13. Самообновляющаяся мать
Автор: procyon, дата: пн, 23/04/2007 - 23:36
Мать-Природа побуждает к трансформации и обновлению все живое. В сказке «Маленькая земная коровка» она обновляет сама себя — так проявляется ее исцеляющая функция.
Впервые сказку «Маленькая земная коровка» опубликовал в XVI в. Монтень. Необходимость в преобразовании материнского образа к тому времени уже назрела, и именно человеческое воображение стало прототипом символических образов. Так внутри бессознательного возникали предпосылки к развитию, которое мы наблюдаем сейчас.
Развитие современной психологии привело к появлению новой установки по отношению к архетипу матери. Мы стали понимать, что живем не только сознательной жизнью, но обладаем также и бессознательным, которое всегда внутри нас. Бессознательное — это и содержание, вытесненное из сознания, и продукты деятельности новых спонтанных импульсов и ощущений, которые могут вызвать глубинные изменения нашей личности. Как только мы поняли это, изменился и образ матери. Такая трансформация материнского образа не ограничивается только коллективными представлениями, ее часто можно наблюдать и как внутреннее преобразование у отдельных индивидов.
Нашу сказку мы будем интерпретировать преимущественно под углом фемининпости, но главную сказочную героиню можно рассматривать и как образ мужской анимы, а образ земной коровки — как ее первичный материнский источник. Мужчина может столкнуться с такогорода материнской проблемой, если ему надо вести себя по-матерински с другим человеком, и тогда встает вопрос о его отношении к бессознательному.
Маленькая земная коровка
Краткое содержание
Главная героиня этой сказки — девочка по имени Маргарет. У нее была злая мачеха и злая сводная сестра, которые хотели ее погубить и оставить одну в лесу.
Но каждый раз девочка находила дорогу домой, следуя совету своей старой крестной матери, первый раз посыпав дорогу опилками, а второй раз — мякиной. На третий раз она посыпала на дорогу семена конопли, но их склевали птицы. И тогда девочка заблудилась в лесу.
Маленькая Маргарет взобралась на самую верхушку высокого дерева и увидела струйку дыма, которая поднималась где-то в чаще леса. Она пошла в этом направлении и оказалась перед маленьким домиком, где жила земная коровка, которая позволила девочке остаться, взяв с нее обещание, что та никогда ее не бросит и никогда ее не предаст.
Коровка накормила девочку молоком и подарила ей красивые платья из шелка и атласа. Однажды сводная сестра пошла в лес искать Маргарет, она нашла ее, и девочка нарушила обещание, которое дала земной коровке, и рассказала о ней мачехе и сестре. Тогда злая мачеха заманила Маргарет домой и решила зарезать земную коровку.
Перед смертью коровка сказала девочке, чтобы та попросила у мясника ее хвост, один рог и копыта и похоронила их в земле. Вскоре на том месте выросла прекрасная яблоня, на которой и зимой и летом висели самые красивые и самые спелые яблоки, сорвать которые могла только одна Маргарет.
Однажды мимо проезжал один важный господин вместе со своим больным сыном. Увидев яблоки, сын захотел их попробовать, думая, что они помогут ему исцелиться. Мачеха и сводная сестра не могли достать ни одного яблока, но ветви яблони наклонились так, что яблоко оказалось прямо в руке Маргарет, и тогда могучий господин решил, что она святая. Выслушав всю ее историю, он взял с собой Маргарет, женился на ней и сделал ее своей госпожой.
В начале этой сказки злая мачеха оставляет Маргарет одну в лесу, как это происходит в сказке «Гензель и Гретель». Это может означать, что женщина, у которой преобладает негативный материнский комплекс (проблема мачехи), подвергается опасному влиянию бессознательного. Вместо того чтобы быть источником жизни, ее инстинкты начинают угрожать ее сознанию.
Задача матери как раз и состоит в том, чтобы стать посредницей и защитницей в отношениях между своим ребенком и бессознательным. Именно поэтому в случае плохой матери бессознательное сначала ощущается как угроза, ибо у молодой женщины отсутствует модель, сформированная на основе позитивных фемининных ценностей, тогда как женщина с позитивным материнским комплексом гораздо лучше представляет себе, каким должно быть женское поведение.
