Валерий Зеленский
Базовый курс аналитической психологии
Алхимические исследования
Алхимия в течение многих лет интересовала Юнга, и его
знание средневековых алхимических трудов, изложенное им в его
работах,—уникальный вклад в современную психологию. Рассуждения Юнга,
касающиеся природы психического, его постоянное внимание к психическим
процессам, собственные переживания и опыт архетипической трансформации
позволили ему увидеть в алхимической образности и символизме определенный язык,
форму мысли и метод, чьи история, развитие, духовный и психологический настрой
очень близко отражали его собственное миропонимание. Алхимическая образная
система обладает определенными преимуществами, которых, по мнению Юнга, не
имеет современная психологическая терминология.
Интерес Юнга к алхимии никогда не строился на
буквальной вере в истину алхимических утверждений, например, в то, что они
(алхимики) могли превращать свинец в золото или осуществлять другие невозможные
химико-физические превращения. Внимание Юнга было направлено прежде всего на
то, что он называл философской алхимией, то есть на работы тех алхимиков, чьи
описания химических процедур представляли собой утверждения о духовной и
философской истине. Юнг подчеркивал, что в усложненных физико-химических
описаниях средневековых текстов некоторые алхимики проецировали собственные
психические свойства и процессы на физические вещества и процедуры и в
последующем описывали эти явления так, как если бы они возникали вне их
самих в тех веществах, которыми они манипулировали.
Хотя Юнг хорошо понимал, что многие из алхимических
текстов фактически представляли простой набор химических рецептов и правил, он
тем не менее осознавал и то, что некоторые алхимики не ограничивали свое поле
видения простым преобразованием базового физического вещества, а пытались
выстроить на основе собственных внутренних переживаний своего рода
психологическую, философскую и духовную системы, создать некую область знаний о
душе, разуме и материи. Кроме того, глубокое знакомство Юнга с самими текстами
позволило ему указать тех алхимиков, которые вполне недвусмысленно высказывали
свои философские намерения, осознавая, что их золото являлось не
"обычным" (физическим) золотом, а духовным.
Поэтому в контексте юнговских идей алхимия выступала
как достаточно хорошо разработанная философская и психологическая система, язык
которой был в высшей степени символическим и образным в противоположность
сухому, техническому языку, которым психология оказалась навьючена начиная с
эпохи Просвещения. В рамках алхимической образности Юнг обнаружил источник и
способ выражения многих своих психологических открытий, которые он прозревал с
помощью собственных наблюдений и аналитической работы с пациентами, и его труды
свидетельствуют о центральном положении алхимической образной системы в его
мышлении. Многие аналитические термины юнговской психологии несут на себе
отпечаток алхимических изысканий: характеристика аналитической работы как опуса,
ссылка на аналитическое отношение как на сосуд или контейнер, конъюнкция
или союз конфликтующих противоположностей как цель аналитического процесса,
противоположение солнечного и лунного сознания и др.
Алхимия имеет длительную и сложную историю и выглядит
не только неортодоксальным знанием, но почти подпольной культурой в контексте
западной цивилизации. В этом смысле она с ее символическим языком вынесла на
своих плечах из средневековья культурный запас западного бессознательного
разума. Таким образом, алхимические труды при всей их сложности позволили Юнгу
погрузиться в чистый источник коллективного бессознательного.
Кроме того, Юнг обнаружил, что отдельные алхимики
пытались развивать сам метод работы с материалом, достигая преобразования
исходного вещества. Хотя алхимические методы и были иррациональными,
основанными более на психических проекциях, чем на объективном знании, Юнг
нашел практическое описание внутреннего роста в алхимических попытках систематизировать
физические вещества и различные стадии физических изменений, которые должны
были происходить в процессе алхимических операций. Так в аналитической
психологии появились различные термины для описания процесса индивидуации.
Перечислим лишь некоторые из них: нигредо, или темная ночь души, когда индивид
сталкивается со своей тенью внутри; сепарация, обозначающая момент
эмоционального и духовного различения; мортификация, или путрефикация,
относящаяся к стадии, на которой отбрасываются старые невротические способы
бытия; диссолюция, обозначающая первичную дезориентацию индивида после отказа
от старой самости. Как психотерапевт, Юнг увидел в практической стороне
алхимического метода богатый источник образной системы для описания глубоко
символических преобразований, которые наступают в анализе.
