Д

 

Давид (евр.) — младший сын пастуха Иессея, ставший царем израильско-иудейского государства. Он появился при дворе царя Саула и снискал расположение царя, победив в поединке великана Голиафа во время войны с филистимлянами. Д. поразил великана в лоб камнем из пращи так, что тот упал на землю, а затем отрубил ему голову. Увидев гибель своего героя, войско филистимлян обратилось в бегство. Д. женился на дочери Саула Мелхоле, но царь позавидовал его славе, и Д. был вынужден бежать от Саула. После гибели Саула и его сыновей в битве с филистимлянами Д. стал царем в Хевроне (Иудее), а впоследствии и во всем государстве.

Дажьбог, Дажбог, Даждьбог (слав.) — «дающий бог» — древнерусский бог, связываемый с солнцем. Считался покровителем и родоначальником русских племен.

Дайтьи (индуист.) — асуры, ттиДити и Кашьяпы, гиганты, противостоящие богам-адитьям.

Дакини (др.-инд.) — 1. В индуизме — свирепые демоницы, составляющие свиту богини Кали. 2. В буддизме — женские существа, считающиеся партнершами идамов или выступающие в роли идамов. 3. В ламаизме — небесные девы, в широком смысле — любые женские божества или духи.

Дактили (греч.) —демоны, считавшиеся спутниками Реи-Кибелыё. Сначала полагалось, что Д. живут на горе Ида во Фригии (Малая Азия). После того как культ Реи-Кибелы был перенесен на о-в Крит, стали считать, что они живут на горе Ида на Крите. Д. приписывалось открытие железа и умение его обрабатывать. Об этом свидетельствуют имена фригийских Д. — Кельмис (от слова «плавить»), Дамнаменей (от слова «укрощать») и Акмон (от слова «наковальня»). Д. отождествляли с куретами, корибантами и тельхинами. Им приписывали учреждение Олимпийских игр в Элиде.

Дакша (индуист.) — «ловкий», «способный» — бог класса адитьев, седьмой сын Брахмы (или Праджапати), родившийся из большого пальца правой ноги творца. Наиболее примечательным в Д. является то, что он рожден от Адити и он же родил Адити. Его женой стала Вирини, отождествляемая с ночью и родившаяся из пальца левой ноги творца. У Д. было 50 (вариант: 60) дочерей. Его старшая дочь Дити стала матерью дайтьев, вторая дочь Дану — матерью данавов, а третья — Адити — матерью адитьев и, следовательно, самого Д. Он устроил первое искупительное жертвоприношение, на которое были созваны все боги, кроме Рудры (вариант: Шивы). Разгневанный Рудра пронзил жертву стрелой, и она превратилась в созвездие Мригаширша («голова антилопы»). Затем Рудра напал на богов и начал избивать и калечить их, помимо всего прочего, снеся при этом голову Д. Когда Рудра успокоился, голову Д. нигде не могли найти и вместо нее ему поставили голову козла.

Далила (евр.) — возлюбленная Самсона. Выведав по наущению филистимлян, что сила Самсона скрыта в его волосах, она усыпила героя, остригла его волосы и выдала его филистимлянам.

Дамаст (греч.) — великан, получивший прозвище Прокруст.

Данавы (индуист.) — асуры, дети Дану и Кашьяпы, гиганты, противостоящие богам. Тесно связаны с дайтьями. В битве с Индрой Д. были побеждены и рассеяны.

Данаиды (греч.) — 50 дочерей царя Даная, вместе с отцом бежавшие из Египта в Аргос от супружеских притязаний 50 сыновей брата Даная Эгипта, но те явились в Аргос и силой принудили Даная отдать дочерей им в жены. По приказанию отца Д. в брачную ночь должны были заколоть своих спящих мужей кинжалами. Приказ отца исполнили все Д., кроме Гипермнестры, которая пощадила своего мужа Линкея. За это преступление они после смерти были обречены в Аиде вечно наполнять водой бездонный сосуд.

Данай (греч.) — сын египетского царя Бела, брат-близнец Эгипта, отец 50 дочерей —Данаид. После бегства из Египта правил в Аргосе, где по его приказу его дочери в брачную ночь убили своих мужей, сыновей Эгипта. Единственный оставшийся в живых — Линкей — впоследствии убил Д. и стал царем Аргоса.

Даная (греч.) — дочь аргосского царя Акрисия. Оракул предсказал Акрисию, что ему суждена смерть от руки внука, и он заключил дочь в подземелье (вариант: в медную башню). Но Зевс проник к Д. в виде золотого дождя, после чего Д. родила Персея. Акрисий повелел посадить дочь и внука в ящик и бросить в море. Волны вынесли ящик на о-в Сериф, где рыбак Диктис выловил его и спас Д. с ребенком. Став юношей, Персей вернулся в Аргос и нечаянно убил деда диском на гимнастических состязаниях.

