть в "мир матерей", может улыбнуться удача, и он может ощутить благосклонность Великой Матери.
69 Библиотека русской сказки. Т. 1. С. 315.
Девочка в сказке "Фрау Труда" отправилась в жилище ужасной матери не по причине отчаянной нужды, а только из своенравия и любопытства. Она услышала праздную болтовню, возбудившую ее любопытство, но не имела никакого представления об опасности, которой себя подвергает. С точки зрения психологии, в образе девочки могут воплощаться наивные игры с бессознательным, например, интерпретация сновидений как светское развлечение, а не как истинное внутреннее побуждение.
Материнское бессознательное действительно обладает творческой энергией, но ее нельзя использовать не по назначению, для удовлетворения эгоистических побуждений. Этот сказочный мотив повторяется очень часто, например, в сказке "Госпожа Метелица", в которой две сестры поочередно попадают в дом к страшной старухе в подземный мир. Одна из них оказывается у нее от безысходности, а другая — из жадности. Одна добра и трудолюбива; она получает вознаграждение. Другая, эгоистичная и ленивая, в полной мере испытывает на себе отрицательное отношение госпожи Метелицы.
В сказке "Фрау Труда" девочка из-за своего упрямства попадает в смертельную ловушку ведьмы. Она сгорает в печи, и, сгорая, светит ведьме. Она гибнет, потому что переступает границу опасной зоны материнского комплекса (как Иоринда и Йорингель); этот комплекс использует ее, чтобы выйти на свет. Оставаться в темноте или оказаться на свету — это большая разница для комплекса. Архетип, который не получает коллективного признания, стремится к свету, при необходимости жертвуя индивидуальностью.
Главная героиня хорошо известной сказки "Красная Шапочка" тоже и по той же причине подвергается опасности — из-за своей слишком детской и игривой установки. Она заблудилась в лесу, испытывая легкие, приятные чувства, когда собирала цветы, вместо того, чтобы нести еду своей бабушке (Великой Матери). Тем временем старая женщина превращается в волка. Так добрая мать становится злой и пожирающей матерью.
В сказке "Фрау Труда" девочке на лестнице встречаются три странных человека. Троица мужских персонажей часто появляется в мифологических историях, связанных с фигурой матери. В функцию мясника и охотника входит убийство животных, что само по себе вызывает страх, но поскольку это убийство совершается с целью накормить людей, в нем есть и некая позитивная сторона. Например, в сказке братьев Гримм "Птица-Найденыш" упоминаются три работника, а в русской народной сказке "Василиса Прекрасная" на пути к Бабе-Яге главной героине встречаются три всадника70. Три мужские фигуры символизируют динамический аспект Великой Матери, маскулинную безжалостность, тесно связанную с материнским началом, или же активную, подвижную сторону бессознательного71.
70 Интерпретацию образа трех всадников можно найти в книге: von Franz. Shadow and Evil in Fairy Tales. Boston, London: Sham-bhala, 1995.
71 Фон Франц, интерпретируя сказку "Фрау Труда", считает, что три мужских персонажа воплощают дьявола (Shadow and Evil in Fairy Tales).
Встреча с тремя мужчинами пугает маленькую девочку. Но еще больше ее пугает то, чего она совершенно не ожидала: в доме фрау Труды она встречает черта, т. е. абсолютное зло и смерть. В сказках материнские персонажи очень часто ассоциируются с дьяволом и другими идентичными ему фигурами. Фрау Труда чутко реагирует на замечания девочки. Когда та говорит ведьме о том, что увидела, в ответ она слышит презрительную насмешку; затем ведьма превращает ее в полено, которое сгорает в огне72.
72 Энергия архетипа часто символически выражается в образах огня, света и тепла. См.: Symbols of Transformation, CW 5. Pars. 135, 198, 663.
Люди, которые соприкасаются с бессознательным, плохо сознавая происходящее, рискуют стать жертвами неконтролируемых страстей. Из-за недостаточной гибкости они легко поддаются таким эмоциям. Они ригидны, как деревянное полено.
Черт — это образ, заимствованный из христианства. Это темная комплементарная часть образа Бога. А потому совсем не случайно, что христиане, обращаясь к бессознательному, сталкиваются с проблемой сверхъестественного зла. Человек, рожденный в христианской культуре, самой судьбой обречен столкнуться с этим трудным вопросом при погружении в глубины собственной психики и в свои природные влечения73.
73 См.: Answer to Job // Psychology and Religion, CW 11.
