пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |
Л
Лаббу (аккад.) — чудовищный лев, которого бог Эняиль нарисовал на небе и оживил. Для борьбы с Л. боги послали бога Тишпака, который одержал победу.
Лабдак (греч.) — отец Лая, внук Кадма, растерзанный вакханками.
Лаверна (рим.) — римская богиня прибыли, считавшаяся также покровительницей воров. Первоначально Л., видимо, была богиней ночной тьмы.
Лавиния (рим.) — дочь царя Латина и Аматы, помолвленная со своим двоюродным братом Турном. Отец, повинуясь предсказанию оракула, решил отдать Л. в жены Энею, что привело к войне между Энеем и Турном. Победив Турна и женившись на Л., Эней основал в Лации город Лавинию, названный в честь жены. После смерти Энея Л. бежала от преследований пасынка Аскания-Юла в лес, где родила сына Сильвия, ставшего родоначальником царского рода Альба-Лонги (вариант: Сильвий был сыном Аскания).
Ладон (греч.) — 1. Дракон, сын морских божеств Форкия и Кето, охранявший золотые яблоки Гесперид. Убит Гераклом с помощью стрелы, пропитанной ядом Лернейской гидры (одиннадцатый подвиг героя). 2. Бог одноименной реки в Аркадии, сын Океана и Тефиды, отец Дафны.
Лазарь Четверодневный (библ.) — «бог помог» — человек, воскрешенный Иисусом Христом через четыре дня после погребения, житель Вифании, брат Марии и Марфы, оказавших гостеприимство Иисусу. Узнав о болезни Л., Иисус пришел в Иудею. Марфа встретила его и, не смея просить о воскрешении, сказала: «Знаю, чего ты попросишь у Бога, даст тебе Бог». В ответ на требование Иисуса отвалить камень от пещеры, в которой было похоронено тело Л., она напомнила, что труп уже разлагается и смердит, но Иисус позвал мертвеца: «Лазарь! Иди вон!» Л. вышел, обвитый погребальными пеленами, и Иисус велел развязать его.
Лазарь Убогий (библ.) — «бог помог» — нищий, сидевший у ворот богача и просивший объедки с его стола. После смерти Л. был отнесен ангелами «на лоно Авраамово», а богач, мучившийся в адском пламени, просил Авраама послать Л., чтобы тот омочил палец в воде и коснулся языка богача. На это Авраам ответил, что богач жил на земле хорошо, а Л. плохо, поэтому здесь все произошло наоборот. Тогда богач попросил Авраама воскресить Л. и послать к его братьям, чтобы те успели покаяться, но Авраам ответил, что те, кто не слушает проповедников, и вставшего из мертых не послушают.
Лаий, Лай (греч.) — фиванский царь, потомок Кадма, сын Лабдака, муж Иокасты, отец Эдипа. Когда Зет и Амфион захватили власть в Фивах, Л. был изгнан и отправился в Пелопоннес. Здесь Л. совратил Хрисиппа, сына Пелопа, и мальчик затем покончил с собой. Это преступление навлекло на Л. гнев богов. Когда он узнал от Дельфийского оракула, что за содеянное ему суждено умереть от руки своего сына, то приказал бросить вскоре родившегося мальчика в глухом лесу. Через много лет, решив узнать, не выжил ли случайно его сын и не грозит ли ему с этой стороны опасность, Л. вновь отправился к оракулу в Дельфы и по дороге был убит во время завязавшейся ссоры путником, оказавшимся его сыном Эдипом.
Лакшмана (др.-инд.) — герой «Рамаяны», сын царя Дашаратхи и его третьей жены Сумитры, сводный брат и верный друг Рамы. По преданию, в Л. воплотилась восьмая часть божественной природы бога Вишну. В юности Л. по просьбе мудреца Вишвамитры пошел вместе с Рамой защищать от демонов обители отшельников, а позже добровольно разделил 14-летнее изгнание Рамы. Л. умер, спасая Раму от проклятия Дурвасаса.
