Очень интересно мнение людей, увлеченных АП. Помню Юнг писал в одной из своих работ по поводу аутентичной личности, якобы такой человек не меняется все время. Это человек с устойчивой персоной . Вот жаль я не помню где же я это прочитала…Если кто читал, то подправьте если я не правильно написала :)
Вопрос касается одной моей знакомой. Меня заинтересовало почему она все время пытается «быть разной» . Она меняет свои увлечения, друзей, имена(хотя в паспорте не меняла, только в общении), и эти вечно изменяющиеся аватарчики! :) Когда я ее спросила почему она пытается быть разной, она ответила что «когда не меняешься -это тормозит прогресс». Ясное дело что нужны трансформации, некая динамика, но если это доходит до фанатизма можно сказать что человек убегает от своего истинного лица? И что еще может это означать? :)
Под "истинным лицом" я подразумевала аутентичность личности, ее искренность. Это противопоставление мною "приклееной" Персоны к лицу, когда человек считает, что его Персона - это и есть он истинный :)Таких людей, кстати, очень много...В их поведении не видно искренности.Их Персона достаточно хорошо развита, но она не гибкая и достучаться к ним сквозь толстые стенки их "маски" бывает очень нелегко. Ты видишь только внешнюю оболонку.
Астарата: «Юнг писал в одной из своих работ по поводу аутентичной личности, якобы такой человек не меняется все время».
Да, Наташа, Юнг отмечал в своих клинических наблюдениях, что лицо, тело таких людей остается «молодым», как будто время проходит минуя их не оставляя на коже и мышцах своих следов.
В одной из работ (к сожалению, не помню названия :) ) Юнг описывает один клинический случай. Молодой человек (так же как ваша подруга) менял свое имя, прическу, место жительства и.т.д.
Индивид останавливается в своем психологическом развитии (puer, puella). Причины такой психической стагнации, застоя могут быть разными.
Индивид идентифицирован с крайней интровертной (экстравертной) установкой [причем эта установка может не соответствовать его природному, врожденному экстравертному (интровертному) типу].
Индивид идентифицирован с определенным архетипическим содержанием, паттерном и находится под его управлением.
Если констеллируется «подвижная», неустойчивая «персона», то со всей определенностью можно сказать, что компенсаторно в БСС-ом, сконстеллирована ригидная, неподвижная «тень», и наоборот.
Индивидуация – это, по сути, процесс ведущий человека к естественности во всех его личностных (как по горизонтали, так и по вертикали) проявлениях. Естественность, не означает проявление вульгарности, наивности, глупости, жадности и.т.д. Естественность означает принятие (готовность принятия) этих сторон в себе и умение жить со всеми этими, неудобоваримыми качествами.
Понимаю, что могут быть разные подходы, взгляды, мнения к этой, довольно сложной психологической проблеме.
Владимир: "Если констеллируется «подвижная», неустойчивая «персона», то со всей определенностью можно сказать, что компенсаторно в БСС-ом, сконстеллирована ригидная, неподвижная «тень», и наоборот."
"Подвижная персона"- это постоянно меняющаяся персона? :)
Мне кажется, что в случае моей знакомой такая подвижность - это убегание...ведь многое, что раньше ее связывало с каким-то увлечением, кругом общения теперь ее отталкивает, она выкидывает книги томами, вычеркивает номера друзей с блокнота и т.д., на смену старым приходят новые друзья, интересы, имена :)
"Подвижная персона"- это постоянно меняющаяся персона?
«Подвижная» персона, это динамическая характеристика архетипа его имагинативная составляющая.
«Мне кажется, что в случае моей знакомой такая подвижность - это убегание...»
Возможно так. Но почему бы не предположить, что ваша подруга пытается, (хотя бы таким преувеличенным, гипертрофированным) способом изменить шкалу индивидуальных ценностей. Персона, как и все архетипические образования – переживается. Нельзя узнать, что тебе к лицу непримерив.
Мне приходит на ум анекдот, - Идет соревнование музыкантов. Первым на инструменте играет молодой музыкант. Он выпальцовывает невероятные пассажи на инструменте. Выходит старый музыкант и играет одним пальцем одну ноту, но первое место присуждают ему. Молодой музыкант возмущается, и спрашивает жюри, - почему они, по его мнению, поступили так несправедливо? Ему отвечают, - ты еще ищешь, а он уже нашел…
"Но почему бы не предположить, что ваша подруга пытается, (хотя бы таким преувеличенным, гипертрофированным) способом изменить шкалу индивидуальных ценностей." Лишь бы до невроза не дошло :)
Что такое аутентичность, искренность, "Истинное лицо" и пр. - теоритически вопросы непростые и неоднозначные. Однозначные ответы на них уж точно невозможны. Аутентичность, искренность - все это очень субъективно (всегда субъективно). Да и возможны ли они вообще? ;)
В отношении Вашей подруги - так сложно сказать. Стремление к внешним изменениям - не маскируют ли они сложности с изменениями внутри (преположение)?