Дану (др.-инд.) — «поток» — 1. Мать семерых асуров-данавов, и среди них — демона Вритры, поверженного Индрой. Д. связана с водами — когда Вритра («затор», «преграда») был повержен, ее жизненные силы пошли на убыль. 2. Один из эпитетов демона Вритры. 3. Эпитет Кабандхи, чудовищного ракшаса, убитого Рамой.

Дарет, Дарес (греч.) — 1. Жрец при храме Гефеста в Трое, которому приписывается составление догомеровской истории Троянской войны, записанной им на пальмовых листьях. 2. Фригиец, участник Троянской войны, которому Аполлон поручил предупредить Гектора, чтобы тот избегал сражения с Патроклом, так как, убив Патрокла, он впоследствии сам погибнет от руки Ахилла. Убит Одиссеем во время Троянской войны.

Дарума (яп.) — японский вариант имени Бодхидхарма — одного из великих проповедников буддизма — один из главных богов японского буддизма, приносящий счастье и исполняющий желания. В дни религиозных праздников в Японии торгуют безглазыми изображениями Д., на которых рисуют один глаз, когда загадывают желание, и второй, когда это желание исполняется.

Дат — см. Дуат.

Дафна (греч.) — «лавр»— нимфа, дочь Геи и фессалийского речного бога Пенея. Преследуемая влюбленным Аполлоном, Д. взмолилась отцу о помощи, и тот превратил ее в лавровое дерево. В память о Д. Аполлон сделал лавр своим священным растением.

Дафнис (греч.) — мифический основоположник буколической поэзии, сицилийский пастух (вариант: фригийский певец), которому приписывали божественное происхождение. Д. считали сыном Гермеса и одной из нимф, бросившей ребенка на о-ве Сицилия. Д. воспитали нимфы, а его единокровный брат Пан научил его играть на свирели и петь пастушеские песни. О гибели Д. существует несколько мифов. В одном говорится, что любившая Д. нимфа превратила его в камень за нарушение клятвы верности. Согласно другому мифу Д. покарала богиня Афродита за то, что он отверг любовь женщины, посланной ему богиней. Афродита наслала на Д. безответную любовь, и он бросился со скалы в море.

Дварака (индуист.) — столица ядавов, созданная за одну ночь по приказу Кришны, когда он решил оставить Матхуру, прежнюю столицу. Через семь дней после гибели Кришны Д. была поглощена океаном.

Двенадцать апостолов (христ.) — двенадцать избранных учеников Иисуса Христа, сопровождавших его в странствиях и составивших ядро первой христианской общины. Это братья Петр и Андрей, братья Иаков Старший и Иоанн Богослов, Филипп, Варфоломей, Матфей мытарь, Фома, Иаков Алфеев, Фаддей (Иуда Леввей), Симон Зилот (Каннаит), Иуда Искариот. После предательства Иуды вместо него был избран Матфий.

Двенадцать богов (рим.) — группа высших богов Рима, заимствованных из греческой религии: Юпитер, Нептун, Марс, Аполлон, Вулкан, Меркурий, Юнона, Венера, Минерва, Диана, Веста и Церера. Д. б. образуют высший совет богов, который собирает Юпитер.

Деа Диа (рим.) — см. Акка Ларентия.

Деа Рома (рим.) — богиня — покровительница Рима. Часто отождествлялась с Фортуной и Викторией.

Дева (др.-инд.) — «бог» — класс богов, распределяемых по трем космическим сферам: небесные — Дьяус, Варуна, Митра и др. ади-тьи, Сурья, Савитар, Пушан, Вишну, Вивасват, Ушас, Ашвины; атмосферные — Индра,маруты, Ваю, Вата, Трита, Аптья, Апам, Напат, Матаришван, Ахи Будхнья, Аджа Экапад, Рудра, Парджанья, Апас; земные — Притхиви, Агни, Сома, Брихаспати, Сарасвати и др.

Дева Мария (христ.) — см. Мария.

Девалока (будд.) — «мир богов» — в буддийской мифологии — один из разделов сансары. Находится на вершине горы Меру и выше. В Д. живут боги. Они, как, и другие живые существа, подчинены законам кармы и перевоплощения, поэтому после смерти могут воплотиться в более низких разделах сансары. Продолжительность жизни в Д. очень велика, в ней преобладает наслаждение или духовное созерцание. Д. состоит из 26 отдельных небесных Д., высшей из которых считается брахмалока.

Деви (индуист.) — «богиня» — жена бога Шивы. В соответствии с двумя аспектами Шивы, благим и губительным, Д. также выступает в двух обликах и имеет несколько ипостасей. В кротком и милостивом облике она известна как Парвати, Ума («светлая»), Гаури («белая»), Джаганмата («мать мира»), Аннапурна («богатая пропитанием») и т. п. В грозном облике — как Дурга, Кали, Чанди («гневная»), Бхайрави («ужасная»), Махешвари («великая госпожа») и т. п.