Однако в нашей культуре женщине совсем не просто найти правильную сознательную установку. Как мы уже отмечали, у нас отсутствует коллективный образ феминин-ности, т. е. образ женской духовности. Как правило, речь идет только о мужской духовности.
Когда наступила беда, Маргарет забралась на высокое дерево, откуда она смогла увидеть струйку дыма, которая указала ей дорогу к земной коровке. Ей пришлось приложить усилия, чтобы подняться над ситуацией и посмотреть на нее сверху; это позволило ей найти путь к коровке и получить приют и пищ)'. Это напоминает ситуацию сказки «Сладкая каша», где девочке встретилась женщина, которая спасла ее от голода. Маленькая земная коровка — это воплощение Матери-Природы, принявшей облик животного, т. е. облик существа более низкого уровня развития, чем человек. Так символически выражается материнская основа психики.
Разумеется, в данном случае речь не идет об обычном животном; оно может разговаривать, а позже превращается в чудесную яблоню. Это символизирует нечто, что сначала переживается на инстинктивном уровне, а затем трансформируется во что-то иное; служит примером способности влечений к метаморфозам.
В древнем Египте многих природных богинь, например Хатхор и Изиду, иногда изображали в образе коровы или с коровьими рогами. У греческой богини Геры были коровьи глаза, а в Индии, где божественная Природа-Мать до сих пор обладает огромной властью, корова является священным животным. Она символизирует связь божественной матери с землей. Многие боги и богини время от времени принимают облик животных, а божественная природа воспринимается как нечто сверхъестественное или животное. Изображение Бога в обличье животного означает, что ощущать высший принцип иногда можно только через животное влечение.
В нашей сказке такой богиней является маленькая земная коровка. Она помогает Маргарет не только как обычная корова; в символическом смысле слово «земная» отражает физический аспект благотворного инстинкта, так как земля имеет непосредственную связь с телом. Материнский инстинкт имеет прямую связь с телом женщины.
Женщины с негативным материнским комплексом часто отчуждены от своих эмоций; они не могут отдавать эмоциональное тепло, так как никогда его не получали. Их пробуждение от инстинктивной фемининпости часто открывает для них новые возможности, как это произошло с Маргарет, которая получила доступ к источнику жизни, находясь во враждебном окружении. С другой стороны, ее жизнь с земной коровкой — лишь временный выход. На языке психологии можно сказать, что проблема истинной фемининпости или истинной ценности чувств не решается только через пробуждение материнского инстинкта.
Земная коровка воплощает архетип Природы-Матери; она символизирует основной принцип и функцию нашей психики, которые мы редко осознаем, как и другие архетипы. Например, никто не знает, откуда в действительности появляется подлинно материнское отношение. Можно ответить: это проявление материнского инстинкта. Но что это значит? Женщина может совершенно не сознавать опасности, грозящей ее материнским чувствам, пока не умрет земная коровка, погубленная возрастающей энергией ее Тени. Возможно, она заметит, что у нее постепенно истощаются материнские чувства и что, проявляя их, она приносит больше вреда, чем пользы тем, о ком заботится. Ее эмоции не находят должного выхода.
В такой переходный период обычно наступает кризис, так как женщина начинает ощущать эмоциональный холод и замечает, что больше не является источником тепла и не может отдавать его другим.
Хотя в сказке с оттенком осуждения говорится о предательстве Маргарет земной коровки, эту вину она должна выстрадать, если хочет прийти к осознанию felix culpa. В такие периоды жизни необходимо отказаться от части своего существа, чье развитие когда-то было жизненно необходимо, ради совершения еще более глубокой трансформации.
Подобная тема, когда героиня отдает свой чудесный источник жизни в руки злой мачехи или сестер, которые впоследствии его губят, встречается и в других сказках, например, в сказке «Амур и Психея». Такое поведение свидетельствует об определенной наивности, которую многие люди проявляют по отношению к своей Тени. Например, такая женщина совсем не готова к проявлениям слепой ревности другого человека и обычно очень наивно воспринимает и свою Тень, и поведение окружающих. Она не сознает того, что у себя внутри она пригрела врага, который может погубить ее самые ценные чувства, например, выставив их в ложном свете.