Лакшми (др.-инд.) — «счастье», «добрый знак» — богиня счастья, богатства и красоты, супруга Вишну. Она появилась с цветком лотоса в руках (или на цветке лотоса) из Мирового океана во время его пахтанья (вариант: в самом начале творения, всплыв из первозданных вод на цветке лотоса). Другое ее имя — Шри («счастье», «процветание»). По некоторым мифам, Л. является дочерью Бхригу и Кхъяти. Считается, что она сопровождает Вишну во всех его аватарах, воплощаясь в их супругу или возлюбленную (в Ситу, супругу Рамы; в Рук-мини, супругу Кришны, и т. п.). В «Махабхарате» Л. считается воплощением Драупади, супруги братьев пандавов.
Ламия (греч.) — 1. В греческой мифологии — женщина-демон, пожирающая детей и питающаяся их кровью. По легенде, Л. была красивой девушкой, возлюбленной Зевса. После того как ревнивая Гера убила ее детей, Л. укрылась в пещере и превратилась в чудовище. Так как Гера лишила ее сна, Л. стала бродить по ночам, но Зевс сжалился над ней и дал ей возможность вынимать свои глаза, чтобы она могла заснуть. 2. В европейской мифологии — злой дух, змея с головой и грудью красивой женщины. Считалось, что Л. убивает детей, соблазняет мужчин и может пить их кровь. Живет в лесах, оврагах, заброшенных замках.
Лаодамант (греч.) — фиванский царь, сын Этеокла, погибший во время похода эпигонов на Фивы.
Лаодамия (греч.) — 1. Дочь царя Акаста, супруга Протесилая. После гибели мужа покончила с собой. 2. Дочь Беллерофонта, мать Сарпедона (от Зевса). Убита Артемидой.
Лаодика (греч.) — 1. Самая красивая из дочерей Приама и Гекубы, жена Геликаона. После взятия Трои Л., спасаясь от преследования победителей, была поглощена разверзнувшейся землей. По одному из мифов, Л. влюбилась в афинского царевича Акаманта, который посетил Трою в качестве посла, требовавшего возвращения Елены, и родила от его сына Мунита. После смерти Мунита, которого укусила змея, Л. умерла от горя. 2. Одна из дочерей Агамемнона и Клитемнестры (называемая также Электрой). 3. Девушка из страны гипербореев, привезшая на о-в Делос культовые реликвии Аполлона и почитавшаяся как одна из основательниц святилища Аполлона на Делосе.
Лаокоон, Лаокоонт (греч.) — троянский герой, жрец Аполлона, пытавшийся помешать троянцам втащить в город оставленного греками деревянного коня, в котором спрятались враги. Боги, предрешившие гибель Трои, послали двух огромных змей, которые удушили Л. с сыновьями. Гибель Л. была воспринята троянцами как наказание за непочтение к Афине, в жертву которой был предназначен конь, и они внесли коня в Трою себе на погибель.
Лаомедонт (греч.) — царь Трои, сын Ила и Эвридики. В его царствование Троя была обнесена стеной, которую построили Посейдон и Аполлон, посланные на службу к Л. в наказание за попытку свергнуть Зевса (вариант: стены строил Посейдон, а Аполлон пас стада Л.). Так как Л. отказал обоим богам в обещанной плате, Аполлон наслал на Трою чуму, а Посейдон — морское чудовище, пожиравшее людей. Чтобы избавиться от чудовища, Л. вынужден был принести ему в жертву свою дочь Гесиону, но Геракл спас Гесиону и убил чудовище. Л. обманул и Геракла, не отдав ему волшебных коней, обещанных за спасение дочери. Впоследствии Геракл предпринял поход против Трои, разорил город и убил Л. и всех его сыновей, кроме Подарка, известного затем под именем Приама.
Лао-цзы (кит.) — «старый ребенок» — основатель философского даосизма в Китае, считающийся автором «Даодэцзин». Согласно мифам он был зачат без отца от солнечной энергии в пятицветной жемчужине, проглоченной его матерью Сюань-Мяо-Юйнюй. Л.-ц.