Девкалион (греч.) — прародитель людей, сын Прометея, женатый на дочери Эпиметея и Пандорры Пирре. Разгневавшись на людей, Зевс решил уничтожить их и послал на землю потоп. Д., правивший городом Фтия (в горной Фессалии), и его жена Пирра были единственными праведниками, которым Зевс разрешил спастись. По совету Прометея они построили большой корабль («ковчег»), на котором плавали по волнам во время девятидневного потопа. На десятый день Д, увидел гору Парнас и причалил к ней. Зевс (вариант: оракул Фемиды) дал Д. совет, как возродить человечество. Д. и Пирра стали бросать за спину «кости своей праматери», т. е. камни — кости всеобщей матери людей Земли. Из камней, брошенных Д., возникали мужчины, Пиррой — женщины. Сын Д. и Пирры Эллин стал родоначальником греческих племен.

Девять чинов ангельских (христ.) — согласно иерархии Псевдо-Дионисия Ареопагита ангельские существа образуют три триады. Первая триада (ближняя к богу) — серафимы, херувимы, престолы; вторая — господства, силы, власти; третья — начала, архангелы, собственно ангелы.

Дедал (греч.) — «искусный» — легендарный скульптор и архитектор, внук афинского царя Эрехфея. Обучил племянника Талоса (вариант: Пердика), который превзошел учителя в мастерстве. Из зависти Д. сбросил Талоса с акрополя и был вынужден бежать из Афин на о-в Крит к царю Миносу. На Крите Д. построил лабиринт для чудовища Минотавра, он же дал Ариадне клубок ниток, с помощью которого Тесей выбрался из лабиринта. В наказание Минос заточил Д. и его сына Икара в лабиринт. Тогда Д. сделал крылья из перьев, скрепленных воском, и вместе с сыном улетел на них с острова. В пути Икар поднялся слишком высоко, солнце растопило воск, и юноша упал в море. Д. добрался на о-в Сицилия к царю Кокалу. Минос, преследуя Д., также прибыл в Сицилию и потребовал выдать мастера. Кокал пообещал это сделать, но сначала предложил Миносу принять ванну, и дочери Кокала убили Миноса, обварив его кипятком во время мытья. Остаток жизни Д. провел в Сицилии.

Деды, Дзяды (вост.-слав.) — духи предков. Обряд почитания Д. совершался на седьмой день после Пасхи (семуха, весенняя радуница или пасха усопших) или осенью (большие осенины, дедова неделя). В эти дни в жертву покойникам приносили пищу. Жертвенную пищу относили на кладбище или приглашали Д. на угощение в дом и посвящали им первую ложку или первый стакан, выливая их под стол или ставя за окно.

Деидамия (греч.) — дочь царя о-ва Скирос Ликомеда, у которого Фетида перед началом Троянской войны прятала своего сына Ахилла, нарядив его в женское платье. Д. стала возлюбленной Ахилла и родила ему сына Неоптолема.

Деифоб (греч.) — сын Приама и Гекубы, любимый брат Гектора. Д. отличился в Троянской войне во время битвы за корабли. После смерти Париса Д. стал мужем Елены. Во время взятия Трои погиб от руки Менелая.

Деймос (греч.) — демон ужаса, сын Ареса.

Дельфийский оракул — оракул, расположенный у подножия горы Парнас в Фокиде — крупный культовый центр, возле которого вырос богатый ремесленный и торговый город Дельфы. Согласно мифу Аполлон сам избрал место для своего святилища после того, как убил здесь Пифона (существовала легенда, что до прихода сюда Аполлона в Дельфах находилось святилище Feu). По желанию Аполлона храм построили зодчие Трофоний и Агамед. На высокой террасе в центре обнесенного стеной священного круга стоял храм Аполлона, выстроенный в дорическом стиле. От входных ворот к храму вела мощеная дорога. У подножия восточной скалистой стены текла вода священного Кастальского источника, наполнявшая каменную нишу, в которой паломники совершали омовение. Священным считался и другой источник — Кассотида. На южной стороне уступами располагались многочисленные сокровищницы. По обеим сторонам дороги стояло множество статуй и памятников, а при входе в храм стояла статуя Аполлона. Среди других святынь в храме находился камень метеоритного происхождения — омфал, считавшийся пупом земли. В сокровенную часть храма, где находился оракул, не имел права входить никто, кроме жрицы-вешательницы (пифии). Пифия отпивала глоток воды из священного ручья Кассотиды, жевала листья священного лавра и занимала место на золотом треножнике над расщелиной скалы. Древние авторы объясняли экстатическое состояние пифии вдыханием ядовитых испарений, поднимавшихся из расщелины. Выкрикиваемые пифией слова истолковывались жрецами как пророчество Аполлона.