В трудах средневековых алхимиков Юнг обнаружил цель,
язык и метод, которые соответствовали его собственной психологической
программе. Алхимия и те алхимические тексты, которые Юнг собрал, постепенно
сделались органическим компонентом его мышления, равно как и мышления почти
всех его последователей. При всей значимости юнгов-ских алхимических трудов
непосвященный читатель быстро обнаружит, что алхимия никогда не была чем-то
единым — какой-то областью изучения, наукой. Как раз наоборот, алхимия была в
высшей степени специфическим занятием, имеющим собственную терминологию и
образную систему, варьировавшие от алхимика к алхимику. Каждый термин имел свой
собственный сонм значений на множественных уровнях, простиравшихся от
буквального к фигуративному и далее к духовному, философскому и мистическому.
Рассмотрим некоторые работы Юнга, так или иначе
связанные с алхимией. На русский язык переведены "Психология и
алхимия", "Mysterium
Coniunctionis", "AION",
"Дух Меркурий", "Комментарий к "Тайне Золотого
Цветка"", "Парацельс", "Парацельс-врач",
"Памяти Рихарда Вильгельма", "Видения Зосимы",
"Философское дерево".
"Психология и алхимия"
Юнг писал свою книгу, ориентируясь на широкого
читателя. Но не всякий взявший в руки увесистый том сможет с уверенностью
проработать его до конца. У Юнга была мысль создать своего рода мост между
алхимией и психологией. Анализируя серии сновидений своих многочисленных
пациентов, Юнг обнаружил обширные символические аналогии с ними в корпусе алхимической
литературы. Его мысль основывалась на том, что алхимическая образная система
сохраняется в индивидуальной душе и сегодня, поскольку источник ее находится в
коллективном бессознательном.
Вначале рекомендуется познакомиться с концептуальной
основой, изложенной в авторском предисловии и первой части книги, затем
перейти к главе "Религиозные идеи в алхимии". В этих разделах
представлены понятия и термины, общие для всех алхимиков, сформулированы идеи
Юнга, касающиеся того, как и что проецировали алхимики на свой материал, и дано
представление о том, как сами алхимики воспринимали свою работу. Эти разделы
хорошо иллюстрируют, насколько распространенной была тенденция
персонифицировать разнообразные процедуры и порядок действий, а также
участвующие в алхимическом процессе вещества. Различные психологические
обсуждения Юнг соединяет с этим насыщенным образами материалом, демонстрируя
тем самым интерес к использованию алхимического символизма в психологии.
В этой книге Юнг отдельно останавливается на двух
образах, имеющих глубоко религиозный характер: на так называемой параллели
камень — Христос и символе Единорога (см. часть 3, главы 5 и 6). Lapis, или
камень, являлся образом, символизирующим мистико-химический результат
алхимической работы, так что различные комплексные процедуры осуществлялись
сознательно и на физическом, и на духовном уровнях. Юнг показывает, что
описания философского камня имеют несомненные параллели с описаниями природы и
функции фигуры Христа в христианстве. Исследование и дальнейшая разработка
символа Единорога также осуществлены им с намерением провести очевидные
параллели с христианской образной символикой.
"AION"
Работа Юнга "AION" посвящена
феноменологии архетипа Самости. Ее название происходит от греческого слова,
обозначающего эон, или эпоху, и, как указывает Юнг в предисловии,
его исследование призвано с помощью христианских, гностических и алхимических
символов самости пролить свет на перемену психической ситуации в рамках
христианской эпохи. Юнг исследует христианский символизм, прежде всего
символику образа Христа и символ рыбы, очень тесно связанный с Христом, как
путь достижения ясного понимания того, что он именует Самостью, Бого-образом в
душе, архетипом целостности и осуществления.
Для читателей, знакомых с юнговскими работами, первая
часть этого тома не составит трудностей в чтении. Юнг кратко формулирует свои
понятия Эго, тени и ани-мы/анимуса. Здесь он продолжает рассматривать Самость
как архетип, который скрыт за символикой Бога в религии, и показывает, каким
образом фигура Христа является символом Самости в рамках христианства. В этих
разделах наиболее явно выражено несогласие Юнга с догматическим христианством,
которое с самого начала отвергло реальное присутствие зла в мире, объясняя зло
просто как отсутствие или недостаток добра. Юнг же, со своей стороны,
утверждает, что зло и добро представляют соразмерные и равные силы в
психологическом переживании и опыте. Таким образом, символ Христа в
христианстве расщеплен на пару Христос — Антихрист. Это ситуация, которая с
психологической точки зрения представляет неудовлетворительное разрешение
проблемы целостности как единства противоположностей. Поэтому то, на что лишь
намекалось или что лишь кратко упоминалось Юн-гом в других работах о
христианстве, здесь раскрыто более детально: Юнг был убежден, что христианский
символизм не вполне справедлив к действительным психологическим силам в душе
человека и поэтому не может предложить подходящий путь к психологической
целостности. Чтобы указать такой путь, он должен признать и принять зло,
присутствующее в душе и в мире.