В психологических терминах, встреча женщины с дьяволом может означать для нее переживание негативного анимуса. Здесь речь идет о психологически разрушительной одержимости, которая управляет женщиной, когда она вступает в контакт с бессознательным. Так как дьявол воплощает собой коллективное зло, а не что-то персонифицированное, то на женщину, одержимую негативным анимусом, действуют именно коллективные, архетипические силы.
Слабые человеческие силы не идут ни в какое сравнение с силой дьявола. В таких случаях при столкновении с темной силой Бога нужно принять чисто религиозную установку, как поступил Иов, уверенный в том, что у него на небесах есть защитник. Иными словами, у сверхъестественных разрушительных сил есть комплементарные и столь же сверхъестественные благотворные силы. Но человеку нужно обладать твердым разумом и высокой концентрацией, чтобы устоять под напором сил зла.
Мария-Луиза фон Франц приводит убедительный клинический случай, сравнивая смерть от рук фрау Труды с судьбой человека, который умирает от психического заболевания, став жертвой архетипических сил бессознательного74. Она делает акцент на ошибке девочки, искренне рассказавшей фрау Труде о том, что она увидела в окне черта. Иногда эмоциональная лабильность заключается в том, что человек начинает слишком подробно описывать черта, которого он видел. Столь неуместное проявление неуважения к темным силам часто можно встретить у людей с психическими заболеваниями, которые употребляют шутливые, грубые или нейтральные эпитеты, рассуждая на религиозные темы75.
74 Shadow and Evil in Fairy Tales. Boston, London: Shambhala, 1995.
75 Поразительно, что часто в сказках, связанных с темной фигурой матери, делается акцент на том, как важно держать язык за зубами. Например, в сказке "Василиса Прекрасная" главная героиня оказывается почти в такой же ситуации, как девочка из сказки "Фрау Труда". Но она ведет себя правильно, не упоминая о самых жутких качествах Бабы-Яги.
Следует добавить, что разрушение личности в результате психического заболевания — это, наверное, самое сильное из всех возможных влияний материнского бессознательного. Горение в огне Великой Матери можно отнести к другой психологической катастрофе. Пламя часто является символом сексуальной страсти, а горение в огне может означать психическую вовлеченность в некую неподконтрольную сексуальную активность, типичную для определенной формы материнского комплекса, способную нарушить психическое равновесие человека. Зачастую хрупкое сознание и отсутствие силы воли создают проблему. Именно поэтому люди, не способные найти точку опоры в традиционной морали, часто становятся жертвой пагубных влечений, истощающих их жизненные силы; фактически они занимаются самосожжением.
Сначала ведьма превращает девочку в твердое, немое и бесчувственное полено. В ситуации эмоционального паралича человек легко становится жертвой пагубной страсти, так как первой защитой от нее являются человеческие чувства и отношения, а в более глубоком смысле — эрос, неподвластный Эго и воздействующий на всю психику в целом.
В следующей сказке мы увидим, как сильное чувство помогает двум детям скрыться от ведьмы и остаться в живых, в отличие от героини сказки "Фрау Труда".
Краткое содержание
Жил-был на свете лесник. Однажды вышел он в лес и услышал плач маленького ребенка. Пошел он на этот плач, подошел к высокому дереву и видит — сидит на верхушке маленький ребенок и плачет.
А дело было так: мать уснула под деревом вместе с ребенком, прилетела хищная птица, схватила ребенка и унесла его на высокое дерево.
Взобрался лесник на дерево, снял с него ребенка и унес к себе домой на воспитание. Стал он расти вместе с его дочерью Ленхен. И прозвали ребенка, который был унесен птицей и найден на дереве, Птицей-Найденышем.
Птица-Найденыш и Ленхен полюбили друг друга и очень скучали, когда им приходилось разлучаться. Но жила у лесника старуха-стряпуха. И однажды решила эта старуха, когда лесник уйдет на охоту, вскипятить воду, бросить туда Птицу-Найденыша и сварить его живьем.
Ленхен узнала об этом плане старухи. На следующее утро, когда лесник отправился на охоту, Ленхен говорит Птице-Найденышу:
— Если ты меня не покинешь, то и я тебя не оставлю.
И сказал ей в ответ Птица-Найденыш:
— Никогда!
Ленхен попросила его не забывать своих слов и рассказала ему все, что она узнала от старухи. Потом дети встали, быстро оделись и ушли.
Посылает старуха-стряпуха вслед за детьми трех работников и велит им бежать поскорее и нагнать детей76. Перед каждым своим превращением Птица-Найденыш и Ленхен клянутся в любви и верности друг другу.