Деметра (греч.) — «земля-мать» — богиня плодородия и земледелия, дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, от которого она родила Персефону. Считается, что Д. научила людей пахоте и посеву, сочетавшись на трижды вспаханном поле о-ва Крит с критским богом земледелия Исионом. Плодом этого ритуального брака был Плутос — бог богатства и избилия. Широко известен миф о похищении Персефоны богом подземного мира Аидом. Девять дней Д. безуспешно разыскивала дочь, а на десятый узнала от Гелиоса, что Персефону с согласия Зевса похитил Аид. Разгневанная Д. покинула Олимп и в образе старухи стала странствовать по миру. Земля перестала давать урожай, наступил голод, и Зевс приказал Аиду вернуть Персефону матери, но перед расставанием Аид дал Персефоне съесть несколько гранатовых зерен, чтобы она не забывала царство мертвых. С тех пор Персефона две трети года проводила на земле с Д., а треть — с Аидом в подземном царстве. По другому варианту мифа, Д., уйдя с Олимпа, в образе старухи пришла в Элевсин. Жена элевсинского царя Келея Метанира приветливо встретила Д. и взяла ее в няньки к своему сыну Триптолему (вариант: Демофонту). Чтобы отблагодарить царскую семью,, Д. решила сделать ребенка бессмертным. Она натирала его амброзией и держала ночью над огнем, но однажды мать увидела сына в пламени, и Д. вынуждена была отказаться от своего намерения. Перед уходом из Элевсина богиня подарила Триптолему колос пшеницы, научила его возделывать землю и велела обучить людей земледелию. Известен миф о том, как Д. превратилась в кобылицу, чтобы избегнуть домогательств Посейдона, но тот превратился в жеребца и породил с ней чудесного говорящего коня Арейона. Д. изображали женщиной, полной сил, сходной с Герой, но с более мягкими чертами лица, в венке из колосьев, с факелом и корзиной плодов. Часто ее изображали вместе с Персефоной, иногда с Триптолемом.

Демиург (греч.) — «творящий для народа» — мифологический персонаж, создающий элементы мироздания и живые существа, как правило, путем применения ремесленных приемов (божественный ткач, гончар, кузнец). Первоначально Д. назывались греческие граждане, работающие за вознаграждение, — мелкие ремесленники, поденщики, моряки, рыбаки, врачи, строители, художники и т. п. В философии Платона Д. является творцом, создавшим мир из праматерии, во многих мифологиях Д. сливается с образом бога-творца, создающего мироздание и его отдельные элементы. К Д. также относят племенного (тотемного) первопредка, создавшего свой народ и места его обитания.

Демон (греч.) — сверхъестественное существо, не являющееся богом и низшее по отношению к нему. В мифологиях различных народов Д. либо не подчиняется богу, либо враждебен богу. Он никогда не ставит своей целью благо человечества и не склонен к бескорыстному добру— может вступить в сотрудничество или даже помочь, но обычно враждебен и стремится причинить зло. В более узком смысле Д. — это злой дух, состоящий на службе у главного противника доброго божества и стремящийся повредить всем хорошим делам и начинаниям.

Демофонт (греч.) — афинский царь, сын Тесея и Федры, брат Акаманта, сражался под Троей и освободил похищенную Диоскурами мать Тесея, свою бабку Эфру, служившую рабыней у Елены. По одной из версий мифа, Д. похитил у Диомеда троянский палладий и привез его в Аттику. Д. приютил в Аттике Ореста, бежавшего после убийства матери, а также Гераклидов, теснимых Эврисфеем. В одном из мифов говорится, что на обратном пути из-под Трои Д. женился на фракийской царевне Филлиде. Продолжив путешествие, Д. не вернулся к назначенному сроку, и Филлида в отчаянии повесилась. Она была превращена в миндальное дерево, которое расцвело, когда вернувшийся Д. обнял ствол.

Деянира (греч.) — дочь царя Калидона Ойнея (вариант: Диониса) и Алфеи, сестра Мелеагра, жена Геракла. Д. хорошо владела оружием и умела править колесницей. Когда Геракл спустился в Аид за Кербером и встретил там Мелеагра, тот попросил его взять Д. в жены. Соперниками Геракла в сватовстве к Д. были кентавр Эвритион и речной бог Ахелой. Геракл победил обоих и женился на Д. От Геракла Д. родила сыновей Гилла, Ктесиппа, Глена, Онита и дочь Макарию. Однажды во время переправы Геракла и Д. через реку кентавр Несс попытался овладеть женой героя, но Геракл поразил Несса стрелой, отравленной ядом Лернейской гидры. Желая отомстить, умирающий Несс посоветовал Д. собрать его кровь, которая когда-нибудь поможет ей вернуть любовь Геракла. Узнав, что Геракл собирается жениться на своей пленнице Иоле, Д. послала мужу пропитанный кровью Несса хитон. Кровь Несса от отравленной стрелы превратилась в яд. Надев хитон, Геракл погиб, а Д., узнав о случившемся, закололась мечом.

Джанна (мусульм.) — «сад» — одно из наиболее распространенных названий мусульманского рая.