В частности, Тень ответственна за смещение акцентов. Приведу конкретный пример. В процессе анализа одна пациентка очень интересовалась своим бессознательным, исследовала свои сновидения, достигла серьезного прогресса в анализе и стала значительно энергичнее. Потом она рассказала об анализе своей подруге. Ее подруга решила, что все это — симптомы ее невротичности; подругу нисколько не интересовал анализ, причем она прекрасно себя чувствовала. Но теперь у моей пациентки внезапно появилось ощущение собственной неполноценности, и она стала думать, что это не совсем нормально столь много времени размышлять о бессознательном. Неуместное вмешательство подруги повлияло на мою пациентку так сильно, что она на время утратила позитивное отношение к своему бессознательному и стала испытывать регрессию, чего и следовало ожидать.
Я бы поостереглась утверждать, что такого рода переживания всегда оказывают длительное пагубное воздействие. Иногда они подталкивают человека к тому, чтобы он глубже задумался о себе и оказал сопротивление ложной коллективной установке. В нашей сказке в результате кризиса тоже появляется нечто новое и еще более ценное; быть может, именно в этом причина неминуемой смерти земной коровки.
Все же нас не покидает ощущение, что коровка знала, что ее предадут и убьют; она заранее рассказала, как похоронить ее хвост после того, как ее зарежут, что поверх него нужно положить рог и копыта; она наперед знала, что ее смерть означает переход в высшую форму бытия.
Несмотря на эти благостные перспективы, об убийстве земной коровки в сказке говорится как о большом горе. В этом сказочном мотиве отражена крайне амбивалентная установка со стороны Природы-Матери. Она стремится выйти за свои границы и пройти трансформацию, но вместе с тем не хочет этого, поскольку природа крайне консервативна.
В алхимическом тексте XV в. «Rosarium philosophorum» воздается хвала природе — единственно реальной основе индивидуационного процесса. Юнг ссылается на эту мысль, но при этом подчеркивает, что даже если инстинкт, который, по сути, и есть сама природа, играет очень важную роль в достижении более высокого уровня осознания, процесс психологической трансформации все равно идет по пути contra naturam, против природы. В нашей сказке мачеха, воплощение темной женской Тени, безжалостно убивает земную коровку и тем самым уничтожает столь необходимый Маргарет источник энергии. Образ мачехи символизирует крайне смертоносную черту, присущую материнскому началу и фемининпости вообще, которая часто заставляет женщину разорвать связь и со всеми своими инстинктивными каналами, и с инстинктами других людей. Образ убивающего коровку мясника символизирует анимус, действующий «по приказу» Тени, который «отрезает» женщину от природной жизни губительным лезвием интеллекта.
Если мы перенесем в реальную жизнь этот символический эпизод — смерть земной коровки, то станет ясно, что женщина переживает серьезную травму, хотя в конечном счете эта символическая смерть ведет к трансформации во что-то лучшее. Женщина отказывается от некоторых своих возможностей, например, от ценных для нее отношений, но вместе с тем выясняется, что она гораздо лучше осознает действие своей Тени.
Вообще говоря, смерть земной коровки означает частичное угасание физической жизни, которой жертвуют ради внутреннего развития. Иногда судьба лишает человека одной возможности, чтобы взамен предоставить ему другую. Эта жертва необходима и с психологической точки зрения, так как у Эго не возникнет впечатления об ошибочной трансформации, если этот процесс прошел успешно. И тогда эгоцентричные мачеха и сводная сестра Маргарет не смогут сорвать с дерева яблоко; его ветви склонятся только к тому, кто испытал ощущение смерти.
От земной коровки остаются копыта, рог и хвост. После ее смерти Маргарет хоронит их в землю, чтобы из них выросло что-то новое. Можно сказать, что именно эти останки представляют сущность умершего животного; к тому же именно они дольше всего сохраняются от разложения. В нашей сказке из сохранившихся остатков животных влечений вырастает нечто новое —дерево.
Хотя на эволюционной шкале деревья находятся ниже животных, в символической реальности все наоборот, высшей формой является Природа-Мать, или фемининное начало. Дерево платан в древнем Египте служило воплощением богини Хатхор, а священными деревьями греческих богинь Реи и Кибелы были сосна и дуб. У семитов существовали священные деревья любви и матери-богини. На изображениях благодарственной жертвы Богу Дева Мария часто изображена сидящей под деревом или рядом с ним.