пробыл в ее утробе 81 год и родился уже стариком, выйдя из ее левого подреберья. Он был рожден под сливовым деревом, через 9 дней после рождения имел рост 9 чи (около 3 м) и все внешние признаки святого. В даосизме считался главой всех бессмертных, рожденным небом и землей, и обладал магическими способностями, в том числе и способностью к смене облика. Прожив около 200 лет, Л.- ц. на черном быке отправился в Гималаи, где передал начальнику пограничной заставы книгу «Даодэцзин». В поздней мифологии Л.-ц. почитали как покровителя колдунов, кузнецов, серебряных и золотых дел мастеров, изготовителей пиал и палочек для еды. Его часто изображали в виде старца верхом на быке.
Лапифы (греч.) — «каменные», «горные» или «дерзкие» — мифическое племя, жившее в Фессалии, в горах и лесах Оссы и Пелиона.Л. ведут происхождение от бога реки Пенея, дочь которого Стильба родила от Аполлона сына Лапифа. Его дети стали родоначальниками племени Л., которое отличалось воинственностью, диким и необузданным нравом, проявившимся в сражении с кентаврами. Сражение между Л. и кентаврами произошло на свадьбе Пирифоя и Гипподамии, когда кентавр Эврит попытался похитить невесту. Другие кентавры тоже набросились на женщин, и начался бой, в котором почти все кентавры были перебиты.
Ларвы — см. Лемуры.
Лары (рим.) — древнеримские мелкие божества, охранявшие дом и семью (подобно домовым). В отличие от пенатов Л. были связаны с домом, с домашним очагом и семейной трапезой, с деревьями и рощами, посвящавшимися им в усадьбе. Согласно поверьям, когда семья навсегда покидала свое жилище, Л. оставались в доме, а пенаты следовали за хозяевами. Считалось, что Л. охраняли хозяев не только дома, но и во время путешествий, на войне, на полевых работах. Изображения домашних Л. помещались в особом шкафу (ларарии) около домашнего очага, по соседству с изображениями пенатов. Римляне почитали также общественных Л., считавшихся покровителями города и государства. К ним причисляли Акку Ларентию, Ромула и Рема и др. Улицы города также имели своих собственных Л.-покровителей, алтари которых ставились на перекрестках.
Латона — см. Лето.
Латырь — см. Алатырь.
Лахесис (греч.) — одна из мойр, дающая жребий судьбы человека до начала его жизни.
Лаэрт (греч.) — отец Одиссея.
Леандр (греч.) — см. Геро.
Левиафан (библ.) — от «свертываться», «виться» — мифическое морское животное в виде чудовищного змея, крокодила или дракона. Упоминается как могучее существо, над которым бог одерживает победу в начале времен. По описанию Л. в книге Иова: «...круг зубов его — ужас... от его чихания показывается свет, глаза у него, как ресницы зари... дыхание его раскаляет угли, из пасти его выходит пламя, он кипятит пучину, как котел, и море он претворяет в кипящую мазь...»
Левкипп (греч.) — 1. Царь Мессении, сын Периера и дочери Персея Горгофоны, брат Тиндарея и Икария, отец Фебы и Гилаиры, похищенных Диоскурами у их женихов Афарешидов. 2. Сын пелопоннесского царя Эномая, влюбленный в нимфу Дафну. Л. прокрался к ней, переодевшись в женское платье, но его хитрость была раскрыта, и по приказу Аполлона он был убит спутницами нимфы.
Левкофея, Левкотея (греч.) — «белая богиня» — морская богиня, в которую превратилась Ино, бросившись в море.
Левкофоя (греч.) — нимфа, возлюбленная Аполлона. За бесчестье была живой зарыта в землю. Аполлон превратил Л. в растение, смола которого употреблялась для приготовления ладана.
Леда(греч.) —дочьэтолийского царя Фестия, сестра Алфеи, супруга спартанского царя Тиндарея, от которого имела дочь Клитемнестру и сына Кастора. По легенде, Зевс, плененный красотой Л., явился к ней в облике лебедя, когда она купалась в реке. От этого союза родились Полидевк и Елена одновременно с детьми Тиндарея Кастором и Клитемнестрой. (По другой версии, оба Диоскура — сыновья Тиндарея, и только Елена — дочь Зевса.) По более поздним мифам, Л. снесла от Зевса два яйца: из одного вылупилась Елена, а из другого — братья Диоскуры (вариант: Елена родилась от Зевса и Немесиды, которая превратилась в гусыню, спасаясь от Зевса, превратившегося в лебедя и овладевшего ею. Яйцо, из которого вылупилась Елена, было найдено пастухом и сохранено Л.).