Джаханнам (мусульм.) — от «геенна» — наиболее распространенное название мусульманского ада.

Джибрил, Джабраил (мусульм.) — один из четырех главных ангелов (наряду с Микалом, Исрафилом и Израилем), соответствующий библейскому Гавриилу.

Джинн, Джинны (мусульм.) — сверхъестественные существа, духи, часто злые. Считается, что Д. созданы аллахом из бездымного огня и представляют собой воздушные или огненные тела, обладающие разумом. Они могут принимать любую форму и выполнять любые приказания. Подчинение Д. воле человека было одной из средневековых оккультных наук в мусульманстве. Д. связаны с Иблисом, но некоторые из них уверовали в Мухаммада. Различают три класса Д. — гул (гуль), ифрит, силат.

Диана (рим.) — древнеримская богиня растительности, олицетворение луны. Впоследствии была отождествлена с Артемидой и стала также богиней охоты, деторождения и покровительницей диких зверей. Годовщина основания храма Д. на Авентинском холме считалась праздником рабов, а сама богиня считалась защитницей плебеев и рабов. С Авентинским храмом Д. связана легенда о корове, владельцу которой было предсказано, что принесший ее в жертву в этом храме обеспечит своему городу власть над Италией. Царь Сервий Туллий, узнав об этом предсказании, хитростью завладел этой коровой, принес ее в жертву и прикрепил ее рога в храме.

Диггаджи, дигнаги, диннаги (др.-инд.) — «сторона света + слон» — мифологические слоны, охраняющие стороны света вместе с богами-локапалами. Главным среди них считается Айравата, слон бога Индры, охранителя востока. Пундарика (слон Агни) охраняет юго-запад, Вамана (слон Ямы) — юг, Кумуда (слон Сурьи) — юго-восток, Анджана (слон Варуны) — запад, Пушпаданта (слон Баю) — северо-запад, Сарвабхаума (слон Куберы) — север, Супратика (слон Сомы) — северо-восток.

Дидона (рим.) — дочь тирского царя Бела, сестра Пигмалиона, который убил ее мужа, чтобы захватить его богатство. После гибели мужа Д. со своими приверженцами бежала из Финикии в Северную Африку. Там она выпросила у берберского царя Ярба столько земли для поселения, сколько можно отмерить воловьей шкурой. Когда Ярб дал согласие, Д. разрезала шкуру вола на тонкие ремни и окружила ими большой участок земли, на котором основала город Карфаген (карфагенский кремль назывался «Бирса» — букв, «шкура»). Ярб стал свататься к Д., угрожая войной Карфагену, и Д. добровольно взошла на костер, чтобы спасти город от войны. В сказаниях об Энее приведена другая версия ее самоубийства. Когда герой после падения Трои нашел убежище в Карфагене, Д. влюбилась в него, но боги приказали Энею плыть в Италию, где ему было предназначено стать предком основателей Рима. Д. не вынесла разлуки с Энеем и закололась его мечом на куче дров для костра.

Дикая охота (зап.-европ.) — название возникающих на небе видений, которые воспринимались как группы призраков и злых духов, носящихся по небу в сопровождении призрачных гончих собак в дни зимнего ненастья (в период от Рождества до Богоявления). Считались опасными для людей, особенно на перекрестках дорог.

Дике, Дика (греч.) — божество справедливости и правосудия, дочь Зевса и Фемиды, одна из гор. Считалось, что она хранит ключи от ворот, через которые пролегают пути дня и ночи.

Диомед (греч.) — 1. Аргосский герой, сын этолийского царя Тидея, внук Адраста, участник Троянской войны и похода эпигонов, захвативших Фивы. Д. был одним из женихов Елены и привел под Трою 80 кораблей. Благодаря покровительству Афины он ранил Афродиту, спасавшую Энея от гибели, и самого бога войны Ареса, едва не убил Гектора, которого спас Зевс, метнув между сражавшимися молнию. Вместе с Одиссеем Д. ходил в разведку, в которой они захватили троянского разведчика Долона. Выпытав у Долона, где находится стоянка фракийского царя Реса, союзника троянцев, Д. убил Реса и увел его чудесных коней. Д. и Одиссей пробрались в осажденную Трою и похитили там древнюю статую Афины (палладий), обладание которой предвещало победу. Д. находился внутри Троянского коня в ночь взятия Трои. После ее падения он был одним из немногих героев, благополучно вернувшихся на родину. Затем Д. отправился в Этолию, где помог своему деду Ойнею вернуть власть, отнятую родственниками. Когда он возвращался из Этолии в Аргос, буря занесла его в Италию. Там Д. помог в войне царю Давну, женился на его дочери и стал его наследником (вариант: Афродита, желая отомстить за ранение, побудила жену Д. к измене мужу, что привело к его бегству из Аргоса в Италию). Д. чтили как героя и основателя во многих греческих городах и колониях на восточном берегу Италии. Культ Д. был тесно связан с культом Афины. По некоторым мифам, после смерти Д. Афина сделала его богом (вариант: Д. был перенесен на остров блаженных, как и Ахилл). 2. Сын Ареса, царь Фракии, кормивший своих коней-людоедов мясом захваченных чужеземцев. Геракл одолел Д. и бросил его на съедение коням, которых затем отвел Эврисфею (девятый подвиг Геракла).