"Лишь бы до невроза не дошло :) "
:) А может невроз для нее - это необходимый этап развитии?
Астарата: «Лишь бы до невроза не дошло»
Ну, да - лишь бы небыло войны :)
А "война" нужна...
В таких случаях Юнг, говорил, - слава Богу, что у пациента невроз!
Действительно, невроз, невротический способ переживания, во многих жизненных ситуациях, жизненных этапах просто необходим. По сути, это переживание на пике эмоций. Природа психического как будто стремится запечатлеть в сознании важность происходящего, обратить внимание человека на значимость того, что происходит с ним здесь и теперь, используя различные способы воздействия, от навязчивого повторения, гротеска моторики, до полного обездвиживания; от полной чувственной анестезии до болезненного восприятия от любого прикосновения; от эйфории и беззаботности до глубокой меланхолии и безнадежности. В общем, все это происходит с человеком и без невроза, невроз только актуализирует восприятия, придавая им особую значимость, психологическую ценность. Невроз всегда свидетельствует о наличии в БСС-ном, скрыто протекающем процессе трансформации, изменения личности.
Я не имею цели "цепляться" к словам Astarte... скажу "в общем"...
Люди часто пугаются (или настороженно относятся) неврозов, психозов (перечисление можно продолжить, но не буду углубляться), а как насчет "нормы", всего того, что "считается" "НОРМАЛЬНЫМ"?
Трикстер.Каждый раз, когда разговор заходит о понятии "нормы" мне вспонимается цитата Л. Сонди:"Норма-это разбавленная патология"...чем-то такое определение мне нравится :)
В этом контексте хочется назвать "нормой" просто отсутствие всего того, что мешает человеку быть свободным от своих собственных предрассудков, это способность личности развиваться, идти собственным путем, а не путем придуманых "идеалов"...
Владимир:"В таких случаях Юнг, говорил, - слава Богу, что у пациента невроз!" И тем не менее человека с неврозом нельзя бросать на едине...ему нужна помощь. Юнг был жестоким человеком :)
"Невроз всегда свидетельствует о наличии в БСС-ном, скрыто протекающем процессе трансформации, изменения личности." Изменение личности в лучшую сторону? :)
Трикстер:"Стремление к внешним изменениям - не маскируют ли они сложности с изменениями внутри (преположение)?"
Очень возможно. Тоесть как компенсация? Вообще эта девушка пытаеться меняться и "внутри"...особенно последнее время. Но эти попытки обычно сводяться к увлечению различными восточными учениями(посмотрим что будет дальше...)
Astarte, возможно Юнг был жестоким человеком, не знаю, лично с ним знаком не был, но то, что невроз выстраивает систему психологических защит, пусть даже которые условно можно называть «патологическими» бесспорный факт. Эти защиты, по сути, являются временными «редутами», «окопами», «дзотами», защищающими устаревшие, неэффективные, но в тоже время необходимые в переходный этап индивидуации границы эго. Метафорически невроз (невротические симптомы) можно назвать передовым отрядом, держащим круговую оборону перед превосходящими силами БСС-ого, задачей которого («отряда») является выигрыш времени для переформирования новой, здоровой установки еще неокрепшего эго. В этом смысле невроз приносит неоценимую помощь процессу индивидуации, процессу психического созревания и роста личности.
Astarte, «Изменение личности в лучшую сторону?»
Тонкий вопрос…, а кто судья? :)
Владимир, Вы так расхвалили невроз, что и возразить нечему :) Но а если говорить о невротической личности, перманентном неврозе?:) Будет ли здесь "помощь процессу индивидуации?"
Р. Ленг – основатель антипсихиатрии «расхваливал» психопатологию, и в результате появился очень эффективный подход к различным формам ее.
Не знаю, что вы имеете в виду под «невротической личностью», если мифологему Хорни, то это всего лишь ее личностная мифологема. Для меня невроз, это одна из форм переживания реальности, а индивидуация происходит независимо от того, как и в какой форме развивается личность, индивидуация не предполагает развитие только лишь к «хорошей» личности, индивидуация это вообще психический процесс восознавания начинающийся с рождения, и продолжающийся до смерти.