Так им удалось скрыться от трех работников, а потом — и от самой старухи. Ленхен превратила Птицу-Найденыша в озеро, а сама превратилась в утку. Подошла старуха-стряпуха к озеру, легла на землю и захотела все озеро выпить. Но тут подплыла к ней утка, ухватила ее клювом за голову и утащила в воду. Так и утонула старая ведьма.
Психологический смысл образа Птицы-Найденыша ясен с самого начала. Хищная птица украла ребенка у родной матери; так мы узнаем, что темная сверхъестественная сила получила над ребенком власть и заставила его бросить вызов своей судьбе. Имя главного героя указывает на его связь с птицей. Он оказался избранным темной божественной силой и сохранил с ней связь.
Во многих мифологиях и религиях можно найти подтверждение тому, что всему новому и любимому, воплощенному в образе ребенка-героя, постоянно угрожает гибель77. В данном случае Птице-Найденышу постоянно грозит смертью ужасная мать в образе старухи-стряпухи. Она хочет сварить его заживо, иначе говоря, подвергнуть воздействию смертельного жара бессознательного в виде страстей и пагубных эмоций, а затем съесть его, т. е. вернуть в материнское чрево. Судьбе сказочного героя часто угрожает опасность, исходящая от родной матери. Другой общий мотив заключается в том, что у главного героя есть две матери. Старуха-стряпуха в каком-то смысле является второй, плохой матерью Птицы-Найденыша.
76 Здесь возникает мотив превращения сказочного героя и героини в разные объекты, растения и животных с целью уйти от погони.
77 The Psychology of the Child Archetype // The Archetypes and the Collective Unconscious. CW 9i. Par. 282ff.
Незаурядный человек, который может предложить что-то новое, всегда рискует войти в конфликт с бессознательным, способным поглотить свои самые лучшие творения. Из-за этой тенденции к пожиранию его иногда изображают хищным зверем. Например, злые мачехи бродят по ночам в обличье оборотня. Как мы видели в сказке о фрау Труде, бессознательное в определенной степени самодостаточно. Часто оно дает, чтобы потом взять обратно. (Например, в суданской сказке "Субахамуссу" речь идет о колдунье, которая ежегодно рожает ребенка и съедает его, пока одному из ее детей не удается спастись.)
Поскольку бессознательное стремится поглотить все то, что оно само породило, каждая новая стадия осознания должна быть защищена от этих разрушительных тенденций. И чем более бессознательна женщина, тем сильнее ее стремление поглотить (в метафорическом смысле) объекты своей любви; иначе говоря, она утоляет свою жажду жизни, лишая жизни своих детей и другие объекты своей "любви".
Чаще всего мужчина чувствует внутри себя пожирающую мать, когда приходит в состояние бешенства. Негативная материнская анима, как бездонная пропасть, часто препятствует реализации его возможностей и подпитывает его бесплодные фантазии. Одному мужчине, одержимому сильным материнским комплексом, приснилась материнская фигура, съедающая мозги своего мужа. В мифологии эта опасность реализуется в образе страшного влагалища, vagina dentata, т. е. влагалища с зубами.
Хотя между Птицей-Найденышем и Ленхен нет кровного родства, как между главными героями в сказке "Братец и Сестрица", известно, что они росли вместе как брат и сестра. Их обещание хранить верность друг другу напоминает клятву верности двух возлюбленных. О такой разновидности любви-инцеста мы уже говорили, обсуждая сказку "Братец и Сестрица", и интерпретировали ее как стремление к целостности. Но поскольку речь идет о детях, то более точно будет назвать это состоянием, предшествующим зарождающейся целостности.
Будучи анимой Птицы-Найденыша, Ленхен замечает все злые козни старухи-стряпухи; иными словами, в образе Ленхен запечатлена его интуиция, которая помогает ему распознать опасность. Но Ленхен не только его помощница, она его вдохновение, его воображение и его умение приспособиться к жизни. Когда за ними гонятся три работника, Ленхен говорит Птице-Найденышу: "Обернись ты розовым кустом, а я — розой на нем". Чудесный дар психологической силы воображения часто спасает человека от опасности поглощения негативным комплексом.
Поразительно, что прежде чем помочь спастись Птице-Найденышу, Ленхен всякий раз хочет удостовериться в его любви и верности. Это свидетельствует о важности сохранения тонкой эмоциональной связи с анимой. Есть мужчины, которые обращаются за помощью к своей аниме, т. е. к благотворной стороне своего бессознательного, когда попадают в беду, и, получив от бессознательного помощь, сразу поворачиваются к нему спиной и делают все, что им заблагорассудится. В нашей сказке этого нет. Птица-Найденыш сохраняет верность своей аниме, своему внутреннему голосу, своему вдохновению; он прислушивается к ней всегда, а не только тогда, когда ему угрожает опасность.