Диона (греч.) — титанида, дочь Урана и Геи (вариант: Океана и Тефиды). В некоторых мифах Д. называли супругой Зевса и матерью Афродиты.

Дионис (греч.) — бог растительности, покровитель виноградарства и виноделия, сын Зевса и дочери фиванского царя Кадма Семелы. Однажды Зевс поклялся Семеле водами реки Стикс, что исполнит любое ее желание. Узнав об этом, ревнивая Гера подучила Семелу попросить Зевса показаться ей в своем истинном облике. Огонь молний истинного облика царя богов испепелил Семелу, но Зевс успел извлечь сына из чрева матери и зашил его себе в бедро. Когда Д. был доношен, Зевс распорол швы на бедре и извлек его на свет. По приказу Зевса Гермес передал Д. на воспитание нисейским нимфам (вариант: Д. воспитывался у сестры Семелы Ино), а когда мальчик подрос, его поручили силену. Гера вселила в Д. безумие, и он скитался по Египту и Сирии, пока не пришел во Фригию, где его исцелила богиня Рея-Кибела. Во время плавания с о-ва Икария на о-в Наксос тирренские морские разбойники взяли Д. в плен и заковали в цепи, чтобы продать в рабство, но оковы вдруг сами упали с его рук, вокруг мачты корабля вырос плюш, а на парусах — виноградные лозы. Перепуганные пираты бросились в море и были превращены в дельфинов. По пути в Грецию Д. встретил покинутую Тесеем Ариадну и женился на ней. Всюду он учреждал свой культ, учил людей виноделию и совершал чудеса: являлся в образе козла, быка, льва, заставлял бить из-под земли фонтаны вина, молока, меда и т. п. В шествиях Д. участвовали сатиры и вакханки (менады, бассариды), одетые в шкуры диких животных и опоясанные змеями, в венках из плюща, с тирсами (палки, увитые плющом и увенчанные еловыми шишками) в руках. Участники шествия, охваченные священным безумием, сокрушали все на своем пути. Своих врагов Д. карает безумием: в мифе о Пенфее, пытавшемся запретить вакхические неистовства, Д. наслал безумие на вакханок во главе с его матерью, и они разорвали Пенфея на части, приняв его за льва. В мифе о Ликурге Д. наслал безумие на Ликурга, после чего тот был затоптан собственными лошадьми. Д. был преимущественно народным богом (аристократия чтила в этом качестве Аполлона) и славился как освободитель, снимающий с людей ярмо мирских забот и развеивающий скуку ежедневных обязанностей. В Риме Д. почитали под именем Вакха (отсюда возникло название его праздников — «вакханалии» и его участниц — «вакханки») или Бахуса. Многочисленные изображения Д. представляют его в виде юноши с венком на голове и с тирсом или чашей в руке. Священным животным Д. был козел, растением — виноградная лоза.

Диоскуры (греч.) — «сыновья Зевса» — прозвище близнецов Полидевка (рим. Поллукс) и Кастора, сыновей Тиндарея и Леды. По некоторым мифам, сыном Зевса был только Полидевк, а Кастор был сыном Тиндарея, поэтому Полидевк родился бессмертным, а Кастор — смертным (вариант: они оба были сыновьями Зевса, откуда и возникло их прозвище). Кастор считался искусным укротителем коней, а Полидевк — непревзойденным кулачным бойцом. Наиболее известны мифы об освобождении сестры Д. Елены, похищенной Тесеем, об участии Д. в походе аргонавтов, в котором Полидевк победил Амика, и о битве Д. с сыновьями царя Афарея, Идасом и Линкеем. Д. похитили у них невест Фебу и Гилаиру, дочерей Левкиппа, а также стадо скота. Догнав похитителей, Идас убил Кастора, но Линкей был убит Полидевком, а за гибель Кастора отомстил Зевс, испепелив молнией Идаса. Полидевк так горевал по брату, что Зевс разрешил ему отдать Кастору половину своего бессмертия. С тех пор братья поочередно проводили одну половину суток в Аиде, а другую — на Олимпе среди богов, появляясь на небе в виде утренней и вечерней звезды в созвездии Близнецов.

Дирка (греч.) — жена фиванского царя Лика, притеснявшая возлюбленную Зевса Антиопу. Когда сыновья Антиопы Амфион и Зет, рожденные ею от Зевса, выросли и захватили Фивы, они отомстили Д. за мучения матери, привязав ее к рогам дикого быка. Тело Д. было брошено в ручей, который получил ее имя.