Лемминкяйнен (фин.) — герой карельского и финского эпоса. Л. совершает поездки на пир (или для сватовства) во враждебную страну Пяйвёлу (или другую страну). Перед путешествием в Пяйвёлу мать предупреждает Л. о различных опасностях, которые встретятся ему в пути, и предсказывает ему гибель, но он преодолевает все преграды. В Пяйвёле Л. подносят пиво со змеями и червями, и оскорбленный герой убивает хозяина. По другому варианту мифа, Л. убили на пиру, и мать отправилась за ним в загробный мир Туонелу. Там она граблями выловила тело Л. из реки мертвых Туони и спросила сына, сохранилась ли в нем жизнь. Тот ответил, что его нельзя вернуть к жизни, и превратился в рыбу.
Лемуры, ларвы (рим.) — по представлению древних римлян, души умерших, не получивших должного погребения, не нашедшие себе покоя из-за своей вины или нанесенного им оскорбления, злодеев и т. п., бродящие по ночам и насылающие на людей безумие. Считалось, что Л. обитают в подземном мире, а по ночам являются на землю и преследуют своих обидчиков.
Лернейская гидра (греч.) — гигантская змея, родившаяся от Тифона и Ехидны. Л. г. жила в Лерне на болоте, выползая оттуда по ночам и пожирая людей и скот. У нее было 9 голов (варианты: 50 или 100), одна из которых была бессмертна. Вместо каждой отрубленной головы у Л. г. вырастали две новые. По воле Эврисфея Геракл сразился с Л. г. и убил ее (второй подвиг героя). Чтобы срубленные головы не отрастали снова, его племянник Иолай прижигал их горящей головней, а на бессмертную голову Геракл навалил огромный камень. После убийства Л. г. Геракл намазал свои стрелы ее ядовитой желчью, и с тех пор рану от его стрел стали неизлечимыми.
Лестригщны, листригоны (греч.) — мифический народ великанов-людоедов, с которым встретился во время своих странствий Одиссей. Л. разбили одиннадцать кораблей Одиссея, бросая в них огромные камни со скал, и съели его спутников. Только кораблю, на котором плыл сам Одиссей, удалось спастись.
Лета (греч.) — богиня забвения, дочь богини раздора Эриды. По ее имени названа река в царстве мертвых, глоток воды из которой заставляет души умерших забыть земную жизнь.
Лето, Латона (гцеч.) — титанида, дочь титана Коя и Фебы, возлюбленная Зевса, мать Аполлона и Артемиды. Согласно мифу во время ее беременности ревнивая Гера закляла землю, чтобы ни один клочок суши не смог принять Л. для разрешения от бремени. Только маленький о-в Делос согласился принять ее, и там она родила Артемиду и Аполлона. По одному из вариантов мифа, Гера задержала на Олимпе богиню разрешения от бремени Элифию, и Л. мучилась родами 9 дней, пока богини не подкупили Элифию ожерельем, переданным через Ириду. По другому варианту, Артемида, родившаяся первой, принимала у матери маленького Аполлона. В мифах Л. выступает как любящая мать, любимая своими детьми, которые жестоко расправляются с ее недругами (с великаном Титием, пытавшимся обесчестить Л., с оскорбившей Л. Ниобой и ее детьми и т. п.). Она гордится своими детьми и всегда действует заодно с ними. В Троянской войне они вместе помогают троянцам. Когда Аполлон спасает Энея, Я. и Артемида возвращают герою мощь и красоту. Л. изображали в виде скромной женщины с головой, накрытой покрывалом. В живописи ее обычно помещали рядом с детьми.