Далее Юнг исследует символизм рыб в связи с образом
Христа, привлекая к анализу астрологический (главы 6 и 7) и языческий (главы 8
и 9) материал о символе рыбы. Здесь он стремится внести ясность в то, каким
образом рыба является символом дуальности свет — тьма, унаследованной в
христианской идее Христа как символа целостности. В главах 10 и 11 детально рассматривается
природа символа рыбы в контексте трудов алхимиков, а в 12-й главе обобщается
материал, изложенный в предыдущих частях книги.
В последней главе этой книги — "Структура и
динамика Самости" — Юнг предлагает структурную модель Самости, напоминающую
восьмигранный кристалл. Здесь он ставит цель найти способ организации
личностных компонентов, символизируемых разнообразными мифическими фигурами, и
объединить их в единую структуру, остающуюся верной напряжению
противоположностей, унаследованному различными парами. Таким образом, этот
кристалл строится на квадратном основании, в котором четыре пары состоят во
взаимодополняющих отношениях, достигая вверху точки сознательного единства, а
внизу — точки бессознательной целостности.
В работе "AION" исследуются и
иные символические фигуры, репрезентирующие целостность: квадратный круг,
параллелограмм и другие кристаллические структуры.
"Mysterium Coniunctionis"
Основной задачей этой книги, ставшей для Юнга
последней опубликованной работой, было исследование центральной проблемы
алхимии — единства противоположностей, из которого, как воображали алхимики, и
возникает сама цель алхимической процедуры, по-разному описанная в типично
алхимической манере — как золото, камень (лапис), гиеросгамос (или священный
инцестуозный брак) и т. д. Таким образом, Юнг исследовал массу образных
структур в алхимической литературе, в которой описываются самые разные
противоположности, подлежащие объединению, совокупности противоположностей,
которые алхимики персонифицировали главным образом как маскулинно-фе-минные
пары. Три таких маскулинно-феминных пары в алхимии: Солнце и Луна, Король и
Королева, Адам и Ева — составляют основу юнговского исследования. Почти
энциклопедическое знание алхимических текстов побуждало Юнга обнажить и увязать
друг с другом психологические и духовные значения этих алхимических
персонификаций со всем обслуживающим их символизмом.
Поскольку алхимия была преимущественно мужским
занятием, гораздо больше материала сосредоточено на мужской половине этих пар
противоположностей. Единственное исключение — обширный раздел о Луне,
посвященный феминному аспекту. В пандан исследованию индивидуальных членов этих
противоположных пар Юнг продолжает изучать образы и символы, которые и
составляют myste-rium
coniunctionis, тайну союза,
рассматривает, как он осуществляется, каким является, каково его духовное и
психологическое значение.
В то время как эта книга является превосходным
примером юнговского метода символической амплификации, само ее чтение несколько
затруднено разнообразными ссылками и намеками Юнга на мифологию, легенды,
христианскую теологию и средневековую философию.
В связи с алхимией следует упомянуть еще пять работ
Юнга, переведенных на русский язык. Первая из них — "Комментарий к
"Тайне Золотого Цветка"" — посвящена китайскому алхимическому
трактату, остальные имеют отношение к западной алхимической традиции. Это
"Видение Зосимы", "Философское дерево", "Дух
Меркурий" и "Парацельс как духовное явление".
Все они представляются значимыми в корпусе работ Юнга
о психологической и духовной необходимости и о важности алхимического
символизма.
Мандала
Юнг обнаружил, что самость воплощается в символах,
кратных четырем и имеющих круговую структуру. Он назвал эти символы "мандалами",
использовав санскритское слово, означающее "магический круг".
Геометрически мандала представляет фигуру, в которой круг заключен в
квадрат или квадрат в круг. Мандала обладает более или менее регулярными
кратными отношениями, разделена на четыре или кратное четырем число частей; лучи
расходятся из центра или направлены в центр, что зависит от перспективы.
Мандалы на Востоке символизируют объединение и используются для медитации.
Юнг интерпретировал мандалу как зримую проекцию
психического, его выражение и, в частности, как представление Самости. В
процессе анализа мандалы могут обнаруживаться в сновидениях или различных
изображениях (рисунках, пластике, архитектуре). Кроме того, что мандалы
выражают стремление к целостности или свидетельствуют о ней на космическом
уровне (мандалы традиционных религий), они также способны выполнять защитную
функцию в случаях психологической дезинтеграции, расщепленности психики и
служить целям исцеления — компенсации, наложения упорядоченной структуры.
Мандалы находят в культурных продуктах всех времен и народов, они представляют
основной определяющий и интегрирующий принцип, лежащий в самой основе
психического (Человек и его символы, 1996, с. 312 и далее).