Узнав о намерениях старухи-стряпухи, они сразу решили бежать. И оказалось, что они могут ускользнуть от ее железной хватки, только повторяя свои взаимные клятвы любви и верности. Короче говоря, только любовь и доверие друг к другу помогают им спастись от смертоносной силы бессознательного, которая привела к ужасной смерти главную героиню сказки "Фрау Труда". Хорошо известно, что подлинное чувство к другому человеку может оказать благотворное влияние; например, любовь к женщине может помочь алкоголику избавиться от своей зависимости, с которой он прежде не мог справиться.
Как уже отмечалось, брат и сестра символизируют психологическую целостность. Сестра Птицы-Найденыша—это его феминность, его позитивная анима, и он должен сохранять ей верность, чтобы избежать пагубного воздействия материнской анимы, воплощенной в образе старухи-стряпухи. Любовь Птицы-Найденыша к Ленхен в конечном счете означает доверие к своей противоположности, к эросу, обеспечивающему индивидуацию и достижение целостности.
Доверять себе и доверять близкому человеку — это, по существу, одно и то же. Тот, кто перестает доверять себе, не может сохранить и доверие к другим, и наоборот. В данном случае доверие аниме помогает главному герою спастись от ужасной матери, т. е. от воздействия бессознательного, грозящего ему гибелью. Хотя в одних сказках делается акцент на доверии себе, а в других — на доверии к другим, эти разновидности доверия взаимозависимы. Проецирующую способность бессознательного можно осознать лишь в процессе длительных человеческих отношений.
Во многих сказках побег становится единственным способом спасения главного героя от смертельной угрозы, исходящей от ужасной матери, как, например, в сказке "Птица-Найденыш". В русской народной сказке показан другой случай.
Краткое содержание
Терешечка был единственным сыном престарелых родителей. Отец сделал ему челнок, в который он каждый день садился и плыл ловить рыбу. Каждый день мать приносила ему на берег молока. Терешечка подплывет к берегу, попьет молока, высыплет рыбу и опять отправляется ловить.
Но Терешечку караулила злая ведьма Чувилиха, которая завидовала его родителям. Сначала она пыталась им навредить, прибегала к колдовству и злым чарам, но старики-родители почитали Бога и поминали покойных, поэтому злые чары на них не действовали.
Тогда ведьма пошла к кузнецу и попросила сделать себе голос, как у матери Терешечки. Пришла ведьма Чувилиха на берег и стала звать Терешечку выученным голосом, точь-в-точь, как его родная мать. Терешечка подплыл к берегу, ведьма его схватила, посадила в куль и помчалась к себе в избушку. Там она нарядила и накормила его, и тайком велела своей дочери его изжарить, а сама пошла гостей созывать.
Но Терешечка перехитрил ведьмину дочь. Когда она велела ему сесть на лопату, чтобы засунуть его в печь, он попросил ее показать, как нужно садиться. Только она села на лопату, Терешечка тотчас схватил ее и сунул в печь. Там она изжарилась, а затем ее съела ведьма вместе с гостями.
А Терешечка взобрался на высокий клен. Прибежала Чуви-лиха, напилась-наелась, вышла на двор и приговаривает:
— Покатаюсь я, поваляюсь я, Терешечкиного мяса наевшись!
А он ей с дуба кричит:
— Покатайся, поваляйся, ведьма, своей дочери мяса наевшись!
Ведьма и ее гости увидели сидящего на клене Терешечку, побежала ведьма к кузнецу и велела сделать ей железные зубы. Прибежала обратно Чувилиха, припала к дереву, впилась в него зубами. Дерево затрещало.
В это время по небу летели гуси-лебеди. Терешечка увидел гусей-лебедей и взмолился, чтобы они взяли его с собой. Но гуси-лебеди сначала отказывались взять с собой Терешечку. А ведьма тем временем грызет да грызет дерево, только щепки летят, а клен трещит да шатается.
По счастью, летел один защипанный гусенок, который сжалился над Терешечкой и взял его с собой. Но он был такой слабый и летел так низко, что ведьма с гостями едва не достали Терешечку. Гусенок уронил Терешечку прямо под окно родительского дома. А тем временем мать Терешечки напекла блинов, созвала гостей, поминает Терешечку и раздает блины. Терешечка из-за окна закричал, что он тоже хочет блин. Родители вышли из дома, увидели Терешечку, обрадовались и бросились его обнимать.