Леший (вост.-слав.) — лесной дух, хозяин леса и зверей, представляемый в виде небольшого человечка в одежде из шкур или древесной коры. Левая сторона одежды Л. запахнута на правую, левый лапоть надет на правую ногу и наоборот. Л. считается недружелюбным или вредоносным существом, он пугает людей смехом, кидается палками и шишками, может завести людей в лесу так, чтобы они заблудились, или напустить на них диких зверей. Считается, что для защиты от Л. заблудившийся человек не должен ничего есть или должен носить с собой лутовку (кусок липового дерева, очищенный от коры).
Либер (рим.) — древнеримский бог плодородия, затем виноградарства, отождествлявшийся с Вакхом-Дионисом. Его женская параллель — Л ибера отождествлялась с женой Диониса — Ариадной (иногда с Прозерпиной). КЛ. и Либере римляне присоединили также богиню земледелия Цереру. Эти три божества образовали плебейскую триаду, которую особенно чтили низшие слои населения (в противоположность патрицианской триаде, которую составляли Юпитер, Юнона и Минерва). Посвященный Л. праздник — либералии —сопровождался шуточными песнями и представлениями, ставшими одним из истоков римской комедии. После упразднения сословий Л. стал богом свободных самоуправляющихся городов по созвучию со словом libertas («свобода»).
Либитина (рим.) — древнеримская богиня похорон, в храме которой находились похоронные принадлежности. Как подземная богиня, она отождествлялась с Прозерпиной, а как богиня плодородия — с Венерой (Венера Либитина).
Ливия, Либия (греч.) — нимфа, дочь Эпафа, давшая свое имя Ливии — стране к западу от Египта. Родила от Посейдона близнецов Лгенора и Бела — царей Финикии и Египта.
Лик (греч.) — 1. Фиванский царь, убитый Гераклом за то, что в отсутствие Геракла захватил власть в Фивах и изгнал оттуда жену героя Мегару. 2. Муж Дирки, захвативший власть в Фивах и преследовавший возлюбленную Зевса Антиопу. Был убит вместе с Диркой сыновьями Антиопы Зетом и Амфионом.
Ликаон (греч.) — 1. Аркадский царь, сын Пеласга и океаниды Киллены, отец нимфы Каллисто и 50 сыновей, отличавшихся дикостью и необузданностью. Согласно одному из мифов Л. принес в жертву Зевсу мальчика, и за это был превращен в волка. По другому мифу, Л., желая испытать всеведение царя богов, подал ему угощение из мяса собственного сына (или внука). Зевс опрокинул стол и испепелил Л. и его сыновей (вариант: Л. превратился в волка, а разгневанный Зевс наслал потоп на человеческий род). 2. Юный сын Приама, убитый Ахиллом.
Ликомед (греч.) — царь долопов на о-ве Скирос, к которому бежал из Афин Тесей, свергнутый Менесфеем. Л. из страха перед могущественным героем или ИЗ угождения Менесфею столкнул Тесея со скалы в пропасть (вариант: Тесей оступился и упал случайно). Фетида укрывала юного Ахилла среди дочерей Л., желая спасти сына от участия в Троянской войне, сулившей ему гибель. От тайной связи Ахилла с дочерью Л. Деидамией родился сын Неоптолем (Пирр).
Ликург (греч.)— 1. Царь эдонов во Фракии, изгнавший из своей страны младенца Диониса вместе с кормилицами и ослепленный за это Зевсом. По поздним мифам, Л. отказался признать Диониса богом, и тот наслал на него безумие, в припадке которого Л. убил своего сына Дрианта, думая, что перерубает виноградную лозу. Оскверненная пролитием крови земля перестала давать урожай, и по указанию богов вернуть ей плодородие можно было, только убив Л. Эдоны отвели Л. на гору Пангей и бросили связанного под копыта лошадям. 2. Царь Немей, которому пираты продали Гипсипилу.