Так как в нашей сказке дерево связано с материнской проблемой, можно предположить, что оно символически изображает материнские чувства женщины, осознавшей, что она может стать хорошей матерью и защитницей только в том случае, если достигнет целостности и разовьет свои врожденные способности. Ей следует соотнести свои материнские проблемы с процессом индивидуации и своим бессознательным.
Например, такая женщина осознает, что она не сможет адекватно воспринимать других людей, если перестает обращать внимание на свою Тень или на воздействие анимуса. Со стороны такое осознание часто создает конфликт материнских обязанностей с требованиями, предъявляемыми женщине, которая хочет достичь целостности. Но в действительности это иллюзия конфликта, так как женщина, которая не встала на путь индивидуации, не может быть хорошей матерью. Это не вызывает никаких сомнений, когда речь идет о роли матери в самом широком смысле.
Одним из аспектов, который связывает символ дерева с материнством, является личностное развитие, о чем Юнг писал в своем эссе «Философское дерево». Юнг называет этот процесс индивидуацией. Он показывает, что дерево — не только символ материнства, но и символ самости. Он определяет центр психики, выходящий за границы Эго и объединяющий такие противоположности, как верх и низ или небо и земля; ветви этого дерева достигают неба, а его корни уходят глубоко в почву.
С этой точки зрения маленькая земная коровка воплощает инстинктивное материнство, тогда как дерево символизирует фемининность, которая изначально не присутствовала в инстинктивных влечениях, а появилась в результате внутренней трансформации. Новая материнская фигура, воплощенная в образе дерева, обладает исцеляющими плодами; таким образом, сама пройдя трансформацию, она способствует трансформации других и помогает их исцелению.
На дереве, выросшем на месте захоронения жертвенного животного, выросли яблоки. Яблоко ассоциируется с богиней любви Венерой; обычно оно считалось символом любви и играло важную роль в любовных гаданиях и предсказаниях. Кроме того, из Библии известно, что вкушение яблока связано с осознанием и познанием Бога. Поскольку глубокая любовь основывается на божественном переживании, яблоко символизирует не слепую любовь, а любовь, связанную с познанием; только тогда она способствует исцелению и достижению целостности.
Юнг пишет: «Чем более слепа любовь, тем более она инстинктивна и тем более она ведет к пагубным последствиям, ибо этим динамическим отношениям требуется форма и направление». И еще: «Сама по себе любовь бесполезна, если она существует без осознания. А более полное осознание требует более широкого сознания и более отчужденной точки зрения, позволяющей человеку расширить свои горизонты»114. В нашей сказке яблоки соответствуют этому более осознанному виду любви.
На символическом языке сказки это означает, что для того, чтобы выросли яблоки, которые помогут людям исцелиться и достичь целостности, сначала должно вырасти дерево. Таким образом, целостность оказывается одновременно и причиной, и целью символического выражения эроса в образе яблока.
Трансформированная Природа-Мать или трансформированная фемининность — не столько интеллектуальные ценности, сколько высшая форма эроса, которая, в свою очередь, формирует связь с духовным началом, ибо в сказке говорится, что девочку увозит важный господин. Сказка братьев Гримм «Одноглазка, Двуглазка и Трехглазка» тоже завершается coniunctio — главная героиня выходит замуж за рыцаря.
В этой сказке братьев Гримм яблоки, которые появляются в результате связи с духовностью, золотые, что свидетельствует об их особой ценности. В мифологии золото — признак чрезвычайной прочности или неких чудесных качеств сорванного с дерева плода. Эти плоды нам напоминают яблоки из сада Гесперид или золотые яблоки тевтонской богини Идунн, с помощью которых она наделяла богов вечной молодостью.
В нашей сказке Природа-Мать в своих действиях выходит за свои собственные пределы, порождая нечто, обладающее сверхъестественными свойствами. Как говорили алхимики, «природа превзошла самое себя». Необычность яблок в том, что они растут и зимой, и летом. Они висят на яблоне в любое время года, а значит, являются вечными.