Дискордия (рим.) — римская богиня раздора, соответствующая греческой Эриде.

Диспатер (рим.) — римский бог, повелитель подземного царства, отождествлялся с греческим Аидом.

Дисы (сканд.) — женские божества, считавшиеся помощницами при родах. В «Старшей Эдде» служат обозначением норн и валькирий.

Дити (индуист.) — «связанность», «ограниченность» — богиня, старшая дочь Дакши, жена Кашьяпы, мать асурдайтьев. Вместе со своей сестрой Дану является родоначальницей рода асур (в отличие от сестры Адити, родоначальницы богов).

Диша (др.-кит.) — «земля + зловредное влияние духов» — духи 72 звезд, оказывающие дурное влияние и считающиеся воплощением злых сил земли. Д. противопоставляются 36 тяныан — духи звезд Большой Медведицы. Повелителем Д. считается некий юноша-маг, который пронзает их вилами и бросает в земляные кувшины, а затем уносит в пустынные земли и сжигает, очертив вокруг огня круг известью, чтобы они не могли выбраться оттуда.

Диюй (др.-кит.) — «подземное судилище» — ад, представление о котором сложилось под влиянием китайского буддизма. Согласно представлениям о шести формах перерождения, назначаемых умершему в Д., самые добродетельные рождаются заново в облике князей, полководцев и сановников, менее добродетельные — соответственно заслугам — в облике купцов, ученых, земледельцев, ремесленников, вдовцов, бездетных, сирот. Затем следуют наказания в виде рождения в облике животных, птиц и насекомых. Д. состоит из 10 судилищ, каждое из которых имеет 16 залов для наказаний, где мучаются осужденные души перед следующим рождением. Души самоубийц возрождаются в облике голодных демонов, а после истечения срока этой жизни попадают в «город напрасно умерших», откуда нет пути к иному рождению.

ДОМОВОЙ (слав.) — дух дома, представляемый в виде небольшого человечка, имеющего сходство с хозяином дома, или старичка с густой белой бородой (или лицом, заросшим белой шерстью). Различали домашних Д., живущих в доме за печкой, и дворовых, присматривавших за скотом. От доброжелательного или враждебного отношения Д. зависел порядок и благополучие в доме, особенно здоровье скота. В жертву Д. приносили немного еды и питья. По поверьям, Д.мог превращаться в некоторых животных (кошку, собаку, корову, иногда крысу, лягушку). При переезде в новый дом нужно было совершить особый ритуал, чтобы уговорить домового переехать вместе с хозяевами, иначе им грозили беды.

Донар (герм.) — «громовник» — бог грома, соответствующий скандинавскому Тору.

Дор (греч.) — сын Эллина и нимфы Орсеиды, от имени которого получили название дорийцы.

Дорида (греч.) — дочь Океана и Тефиды, супруга Иерея, мать нереид.

Дракон — мифическое крылатое существо с туловищем пресмыкающегося (крокодила, змеи, ящерицы) и крыльями птицы или летучей мыши. Иногда в состав облика Д. входили и части тела других животных — рыбы, льва, тигра, козла, волка и др. Д. обычно приписывалась мощь и огромный размер, а также способность выдыхать огонь. В религиозных поверьях Д. часто были связаны с плодородием и водной стихией, выступали в роли хранителей источников и требовали человеческих жертв. В мифах Д. нередко выступает как страж сокровищ, собственных или принадлежащих могущественному хозяину, слугой которого он является. В большинстве мифологий присутствует сюжет о герое, который убивает Д. и завладевает его сокровищами (варианты: спасает прекрасную девушку, избавляет народ от бедствия и т. п.).

Драупади (др.инд.) — дочь царя панчалов Драупады, жена братьев пандавов. Д. была красавицей, и на ее руку претендовало множество женихов. Ее отец устроил сваямвару (выбор жениха невестой), на которой в состязаниях женихов по стрельбе из лука победил Арджуна. Вернувшись с праздника, пандавы сказали своей матери Кун-ти, что привезли большую добычу, и по заведенной в семье традиции спросили мать, кому эта добыча достанется. Кунти, еще не зная, что именно привезли ее сыновья, ответила им, чтобы они пользовались добычей совместно, и в согласии с волей матери Д. стала обшей женой братьев. Когда Юдхиштхира проиграл кауравам в кости царство, братьев, самого себя и, наконец, Д., Дурьодхана и Духшасана оскорбили ее, и это послужило поводом к войне пандавов и кауравов. После битвы на Курукшетре Д. стала царицей в Хастинапуре, а позже, когда Юдхиштхира отказался от царства, сопровождала пандавов в странствиях и умерла, не выдержав тягот пути.

Дриады (греч.) — от «дуб», «дерево» — лесные нимфы, покровительницы деревьев. Д., рождающиеся вместе с деревом и гибнущие вместе с ним, назывались гамадриадами.