Лилит (иуд.) — от «ночь» — злая женщина-демон, вредящая деторождению и младенцам. Считалось, что она наводит порчу на младенцев, похищает и подменяет их, также ей приписывали порчу рожениц и бесплодие. Согласно преданию Л. была первой женой Адама, сделанной из такой же глины. Между Адамом и Л. сразу же возник спор — Л. утверждала, что они с Адамом равны, так как сделаны из одной и той же глины, но не сумела убедить его и улетела. В Красном море ее настигли три ангела, посланные богом. Л. отказалась вернуться и заявила, что будет вредить новорожденным, и тогда ангелы взяли с нее клятву, что она не будет заходить в дома, где будут они сами или их имена. По мифу, Л. стала женой Самаэля и матерью демонов.
Лин (греч.) — прекрасный юноша, сын Аполлона и дочери аргосского царя Псамафы. Л. был брошен матерью, воспитан пастухами и погиб, растерзанный собаками. Разгневанный Аполлон наслал на страну Месть, убивавшую детей. Чтобы умилостивить бога, жители Аргоса учредили в честь Л. летний праздник, во время которого приносили в жертву собак и пели скорбные песни. По другой версии, Л. был сыном Амфиарая и музы Урании, знаменитым певцом и музыкантом, жившим в пещере на горе Геликон. Л. вступил в музыкальное состязание с Аполлоном и был убит. Поздние мифы считали Л. мудрецом, обучавшим Геракла игре на кифаре. Когда Л. наказал Геракла, тот в приступе гнева ударил его кифарой и убил.
Линкей (греч.) — 1. Один из 50 сыновей Эгипта, сватавшихся к Данаидам, внук Бела, правнук Посейдона. Л. по жребию получил в жены Гипермнестру, которая оказалась единственной из сестер, пощадившей своего супруга вопреки приказу отца. Л. стал отцом Абан-та и предком Персея и Геракла. 2. Сын Афарея, брат Идаса. Отличался необычайно острым зрением, мог видеть под землей и водой. Вместе с братом Идасом Л. участвовал в походе аргонавтов, калидонскоп охоте и в битве с Диоскурами, во время которой был убит Полидевком.
Листригоны — см. Лестригоны.
Лих, Лихас (греч.) — спутник и вестник Геракла, участник его последних походов. Жена Геракла Деянира приревновала мужа к Иоле и передала ему через Л. хитон, отравленный кровью кентавра Несса. Когда яд начал действовать, Геракл в припадке бешенства бросил Л. в море, и Л. превратился в прибрежную скалу, которая получила его имя.
Лихо (вост.-слав.) — воплощение злой доли, тощая женщина без одного глаза, встреча с которой предвещает несчастье и может привести к потере руки или гибели человека.
Лия (библ.) — «тёлка» — старшая дочь Лавана, которую отец обманом выдал за Иакова вместо младшей дочери Рахили. Л. была некрасива и подслеповата, но отличалась от Рахили плодовитостью, родив от Иакова шестерых сыновей и дочь Дину.
Лока (др.-инд.) — «мир», «свет» — название мира как составной части Вселенной. Наиболее известны трехчленное разделение Вселенной на небо, землю и подземный мир (трилока), и деление на Верхний и Нижний миры, каждый из которых разделяется на семь Л.
Локапалы (индуист., будд.) — «охранители мира» — 1. В индуистской мифологии — боги, повелевающие сторонами света и охраняющие их. Первоначально Л. было четыре, затем — восемь. У каждого Л. есть свой слон, который поддерживает свою часть света. Л. были поставлены Брахмой после свержения с небесного трона Нахуши и возвращения Индры. Индра получил восток (слон Айравата), Яма — юг (слон Вамана), Варуна — запад (слон Анджана), Кубера — север (слон Сарвабхаума). Иногда вместо Куберы выступают Агни (слон Пундарика) или Сома (слон Супратика). Охранителем северо-востока считается Сома, юго-востока — Сурья, юго-запада — Агни, северо-запада — Ваю. Каждая из сторон света описывается в виде особого царства. 2. В буддийской мифологии — четыре великих царя, охраняющие стороны света: Дхритараштра (восток), Вирудхака (юг), Вирупакша (запад) и Вайшравана (север). Позднее Л. стали называть местные божества (охранителей гор, рек, лесов, племен и т. п.), причисленные к буддийскому пантеону.