А защипанного гусенка откормили, отпоили, на волю отпустили, и стал он с тех пор летать и широко крыльями махать.
Сначала сообщается, что Терешечка — любимый сын своих родителей и что он ловит для них рыбу. Это вызывает зависть у ведьмы Чувилихи, поэтому она хочет его убить и съесть. Многие сказочные ведьмы хотят убить свою жертву ножом, зарубить ее топором или разорвать на куски. Они иллюстрируют тот расчленяющий эффект, который неассимилированное содержание бессознательного может оказать на целостность психического. Бессознательное может расщепить сознание, например, при шизофрении, или же сознание могут одолеть разрушительные мысли, которые метафорически могут разделять его на части, как ножом.
Из мифологии нам известно, что светлому образу сына, связанному с богиней-матерью (например, Таммузу, Аттису, Адонису), грозит смерть, исходящая от фигуры темной матери. В данной сказке ведьма символизирует теневую сторону родной матери, или материнскую аниму, которая стремится погубить своего сына. Мужчина может быть примерным сыном, но, идентифицируясь со светлым началом, он рискует быть поглощенным тенью. Часто такой молодой человек подвергает свою жизнь смертельной опасности.
Но Терешечка не совсем такой; он очень умен, и у него хорошо развиты инстинкты. Он ведет себя на равных с темной матерью и ее дочерью, ему удается их перехитрить, и в результате вместо Терешечки ведьма съедает собственную дочь. Это значит, что бессознательное поглощает самое себя. Ведьме не удается погубить ценности, связанные с сознанием. Терешечку можно сравнить с человеком, который идет на рискованный контакт с бессознательным, но при этом ему всегда удается избежать неудачи: благодаря то хитрости, то везению. Сначала ведьма ловит его и сажает в куль, т. е. сначала бессознательное побеждает и держит его в заключении. Затем Чувилиха отдает Терешечку своей дочери, чтобы та зажарила его в печи.
В образе послушной и глупой дочери Чувилихи мы можем увидеть воплощение животной части анимы главного героя, аспект его бессознательной феминности, связанной с влечениями, во власти которых он оказался по воле темной матери. Мужчине с позитивным материнским комплексом часто не хватает развития маскулинности. Поэтому он бывает слаб, чрезмерно сексуален или имеет постоянные сексуальные проблемы.
Несмотря на свою материнскую фиксацию, Терешечка обладает достаточно развитой маскулинностью, поэтому ведьме не удается его зажарить в материнской печи; иначе говоря, он понимает, куда его могут завести влечения, и это его спасает.
Во время побега Терешечка залезает на клен; он стремится оказаться как можно выше, чтобы почувствовать себя в безопасности от угрозы, исходящей из глубин психики. Согласно народному поверью, клен защищает от нечистой силы. Кроме того, деревья вообще воплощают позитивные материнские символы. Терешечка ищет защиты от плохой матери у хорошей матери, но затем совершенно неожиданно сам привлекает к себе внимание первой. Он затевает странную и опасную игру с нечистой силой. Эта игра чуть не приводит его к гибели. Но ему снова везет — в последний момент, до того, как Чувилихе удается перегрызть зубами дерево, ему помогает "защипанный гусенок". Как известно, образы зверей-помощников соответствуют инстинкту самосохранения.
Стаи гусей имеют определенную связь с регулирующим принципом бессознательного, о чем свидетельствует упорядоченность их полета. Они связаны с Великой Матерью, так же как гуси Юноны, Артемиды и Венеры. Здесь они символизируют благотворную, поддерживающую и (как любые птицы) духовную сторону материнского бессознательного. Это значит, что само бессознательное, т. е. его благотворная, поддерживающая и упорядочивающая часть, спасает Терешечку от собственной разрушительной силы.
В этой сказке мы видим, что сам главный герой делает не так уж много. Ему просто удается спастись. Он спасается от опасности, но, по сути, его положение не изменяется. В конце сказки он остается таким же хорошим и послушным сыном, каким был в начале; он сидит за столом со своими родителями и ест блины. Иными словами, он так и остался ребенком, а потому в конце сказки жива и злая ведьма. Ведьма сохранила свою силу, а значит, она снова может привести ее в действие.
Здесь можно увидеть сходство с ситуацией, которая часто встречается в клинической практике: бывают случаи, когда в процессе психотерапии появляется возможность лишь временно избавиться от нечистой силы. Скорее всего, человек не добьется большей степени осознания, но, по крайней мере, в данный момент он уже вне опасности.