Дриопа (греч.) — дочь царя племени дриопов, возлюбленная Гермеса, от которого она родила Пана. Ребенок был покрыт волосами, с рогами и козьими копытами. Испуганная видом ребенка, Д. бросила его, но Гермес отнес сына на Олимп, где он понравился всем богам и получил имя Пан. (По другой версии, Д. насильно овладел Аполлон. Мужем Д. был Андремон, которому она родила сына Амфиса, основавшего одноименный город и ставшего там царем. Д. была превращена в дерево в наказание за то, что обрывала цветы лотоса.)

Дрона (др.-инд.) — «ковш» — герой «Махабхараты», учитель пан давов и кауравов. Родился из семени мудреца Бхарадваджи, выпавшего при виде апсары Гхритачи, и был выращен отцом в деревянном ковше, по которому получил свое имя. Брахман по рождению, Д. стал знатоком и учителем военного искусства. В битве на Курукшетре Д. участвовал на стороне кауравов и после смертельного ранения Бхишмы возглавил их войско. Чтобы осилить Д., пандавы распустили ложный слух о гибели его сына Ашваттхамана. Поверив слуху, Д. перестал сражаться, и тогда Дхриштадьюмна, сын убитого им царя Драупады, отсек ему голову.

Дуат, Дат (егип.) — преисподняя, место пребывания умерших. Отождествлялась с подземным царством, а также с горизонтом — с местом, куда заходит солнце.

Думузи — см. Таммуз.

Дурга (индуист.) — «труднодоступная» — имя супруги бога Шивы в одной из ее грозных ипостасей. В мифах Д. выступает как богиня-воительница, защитница богов и мирового порядка от демонов. Один из ее главных подвигов — уничтожение демона-буйвола Махиши, прогнавшего богов с неба на землю. Так как Махиша не мог быть побежден ни мужчиной, ни животным, Д. вступила с Ним в поединок и убила его. Д. обычно изображают десятирукой женщиной, восседающей на льве или тигре, с оружием в руках.

Дурьодхана (индуист.) — «с кем трудно сражаться» — герой «Махабхараты», сын царя Дхритараштры и его жены Гандхари, старший из братьев кауравов. Рожден по воле Шивы и Умы в дар асурам и является воплощением демона зла Кали. Д. постоянно преследует своих двоюродных братьев пандавов, ставит им ловушки, вынуждает их уйти в изгнание на 13 лет, а после их возвращения отказывается вернуть им царство и готовится к войне с ними. Перед решающей битвой ему предоставляется выбор — взять в советники Кришну или отказаться от его советов и взять его войско. Д. берет войско и этим обрекает кауравов на поражение, предпочтя военную силу разуму и справедливости. Когда войска кауравов были разбиты, Д. благодаря своей волшебной способности дышать под водой укрылся на дне озера, но пандавы разыскали его, и он был вынужден вступить в поединок с Бхимой. В этом поединке Д. сражался так искусно, что Бхима одолел его, только нанеся ему запрещенный удар палицей ниже пояса.

Дуузу — см. Таммуз.

Дхарма (др.-инд.) — «должное» — сначала божественный мудрец, затем бог справедливости, сын Брахмы (или Атри, великого риши, родившегося из мысли Брахмы), олицетворяющий понятие дхармы — закона, морального правопорядка, добродетели. Женами Д. считаются десять дочерей Дакши, каждая из которых олицетворяет какое-либо достоинство, входящее в круг понятий о дхарме (славу, счастье, веру и т. п.).

Дхритараштра (др.-инд.) — сын отшельника Вьясы и вдовы царя Вичитравирьи Амбики. Так как Амбика зажмурилась при виде безобразного Вьясы, Д. родился слепым. Из-за своей слепоты Д. передал власть своему младшему брату Панду, но после его смерти все же стал царем. От своей жены Гандхари Д. имел одну дочь и сто сыновей — кауравов. После окончания войны пандавов и кауравов Д. с женой ушел в лес, чтобы вести отшельническую жизнь, и там они оба погибли от лесного пожара.

Дьявол (христ.) — «клеветник» — мифологический дух, олицетворяющий мировое зло и противостоящий Богу. В христианской мифологии считается повелителем подземного мира, где мучаются души грешников (ада), и является главным вдохновителем колдунов и ведьм, причиняющих зло людям.

Дэвы (авест.) — злые духи или сверхъестественные существа, персонажи мифологий,иранских, тюркских, армянских, грузинских, дагестанских народов. Как правило, они имеют облик великанов, часто с несколькими головами, звериными или человечьими, обросших шерстью, с острыми когтями на руках и ногах, обладают огромной силой. Живут в ущельях, в пустынях, в пещерах, на дне озер, владеют огромными сокровищами. Похищают людей и держат их в темницах, чтобы использовать для еды. Существует множество мифов и сказаний о борьбе с Д., в которых герой освобождает пленных красавиц, спасает царства и завладевает сокровищами Д.