Локи (сканд.) — скандинавский бог из асов, хитрец, плут и насмешник, сын великана Фарбаути и Лаувей (или Наль), муж Сигюн. (Предполагается, что Лофт и Лодур —также его имена.) В некоторых мифах Л. назван кровным братом Одина. От великанши Ангрбоды Л. породил трех чудовищ — повелительницу царства мертвых Хель, волка Фенрира и мирового змея Ёрмунганда. Когда один из великанов взялся с помощью своего жеребца построить Асгард за полтора года и потребовал в уплату от асов солнце, луну и богиню Фрейю, Л. превратился в кобылу, чтобы отвлечь жеребца от работы. Великан не закончил работу в срок и в наказание был убит, а Л. в виде кобылы произвел на свет восьминогого коня Слейпнира, которого взял себе Один. В мифе о похищении молота Тора великаном Трюмом Л. помогает вернуть молот хитростью, посоветовав Тору переодеться в богиню Фрейю, которую послали Трюму как невесту. Вместе с Оди-ном и Хёниром Л. участвовал в оживлении первых людей, в похищении сокровищ карлика Андвари, а также в приключениях с великаном Тьяцци, который превратился в орла и стал таскать у асов мясо. Л. ударил его палкой, но его руки с палкой прилипли к телу орла. Тьяцци согласился отпустить Л., если тот доставит ему богиню Идунн вместе с молодильными яблоками. Л. заманил богиню в лес, обещав ей показать там другие молодильные яблоки, и отдал ее Тьяцци, но асы после этого начали стареть и потребовали вернуть Идунн. Тогда Л. одолжил у Фрейи соколиное оперение, прилетел к Тьяцци, похитил Идунн, превратив ее в орех, и вернул в Асгард. Асы убили погнавшегося за ним Тьяцци в образе орла, но его дочь Скади пришла к ним с оружием, чтобы отомстить за отца. Чтобы помириться с ней, асы должны были предоставить ей мужа из их числа, а также рассмешить ее. Л. рассмешил великаншу, привязав бороду к своим гениталиям. Впоследствии Л. сыграл роковую роль в гибели Бальдра: он подсунул слепому Хё'ду прутик из омелы, убивший Бальдра, а затем в обличий великанши Тёкк отказался оплакивать убитого. За это асы поймали Л. и привязали к трем камням в царстве мертвых (хель), где он должен был оставаться до конца мира. Согласно пророчеству вёльвы Л. во время последней битвы приводит корабль мертвецов для борьбы с богами, асам сражается с Хеймдаллем, и они убивают друг друга.
Лотофаги (греч.) — «поедатели лотоса» — мифический народ, питающийся плодами лотоса. К землям Л. бурей прибило корабли Одиссея. Когда разведчиков Одиссея угостили сладко-медвяным лотосом, они позабыли родину и захотели остаться в этой стране навсегда. Одиссею пришлось силой вернуть их на корабли и привязать к корабельным скамьям.
Лу (монг.) — дракон, владыка водной стихии и громовержец. Считается, что гром возникает, когда Л. ревет или скрежещет зубами, а молния — когда он быстро свивает и развивает свой хвост. Л. причисляется к небесным богам (тенгри). Кроме него есть еще лусы (духи — хозяева водоемов, а также гор, урочищ и др.). По преданию, первый из них вылупился из змеиного яйца в виде Л., но не захотел им оставаться и был сделан богами управляющим всеми водами на земле, произведя на свет множество лусов, заселивших все реки, озера, колодцы, ручьи и другие водоемы. По другим мифам, Л. — только ездовое животное громовержца, который ездит на нем летом, а зимой отдает его на хранение лусам. Лусы бывают женского и мужского пола, они, подобно людям, родятся, женятся, стареют и умирают.
Лу (тибет.) — мифологические существа, вылупившиеся из шести яиц, отложенных золотой космической черепахой. Имеют тело змеи и головы рыб, лягушек, скорпионов, змей и т. п. Обитают в воде, ведают погодой, охраняют полезные ископаемые, могут насылать болезни на людей и животных. В тибетском буддизме объединены с индийскими нагами.
