Валерий Зеленский
Базовый курс аналитической психологии
Сознание
По Юнгу, человеческая психика носит целостный характер
и представляет собой единство взаимодополняющих сознательных и бессознательных
процессов. В соответствии с этим в психическом выделяются сознательный и
бессознательный аспекты. Эти аспекты, или составляющие психики, не только
дополняют друг друга, но и на ходятся друг с другом в компенсаторных
отношениях. Компенсация (см. выше) — основное правило психической деятельности,
а сознание — лишь малая часть психики как целого. Сознание характеризуется
дискретностью, узо стью и определенной степенью выраженности. Примерно треть
жизни мы проводим в состоянии сна с выключенным сознанием. Вне сознания
протекает и все раннее детство человека. Как отмечает Юнг, сознание "способно
нести в себе весьма малое содержание в каждый конкретный момент. Все прочее
оказывается бессознательным. Мы получаем ощущение непрерывности, или общего
понимания, или осведомленности об осознаваемом мире только через
последовательность сознательных моментов" (Юнг, 2003а, § 13).
На одной из своих лекций в 1927 году Юнг говорил:
Причина, по которой сознание существует и остается
настоятельная необходимость в его расширении и углублении, довольно проста: без
сознания дела идут не столь блестяще.
Юнг определял сознание как собственно функцию или
активность, которая поддерживает связь психических содержаний с Эго; так он
концептуально отличал его от понятия психического, относимого как к сознанию,
так и к бессознательному. В юнговской модели Эго не идентично сознанию, оно
всего лишь центральный комплекс сознательного разума. Юнг также считал, что
сознание не существует без различения противоположностей. Изначальные, или
первичные, противоположности — это сознание и бессознательное, но фактически
становление сознания включает в себя различение противоположностей на всем
спектре, в котором мужское и женское, добро и зло составляют лишь малую часть.
Юнг описал два способа, с помощью которых строится
сознание индивида. Один представляет момент высокого эмоционального напряжения,
связанный с ситуацией во внешнем мире. Антропологи описывают ситуацию, когда
отец и сын ловят рыбу на озере или реке, сидя в лодке. Отец поймал большую
рыбу, и сын помогает втащить ее в лодку. Внезапно по вине сына рыба
выскальзывает и исчезает в воде. Разозленный отец в сердцах ударяет сына веслом
по голове. Сын замертво падает на дно лодки. И тут отец осознает масштаб
происшедшего. Суть трагедии доходит до его сознания. Юнг сравнивал его
эмоциональное напряжение со сценой в "Парцифале" Вагнера, в которой
герой в момент величайшего искушения вдруг осознает значение раны Рыбьего
короля. Другой способ осознания осуществляется в состоянии созерцания, когда
идеи проходят перед разумом, подобно образам сновидения. Между двумя очевидно
не связанными и отдаленными друг от друга идеями вдруг происходит вспышка
ассоциации. В обоих случаях можно наблюдать нечто вроде разрядки накопившейся
энергии — внутренней или внешней, в процессе которой и происходит осознание.
Обычно мы переживаем такие вещи как внутреннее
прозрение, инсайт или откровение. В юнговской модели психического сознание
оказывается высшей структурой, надстройкой, возвышающейся над бессознательным
или основывающейся на нем, произрастающей из него. Вот как Юнг это описывает:
Сознание не творит самое себя — оно бьет ключом из
неведомых глубин. В детстве оно медленно и постепенно просыпается и на
протяжении всей жизни каждое утро восстает из недр сна — из бессознательного
состояния. Оно подобно младенцу, ежедневно рождающемуся из материнского лона бессознательного.
Тщательное исследование процессов сознания позволяет утверждать, что оно не
только находится под влиянием бессознательного, но и беспрестанно всплывает из
него в форме бесчисленных спонтанных идей и внезапных вспышек мысли (Юнг,
1994в, с. 66).
Сознание — в значительной степени продукт восприятия
внешнего мира и ориентации в нем. Юнг отмечает, что не случайно французские и
английские психологи XVII-XVIII
столетий пытались вывести сознание из ощущений, говоря: "Нет ничего в
разуме, что до того не присутствовало бы в чувстве". Разъясняя свое понимание
места и роли сознания в психике, Юнг отмежевывается от Фрейда, который "выводит
бессознательное из сознания".
Я ставлю вопрос иначе,— отмечает
он,— и говорю, что возникающая в сознании вещь вначале с очевидностью не осознается и осознание ее вытекает из
неосознанного состояния... сознание—скорее всего, продукт бессознательного (Юнг, 2003а,
§ 15).
Юнг полагал, что сознание зависит от рабочего отно
шения между сильным и гибким Эго и самостью, регулирующим центром психического.
Это отношение является неотъемлемой частью того, что Юнг называл
индиви-дуацией. Стать сознательным — значит понимать, почему мы делаем то, что
мы делаем, осознавать множество путей и способов, которыми бессознательное
влияет на различные аспекты нас самих. Юнг оставил нам главную составляющую
знания, его основу, корпус, ствол, тело, а также множество инструментов и
приспособлений, необходимых для уменьшения зазора между Эго и бессознательным.
На практических примерах он достаточно ясно продемонстрировал, как наша
личностная психология влияет на процессы взаимодействия с другими людьми.