Будет ли здесь "помощь процессу индивидуации?" а как тут абстрактно скажешь - "будет, или не будет?" Ведь не существует не только какой-то схемы, но даже какого-то конкретного описания процесса индивидуации. И что это вообще такое - "индивидуация"? Вот и некоторые постюнгианцы (не чуждые духу деконструктивизма ;) ), задаются такими вопросами - а есть ли Самость у индивида, страдающего тяжелыми психическими нарушениями, или у преступника, идет ли уних процесс индивидуации? Может процесс индивидуации- он вообще у каждого идет? От себя могу задать и такой вопрос. Увлекавшийся восточными учениями Юнг :) , хорошо знал, что такое уловка (упайя). Не является ли понятие об индивидуации, концепция - той самой уловкой?
Вот я каждое утро спрашиваю себя, - а что во мне изменилось по сравнению со вчерашним днем? Вижу, чувствую, что я не такой как был вчера... индивидуация?
ну...самим же тоже можно пофантазировать...игра воображения...деконструктивизм, понимашь... :) а можно и попытаться вызвать дух самого Карла Густыча ;) Вроде некоторые пытались :) Вот наткнулся
"дух Карла ГустычаTМ Однажды Дональд Калшед решил вызвать дух Карла ГустычаTМ. Смешав Альбедо, Нигредо и Рубедо в равных пропорциях, он склонился над "Таинством Воссоединения", бормоча описание трикстера. Но Карл ГустычTМ не хотел появляться. С горя, Калшед пошел к своему другу, Эндрю Сэмюэльсу и напился. - Почему же он не приходит? Мы ведь его последователи... На кого он нас покинул... - жалобно спросил Калшед. - Потому что есть только один юнгианец - сам Юнг. - ответил Сэмюельс - А мы тогда кто? - А мы - пост-юнгианцы, ответил Сэмюэльс, и налил еще коньяку. Друзья допивали третью бутылку, и в этот момент перед ними возник дух Карла ГустычаTМ. - О, это же Юнг! - хором воскликнули Калшед с Сэмюэлсом. - О, это же пост-юнгианцы. - флегматично сказал Карл ГустычTМ - Когда мы войдем в контакт с самостью? - спросили пост-юнгианцы. - Всему свое время. - сказал дух Карла ГустычаTМ, и растаял в воздухе. "
Другой взгляд.
Астарте,в книге А.Егидеса "Как разбираться в людях,или
психологический рисунок личности"описывается истероидный
тип,которому,по моему мнению,соответствует описание вашей
подруги. Приведу лишь некоторые цитаты:"но если говорить о
содержании устремлении,то они меняются,быстро загорается
разными идеями,но и столь же быстро остывает.
Вот истероидка с живостью занимается живописью,накупила
красок,холстов,этюдников,а через две недели с головой ушла в религию.И в этом смысле можно говорить,что истероиды
мечутся от программы к программе."
"Истероид переходит из компании в компанию,в каждой из которых быстро производит впечатление,но из-за отсутствия
истинной глубины,философичности...интерес к нему скоро улетучивается.Если,впрочем,это красивая женщина,то интерес к ней может поддерживаться за этот счет.
Причина его хождения из компании в компанию в том,что в новой компании можно блеснуть старым запасом знаний и нарядов.Ведь истероид всегда хочет быть в центре внимания..."
В книге описаны манера поведения и взгляды в различных жизненных аспектах,а так же как вести себя с истероидом,
и КОРРЕКЦИЯ.
Юнг неизменным ядром личности считал характер. В одной из работ он приводит перевод с греческого слова «характер». «Характер» – выгравированная, прочерченная черта на жесткой поверхности. Аналог - папиллярные линии, или неповторимый рисунок кожных складок присущий индивидууму. По поводу «неизменного» и меняющегося в личности хорошо написал Хиллман в работе «Внутренний поиск»:
«Сущность ethos (моральной цели, или идеала гр.) или характер остается неизменной.
Различие между тем, что изменяется, и тем, что остается постоянным, является критическим для психотерапии. Работать с неизменным так, как если бы его можно было изменить или не замечать произошедших изменений, уверившись в упрямстве комплекса, - это действительно печальные терапевтические ошибки. Деятельность в анализе изменяет нас и не изменяет нас. Тождественное и отличающееся – действительно, основные категории. Дело не только в точках зрения, если бы мы одним глазом могли увидеть все различия, произведенные психоанализом, в то время как смотря другим глазом, представляли бы все неизменным. Анализ может извлечь из этого размышления вывод, что аналитическая работа в меньшей степени заключается в изменении характера, нежели в освобождении души от тирании характера, выявлении различий между идеалом и даймоном и в служении даймону, в терапии даймона. Как сказал Генри Корбин, не ваша индивидуация является целью работы, а индивидуация ангела».