Лугальбанда (шумер.) — правитель первой династии Урука, супруг богини Нинсун, отец Гильгамеша. Вместе с семью другими полководцами участвовал в походе против Аратты, но заболел в пути и был оставлен в горах. Чтобы догнать войско, Л. добился расположения волшебного орла Анзуда, украсив его гнездо ветками священного можжевельника и накормив его птенца лакомствами. За это Анзуд наделил Л. даром скорохода. После возвращения в войско Л. благодаря этому дару направился гонцом к богине Инанне, чтобы узнать о причинах военных неудач и выспросить у богини способ победить противника. Поздние сказания обожествляют Л., упоминая его вместе с Гильгамешем среди богов подземного мира.
Лун (кит.) — фантастическое существо, дракон, представляемый в виде животного с рогатой головой и телом пресмыкающегося. В средневековом Китае Л. считался символом императора, его изображали на троне и в императорском халате. Л. —доброе существо, его появление считается благоприятным, хотя в мифах встречаются и земные драконы, за дурные дела лишенные возможности подниматься на небо. В соответствии с учением о пяти первоэлементах сложилось представление о драконах Л. пяти цветов — желтые, зеленые, белые, красные и черные. Также существовало разделение Л. по внешнему виду — чешуйчатые, крылатые, рогатые и безрогие. Л. считался прародителем всех зверей и птиц, существующих на земле.
Луна (рим.) — древнеримская богиня ночного света. Впоследствии ее культ был вытеснен Дианой.
Лунная династия (индуист.) — один из двух царских родов, к которым принадлежит большинство легендарных героев эпических и пуранических сказаний индуистской мифологии. Прародителем Л. д. считается бог луны Сома, так как первым царем Л. д. был Пурура-вас, сын Будхи и внук Сомы, женившийся на апсаре Урваши. От его старшего сына Аюса родился Нахуша, одно время захвативший власть над тремя мирами. Яяти, сын Нахуши, имел пятерых сыновей — Яду, Турвасу, Друхъю, Ану и Пуру, считающихся родоначальниками многих племен и царских фамилий Индии. Наибольшей славы и могущества достигли потомки младшего сына Пуру, которому Яяти завещал свое царство. В числе потомков Пуру называют племена бхаратов и панчалов, царя Душьянту, Бхарату, Куру, Шантану — мужа богини Ганга и отца Бхишмы — и, наконец, Панду и Дхритараштру, чьи сыновья пандавы и кауравы являются основными действующими лицами «Махабхараты».
Лха (тибет.) — «бог» — горные и небесные божества, защищающие человека. По преданию, Л. возникли из скорлупы первородного яйца, породившего первочеловека. Считается, что каждого человека сопровождает группа из пяти Л., защищающих его и помогающих ему в отношенях с природой.
Лыбедь (вост.-слав.) — имя сестры Кия, Щека и Хорива, согласно легенде основавших Киев.
Лэй-гун (кит.) — «громовник» — бог грома. Сначала его представляли в виде дракона с человечьей головой, живущего в «болоте грома» и бьющего по своему животу, как по барабану. Позже Л.-г. стали изображать в виде человека с птичьими когтями и головой, с крыльями летучей мыши, со связкой барабанов за плечами и с молотком в руке или в виде свиноподобного существа черного цвета, с рогами, с двумя когтями на задних и передних лапах, с каменным топором. В отдельных сказаниях Л.-г. выступает персонажем, устроившим Великий потоп.
Лэй-цзу (кит.) — «гром-предок» — глава небесной управы грома (лэйбу), в которую входят также Лэй-гун, богиня молнии Дянь-му, бог ветра Фэн-боибогдождя Юй-ши. Л.-ц. изображали с третьим глазом на лбу, из которого лился поток света.
Люцифер (рим.) — «светоносный» — 1. Распространенное прозвище многих греко-римских богов, соотносимых с небесными светилами: Дианы, Эос и др. 2. Бог, олицетворяющий утреннюю звезду — планету Венеру. Л. считался сыном богини Эос и титана Астрея (вариант: Кефала), почитавшимся греками также под именем Эосфор. 3. В христианстве имя Л. стало одним из имен Сатаны.