Валерий Зеленский
Базовый курс аналитической психологии
Дух
Пытаясь понять работы Юнга, посвященные духу,
сталкиваешься с той же проблемой, которая стояла и перед самим Юнгом: что
означает слово "дух". Психологически оно рассматривается как
архетип и как функциональный комплекс. Часто персонифицируется и переживается
как вдохновение, оживление или невидимое "присутствие".
Дух, как и Бог, обозначает объект психического
переживания и опыта, который не может быть доказан существующим во внешнем мире
и не может быть понят рационально. Таково значение слова "дух" в его
наилучшем смысле (Юнг, 1994ж, с. 282).
Архетип духа в образе человека,
карлика или животного всегда возникает в ситуации, когда необходимо понимание, самоанализ, хороший совет, планирование
и т. д., но человеку не хватает для этого своих ресурсов. И тогда архетип
компенсирует это состояние духовного
дефицита неким содержанием, призванным
заполнить пустоту (Юнг, 1996в, с. 298).
Следует различать дух как психологическое понятие и
традиционное представление о нем в религиозном контексте.
С психологической точки зрения явление духа, как и
любого автономного комплекса, осуществляется в виде стремления бессознательного
превзойти или, по крайней мере, сравняться со стремлениями эго. И если мы хотим
быть справедливыми к сути, именуемой нами духом, то здесь следует, скорее,
говорить о "высшем" сознании, нежели о бессознательном (Юнг, 1994ж,
с. 290).
...Современное представление о
духе плохо согласуется с христианскими
воззрениями, которые приравнивают его (дух) к
высшему благу (summum bonum), к самому Богу. Несомненно существует также и представление о злом духе.
Но в современном
понимании невозможно придерживаться последнего, поскольку дух не обязательно зол; скорее, его следует называть
безразличным к морали, нейтральным или безучастным к ней (Юнг, 1996в, с. 295).
Так или иначе Юнг постарался приблизиться к пониманию
духа тем же способом, каким он рассматривал и многие другие
"мучительные" вопросы этого эмпирического "моря", то есть с
позиции психолога. Его не интересовала возможность дальнейших философских или
теологических рассуждений о природе духа. Он обратил свой взгляд в сторону феноменологии
духа в психической жизни: в какой форме дух демонстрирует себя и каков он —
сходен с душой или психическим или отличен от них.
Конечно, Юнг не мог не коснуться предшествовавших ему
философских споров и дискуссий и тех теологических сетей, которые были
наброшены на представления о духе. В этом отношении весьма показательно
примечание английского переводчика во вступлении к статье Юнга
"Психологическое основание веры в духов" (Jung, С. W., vol. 8, par. 570-600), где весьма поучительно указывается на
изменчивую и полиоттеночную природу понятия "дух", Geist. Тем
не менее Юнг навел-таки некоторый когнитивный порядок в том, что угрожало стать
мутной терминологической трясиной, болотом. Рассуждая как психолог, он отметил,
что слово "дух" имеет два значения. Можно говорить о духе как
индивидуальной вещи — духе в значении призрака, привидения, настроения (духа),
расположения (духа), то есть о духе как явлении или качестве. И можно говорить
о духе как о некоторой коллективной вещи — о духовности, духовных принципах,
духовной целостности. Этот последний аспект духа как основы для духовности или
определенных духовных принципов Юнг оставляет для дебатов и обсуждений
метафизикам. Как психолог, Юнг предпочитал рассмотрение духа в плюральном
отношении, как проявления комплексов, духа как бессознательной, базирующейся на
архетипах сущности. В силу того, что эта духовная ипостась гнездится в сфере
бессознательного, очевидно, что она как-то связана с духом и в религиозном
смысле слова, а религиозное рассматривается Юнгом в качестве психической
составляющей или души. Но Юнг почти всегда устремлял свой взор в сторону
изучения символов и образных представлений духа в психической жизни и редко
касался обсуждения теоретической догмы.
В силу вышеизложенного юнговские работы, посвященные
духу, не предназначены для философски или теологически ориентированного
читателя, интересы которого соприкасаются с гегелевским идеализмом или
христианской духовностью. Юнговская идея духа наилучшим образом просматривается
в его обсуждениях архетипической образности мифа, алхимии, сказок
(преимущественно о "духах") или в его отношении к тому, что он
называл оккультными явлениями, к тем сверхъестественным, духовным или
паранормальным случаям, которые Юнг рассматривал как проявления психологических
комплексов. В рамках практических обсуждений духа он затрагивал и более широкие
значения последнего и, разумеется, в разное время обращался непосредственно к
духу в таком расширенном смысле. Но Юнг всегда говорит о духе прежде всего как
психолог, интересующийся местом духа в динамическом контексте человеческой
души.