пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |
Ч
Чакравартин, Чакраватин (будд.) — «вращатель колеса» — идеальный царь, устанавливающий во всем мире царство справедливости. Ч. рождаются в калъпе, когда в мире не появляются будды, и их рождение сопровождается теми же чудесами, что и рождение будд. Каждый Ч. имеет семь сокровищ: колесо, летающее по воздуху, при помощи которого Ч. и его войска могут достигать любой точки в мире; слона и коня, обладающих сверхъестественными способностями; драгоценный камень, излучающий свет на далекие расстояния; царицу, отличающуюся красотой и духовным совершенством, принадлежащую к одному из высоких королевских родов; мудрого советника; удачливого полководца, в качестве которого обычно выступает старший сын Ч.
Чальчиутликуэ (ацтек.) — «она в одежде из нефрита» — богиня пресной воды, озер и рек, жена Тлалока, сестра тлалоков, мать Сенцон-Мимишкоа (звезд северной части неба), покровительница путешествующих по воде. Ч. изображали в виде молодой женщины, сидящей среди водного потока, в головном уборе из белых и синих лент, с двумя большими прядями волос вдоль щек.
Чернобог (слав.) — злой бог, приносящий несчастье.
Чёрт (слав.) — «проклятый» — злой дух дохристианского происхождения. Христианские понятия о дьяволе оказали влияние на облик Ч. — его представляют в виде человекоподобного существа с рогами, хвостом и копытами, покрытого черной шерстью. Происхождение нечисти в народных легендах связывается с мифом о падших ангелах — они устали славить бога и были сброшены с неба на землю, где превратились в злых духов. Ч. отличаются от водяных и леших местами обитания (преисподняя, где они мучают грешников, болота, перекрестки и развилки дорог) и способностью к оборотни-честву. По поверьям, Ч. могут превращаться в черную кошку или собаку, в свинью, в змею, в человека, в том числе знакомого. Они постоянно причиняют людям мелкие неприятности, толкают их на дурные поступки, насылают морок, провоцируют на преступление, самоубийство. Ч. всячески пытаются заполучить человеческие души для своего хозяина, покупают или выманивают их у людей. В народе считалось, что колдуны я ведьмы приобретают у Ч. сверхъестественные способности в обмен на свою душу. Ч. могут соблазнять женщин, отчего рождаются упыри, вселяться в людей, насылать непогоду, метель, болезни. Они особенно опасны в «нечистых» местах в определенное время суток (обычно с полуночи до первых петухов, реже в полдень) или года (на Святки и в канун праздника Ивана Купалы). В эти периоды с ними возможно общение, их призывают в гаданиях и колдовстве.
Чжан Тяньши (кит.) — «небесный наставник Чжан» — главный маг и повелитель бесов. Согласно преданию им стал глава даосской церкви Чжан Дао-лин. В возрасте 60 лет он изготовил пилюлю бессмертия и превратился в молодого человека. Одновременно он по-лучил магическое знание и могущество, благодаря которому мог изгонять бесов и оборотней, а также проник в тайны превращений. После этого Чжан Дао-лин вознесся на небо (по другой версии, стал бессмертным) и получил титул Ч. Т.-ш. Ему приписывали власть над всей нечистью, которая могла повредить могилам предков, от его имени издавали указы против нечисти, рассылавшиеся по всей стране. В его ведении была и борьба с ядовитыми животными и насекомыми — змеями, скорпионами, ядовитыми пауками и т. п. Считалось, что Ч. Т.-ш. подчинены пять громов, убивающих нечисть, поэтому вокруг его изображений рисовали пять барабанов, символизирующих эти громы.
Чжун Куй (кит.) — повелитель демонов. Картинки с изображением Ч. К., хватающего бесов, наклеивались на створки дверей, чтобы защитить дом от нечисти.
Чжуняо (кит.) — «красная птица» — символ юга в виде птицы, напоминающей фэнхуана. Ее изображали на знамени, которое несли впереди войска (юг считался наиболее почетной стороной света).
Чистилище (христ.) — место, где души умерших очищаются перед вступлением в рай.
Чэн-хуан (кит.) — «городская стена, обнесенная рвом» — бог . города, заставляющий духов своей местности охранять город от Засухи и эпидемий. Ч.-х. обычно изображали в облике сановника высшего ранга. В каждом городе в качестве Ч.-х. почитали местного чиновника или полководца, спасшего город или прославившегося службой в нем.