В связи с символическим смыслом яблок вспоминаются рассуждения Юнга в его эссе «Психология переноса». Он описывает такой тип переноса, который, будучи правильно понятым, может помочь индивидуации и, вместе с тем, берет свои истоки в самости. Бессознательное и психика человека в целом ощущают его как нечто «значимое». Можно сказать, что бессознательное порождает феномен переноса для достижения чего-то, а именно целостности или исцеления, недостижимых без осознания взаимосвязи с другим человеком.
Весьма затруднительно понять в этой сказке символический смысл исцеляющих яблок, не осознав суть этой проблемы. Взаимоотношения с другими людьми действительно являются частью процесса осознания, и наоборот, осознание чрезвычайно существенно для взаимоотношений с другими людьми. Однажды Юнг выразился так: вы не можете пройти процесс индивидуации на вершине горы Эверест, т. е. находясь в полной изоляции и не вступая во взаимоотношения с другими людьми.
Интроверт склонен полагать, что все происходит по его собственной инициативе; экстраверт, наоборот, отводит слишком большую роль другому человек); что тоже наносит немалый ущерб взаимоотношениям между людьми. Человек не может прийти к себе, не вступив в отношения с другим человеком, потому что начинает осознавать ту или иную сторону своей личности, только спроецировав ее на другого.
«Ну, разумеется, вы обязаны избавиться от проекции», — заявит интроверт, и действительно попытается устранить ее еще до того, как ее почувствует. Он часто не может понять, что этого нельзя сделать заранее, до установления прочных межличностных взаимоотношений. От проекции нельзя избавиться только с помощью силы воли. Человеку нужно признаться самом)' себе, а иногда и публично, что он очарован чем-то внешним, так как, восхищаясь чем-то прекрасным или ужасаясь при столкновении с отвратительным, мы, по сути, наблюдаем проявление части своей личности. Знать это очень важно. Конечно, рано или поздно появляется внутренняя потребность избавиться от проекции, и это происходит в связи с желанием по-настоящему узнать другого человека. В межличностных отношениях человек думает не только о себе; он признает свою потребность в другом. Любовь не предъявляет требований, ибо она не стремится к власти; она не имеет ничего общего с желанием доминировать.
Иногда очень трудно понять закон эроса и применить его на практике. Если мы не постараемся уяснить его, Тень, которую мы не признаем в себе, заставит нас ощутить свое пагубное воздействие на наши отношения с другими и помешает увидеть их цель. Зачастую проследить такие тенденции Тени в себе или в других удается только посредством анализа сновидений, ибо именно свою Тень нам обычно не удается увидеть в самих себе. В нашей сказке проблема Тени весьма оригинально сочетается с эросом. Темным теневым фигурам, злой мачехе и сводной сестре, тоже захотелось сорвать яблоки с чудесного дерева, хотя оно им и не принадлежит,— но им это не удается. Ветви яблони склоняются только к Маргарет.
Этот мотив перекликается с темой сказки «Сладкая каша», в которой чудесный горшочек хорошо готовит только в руках хозяйки. Нам нельзя упускать из внимания свою Тень, мы должны совершенно точно знать, что наши внутренние ценности не попали в плохие руки.
Сказка о маленькой земной коровке намного дальше развивает тему трансформации Природы-Матери, чем сказка «Сладкая каша». Хотя материнское бессознательное, воплощенное в образе лесной женщины, воспринимается как источник жизни, сознание следит за тем, чтобы каша не перекипела. Здесь Природа-Мать тоже ощущается как надежный источник пищи, но она не преобразует себя. Природа остается самой собой и никак не связана со своим противоположным полюсом — духовным началом.
С другой стороны, в сказке «Маленькая земная коровка» архетип Природы-Матери сначала воспринимается только как источник пищи и поддержки, но он гибнет, когда входит в соприкосновение с человеческой судьбой. Разумеется, архетип не может погибнуть, как не могут погибнуть боги. Они вечны. Но они становятся недосягаемы для человека, и тогда ему снова приходится искать пути доступа к ним.
В данной сказке закон Природы-Матери для сказочной героини представляет гораздо более серьезную проблему, чем для героини предыдущей сказки, и поэтому он сам подвергается трансформации и изменяется. Природное начало превращает самое себя в чудесное дерево, как алхимическая prima materia. В результате Природа-Мать становится носителем духовного таинства — плодов, помогающих достичь целостности.